Федерико феллини

Любовь и творчество

Судьба одного из самых великих режиссёров решилась, когда он стал писать сценарии для радио о жизни влюбленных Чико и Полины. Полиной была радиоведущая Джульетта Мазина (Giulietta Masina). Знакомство, взаимная симпатия, краткая пора ухаживания – и молодые люди, обручившись, поселились в доме тети Джульетты.

Семейная жизнь оказалась удачной во всем, кроме одного – пара так и не смогла завести детей. Первая беременность наступила быстро, но окончилась выкидышем. Долгожданный сын родился в 1945 г., но умер, не прожив и месяца. Позже Феллини предлагал усыновить малыша, но жена не согласилась. Своими детьми с этих пор они считали совместные фильмы.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина были необычной парой. Она была неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Любимая женщина, лучший друг, муза – все она, несравненная Джульетта. Без жены Феллини не мог вести съемки, не имело значения, играет она в фильме или нет. Они словно создавали и дополняли друг друга – муж и жена, известный режиссер и актриса с непревзойденным драматическим даром.

Снимать кино он начал не сразу, но к началу своей режиссерской карьеры имел огромный опыт сценариста. Фильмы Федерико Феллини достаточно точно отражают этапы его жизненного пути. “Дорога” и “Амаркорд” – реминисценции детства, проведенного в итальянской провинции. В фильме “Ночи Кабирии” встречаются типажи, изученные им в период проживания в дешевой квартирке близ римского вокзала. “Сладкая жизнь” и “Восемь с половиной” – пик расцвета его творчества и грустные свидетельства того, что лучшие фильмы уже сняты.

Детские годы

Величайший режиссер итальянского и мирового кинематографа Федерико Феллини родом из небольшого курортного городка, расположенного в живописной области Эмилия-Романья. Его родители переехали на побережье Адриатического моря из Рима после свадьбы. Отец Федерико был коммивояжером, продавал в округе бытовые товары. Позже в семье родились еще двое детей — дочь Мария Магдалена и сын Рикардо.

Старший Федерико рос болезненным и впечатлительным ребенком, часто терял сознание. Доктора объясняли обмороки слабым сердцем. Однажды в город приехал бродячий цирк. Яркие костюмы, музыка и магическая атмосфера заворожили маленького Федерико. Подобные представления он любил устраивать дома. Артистов заменяли куклы, которых мальчик делал, раскрашивал и одевал сам. Также в детстве Федерико обладал талантом рассказчика, удивлял окружающих невероятными выдумками и историями.

Шаги во взрослую жизнь

Будущий режиссер учился в монастырской школе. Дальнейший свой путь он видел в журналистике. Федерико поступил в университет во Флоренции. Во время учебы он уже делал первые шаги в профессии. Друг устроил Феллини в свой журнал «Фебо» художником-карикатуристом.

Федерико жил на скудное жалование и деньги, которые присылали родители. Ему пришлось переехать в Рим и перевестись в столичный университет на юридический факультет. Провинциала привлекала не юриспруденция, а отсрочка от службы в армии, которую получали студенты-юристы.

Феллини поселился в привокзальном квартале, населенном бандитами, ворами и проститутками, с торговцами-китайцами на улицах. Астенически сложенный паренек-студент, вечно занятый работой, выглядел не лучше. Смуглый Федерико был настолько худым, что соседи прозвали его «Ганди».

Жизнь до индустрии кино

После переезда в Рим Федерико сменил множество профессий, от страхового агента до наборщика текста в типографии. Больше всего в выживании в столице ему помог талант художника и чувство юмора. Феллини метко подмечал черты характера людей, с точностью и тонкой иронией передавал их в карикатурах. Горожане раскупали газеты ради его графических юморесок.

Также юный Феллини прославился как талантливый писатель-сатирик. Его рассказы публиковала антифашистская газета «Марк Аврелий». За четыре года Федерико написал больше семисот юмористических произведений. Итальянский актер и режиссер Альдо Фабрици в то время начинал свою карьеру и работал в мюзик-холле. Он заметил, какой популярностью пользуются шутки Феллини и стал его постоянным заказчиком текстов для выступлений.

Кроме юмористических рассказов Федерико писал постановки для радио. Слушателей смешили случаи из жизни придуманных им героев — парня Чико и девушки Полины, влюбленных друг в друга. Затем Феллини присоединился к киносценаристам в качестве автора смешных трюков. Его имя стало появляться в списке соавторов сценариев.

В 1939 году благодаря фильмам режиссера Марио Маттоли, созданным в соавторстве с Феллини, прославился известный в середине XX века итальянский комедийный актер Эрминио Макарио.

Знакомство с Росселлини

Феллини уверенно двигался к успеху, но над ним по-прежнему нависала угроза призыва в армию. Он неоднократно обманывал медкомиссию, чтобы его признали непригодным к службе из-за болезни. Чико и Полина стали настолько популярны, что о них решили снять телепрограмму. Сценарий и постановку доверили Феллини.

Росселлини хотел снять короткометражный фильм о священнике, которого расстреляли немцы. По его просьбе Феллини взялся написать сценарий в соавторстве с Серджио Амидеи, в будущем тоже известным сценаристом. В итоге короткая история превратилась в фильм «Рим — открытый город», который принес Росселлини небывалый успех и славу основоположника киножанра неореализм.

Лучшие кинокартины маэстро

  • “Дорога” 1954 года (картина получила около пятидесяти наград, в том числе “Оскар” и “Серебряный лев в Венеции);
  • “Ночи Калабрии” 1957 года;
  • “Сладкая жизнь” 1960 года с Марчелло Мастрояни в главной роли (этот фильм называют вершиной творчества Феллини, картина была отмечена Каннской “Золотой ветвью”);
  • “8 ½” 1963 года, тоже с Мастрояни (эта оскароносная автобиографическая картина получила Главный приз в Москве, после которого Феллини пригласили посетить СССР);
  • “Амаркорд” 1973 года (еще один “Оскар”).

Режиссер работал в жанрах неореализма (“Рим— открытый город”), символической притчи (“Дорога”), философской притчи (“Сладкая жизнь”).

Кстати: “на совести” Феллини — не только режиссерская работа, но и написание сценариев.

Особый взгляд на жизнь

Режиссер видел мир совсем не так, как его коллеги. Свой стиль — гипнотизирующий, с нотками яркого праздника, жаждой свободы и страсти — он успешно воплотил на экране. Такое видение получило название “феллиниевского” (Felliniesque) взгляда на мир.

Этот стиль в свое время увлекал многих молодых (теперь уже — маститых) режиссеров. Например, не так давно Мартин Скорсезе в одном из интервью признался, что до сих пор обожает пересматривать “8 ½”.

Личная жизнь

В 1943 году, работая сценаристом на радио, Феллини создавал ряд театрализованных передач о любви двух героев — Чико и Полины. На существующий сценарий автор решил снять экранную версию постановки, для чего пригласил 22-летнюю актрису студенческого театра Джулию Анну Мазину. Между молодыми людьми завязался роман, уже осенью Джулия стала женой Федерико. По просьбе жениха девушка изменила имя на Джульетту Мазину. Сразу после свадьбы актриса забеременела, но, неловко упав с лестницы, потеряла ребенка.

Вторая беременность Джульетты закончилась благополучно. Родился мальчик, которому дали имя Пьер Федерико, но спустя две недели новорожденный сын скончался. Джульетта так и не смогла больше стать матерью.

На предложения супруга об усыновлении актриса отвечала отказом, так как детьми она считала созданные совместно с Федерико фильмы. Феллини был привязан к жене и считал Джульетту своей музой. Мазина всегда находилась рядом с режиссером на съемочной площадке, даже если не играла в фильме.

Несмотря на крепкий брак, режиссер никогда не скрывал увлеченности женщинами

Романов в его личной жизни было немного, но в желтой прессе этому вопросу уделяли большое внимание, порой приписывая Федерико несуществующие отношения. Тем не менее еще о двух музах постановщика, помимо супруги, известно поклонникам

Ими стали Анита Экберг, исполнительница главной роли в «Сладкой жизни», и Клаудия Кардинале, появившаяся в культовой картине «Восемь с половиной».

«Амаркорд» (1973)

Кадр из фильма «Амаркорд» Федерико Феллини

Воспоминания и тоска по прошлому — одна из ключевых тем в творчестве Феллини. В «Амаркорде» он попытался восстановить на экране мир своего детства — жизнь провинциального городка Римини в годы правления Муссолини. Слово «Амаркорд» на одном из итальянских диалектов обозначает «я помню». В этот раз, впрочем, Феллини «вспоминал» не в одиночку, а в соавторстве с близким другом и знаменитым писателем Тонино Гуэрра (с ним же Андрей Тарковский напишет свою «Ностальгию»). Авторы наполнили фантасмагорический город своей юности самыми причудливыми персонажами в из фильмов классика и сочинили пронзительную историю о взрослении в эпоху тоталитаризма.

Сюжет «Амаркорда» складывается из разнообразных и, как будто, несвязанных между собой событий — комичных и гротескных. Герои движутся по карте мира автора в стремлении удовлетворить свои страсти, похоть и потаенные желания, но тоталитарное государство, вместе с церковью, постоянно все запрещает, заставляя несчастных сидеть дома и соблюдать комендантский час. Из этого складываются комичные и невероятные происшествия, которые трудно описать словами. Самые трогательные сцены «Амаркорда» разворачиваются дома у главного героя — юного ученика иезуитской школы. Его шумные итальянские родственники теснятся в узких комнатушках, ссорятся по пустякам и рвут на себе волосы от невыносимости подобного существования. Как и всегда, Феллини показывает ужас и несправедливость бытия через юмор, фантазию и любовь, доказывая, что даже в самые печальные времена можно оставаться человеком.

Сложные отношения с критиками

Нам сейчас трудно представить, что режиссер, фамилия которого до сих пор ассоциируется с качественным кино (причем не только среди зрителей, но и среди коллег), в свое время предавался опале. А между тем, многие критики не любили оскароносного гения. Например, тот же фильм “8 ½”, принесший Федерико мировую славу, критики обозвали “пустым и намекающим на глубину, которой он на самом деле лишен”.

Кроме того, досталось и любимой актрисе Феллини, по совместительству — его супруге (с которой режиссер прожил 50 лет в браке). Актерское мастерство Джульетты Мазины называли “слишком приторным”.

Двадцать лет назад. Другой «Феллини» в другом жанре

В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини…

Возможно, не все знают, а некоторые не помнят. Ровно двадцать лет назад была совсем другая песня, в совершенно ином жанре, но она тоже называлась «Феллини». И исполнял её тоже дуэт, двух групп — «Сплин» и «Би-2».

Изначально это была песня группы «Сплин», вошедшая в альбом «25 кадр» (2001). Написал её Александр Васильев, бессменный автор и фронтмен «Сплинов». Точнее, переделал свою старую песню «Мы чужие здесь» (от неё остались строчки про «письмо в чужом конверте»). В том же 2001 году они записали совместную с «Би-2» версию песни и сняли на неё клип. В нём Васильев и Лёва Би-2 сражаются друг с другом в боксёрском поединке. Причём Васильев поёт голосом Лёвы, а Лёва — голосом Васильева.

После этого обе группы отправились в совместный гастрольный тур, который получил название «Fellini Tour». Так же назывался и концертный альбом, записанный на одном из концертов тура.

Шура Би-2, Александр Васильев («Сплин»), Лёва Би-2. Ещё такие молодые…

Жизнь Феллини

Родился легендарный режиссер в Римини 20 января 1920. Его мать Ида была домохозяйкой, отец Урбано – торговым представителем. Спокойное детство великого режиссера прошло за вуалью сочиненных им же историй, соединяющих фантазию и реальность: приключенческий побег за клоуном из цирка, бродяжничество с артистами варьете и другие впечатляющие, но решительно далекие от исполнения картины. Федерико посещал классический лицей города и с детства стал зарабатывать как карикатурист у руководителя кинотеатра Фулгор, который заказывал ему портреты самых известных актеров, чтобы повесить их в зале.

Летом 1937  вместе с художником Демосом Бонини молодой будущий режиссер открывает лавку «Фебо», где они пишут карикатуры для туристов. Вскоре он начал работать на некоторые журналы и сразу после окончания учебы переехал в Рим под предлогом поступления в университет, но на самом деле устроился в «Марк Аурелио».

В те годы Феллини принадлежал к миру закулисья, радио и писал сценарии, сотрудничая с Альдо Фабрици, Эрминио Макарио и Марчелло Маркези.

Муза Феллини

В 1943 он встречает молодую актрису, Джульетту Мазина, исполняющую по радио роль Паллины, персонажа, придуманного Федерико, в комедии «Приключения Чико и Паллины». Эти двое поженились в октябре того же года и были вместе до конца дней.

Феллини в кино

В кино Федерико стал разрабатывать множественные сценарии, работать с Росселини, Джерми и Латтуада. Именно в союзе с Латтуада он впервые выступил как режиссер в 1951 с фильмом «Огни города».

В 1952 Федерико участвует в Венецианском фестивале со своим первым фильмом, «Белый шейх», который был несправедливо воспринят публикой и критикой. Но реванш за эту неудачу случился довольно скоро, буквально на следующий год. И снова в Венеции, где, благодаря «Телятам», он завоевал Золотого Льва.

Этот фильм, наполненный воспоминаниями о детстве в Римини и чудаковатыми персонажами, сделал Феллини знаменитым даже за границей и в 1954 его «Дорога», один из самых нежных и поэтических его фильмов, принесла ему первый Оскар.

В 1955 «Бидон» снова погрузил зрителей в атмосферу «Телят», но с другим сценарием – римской периферии.

В 1957 Феллини завоевывает второй Оскар за «Ночи Кабирии» с Мазина в главной роли.

Получив Золотую пальмовую ветвь на Фестивале в Каннах за «Сладкую жизнь» (1959), Феллини осуществил мечту снять шедевр, полностью свободный от традиционных структур рассказа, повествующий о кризисе ценностей современного общества.

После эпизода «Соблазны доктора Антонио», с «Боккаччо 70» (1962) и «8 с половиной» (1963) – одним из крупнейших вкладов в традиционную драматургию, получил Оскар за лучший иностранный фильм и лучшие костюмы.

Потом были «Джульетта духов» (1965), «Феллини-сатирикон» (1969), «Клоун», вышедший на телеэкраны в 1970, и «Рим» (1972). «Амаркорд» (1973) выиграл четвертый Оскар, попутно прославив родной город и 30-е годы.

Более мрачная атмосфера описана в «Казанове» знаменитого режиссера  (1976), а затем в «Репетиции оркестра» (1979) и «Городе женщин» (1980). В 1983 Феллини ставит «И падает снег», а затем выставляет телевидение в негативном свете в «Джинджер и Фред» (1985).

Его последним фильмом стал горький и напряженный «Голос луны» (1990) с Паоло Вилладжо и Роберто Бениньи.

Эффект Феллини: легенда

Три года спустя, 31 октября 1993, в Риме Федерико Феллини умер. Несколько месяцев до этого в Голливуде он получил пятого Оскара, на этот раз в карьере.

Тогда в конференц-зале он отвечал тем, кто спрашивал об «эффекте Феллини»: «Я всегда мечтал, мечтал грандиозно, о недостижимом. Я всегда был увлечен. Что американцы понимают под Феллини, надо полагать, изобильное, фантазийное, эксцентричное, невротичное, необузданное. Вот, болтун будет хорошим определением».

Работы легендарного режиссера (Феллини фильмы) входят в топ 10 лучших фильмов Италии. Подробнее читайте в статье “Лучшие итальянские фильмы всех времен.”

Если вы хотите узнать больше об Италии, ее знаменитых лицах и ее истории, вам поможет профессиональный гид от gidtut.com.

Краткая биография режиссера

Феллини родился в 1920 году в Римини — крупном итальянском городе-курорте, история которого начинается в 1 тысячелетии до нашей эры. Мальчик тянулся к искусству с детства: шил костюмы, создавал маски, обожал гастролирующий цирк.

В юности он выучился на репортера, рисовал карикатуры, писал тексты для рекламы и варьете. Со временем дорос до создания сценариев.

Кстати: во время Второй Мировой Федерико не хотел служить в армии на стороне фашистов, поэтому успешно симулировал болезни. Так как он с детства рос болезненным, а из-за своей худобы даже получил шуточное прозвище среди друзей, обмануть военкомат оказалось не так-то сложно.

Первый фильм Феллини был снят в 1943 году. В главной роли снялась Джульетта Мазина, которая почти сразу стала супругой маэстро. К сожалению, детей у пары не было (единственный их сын скончался в младенчестве).

Несмотря на стремительный успех карьеры Феллини, его часто посещало ощущение душевного опустошения. После съемок нашумевшего фильма “Дорога” Феллини страдал от тяжелейшего психологического надлома — так много сил отдал работе. К тому же, режиссер часто страдал и от непонимания общества. К примеру, своим фильмом “Сладкая жизнь” он хотел показать, что каждым днем пребывания на этой земле нужно наслаждаться с неизменной радостью — люди же решили, что в картину заложена критика общества того времени (дескать, как можно радоваться жизни, если вокруг так много бедняков). Газеты же и вовсе разгромили картину, называя ее омерзительной; к ним присоединились церковники из Ватикана, которым не понравилась показанная в “Сладкой жизни” сцена стриптиза. Самые отъявленные критики позволяли себе плевать режиссеру в лицо, призывая власти лишить Феллини гражданства. И только всемирный успех картины помог утихомирить эту группку недовольных итальянцев.

Постоянно пожираемый беспокойством и тоской, находящийся в хроническом поиске правды, с душой, рвущейся на части от внутренних сомнений и попыток выбраться из пустого балагана жизни — вот каким был Феллини. Он так и не смог познать некоторых простых человеческих радостей — таких, как отвести сына в школу или мирно почивать с женой на лаврах славы. Его травила даже налоговая служба, из-за чего Федерико был вынужден продать дом и ютиться с красавицей-супругой в крохотной квартирке. Но для нас он остался тем, кем был на самом деле — гениальным режиссером, картины которого даже сегодня, в век избалованного на компьютерных спецэффектах и миллионных бюджетах зрителя, все еще могу по-настоящему увлекать.

Фильмы

В середине 40-х произошел случай, изменивший биографию Феллини. Он познакомился с режиссером Роберто Росселлини, который пригласил сценариста поучаствовать в создании военной драмы «Рим — открытый город». За киносценарий в 1946 году автор впервые в жизни получил номинацию на «Оскар», а критики заговорили о создании жанра неореализм. В этом же году на экраны вышла вторая работа Феллини-сценариста — фильм «Пайза» («Земляк»), посвященный войне. И вновь картина попала в номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

В 1950 году Федерико решился на создание собственного фильма «Огни варьете» с соавтором Альберто Латтуада. Написав сценарий к следующей картине, «Белый шейх», Федерико вынужден был сам снять ее, так как режиссер Микеланджело Антониони отказался работать над проектом. Кинокартина не получила должного успеха среди зрителей, но уже с этого фильма Феллини начинает долгосрочное сотрудничество с композитором Нино Рота.

После картины «Маменькины сынки», которая получила премию «Серебряный лев» на Венецианском фестивале, и эпизода «Брачное агентство» из киноальманаха «Любовь в городе» в 1954 году Феллини приступил к работе над драмой «Дорога». Текст был написан еще в 1949 году. На роли деревенской девушки Джельсомины и ее друга силача Дзампано Феллини пригласил актеров Джульетту Мазину и Энтони Куинна. Кинолента принесла создателям многочисленные награды международных кинофестивалей, в том числе первый «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также хорошую выручку после проката.

В 1955 году вышла лента «Мошенники» с Бродериком Кроуфордом, Ричардом Бейсхартом и Джульеттой Мазиной в главных ролях. Через два года режиссер порадовал зрителей очередным шедевром — «Ночи Кабирии» о девушке легкого поведения, которая оказалась слишком доверчивой и обманулась в единственном возлюбленном. Режиссер получает «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Джульетта Мазина становится лучшей актрисой.

Мода играла большую роль в творческой жизни маэстро. Стиль героев фильмов итальянского гения повлиял на тенденции haute couture. Это и вечерние платья с декольте, и береты с приталенными жакетами, и причудливые шляпы с перьями, и наряды в блестках.

Сам Федерико черпал в дизайне вдохновение и становился законодателем мод для своего поколения: его шляпа и кашпо прочно вошли в обиход современников. На создание фильма «Сладкая жизнь» Феллини натолкнуло платье-мешок Givenchy, знаковое для рубежа 50–60-х годов.

Картина с Марчелло Мастроянни в главной роли получила «Оскар» за работу художников по костюмам и несколько номинаций на премию BAFTA. Именно после этой киноленты в обиход вошел термин «папарацци» в честь любопытного и вездесущего героя — журналиста Папараццо.

Трейлер фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной»

В 1963 году на Московском кинофестивале состоялась премьера трагикомедии Федерико Феллини «Восемь с половиной» — фильма, который коренным образом повлиял на кинематограф XX столетия. Сюжет, выстроенный в виде потока сознания, стал использоваться кинематографистами разных стран: Андреем Тарковским, Вадимом Абдрашитовым, Питером Гринуэем, Такэси Китано. Это была уже третья кинолента Феллини, завоевавшая «Оскар», причем в двух номинациях — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший дизайн костюмов».

В конце 60-х Феллини создал фильмы «Джульетта и духи», «Сатирикон». В 1969 году на экраны вышла феерическая комедия-притча «Рим Феллини», пронизанная ощущением праздника и карнавала, за которую в 1973 году режиссер получил премию «Золотой глобус». Через год на аналогичную тему Феллини снял телефильм «Клоуны».

В 1973 году кинорежиссер создал автобиографичную драму «Амаркорд», сюжет которой построен по типу калейдоскопа и отсылает зрителей на побережье Адриатики 30-х годов XX столетия. Картина принесла четвертую статуэтку «Оскар» своему создателю. В фильме 1976 года «Казанова Федерико Феллини» главную роль исполнил Дональд Сазерленд.

В 1979 году вышла лента «Репетиция оркестра», в которой режиссер реализовал классический театральный принцип единства времени, места и действия. Работа над картиной заняла всего три недели.

В последние годы Феллини все больше тяготел к театральности. Так, в киноленте «И корабль плывет…» повествование строилось вокруг показа съемочной группы, а морские волны и вовсе были изображены благодаря большому полотну.

Как Феллини работал с актерами

Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина были кумирами миллионов. Узнаем, как Феллини искал актеров и какая атмосфера была на съемочных площадках.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Расскажем о музах Феллини.

Главный актер Феллини — Марчелло Мастрояни

Его принято считать экранным альтер-эго режиссера, ведь фильмы, в которых он снялся — «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Город женщин», «Джинджер и Фред» и «Интервью», — наполнены отсылками к биографии Феллини.

Вот что писал об этом сам Феллини:

«Что это такое — alter ego? Это все персонажи, которых придумывает режиссер. По-видимому, Марчелло просто подходит для этого больше, чем другие, больше будит воображение. Зритель догадывается о каком-то сообщничестве, о какой-то магической предрасположенности к роли».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Марчелло Мастрояни на съемках фильма «8 1/2»
2. Федерико Феллини и Марчелло Мастрояни на съемках фильма «8 1/2»
3. Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «8 1/2»
4. Федерико Феллини, Марчелло Мастрояни и Софи Лорен
5. Федерико Феллини и Марчелло Мастрояни на съемках фильма «8 1/2»
6. с Федерико Феллини на съемках фильма «Интервью»

Главная муза Феллини — его жена, актриса Джульетта Мазина.

Они поженились через две недели после знакомства, их роман длился 50 лет и один день. Она пережила его всего на полгода. Они не могли иметь детей и называли детьми свои фильмы.

Именно Феллини придумал жене экранный образ и сценический псевдоним. Она сыграла в четырех фильмах режиссера: «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи» и «Джинджер и Фред».

Работа с актером: метод Феллини

Феллини говорил, что у него нет особого подхода, но можно выделить его основные принципы:

Не заставлять актера входить в роль. Феллини стремился к обратному процессу: делал так, чтобы персонаж стал похож на выбранного актера.

Не требовать от актера чрезмерных усилий, которые, может, и способны привести к созданию мощного образа, но не соответствуют личности актера и особенностям его характера. Феллини даже реплики не заставлял заучивать.

Нужно подружиться с актером. С этого начиналось любое сотрудничество.

Не стоит давать прямых указаний и растолковывать тонкости персонажа, актер все равно сделает по-своему.

️ Главное: любить своих актеров и заботиться о них. Феллини создавал на площадке дружелюбную атмосферу, много хвалил тех, с кем работал. Был их компаньоном по игре. Мастроянни без доли сарказма говорил, что во время съемок Феллини устраивал им на площадке сладкую жизнь.

Олег Грознов рассказывает, на что стоит обратить внимание при просмотре фильма «Сладкая жизнь»

Цитаты

Федерико Феллини был искусным мастером слова. Его книги, статьи, сценарии и высказывания отличались чувством стиля и точностью формулировок. Цитаты Феллини – важная часть его творческого наследия. Склонность приукрашивать была следствием развитого ума и богатой творческой фантазии.

Другие цитаты мэтра касаются жизни, человеческих отношений, самопознания  и искусства. Феллини, великий фантазер, никогда не лгал самому себе. Поэтому его цитаты – отражение его внутреннего «Я», непрестанных творческих исканий и большого жизненного опыта:

  1. Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы.
  2. Вы существуете только в том, что вы делаете.
  3. Заставлять людей смеяться мне всегда казалось самым привилегированным из всех призваний, почти как призвание святого.
  4. Режиссер – это непосредственно Колумб. Он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой.
  5. Цензура – это реклама за государственный счет.
  6. Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого.
  7. Легче быть верным ресторану, чем женщине.
  8. Люди могли бы избавиться от многих иллюзий, если бы научились читать, что написано на обертках от конфет!
  9. Ничего большого в мире не было достигнуто без страсти.
  10. Нет конца. Нет начала. Существует только страсть жизни.

Книги

Некоторые сценарии, написанные Феллини, стали самостоятельными книгами. Это «Амаркорд», написанный в соавторстве с Тонино Гуэррой (Tonino Guerra), «Репетиция оркестра», «И корабль плывет…», «Белый шейх», «Интервью». Мэтр, в совершенстве владеющий искусством режиссуры, написал книги  и об этом: «Делать фильмы», «Феллини о Феллини» (сюда включены интервью разных лет и подробные описания создания нескольких фильмов), «Мой трюк – режиссура». Последняя книга была написана в соавторстве с Шарлоттой Чандлер (Charlotte Chandler), американской журналисткой и кинокритиком, с которой маэстро связывала многолетняя дружба. Автобиография Феллини «Я вспоминаю…» также создана с ее участием.

Через год после смерти Джульетты Мазины вышел скандальный роман «Виды любви» голландской писательницы Розиты Стенбек (Rosita Steenbeek). В нем она описала вымышленную историю любовной связи с Феллини и свою римскую «dolche vita».

О романе забыли вскоре после выпуска, так как свидетели совместной жизни двух кумиров Италии были еще живы. Правдой было одно: голландка имела поверхностное знакомство с четой и даже снялась в эпизоде картины «Джинджер и Фред».

Романтизированная версия истории любви Феллини и Мазины принадлежит перу Николая Надеждина, книга называется «Федерико Феллини: «Моя Джульетта» (2009 г.).

На чём героиня? Трактовки песен

В обеих песнях с названием «Феллини» есть разные трактовки текста. В хите-2021 текст, конечно, простой как пять копеек. Но из-за нечёткого произношения исполнителей находятся слушатели, которые слышат вместо «этой богине» — «этой вагине»… Видимо, о чём думают, то и слышат…А вот стихи Васильева действительно дают пищу для раздумий. Основные вопросы связаны со словосочетанием «героиня на героине» — такая игра слов озадачивала. Это об однополой любви или о наркотиках? Из-за второго варианта трактовки эту песню запрещали в Белорусии. Васильев наркотическую тему отрицал, но вполне может быть, что лукавил…

«Джинджер и Фред» (1986)

Кадр из фильма «Джинджер и Фред» Федерико Феллини

В последний период творчества Федерико Феллини, который можно условно отсчитывать с «Казановы» (1976) и «Репетиции оркестра» (1978), мастер обращается к темам «заката Европы» и «конца истории». Почти в каждом его фильме на этом этапе происходит как минимум Апокалипсис, а в сюжетных мотивах с легкостью угадываются исторические события и революции, превращающиеся у Феллини в глобальные метафоры смерти традиционных ценностей и классического искусства. Пожалуй, самым ярким и пронзительным образом эти идеи развиваются в «Джинджер и Фред» — последнем шедевре классика. Здесь вновь (и впервые вместе!) появляются Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Играют они стареньких танцоров, которые в юности были прекрасными «двойниками» легендарных звезд мюзиклов Фреда Астера и Джинджер Роджерс, однако успеха в шоу-бизнесе ни один из них так и не добился. Время утекло, они уже не те, и мир не тот, но пара решает в последний раз станцевать коронный танец на рождественской телепередаче, в перерыве между выступлениями комедиантов и поп-певцов.

Последний фильм Феллини

Федерико Феллини неоднократно критиковал и высмеивал телевидение и газеты. В его понимании массовая культура, которая с их помощью распространяется и насаждается повсеместно, утратила все человеческое, нравственное и попросту настоящее. Джинджер и Фред с ужасом озираются по сторонам, глядя на то, во что превратился нынешний шоу-бизнес: все опошлено, осмеяно, а у публики в чести все самое безобразное и нелепое. Посреди хаоса и карикатурных участников рождественской передачи, этакого «Голубого огонька», главным героям потребуется вспомнить свои движения, разобраться в себе, простить друг друга за грехи прошлого, и просто в последний раз показать класс, даже если всем вокруг на это будет наплевать. Феллини в «Джинджер и Фред» поет печальную оду уходящему миру, в котором еще ценились чувственность, красота и мастерство, и с улыбкой сожаления взирает на собственную старость и анахроничность.

Литература

на русском языке
  • Бачелис Т. И. Феллини. — М.: Наука, 1972. — 384 с.
  • Константини К.  (итал.) (рус.. Феллини. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 271 с. — (ЖЗЛ). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03156-2.
  • Долгов К. К., Долгов К. М. Федерико Феллини, Ингмар Бергман. — М.: Искусство, 1995. — 237 с. — (Гении мирового кино). — 3000 экз. — ISBN 5-210-02419-9.
на других языках
  • F. Fel­lini: Essays in criticism / Ed. by P. Bon­danella. N. Y., 1978.
  • Arpa A. F. Fellini. La dolce vita. Canta­lu­po in Sabina, 2010.
  • Bertozzi M., Ricci G., Ca­savecchia S. BiblioFellini. Roma, 2002—2004. Vol. 1-3.
  • Betti L. Fellini: An inti­mate portrait. Boston, 1979.
  • Merlino B. Fellini. P., 2007.
  • Rohdie S. Fellini lexicon. L., 2002.
  • Sco­lari G. L’Italia di Fellini. Cantalupo in Sabi­na, 2008.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: