Франц шуберт: биография и творчество

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.

Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Интересные факты

  • Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
  • Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с В.А. Моцартом.
  • На гонорар с концерта Шуберт смог приобрести только кровать. Похоронен великий композитор был рядом со своим учителем и кумиром – Л.В.Бетховеном.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Шуберта

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

http://www.syl.ru/article/385799/frants-shubert-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitorahttp://24smi.org/celebrity/4147-frants-shubert.htmlhttp://obrazovaka.ru/alpha/s/shubert-franc-schubert-franz

Первые сочинения

Еще обучаясь в конвикте, он занялся написанием собственных композиций. Это случилось в возрасте 13 лет. К творчеству Шуберт подошел с огромным увлечением, что плохо сказывалось на его общей успеваемости. К его первым произведениям можно отнести:

  • Увеселительный замок сатаны.
  • Мессу фа мажор.

После демонстрации своих выдающихся способностей парень привлек внимание известного композитора Антонио Сальери, который в тот период находился при дворе. Он предложил Францу индивидуальные занятия, где молодой человек дополнительно обучался контрапункту и композиции

Совместная работа сблизила ученика и учителя, и они на всю жизнь остались добрыми друзьями.

Так как музыкальная одаренность Франца развивалась очень стремительно, вскоре его отец начал тревожиться о будущем сына. Это связано с тем, что в те времена участь даже самых именитых и признанных музыкантов была незавидной. В его мечтах младший Шуберт должен был стать преподавателем в школе. Не придумав ничего лучшего, он запретил сыну навещать их по выходным и праздничным дням — эта стало неким наказанием за излишнее увлечение музыкой. Но это не помогло — молодой человек уже не мог отказаться от любимого дела.

В истории есть информация, что Шуберт так и не закончил обучение в конвикте, а причиной ухода стала мутация голоса, вследствие чего он больше не имел возможности петь в церковном хоре. А также большая увлеченность собственным творчеством не оставляла места для изучения других наук, поэтому успеваемость была крайне низкой. Впоследствии ему даже назначали переэкзаменовку, но он от нее отказался и покинул учреждение.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).

Портрет Франца Шуберта

Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.

Дом Франца Шуберта в Вене

Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.

Франц Шуберт в молодости

Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Самостоятельная жизнь

В биографии композитора есть множество интересных фактов. Например, он какое-то время работал в школе своего отца, преподавал грамоту. Но так как он считался только помощником школьного учителя, то оплата была крайне низкой. Молодому человеку постоянно не хватало денег, даже при том, что он давал частные уроки.

Такая занятость не позволяла ему писать собственную музыку, что очень огорчало Франца. Но увлечение от этого не проходило, а наоборот, становилось все сильнее. Шуберту очень помогали друзья, которые регулярно присылали ему нотную бумагу, а также организовывали концерты и знакомили с полезными людьми.

Проработав в школе около 4 лет, он все же решил покинуть отчий дом и отправился в свободное плавание. Он хотел принадлежать к творческому кругу, планировал написать действительно уникальную музыку в новом направлении, а жизнь школьного преподавателя сделать этого не позволяла.

В это же время у Франца Шуберта случилась первая влюбленность. Девушка отвечала ему взаимностью и даже ожидала от возлюбленного предложения руки и сердца, но так его и не дождалась. Молодой человек понимал, что его доходов не хватает даже на собственные нужды, не говоря уже о семье, поэтому он решил расстаться с ней.

С 1814 по 1816 год на свет появились знаменитые песни Шуберта на слова Гете:

  • баллада «Лесной царь»;
  • песня «Розочка»;
  • опера «Маргарита за прялкой».

Кроме этого, музыкант успел создать 3 симфонии, зингшпили и более 250 песен.

Талантливый композитор всегда слыл романтиком. Все его герои — обычные люди, но с богатым внутренним миром. В некоторых произведениях прослеживается тема социального неравенства

Он часто обращал внимание на то, что общество несправедливо к простому и скромному человеку, который не имеет материальных благ, но необычайно богат в духовном плане. Известно, что излюбленной темой камерно-вокального творчества музыканта была природа, причем он тяготел к любым ее проявлениям.

Если кратко рассматривать биографию Шуберта, то можно заметить, какую роль в его жизни сыграло знакомство с великим венским оперным певцом Иоганном Фоглем. Судьбоносная встреча случилась в 1817 году, мужчин познакомили друзья композитора. После этого Франц приобрел не только хорошего и верного товарища, но и исполнителя своих песен. Артист активно пропагандировал вокальное творчество юноши.

Позже произведения молодого человека стали известными, поэтому вокруг него начал складываться творческий кружок, в который входили поэты, драматурги, художники и музыканты. Очень часто собрания посвящались именно творчеству композитора, тогда их ласково называли «шубертиадами».

Вариант №2

С появлением романтизма в искусстве произошли изменения и в мире музыки. Австрийский композитор  Франц Шуберт стал первым музыкантом, который раздвинул рамки  музыкальной культуры XIX века.

Прожил он недолгую жизнь. Местом его рождения является город Лихенталь, находящийся в предместье Вены. Семья у Франца была музыкальная. Дома любили часто музицировать и даже устраивали небольшие концерты, в которых он принимал участие и Шуберт. Обнаружив в мальчике склонность к музыке, отец в 11 лет отправляет его в учебное заведение, которое готовило певчих для придворной капеллы. Именно там  появились первые произведения для фортепиано и несколько песен. Однако, отцу казалось, что профессия педагога  более выгодна в этой жизни, и поэтому вскоре Франц поступает на курсы при учительской семинарии, где одновременно подрабатывает, преподавая грамоту. В то время все вокруг восхваляли сочинения Россини, и юный Шуберт пытался создавать похожие произведения. Но его старания не увенчались успехом. Тем не менее, Франц не переставал сочинять свои работы. Ведь только за 1815 год он написал более 140 песен, среди которых была и его известная баллада «Лесной рыцарь»  на стихи Гете.

Вскоре, поссорившись с отцом, Франц бросает учительскую деятельность и всерьез занимается музыкой. Он переезжает в Вену. Атмосфера этого города и наличие в ней многих известных композиторов способствовали творческому развитию Шуберта. В 1823 году появляется его песенный цикл «Прекрасная мельничиха», где отдельные песни представляли собой цепочки большого лирического повествования. Он придал песне новое значение, расширив образы и само настроение. Следующий его цикл «Зимний путь» создан в 1827 году. Он принадлежал к последним произведениям великого композитора. Где-то возможно в нем преобладали печальные мысли и мрачное настроение, так как труд создавался во время тяжелой болезни Шуберта. Одной из самых замечательных работ была «Неоконченная симфония», состоящая из двух частей. В последние годы своей жизни композитор пишет различные сочинения. Это были и симфонии, квартеты, сюиты, песни и многое другое. Все они в основном исполнялись уже не в больших концертных залах, а в домашней обстановке.

Умер Шуберт в расцвете творческих сил, но для всех он остается основателем  жанра лирической миниатюры для фортепиано и замечательны мелодистом в истории мирового искусства.

Зрелые годы

Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной кат opги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

Только в одном 1815 году Франц сочинил:

  • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
  • 2 симфонии и 2 мессы;
  • 144 песни и 4 оперы.

Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера

На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Это интересно: Краткая биография Якова Полонского

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.

В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен

Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю

Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона

Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.

Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Мы изучаем — Интересные факты из жизни Шуберта. Подсказки школьнику

Франц Шуберт по праву заслужил именоваться родоначальником музыкального романтизма. За свою непродолжительную жизнь, а прожил один из самых величайших композиторов в истории всего 31 год, австриец успел создать около тысячи музыкальных композиций. В последующем другие, не менее гениальные композиторы, вдохновлялись произведениями юного Франца. Но даже столь непродолжительная жизнь Франца Шуберта была полна интересных фактов.

1. Любовь Франца Шуберта к музыке не знала границ, ради нее он даже забросил обучение, а в дальнейшем бросил и работу

Юный композитор сочинял каждую свободную минуту, даже не обращая внимание на место, в котором находился в тот момент, ведь музыка в его голове рвалась наружу с неудержимой силой

2. В последний год жизни композитора состоялся единственный концерт, на котором были исполнены исключительно его произведения. Это событие осталось незамеченным для представителей прессы, а вырученных средств едва хватила на приобретение нового рояля.

3. Шуберт является одним из тех гениев, к которым признание и слава пришли лишь после их смерти. Молодому композитору частенько не хватало средств, чтобы приобрести нотную бумагу. Большая часть творений Франца Шуберта была опубликована только после его смерти, а самое знаменитое произведение «Большая до-мажорная симфония» была обнаружено только через 10 лет после кончины композитора, и то совершенно случайно.

4. Австрийский композитор был большим почитателем таланта Гёте. Шуберт сочинил бесконечное множество песен на стихи немецкого писателя, добивался встречи с кумиром, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.

5. Со слов самого Шуберта, еще с юных лет композитор был готов к непродолжительной жизни, однажды волшебница предложила ему самому выбрать свой жизненный путь – долгие лета и безызвестность, либо короткая жизнь и мировая слава на века.

6. Великий австриец похоронен рядом с еще одним композитором – Людвигом Ван Бетховеном, но не всем известно, что Шуберт участвовал в похоронной процессии гениального немца, в завещании просил похоронить себя рядом с ним, но материальное положение молодого Франца не позволило воплотить последнюю волю в жизнь. Его последнее желание воплотилось в жизнь только через 60 лет после его смерти.

7. Даже самые близкие друзья Франца Шуберта считали его только сочинителем песен, и многие из них понятия не имели о всесторонней развитости музыканта.

8. Семья Франца Шуберта была очень музыкальной, хоть увлечения музыкой были больше любительскими, чем профессиональными. Это помогло молодому австрийцу неплохо овладеть тремя музыкальными инструментами – фортепиано, скрипкой и органом.

9. Франц Шуберт не был женат, хотя был влюблен в очаровательную Терезу Гроб, но нищенские доходы не позволили молодому австрийцу сделать предложение руки и сердца, а обречь красотку на жизнь в нищете не позволяла совесть и гордость.

10. Сейчас произведения Шуберта звучат в самых знаменитых филармониях и оркестрах, но при жизни композитора они на отрез отказывались даже рассмотреть возможность исполнения произведений молодого австрийца.

Все сочинения

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

Интересные факты

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. В Придворной певческой капелле Шуберт обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище. Читайте еще: Михаил Шолохов биография.
  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Популярные темы сообщений

  • История развития геометрии Один из самых сложных предметов, как в школе, так и в университете является геометрия. Все это, потому что эта наука заставляет думать, мыслить логически, доказывать. Геометрия — наука, сведения о которой люди получили еще в самой древности.
  • Мама Мамочка… Это слово излучает доброту и нежность. Оно такое теплое, как мягкий плед в холодную пору, как чашечка горячего чая после долгой зимней прогулки. Мамочка — это самый родной мне человечек. Она для меня самая добрая,
  • Город Вологда Вологда является самым древним городом севера Руси, он был заложен в 1147 году. Долгие годы за него дрались два княжества, Тверское и Московское, а до XIV века он вообще входил в состав новгородского княжества.

Вокруг лишь тернии

Ныне считается, что это стало переломным моментом в биографии Шуберта. Композитора преследуют неудачи, а он не совершает прорыва. Но отчасти он сам виноват в этом, потому что просто недостаточно заботился о своем общественном имидже и просто мирился с продолжающейся бедностью в своей жизни.

Кто знает, был бы он известен сегодня без своих друзей? Потому что именно они всегда следили за тем, чтобы Шуберт был услышан, пусть даже в узком кругу. Его материальное состояние начало меняться в 1821 году, когда с помощью знакомств он начал предлагать свои песни «по подписке».

Впервые в биографии Ф. Шуберта появились перемены к лучшему — он начал богатеть. В Вене гармонично звучали песни и танцы композитора. По всему городу в домах состоятельных жителей все чаще проводились «Шубертиады» — ранние аналоги квартирников.

Люди собирались дома, пели песни, читали стихи. Во время таких собраний Шуберт играл на фортепиано. Постепенно все больше и больше людей собирается в таких кругах. Но Шуберт из-за этого стал появляться даже в узкой публике гораздо реже.

Биография

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

Композитор Франц Шуберт

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: