«вас много, а райкин

Любовь победила все преграды

Аркадий Райкин и Руфь Иоффе. / Фото: www.ifotki.info

Через год Райкин пригласил всех на свой дипломный спектакль. Именно после премьеры «Смешных жеманниц» Мольера отец Руфи и ее мачеха согласились на брак Руфи и Аркадия. Они начали совместную жизнь в родительском доме Ромы, где им выделили комнату. Они были влюблены и счастливы. Омрачал их жизнь только тот факт, что мачеха Ромы не прекращала заниматься их воспитанием, неустанно делая замечания и одергивая зятя по поводу и без оного. Даже когда у Аркадия и Ромы родилась дочь Катя, она не переставала властно подчинять всех в доме своим представлениям о поведении в семье.

Аркадий Райкин. / Фото: www.wp.com

И Аркадий не выдержав прессинга, сбежал вместе с дочерью к своим родителям. Конечно, верная Рома тут же отправилась вслед за ним. Родители артиста были очень рады такому повороту событий, а маленькая Катя стала для них источником бесконечной любви и нежности. Впрочем, Аркадий и Рома вскоре получили комнату в коммуналке и начали свою самостоятельную жизнь.

Личная жизнь

Во время учебы в институте в 1934 г. Райкин познакомился с будущей женой Руфиной Иоффе. Судьба неоднократно его сталкивала с интересной девушкой, ее внешность осталась в памяти. Как-то он встретил ту самую на улице, но постеснялся заговорить. Затем Райкин встретил девушку в институтской столовой.

Руфь заговорила первой, и Аркадий скромно поинтересовался, чем она занята вечером. Девушка сказала, что совершенно свободна, Райкин пригласил красавицу в кино. Позже, на киносеансе, он предложил ей выйти за него замуж.


Аркадий и Руфь в 2012 году

В счастливом браке они прожили более 50 лет. Рома, а так звали жену Райкина в семье, была яркой и образованной женщиной. Имела литературный талант, который отмечали критики. Но как любая мудрая женщина, она понимала, что два таланта не смогут ужиться в одной семье.

Отодвинув свои желания на второй план, она во всем стремилась угодить мужу. Времени писать самой не хватало — Руфь играла в театре Райкина, была его секретарем и буквально не отходила от телефона.

В 1938 в семье Райкиных рождается дочь, девочку назвали Екатериной в честь бабушки. Аркадий Исаакович на седьмом небе от счастья, потому что хотел дочку. В 1949 году, когда Райкину исполняется 38 лет, супруга объявляет о новой беременности.

Кате, старшей дочке было 11 лет. Ребенка могло и не быть. Райкина всегда атаковали поклонницы, слухи об адюльтере дошли и до супруги. Она хотела прервать беременность, но сообщила о ней подругам, и те ее отговорили.

8 июля 1950 года Райкин еще раз стал отцом, у него родился сын Костя. Как и положено детям знаменитых родителей, он рос закулисным ребенком. Так же, как и Екатерина, Константин связал жизнь с театром и является Народным артистом России.

Руководство «Сатириконом»

После смерти отца Райкин Константин стал руководителе «Сатирикона». Именно он должен был продолжить дело отца. И надо сказать, что с поставленной задачей Константин справляется достойно. Он эффективно совмещает актерскую и режиссерскую деятельность в «Сатириконе».

В 1995 году его работу в спектакле «Превращение» (роль Грегора Замзы) отметили национальной театральной премией «Золотая маска». Вторую такую наградую он получил в 2000 году за участие в моноспектакле «Контрабас». Третья «Золотая маска» появилась у талантливого актера в 2008 году за блестящую работу в постановке «Король Лир».

Не менее плодотворно Райкин Константин работает в «Сатириконе» и в качестве режиссера. Его оригинальные постановки «Такие свободные бабочки» (1993), «Маугли» (1990), «Квартет» (1999), «Ромео и Джульетта» (1995) произвели впечатление на критиков и зрителей. В отзывах отмечалась глубина прочтения пьесы, зрелищность, оригинальностью воплощения событий на сцене.

Сын Константин Райкин

Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976 г.) Константин Райкин с детства увлекался многим — он успешно учился в физико-математической школе, увлекался спортивной гимнастикой, не оставляя этих занятий даже после перелома носа, который он получил, упав с брусьев.

После школы Костя планировал поступать на биофак, даже не задумываясь о карьере актера. То, что произошло потом, стало неожиданностью для него самого. Константин уже был принят в Ленинградский университет, и вдруг ему пришло в голову: а почему бы не испытать судьбу? Родители в те дни были в Чехословакии, на гастролях.

Никому ничего не сказав, Костя поехал в Москву и буквально штурмом взял приемную комиссию Щукинского театрального училища: пел, танцевал, читал басни, и все это с таким бешеным темпераментом, что его просто не могли не принять.

После окончания училища его уже ждала Галина Волчек в театре «Современник». На его сцене Константин трудился 10 лет. Затем последовал театр «Сатирикон» — сначала Константин служил там актером, а после смерти отца, в 1987 году, стал художественным руководителем.

Снимался Райкин-младший и в кино — зрители помнят, например, его искрометного персонажа в фильме «Труффальдино из Бергамо».

Создать прочную семью у Константина Аркадьевича получилось только с третьего раза.

В браке с Еленой Бутенко у него родилась дочь Полина (1988 г.).

Творческий путь

Еще студентом Райкин начал выступать с концертными номерами для детей, для создания которых использовал куклу Миньку, патефон и надувных поросят. Брал частные уроки пантомимы и сценического движения у знаменитого куплетиста и эксцентрика Михаила Савоярова.

Аркадий Райкин на заре карьеры

После окончания техникума был распределен в труппу Театра рабочей молодежи (ТРАМ), который позже был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, а сейчас носит название «Балтийский дом». Его зрителям Райкин запомнился как недотепа Воробушкин, фанатичный комсомолец.

Спустя два года Райкин попал в больницу с тяжелым приступом ревмокардита, после чего практически полностью поседел. С 26 лет актер был вынужден красить волосы, о чем его поклонники даже и не догадывались. Впрочем, это была малая цена за жизнь, ведь когда его госпитализировали, врачи были убеждены, что через неделю тело пациента отправится в морг.

Аркадий Райкин в молодости

После выздоровления Аркадий ушел из ТРАМ, поступил на службу в ленинградский Новый театр а также начал сниматься в кино («Огненные годы», «Доктор Калюжный»), но его первые роли практически никто не заметил. А вот на сцене дела шли гораздо лучше – в 1939 году Райкин стал лауреатом Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады, показав номера «Чаплин» и «Мишка». Одним из членов жюри был легендарный Утесов, который предрек молодому артисту долгое и успешное творческое будущее.

«Доктор Калюжный»: Аркадий Райкин и Янина Жеймо

На волне успеха Аркадия позвали в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени Райкина), где за три года он прошел путь от конферансье и артиста массовки до художественного руководителя. Ему удалось сформировать уникальную творческую команду, с которой он выступал перед советскими бойцами во время Великой Отечественной войны. Аркадий Райкин. Миниатюра «Чарли Чаплин» Его родные в это время находились в осажденном немцами Ленинграде и были вывезены из города одними из последних. Уже вырвавшись из блокадного кольца, отец Аркадия умер – от большого количества съеденной за раз пищи у измученного голодом мужчины случился заворот кишок.

В конце 1944 года Райкин с семьей вернулся в освобожденный Ленинград. Жизнь стала постепенно налаживаться, все спектакли Театра миниатюр проходили при полных аншлагах, и все благодаря Аркадию Исааковичу, который сам придумывал постановки и принимал в них самое активное участие.

Аркадий Райкин на фронте

Со временем билеты на его спектакли стали своеобразной «валютой», за которую можно было приобрести любой дефицит. Зрители так и говорили: «Идем на Райкина», хотя в коллективе работали и другие выдающиеся артисты – Мария Миронова, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Павел Рудаков, а позже пришли Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Виктор Ильченко и многие другие. В 1951 году в театр пришел и младший брат Аркадия Максим, который заменил внезапно ушедшего актера, да так и остался в труппе на долгие годы.

На репетиции Театра миниатюр

Феномен Райкина заключался не только в уникальным даре сценического перевоплощения, за что его называли «человеком с тысячей лиц». Номера артиста отличались острой сатирической направленностью и не всегда устраивали высшее руководство. В конце 70-х отношения с партийными властями Ленинграда окончательно испортились – Райкина неоднократно вызывали в ЦК, где ясно давали понять, что он ходит по тонкой грани. Такие визиты нередко заканчивались для Аркадия Исааковича больничной палатой (не выдерживало больное сердце), но он и не думал сдаваться и изменять жизненным и творческим принципам. Аркадий Райкин – О зайце и попугае (1977) Чтобы спасти театр, он обратился за помощью к Леониду Брежневу, с которым познакомился еще во время войны. Генсек пошел навстречу и дал распоряжение подготовить необходимое помещение, чтобы организовать переезд коллектива в Москву. Под театр отдали здание бывшего кинотеатра «Таджикистан», в котором четыре года велась реконструкция. Все это время коллектив Райкина выступал на разных концертных площадках Москвы, много гастролировал по стране и за рубежом.

Аркадий Райкин основал «Сатирикон»

В июне 1987 года в обновленном здании театра состоялась премьера спектакля «Мир дому твоему» по сценарию Семена Альтова. Райкин был уже серьезно болен, и эта постановка стала его последним выходом на сцену. Осенью театр был переименован в «Сатирикон», а в декабре артиста не стало. После смерти Аркадия Исааковича театр возглавил его сын Константин, который руководит им и по сей день.

Последние годы жизни

В 70-х здоровье мэтра сильно ухудшилось. Сатирик начал прибегать к помощи народной медицины и экстрасенсов. Первой целительницей стала Джуна. Лечение помогало, и ему стало лучше, но через полгода все вернулось на круги своя.

Родные говорили бросить выступления, но он отвечал, что без сцены ему станет еще хуже.

В конце жизни Леонид Исаакович решает переехать в Москву, питерский климат становится очень тяжелым для артиста. Но переехать вместе с театром. Власти Ленинграда отказывают ему. Первый раз он просит помощи у своего старого друга Леонида Ильича Брежнева.

В 1981 году театру Райкина разрешено переехать в Москву, выделяется специальное помещение — кинотеатр «Таджикистан». В апреле 1987 он получает название театр «Сатирикон». В том же году Райкин решил посетить с гастролями Америку.

Врачи отговаривали артиста от такого рискованного мероприятия по состоянию его здоровья. Планировался насыщенный тур по 7 городам и плюс сам перелет через океан был тяжелым испытанием. Его Сын Константин и дочь Екатерина были вместе с ним и подписали бумагу, где обещали заботиться о своем отце во время выступлений.


Могила великого сатирика, режиссера, сценариста Аркадия Райкина

Половина концертов могла не состояться, у Аркадия Исааковича появился нарыв в ухе из-за гостиничного кондиционера, но благодаря стараниям врачей, он вышел к зрителям. В то время, при его появлении на сцене, присутствующие в зале вставали и аплодировали плача. Многие понимали, что, возможно, в последний раз видят знаменитого и любимого артиста.

Смерть Аркадия Райкина

Имя Аркадия Исааковича Райкина надолго вписано в золотые страницы советской эстрады. Признанный мастер сатиры и актёрских перевоплощений, создатель множества запоминающихся комических образов, Аркадий Райкин и поныне остаётся мэтром и ориентиром для комиков и любителей сатирического жанра. Райкин был человеком, всё время глядевшим в завтрашний день, даже будучи уже старым и тяжело больным, он обсуждал с родными и близкими свои новые спектакли. Очевидно, что сам Аркадий Исаакович вовсе не задумывался об уходе из жизни, но коварная смерть всё же пришла в семейство Райкиных.

Аркадий Исаакович Райкин умер в Москве на 77-м году жизни, официальная дата смерти актёра – 17 декабря 1987 года. Смерть наступила в одной из московских больниц, куда Райкин был госпитализирован за несколько дней до смерти из-за проблем с сердцем, вызванных передозировкой лекарств, которые актёру необходимо было принимать с определенной периодичностью для выведения из организма воды. Советские средства массовой информации долго не решались публиковать сообщение об уходе артиста, ожидался обязательный в таких случаях официозный партийный некролог. В результате такого долгого молчания о кончине великого артиста первыми узнали читатели газеты ­«Смена» лишь через несколько дней после случившегося.

Райкин был очень болезненным человеком, в последние годы жизни ему пришлось бороться с различными недугами, некоторые из них тянулись годами. В молодости Райкину пришлось перенести операцию по удалению гланд, из-за которых его мучили сильные, даже смертельно опасные ангины. Последствием удаления гланд стала высокая чувствительность к инфекциям, Райкин заработал ревмокардит, от которого страдал много лет. Осложнения этого заболевания и стали причиной смерти Аркадия Райкина. Другим тяжким недугом, окончательно ослабившим его старческое здоровье, была болезнь Паркинсона, которая начала прогрессировать у Райкина в последние годы жизни.

К осени 1987 года его правая рука настолько ослабла, что уже почти не двигалась. Аркадий Исаакович стал говорить очень тихо, ему было тяжело передвигаться, болезнь в прямом смысле сковывала его. Дети артиста разрывались между заботой об отце и уходом за матерью – разбитой инсультом женой Райкина Руфью Марковной Иоффе (она скончалась через два года после смерти мужа). Смерть Аркадия Райкина стала большим потрясением не только для семьи покойного, но и для всей советской творческой среды. Имя Райкина символизировало целую эпоху в истории советского юмористического театра. Аркадий Райкин был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где стоит небольшой монумент в его честь.

Смерть

На протяжении всей жизни Райкин испытывал проблемы со здоровьем. В 13-летнем возрасте он сильно простудился, заработав серьезную ангину.

Болезнь так быстро прогрессировала, что доктора уже не надеялись, что подросток выживет. Тем не менее, юноше удалось выкарабкаться.

Спустя 10 лет болезнь вернулась, вследствие чего Аркадию пришлось удалить гланды. И хотя операция прошла успешно, он на всю жизнь заработал ревмокардит.

Последние 3 года артиста преследовала болезнь Паркинсона, от которой у него даже отнимало речь.

Аркадий Исаакович Райкин умер 17 декабря (по другой информации 20 декабря) 1987 г. вследствие обострения ревмокардита.

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

Личная жизнь

Очень интересна история личной жизни Аркадия Райкина и его знакомства с единственной супругой, Руфью Марковной Иоффе, которую ласково называл Рома. Впервые Аркадий увидел ее еще мальчиком, когда выступал со школьной самодеятельностью на концерте. Позднее он встретил девочку на улице, но снова не решился познакомиться. И только спустя много лет, когда Аркадий уже оканчивал вуз, в студенческой столовой молодые люди в очередной раз столкнулись и договорились пойти в кино. После сеанса Райкин сделал своей Роме предложение.

Влюбленные поженились в 1935 году, и вскоре в семье появилась дочь Екатерина, которая будет женой трех знаменитых актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля. А сын Аркадия и Руфи, Константин Райкин, сам стал знаменитым артистом и руководит детищем собственного отца — театром «Сатирикон».

Аркадий Райкин и его сын Константин Райкин / @PhotoMuseuml

С женой Аркадий Исаакович прожил душа в душу без малого 50 лет. Отношения актера и его жены стали примером как для их собственных детей, так и для всех, кто знал эту чудесную пару.

Юмор

После войны Райкин создал театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользовались популярностью у публики. Особенный успех вызывали те театральные номера, где Райкин быстро менял облик и создавал серию разноплановых образов.

Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и созданные им образы покоряли сердца и завоевывали любовь зрителей. Публика запомнила молодого артиста и на следующих концертах встречала овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обрел славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр стал номер «В греческом зале».

Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой театра Аркадий Исаакович отправился гастролировать по Англии, где концерты получили теплые отзывы.

Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых артистов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».

Аркадий Райкин — «Дефицит»

Зрители нескольких поколений надолго запомнили шутки Райкина, которые легко уходили «в народ». Основой одной из них стал номер «Авас», который мэтр показывал вместе с Карцевым. Артисты наглядно демонстрировали публике веселого участника театра, рассказывающего про доцента без чувства юмора и студента Горидзе по имени Авас, и обывателя, у которого по стечению обстоятельств тоже отсутствовало то самое чувство.

Подхватывали зрители и отдельные фразы из монологов юмориста, перевоплощение для которого было сродни волшебству. Он блестяще схватывал характерность людей и создавал на ее основе персонажей, используя костюмы, мимику, акцент, дефекты речи и прочие тонкие детали, вызывающие у публики ликование и несомненное «верю». Особое произношение слов «дефицит» и «специфический» тоже пошло от Райкина.

Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Исааковича, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.

Миниатюры артиста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.

Аркадий Райкин и его жена Руфь Марковна / kulturologia.ru

Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву. Преемник Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре был переименован в Государственный театр миниатюр.

В то же время Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, он продолжает работать и сегодня.

В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а в 1987 году Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Исааковича Константин Райкин.

«Лестница славы»

Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.

Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com

Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.

В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».

Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!

Первая любовь

Аркадий Райкин и Руфь Иоффе в юности. / Фото: www.jpe.ru

Аркадий Райкин еще в школьные годы активно участвовал в самодеятельности и даже гастролировал в соседних школах. Во время выступления в 41 ленинградской школе он заметил среди зрителей миловидную девочку

Привлекла его внимание она своим красным беретом, сквозь который была продета прядь ее черных волос. Он запомнил школьницу

Примерно через полтора года он видел ее на Невском, она шла, как настоящая королева, высоко подняв голову. Заговорить на улице с незнакомой девушкой было верхом неприличия. Он даже не знал ее имени – Рома. Ее назвали так потому, что ждали рождения мальчика и уже придумали ему имя. А родилась девочка. Официальное ее имя было Руфь, но все домашние звали ее Ромой.

Руфь Иоффе. / Фото: www.kinohithd.com

Лишь через несколько лет они встретились в институтском буфете театрального института. Он сразу узнал ее. И пригласил в кино. А в кинотеатре внимательно посмотрел на нее и сразу предложил ей руку и сердце. Она обещала подумать. Через несколько дней она сказала ему «да». Отец и мачеха Ромы категорически воспротивились тому, чтобы племянница самого академика Иоффе стала супругой клоуна из Рыбинска. Но Аркадий Исаакович был уверен, что сможет переубедить родителей любимой. Он собрался и поехал под Лугу, где летом жила на даче семья Ромы.

Аркадий Райкин. / Фото: www.medikforum.ru

Юный Райкин всю дорогу про себя репетировал пламенную речь, которая позволит изменить мнение будущих родственников. Он собирался рассказать им о любви, перед которой отступают любые трудности. Но разговаривать с ним никто не стал. Ему просто предложили уйти, если он не хочет неприятностей. Роме разрешили лишь попрощаться с ним пять минут. Навсегда. Это была настоящая трагедия. Рома плакала.

Аркадий Райкин и Руфь Иоффе в постановке «Любовь и три апельсина». / Фото: www.pokazuha.ru

Но разве могли запреты оставить двух влюбленных? Как только Рома вернулась в город, их встречи возобновились, но уже с большой секретностью. Позже юному кавалеру Ромы разрешили бывать в доме, но относились к нему так, как будто в семье появился еще один ребенок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: