Содержание
-
Слайд 1
Фестиваль «Содружество Муз»Авторы-составители: Селезнев Андрей,Градюк Наталья 9-а классРуководитель: учитель литературы Селезнева О.И.
-
Слайд 2
Блез Паскаль (19 июня 1623 Клермон-Ферран— 19 августа 1662 Париж, Франция) — французский математик, физик, литератор и философ.Классик французской литературы,один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
-
Слайд 3
Наиболее известные литературные труды Паскаля – «Письма к провинциалу» и «Мысли»
-
Слайд 4
Блез Паскаль был сторонником янсенизма –религиозного учения и религиозного движения западноевропейской церкви 17-18 веков.Янсенисты подчёркивали испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, верили в предопределение, то есть в то, что все события жизни человека изначально заданы божьей волей.Янсенисты противостояли иезуитам, вели с ними ожесточённую полемику.
-
Слайд 5
В полемику с иезуитами включается и Паскаль. Он создаёт «Письма к провинциалу» — блестящий образец французской литературы, содержащий яростную критику ордена и пропаганду моральных ценностей, излагаемых в духе рационализма. «Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали» — призывает Паскаль.«Письма» были опубликованы в 1656—1657 годах под псевдонимом и вызвали немалый скандал. Паскаль рисковал попасть в Бастилию, ему пришлось некоторое время скрываться, он часто менял места своего пребывания и жил под чужим именем. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».
-
Слайд 6
Ещё около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд — «Апологию христианской религии». Одной из главных целей «Апологии…» должна была стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. На создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. Позднее он не смог даже диктовать и прекратил работу. После смерти Блеза друзья-янсенисты нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечёвкой.
-
Слайд 7
Сохранилось около тысячи отрывков, различных по жанру, объёму и степени завершённости. Они были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли о религии и других предметах», затем книга называлась просто «Мысли» . В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. «Мысли» вошли в классику французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно.Паскаль писал в своей последней книге:«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
-
Слайд 8
-
Слайд 9
Случайные открытия делают только подготовленные умы.Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочетСовесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.
-
Слайд 10
Посмотреть все слайды
Опыты с трубкой Торричелли
В конце 1646 года Паскаль, узнав от знакомого своего отца о торричеллиевой трубке, повторил опыт итальянского учёного. Затем он произвёл серию видоизменённых экспериментов, стремясь доказать, что пространство в трубке над ртутью не заполнено ни её парами, ни разреженным воздухом, ни некоей «тонкой материей». В 1647 году, уже находясь в Париже и несмотря на обострившуюся болезнь, Паскаль опубликовал результаты своих опытов в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты». В заключительной части своего труда Паскаль утверждал, что пространство в верхней части трубки «не заполнено никакими известными в природе веществами … и можно считать это пространство действительно пустым, до тех пор, пока экспериментально не доказано существования там какого-либо вещества». Это было предварительное доказательство возможности пустоты и того, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы.
Впоследствии Паскаль сосредоточился на доказательстве того, что столбик ртути в стеклянной трубке удерживается давлением воздуха. По просьбе Паскаля его зять Флорен Перье провёл серию экспериментов у горы Пюи-де-Дом в Клермоне и описал результаты (разница в высоте столбика ртути на вершине и у подножия горы составила 3 дюйма 1 1/2 линии) в письме Блезу. В Париже на башне Сен-Жак опыты повторяет уже сам Паскаль, полностью подтвердив данные Перье. В честь этих открытий на башне был установлен памятник учёному. В «Рассказе о великом эксперименте равновесия жидкостей» (1648) Паскаль привёл свою переписку с зятем и следствия, вытекающие из этого опыта: теперь есть возможность «узнать, находятся ли два места на одном уровне, то есть одинаково ли они удалены от центра земли, или которое из них расположено выше, как бы ни были они далеки друг от друга».
Паскаль отмечал также, что все явления, приписываемые ранее «боязни пустоты» на самом деле следствия давления воздуха. Обобщая полученные результаты, Паскаль сделал вывод, что давление воздуха есть частный случай равновесия жидкостей и давления внутри них. Паскаль подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления. Развивая результаты исследований Стевина и Галилея в области гидростатики в своём «Трактате о равновесии жидкостей» (1653, опубликован в 1663), Паскаль подошёл к установлению закона распределения давления в жидкостях. Во второй главе трактата он формирует идею гидравлического пресса: «сосуд, наполненный водою, является новым принципом механики и новой машиной для увеличения сил в желаемой степени, потому что с помощью этого средства человек сможет поднять любую предложенную ему тяжесть» и отмечает, что принцип его действия подчиняется тому же закону, что и принцип действия рычага, блока, бесконечного винта. Паскаль вошёл в историю науки, начав с простого повторения опыта Торричелли, он опроверг одну из основных аксиом старой физики и установил основной закон гидростатики.
В 1651 году отец, Этьен Паскаль, умер. Младшая сестра, Жаклин, ушла в монастырь Пор-Рояль. Блез, ранее поддерживавший сестру в её стремлении к монашеской жизни, боясь потерять друга и помощника, просил Жаклин не оставлять его. Однако она осталась непреклонна.
завод
Работы Блеза Паскаля обширны и разнообразны, поскольку он работал над предметами, связанными как с математикой, так и с областью религии. Вот некоторые из наиболее символичных книг по Паскалю:
-Эссе за ле коник, в 1639 году.
-Опыт новых прикосновений, в 1647 году.
-Traité du triangle arithmétique, в 1653 году.
-Провинциальные письма, между 1656 и 1657 годами.
-De l’Esprit géométrique, в 1658.
-Экрит-сюр-ла-подпись, в 1661.
-Pensées, посмертно, опубликовано в 1669 г..
Из всех его работ, некоторые из наиболее важных и трансцендентных были Провинциальные письма или Провинциальные письма; и Pensées или мышление. Далее мы опишем наиболее актуальные аспекты каждой из этих работ:
Провинциальные письма
Это набор из 18 писем, которые написал Блез Паскаль. Для этого он использовал псевдоним Луи де Монтальте.
Первое из писем, составляющих эту работу, было написано в январе 1656 г., а последнее — в марте 1657 г..
В этот момент в истории возникла конфликтная ситуация между янсенистами, приказом, которому следовал Паскаль, и иезуитами. Теологический факультет Университета Сорбонны в Париже осудил друга-янсениста Паскаля по имени Антуан Арно.
Это осуждение было основано на том аргументе, что Арнаулд исповедовал мнения, которые иезуиты считали скандальными и противоречащими устоявшейся догме..
Письма, написанные Паскалем, направлены на то, чтобы критиковать тот факт, что иезуиты в значительной степени полагались на объяснение вещей в конкретных случаях. Кроме того, для Паскаля иезуиты продемонстрировали очень спокойную мораль, поэтому в своих письмах он также упомянул эту особенность шутливо.
проза
Говорят, что одним из наиболее важных элементов этих писем является совершенство прозы, построенной Паскалем..
То, как Паскаль связывал свои насмешки с иезуитами, а также аккуратность, с которой развиваются аргументы, сделало эту работу одним из самых символических произведений французской литературы..
Исторические записи показывают, что важные писатели после Паскаля, такие как Руссо и Вольтер, получили важные влияния из этой работы.
В 1660 году король Людовик XIV приказал, чтобы все образцы Провинциальные письма, и как следствие общего содержания, папа Александр VII осудил работу.
Это не помешало книге добраться до населения, и говорят, что даже папа Александр VII позже осудил слабую мораль иезуитов, вероятно, под влиянием идей, высказанных Паскалем.
Pensées
Эта книга, название которой переводится на испанский как мышление, Составляет сочинения, которые Паскаль хотел перевести в извинение, которое он готовил. Паскаль умер до завершения этой работы, поэтому эти труды были опубликованы посмертно.
Центральная тема диссертаций Паскаля в этой книге — размышления о человеке и очень четкая защита христианской религии..
Согласно некоторым свидетельствам, перед смертью Паскаль приказал своим текстам определить, каким образом он предпочитает, чтобы они были опубликованы; однако, нет никакого знания о реальном порядке, который Паскаль организовал для этой работы.
Первая публикация этой работы была в 1669 году, а затем другие издатели искали возможность переиздания ее, осуществляя реорганизацию содержания..
Значение «Писем»
«Письма к провинциалу» имели мгновенный успех. В первую очередь благодаря их форме, в которой напыщенная и утомительная риторика впервые сменили разнообразие, краткость и точность стиля. Как признал основатель французской литературной критики Николя Боало, они стали началом современной французской прозы. Отчасти их популярность в протестантских и скептически настроенных кругах базируется на силе их атаки на иезуитов. В Англии «Письма» получили наибольшее распространение, когда римский католицизм представлял угрозу для англиканской церкви. Тем не менее, они помогли католицизму стать сильнее – в 1678 г. Папа Иннокентий XI сам осудил половину утверждений, ранее осужденных Паскалем.
Таким образом, «Письма к провинциалу» сыграли решающую роль в содействии возвращению к внутренней религии и помогли обеспечить конечный триумф идей, изложенных в трактате Антуана Арно De la fréquente communion (1643), в котором он протестовал против идеи о том, что развратник может искупить продолжение греха частым причащением без покаяния – тезис, остававшийся почти неоспоримым, пока французская церковь не ощутила последствия отзыва в 1685 г. Нантского эдикта (который предоставил свободу вероисповедания французским протестантам). Если иезуиты представляли контрреформацию преимущественно своей ортодоксальностью и послушанием церковной власти, в «Провинциальных письмах» предлагался более духовный подход и подчеркивался союз души с мистическим телом христа через милосердие.
Смерть отца и социального окружения
В 1649 году в Париже прошла так называемая Фронда, представлявшая собой серию демонстраций, проходивших в столице Франции. В этом контексте семья Паскаля переехала в Овернь, а два года спустя, в 1651 году, умер отец Паскаля, Этьен.
В то время сестра Паскаля, Жаклин, наконец, поступила монахиней в монастырь янезистов под названием Port-Royal des Champs.
После смерти отца Паскаль стал уделять больше внимания тому, чтобы быть частью парижского общества.У него не было много денег, но он сохранял свой статус дворянина, поэтому он мог прекрасно участвовать в так называемом парижском обществе.
В этом контексте он контактировал с великими мыслителями того времени, которые познакомили его с такими областями, как современная философия, в дополнение к тому простому факту, как вести беседы в этой области общества.
Вклад в математику и другие науки
Всю свою жизнь Паскаль оставался влиятельным математиком. Его удобное представление биномиальных коэффициентов в виде таблицы, изложенное в «Трактате об арифметике треугольника», увидевшем свет в 1653 г., получит название «треугольника Паскаля».
В 1654 г. к учёному обращается его друг, азартный игрок Шевалье де Мере, с просьбой помочь в разрешении проблем, возникающих в игре, и Паскаль, заинтересовавшись, обсуждает этот вопрос с математиком Ферма, что приводит к возникновению математической теории вероятностей. Одна из описанных ими возможных ситуаций в игре была следующей: два игрока хотят закончить игру досрочно и, учитывая условия на данный момент, желают честно разделить ставку на кону, основываясь на предпосылке, что, в данный момент, шансы победить у них равные. Исходя из этих данных, Паскаль использует случайный аргумент, получающий название «ставка Паскаля». Работа, проделанная Паскалем и Ферма, поможет Лейбницу вывести формулу исчисления бесконечно малых. Внёс свой вклад Паскаль и в философию математики, написав работы «Дух геометрии» и «Искусство убеждать».
Вклад учёного в развитие физической науки заключается в его трудах по гидродинамике и гидростатике, основанных, главным образом, на гидравлических законах. Следуя теориям Галилео и Торичелли, он оспаривает утверждение Аристотеля о том, что созидание имеет материальную природу, будь она видимой или невидимой. Паскаль утверждает, что в любой материи присутствует вакуум. Он доказывает, что именно вакуум движет ртутью в барометре и даже заполняет пространство над веществом в ртутном столбике. Результаты своих практических экспериментов Паскаль в 1647 г. излагает в работе «Новейшие опыты касательно вакуума». Эти опыты, произведшие фурор во всей Европе, выводят закон Паскаля и доказывают пользу барометра.
Профессиональная карьера и научные достижения
Даже в университетском городе Паскали, как очень уважаемая семья, быстро нашли своё место в обществе и взаимодействовали с интеллектуалами и многими учеными. В 1942 году девятнадцатилетний Блез Паскаль представил публике свой калькулятор, позже названный «Pascaline», который считается одним из самых старых в своем роде.
Он был сделан из слоновой кости, металла и дерева и работал с металлическими циферблатами, чтобы установить нужный номер. Первоначально «Pascaline» мог только складывать числа. Позже Блез Паскаль расширил разработку и добавил механическую функцию вычитания.
Математик запатентовал свое изобретение и создал небольшой бизнес. Однако, поскольку стоимость сложного производства машины была чрезвычайно высокой, «Pascaline» не мог быть создан в большом количестве и не принес желаемого коммерческого успеха.
Из общей суммы около пятидесяти штук, которые были сделаны, девять сохранились и по сей день. За исключением одного экземпляра, выпущенного в Дрездене, все калькуляторы Паскаля все еще находятся во Франции.
Его сестры тоже постепенно подчинялись послушанию, аскетизму и эскапизму. Несмотря на религиозность, которая привела его к жизни в уединении в ближайшие годы, Блез Паскаль не отказался от своих научных интересов.
С 1647 года, после того, как он не смог получить прибыль от своего калькулятора, Паскаль занимался различными научными проблемами, в том числе доказательством вакуума. В то время он вместе со своим отцом проводил эксперименты с атмосферным давлением.
После того, как семья переехала в Париж, отец умер в 1651 году. Сестра Жильберта вышла замуж, а младшая Жаклин ушла в монастырь. Все еще будучи богатым и благородным, Блез Паскаль продолжал общаться с высшим обществом и все чаще обращался к богословным и философским темам.
Тем не менее, математические вопросы еще поглощали его в пятидесятые годы семнадцатого века. Из-за нервного расстройства, которое привело к параличу и неуклонному ухудшению здоровья, Блез Паскаль не смог завершить ряд своих начинаний. Он умер 19 августа 1662 года в возрасте тридцати девяти лет в Париже.
Изобретения и открытия
Вновь погруженный в свои научные интересы, он проверял теории Галилея и Евангелиста Торричелли (итальянского физика, который открыл принцип барометра). Для этого физик Блез Паскаль воспроизвел и усилил эксперименты по атмосферному давлению, создавая ртутные барометры и измеряя давление воздуха в Париже и на вершине горы у Клермон-Феррана. Эти испытания проложили путь для дальнейших исследований гидродинамики и гидростатики.
К сожалению, в краткой биографии Блеза Паскаля невозможно подробно рассказать обо всех его работах – здесь упомянуты лишь основные достижения французского ученого. Во время экспериментов он изобрел шприц и создал гидравлический пресс. Работа последнего была основана на принципе, впоследствии названном именем Паскаля: давление, производимое на жидкость, передается во всех направлениях независимо от области, к которой оно применяется. Его публикации по проблеме вакуума (1647-48) еще больше повысили его репутацию.
Когда он заболел от переутомления (а, возможно, и действия паров ртути), врачи посоветовали ему отвлечься. Но «мирской период» (1651-54) был, по сути, временем интенсивной научной работы, в течение которого он сделал ряд открытий. В физику Блез Паскаль внес свою лепту, написав трактаты о равновесии в жидких растворах, о весе и плотности воздуха, а в математику – работой об арифметическом треугольнике. А во фрагменте последнего труда De Alea Geometriae он заложил основы исчисления вероятностей.
Последние годы
С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. Согласно современным данным, в течение всей жизни Паскаль страдал от комплекса заболеваний: рака головного мозга, кишечного туберкулёза и ревматизма. Его одолевает физическая слабость, появляются ужасные головные боли. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, нашёл его глубоким стариком, несмотря на то, что в тот момент Паскалю было всего 37 лет. Паскаль понимает, что скоро умрёт, но не испытывает страха перед смертью, говоря сестре Жильберте, что смерть отнимает у человека «несчастную способность грешить». Не имея возможности ни читать, ни писать, ни размышлять, он занимается благотворительностью и изредка посещает старых друзей.
Осенью 1661 года Паскаль поделился с герцогом де Роанне идеей создания дешёвого и доступного всем способа передвижения в многоместных каретах. Герцог создал акционерное общество для реализации этого проекта и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного транспорта, названного впоследствии омнибусом.
В октябре 1661 года, в разгар нового витка преследования янсенистов, умирает сестра Жаклин. Это был тяжёлый удар для Паскаля.
В то же время власти потребовали от пор-рояльской общины безоговорочного подписания формуляра, осуждавшего пять положений учения Янсения. Среди янсенистов не было полного согласия. Группа, возглавляемая Арно и Николем, считала, что следует выработать оговорки к формуляру, удовлетворяющие все стороны, и подписать его. Паскаль примыкал к тем, кто предлагал более жёсткий вариант разъяснения к формуляру, указывающий на ошибочность решения папы. Долгие споры было решено прекратить общим голосованием, состоявшемся на квартире Паскаля. Большинство согласилось с мнением Арно. Потрясённый Паскаль отказывается от борьбы и практически прекращает общение с отшельниками Пор-Рояля.
19 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался. Похоронен в приходской церкви Парижа Сен-Этьен-дю-Мон.
Возможности Блеза Паскаля
Блез Паскаль начал проявлять некоторые признаки своего потрясающего ума, особенно в области математики. Когда ему было всего 11 лет, он натолкнулся на предложение 32 из книги Евклида «Элементы», которое дает нам хороший пример его умозрительных способностей. Он действительно демонстрировал свою способность к числам.
Но его работа не ограничивается теорией. Чтобы помочь своему отцу, который был сборщиком налогов и требовал многих вычислений, он разработал «арифметическую машину». в 19 лет: калькулятор. Возможность этого противоречия умеренно распространилась в 1642 году и сразу стала очевидной.
В 1647 году произошло историческое событие: наконец-то встретились Паскаль и Декарт. Они сразу возненавидели друг друга. В своей великой философской работе «Разум» Паскаль назвал отца «Методологических слов» «бесполезным и ненадежным», в то время как Декарт считал работу Клермон-Феррана «пустой в его голове». Ни один. Никто». В то время существование вакуума было одной из самых горячих тем в науке, главным образом потому, что его часто отрицали: Как могло «что-то» существовать в «ничто»?
В 1648 году Паскаль начал свой эксперимент с очень ясной целью: показать, что то, что мы называем «ничто», на самом деле является «чем-то», что это физическая проблема, а не просто концептуальная. Доказательство взято из его книги. Связь между великим экспериментом по установлению равновесия между жидкостями, объясняющим, что атмосферное давление является причиной «ужаса пустоты» объектов, была одним из подвигов того времени. Ваш вес и давление воздуха. Сам Паскаль гордился результатами и определял свою работу как «наиболее решающую из всего, что можно практиковать в этом вопросе».
Одним из величайших вкладов Блеза Паскаля в математику было исчисление вероятностей.
От игр – к знаменитому пари Паскаля
В произведении Паскаля «Мысли» есть текст, известный как «Пари Паскаля». Уже почти 400 лет философы и ученые дискутируют по поводу этого «спора», в котором
Ш. Монтескье считал, что доказательства Бога, по Паскалю, вполне применимы и к исламу, и к христианству. А так как религии различны – пари бессмысленно. С. Франк считал, что верить «на всякий случай» из страха мучений, без свободы и любви к Богу – кощунство. П. Вышеславцев относил пари к спорам салонного атеизма 17 века… Наш современник атеист Р. Докинз, критикуя пари Паскаля, пишет: «Почему мы с такой готовностью верим в то, что самый лучший способ ублажить Бога — это верить в него? Разве не может оказаться, что Бог столь же охотно вознаградит доброту, щедрость или скромность? Или искренность? А что, если Бог — учёный, который выше всего ценит целеустремлённый поиск истины? В конце концов, разве творец Вселенной не обязан быть учёным? Бертрана Рассела как-то спросили, что бы он сказал, если, умерев, оказался бы лицом к лицу с Всевышним, вопрошающим, почему он в него не верил. “Слишком мало доказательств, Господи, слишком мало доказательств”, — был ответ Рассела».
Такое ощущение, что у критиков «Мыслей» текст пари вырван из контекста книги, из контекста самой жизни этого необычного человека! Недаром русский религиозный философ В.Розанов в статье «Паскаль» писал: ««Мысли» Паскаля невозможно понимать, не зная его жизни: они — последний плод, который принесла эта жизнь, странные и глубокие слова, которые он не успел еще окончить, когда могильный холод уже навек закрыл его уста. Только 30 лет спустя после его смерти они были впервые изданы, до крайности разрозненные, местами представляя почти непонятные обрывки. Но их достоинство так велико, что даже и в этом виде они сделались одним из величайших сокровищ французской литературы и теперь переведены едва ли не на все европейские языки».
Ввиду обширной критики и множества искажающих интерпретаций, приведем текст «Пари» полностью.
«Да, но если это извиняет тех, кто говорит, что религия недоказываема, и снимает с них упрек в непредставлении доказательств, то это самое не оправдывает принимающих ее». Исследуем этот пункт и скажем: Бог есть или Бога нет. Но на которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этого бесконечного расстояния разыгрывается игра, исход которой не известен. На что вы будете ставить? Разум здесь ни при чем, он не может указать вам выбора. Поэтому не говорите, что сделавшие выбор заблуждаются, так как ничего об этом не знаете. «Нет; но я порицал бы их не за то, что они сделали тот или другой выбор, а за то, что они вообще решились на выбор; так как одинаково заблуждаются и выбравшие чет, как и выбравшие нечет. Самое верное — совсем не играть». Да, но делать ставку необходимо: не в вашей воле играть или не играть. На чем же вы остановитесь? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженство; природа же ваша должна избегать двух вещей: ошибки и бедствия. Раз выбирать необходимо, то ваш разум не потерпит ущерба ни при том, ни при другом выборе. Это бесспорно; ну, а ваше блаженство? Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмем два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть (В. Паскаль. «Мысли» (М., 1902), Перевод с французского О. Долгова. Подбор произведен В. И. Кузнецовым, С. 64—65).
Опыты и новые труды
В 1646 году Паскаль повторяет опыт с торричеллиевой трубкой. Паскаль несколько раз изменил условия опыта, чтобы доказать, что над ртутью в трубке нет больше ничего. Через год он опубликовал все результаты собственных исследований.
В 1651 году умирает отец Блеза Паскаля, а его младшая сестра решает уйти в монастырь. И хоть сам Блез всегда поддерживал её стремление пойти такой дорогой, но в один момент он остался без поддержки самых близких людей.
В 1653 году он публикует свой трактат о «равновесии жидкостей», где объясняет разницу в давлениях на разные жидкости.
Начиная с 1652 года самочувствие Паскаля ухудшается из-за огромных умственных нагрузок. Врачи рекомендуют ему умерить свой пыл и немного поберечь себя. Поэтому Блез начинает жить более светской жизнью — становится частым гостем на различных мероприятиях. Там он знакомится с герцогом де Роанне. Именно в его доме Паскаль начинает подолгу жить и там же работает над многими своими новыми разработками. Кроме того серди его новых друзей появляется эрудит и знатный игрок Антуан Гомбо, вместе с которым Паскаль со временем начнёт работать над основами того, что потом назовут теорией вероятности.