Мустай карим — биография, личная жизнь, фото

Детство и юность

Полное имя писателя Мустафа Сафич Каримов. В соответствии с башкирскими традициями – Мустай Карим. Появился в простой крестьянской семье. Был вторым ребенком, а всего их было 12 братьев и сестер. Событие произошло 20 октября 1919 года. Дом находился в ауле Кляш, в 30 километрах от Уфы. Позже местность переименовали в Чишминский район. К сожалению, для потомков знаменитого литератора родовое гнездо до наших дней не сохранилось.


Поэт Мустай Карим

Как рассказывал Мустафа Сафич, его воспитанием занималась старшая мать. У главы семьи было две жены, что имело место в мусульманских традициях. Мальчик считал ее родной матерью, пока не узнал, что вторая, младшая жена отца, и есть его настоящая мама. Между женщинами в доме было уважение и взаимопонимание.

Мустафа был очень впечатлительным ребенком и впитывал народный эпос словно губка. Башкирские сказки и легенды ему много рассказывала старшая мать. Творческая душа искала выход, чтобы поделиться с окружающими своими ощущениями и переживаниями. В 6-м классе Мустай написал свои первые стихи. В газете «Юный строитель» состоялся дебют поэта. Здесь публикуются стихи школьника о детстве.


Мустай Карим в молодости

В 19 лет Мустая принимают в республиканский Союз писателей. В этот период поэт активно сотрудничает с журналом «Пионер». Он оказался первым из братьев и сестер, кто получил высшее образование. В роковой для Советского Союза 1941 год юноша заканчивает языковой и литературный факультет Башкирского государственного педагогического института. Получает направление в Ермекеево, где должен был приступить к учительской деятельности и обучать школьников башкирскому и русскому языкам.

В планы вмешалась война, и Карим вместе с группой земляков отправляется в Муром, в военное училище связи. После обучения в должности младшего сержанта в 1942 году отправляется на Брянский фронт в артиллерийский дивизион. Здесь получает тяжелое ранение в грудь и полгода проводит в госпиталях.


Мустай Карим в годы войны

После выписки Карим снова возвращается на линию фронта, но уже в качестве корреспондента военных газет «За честь Родины» и «Советский воин». Победу встретил в столице Австрии, в Вене. Сразу после войны активно включается в мирную жизнь, продолжает заниматься творчеством.

«Зайнулла ишан внес весомый вклад в татаризацию»

Зайнулла ишан Расулов (1833-1917) — видный религиозный деятель, просветитель.

Зайнулла Расулов родился в Троицком уезде Тунгатаровской волости, деревне Шарипово (ныне Учалинский район Башкортостана) в семье муллы. В 1851 году он поступает в медресе города Троицк (ныне Челябинская область), в 1858 году приезжает имам-хатыбом в деревню Азбаба. В студенчестве интересуется суфизмом, в Стамбуле получает разрешение преподавать учение тариката Накшбанди. В 1884 году татарский купец Сайфулла Габбасов приглашает его вторым имамом в 5-ю мечеть города Троицка. В 1891 году ему поручают руководство новым медресе при мечети. Здесь он вводит обучение согласно джадидизму, поднимает мусульманское образовательное учреждение на уровень самого престижного в России. Медресе получает название в честь него — «Расулия». Его сын Габдрахман Расулев также видный религиозный деятель, муфтий Центрального духовного управления. Его внук Атилла Расих (Атилла Кадырович Расулев) — известный татарский писатель.

Здесь уместно будет упомянуть новую татарскую поговорку: «Татарин не тот, чьи предки татары, а тот, чьи внуки татары».

В 1875 году после изгнания Зайнулла ишан поселился в Татарской слободе Костромы. Здесь жили потомки служилых татар из нугаев или мишарей. Только по истечении пяти лет, когда пришли к решению, что его «учения не принесут вреда башкирам», ему позволили вернуться.

В монографии Марселя Фархшатова «Дело шейха Зайнуллы Расулева (1872-1917) «Власть и суфизм в пореформенной Башкирии. Сборник документов» содержатся довольно интересные архивные документы. Вот несколько выдержек отсюда:

  • из протокола допроса Зайнуллы Хабибуллина (в русских документах, так как по отчеству он был сын Хабибуллы, он записан как Хабибуллин), который провел младший чиновник Вальковский согласно специальному постановлению: «Вообще я должен сказать, что Хабибуллин человек умный, ученый, молитвы всякие знает, и при том такие, что, несмотря на татарский их язык, понятны всякому, даже русскому»;
  • подпись Зайнуллы Расулева в прошении об освобождении: «Всенижайший раб указный имам, хатип-мударрис 1 соборной мечети Верхнеуральского уезда, Учалинской волости , д. Юлдашевой Зайнулла Хабибуллин по-татарски подписуюсь***» (г. Златоуст, 3 января 1873 г.);
  • в документах, которые были оформлены перед его изгнанием, написано: «Умеет читать и писать по-татарски»;
  • выдержка из письма, которое Зайнулла ишан написал Габдельгафуру дамелле: «У нас тут порядок такой: если по почте отправляем или получаем письмо по-татарски, то отдают его не нам, а  исправнику. Он же отправляет его в г. Вологду. Уже после перевода письмо возвращают нам. На все это уходит около месяца времени. Поэтому если будете писать письмо, пишите по-русски, при том коротко…»

Доктор исторических наук Айдар Хабетдинов: 

«Зайнулла ишан не относил себя к какой-то одной нации, для него были ближе религиозные и культурные составляющие. Но если взглянуть с политико-культурной стороны, на 150 процентов велась политика татар. Зайнулла ишан внес очень весомый вклад в татаризацию — согласно его концепции, вместо разделения на башкир, мишар и других должна была появиться нация Оренбуржья Махкама-и-Шаргыя. В его медресе учились этносы этой национальности: сибирские татары, казахи, башкиры… Обучение, безусловно, велось на татарском языке

Если взять отдельных башкирских духовных лиц, стоит обратить внимание на то, что они не относили себя к определенной национальности, башкиры являлись военным сословием. Сын Зайнуллы ишана — муфтий Габдрахман Расулев вел деятельность по своей татарской линии

Его второй сын Габделькадыр, являясь мухтасибом в Астрахани, внес большой вклад в политику татаризации. Они считали, что нужно жить одной нацией, не то выйдет как в поговорке «отделишься — медведь задерет».

Минигали Шаймуратов — биштякинский мишарин

Минигали Шаймуратов (1899-1943) — легендарный командир 112-й дивизии Башкирской кавалерии, генерал-майор. В этом году указом Владимира Путина ему присвоено имя Героя России.

Родился в деревне Биштяка Уфимской губернии (ныне Кармаскалинский район, деревня Шаймуратово).

Деревню Биштяка в 1755 году основали мишаре. Они купили землю у башкир племени Мин и обосновались в спокойном месте. Согласно данным переписи населения 1970, 1979 года, большинство жителей деревни были татарами. А в 2002 году перепись показывает, что 64% проживающих в деревне — башкиры, а 33% — татары.

В документах генерала Шаймуратова сказано, что он татарин.

Есть и факт из биографии Минигали Шаймуратова, связанный с Казанью. Будущий генерал в 1920-21 годах обучался на курсах 9-й Казанской советской восточной народной кавалерии.

Член Союза писателей Башкортостана, кандидат филологических наук Раиф Амиров: 

«В Кармаскалинском районе Минигали Шаймуратову, биштякинскому мишарину, установили памятник. Глава Башкортостана Радий Хабиров сейчас ведет речь об установке памятника и на Советской площади и, даст Бог, так и будет! Много раз я разговаривал с ними не только без перевода, но и на их диалекте, сплетничал и сидел за одним столом. Поэтому я и говорю, что они и сами чувствуют себя татарами».

Шагинур Мустафин, писатель-исследователь, кандидат на Государственную премию имени Габдуллы Тукая:

«Шаймуратов — наш уважаемый генерал. Он герой не только двух народов, но и всех наций. Так же как и дважды Герой Советского Союза Муса Гараев, он не скрывал своей национальности, указывал ее в документах».

Алфавит старшего и эпоха младшего Шакировых

Мидхат Шакиров (1916-2004) — видный партийный и государственный деятель, в 1969-87 годах исполнял обязанности первого секретаря областного комитета КПСС Башкирской АССР. Человек, который преуспел в башкиризации республики. Именно в период его деятельности в 1979 году численность башкир резко возрастает.

Мидхат Шакиров родился в Уфе. В годы его руководства Башкортостан признается республикой с сильной экономикой. 6 июня 1987 года Мидхат Шакиров отстраняется от правительства. Несмотря на то что БАССР под его началом активно развивается с экономической точки зрения, известно и то, что как раз в ту пору появляется негативное отношение к татарам. Об этом в своих воспоминаниях упоминает и академик Индус Тахиров.

Мать Мидхата Шакирова Гафифа — дочь купца из татарской деревни Эбалаково Илишевского района. Ее отец Закир ага родом из деревни Карача-Елга Кушнаренковского района. Известно, что Карача-Елга тоже татарская деревня. Она впервые упоминается в архивных документах 1739 года — именно в это время на этих землях селятся мишаре. В газетах 90-х годов также говорится о том, что семья Шакировых переезжает из деревни Чишма Муслимовского района в село Карача-Елга. Но это предположение не подтверждено архивными документами.

Отец Закир Шакиров (1881-1968) — ученый-языковед, педагог. «Закир Шакиров тщательно изучал башкирскую речь и проделал большую работу по подготовке и созданию башкирского алфавита, а также других башкирских учебников», — пишет о нем татарская Википедия. Как личность он сформировался в Казани, общался с Габдуллой Тукаем, Каюмом Насыйри, Фатихом Амирханом. В 1902-12 годах преподавал в медресе «Мухаммадия». Позже принимал участие в создании научной терминологии башкирского литературного языка, башкирского алфавита и орфографии на основании русской графики.

Младшая сестра Мидхата Шакирова Лия Шакирова (1921-2015) — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР и ТАССР. С 1948 года жила в Казани и работала в Казанском государственном педагогическом институте. Лингвометодическая школа, основательницей которой она стала, известна не только в Татарстане, но и в регионах Российской Федерации и в странах СНГ. Лия Закировна рассказывала о том, что сама попросила дать ей направление в Казань после окончания аспирантуры. Сделать это ей посоветовал отец, сказав: «Ты не пожалеешь». Начиная с 50-х годов она работала над подготовкой учебников по русскому языку для татарских школ.

Всесторонний гений

Обсуждая наследие такого поэта, как Мустай Карим, приходится отметить его универсальность и разносторонность. Тут и поэзия, и проза, драматургические работы и сильнейшая публицистика еще со времен фронтовых статей. В качестве военного корреспондента он писал для «Советского воина» и газеты «За честь родины».

Многогранность таланта этого человека подтверждает признание коллег-литераторов, критиков и читателей. В особенности приходится упомянуть о пьесах «Салават», «Неспетая песня», «Одинокая береза», «He бросай огонь, Прометей!» Такие шедевры в исполнении ведущих театральных коллективов собирают восторженные отзывы у современников поэта.

Признание читателей остается главным достижением в жизни для таких людей, как Мустай Карим. Биография, творчество этого великого человека описаны в данном материале. Его наследие получило особую актуальность в Башкирии: там работы Мустая сформировали новые традиции в театральном искусстве.

Слайд 3 Мустай… Мустай Карим… Всего два слова.

Вернее — сочетание двух слов. Да, именно сочетание: ведь немало людей наречены именем Мустафа, и не один человек носит фамилию Каримов. Но Мустай Карим — один, единственный, неповторимый.          Мустай Карим — это целая огромная страна, страна яркая, светлая, манящая, благородная. Это страна, где торжествуют добро и справедливость, любовь и сострадание, высокое слово и незаурядный ум. Страна — открытая для всех: и любителей прекрасного, и искателей смысла жизни, и жаждущих совета, и нуждающихся в истине.         И вхож в эту страну всякий: большой и малый, грешный и безгрешный, зрячий и слепой, мужчина и женщина, добрый и злой. К счастью, последние там не задерживаются. Потому что им нет места в мире Мустая, где он, утверждая общечеловеческие ценности, возвеличивает свой — башкирский — народ, возвышает его дух, определяет его место в мировой культуре.          

Биография

Творческая деятельность народного башкирского поэта Мустая Карима началась в 30-х гг. нашего века. За свою жизнь он создал более сотни поэтических и прозаических сборников и свыше десятка драматургических произведений. Его труды по праву признаны национальным достоянием Башкортостана и всей России. Скажем без преувеличения, что Мустай Карим сумел поднять башкирскую литературу на небывало высокий уровень и достойно представить ее на международном уровне.

Мустай Карим — урожденный Мустафа Сафич Каримов — родился в небольшой деревеньке Кляшево в Башкортостане в семье крестьянина-середняка. Семья Каримовых была многодетной, так что, как это обычно бывает, о достатке можно было только мечтать. Но Мустафе все же удалось вырваться из жизненной воронки — он стал первым членом семьи, кто получил высшее образование. Для сравнения заметим, что из Каримовых и читать-то никто не умел кроме самого Мустафы и одного из его братьев.

Смерть Мустая Карима наступила на 86-м году его жизни. Причиной смерти Карима послужил обширный инфаркт, и, вероятно, старое боевое ранение сыграло в этом не последнюю роль. Похороны Карима состоялись на Мусульманском кладбище в Уфе в присутствии друзей и близких поэта, его коллег по литературной и общественной работе. Отметим, что похороны Мустая Карима, а также торжественная церемония прощания с народным поэтом были организованы на высочайшем уровне: огромная страна замерла в минуте молчания, чтобы воздать последние почести великому человеку.

Талант родом из детства

В первый раз его публикуют уже в 19 лет. «Отряд тронулся» — это книга стихов с пророческим названием вышла всего за три года до войны. Биография Мустай Карима указывает на его врожденный талант. По пересказам родных и близких, как поэт Мустай сформировался еще в детстве.

Они вспоминали его ранимость и чувствительность к любым жизненным потрясениям. Самый ранимый и доверчивый из 12 детей в семье, он, как никто другой, легко погружался в мир увлекательных сказок и пересказов.

Именно так в мальчике рождался поэт — под степным небом Башкирии у ярких костров, в небольшой юрте. Секрет любви Карима к слову понятен — детские сказки матери и увлекательные истории братьев оказали влияние. В семье с таким обилием детей было принято рассказывать небылицы или пересказывать реальные приключения. Но главное — сказки старшей матери (отец семейства имел более одной жены).

Биография

20 октября 1919 г., село Кляшево Уфимского уезда Уфимской губернии – 21 сентября 2005 г., город Уфа.

Писал на башкирском языке. Окончил Башкирский педагогический институт (1941). Первые стихи появились в периодической печати в 1935 г. Стихотворения, вошедшие в сборники «Отряд ҡуҙғалды» («Отряд тронулся», Уфа, 1938; соавтор), «Язғы тауыштар» («Весенние голоса», Уфа, 1941), воспринимаются как гимн жизни. В поэме «Таныш булмаған ҡунаҡ» («Незнакомый гость», 1940) отображены трагические события Гражданской войны. Карим – участник Великой Отечественной войны. В 1941 г., отправляясь на фронт, написал стихотворение «Мин һугышҡа китәм, иптәштәр!» » («Я ухожу на войну»), которое прозвучало как клятва воина – защитника родины. В стихах, составивших сборники «Минең атым» («Мой конь», Уфа, 1943), «Шиғырҙар» («Стихотворения», Уфа, 1945), в поэмах «Декабрь йыры» («Декабрьская песня», 1942), «Үлмәҫбай» («Ульмасбай», 1943) поэт показал трагизм войны, героизм советских солдат, их гуманистическую миссию в антигитлеровской войне. После ранения (1942) Карим работал военным корректором фронтовых газет «За честь Родины», «Советский воин». В стихах сборника «Ҡайтыу» («Возвращение», Уфа, 1947) раскрыл чувства и надежды вчерашних солдат, вернувшихся к мирной жизни. По окончании войны он посвятил себя творческой и общественной работе: в 1951–1962 гг. председатель правления Союза писателей Башкирской АССР, секретарь правления Союза писателей РСФСР. Послевоенная поэзия Карима приобретает новые черты: расширяется тематика, усиливается аналитичность, углубляются философсие размышления о жизни; наряду с жизнеутверждающим пафосом появляется озабоченность судьбами народов (циклы стихов «Европа–Азия», 1953; «Вьетнам яҙмалары» – «Стихи о Вьетнаме», 1957; «Каштан сәскә аткан ерҙә» – «Там, где цветут каштаны», 1959; «Болгар дәфтәре» – «Из Болгарской тетради», 1960; «Кабардин-Балкар дәфтәреннән» – «Из Кабардино-Балкарской тетради», 1962; сборники «Яҙғы ер» – «Весенняя земля», Уфа, 1951; «Йылғалар һөйләшә» – «Реки разговаривают», Уфа, 1961; «Торналар ҡайтҡанда» – «Когда возвращаются журавли», Уфа, 1964; «Мәхәббәттең дүрт миҙгеле» – «Четыре времени любви», Уфа, 1978; «Заманалар» – «Времена», Уфа, 1982 и др.). С 1950-х гг. Карим возвращается к теме прошедшей войны, осмысливая ее трагизм, проявления высокого патриотизма советских людей (стихотворение «Өҫ көн тоташ ҡар яуа» – «Три дня подряд идет снег», 1955; поэма «Ҡара һыуҙар» – «Черные воды», 1961 и др.). Он активно работает в драматургии: пьесы «Туй дәуам итә» («Свадьба продолжается», 1947) – о возвращении к прерванной войной мирной жизни, «Яңғыз ҡайын» («Одинокая береза», 1950) – о послевоен. колх. деревне. В лирической комедии «Ҡыҙ урлау» («Похищение девушки», 1958) и романтической драме «Айгөл иле» («Страна Айгуль», 1968) показаны комические и драматические стороны жизни современной деревни. Философскими размышлениями об ответственности человека перед народом и обществом проникнуты драмы «Йырланмаған йыр» («Неспетая песня», 1961), «Йәйәүле Мәхмүт» («Пеший Махмут», 1986), «Киҫке табын» («Вечерняя трапеза», 1993). Написанные на основе легенд, исторических фактов трагедии «Ай тотолған төндә» («В ночь лунного затмения», 1963), «Салауат» («Салават», 1971), «Ташлама утты, Прометей!» («Не бросай огонь, Прометей!», 1975) поднимают темы величия свободного человека, жертвенности во имя идеала. В повести «Оҙон-оҙак бала сак» («Долгое-долгое детство», Уфа, 1976) Карим стремится философски осмыслить бытие человека. Ее логическим продолжением стали книги «Ауыл адвокаттары» («Деревенские адвокаты», Уфа, 1989) и «Тормош миҙгелдәре» («Мгновения жизни», Уфа, 1997). О бесчеловечных законах войны рассказывается в повести «Ярлыҡау» («Помилование», Уфа, 1986). В произведениях для детей и юношества («Беҙҙең өйҙең йәме» – «Радость вашего дома», Уфа, 1951; «Өҫ таған» – «Таганок», Уфа, 1962) жизнь башкирского села в трудные годы войны и послевоенное время изображается через восприятие юных героев; утверждаются человечность, сострадание к людям, стремление делать добро. Книги Карима переведены на многие языки народов России и мира.

Депутат Верховного Совета РСФСР в 1955–1990 гг.

Шайхзада Бабич: «Это время, как наши татары, — неустойчивое и переменчивое…»

Шайхзада Бабич (1895-1919) — известный татаро-башкирский писатель. За свою короткую жизнь он оставил богатое, особенное поэтическое наследие.

Он родился в семье муллы в деревне Асяново бывшего Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Дюртилинского района Башкортостана). В 1910 году, уехав в казахские степи, в течение одного года учит детей. Там же он тесно общается с казахскими акынами и изучает казахскую народную литературу. В 1911-1916 годах проходит обучение в Уфимском медресе «Галия». В 1917 году становится участником башкирского национального движения. В 1919 году трагически погибает.

Галимджан Ибрагимов говорил о языке Шайхзады Бабича следующее: «Язык Бабича занимает совершенно особое место в нашем литературном мире. Он написал свои самые ценные произведения чистым литературным татарским языком, полным красоты и простоты. В этих словах и выражениях столько легкости, богатства, он как будто играет с красивыми камнями по своему желанию, то собирает их, то рассыпает и опять складывает… Его смех оказывается смехом сквозь слезы. В этом и есть большое сходство между Бабичем и Тукаем» (Безвременно погибший, 1921).

На просторах Интернета можно найти фрагмент карточки отца Шайхзады Бабича Мухамметзакира Бабичева из переписи населения по сельскохозяйственным землям, которая проводилась на территории Башкортостана в 1917 году. Здесь в графе «национальность» записано, что он татарин.

Писатель и поэт Галимзян Гильманов: «Шайзада Бабич — мой односельчанин, человек, близкий мне по духу. Его отчий дом располагается по соседству с моим родным домом. В деревне Асяново Дюртюлинского района Башкортостана до сих пор витает дух Бабича, его гипноз. Я сам с детства ощущал это, взрослел вместе с его творчеством и пониманием всего трагизма его самопожертвования и судьбы. Для меня Бабич, безусловно, татарин. Росший в татарской деревне, в татарской среде, по татарским обычаям, слушая татарские песни, впитывая душой татарские мелодии, играя их на скрипке и мандолине, воспитывавшийся в семье муллы джадидиста, имам-хазрата Мухамметзакира Бабича, который посвятил всю свою жизнь просвещению татар, он — талантливый представитель татарской нации. Я говорю об этом с полной уверенностью».

Воспитанник эпохи

Поэт оказался одним из тех, кого история не пережевала в своих жерновах, а сохранила память о нем для будущих поколений. Более ста опубликованных сборников поэтических произведений и прозы и еще несколько драматических работ не позволяют считать поэта жертвой эпохи. Скорее, это ее воспитанник. У поэта по фамилии Мустай Карим биография начиналась в башкирской юрте, и ему предстояло пережить немало трудностей.

Советский период калечил его и превозносил с одинаковым упорством, и в конце жизни Мустай Карим, видимо, точно так же проклинал и в то же время восхвалял его. В детские годы башкирский ребенок застал жуткое время коллективизации. После университета и военного училища его, как и всех, настигает война, и прежде чем поэт успел обозлиться на время, в котором живет, его настигает признание. Вряд ли будет уместным свести его заслуги только к литературе. С тяжелым ранением на фронте из связиста он переквалифицируется в самоотверженного военного корреспондента.

В числе его работ стоит отметить легендарные сборники «Европа-Азия», «Не бросай огонь, Прометей!», «Возвращение», но это совсем не полный перечень. Также несколько повестей оставили увесистое наследие в прозе. Помимо этого, Мустай Карим, биография которого изобилует героическими эпизодами, никогда не рвался почивать на лаврах.

Он пополнил советское достояние в литературе сразу в нескольких жанрах: прозе, поэзии, драматургии и даже публицистике. Более того, после войны в общественной жизни литератор оказался не менее полезным для своих сограждан. В партийной номенклатуре он, как никто другой, оказывался всегда на своем месте и никогда не расходовал бесспорный авторитет попусту. За каждым его шагом оставались слова благодарности от людей.

Личная жизнь

Со своей второй половинкой Раузой Мустай встретился в 1939 году. Через 2 года молодые поженились. Мустай и Рауза после окончания педагогического института должны были вместе поехать в Ермекеево работать учителями, но туда уехала только супруга. Мужа забрали на фронт.


Мустай Карим и его жена Рауза

Когда поэт находился на передовой, у него родился сын Ильгиз. Впервые отец увидел малыша, когда тому исполнилось 9 месяцев. Для этого пришлось отпрашиваться у главного врача госпиталя, где восстанавливался после тяжелого ранения. Несмотря на незажившие раны, медик дал разрешение. Данный случай он описывает в своей биографии.

Сын Ильгиз пошел по стопам талантливого родителя, является членом Союза писателей, занимается переводами. В том числе переводил на русский язык произведения отца.

Младшая дочь Альфия, которую за любовь отца часто называли папиной дочкой, родилась в 1951 году. В 2013-м вместе с братом и сыном Тимербулатом она организовала Фонд имени Мустая Карима, который поддерживает развитие башкирского языка и литературы.


Мустай Карим с семьей

Внук Тимербулат – российский предприниматель и миллиардер. Мечтой Мустая Карима было иметь побольше правнуков. Тимербулат и его супруга Инга – многодетная семья, воспитывающая пятерых детей.

В браке в Раузой Мустафа Сафич прожили 62 года. Рассказывая о личной жизни отца, его дочь Альфия подчеркивает, что родители жили душа в душу, с уважением друг к другу. Супруга ушла из жизни в 1981 году. Мустафа Сафич сразу почувствовал пустоту в душе. Альфия с мужем взяли на себя все заботы об отце.

Существует дипломатическая анкета, в которой Карим Хакимов своей собственной рукой записал себя татарином

Карим Хакимов (1882-1938) — видный советский дипломат и общественно-политический деятель, первый дипломат, установивший деловые отношения между Советским Союзом и арабскими странами. Он личность, получившая мировую известность будучи торговым агентом, генеральным консулом и полномочным представителем молодого Советского государства в Саудовской Аравии и Йемене.

Он родился в Дюсаново Бижбулякского района. Это татарская деревня, родина журналиста и общественного деятеля Римзиля Валиева и народной артистки Татарстана Таслимы Файзуллиной.

Карим Хакимов тесно сотрудничал с главами государств и министрами. В 1924 году его направляют в Хиджаз в качестве консула, дипломатическим агентом СССР и его полномочным представителем. В феврале 1926 года Карим Хакимов вручает правителю нового государства Абдул-Азизу ибн Сауду грамоту за то, что он первым в мире признал СССР в качестве нового государства. За дипломатическое мастерство Карима Хакимова и его помощника Назира Турякулова называли «красными пашами». В 1937 году их обоих ждет репрессия и расстрел. Судьба посла потрясла Абдул-Азиза. Он заявил, что других представителей СССР он принимать не будет, и в 1938 году посольство в Джидде закрывается. Оно снова появляется только в 1990 году.

На просторах Интернета можно найти дипломатическую анкету, где Карим Хакимов своей собственной рукой в графе «национальность» записывает себя татарином.

Журналист, общественный деятель Римзиль Валиев:

«Сейчас число тех, кто знает Карима Хакимова, увеличивается. В прессе можно увидеть и его дипломатическую анкету, где он собственной рукой записывает себя татарином. Не имеет значения даже то, откуда он родом, его корни и национальность. Он человек, который верил в мировую революцию, член партии большевиков. В одно и то же время и коммунист, и мусульманин, и главный интернационалист, принимавший участие в определении национальной политики и построении Советской страны вместе с В.И. Лениным. Он — историческая личность, которая повлияла на распространение социализма среди тюркских народов, на решение самых важных вопросов в мусульманском мире и арабских странах. Он оставил глубокий след в истории стран Персидского залива, святой Мекки, Медины, Джидды, Ташкента, Бухары, Оренбурга, Казахстана, Узбекистана и России».

Смерть

Мустай Карим не жаловался на здоровье. Как и все фронтовики, привык терпеть. В больницу его увезли с сердечно-легочной недостаточностью. Около 10 дней писатель находился в реанимации. Вроде бы все налаживалось. Он даже успевал принимать посетителей, разговаривал с ними и каждому находил добрые слова.


Памятник Мустаю Кариму

21 сентября 2005 года Мустай Карим скончался. Причина смерти – двойной инфаркт. Последним пристанищем народного поэта Башкирской АССР стало мусульманское кладбище в Уфе. На могиле установлен памятник с выгравированным с фотографии портретом.

В этот день вся страна минутой молчания почтила память сына башкирского народа, великого поэта и писателя. После смерти его именем называют улицы городов Башкортостана и российской столицы. Государственные учреждения носят его имя, том числе Национальный молодежный театр Башкортостана. В Уфе возведен 6-метровый монумент.

В 2019 году Уфимскому аэропорту присвоено имя Мустая Карима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: