Бенедикт спиноза

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама. Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан. Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе. Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной       крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

В культуре

Влияние сочинений Спинозы выходит далеко за пределы философии.

Английская писательница и противница суеверий Джордж Элиот (ум. 1880) сделала собственный перевод «Этики».

Гёте (ум. 1832) называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. “Спинозистская” линия в марксизме прослеживается начиная с самого Маркса и хорошо изучена, — отмечал Александр Тарасов.

Пётр Ильич Чайковский изучал работы Бенедикта Спинозы во второй половине 1870-х годов, когда в его личной жизни и творчестве наметился серьёзный кризис. Советские и современные российские искусствоведы считают, что книги философа серьёзно повлияли на развитие религиозных взглядов композитора.

Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна. В телеграмме раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».
В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D. D. Runes. With foreword by A. Einstein. N. Y.: Philosophical Library, 1951).

Американский психиатр и писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» (2012) описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.

Сравнительно широко известен принадлежащий (но, возможно, и приписываемый) Спинозе афоризм — «Невежество это не аргумент».

Высказывания

  • В желании выражается сущность человека.
  • Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
  • Все люди родятся не знающими причин вещей и что все они имеют стремление искать полезного для себя, что они и сознают. Первым следствием этого является то, что люди считают себя свободными, так как свои желания и свое стремление они сознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне не грезят, ибо не знают их. Второе следствие — то, что люди все делают ради цели, именно ради той пользы, к которой они стремятся. Отсюда выходит, что они всегда стремятся узнавать только конечные причины (causae finales) совершившегося и успокаиваются, когда им укажут их, не имея, конечно, никакого повода к дальнейшим сомнениям. Если же они не имеют возможности узнать их от другого, то им не остается ничего более, как обратиться к самим себе и посмотреть, какими целями сами они руководствуются обыкновенно в подобных случаях; таким образом, они необходимо по себе судят о другом. Далее, так как они находят в себе и вне себя немало средств, весьма способствующих осуществлению их пользы, как то: глаза для зрения, зубы для жевания, растения и животных для питания, солнце для освещения, море для выкармливания рыб и т. д., то отсюда и произошло, что они смотрят на все естественные вещи как на средства для своей пользы. Они знают, что эти средства ими найдены, а не приготовлены ими самими, и это дает им повод верить, что есть кто-то другой, кто приготовил эти средства для их пользования. В самом деле, взглянув на вещи как на средства, они не могли уже думать, что эти вещи сами себя сделали таковыми. Но по аналогии с теми средствами, которые они сами обыкновенно приготовляют для себя, они должны были заключить, что есть какой-то или какие-то правители природы, одаренные человеческой свободой, которые обо всем озаботились для них и все создали для их пользования. О характере этих правителей, так как они никогда ничего не слыхали о нем, они должны были судить по своему собственному. Вследствие этого они и предположили, что Боги все устраивают для пользы людей, дабы люди были к ним привязаны и воздавали им высочайшие почести.
  • Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть.
  • Всякое определение есть отрицание — omnis determinatio est negatio
  • Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
  • Иные думают, что Бог есть свободная причина потому, что он может, по их мнению, сделать так, чтобы то, что, как мы сказали, вытекает из его природы, то есть находится в его власти, не происходило, иными словами, не производилось бы им. Но это то же самое, как если бы они сказали, что Бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало равенство трех углов его двум прямым или чтобы из данной причины не следовало следствие; а это нелепо.

Жизнь с философией и рядом с ней

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Источники[править]

  1. Спиноза, Бенедикт // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. КЕЭ, том 8, кол. 529–538

Бенедикт де Спиноза относится к Сефардам

Предыстория Тартесс • Плавание израильтян в Таршиш • Карфагенские евреи • Карфагенская Испания • Финикийцы римской Испании • Бальбы • Литорий • Павел Флавий • Юлиан Толедский • Тарик • Каула аль-Иахуди 
Учёные и деятели искусства Маймонид • Иегуда Галеви • Вениамин Тудельский • Ибрагим Заркали • Авраам Ибн Эзра • Шломо Ибн Габироль • Авраам бар-Хия • Герсонид • Хасдай Крескас • Авраам Закуто • Луис де Леон • Луис де Гонгора • Хуан Луис Вивес • Гарсия де Орта • Кристобаль Акоста • Аматус Лузитанский • Педру Нуниш • Франциско Санчес • Бенедикт Спиноза • Дариюс Мийо • Антониу Санчес • Олинд Родриг • Камиль Писсарро • Давид Рикардо • Чезаре Ломброзо • Федериго Энрикес • Эдвард Андраде • Деннис Сиама • Амедео Модильяни • Норберт Винер • Жак Аттали • Жак Деррида • Абрахам Пайс • Элиас Канетти • Виллем Эйнтховен • Герман Джозеф Мёллер • Патрик Модиано • Франко Модильяни • Барух Бенасерраф • Рита Леви-Монтальчини • Клод Коэн-Таннуджи • Эмилио Джино Сегре • Макс Перуц • Дэвид Абулафия • Сальвадор Эдвард Лурия‎ 
Политики Хасдай Шапрут • Палома • ‎Инес • Мадрагана • Альфонс I • Антонио I • Пенья • Хуан Линдо • Томас Мартинес • Иосиф Наси • Грация Наси • Франсиско Энрикес-и-Карвахаль • Бенджамин Дизраэли • Джуда Бенджамин • Мэтью Натан • Руфус Айзекс • Франсиско де Миранда • Элиас Кальес • Моша Пияде • Макс Делвалле • Эрик Дельвалье • Сидониу Паиш • Тобиас Ассер • Рене Кассен • Ицхак Навон • Пьер Мендес-Франс • Рикардо Мадуро • Николас Мадуро • Эррол Бэрроу • Доминик Стросс-Кан • Одри Азулай • Николя Саркози 
Полководцы Сиснандо Давидес • Абен-Руиз абен-Дари • Шмуэль ха-Нагид • Самуил Алваленси • Франсиско Писарро • Педро Давила • Педрариас Давила • Мозес Коэн Энрикес • Шмуэль Палаче • Синан Раис • Сефер Реис • Самуэль Насси • Исаак Пинто • Давид Наси • Антон Девиер • Давид Хименес • Хуан де Сола • Юлиус Меза • Эжен Альварес • Урия Леви • Симон Анкона • Гвидо Мендес • Гвидо Сегре • Франко Фортунато Нуньес • Мигель Идальго • П.И. Турчанинов • Дан Харель • Давид Шалтиэль • Давид Элазар • Жозе Азеведу • Бено Русо • Джордж Барроу • Эдмунд Барроу • Мэтт Абрахам • Исаак Нахон • Фрэнк Китсон• Вальдемар Леви Кардозу 
Культура и другое Ранний период • Балеары • Евреи в Испании • Фламенко • Ладино • Шехархорет • Дёнме • Кятибим • Евреи в Португалии • Новые христиане • Сефардские государства • Ибн-Шошан • Сассуны • Возвращение 
Войны Война евреев против вестготов • Войны Шмуэля ха-Нагида • Война евреев с Альморавидами • Война евреев с Альмохадами • Погром в Толедо в 1355 году • Севильская резня • Погром в Толедо (1449) • Погром в Толедо (1467) • Погром в Кордове • Погром в Сьюдад-Реале • Убийство инквизитора Педро Арбуэса • Колонизация Америки • Погром в Лиссабоне • Завоевание ацтеков Испанией • Испанское завоевание инков • Война марокканских евреев против Испании • Война евреев и Турции против Испании • Война евреев и голландцев против Португалии и Испании • Война евреев и Англии против Испании • Война евреев Суринама против негров-рабов • Битва евреев Суринама с Дюкассом • Битва евреев Суринама против Жака Кассара 
Города по легендам основанные евреями Барселона • Гранада • Йоденсаванна • Кадис • Картахена • Кордова • Лиссабон • Лусена • Малага • Севилья • Таррагона • Толедо 
Возможно были сефардами Диего Веласкес • Христофор Колумб/Сведения о еврейских предках Колумба • Эрнан Кортес • Великий Капитан • Сведения о еврейских предках Сервантеса/Мигель де Сервантес • Амелия Бассано • Осип Дерибас • Мнение о еврейском происхождении Наполеона • Жорж Бизе • Михаил Тухачевский • Франсиско Франко • Александр Гамильтон • Томас Джефферсон • Бартоломеу Лоуренсу де Гусман • Криштиану Роналду

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Философия Спинозы в России

Философией Спинозы интересовались и упоминали в своих работах такие отечественные авторы как Феофан Прокопович, Александр Галич и Николай Надеждин.

Философии Спинозы посвящали свои исследования Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. Я. Грот, Б. Н. Чичерин, В. С. Шилкарский, В. Н. Половцова, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, Л. М. Робинсон, С. Н. Булгаков, Л. Шестов и др.

В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются такие российские учёные как Т. А. Дмитриев, Н. В. Мотрошилова, С. В. Кайдаков, К. А. Сергеев, И. С. Кауфман, А. Д. Майданский. При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках — английском, испанском, итальянском, немецком и французском).

Переводчики Спинозы на русский язык

  • Боровский, Яков Маркович
  • Брушлинский, Владимир Константинович
  • Л. Я. Гуревич
  • Н. А. Иванцов
  • В. И. Модестов
  • М. И. Лопаткин
  • Г. Полинковский
  • Половцова, Варвара Николаевна
  • А. Б. Ранович
  • С. М. Роговин
  • А. И. Рубин
  • В. В. Соколов
  • Е. В. Спекторский
  • Б. В. Чредин

Жизненный путь

Спиноза, Бенедикт (1632–1677), великий голландский философ, один из величайших рационалистов 17 века. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Родители Б. Спинозы были еврейскими эмигрантами, переехавшими из Португалии. В семье Майкла и Ханны Дебора де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка, Мириам, Барух и Гавриил. В шесть лет Б. Спиноза потерял мать, а когда ему было 22 года, умер отец. Некоторое время спустя Б. Спиноза продолжал оставаться уважаемым членом синагоги (здесь: еврейской общины), к которой он принадлежал, ведя дела в семье со своим братом. Но вскоре он потерял интерес к этим вопросам, так как его больше привлекали философия и наука.     

Изначально Б. Спиноза получил образование в школе еврейской общины, откуда отец забрал его для занятия экономикой. Однако юному Бенту удалось хорошо освоить иврит в этой школе, а также глубоко изучить Библию и Талмуд. Позже, уже занимаясь коммерческими делами своей семьи, Б. Спиноза посещал школу Фрэнсиса ван ден Эндена, где с большим удовольствием изучал латынь, а также философскую и научную литературу, написанную на этом языке. Чем больше он знакомился с прогрессивными, демократически мыслящими людьми, а также с классической и современной литературой, тем более критически относился к консервативному иудаизму. Вскоре это привело к столкновению с руководством сообщества. Еврейские богословы не сомневались в выдающихся талантах молодого Б. Спинозы и хотели бы направить его развитие в нужное для общины русло, они видели в нем будущего раввина. Но Б. Спиноза уже духовно отошел от иудаизма и избегал посещения синагоги, не желая общаться с ее образованной элитой. Конфликт обострился особенно после смерти отца. Первоначально раввины предлагали ему ежегодное пособие в размере одной тысячи гульденов, если он продолжал посещать синагогу и не выражал своего отказа от положений Талмуда. Чуждый всякому лицемерию, Б. Спиноза отверг это предложение, после чего гонения достигли такой степени, что в один прекрасный день он чуть не погиб от рук посланного убийцы. Только благодаря ловкости философ избежал удара кинжала, оставив себе, как говорят, разрезанный плащ. Наконец, 27 июля 1656 г. в синагоге произошло великое отлучение философа, то есть изгнание из еврейской общины. Сам ритуал здесь унизил человеческое достоинство, прошел в переполненной синагоге и обрек Б. Спинозу на презрение бывших единоверцев, полную социальную изоляцию от них, в том числе друзей и родственников, а будущие научные труды — на уничтожение.             

Чтобы избежать дальнейших преследований и спокойно заняться философскими занятиями, Б. Спиноза был вынужден покинуть Амстердам и поселился в деревне Оверкерк, недалеко от города. С большим энтузиазмом он изучал здесь латинский язык и философию Декарта, получая материальную и моральную поддержку от своих друзей из других религиозных протестантских общин, но при этом не присоединился к христианству. Из предместья Амстердама он вскоре переехал в Райнсбург, недалеко от Лейдена, а затем (в 1664 году) в Ворбург недалеко от Гааги, где жил в меблированных комнатах. В то время Ворбург был резиденцией голландского правительства, возглавляемого Яном де Виттом, самим выдающимся математиком. Считается, что, возможно, по указанию и просьбе Яна де Витта Б. Спиноза взялся за работу над Богословско-политическим трактатом. В 1670 году, когда философ переехал в саму Гаагу, где жил в доме художника Ван дер Шпика, трактат был опубликован. Хотя он был опубликован анонимно, без указания автора и с указанием фальшивого места печати, авторство Б. Спинозы раскрылось и над ним нависла новая угроза, которая усилилась после трагической гибели Яна де Витта в 1672 году. В 1674 году, Богословско-политический трактат был признан властями запрещенной книгой. Единственной работой, опубликованной при жизни Б. Спинозы под его именем в 1663 году в Амстердаме, были Основания философии Декарта, проверенные геометрически, вместе с которой Метафизические мысли были опубликованы в виде приложения. В последние годы жизни Б. Спиноза работал над своим главным произведением — Этикой, начатым около 1661 г. и опубликованным сразу после его смерти, вместе с другими произведениями, работа была завершена уже в 1675 г. Б. Спиноза не решился ее опубликовать, хотя рукописные копии очень долго ходили среди его ближайших друзей, книгу опубликовали его друзья, а через пару месяцев она была запрещена, как и все произведения до начала 19 века. Философ умер 21 февраля 1677 года от туберкулеза в возрасте 44 лет. Хотя это заболевание в семье было наследственным, оно, вероятно, усилилось из-за того, что Б. Спиноза шлифовал линзы, чтобы обеспечить себе средства к существованию.          

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза принимает латинское имя и начинает преподавать в школе, он испытывает первые романтические чувства к Кларе, дочери учителя той же школы. Но его любовь не отвечает взаимностью, и вскоре девушка отвергает его ради более богатого и успешного мужчины.

В 1676 году здоровье Спинозы ухудшилось и должно было еще больше ухудшиться в течение года. 21 февраля 1677 года сердце Спинозы перестало биться из-за болезни легких, которой он заразился, работая в мастерской по помолу чечевицы. Он был похоронен на кладбище Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его завещанию, «Этика» была опубликована посмертно в 1677 году вместе с другими его трудами. Труд его жизни, «Этика», состоит из пяти разделов: «О Боге», «Природа и происхождение человеческой мысли», «Природа и принцип чувства», «Оковы, связывающие человека, или сила чувства» и «Сила понимания, или свобода человека».

Изгнание из общины и дальнейшее обучение

Впоследствии круг знакомств Спинозы значительно расширился, причем не в ущерб ортодоксальным евреям — он подружился с протестантами и вообще отвернулся от иудаизма, а в 1956 году был изгнан из общины по обвинению в ереси (пострадали и его учителя, обучавшие его в «Эц Хаим»). Спиноза принял имя «Бенедикт» («Блаженный») и удалился в Оверкирк на окраине Амстердама, где продал свою долю в бизнесе брату. Однако вскоре он вернулся и поступил в государственную школу к бывшему иезуиту ван ден Эдену, который уже преподавал ему философию. Здесь он изучал греческий язык, совершенствовал свой иврит, знакомился с греческой, средневековой и более современной философией — Томасом Гоббсом, Макиавелли и другими, учился полировать оптические очки и одновременно изучал иврит. В это же время он ознакомился с философскими трудами Рене Декарта, который впоследствии оказал дальнейшее влияние на его философские взгляды. Вокруг Спинозы сформировался круг его друзей и учеников, которые находились под его влиянием, в то время как Бенедикт продолжал преподавать сам. В 1660 году амстердамская синагога официально обратилась к властям с просьбой осудить Спинозу как «угрозу благочестию и нравственности» города. Поэтому Спиноза покинул Амстердам.

Познание Бенедикта Спинозы

Рассматривая проблемы эпистемологии, Бенедикт Спиноза выделяет три стадии познания:

  • « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
  • чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Ключевыми для этики Бенедикта Спинозы были проблемы детерминизма (предположение, что все в природе предзадано) и соотношения свободы и необходимости. Философ рассмотрел их и пришел к выводу, что свобода и необходимость едины по своей сути. Бог (природа) наделен полной свободой, но действует в рамках строгой необходимости. Человеческий режим отличается от всех других режимов наличием мысли и поэтому стремится к свободе, но в то же время, как режим, он не свободен и находится в «тисках» необходимости. Человек, жаждущий свободы в своей душе, часто плывет в потоке необходимости, не может справиться с этим потоком и вынужден идти на компромисс с необходимостью. Путь к свободе состоит в том, чтобы найти условия, при которых внешняя необходимость становится внутренней необходимостью, ибо свобода — это известная необходимость. Но чтобы достичь большей свободы, человек должен, во-первых, получить как можно больше знаний о необходимости в виде субстанции (природа-Бог), а во-вторых, освободиться от эмоций (печаль, радость, желание и т.д.), ибо они также препятствуют свободе, подчиняют человека и заставляют его действовать в соответствии с необходимостью. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: