Николай бердяев — биография, новости, личная жизнь

Философия

Дэвид Боннер Ричардсон описал философию Бердяева как Христианский экзистенциализм и персонализм

Он подчеркнул важность креативность это требует личной свободы.. По словам Марко Марковича, «он был пылким человеком, бунтующим по отношению ко всем авторитетам, независимым и« негативным »духом

Он мог утверждать себя только в отрицании и не мог слышать никаких утверждений, не сразу же отрицая их, до такой степени, что он даже иметь возможность противоречить самому себе и нападать на людей, разделяющих его собственное мнение «

По словам Марко Марковича, «он был пылким человеком, бунтующим по отношению ко всем авторитетам, независимым и« негативным »духом. Он мог утверждать себя только в отрицании и не мог слышать никаких утверждений, не сразу же отрицая их, до такой степени, что он даже иметь возможность противоречить самому себе и нападать на людей, разделяющих его собственное мнение «.

Он также опубликовал труды о русской истории и русском национальном характере. В частности, он писал о Русский национализм:

Новые публикации

Знай русский! Вкратце или в кратце, вдвойне или в двойне? 24.01.2023

Сегодня как никогда актуально слово вкратце. Несмотря на популярность этого наречия, его орфографический облик, к сожалению, известен далеко не каждому пишущему.

«Он был учёным, но одновременно и художником». 150 лет Дмитрию Ушакову 24.01.2023

12 (24) января 1873 года родился выдающийся русский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков. Орфография, орфоэпия, диалектология, лексикография – все эти разделы русского языкознания получили своё развитие благодаря труду этого замечательного учёного, просветителя и популяризатора науки, взрастившего целую плеяду выдающихся лингвистов.

Знай наших! Василий Суриков – художник русской истории 23.01.2023

Картины Сурикова помнят, наверное, все, кто учился в школе. Хрестоматийные иллюстрации в школьных учебниках – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова» – всё это его полотна. Пожалуй, самый известный в России представитель исторического жанра, он один составил целую эпоху в развитии русской живописи.

«Ребята из поездок в Россию привозят книжки на русском языке» 23.01.2023

Преподаватель русского языка и литературы из школы № 5 посёлка Алмазар (Узбекистан) Оксана Свешникова вместе со своими учениками стала победителем конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Её ученики выпускают газету на русском языке и даже сняли фильм по рассказу Александра Грина.

Ольга Масловец: у русских и китайцев абсолютно различный ход мысли 23.01.2023

Жители Благовещенска, российского приграничного города на Дальнем Востоке, в эти выходные наверняка долго не могли заснуть:  в ночь на 22 января они вместе со своими соседями на том берегу Амура встречали китайский Новый год под гром хлопушек и ярких фейерверков. По старой китайской традиции, их шум должен отогнать злых духов от людей в преддверии наступающего года.

Знай наших! Сергей Эйзенштейн – он превратил кино в искусство 22.01.2023

Сам Сергей Эйзенштейн говорил, что его талант художника разбудила революция

Вихрь революции дал ему самое важное – свободу самоопределения. И он направил свой талант на поиск способов воздействия через искусство на зрителя

Нескучный русский. Год Котокролика 22.01.2023

Новый год по китайскому календарю наступает 22 января, и покровителями 2023 года на Востоке станут кролик или кот. Заметим, что оба эти персонажа и в русской культуре и литературе представлены весьма разнообразно.

Знай наших! Лев Ландау – гений теоретической физики 21.01.2023

Лев Давидович Ландау был не просто выдающимся физиком XX века, нобелевским лауреатом, обладателем престижнейших международных наград и государственных премий

Едва ли не более важно то, что он стал создателем мощной научной школы, сплочённого кружка единомышленников – в их горячих дискуссиях рождалась новая физика.

Персоналистический социализм

Социалистические идеи сохраняются в творчестве Бердяева до самых последних дней, хотя и претерпевают значительные метаморфозы. Бердяев противопоставляет свое учение марксизму указывая на то, что человек не является частью общества, его ячейкой, предназначенной выполнять социальные роли. Напротив, личность должна быть свобода в своем духовном бытии и творчестве.

Аналогично Бердяев не видит возможности для устранения социального неравенства, равно как и экономического, так как уничтожение собственности, всеобщая трудовая повинность могут привести лишь к новым конфликтам и борьбе. Неравенство людей рассматривается им как естественный феномен прежде всего с духовной точки зрения, так как творческая свобода присуща лишь отдельным личностям, которые представляют собой лучшую часть человечества.

Жизнь в Советской России

  • Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Николай Александрович, предсказавший продолжение революции 1905 года, воспринял спокойно. Он не участвовал в демонстрациях и пытался работать дома.
  • Философ не одобрял усиления насилия и надеялся, что большевики пришли к власти ненадолго, поэтому принципиально не участвовал в политической жизни.
  • В этом же году Николай Александрович стал основателем и председателем «Вольной академии духовной культуры». Её целью стало чтение лекций, организация библиотек, выпуск книг и периодики.
  • С 1918 по 1922 годы Николай Александрович также работал в правлении Всероссийского союза писателей и читал лекции в Государственном институте слова.
  • Постепенно советская власть стала избавляться от инакомыслящих, не миновала эта участь и Бердяева. В 1920 году философа арестовали по делу так называемого «Тактического центра», к которому он не имел никакого отношения. После допроса у Ф. Э. Дзержинского его освободили под подписку о невыезде.
  • В 1922 году у Николая Александровича появилось ещё одно официальное место работы – философское отделение «Российской академии художественных наук», но через некоторое время Бердяева вновь арестовали и объявили о его высылке из страны, как социально чуждого элемента. Через два месяца после ареста он покинул пределы родины.

Великий киевлянин

Киев мог бы гордиться тем, что является родиной мыслителя мировой величины. Но единственное, чем мы можем похвастать сегодня, – это мемориальная доска на здании Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, открытая пять лет назад, и то со второй попытки. Первая попытка в 1999 году не увенчалась успехом, и помешал тогда «русский дух» Бердяева. Удивительно, что сам философ писал и размышлял о духовных материях, а не был сторонником политических и национальных идей. Впрочем, это удел всех гениев, которые не вписываются в существующую модель общественного сознания и этим раздражают людей любой системы, где живут с определением «свой–чужой», где мысль и свобода уходят на дальний план. Ярлык чужака был для него и в советский период истории, чужаком является Бердяев для политической модели и в наше время. Ни Булгакова, ни Бердяева, ни Шестова (тоже известный киевский оригинальный мыслитель) и подобных им мы не встретим в списках претендентов на звание «великих украинцев». И все потому, что Бердяев не вписывается в гуманитарную политику нынешних украинских властей, проходя, видимо, по списку «москалей» со всеми вытекающими для увековечивания их памяти последствиями.

Произведения Бердяева переведены на двадцать языков, во многих странах – в Германии, США, Японии и др. – собираются симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению его творчества. Но сам он перед смертью говорил с горечью: «Мне готовят Нобелевскую премию, я имею теперь звание доктора, я стал известен во всем мире, кроме своей родины». «Чужой среди своих» – эти слова, пожалуй, наиболее точная характеристика великого христианского философа XX столетия Николая Бердяева.

Биография

Семья

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Образование

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 годов.

https://youtube.com/watch?v=6UZ8-2nQ05w

Н.Бердяев. Я лишь бунтарь ,искатель истины и правды.

Все видео

В 1913 году написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».

Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922).

Жизнь в эмиграции

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский. Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу». После отъезда (на так называемом «философском пароходе») Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Основные идеи Бердяева

Современные исследователи выделяют в творчестве Бердяева четыре этапа, которые с одной стороны характеризуют метаморфозы его интересов, а с другой выявляют этапы раскрытия его мировоззрения с различных сторон и позиций. Принято выделять:

  • этический этап,
  • религиозно-мифологический этап,
  • исторический этап,
  • персоналистический этап.

В философских взглядах Бердяева причудливым образом сплелись марксистские взгляды и установки, в особенности в области критики западного, буржуазного общества, с религиозно-мистическим восприятием бытия. Бердяев весьма умеренно относился к христианству и был против идеи возрождения русской религиозности в ее традиционном смысле. Идея бога и божественного стоит для Бердяева выше каких-либо конфессиональных догм, в определенной степени он обозначает в своих работах союз и сплетение всех религий.

Замечание 1

Значимым моментом философии Бердяева является дуализм, который выражается в противопоставлении «призрачного» бытия, наполненного враждой и страданием (т.е. реальности) «подлинному» бытию наполненному божественной любовью. Целью человека становится возвышение собственного духа для достижения этого подлинного бытия, а средством свобода.

Свобода является определённым абсолютном в воззрениях Бердяева. Свобода не является прерогативой бога, более того она существует еще до бога, что в определенной степени разрешает противоречие между добрым богом и существованием зла в мире. Свобода также в равной степени присуща и человеку. Бердяев развивает учение о восьмом дне творения, в котором человек принимает участие на ровне с богом.

Бердяев отмежевывает философия как от науки, так и от религии – философия – это искусство, это чистый акт творения, в котором человеческая сущность возносится над собой и соприкасается с подлинным миром приникая в сущность бытия. С этих же позиций Бердяев подходит и к истории, излагая свою историософию России. Он не утруждает себя исторической наукой, а пишет с помощью своего духа и интуиции, рассматривая загадочную русскую душу через призму борьбы противоположностей – народного языческого мировоззрения и христианской культуры.

Идеалист-одиночка

Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.

Бердяев в доме Жуковских-Герцык, 1915. (Pinterest)

В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

Дух Вечности

И сегодня, спустя семь десятилетий после смерти Бердяева, не прекращаются споры вокруг его имени, вокруг его огромного творческого наследия. В истории философии Николай Бердяев всегда будет стоять несколько особняком – слишком честной и открытой была его мысль, направленная на самые острые и болезненные вопросы человечества.

Он возвращал философию в лоно античных мыслителей – Сократа, Платона, Аристотеля. Они мыслили так, словно жили под раскинувшимся звездным небом, тайны которого были на расстоянии их вытянутой руки. Бердяев буквально вырвал философию из пут наукообразного доктринерства, обернув ее вновь лицом к Смыслу Жизни. Он утвердил свободу персонального обращения с любой идеей, любым объектом познания, отстоял интуитивный поиск истины, независимый от предшествующих исканий и интерпретаций. Он полагал, что предназначение философа – интеллектуально выражать идею человека, его творчества и свободы. Кажется, ни один из мировых мыслителей не обретал объекты познания в такой интимной и глубокой простоте. Во всех своих трудах Бердяев отстаивал свободу личности. Это порыв к свободомыслию, желание проникнуть в суть проблем человека.

Бердяев и Дзержинский

Советская власть до поры до времени терпит чудаковатого интеллигента с мировым именем, который никак не желает смириться с тем, что наступили новые времена. Его привлекают по делу о Тактическом центре в 1920 году, но отпускают. Пока большевики ловят бандитов и белогвардейцев, на духовную проповедь «буржуазного подпевалы» они смотрят сквозь пальцы. Бердяев – наглядный пример свободы слова, которая, якобы, сохраняется в Советской России. Но в 1922 году новая власть достаточно укрепилась, чтобы расправиться с враждебной, хотя и безоружной интеллигенцией.

Бердяеву повезло не только выпорхнуть из клетки советского рая, но перед этим всласть побеседовать лично с железным Феликсом. Председатель ВЧК был человек образованный, и кое-что знал о популярном философе. Возможно, это и спасло жизнь человеку, который всегда говорил то, что думал. Дзержинский внимательно выслушал Бердяева, который препарировал перед ним не только настоящее, но и будущее грядущего рабства России. В его лице Дзержинский нашел последовательного и глубокого критика марксизма. Беседу с Бердяевым Феликс Эдмундович подробно записал в отдельном блокноте, отмечая некоторые фразы восклицательными и вопросительными знаками. Не каждый враг социализма удостаивался подобной чести.

Новая жизнь и Новое средневековье

К революции 1917 года и большевизму Бердяев относился настороженно, хотя и приветствовал свержение самодержавия. В 1919 году он создал Вольную академию духовной культуры, чтобы объединить интеллигенцию. Здесь собирались представители различных направлений, от старообрядцев до меньшевиков, устраивались лекции и семинары. На них неизменно присутствовали агенты ЧК, но Бердяев спокойно вел лекции по философии и религии. Дело было не только в свободолюбии или смелости — философу покровительствовали некоторые представители власти.

Такое относительное благополучие длилось недолго. Уже в 1920 году Бердяева арестовали по делу о контрреволюционных организациях. Около часа он объяснял Дзержинскому, почему ему противен коммунизм. В конце концов его освободили без права выезда из Москвы. Через два года Бердяева вновь арестовали и обвинили в антисоветской деятельности. Ему приказали покинуть Россию, а в случае возвращения его ждал расстрел.


Дмитрий Пантюхин. Философский пароход, 1922. (Pinterest)

В Германию Бердяев прибыл на знаменитом «философском» пароходе «Обербургомистр Хакен», вместе со многими друзьями и коллегами. Высланная интеллигенция обосновалась в Берлине. Бердяев создал Религиозно-философскую академию, продолжавшую традиции Вольной академии. На лекциях и дискуссиях Николай Александрович неизбежно чувствовал себя чужим. Он так и не примкнул к какому-либо лагерю эмигрантов.

В Берлине Бердяев написал книгу «Новое средневековье», один из главных своих трудов. Новое средневековье — это эпоха, в которую религия займет должное место, и которая укажет выход из кризиса цивилизации. Философ был уверен, что человек выступает соучастником и творцом истории. В этом творчестве он видел раскрепощение человека от материального мира. Бердяев критиковал современное общество, которое сосредоточилось на наслаждениях и технике, забыв про культуру и духовную жизнь. Не отрицая пользу техники, он утверждал, что поклонение ей способствует установлению тоталитаризма, что машины меняют человека, и не в лучшую сторону.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бердяев Николай Александрович
(1874-1948)Садиловой МаргаритыСпециальность: 44.02.02Курс III, группа 32НКФорма обучения: заочноеПреподаватель:

Слайд 2КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Николай Александрович Бердяев (18 марта 1874,

Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. Бердяев А.Н. воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1922 году после беседы с Дзержинским его с большой группой интеллигенции выслали за границу. В 1924 году обосновался во Франции, близ Парижа. С 1925 по 1940 год Бердяев Н.А. издавал религиозно-философский журнал «Путь». Под впечатлением II Мировой войны занял просоветскую позицию и после войны взял советский паспорт, но в последнюю минуту не вернулся в СССР. В 1947 году получил звание доктора Оксфордского университета. Умер в Париже

Слайд 3Человек «сознает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а

всего бытия, всех миров». Находясь в пересечении двух миров, человек включен в третий мир — мир божественного. По Бердяеву, «Бог есть Смысл и Истина мира, Бог есть Дух и Свобода». Духовному миру, духовной жизни, духовному существованию принадлежит примат над бытием. Бердяев признает сложность человека. Человек есть сам целый мир. Два типа отношения человека к миру: 1) человек подчиняет себя миру как часть его, 2) человек вбирает в себя мир

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Антропологический метод заключался в утверждении творческой сущности человеческого бытия, и подчеркивал целостность человеческой личности.Процесс воспитания, по мнению Н.А. Бердяева, это самосозидание и самопознание своего внутреннего мира личностью в ходе свободной творческой деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Слайд 6В то же время он отстаивал ценности Свободы, Добра, Нравственности, Творчества

личности, ценность Знания как результата эмпирического, рационального, интуитивного познания, значимость религиозного сознания, определяющего ценность человека в его единстве с Богом.

Прощание с миром

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.

Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его  творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.

«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».

«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».

«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».

«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не  только аморален, но  всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».

«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».

«Через одиночество рождается личность».

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».

Мнения о нём

Читать Николая Бердяева, по мнению священника Александра Меня, «глубокое наслаждение для мысли и для сердца, когда проникаешь в мир этого свободного, этого прекрасного, возвышенного мышления, в мир этого человека, философия которого – о личности, о творчестве, о свободе – несет на себе печать несравненного благородства».

Архимандрит Киприан (Керн) местами критиковал Бердяева в его неверных и поспешных суждениях в той области, в которой ему, несмотря на богатство дарований, не было чего-то дано. «Надо понять, что нельзя приять Христа без Церкви, что внецерковное христианство бесплодно, так как оно превращено в отвлеченное умствование о божественном, и скучно, так как замкнуто в границы философской этики. Но для Николая Александровича Церковь, к сожалению, осталась такой же ‟объективацией”, как и многое другое». Однако о. Киприан пишет и о правоте Бердяева в том, что «соборность и церковное сознание – не внешний авторитет» и что «нельзя экстериоризировать моей совести в церковном коллективе», он прав, когда говорит отрицательно о «церковных процессах» и о всей вообще греховности, которая может появиться в церковной эмпирии.

В. В. Зеньковский полагал, что преувеличения и ошибки Бердяева не должны закрывать его веры в правду и свободу творчества: «Глубокая честность, искренность его работа мысли, огонь, пылающий в его творческих исканиях, страстная жажда истины делают его близким всякому православному сердцу».

Н. О. Лосский заметил, что Бердяев способен многих отошедших от Церкви снова вернуть в нее: «Есть лица, желающие быть более православными, чем само православие, и потому считающие творчество Бердяева вредным для Церкви. Они упускают из виду, что в исторической жизни христианства, как в церковной практике, так и в традиционных богословских учениях, есть много недостатков, которые оттолкнули широкие круги общества от Церкви. Чтобы вернуть их к Церкви, нужна работа таких светских лиц, как Бердяев, которые показывают, что эти недостатки могут быть устранены без утраты основ христианской Церкви. Выражая существенные истины христианства новым языком и в своеобразных понятиях, отличных от стиля традиционного богословия, такие философы, как Бердяев, побуждают вновь интерес к христианству в умах множества лиц, отвернувшихся от него, и могут привлечь их к Церкви. Сохранение и дальнейшее развитие христианкой культуры, защищающей абсолютное достоинство личности, получает мощную поддержку благодаря творчеству таких философов, как Бердяев, за что хвала и честь им».

Православный философ Г. П. Федотов был уверен, что именно Бердяев впервые открыл Западу все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину русского религиозного гения. Бердяев – один из самых читаемых философов в мире, что вовсе не свидетельствует о равнозначности восприятия им написанного. Так, иеромонах Серафим (Роуз) считал, что Бердяев странно совмещает христианство и язычество и его нельзя считать авторитетом для Церкви. «То, что его до сих пор называют в некоторых православных кругах ‟православным философом” и даже ‟богословом” – всего лишь печальное следствие религиозного невежества нашего времени».В контексте «исторического делания» прот. А. Шмеман говорил так: «…в этом возврате к исторической ответственности, к осознанию христианства «солью мира» – вечная, негаснущая заслуга русской религиозной мысли. Это сознание ответственности за мир, культуру, за человеческое общество, за все ценности – роднит Хомякова, Соловьева, Федорова, Достоевского, Булгакова, Бердяева, Карташева, Зеньковского, Федотова, при всем разнообразии их подхода к этим проблемам и предлагаемых решений».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: