Анатолий луначарский — биография, новости, личная жизнь

Революционные годы

После Февральской революции стало понятно, что относительно спокойные и бессобытийные будни остались позади — пришло время включиться в активную политическую борьбу. В мае 1917 года Луначарский вернулся из Швейцарии, оставив там семью. Вскоре в качестве депутата он принял участие в работе Первого Съезда Советов и активно занялся вопросами, связанными с культурой и образованием. Из-за обвинения в государственной измене Луначарский провёл несколько недель в знаменитых «Крестах».

В дни, предшествовавшие революции, Луначарский вместе с другими большевиками участвовал в многотысячных митингах. Джон Рид, ставший свидетелем одного из выступлений революционера, писал, что это был худощавый, очень похожий на студента человек, который «с чутким лицом художника объяснял, почему Советы должны взять власть».

На Втором Съезде Советов 26 октября Луначарский от имени Ленина озвучил воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», возвестившее о победе революции. Луначарский стал народным комиссаром просвещения, он вкладывал все силы в работу, уделяя ей более 20 часов в день. Правда, вскоре он захотел покинуть этот пост. В начале ноября большевики обстреляли Кремль, в результате чего многие его постройки получили серьёзные повреждения. Узнав это, Луначарский разрыдался прямо на заседании Совнаркома и выбежал оттуда с возгласами: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции!». В знак протеста он подал прошение об отставке, которое, впрочем, позднее было отклонено.


Чехонин С. В. Обложка к книге Луначарского «Фауст и город», 1918 год. (Wikimedia Commons)

Карьера

В 1896 году Лунчарский вернулся в Россию, где был арестован и отправлен в Калуга в Сибирь через 1901–1902 гг., когда он вернулся в Киев. В феврале 1902 года он переехал в Александр Богданов, который работал в психиатрическая больница в Вологда, Россия.

Вперед

В 1903 г. партия распалась на Большевики во главе с Владимир Ленин и Меньшевики во главе с Юлий Мартов; в своих мемуарах Луначарский вспоминает, как пытался понять причины раскола, хотя в конечном итоге он стал представлять большевиков в Париже. В 1907 году он посетил Международный Социалистический Конгресс, проведенный в Штутгарт. Когда большевики в свою очередь раскололись на сторонников Ленина и Александр Богданов в 1908 году Луначарский поддержал своего зятя Богданова в создании Вперед. Как и многие современные социалисты (в том числе Богданов), Луначарский находился под влиянием философии эмпириокритицизма. Эрнст Мах и Авенариус. Ленин выступал против махизма как формы субъективного идеализма и подвергал резкой критике его сторонников в своей книге. Материализм и эмпириокритицизм (1908). В 1909 году Луначарский присоединился к Богданову и Горькому на вилле последнего на о. Капри, где открыли школу русских рабочих-социалистов. В 1910 году Богданов, Луначарский, Михаил Покровский и их сторонники перевели школу в Болонья, где они продолжали вести занятия до 1911 года. В 1913 году Луначарский переехал в Париж, где основал свой кружок пролетарской культуры.

Первая Мировая Война

После начала Первой мировой войны в 1914 году Луначарский принял интернационалист антивоенная позиция, которая поставила его на путь сближения с Лениным и Лев Троцкий. В 1915 г. Луначарский и Павел Лебедев-Полянский перезапустил социал-демократическую газету Вперед с упором на пролетарская культура.

После Февральская революция В 1917 году Луначарский оставил семью в Швейцарии и вернулся в Россию. Как и другие социал-демократы-интернационалисты, вернувшиеся из-за границы, он ненадолго присоединился к Межрайонцы до того, как они объединились с большевиками в июле – августе 1917 года. В июле 1917 года правительство Керенского заключило его в тюрьму.

Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос)

После Октябрьская революция 1917 года Луначарский был назначен главой Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) в первом советском правительстве и оставался на этой должности до 1929 года. В 1921 г. Нью-Йорк Таймс сообщил о своей отставке.

Луначарский, народный комиссар просвещения 13 съезда Советов РСФСР, апрель 1927 г.

Луначарский был связан с созданием Большой драматический театр в 1919 г., работая с Максим Горький, Александр Блок и Мария Андреева. Он также руководил первым советским государством цензура система. Луначарский помог своему бывшему коллеге Александру Богданову основать полунезависимое пролетарское художественное движение под названием Пролеткульт. Луначарский также курировал повышение уровня грамотности в России.[нужна цитата ] Аргументируя их архитектурное значение, он выступал за защиту исторических зданий от элементов в Партия большевиков кто хотел их уничтожить.[нужна цитата ]

Луначарский руководил некоторыми из великих экспериментов в области общественного искусства после революции, такими как агитпоезда и агит-лодки, которые ходили по всей России, распространяя революцию и революционное искусство. Он также оказал поддержку конструктивизм театральные эксперименты и инициативы, такие как РОСТА Окна, революционные плакаты, созданные и написанные Маяковским, Родченко и другими.

В качестве комиссара инициативы Луначарского включали создание Айседора Дункан Он учился в московской школе, но он был также драматургом, критиком, публицистом и уважаемым человеком культуры. Как первый комиссар просвещения после большевистской революции 1917 года, ему приписывают сохранение значительной части культурного наследия России.

В июне 1919 г. Нью-Йорк Таймс осудил усилия Луначарского в сфере образования в статье под названием «Красные губят детей России». В нем утверждалось, что он внедрял «систему расчетливой моральной порочности в одну из самых дьявольских мер, задуманных большевистскими правителями России».

В 1929 году Луначарский поддержал переход Советского Союза с кириллицы на латинский алфавит.

Более поздняя карьера

В 1929 году Луначарский был назначен членом Ученого совета Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Он также стал редактором Литературной энциклопедии (опубликовано в 1929–1939 гг.).

В 1930 году Луначарский представлял Советский союз на Лига Наций до 1932 г.

В 1933 году он был назначен посол к Испания, пост, который он никогда не занимал, поскольку он умер в пути.

Смерть

Причиной смерти Анатолия Луначарского стало обострение болезни после удаления правого глаза, которое состоялось в 1932 году в Берлине. После операции мужчина вернулся в Россию, но нормально работать ему уже не удавалось. Поэтому по совету врачей писатель отправился на повторное лечение в Германию.

Надгробная плита Анатолия Луначарского в Кремлёвской стене

Летом 1933-го Луначарский приехал в Париж, где произошло ухудшение его физического состояния, из-за чего доктора настояли на немедленной госпитализации в санаторий на Лазурном берегу. Смерть пришла к Анатолию неожиданно 26 декабря 1933-го, мужчине было 58 лет.

Личная жизнь

В биографии Анатолия Луначарского было две жены. В 1902 году он женился на писательнице Анне Малиновской. От этого союза, который продлился 20 лет, у него родился единственный ребенок, сын Анатолий.

Затем он женился на молодой актрисе Наталье Розенель. У них не было общих детей, и Луначарский был занят воспитанием своей приемной дочери Ирины, которая была Натальей от предыдущего брака.

Влияние на советское искусство

Считается, что умение Луначарского слушать собеседников позволило ему привлечь на сторону большевиков многих представителей научного и художественного мира. Народный комиссар установил связи с Академией наук и обеспечил сотрудничество выдающихся ученых с Народным комиссариатом просвещения. Известны случаи, когда режим поддерживал опальных писателей, которые не хотели быть лояльными к новой власти. Например, политик организовал поездку за границу для Александра Блока, которому требовалось срочное лечение, и спас от расстрела Ивана Бунина, ненавидевшего новый режим.

Если в годы после революции Луначарский еще мог проявлять плюрализм в искусстве, то в последующий период культурная политика Советского Союза становилась все более жесткой. Темперамент Анатолия Васильевича отличался от темперамента Владимира Ленина тем, что был более демократичным и требовательным. Однажды лидер сказал:

Невозможно скрыть участие народного комиссара в высылке интеллигенции за границу и в массовых чистках в рядах преподавателей вузов. Однако среди писателей и художников Луначарский продолжал пользоваться большим уважением, а многие даже считали его лучшим министром просвещения в истории России.

Личная жизнь

Политик был женат дважды. Его первой женой была писательница Анна Малиновская, которая родила ему сына Анатолия. Впоследствии молодой человек стал журналистом, ушел добровольцем на фронт и погиб под Новороссийском в 1943 году.

Второй раз революционер устроил свою личную жизнь с актрисой Натальей Рознер, автором мемуаров «Память сердца». Совместных детей в этом браке не было, Луначарский воспитывал их дочь Наталью от первого брака.

Известно, что у политика есть неофициальная дочь Галина от отношений с балериной Надеждой Надеждиной.

Последние годы и смерть

1929 год стал годом больших перемен для многих выдающихся личностей, не обошел стороной и Анатолия Луначарского. После 12 лет работы на посту наркома образования он ушел на пенсию, и его сменил более лояльный к Сталину А. Бубнов. В первые же дни своего пребывания на посту новый лидер начал борьбу с либерализмом и свободомыслием в искусстве.

Дальнейший жизненный путь политика был связан с научной деятельностью. Он начал писать публицистические статьи и в то же время был председателем Научного комитета при ЦИК СССР. Через год после отставки с поста народного комиссара Луначарский был избран ученым.

В 1930-е годы стало ясно, что он не подходит для сталинского режима, который с каждым годом становился все более тоталитарным и кровожадным. Его обвинили в сотрудничестве с троцкистами и в том, что он делал определенные заявления, но вскоре дело было прекращено за отсутствием доказательств.

В прессе появились непристойные статьи, обвиняющие мецената в чуждой большевизму концепции искусства и культуры. Владимир Галактионович Короленко предупреждал Луначарского о возможных репрессиях в 1920-е годы, но в то время успешному политику было очень трудно в это поверить.

В 1933 году бывший народный комиссар был назначен советским послом в Испании. На этом посту он пробыл недолго — 26 декабря того же года он умер от тяжелой болезни.

Ссылки

Для нас важна актуальность и надежность информации. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .

После победы Великой Октябрьской Революции

(26) октября 08 ноября 1917 года —  вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения.

— В ответ на «бомбардировку» большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения (02) 15 ноября 1917 года, на следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.

С 1918 года по 1922 год — Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях.

Первой послеоктябрьской статьей была заметка в «Петроградской правде» — «Народные концерты Государственного оркестра» (1918).

Первый нарком активно помогал и отстаивал у правительства консерваторию. Благодаря ему решились огромное количество проблем, связанных с делами консерватории и её студентами, педагогами. Например, по просьбе С. Прокофьева Луначарский помог композитору уехать за границу. По просьбе директора консерватории Д. Шостаковичу был назначен академический паёк. В особо тяжкий период гражданской войны благодаря Луначарскому консерватория была обеспечена едой, был сделан ремонт. По инициативе Луначарского 12 июля 1918 года глава нового правительства В. И. Ленин подписал Декрет СНК «О переходе Московской и Петроградской Консерваторий в ведение Народного Комиссариата Просвещения». Через неделю целый день повсюду в консерватории из рук в руки переходили «Известия ВЦИК» с текстом Декрета:

«Совет Народных Комиссаров постановляет: Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по Просвещению на равных со всеми высшими заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Всё имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей Государственного Музыкального Строительства, объявляются народной государственной собственностью.

Председатель Совета Народных Комиссаров   В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по Просвещению А. Луначарский».

С 1919 года по 1921 год — член Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

В 1920-е годы значительное место в музыкально-критической работе Луначарского занимает анализ теоретических взглядов музыковедов старшего поколения — Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, которые придерживались марксизма.

С 1920 года по 1921 год — Луначарский произносил речи перед началом концертов, оперных спектаклей. Он писал к театральным программам статьи, излагая для нового, неподготовленного слушателя содержание русских опер («Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Золотого петушка» и «Сказке о царе Салтане»).

↑ Биография Анатолия Луначарского

Он появился на свет в 1875 году в Полтаве. Сызмальства мальчик питал нескрываемую антипатию к религии. Бывало, что раскалывал иконы об стол. Отчим изрядно пил, а мать была дамой эксцентричной, с тяжелым характером. Так что детство Анатолия никак нельзя было назвать счастливым. Мальчик учился плохо, а однажды даже остался на второй год. Выглядел он чудаковато, был предметом всеобщих насмешек. А в душе он всегда хотел стать первым, лучшим. И он решил обязательно добиться этого.

В 1892-м году юношу захватили идеи социал-демократии, он вступает в тайное гимназическое общество. Он быстро научился управлять сверстниками, это оказалось совсем не сложно. Окончив гимназию, Анатолий решил продолжить учебу в Швейцарии, где увлекся работами французских философов-материалистов. Там же познакомился с Г.Плехановым и сблизился с группой «Освобождения труда».

Учеба совмещалась с бурной личной жизнью. Он был интеллигентен, остроумен и внешне эффектен. Оттого и пользовался успехом у слабого пола. В Швейцарии он стал членом РСДРП. Идея переделать мир всецело увлекла его. Вернувшись в Россию, он начал активную жизнь революционера-подпольщика. В 1900-м году, после очередного ареста, его сослали в провинциальную Вологду. Здесь он познакомился с врачом-психиатром и соратником А.Богдановым, который мечтал даровать людям бессмертие. На сестре Богданова Луначарский женится, укрепив дружеские связи родственными.

В 1904-м году Луначарский снова в Швейцарии, редактирует большевистские газеты. РСДРП раскололась. Он примкнул к большевикам. Произошло это в немалой степени благодаря знакомству с Лениным. Луначарский влюблен в Ленина, активно участвует в работе съездов и борьбе с меньшевиками. Он пишет статьи, выступает перед рабочими и всячески пытается доказать Ленину свою преданность. Ленин же точно уловил, что при всей эрудиции Луначарский склонен к поверхностным обобщениям и политически неустойчив.

От будущего вождя революции Луначарский получил прозвище «миноносец Легкомысленный». Действительно, этот человек был блистательным дилетантом, что и позволило подняться так высоко. Он знал понемножку обо всем и ни о чем в точности. Ему ничего не стоило поменять взгляды. После захвата власти большевиками именно Луначарский стал наводить мосты между новой властью и интеллигенцией. Кое-что ему удалось. Он умел произвести благожелательное впечатление на интеллектуалов. Ему верили, за ним шли. Именно к Луначарскому из Полтавы взывал писатель Короленко, прося остановить красный террор.

Луначарский как мог, препятствовал разрушению памятников культуры. В 1920-м году нарком возглавил Пролеткульт. Широкие народные массы стали приобщать к культуре. Читать и писать научились за короткий срок около 7 миллионов человек. Звезда Луначарского стала закатываться после смерти Ленина. В 1933-м году его назначили послом в Испанию. Однако по дороге к новому месту службы он тяжело заболел и скончался (26.12.1933) во французском городке Ментона. Возможно, избежав участи быть репрессированным у себя на Родине.

Память

  • Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России, также имеется некоторое количество топонимов в Белоруссии, были они и на Украине, но подверглись переименованию в 2016 году.
  • Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
  • Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
  • Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922—1993).
  • Существует Мемориальный кабинет Луначарского по адресу г. Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год — на реконструкции.
Театры, кинотеатры
  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
  • Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Тамбовский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Свердловский театр оперы и балета (в 1924—1991)
  • Ростовский драматический театр (в 1920—1935)
  • Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)
Образовательные учреждения
  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
  • Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
  • Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)
Слева направо:Мемориальная доска Луначарскому в Пензе,Мемориальная доска Луначарскому на улице Пржевальского в Смоленске, Мемориальная доска А.В. Луначарскому расположенная по адресу Чистопрудный бульвар, дом 6 в городе Москве

Наследие

Могила Анатолия Луначарского в Некрополе у ​​Кремлевской стены

Останки Луначарского были возвращены в Москву, где его урна была захоронена в Некрополе у ​​Кремлевской стены , что было редкой привилегией в советское время. Во время Великой чистки 1936–1938 годов имя Луначарского было вычеркнуто из истории Коммунистической партии, а его мемуары запрещены. Возрождение произошло в конце 1950-х и 1960-х годах, когда появилась волна воспоминаний о Луначарском и многих улицах и организациях, названных или переименованных в его честь. В ту эпоху Луначарский рассматривался советской интеллигенцией как образованный, утонченный и толерантный советский политик.

Советская марка с изображением Луначарского 1979 г.

В 1960-х возродить его популярность помогла дочь Ирина Луначарская. В его честь названы несколько улиц и учреждений. нужна ссылка

В 1971 году астероиду 2446 было присвоено имя Луначарского. нужна ссылка

Некоторые оркестровые арфы советской постройки также носят имя Луначарского, предположительно в его честь. Эти концертные педальные арфы производились в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург , Россия).

Газета New York Times назвала Николая Губенко , последнего наркома культуры Советского Союза, «первым профессионалом в области искусства после Анатолия В. Луначарского», потому что он, казалось, «отождествлял себя» с Луначарским.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: