“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=TPBzgSgCYeU
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия
Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков – человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.
Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.
Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.
Отчаянный поступок Надежды Антоновны
Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги».
Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации.
Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.
«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии
Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.
Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.
Творческая деятельность
- 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
- 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
- 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
- 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
- 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
- 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
- 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
- 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
- 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
- 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
- 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
- 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
- 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
- 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
- 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.
Последние годы
В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.
2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.
Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.
Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.
Александр Островский: детство и юность
Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:
Островский в детстве.
Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:
- Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
- Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.
Отец Островского — выходец из духовного сословия — служил судебным стряпчим. Благодаря усердной службе он получил дворянство, когда Александру Островскому исполнилось шестнадцать. Мальчик рано осиротел: когда ему было восемь лет, умерла мать. Через пять лет после кончины супруги Николай Федорович привел в дом мачеху — баронессу Эмилию фон Тессин.
Она проявляла заботу и терпение в воспитании четверых детей мужа от первого брака — они получили отменное домашнее образование. Более всего юного Александра привлекала литература, но отец для сына планировал юридическую стезю.
Фото: Википедия: UGC
Гимназические и университетские годы.
Систематическое образование А.Н. Островский получал в Московской губернской гимназии. В семнадцать он оставил гимназическую скамью и поступил на юридическое отделение Московского университета.
Учебу молодой Островский откровенно завалил: на третьем курсе не сдал экзамен по римскому праву и был отчислен. Причиной стало увлечение Александра театром, на подмостках которого в это время блистали Павел Мочалов и Михаил Щепкин.
Отец определил несостоявшегося юриста рядовым канцеляристом в Совестный, а потом Коммерческий суд. Чиновничья служба продолжалась семь лет и дала материал для создания художественных произведений.
Фото: Википедия: UGC
Жизнь Островского круто изменилась после публикации в 1850 году первой пьесы «Свои люди — сочтемся!». Влиятельное московское купечество обиделось на молодого драматурга за реалистичность и остроту картин, представленных в произведении. Они добились запрета на постановку и увольнения автора с должности. За ним был установлен полицейский надзор по прямому указанию царя.
Островский, биография которого раскрывает процесс вызревания и реализации его таланта, преодолела немало преград на пути к славе.
Литература
Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».
Портрет Александра Островского
В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.
Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.
Книги Александра Островского
Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.
Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.
Памятник Александру Островскому в Москве
С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».
В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.
Александр Островский в пожилом возрасте
1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.
За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.
«Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского
В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты». По сюжету молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист «Вестника Европы» Евгений Утин писал: «Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: …взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчетливого, всем существом погруженного в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера». Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе «Бешеные деньги», в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале «Отечественные записки».
В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту Масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого. Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому. О работе с Островским музыкант вспоминал: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета. <…> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут».
В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Последняя жертва». Островский вспоминал: «Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво».
В 1879 году Островский написал пьесу «Бесприданница» о молодой незамужней девушке Ларисе Огудаловой. По сюжету в город спустя год вернулся ее возлюбленный, богатый барин Паратов, однако он уже обвенчан с другой. Обманутая Огудалова решила выйти замуж за чиновника Карандышева. История закончилась трагедией: будущий супруг из ревности убил невесту. Островский позаимствовал фабулу из уголовной хроники. Незадолго до начала работы над пьесой в Кинешемском уезде Костромской губернии муж в порыве чувств выстрелил в жену.
«Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете «Русские ведомости» писали: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Пьеса Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.
Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра». Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов… сознание, что я работаю для общего дела, не дозволяло мне жалеть себя». Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий».
Творческая деятельность
Еще в юности Николай пристрастился к чтению. Ему нравились романы Куперы и Скотта, Войнича и Джованьоли. Николай уважал героев этих книг, которые всегда боролись за свои права и свободы против тирании правительства. Также в числе его любимых авторов был Брюсов, Роттердамский, Дюма и Жюль Верн.
Параллельно с чтением Островский и сам начал писать. Но вплотную занялся этим он только в середине 20-х годов, пытаясь скоротать время в больнице. Прозаика во всем поддерживала его старая подруга Раиса Порфирьевна Мацюк. Они очень сблизились, вскоре начали встречаться и поженились.
С 1927 г. Николай был прикован к постели. На тот момент у него уже диагностировали прогрессирующее заболевание Бехтерева. Чуть позже врачи обнаружили также анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Писатель проводил большую часть времени в больницах, ему сделали несколько операций, но он все еще отказывался спокойно ждать смерти. Вместо этого Островский начал еще больше читать, окончил заочное отделение Свердловского коммунистического университета.
Детство и юность
Детство и раннюю юность Александр Николаевич проводит в Замоскворечье — удивительном уголке Москвы, где проявляются особенности купеческо-мещанского быта.
Когда Островскому еще не исполнилось 9 лет, умирает его мать (1831 г.). В 1836-м отец Александра женится во 2-й раз. Новой его женой стала баронесса фон Тессин. Эмиль Андреевна, дочь обрусевшего шведского дворянина, воспитывала детей мужа, как своих.
Все это время отец служил в суде. Дослужился до чина коллежского асессора, а с 1839-го стал дворянином.
Жила семья в достатке, родители уделяли много внимания образованию детей. Приветствовалось домашнее образование. Поэтому Александр с детства имеет доступ к отцовской библиотеке. Там же он знакомится с русской литературой и ее авторами.
Личная жизнь
У Островского в жизни было большое чувство к актрисе Любови Косицкой, но они были людьми семейными, и чувство пришлось «погасить». Драматург жил в неофициальном браке с Агафьей Ивановной почти 20 лет, но их дети умирали в младенчестве. Сама Агафья скончалась в 1867 г.
В 1869 г. писатель женился на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестерых детей. Писатель был знатным рыболовом. По знаку зодиака — Овен.
Видео
В советские времена часто по радио звучали радиопостановки по пьесам драматурга, по телевидению показывали чудесные спектакли. Печально, что всё это в прошлом. Но на сценах театров эти спектакли будут всегда.
В дополнение к статье «Александр Николаевич Островский: биография»- спектакль «Доходное место». Атмосфера тех далеких времен.. Потрясающая игра актеров!
‘;document.body.appendChild(d);document.pnctLoadStarted=(new%20Date()).getTime();document.pnctCnclLoad=function(){document.pnctLoadStarted=0;pl=document.getElementById(‘pnctPreloader’);if(pl)pl.parentNode.removeChild(pl)};document.getElementById(‘pnctCancelBtn’).addEventListener(‘click’,function(e){e.preventDefault();document.pnctCnclLoad()});setTimeout(function(){var%20st=document.pnctLoadStarted;if(st>0&&((new%20Date()).getTime()-st>=14000)){document.pnctCnclLoad();alert(‘%D0%9A+%D1%81%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%2C+%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD.’)}},15000);var%20e=document.createElement(‘script’);e.setAttribute(‘type’,’text/javascript’);e.setAttribute(‘charset’,’UTF-8′);e.setAttribute(‘src’,’//postila.ru/post.js?ver=1&m=b&rnd=’+Math.random()*99999999);document.body.appendChild(e)})());»>
- https://www.culture.ru/persons/8173/aleksandr-ostrovskii
- https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html
- https://obrazovaka.ru/alpha/o/ostrovskij-aleksandr-nikolaevich-ostrovsky-alexander-nikolayevich
- https://interesnyefakty.org/biografiya-ostrovskogo/
- https://damy-gospoda.ru/aleksandr-nikolaevich-ostrovskij-biografiya/
Личная жизнь А. Н. Островского
После того как отец получил дворянский титул, Александр Николаевич не мог жениться на девушке-простолюдинке, которую любил. Его избранницей была Агафья Ивановна (фамилия неизвестна). С ней он прожил 20 лет в гражданском браке, без венчания или заключения юридического брака. Познакомились они предположительно в 1847 г. В браке у них родилось 4 детей, 3 из которых умерло еще при живой матери. Лишь старший сын, Алексей Александрович, пережил мать, но умер в 27 лет. Фамилию Островский ему свою не оставил. Сын был Александровым. Агафья Ивановна умерла в марте 1867-го.
В 1869 году Александр Николаевич венчается с Бахметьевой Марией Васильевной, бывшей актрисой. Она родила мужу 4 сына и 2 дочери. Именно Мария Васильевна стала последней женой драматурга.
Биография Александра Островского
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в семье чиновника-юриста. Мать – родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.
Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840 гг.) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 гг.; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851 гг.) многое дала Островскому как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847 г.). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»). Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая І, отдан под надзор полиции.
В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, котрое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное». Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. В комедии «Бедная невеста» (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котром Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 гг.; некоторое время он входил в т.н. «молодую редакцию» журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной 1853 г. Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают репертуар: в течении более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.
С 1856 г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» — сближается с деятелями демократичной русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.
1855 г. – комедия «В чужом пиру похмелье». 1856 г. – комедия «Доходное место». 1858 г. – пьеса «Воспитанница». 1859 г. – драма «Гроза». 1863 г. – «Тяжелые дни». 1864 г. – «Шутники». 1865 г. – «Пучина».
В 60-х гг. Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. Создал цикл исторических пьес:
1861 г. – «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». 1864 г. – «Воевода». 1866 г. – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».
Период творческого подъема Островский переживает с конца 60-х годов, когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматичнские сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, «европеизированных» купцов. Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире М. Салтыкова-Щедрина. Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человекавоплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и – в форме поэтической утопии – в сказке «Снегурочка» (1873).
В последние годы своего творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти:
1878 г. – «Бесприданница», «Последняя жертва». 1882 г. – «Таланты и поклонники».
47 оригинальных пьес Островского (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н.Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены.
Александр Николаевич Островский умер 2 (14) июня 1886 года в Щелыково, ныне Островского района Костромской области.
СТРАНИЦА АВТОРА
Поделиться