Презентация по истории нового времени на тему «франсуа рабле» (7 класс)

Личная жизнь

Франсуа Рабле занимался литературной деятельностью, совмещая ее со статусом светского священника. Он состоял в близкой дружбе с Жаном дю Булле, занимавшим не последнее место в церковной иерархии. Гийом дю Булле также покровительствовал Рабле. У писателя было двое незаконнорожденных детей, чье происхождение помогли узаконить его друзья, организовав юридический процесс в 1540 году. Огюст Франсуа и Жюни получили фамилию отца.


Портрет Франсуа Рабле

О личной жизни сатирика известно мало. В 1864 году биографы установили, что в Лионе у писателя также был сын от девицы Жанны, так и не ставшей женой Рабле. Мальчика назвали Теодуль. Он скончался в возрасте 2 лет.

С 1547 года Франсуа Рабле служил викарием на северо-западе Франции, в приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне. Церковь, где он принимал прихожан, открыта и сегодня. О биографии великого предшественника спустя столетия с удовольствием рассказывает нынешний викарий. исследователи считают, что Рабле был вынужден принять назначение из-за пошатнувшегося здоровья. Приход на тот момент мечтал получить каждый священнослужитель среднего религиозного чина. Вполне вероятно, что Рабле и здесь не преминул воспользоваться связями.


Франсуа Рабле в Мёдоне

Интересный факт: будучи шутником на страницах произведений, Рабле отличался лукавством и насмешливостью и в жизни. Вместе с приятелями он часто сочинял анекдоты и смешные истории.

Точно восстановить внешний облик писателя не представляется возможным. Он носил короткую стрижку и усы. Некоторые портреты автора дают возможность предположить, как он выглядел, но изображения разнятся. Чаще всего Рабле представляют пожилым мужчиной с бородой. Единственным наброском автора в молодые годы мир порадовал Анри Матисс. Изображение было сделано в 1951 году, оно не написано с натуры.

Вклад в медицину

Рабле высмеивал медиков-схоластов, которые подменяли объективное изучение человека, его заболеваний невежественным и необоснованным мудрствованием. Также ученый критиковал довольно популярные в то время магические и астрологические предсказания.

Рабле является одним из пионеров научной анатомии. Он проводил вскрытие трупов на своих лекциях в образовательных целях. Анатомию считал не только важнейшей дисциплиной на медицинском факультете, но и неотъемлемым элементом образования в целом, поскольку только с ее помощью можно познать внутренний мир (микрокосм) человека. Роман философа «Гаргантюа и Пантагрюэль» включает огромное количество полезных сведений, относящихся к топографической, пластической и описательной анатомии, которые и сейчас поражают своей точностью. В данном произведении Рабле также поднял вопрос венерических заболеваний, хотя в средневековой романистике подобные темы считались недостойными внимания и низкими.

Интерес Рабле к строению тела был вызван желанием изучить функции организма. Анатомо-физиологические представления ученого во многих аспектах опережали свое время. Данное утверждение относится к представлениям о функциях и строении органов, о взаимосвязи процессов, происходящих в организме, а также об их причинной обусловленности. Ученый обосновывал теорию о транспортной функции движения крови, хотя целью тока крови по артериям он называл ее «проветривание, нагревание и очищение», а транспортировку питательных веществ относил к функции венозной крови.

Большое значение медик придавал психологическим методам работы с больными. Он полагал, что на состояние больного должна благотворно влиять личность врача, его поведение и одежда. Ключевая обязанность врача – вселять оптимизм в пациента, поддерживать его веру в скорое выздоровление. Развивал представление о положительном влиянии смеха на здоровье. Кроме того, Рабле разрабатывал методы профилактики болезней, такие как соблюдение правил гигиены, рациональный образ жизни и пр. Сумел добиться внедрения в Меце ряда противоэпидемических мер: уборка жителями нечистот на улицах, медицинский надзор за банями и другие.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Влияние

В программном «Предисловии к „Кромвелю”» (1827) Виктора Гюго, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» причислен к величайшим гениям человечества и назван «шутовским Гомером». Для Бальзака Рабле — создатель огромного мира образов и идей, учитель и единомышленник, почти современник. Так, в его романе «Кузен Понс» (1847) Рабле назван «величайшим умом современного мира», а в «Письмах о литературе, театре и искусстве» (1840) он выступил против утверждения Сент-Бева, что «Рабле мутен по материалу и содержанию, ибо по стилю он очень чист и ясен»: «Держал ли когда-нибудь в руках Рабле? — восклицает Бальзак. — Ведь Рабле в своей беспримерной книге выразил ясные, беспощадные суждения о самых возвышенных явлениях человечества с помощью нарочито грубого, мужицкого стиля…».

Проспер Мериме в своей речи при вступлении во Французскую Академию (1845), посвящённой памяти своего предшественника Шарля Нодье, чьё место ему предстояло занять, утверждал, что последний, желая лучше усвоить стиль романа Рабле, трижды собственноручно переписал его буквально «слово в слово». По словам самого Нодье, он характеризовал Рабле как «самого универсального и глубокого из писателей нового времени, если не считать Эразма и Вольтера, которые, впрочем, не были ни так глубоки, ни так универсальны, как он».

Рабле был одним из любимейших писателей А. Франса. Так, в специальном очерке (1889) и в ряде других статей из серии «Литературная жизнь» он не раз писал о своём восхищении великим сатириком. Франс был членом «Общества изучения Рабле» и принимал активное участие в его работе; в течение ряда лет он собирал материал для большой книги о Рабле. В 1909 году Франс прочитал курс публичных лекций в Аргентине посвящённый творчеству Рабле в которых выделяет его влияние на последующее развитие французской литературы, указывает на раблезианскую традицию в творчестве мадам де Севинье, Мольера, Лафонтена, Фонтенеля, Расина и других. По его мнению «Рабле — великий юморист. Кроме Аристофана, Мольера и Сервантеса, он не имеет себе равных».

Библиография

  • 1532 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1534 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
  • 1546 – «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1552 – «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
  • 1564 – «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле»

Франсуа Рабле – философ и писатель эпохи возрождения, автор бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», шутник, и обладатель прекрасного чувства юмора – всё это известно нам со школьной статьи. В честь дня рождения автора фразы «аппетит приходит во время еды» мы решили рассказать, что еще не мешало бы знать об этом удивительном человеке.

Примечания

  1. Huchon, 2011, P. 31.
  2. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
  3. 123 Czech National Authority Database
  4. Archivio Storico Ricordi — 1808.
  5. data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
  6. Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (рус.). — 1965. Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
  8. Rabelais, François (неопр.) . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  9. Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais (англ.). — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
  10. Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
  11. Гюго В. Предисловие к Кромвелю(неопр.) . rulibs.com. Дата обращения: 2 августа 2021.
  12. Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
  13. Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
  14. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
  15. Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
  16. Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле(неопр.) . litlife.club. Дата обращения: 4 августа 2021.
  17. The joke

Издания

Переводы на русский язык

  • Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
  • Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
  • Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.

В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле  (англ.) (рус., открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.

Характеристика творчества

Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий., Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Образцом для «Гаргантюа» послужила народная книга под тем же заглавием, рисовавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов, романтических гигантов и волшебников. Последующие книги как этого романа, так и его продолжения, «Пантагрюэль», появлялись затем последовательно в течение нескольких лет, в разных переработках; последняя, пятая, появилась в полном виде лишь через двенадцать лет после смерти Рабле.

Замеченные в ней недостатки вызвали сомнение в принадлежности её Рабле и разные на этот счет предположения, из которых самое основательное — то, что план и общая программа принадлежат Рабле, и даже все главные подробности были намечены им, а многие и вполне им написаны.

Внешняя форма их — мифологически-аллегорическая, бывшая в духе того времени и составляющая здесь только рамку, которую автор находил наиболее удобной для выражения своих заветных мыслей и чувств. Великое значение книги Рабле (ибо «Гаргантюа» и «Пантагрюэль» составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении в ней сторон отрицательной и положительной. Перед нами, в одном и том же лице автора, великий сатирик и глубокий философ, рука, беспощадно разрушающая, создаёт, ставит положительные идеалы.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма». Этот смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа , у которого под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа.

В честь Рабле назван кратер на Меркурии .

Продолжение учебы

Закончив свое начальное образование в аббатстве Святого Бенедикта в Мельезе, Франсуа Рабле сделал выбор в пользу медицины и изучал все входящие в это понятие в то время науки в светских университетах Пуатье и Монпелье. Университет в Пуатье не устроил будущего писателя излишней консервативностью и чопорностью в преподавании медицинских наук, невозможностью свободомыслия и ведения собственных изысканий, включая анатомические, и скудно представленным материалом в области фармацевтики. То есть история повторилась, и Рабле сменил учебное заведение на не такое престижное, но более прогрессивное — на медицинский университет в Монпелье.

Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.

В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.

Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.

Преследования со стороны инквизиции

Однако содержание этих сочинений встретило негативную реакцию со стороны инквизиции.

С их осуждением выступили и учёные мужи из Парижской Сорбонны и заседатели парламента, который во Франции того времени был не законодательным а судебным органом. Рабле едко высмеивал и обличал ханжество, невежество и многочисленные средневековые предрассудки. Над Рабле нависла угроза ареста и серьёзных кар, за своё вольнодумство.В его сочинениях представители духовной и светской власти не без оснований разглядели подрыв устоев, скреплявших общество и государство. Они были способны поколебать авторитет церкви и веру в справедливость сословного разделения общества.

Вариант 2

Великий французский писатель Франсуа Рабле родился в 1483 или в 1494 году (точная дата неизвестна) в семье достаточно зажиточного землевладельца, который по некоторым сведениям занимался юридической практикой, а по некоторым – работал аптекарем.

Мать мальчика рано умерла, а в возрасте 10 лет Рабле был отдан в монастырь на обучение.

Посвятивши себя монашеству, Рабле начинает интересоваться литературой, хотя по тогдашним правилам это было запрещено.

В 1530 году будущий писатель поступает в университет на медицинский факультет. Кстати, он учился вместе со знаменитым предсказателем Нострадамусом.

Рабле добивается больших успехов в своей профессии. Он с успехом вел врачебную практику, основываясь на трудах Гиппократа. Широко использовал психоанализ для лечения больных.

Только после окончания университета Рабле начинает свой литературный путь, хотя и во время работы врачом также публикует некоторые сатирические памфлеты. Есть данные, что обращение к литературе могло произойти благодаря Эразму Роттердамскому, с которым Франсуа переписывался.

В 32-33 годах 16 века появляются на свет первая и вторая части знаменитого произведения «Гаргантюа», прославившего автора на весь мир. Поводом для написания произведения стала публикация книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Эта книга была анонимной и считалась народной. Она включала в себя различные нелепые авантюры. Именно они привели Рабле к мысли о том, что таким способом лучше описать более серьезные и важные темы. Поэтому в 1533 году, продолжая народную книгу, он выпустил «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа».

Однако Рабле, опасаясь преследований монашества, публикует книги под псевдонимом «Алькофрибас Назье» или вообще оставляет без автора.

К сожалению, преследования, которых так боялся Рабле, все же были: его книги сжигались. А самому писателю приходилось каждый раз переезжать на новое место.

Выпуском частей знаменитого на весь мир романа писатель занимался почти всю оставшуюся жизнь, при этом он сочетал и литературную работу, и медицину.

Четвертая часть романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассматривалась в суде, после чего Рабле был приговорен к заключению в тюрьму. И только смерть не позволила совершиться этому приговору. Умер Франсуа Рабле в 1553 году.

Рабле внёс огромный вклад не только во французскую, но и в мировую литературу.

Литературная деятельность Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Франсуа Рабле является пропагандистом просветительских идей. В его библиографии двадцать трудов, в числе которых произведения с комментариями работ Гиппократа, а также книги по анатомии. Работы Рабле, в которых он выдвигал теории о влиянии личности, внешности, поведения врача на пациентов, публиковались в альманахах.

Замечание 1

Также Рабле является автором работ по культуре и архитектуре античности. Эти произведения исследователями были названы археологической монографией.

Самым главным творческим достижением писателя в литературе является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Цикл состоит из пяти книг:

  • «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1532)
  • «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1534)
  • «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1546)
  • «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1552)
  • «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле» (1564)

В этом произведении Франсуа Рабле показал себя как тонкий сатирик, а главным объектом для сатиры писателя является монашество, белое духовенство и церковь.

В своем знаменитом романе Франсуа Рабле высмеивает невежество монахов и лень, а также многочисленные притязания церкви. Писатель ярко описывает все пороки католического духовенства, вызвавшие во время Реформации массовый протест: претензии католических пап на политическое господство в Европе, чрезмерное стремление к богатству и наживе, ханжеское благочестие, которые прикрывает развращенность церковнослужителей. Не оставляет писатель без внимания и церковную схоластику.

Замечание 2

Церковная схоластика – оторванные от реальности размышления о месте Бога в земном бытие.

Достается от великого сатирика и известным философам – схоластам.

В романе Франсуа Рабле пародирует религиозный фанатизм, слепую веру в чудеса. Все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были резко осуждены богословским факультетом Сорбонны и признаны еретическими.

Франсуа Рабле в этом произведении не только борется со старым миром, прибегая к инструментам сатиры и юмора, но и пытается провозгласить новый мир так, как он его видит. Писатель противопоставляет идеалы самодостаточности и свободы человека против средневекового бесправия и косности.

Любимыми литературными приемами Франсуа Рабле является гипербола и гротеск. Это связано с личностями главных героев произведения, великанов Пантагрюэля и Гаргантюа. В романе много места отводится юмору, порой грубоватому, связанному с человеческим телом. Много говорится о вине, одежде, еде, венерических заболеваниях. Для средневековой романистики это абсолютно не типичное явление, так как эти темы считались низкими и недостойными какого-либо упоминания.

Обилие чрезвычайно подробных и при этом комичных перечислений наук, денежных сумм, законов, животных, трапез и блюд является характерной особенностью «Пантагрюэля».

Роман Франсуа Рабле тесно связан с народной культурой Франции периода позднего Средневековья и Ренессанса. Оттуда писатель и позаимствовал главных героев, а также ряд литературных форм и сам язык повествования, в котором множество непристойных оборотов, комических аллюзий разного рода священных текстов. Язык повествования – язык, который проникнут атмосферой веселого праздника, где нет места серьезности. Поэтому язык романа Рабле сильно отличается от языка, которым написаны латинизированные сочинения современников сатирика и схоластические трактаты средневековых авторов.

Новаторские идеи

Однако, помимо манипуляций и «притягивания» наследия сатирика 16 века к революционным настроениям, что, кстати, продолжили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, у Рабле действительно существовал ряд идей, касаемых организации процесса обучения, образования в целом и, разумеется, подготовки врачей.

Все эти мысли были изложены в его заметках в альманахах и в монографиях. Касались они организации лекций по анатомии. Рабле настаивал на необходимости наличия при каждой кафедре не только лекций с демонстрациями, но и анатомического театра, в котором каждый студент мог бы практиковаться как в учебные часы, так и самостоятельно. Также много он писал об этике профессии – должном внешнем виде и поведении докторов по отношению к пациентам.

Рабле высказывался за организацию полностью независящего от церковных орденов светского начального образования. Считая неверным, что оно возможно либо под духовным руководством, либо в домашних условиях. По сути, он предлагал что-то наподобие традиционных британских школ–интернатов.

Также Рабле выступал против засилья Сорбонны, не считая этот университет самым передовым и престижным, утверждая, что фундаментальность сорбонского образования давно не выдерживает столкновения с реальностями жизни.

Нужно отметить, что ни борцом, ни тем более революционером Рабле не был. Подобные мысли об организации получения образования беспокоили в то время очень многих профессоров из разных университетов, так же «непререкаемость» Сорбонны вызывала недовольство многих.

Пострадал от властей Рабле только раз – при публикациях историй о Гаргантюа и Пантагрюэле. И то основное недовольство вызвала не политическая подоплека сатиры, а ее острота, даже «низменность» бытовых описаний. По сути, книги пострадали из-за ханжества критиков, они их «смутили» своим цинизмом и непристойностью в содержании, «грубостью» и простотой метафор, «простолюдинством».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: