Надежда крупская: известная жена не менее известного мужа

Жизненный путь

В 1889 году пошла на Бестужевские высшие женские курсы (один из первых вузов для женщин в России), но вскоре попала в марксистский кружок, и работа в нем оказалась для нее важнее учебы. Спустя год она совсем оставила курсы.
Марксизм захватил девушку, и она полностью погрузилась в социальную и политическую деятельность. С 1891 и до 1896 года она преподает в вечерней школе для рабочих, одновременно занимаясь пропагандой социалистических идей.
В 1894 году через знакомых по кружку узнала молодого и рьяного марксиста Владимира Ульянова. Общность взглядов и приверженность делу сразу сблизили молодых людей.
Владимир хотел объединить разрозненную деятельность марксистских кружков в одну организацию. В результате совместной работы с Крупской в 1895 г. возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
В 1896 году участие в «Союзе борьбы» привело к аресту Надежды и еще нескольких сот членов организации, а спустя семь месяцев заключения она отправлена в ссылку в Уфимскую губернию.
В следующем году сослан был и Ульянов — в село Шушенское. В это время в переписке пара решила пожениться. Тогда Надежда обратилась к властям с просьбой переместить ее к возлюбленному, ссылаясь на запланированную свадьбу. Разрешение было получено, и остаток срока она отбывала с Лениным.
В 1898 году состоялось венчание. Молодые к этому времени уже не были верующими, но на церковном браке настояла мать девушки.
В том же году была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, и Крупская стала ее членом. Соратники уважали девушку и считали ее самой умной и преданной делу женщиной в партии.
В 1899 году Надежда Константиновна написала книгу о положении женщин рабочего класса в России «Женщина-работница». В ней девушка показывает плачевное состояние трудящихся представительниц прекрасного пола и говорит о необходимости их присоединения к классовой борьбе. Издать книгу удалось только за границей и под псевдонимом.
Вскоре снова начались аресты, и в 1901 году вместе с мужем Крупская уехала за границу. В Германии они организовали выпуск революционной газеты «Искра», и Надежда стала секретарем этого издания, а также партийных газет «Вперед» и «Пролетарий».
В 1905 году супруги возвращаются в Россию и принимают участие в Первой русской революции, Крупская становится секретарем Центрального комитета. Когда восстание было подавлено и не привело к желаемым результатам, она снова покинула страну.
Во второй эмиграции она продолжает работать в революционных изданиях и налаживает контакты зарубежных активистов с российскими. На ней же лежит и забота о политических беженцах, которым она искала работу и проживание. Одновременно Надежда не оставляла и собственные интеллектуальные поиски и занялась изучением педагогики. Бывшую учительницу волновала проблема образования в России, и она искала пути его эффективного устройства, обращаясь к литературе просветителей и опыту европейских государств. В 1915 г. на основе своих изысканий она пишет книгу «Народное образование и демократия».
Весной 1917 года возвращается на родину и помогает Ленину в организации Октябрьской революции. После победы большевиков взяла на себя социальную работу и вопросы просвещения. Именно под ее руководством был создан комсомол и движение пионеров, а в стране появилась система детских садов и площадок

Важной задачей школьного образования считала коммунистическое воспитание и поддерживала внедрение цензуры и антирелигиозной пропаганды.
После смерти мужа в 1924 году потеряла свою политическую волю. Она не соглашалась с решениями Сталина и даже поначалу поддерживала его противников Зиновьева и Каменева, но бороться за свою позицию не стала, хотя имела значительное влияние в партии.
Оставив политику, Крупская продолжала заниматься просвещением и много работала с детьми

В 1937 году стала доктором педагогических наук.
В 1939 году Надежда Константиновна отпраздновала свое 70-летие и на следующий день скоропостижно скончалась.

Надежда Крупская в старости

Интересные факты

По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, Н. К. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале «Огонёк» «Что ел Ленин» Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. И. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка (когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. продукты, как красная рыба) и жизнь в швейцарском пансионе. А в качестве «типичного» блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд «яичницы из четырёх яиц» и задавал вопрос — не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. И. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга?
Н. К. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в судьбе К. И. Чуковского. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»:
Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…

Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский (у него к тому же заболела туберкулёзом дочь) публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. Он действительно после этого не напишет ни одной сказки до 1942 года.

Николай Утин

О том, какой была личная жизнь Крупской до того, как она встретилась с Владимиром Ульяновым, имеется немного информации. Но все же известно, что рядом с ней в юности был человек, который заметно повлиял на ее мировоззрение. Это революционер Николай Утин – друг отца Надежды. После того как тот ушел из жизни, Николай стал заботиться о его семействе.

4 привычки, от которых люди становятся беднее (и речь не о кредитах и тратах)

Америка: кто забьет в большой валун «Пенни Рок» монетку, тому улыбнется счастье

Дом 70-х годов впечатляет волшебным видом и нетронутым интерьером

Конечно, о любовных отношениях речи не идет, ведь Наденьке было четырнадцать, когда произошло ее знакомство с Утиным. Но проникнуться идеями революции девушка могла лишь вследствие доверительного общения с ним. Он снабжал Надежду запрещенной литературой, в которой говорилось о равенстве и свободе.

Надежда Крупская могла стать художницей. Семьдесят лет и один день (1989)

2219

98

45

00:06:07

15.02.2022

Надежда Крупская могла стать художницей. Семьдесят лет и один день
Вспомним этапы жизни Надежды Константиновны Крупской. Она родилась в дворянской семье в Петербурге. Увлекалась живописью и могла бы стать художницей, сохранились ее рисунки в юношеском альбоме. Еще одним увлечением был марксизм, встреча с молодым марксистом Владимиром Ульяновым определила всю ее дальнейшую жизнь – соратница, друг, жена. Педагог по призванию, Надежда Константиновна работала в Народном комиссариате просвещения РСФСР и занималась распространением грамотности, созданием трудовых школ и детских садов, изданием книг. Она была первой леди главы государства, занимала должность заместителя наркома просвещения, но никогда в дни рождения ее не поздравляли в официальной прессе и не награждали.

Фрагмент документального фильма «Семьдесят лет и один день».
ТО Экран, 1989 г.

#гостелерадиофонд #НадеждаКрупская #ЛюдиЭпохи

Подписаться на канал «Советское телевидение»: 🤍

Наши группы в соцсетях:
Facebook: 🤍
VK: 🤍
ОK: 🤍

Приложение для смартфона «Радио. XX век»
Google Play: 🤍
App Store: 🤍

Ревновала ли Крупская своего мужа?

Когда супруги эмигрировали в Европу, Ленин познакомился с Инессой Арманд. У них были общие революционные интересы, и поэтому многие приписывали им роман. Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. Объяснялось это просто: отношения были платоническими, что доказывало единственное письмо Инессы, где она упоминает о «поцелуях, без которых могла бы и обойтись».

Инесса уважала Надю и дружила с ней. После смерти Инессы Крупская хорошо относилась к ее детям, даже хотела удочерить одну из девочек. Правда, было поздно – той уже исполнилось 22 года. Но всю жизнь Крупская проявляла участие в делах этой семьи, а внука Инессы даже звала своим «внучком».

Из-за Базедовой болезни Надежда Константиновна не могла иметь детей, поэтому любила заботиться о чужих. А еще из-за отсутствия своих детей думали, что Надя была фригидной, и Ленин жил с ней, как с идейной подругой, но не как с женщиной. В наше время таких проблем бы не возникло – Базедову болезнь научились лечить, но тогда это был приговор. Черты лица Крупской постепенно менялись, делая ее непривлекательной в физическом плане, но она не переживала, и мужа своего ни к кому не ревновала. В ее личной жизни было все в порядке.

В. И. Ленин и Н. К. Крупская в Горках.

Личная жизнь

Мы привыкли на многочисленных фото видеть Крупскую довольно страшной полноватой женщиной с выпуклыми глазами. Базедова болезнь испортила ее внешность и, как полагают современные медики, не позволила иметь детей. Но ведь так было не всегда.

Молодая Крупская была милой девушкой, довольно решительной и целеустремленной. Спокойная жизнь преподавательницы гимназии или гувернантки ее совершенно не устраивала. Ей хотелось переделать мир, как того желал и Маркс.

Надежда Крупская и Владимир Ленин | Большая онлайн библиотека

С будущим мужем познакомила подруга А. Якубова, которой, кстати, Ульянов делал предложение, но получил отказ. Надежда не могла об этом не знать, однако выбрала его себе в мужья и не ошиблась. Причем поступила очень мудро по-женски: продемонстрировала ему свое увлечение марксизмом (примерно как умная жена сегодня воодушевленно смотрит с мужем футбол или едет с ним на зимнюю рыбалку), а затем «прикормила» разносолами своей матери. Сама Крупская готовить никогда не умела и учиться не хотела, кроме как омлетов и яичницы, ничего не делала. А Елизавета Васильевна постаралась! И так продолжалось до самой ее смерти.

Надежда Крупская и Владимир Ленин | Все для вас

Другая девушка переживала бы из-за внешности. Быть может, Надежда тоже переживала, и плакала, наверное, когда будущий муж придумывал ей конспиративные клички «Рыба», «Минога», а его родные вообще говорили, что у нее «селедочный вид» из-за выпуклых в связи с болезнью глаз. Но в жизни об этом никто не узнал!

Она вышла за него замуж и стала «первой леди» нового государства, взяв на себя важную функцию – воспитание подрастающего поколения в духе коммунизма, т.е. думала она широко и смотрела далеко вперед, даже если золотая медаль гимназии и не существовала вовсе. Да и мало ли какие еще интересные факты о Крупской утаила от нас история.

Советская школа: работа над ошибками

В 1929 г. Надежда Константиновна стала заместителем наркома просвещения РСФСР. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней».

«Коммунистическое воспитание» подразумевало бесплатное образование детей из разных социальных слоёв, совместное обучение мальчиков и девочек, приобщение к производительному труду.

В 1920-х гг. обучение было платным, но затем его сделали бесплатным. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста».


Советская школа, 1930-е гг. (Wikimedia Commons)

И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь. И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы. И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности. Одним из немногих, кому удалось справиться с поставленной задачей, был Антон Макаренко.

По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть.

Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой». В 1930-х гг. от этой затеи отказались.


Крупская с пионерами. (Wikimedia Commons)

Вообще, для Крупской было характерно признание собственных промашек. Она быстро поняла, что упор на безликий коллектив не приносил желаемых результатов. Начались поиски «золотой середины» между «я» и «мы». По рекомендации Крупской, педагоги пытались найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Да, работало это далеко не всегда. Но важен сам факт. Школьников стали учить не только «ставить себе общественные задачи», но решать их коллективными усилиями.

Естественно, у Крупской случались явные перегибы. Чего только стоит «буржуазная муть», брошенная в адрес «Крокодила» Корнея Чуковского. Не пощадила она и другие произведения писателя. Критика была столь мощной, что в 1929 г. в «Литературной газете» появилось письмо Чуковского, в котором он отрёкся от своих творений. И лишь в начале 1940-х гг. писатель вернулся к сказкам в стихах. Досталось от Крупской и Александру Пушкину. Под ударом оказалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Якобы мораль произведения шла вразрез с моралью коммунистической. Также замнаркома просвещения была инициатором чистки библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы.

Крупской не стало 27 февраля 1939 г. Она умерла на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна — неоднозначная личность, но личность яркая, смелая. Она приняла правила игры своего времени, но ломая старое, пыталась создать новое. А её педагогическая система после череды проб и ошибок продолжила жизнь.

Надежда Константиновна Крупская

Н.К.Крупская, 1895 год.

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — советский политический
деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное
образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной
школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и
пионердвижение» и др. Дала анализ мировому педагогическому наследию с
позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке
всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста
с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко
чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и
трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания.
Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения.
«Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности
вожатых с пионерами. Статьи Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных
предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны
и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из
«наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла
сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской
школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001,
с. 67-68.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Советский государственный и партийный
деятель (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997
).

Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Профессиональная
революционерка (Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина.
Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
).

Зверева Н.В. Теоретик-педагог (Демографический
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И.
Валентей. 1985).

Кравченко А. Г., Шульга С. И., Белова Т. Н.
Видный публицист и оратор (Советская историческая энциклопедия. В 16
томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Волков С.В. Широко известная советским людям как
«друг и соратник Ленина» (Черная книга имен, которым не место на карте
России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте:

Из письма Г.Е.Зиновьева
Н.К.Крупской от 5 сентября 1925 г.

Речь товарища
Крупской на XVII съезде ВКП(б).  27 января 1934 г.

Н.К.Крупская.

Что нравилось Ильичу из художественной литературы.

Артем ЕРМАКОВ. Жизнь
через запятую. Надежда Константиновна
Крупская. 27.05.2004

Документы свидетельствуют:

Тыркова А.В. Дневники. . 1904.07.14

Из стенограммы выступления Е.М. Ярославского о мерах по усилению
антирелигиозной работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б). 10.12.1928
(Ярославский оправдывается перед Крупской).

Из стенограммы обсуждения вопроса о мерах по усилению антирелигиозной
работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б). 10.12.1928 (Выступление
Крупской).

Сочинения:

Сочинения, т. 1-4, М.- Л., 1930-34; Педагогические сочинения, т. 1-11, М.,
1957-63;

Педагогические сочинения, т. 1-6, М., 1978-80;

Женщина в стране
социализма, М., 1938.

Литература:

Кудинов В. Последние пятнадцать лет //
Смена.1990. N 4.

Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской, М., 1979;

Н. К. Крупская.
Библиография трудов и литературы о жизни и деятельности, кн. 1-2, М., 1969-73;

Надежда Константиновна Крупская. Биография, М., 1978.

Подробнее

Надежда Крупская является неоднозначным историческим лицом. Многие годы ее биографию приукрашивали, затем – поливали грязью. Она сама поделилась воспоминаниями о своем прошлом в книге «Моя жизнь».

Надя Крупская появилась на свет 26.02.1869. Ее родители обедневшие дворяне: отец – юрист, мать – гувернантка. Девочку определили учиться в гимназию, которую она закончила в 1887 г. Далее девушка продолжила образование на Бестужевских курсах, но по неизвестной причине прервала учебу. Юная Надя вместо высшего образования выбрала работу учителя в пролетарской вечерней школе и занятия в марксистском кружке.

Во время марксистских занятий состоялось ее знакомство с Владимиром Ульяновым. Ее поразила его преданность идеям Маркса и способность заинтересовать ими окружающих. Он тоже заметил неординарную девушку.

В 1896 году ее устоявшаяся жизнь школьного учителя завершилась арестом и ссылкой в Уфу. Для Владимира местом отбытия наказания за революционную деятельность было определено село Шушенское. После многочисленных прошений к властям, девушке разрешили отбыть в Шушенское к жениху для заключения брака. В 1898 году в церкви состоялось венчание Ульяновых.

Находясь в эмиграции, Надежда вела жизнь профессиональной революционерки, и во всем поддерживала мужа: работала с почтой, организовывала партийные курсы, переписывала и редактировала статьи. Возвратившись в 1917 году на Родину, Н.Крупская участвовала в подготовке Октябрьской революции.

Дальнейшая ее работа связана с созданием молодежных организаций. Она ознакомилась с европейским скаутским движением, и адаптировала его под большевистские интересы, создав пионерскую организацию и комсомол. Велика ее роль в деле народного образования. Она являлась одним из авторов советской системы обучения детей.

Смерть Ленина кардинально изменила карьеру Крупской. Она пыталась критиковать решения Сталина, вступалась за репрессированных, но легко уступала, так как не обладала достаточной волей к сопротивлению. Попытки помешать преследованию детей врагов народа закончились для Крупской отстранением от активной деятельности. Последние годы она занималась библиотечной работой, писала мемуары и рецензии к фильмам. Благодаря ее усилиям открывались новые музеи. За многолетнюю просветительскую работу с молодежью она удостоилась степени доктора педагогических наук.

Скончалась Н.Крупская скоропостижно от перитонита. Загадочная болезнь развилась внезапно во время празднования ее дня рождения в 1939 году, и породила множество домыслов. Местом захоронения праха жены вождя стала Кремлевская стена.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Идеал русской женщины

Ленин называл свою жену «селёдкой». Заболевание щитовидной железы лишило её материнства, и она посвятила жизнь революционной борьбе.

Когда Ленин получил тяжёлое ранение, Крупская, используя свой педагогический талант, обучала его заново говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть мужа к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет — состояние Владимира Ильича стало практически безнадёжным.

Крупская была не только первым в истории России доктором педагогических наук, но и бессменным и безропотным заместителем трёх наркомов просвещения.

Известный факт, что Надежда Константиновна была неважной хозяйкой. Кормила вождя мирового пролетариата она в основном яичницей, но, будучи сама жуткой сластёной, именно Крупская приучила Ленина есть сладости (эта «роскошь» была под запретом для него с раннего детства).. Ещё до увлечения марксистскими идеями Надежда восхищалась пушкинской Татьяной, «милым идеалом» русской женщины: преданной, чистой, стойкой, готовой принести себя в жертву

Своей жизнью Крупская докажет, что не только соответствует выбранному идеалу, но и во многом превзойдёт Татьяну Ларину, в первую очередь, своей преданностью.

Ещё до увлечения марксистскими идеями Надежда восхищалась пушкинской Татьяной, «милым идеалом» русской женщины: преданной, чистой, стойкой, готовой принести себя в жертву. Своей жизнью Крупская докажет, что не только соответствует выбранному идеалу, но и во многом превзойдёт Татьяну Ларину, в первую очередь, своей преданностью.

Отношения с интеллигенцией складывались по-разному. Так, Крупская фактически поставила крест на творчестве Корнея Чуковского. В своей статье, опубликованной в начале 1928 года в «Правде», она назвала «Крокодил» Чуковского «болтовней», неуважением к ребёнку, для которого чтение подобной «буржуазной мути» не пройдёт бесследно. Выступление вдовы вождя в печати в то время практически означало запрет на профессию. В конце следующего года Чуковский был вынужден «покаяться» и отречься от сказок (его письмо опубликовано в «Литературной газете») — до 1942 года он не напишет ни одной. Однако Крупская помогла с жильём Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложил в рассказе «Воспоминание» 1924 года. Крупская хлопотала за многих «провинившихся», в том числе выступала против преследования детей «врагов народа».

26 февраля 1939 года Надежда Константиновна праздновала свой 70-й юбилей. Сталин прислал в подарок торт. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали гнойный аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит. Её доставили в больницу, однако спасти не смогли. Ходили слухи, что медики прибыли только через 3 часа после вызова, что также могло повлиять на трагический исход дела.

На следующий день после юбилея Крупская скончалась. Тело кремировали. Надежда Константиновна была похоронена у Кремлевской стены. Урну с её прахом нёс лично Сталин.

Советская система образования: поиск «золотой середины»

Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. До ареста и ссылки она успела поработать учителем в Петербургской воскресной школе. Затем были две эмиграции. И лишь в апреле 1917 г. она вместе с мужем Владимиром Лениным вернулась в Россию.

Время, проведённое за границей, Крупская потратила не только на партийную работу

Особое внимание она уделила изучению иностранных систем воспитания и образования детей. У неё возник свой образ педагогического подхода, в котором заграничный опыт соединялся с потребностями молодого советского государства

Естественно, с упором на марксистско-ленинской теорию. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. Важная роль в таком подходе отводилась принципам интернационализма, обучению через труд и антирелигиозному воспитанию.

После Гражданской войны страна лежала в руинах, вся старая система была разрушена. И одной из главных проблем советского государства стала детская беспризорность. Бороться с ней пыталась «Лига спасения детей», но её ликвидировали в начале 1920-х гг. из-за несоответствия большевистским идеям. Крупская попыталась заменить Лигу другой организацией — «Друг детей». Но затея провалилась. Надежда Константиновна сделала соответствующие выводы. Она поняла, что находится на правильном пути. Нужно лишь скорректировать деятельность.


Надежда Крупская. (Wikimedia Commons)

К тому времени Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования. Советской системы. Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система. Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм».

Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы.

Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию.

Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни». А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией. Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив.

Биография жены Ленина

Родилась 14 (26) февраля 1869 года в семье небогатых дворян. Отец – Константин Игнатьевич Крупский — юрист. Мать – Елизавета Васильевна Тистрова – гувернантка.

Надежда Крупская в детстве

Об отце долгое время писали, что он революционер, в молодости поддерживал участников Польского восстания 1863 года. Быть может, так оно и было, если б не нюанс: стал начальником уезда в Гроеце (Польша) после окончания петербургской Военно-юридической академии. Сложно увязать такие взгляды с родом профессии. Правда, говорят, из-за мировоззрения он и получил отставку, суд. Но доподлинно неизвестно.

Больших денег в семье не было, хотя о единственной дочери заботились, отдали ее в гимназию, насчет которой появляются большие разногласия прежних историков и нынешних.

Надежда Крупская в молодости | Большая онлайн библиотека

Когда-то писали, что Крупская отлично училась в гимназии и закончила ее в 1887 году с золотой медалью. Но сама Надежда Константиновна в книге «Моя жизнь» пишет, что учиться всегда было сложно, учили в гимназии скучно, понимать было трудно и т.д. И никто никогда не видел ее золотой медали, нет и гимназических подруг, которые бы позже (в Москве или в эмиграции) рассказывали о совместной учебе. Потому тот факт, что гимназия была окончена, а Надежда Константиновна работала позже в ней преподавательницей, справедлив, но вот доказательств медали нет.

Надежда Крупская в молодости | Все для вас

Далее Бестужевские курсы в Петербурге. Там девушка пробыла два месяца, но марксистский кружок и преподавание в вечерней школе для рабочих она почему-то посчитала важнее высшего образования. 5 лет занималась этой работой, до самого первого ареста.

Подруга по кружку представила ей Владимира Ульянова. Его увлеченность идеями Маркса, способность убеждать других впечатлила

И он обратил на нее внимание, хотя красавицей не была. Все же, полагаем, Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на незаконченное свое образование

Встреча с Лениным

В 1893 году Крупской стало известно, что в Питер приехал «очень знающий марксист». Захотелось познакомиться с приезжим волжанином. Первая встреча произошла на Масленицу. «На блинах» обсуждались варианты борьбы с царизмом.

Познакомились будущие супруги в 1893 году

Говорил Ленин. Крупская в общении не участвовала. Близкое знакомство состоялось зимой 1894/95 года. Ульянов проводил агитацию в среде рабочих, многие из которых были учениками Надежды Константиновны.

Молодая учительница жила в доме на Старо-Невском. По воскресеньям, возвращаясь с занятий с «кружковцами», Ленин заходил к Крупской. Время проходило в бесконечных разговорах о реформе власти в России.

Через небольшое время Ульянов познакомился с мамой девушки – Елизаветой Васильевной. Меры конспирации не давали гарантий безопасности. В 1896 году Крупская была впервые арестована. За решеткой пришлось провести немного времени.

Одна из заключенных Петропавловской крепости сожгла себя в знак протеста. Сидевших в тюрьме женщин выпустили на свободу. До суда Крупская находилась на свободе. В 1898 году состоялся суд. Предстояла 3-летняя ссылка в Уфимскую губернию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: