Василий иванович суриков: биография, карьера и личная жизнь

Детство и юность

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

«Покорение Сибири Ермаком»

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.

Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.

Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.

Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.

Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

Санкт-Петербург. Начало

В конце 1868 года Суриков покинул Красноярск. Весной он не поступил в Академию художеств, устроился заниматься в рисовальную школу. Затем осенью его зачислили в качестве вольнослушателя, спустя год перевели на место студента.

Княжеский суд

1869 – 1875 годы – период учёбы в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, который называл студента «сибирским самородком» и отмечал удивительное соответствие фамилии (сурик – высокостойкий минерал). Василий учился успешно, регулярно заслуживая медали, денежные премии, похвалы и даже восторги. К концу обучения начал чувствовать, что академические темы мало его волнуют, как живописца. Так, в 1874-м, задумав «Клеопатру», сделал только один, однако тщательный, эскиз. Картина Сурикова под названием «Княжеский суд», того же года, демонстрирует возникший интерес молодого художника к древнерусской народной жизни.

Происхождение

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административном центре Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: дед по отцу служил в тех же краях, его брат атаманствовал на Енисее. Когда-то они переселились на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина (1818-1895), тоже была красноярской. Это была трудолюбивая, заботливая и умная женщина, к тому же художественно одарённая (плела кружева, вышивала по собственным рисункам, мастерски подбирая цвета). Позже художник вспоминал особенную проницательность матери, которая с одного взгляда на человека точно могла определить его сущность.

«Боярыня Морозова», 1884-1887 гг.

Ровно тот же самый фокус — «сворачивание пространства» — Суриков демонстрирует и в этом полотне. Многие замечают, что мальчик, бегущий за санями опальной боярыни, делает это совершенно напрасно: через полсекунды он врежется в толпу, и, значит, никакой внятной цели этот стремительный бег не преследует. Выхода снова нет.

Статья по теме

«Я стены допрашивал». Василий Суриков слышал прошлое и ломал реальность Нет его и дляФеодосии Морозовой. Причём никакого. «Когда её везли Кремлём, мимо Чудова монастыря, под царские переходы, она, полагая, что на переходах смотрит царь на её поезд, часто крестилась двухперстным знамением, высоко поднимая руку и звеня цепью, показывая царю, что не только не стыдится своего поругания, но и услаждается любовью Христовою и радуется своим узам». Так гласит «Житие боярыни Морозовой». Суриков же нам не показал никакого царя. А значит, показательные старания раскольницы, её гнев и укор — всё зря. Да и везут её, если внимательно посмотреть, тоже в тупик: улица в перспективе Сурикова плавно смыкается. Точно таким же мучительным тупиком завершится, как известно, и жизнь боярыни. Приехали. Будущего нет.


«Переход Суворова через Альпы», 1899 г. Василий Суриков. Фото: репродукция

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Зрелые годы

После окончания обучения Суриков получил задание расписать храм Христа Спасителя в Москве. Это была его первая крупная работа. Одновременно с успехом в карьере наступили светлые дни и в личной жизни. Василий Иванович познакомился с Елизаветой Августовной Шаре. Влюбившись в молодую красавицу, он сделал предложение. Девушка его приняла.

Елизавета Августовна стала для своего мужа не только заботливой женой, но также музой и верной помощницей во всем. Только она могла повлиять на своего супруга и успокоить его

Сам же Суриков частенько ревновал свою жену, потому что очаровательная и добрая женщина привлекала внимание многих. Однако она никогда не давала поводов усомниться в своей верности

Елизавета Августовна родила своему мужу двух дочерей.

Москва стала для художника источником вдохновения. Пропитанные воспоминаниями места заставляли Сурикова снова и снова браться за кисть и убедили его в желании творить на историческую тему. Следующим успехом Василия Ивановича стала картина «Утро стрелецкой казни».

Несмотря на идущую в горы карьеру, Суриков вел очень скромный образ жизни. Главное место в его квартире занимал холст и полотна. Казалось, что жизнь обещает быть безоблачной и счастливой. Но совершенно неожиданно для всех угасла и умерла Елизавета Августовна. Это был огромный удар, после которого художник уже не оправился.

Основные этапы в жизни

В Красноярске

Преждевременная смерть отца от туберкулеза прервала обучение Василия. Прасковье Фёдоровне с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Юный Суриков устроился в местное губернское управление на должность переписчика. Однако не прекратил рисовать, напротив, посвящал этому все свое свободное время.

По воле судьбы любительские работы молодого художника были случайно замечены губернатором П.Н. Замятниным. Восхищенный его талантом, он нанял его учителем рисования для своей младшей дочери. Вскоре губернатор нашел покровителя, оплатившего обучение юноши. Это был золотопромышленник Пётр Кузнецов.

В Санкт-Петербурге

В конце 1868 года Суриков переезжает в Петербург для дальнейшего обучения живописи. К сожалению, первая попытка поступления в Академию художеств провалилась.

На вступительных испытаниях необходимо было нарисовать фрагменты античных статуй («гипсы»), а Суриков не имел подобного опыта. Провалившись на экзамене, юный художник сразу же поступил на курсы в Рисовальную школу. Он был настолько мотивирован, что закончил программу обучения, рассчитанную на три года, всего за три месяца.

Летом 1869 года Сурикову удалось стать вольнослушателем в Академии. И уже через год он начал полноценное обучение у Павла Чистякова. Василий с жадностью поглощал всю информацию и учился с огромным рвением. Во время обучения он стал обладателем многочисленных наград. В ноябре 1875 года Василий Иванович окончил свое обучение в звании классного художника первой степени.

В Москве

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву. Он приступил к выполнению своего первого и единственного заказа для храма Христа Спасителя, на который потратил два года. Художник заключил брак с французской дворянкой Елизаветой Шаре, которая родила двух дочерей — Ольгу и Елену.

У Василия с Елизаветой была настоящая любовь, которая вдохновляла его на написание шедевров. После ее смерти художник не был в отношениях ни с одной женщиной.

Переезд в Москву Суриков считал важным шагом в своем творческом развитии. Он любил этот город и считал его центром русской народной жизни. Художник сразу же приступил к реализации давних творческих планов и сконцентрировался на изображении исторических событий.

Василий Суриков и Елизавета Шаре

Мне нравитсяНе нравится

Первой масштабной работой исторического содержания является «Утро стрелецкой казни». 1 марта 1881 года работа выставлена на всеобщее обозрение. Она становится центром внимания общественности. После этого художник вступает в Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году презентуется «Меншиков в Березове», сразу же купленный Павлом Третьяковым. В 1887 году Суриков выставляет на общее обозрение «Боярыню Морозову». На тот момент работа получила неоднозначные оценки критиков. Ее сравнили с пестрым персидским ковром из-за большого количества персонажей и деталей. Однако нашлись люди, которые сразу оценили шедевр Сурикова по достоинству.

Известный художественный критик Владимир Стасов был тронут работой художника до глубины души:

У Сурикова уже на тот момент выработался уникальный художественный почерк: тщательность выполнения деталей, динамичная композиция, огромное внимание к цветам

Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно

Дорога от Красноярска до Петербурга тогда занимала три месяца.

Кузнецов продолжал помогать художнику и во время учебы. Он купил его первую большую работу «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Меценат заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу же отправил 50 рублей домой.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Также во время учебы художник написал несколько работ на библейские сюжеты. После работы «Пир Валтасара» о Сурикове в Петербурге некоторое время говорили. За картину «Милосердный самарянин» художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову. После окончания академии Суриков оказался в числе лучших выпускников, которым предложили большой государственный заказ – написание картин для Храма Христа Спасителя.

«Пир Валтасара»

Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И он написал несколько картин о Вселенских соборах, которые проходили начиная с 325 года. С этими работами связана еще одна загадка. Когда Храм Христа Спасителя был взорван, все работы оказались уничтожены.

А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны одна из картин, на которой изображен четвертый Вселенский собор, была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда, при каких обстоятельствах вынес из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.

Четвертый Вселенский Собор

За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 000 рублей.

Время действия, которое изображено на картине, датируется 325 годом, когда большинство христиан были евреями, армянами, сирийцами и греками. Соответственно тип лица у них сильно отличается от европейского. И, чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и писал с натуры.

Однако заказчикам такой ход не понравился, и художнику во многом пришлось подстраиваться под их требования. Это был его первый и последний опыт работы на заказ.

Кто остался, тот и лучший

Как-то раз Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов встретились у малоизвестного тогда художника Ильи Остроухова. Первый тост предложил хозяин Илья Остроухов. Он скромно сказал;

— Выпьем за трех лучших художников здесь присутствующих!

Выпили. Потом Василий Поленов куда-то засобирался и ушел. Тогда тост провозгласил Василий Суриков:

— Выпьем теперь за оставшихся двух — действительно лучших! Когда пришла пора уходить Васнецову, Илья Ост­роухов проводил его до двери парадного. На лест­нице Васнецов вздохнул:

— А вот теперь наш Василий Иванович налил еще рюмочку и выпил её совершенно искрен­не — за единственного лучшего русского худож­ника!


Василий Суриков, «Автопортрет», 1913

Биография Сурикова

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 г. в Красноярске. Он рос и воспитывался в семье коллежского секретаря Иван Васильевича и его жены Прасковьи Федоровны, которая была домохозяйкой. Суриковы происходили из казачьего сословия.

Детство и юность

Когда Сурикову было 8 лет родители отдали его в приходскую школу, в которой он проучился 2 года. Потом он продолжил обучение в уездном училище. В возрасте 11 лет ему пришлось пережить личную трагедию – от туберкулеза умер его отец.

В связи с этим семья начала испытывать серьезные материальные трудности. Вследствие острой нехватки денег, мать стала сдавать в аренду 2-й этаж собственного дома. Любовь к художественному искусству у Сурикова начала проявляться еще в детские годы биографии.

Его первым наставником был преподаватель рисования в училище Николай Гребнев. Поскольку мать не имела возможности продолжать оплачивать учебу сына, Василию пришлось оставить гимназию.

В результате, юноша начал трудиться писцом в губернском управлении. По счастливому стечению обстоятельств, его рисунки увидел высокопоставленный чиновник Павел Замятнин. Именно он убедил мецената и золотопромышленника Кузнецова, оплатить учебу Сурикова в Академии художеств.

Интересен факт, что первая попытка поступления в Академию оказалась неудачной, но Василий не опустил рук. Чтобы не терять зря времени, он прошел курс рисования в Санкт-Петербургской школе Общества поощрения художников.

Осенью Сурикову удалось сдать экзамены в Академию художеств и стать вольнослушателем. Примерно через год он был переведен уже в основную группу. В вузе, в котором он проучился 6 лет (1869-1875), его учителем был Павел Чистяков.

В данный период биографии Василий смог раскрыть свой творческий потенциал, что нашло отражение в денежных премиях и 4-х серебряных медалях

Любопытно, что он уделял особое внимание композиции, вследствие чего однокурсники прозвали его «Композитором»

Увековечение имени

Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)

Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге

  • Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
  • На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
  • В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
  • В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
  • Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
  • В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.

В Красноярске:

  • Улица имени В. И. Сурикова;
  • Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
  • Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
  • Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
  • Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
  • Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
  • Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
  • Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
  • Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).

Речные суда:

  • танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
  • теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.

В филателии

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1948 год

Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

Почтовая марка России, 1998 год

Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»

«Меншиков в Берёзове», 1883 г.

Иван Крамской говорил об этой картине так: «Она одновременно и восхищает, и оскорбляет своей безграмотностью. Если Меншиков встанет, то пробьёт головой потолок».

Статья по теме

Падение великого казнокрада. Что погубило светлейшего князя Меншикова Однако здесь нет ни капли безграмотности. Напротив: хладнокровная ложь. Известно, что ссыльныйАлександр Меншиков жил хоть и не во дворце, но всё-таки в достойном доме, который сам же под себя и свою семью переделал, для чего ещё в Тобольске купил топоров, пил и прочего плотницкого инструмента, а также гвоздей и скоб на 150 рублей: деньги по тем временам большие. Но историческая правда приносится Суриковым в жертву. И всё ради того, чтобы снова и в который раз показать обречённость главного героя. Ему и впрямь не встать, он фактически находится в гробу. Тесном и тёмном.


«Боярыня Морозова», 1887 г. Василий Суриков. репродукция

«Переход Суворова через Альпы», 1899 г.

Сам художник советовал при просмотре этой картины мысленно разделить её диагональю от левого верхнего угла к правому нижнему. Если последовать его совету, то получится удивительная штука. Те, кто слева, гарантированно выживут. Те, кто справа, — не факт. Дело в том, что слева — единственный человек. Сам Александр Васильевич Суворов. Справа — солдаты, о судьбе которых генералиссимус писал в «Донесении о швейцарском походе» следующее: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые, и поглотить готовые гробы смерти. Дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густый туман облаков при шумных водопадах, с каменьями, с вершин извергающимися, увеличивали сей трепет… Страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины, где многие убивались…» Словом, лозунг «Да, смерть!» соответствует этому полотну просто идеально.

Дорогой художник

Василий Иванович Суриков скончался в 1916 году. И, хотя история не признаёт сослагательного наклонения, не утихают споры о том, как встретил бы Великую Октябрьскую революцию гениальный художник. Стал бы он одним из пассажиров «философского парохода» или, напротив, принял бы народный бунт с восторгом?

«Суриков – это гений, одарённый способностью прозрения в историю, безо всяких высокопарных слов. Но это обычный человек со своими страстями, – рассуждает заведующая отделом проектной и образовательно-просветительной деятельности музея-усадьбы им. Сурикова Ольга Строганова. – Довольно прижимистый при жизни. Очень дорогой художник, знающий себе цену. Накануне революции это был состоятельный человек, со счетами в банках, не пьяница и не распутник, любивший всю жизнь одну женщину и сохранивший ей верность навсегда, один воспитавший обеих дочерей. Православный человек и глубоко верующий. Неизвестно, как бы он отнёсся к идее экспроприации, ведь он был довольно консервативен. Хотя у новой власти он всегда был в фаворе, и дети его никогда не подвергались преследованиям и репрессиям. И до сегодняшнего дня клан Михалковых-Кончаловских, его прямых потомков, продолжает творческую традицию рода».

Василий Суриков: «Да, смерть!» Какие трюки использовал знаменитый художник Подробнее

Интересные факты из жизни художника

  • Как в своё время Михайло Ломоносов, Суриков отправился на учёбу с рыбным обозом! Позже он вспоминал, что выехал из Красноярска, сидя на огромном осетре, от которого сильно мёрз.
  • На экзамене в Академии художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев необходимыми умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.
  • Очень часто идею картины подавала художнику судьба в виде яркого образа. «Меншиков в Берёзове» появился от скуки, «Боярыню Морозову» вызвала к жизни… ворона! «Утро стрелецкой казни» – свеча, зажжённая днём.
  • «Утро стрелецкой казни» у Сурикова приобрёл Павел Третьяков, основатель главной галереи страны. Тогда он отдал за полотно 8 тыс. рублей – огромные деньги. Пожалуй, впервые великий художник оказался обеспечен деньгами на несколько лет вперёд. «Меншиков в Берёзове» стоил собирателю 5 тыс. рублей. И, наконец, за «Боярыню Морозову» Третьяков заплатил 15 тыс.! Всего в собрании Третьяковской галереи находится 116 произведений Василия Сурикова.
  • Однажды Суриков получил приглашение на званый ужин, в котором было отдельно указано: явка строго в смокингах. Художник выполнил пожелание хозяев, отправив вместо себя… свой смокинг, который был им важнее.
  • Именно Василий Суриков и его друг, художник Леонид Чернышов, основали в Красноярске школу рисования.
  • Среди покупателей картин Сурикова были и коллекционеры, и меценаты, и государи всероссийские. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором России Николаем II для музея Александра III за 25 тыс. рублей, а «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – за 40 тыс.!
  • За всю жизнь Суриков создал только одну заказную работу – 4 фрески для храма Христа Спасителя в Москве.
  • Последними словами перед смертью Василия Сурикова стали «я исчезаю».

Кстати

Знаменитые полотна Василия Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря».

Портрет Ольги Васильевны

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.


Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Из художников у Гиршмана бывали москвичи — члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других — Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками. Приезжавшие из Петербурга художники — Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст — также бывали завсегдатаями „гиршмановских вечеров“, на которые съезжались и все главные московские коллекционеры».

Внучка Петра Петровича Кончаловского, Наталья Кончаловская, была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: