Диалектика гегеля

Детство

Родился Гела в интернациональной семье, его мама – русская, папа – грузин с испанскими предками в родословной. Родители долго выбирали имя для сына, среди вариантов было даже необычное «Рокки Джуниор», однако остановились на имени Гела.

В роду Гелы Месхи были и грузины, и испанцы

Родители мальчика были далеки от творчества: мама работала в ЖЭКе, папа был инженером-строителем. Тем не менее, они были и остаются самыми важными критиками каждой работы сына.

В детские годы мальчик делил свободное время между футбольными матчами на школьном дворе и занятиями в школьном кружке самодеятельности. Окончательный выбор между спортом и театром удалось сделать лишь к окончанию школы. Получив аттестат, Гела подал документы в Школу-студию МХАТ, на курс Константина Райкина.

Молодой Гела Месхи

Талантливого студента преподаватели заметили практически сразу, и еще во время обучения Гела получил роли в постановках учебного театра Школы-студии: «Валенсианские безумцы», «Похищение Собинянинова», «Молчание – золото» и «Гамлет». Большое интервью с Гелой Месхи В 2009 году учеба успешно была окончена, и теперь уже дипломированный актер Гела Месхи стал полноправным участником труппы Театра имени Станиславского, где оказался задействованным в спектаклях «7 дней до потопа», «Троянской войны не будет» и «Ромео и Джульетта».

Гегель: краткая биография, философия и основные идеи

Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, который поднял немецкую философию на небывалую высоту. Многие ученые считают, что именно Гегель реализовал идею, начатую Кантом.

Его учение оказало большое влияние на всех философов, живших в его время. И даже сегодня построенная Гегелем философская система имеет большое влияние. При нем, как часто говорят, немецкая философия достигла своего зенита. Это, конечно, преувеличение, но его влияние на немецкую мысль огромно.

Однако, при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжелым научным языком, и в них легко застрять даже тем, кто долгое время изучал философию.

В этой статье мы подробно рассмотрим наиболее важные аспекты его философии и изучим его печально известные законы диалектики.

О Гегеле

Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником бытия и сознания материальное начало, которое порождает воспринимаемый мир.

Для того чтобы стать философом у Гегеля были все предпосылки. Во-первых, он родился в весьма знатной и обеспеченной семье Людвига Гегеля, который имел высокий чин при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения и благодаря этом с ранних лет получал невероятно насыщенное образование. Он с детства изучал различные языки, читал Шекспира и других классиков в переводе и без, великолепно ориентировался в античности, увлекался искусством, и, в целом, был склонен только к интеллектуальной деятельности.

Помимо этого Гегель с ранних лет был довольно малоподвижным и тихим ребенком. Он не увлекался подвижными играми или чем-то подобным на протяжении всей школы, а когда стал учиться в Тюбингенском теологическом институте, то вообще получил от своих сокурсников прозвище старик, так как чаще всего был меланхоличным, не склонным к студенческим развлечениям. Тем не менее, Гегель называл эти годы лучшими в своей жизни, именно там он обретает основной вкус к философии и знакомится с друзьями, с которыми будет на протяжении всей жизни: философом Шеллингом и поэтом Гельдерлином.

Условно его биографию делят на ряд этапов, первым из которых являются ранние годы в школе и институте. Далее следует период с 1801 до 1816 года, сначала работа в Йенском университете, далее ректорство в гимназии в Нюрнберге. Заключительным этапом его карьеры является период с 1816 до 1831 года, когда он сначала стал профессором в университете Гейдельберга, а затем перебрался в Берлин, где работа ректором и оставил этот мир.

Из наиболее ярких трудов следует, конечно, отметить Феноменологию духа, которая является частью описания общей философии этого автора. События этого мира и история в частности управляются великим духом, который из противоположностей рождает нечто общее и таким образом движется развитие бытия на самых разнообразных уровнях этого бытия.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Детство и юность будущего философа

Будущий философ родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарт, расположенном на юго-западе Германии. Предки семьи были из австрийских лютеран, покинувшим страну в XVI веке в связи с проведением Контрреформации. Сбежав в Германию, они обосновались в Швабии Отец Гегеля, Георг Людвиг, состоял на службе при дворе герцога Вюртембергского в налоговом ведомстве. Мать, Мария Магдалена Луиза, вела домашнее хозяйство. Она происходила из семьи Фромм, ее отец был юристом в суде Вюртемберга. Кроме Георга Вильгельма Фридриха в семье родилось еще двое детей, дочь Кристина Луиза и сын Георг Людвиг, который погиб в России, будучи офицером в рядах армии Наполеона.

Семейный быт складывался, как у многих порядочных чиновников того времени, на строгости нравов, религиозности и домовитости. В таких семьях жены обходились без прислуги, хлопоча с утра до вечера по хозяйству, воспитывая детей, следя за аккуратностью одежды членов семьи, и ни в коем случае не обсуждая с супругами политические события и их общественную деятельность. Попасть в дом чиновника было весьма затруднительно, поэтому у будущего светила философии не было друзей, с которыми он мог бы шалить и играть в детские игры.

Гегель начал обучаться наукам в трехлетнем возрасте, его отправили в немецкую школу, где он проучился два года. В пять лет начал обучаться в латинской школе, а в семилетнем возрасте стал учеником Штутгартской гимназии. Помимо занятий в учебном заведении, дома его ждали занятий с репетиторами, приглашенными его отцом, поскольку тот считал, что полученных в гимназии знаний недостаточно для хорошего образования.

Судя по тому, что Гегель был завсегдатаем городской библиотеки и карманные деньги тратил на книги, молодому человеку нравилась такая вовлеченность в учебу, он много читал, особенно его привлекали идеи античных философов.

Когда Гегелю исполнилось 13 лет, мать умерла от желчной лихорадки. Отец и сам будущий философ тоже переболели этой болезнью, но им удалось выжить.

Гегель в молодости

Немецкая классическая философия

Достижения естественных и общественных наук сыграли важную роль в формировании немецкой философии. Открытия в математике, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, астрономические, геологические теории, а также теория развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвинуло на первый план идею развития как теории и метода познания действительности.

Высшим достижением немецкой классической философии стала диалектика Гегеля (1770-1831). Описывая историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Новейшая немецкая философия нашла свое завершение в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку показать внутреннюю связь этого движения и развития….. Здесь нам безразлично, что Гегель не решил эту проблему. Его историческая заслуга в том, что он ее установил». По мнению Энгельса, значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было представлено диалектическое мировоззрение и диалектический метод исследования.

Гегель развил диалектику как философскую науку, обобщив всю историю познания и исследовав закономерности развития объективной реальности. Гегель попытался установить и всесторонне обосновать основные принципы диалектического мышления.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель отверг ряд ошибочных определений, содержащихся в учениях этих мыслителей.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое знание имеет объективное содержание. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, т.е. сущность обнаруживается в явлении, делая явление сущностным. Познавая явления, мы тем самым познаем сущность.

«Человек становится хозяином природы только тогда, когда он стал хозяином самого себя».

Гегель отверг кантовскую доктрину непознаваемости «вещи в себе»; по его словам, в природе вещей нет непреодолимых препятствий для познания. «Скрытая сущность вселенной не имеет в себе силы противостоять дерзновению познающего; она должна открыться перед ним, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и позволить ему насладиться ими».

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики в целом. Гегель был идеалистом, и для него природа проистекает из сверхъестественного духа.

Он считал, что ни материю, ни человеческое сознание нельзя считать первичными, поскольку сознание не может быть логически выведено из материи, как и материя не может быть выведена из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат развития первоначал.

Личная жизнь

Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.

В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.

Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.

Георг Гегель

Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.

Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.

В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных философских трудов: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

В основе философии Гегеля лежит принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно»: мир разумен по своей сути, поскольку все в нем является воплощением мирового разума. В центре философской системы Гегеля оказывается процесс саморазвития «Абсолютной идеи» («Weltgeist», «Weltverstand») — основы и сущности бытия. Абсолютная идея находится в постоянном развитии, это «философствующий» разум, стремящийся к самопознанию и достигающий своей цели в самой совершенной философии (в философии самого Гегеля, как он думал).

1) развитие Абсолютной идеи в сфере «чистой мысли», («чистого бытия» (до возникновения мира и человека), где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики — «науки логики»;

2) развитие Идеи в форме ее «инаковости», т.е. в форме объективных, материальных явлений природы (от механических процессов до происхождения жизни и человека); причем сама природа, по Гегелю, не развивается, а отражает лишь саморазвитие логических категорий, составляющих ее духовную сущность — «философия природы».

3) развитие абсолютной идеи в человеческой мысли и в историческом процессе, где абсолютная идея, вернувшись из природы в сферу мышления, реализует свое содержание в различных формах человеческой деятельности и общественного сознания (в правовых, политических, нравственных идеях; в искусстве, религии, философии) — «философия разума».

Искусство, религия и философия — это высшие формы самосознания «Абсолютного Духа», в котором завершается мировая история, а сама человеческая история рассматривается как «процесс духа в сознании свободы».

Величайшим достижением Гегеля является создание системы идеалистической диалектики — диалектики идеи мира как первоосновы и источника всего существующего. Он был первым философом нового времени, который предложил подробную критику преобладающего метафизического (догматического) метода в науке и философии, противопоставив его диалектическому методу.

Гегель первым сформулировал основные принципы диалектического мировоззрения: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы таких парных категорий, как сущность и явление («сущность есть, явление существенно»), форма и содержание («форма существенна, содержание сформировано») и т.д.

Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики, Гегель на идеалистической основе сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания (названия законам дали последователи гегельянства).

Продемонстрировав общий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Гегель заявил, что предметы или явления могут изменяться количественно (уменьшаться или увеличиваться), но если эти изменения происходят в пределах меры, свойственной каждому предмету или явлению, то качество остается прежним. Когда изменение превышает пределы меры (например, нагрев воды до 100 градусов), это приводит к изменению качества (вода становится паром). Таким образом, этот закон раскрывает внутренний механизм развития. Он показывает, что развитие представляет собой единство эволюционных (постепенных, количественных) и «революционных» (качественных, внезапных) изменений.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

«Наука о логике»

«Наука о логике» – одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?

Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».

Детство и юность

В августе 1770 года в Штутгарте родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель, которому суждено было войти в историю философской науки. Его отец Георг Людвиг Гегель занимал пост секретаря казначейства при дворе Вюртембергского герцога. Имея такое происхождение, мальчик получил первоклассное образование. Отец, считающий недостаточным школьное обучение, вкладывал силы и средства, дополнительно приглашая преподавателей на дом.

Философ Георг Гегель

Сам будущий философ обожал учебу, а страстью стало чтение. Даже карманные деньги тратились на новые книги. Мальчик стал завсегдатаем городской библиотеки. Предпочтение в литературе отдавалось научным и философским произведениям, а также авторам античности. А вот художественные произведения, прославленная немецкая классика, не входили в круг любимых книг. В гимназии мальчик получал награды за успеваемость и усердие.

После завершения гимназии в 1788 году Гегель проходит теологический и философский курсы в богословской семинарии при Тюбингемском университете. Там же молодой человек защищает диссертацию. Во время студенчества сближается с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Будучи молодым и пылким, как и передовые мыслители того времени, увлекается призывами французских революционеров, однако в их ряды не вступает.

Дом-музей Георга Гегеля

В университете продолжается увлечение чтением и книгами, что забавляет сокурсников, но нисколько не смущает юношу. Мирские утехи молодости также не далеки студенту. Как и приятели, будущий мыслитель употреблял вино, нюхал табак и периодически просиживал вечера за азартными играми.

Магистерская степень получена Гегелем по философии, но три последних года учебы посвящены теологии, хотя к церкви и богослужению студент относился критично. Возможно, поэтому, несмотря на отлично пройденные экзамены, священником юноша не стал.

Георг Гегель в молодости

Сразу после выпуска молодой человек зарабатывал тем, что проводил уроки для детей зажиточных немцев. Такая работа не слишком тяготила будущего философа, давала возможность работать над собственными трудами и вести научные поиски. Однако, когда после кончины отца в 1799 году молодому человеку досталось небольшое наследство, он прекращает частную работу учителя и с головой погружается в творчество и науку, а также приступает к академической преподавательской службе.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли

Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью

Биография[править]

Родился в семье секретаря казначейства. С детства много читал, хорошо учился. Дополнительное к школьному домашнее образование обеспечил ему его отец. Окончив гимназию, в 1788—1793 годах отучился в теологическом инстиетуте Тюбингенского университета, защитил магистерскую диссертацию по философии. Имел герцогскую стипендию. Затем работал домашним учителем в Берне. В 1797 году вернулся на родину. С 1801 года преподаватель Йенского университета. В 1807—1808 гг. редактор газеты в Бамберге. В 1808—1816 гг. ректор гимназии в Нюрнберге. В 1816—1818 гг. профессор философии в Гейдельбергском университете. C 1818 г. профессор философии в Берлинском университете, с 1830 г. — его ректор. Именно там в 1820-е к нему пришла широкая известность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: