Жизнь, вымощенная случайностями
Всё важное в жизни начинается со случая. В моей — точно
При этом случай может быть, на первый взгляд, как раз драматичный, а всё равно приведет куда надо. Примеры? Пожалуйста. Увлекся я музыкой, ходил по магазинам, случайно в «Мелодии» на Невском увидел афишу, что идут лекции о звукозаписи. Пошел на лекции, там познакомился с Андреем Бурлакой (музыкальный критик, историк советской и российской рок-музыки. — Прим. ред.), а он меня привел в Рок-клуб.
Или вот еще. Я занимался дискотеками, вел их, но нужна была корочка. Пошел учиться на курсы, подготовил программу, защитил, мне выдали удостоверение, и мы с тем же Бурлакой и другими людьми пошли брать интервью у Бориса Гребенщикова. Его тогда после фестиваля «Тбилиси-80» выгнали отовсюду, откуда можно, и он сторожил баню на улице Некрасова с большой восточно-европейской овчаркой. Мы пришли к нему, задали вопросы, потом я спросил, можно ли переписать у него записи, он ответил, что магнитофон сломан. Я пришел к нему снова, с человеком, который починил его магнитофон. Мы подружились, я стал приносить ему пластинки, он переписывал. Потом у них возникла ситуация, что было негде репетировать, а группа «Фаэтон» (будущий «АукцЫон». — Прим. ред.) репетировала в клубе «Ленинградец» на Фурштадтской, и они пришли туда же, к нам. Сначала мы отыграли, они нам покивали, мол, «хорошо, хорошо». Потом они играли. Мы рты пооткрывали и сказали, что никогда так же не сможем. А они нас спросили: «А вы чего в Рок-клуб не вступаете?». Ага, мысль. Сбегали в магазин за портвейном, выпили, посидели, написали заявку в Рок-клуб, в мае 1983 года нас записали, а в ноябре мы там выступили. При этом не очень удачно, от нас как раз ушел вокалист, был другой басист и новый барабанщик. С точки выгнали, аппарат украли. Вешайся не хочу. Мы не повесились. Через некоторое время появился Сережа Рогожин, пришел саксофонист Коля Федорович, басист пришел из армии. В этом составе мы сделали новую программу, снова выступили в Рок-клубе. Все были в восторге. Мы получили приз за лучшую группу, приз за артистизм и так далее.
Да и в группу «Фаэтон» я попал случайно. Моя сестра встречалась с басистом, который ушел в армию, и пока там был, она вышла замуж за Лёню Фёдорова. Я уже писал стихи, Лёня музыку, получились песни. Вот так, по зернышку, по курочке, всё и сложилось.
Музыка
В молодости об Олеге Алексеевиче ходила слава как о человеке-весельчаке. Уже став фронтменом рок-группы «АукцЫон», он не изменил амплуа.
Свое попадание в состав Гаркуша в интервью называл случайностью. Некоторое время он только писал стихи для коллектива — после того, как его сестра познакомилась с солистом еще тогда «Фаэтона», Леонидом Федоровым.
Будучи киномехаником по профессии, молодой человек также выступал в качестве звукотехника. Однажды Федоров, заметив, как Олег Алексеевич постоянно «дергается» под музыку, предложил ему спеть композицию «Деньги — это бумага».
Фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша
Поведение нового исполнителя на сцене произвело фурор, все буквально катались со смеху. Было решено взять Гаркушу в состав. С тех пор появление коллектива, который был переименован в «АукцЫон», превращалось в эксцентричное шоу. Мужчина с ростом 190 см стал лицом группы, появляясь на сцене в блестящих нарядах и заряжая публику невероятными эмоциями.
Шоумен с выходом на сцену не перестал быть автором. Множество композиций в репертуаре коллектива были написаны на его стихи. А альбом «Ж..а», вышедший в 1990 году, практически полностью являлся его детищем. Самое активное участие он принимал и в записи пластинки «Птица», одна из песен которой — «Дорога», вошла в саундтрек киноленты Алексея Балабанова «Брат-2».
В 2019 году на специализированных площадках появился сольный альбом музыканта — «23» при участии Антона Макарова. Сюда вошли такие треки, как «Волшебные речи», «Вот ты» и «Беги». Вместе с дебютной пластинкой Гаркуша побывал в программе на канале НТВ «Квартирник у Моргулиса».
Личная жизнь Леонида Федорова
В 1979 году будущий шоумен Олег Гаркуша познакомил бас-гитариста на тот момент еще несуществующего «АукцЫона» Виктора Бондарика со своей сестрой Светланой. Молодые люди начали дружить. Но после встречи с Леонидом Федоровым девушка в него влюбилась и в 1983 году вышла за музыканта замуж. Их свадьба была совсем не рок-н-ролльной, а вполне обычной. На ней присутствовали около пятидесяти гостей.
Жена Леонида Федорова родила ему двух детей – Ксюшу и Валю.
Леонид Федоров с женой, дочерью и друзьями
Дочь Ксения занималась в музыкальном училище им. Мусоргского по классу фортепиано, а затем поступила в Санкт-Петербургский государственный университет, после окончания которого получила диплом искусствоведа. Дочь Леонида Федорова Ксюша сегодня выступает вместе с группой «КУБИКМАГГИ». О том, чем занимается Валентина, ничего не известно.
В начале нового века лидер «АукцЫона» развелся со своей женой Светланой.
В 2003 году в личной жизни музыканта появилась Лидия Бенцианова, знакомство с которой произошло на Крымском полуострове.
Леонид Федоров с женой Лидией
В 2004 году они оформили брак. Сегодня жена Леонида Федорова – директор группы «АукцЫон» и один из владельцев компании «Ulitka Records».
Семья Леонида Федорова любит путешествовать. Лидер «АукцЫона» вместе с женой посещает различные музеи. Иногда он ездит за границу с детьми.
Леонид Федоров с женой Лидией
Свою семью Леонид Федоров давно перевез в Москву, где он с Лидой живет на съемной квартире. В Северной столице у него тоже нет собственной жилплощади. Дети Леонида Федорова живут со своей мамой.
В 1989 году Алексей Хвостенко посоветовал своему другу креститься. Сегодня лидер «АукцЫона» — православный христианин.
Леонид Федоров любит читать биографии и дневники известных людей, повлиявших на формирование его личности.
Не туристом, не артистом, обычным алкоголиком
А жив я тоже благодаря случаю. Всё было очень просто. Просто и не очень. Мне было предложено съездить в Америку в реабилитационный центр. Я еще думал, надо мне это или не надо. Потому что, по большому счету, мне было хорошо. Девяностые годы прошли для меня просто отлично, только мимо. Ничего не помню. Я пил с утра до вечера, запоями, с белыми горячками, всё было. И тут это предложение от американцев. Они приехали сюда, было что-то вроде собеседования. Без всякой пропаганды трезвости они стали рассказывать, что не пьют уже больше двадцати лет, что есть такие анонимные алкоголики, где реабилитация строится на полной свободе, можно посещать занятия, можно не посещать, можно уйти в любой момент, а можно остаться. Почему бы не попробовать. От меня требовалось только сказать «да» и признать, что я алкоголик. А это не так легко, ни один алкоголик себя таковым не считает. Я недолго помучился, размышляя, и согласился.
Нужно было ехать в Америку, мероприятие дорогостоящее. Кто же платить будет? Денег у меня не было. Говорят: «Мы заплатим». Дело в том, что жил тогда один замечательный человек — Лу Бентл, меценат, миллиардер, он тоже был когда-то в обществе анонимных алкоголиков и после этого стал помогать людям с такой же бедой, в том числе в Советском Союзе. Как правило, это были писатели, художники, музыканты. Благодаря ему более трехсот человек съездило на реабилитацию. Первыми поехали «митьки», вторыми, по-моему, группа «ДДТ» в полном составе, потом я, потом другие люди. Не все справились. Кто не справился, умер. Мне помогло.
Никаких раздумий, особенных усилий с моей стороны не было. Помню, там, сидючи в беседке, смотря на всю красоту необыкновенную того места, где находился, вдруг подумал, как вообще произошло, что я оказался в Америке, не туристом, не артистом, а просто обычным алкоголиком? В общем, захотелось жить. И с того далекого 1996 года я не употребляю алкоголь, чему искренне рад. Продолжил бы — и умер через пару лет, однозначно.
По возвращении мы с компанией как-то сидели за столом, я взял в руки бутылку, чтобы переставить подальше, и вдруг заметил, как на меня смотрит жена. Такой ужас во взгляде! Тогда я понял, сколько бед принес алкоголь моим близким.
И путь мой совсем не сладок
И в груде древних развалин
Найдется масса загадок
И стая моих ошибок
Плетется за мной, хоть ты тресни
А я весь в соплях и ушибах
Пою свои странные песни
Олег Гаркуша, стихи из альбома «Гаркундель». 1998 год.
Что есть, того и довольно
После Рок-клуба у нас был первый выездной концерт в городе Выборге. По тем временам, как если сейчас в Нью-Йорке выступить. До нас там были «Алиса», «Аквариум», «Странные игры». И вот мы поехали
Внимание, на электричке! Со всей аппаратурой. Потому что денег ни на какие машины не было
Зарплату дали, кстати, деньгами, редкий случай, но наш директор купил на них водки. Мы выпили, нас выгнали из гостиницы, мы приехали в город, а там уже слухи пошли, что группа «АкцЫон» хулиганская.
Потом ездили в Киев. Плацкартом, конечно. Там нам торт подарили. Мы ведь за выступления денег лет десять не получали. Но это было второстепенно. И комфорт тоже не был важен. У меня, например, и сейчас запросы не особенные. Не люблю презентации, фуршеты, мне больше нравится дома греча с сосисками или тушенкой. И курорты, заграница меня мало привлекают, хотя когда бываем, интересно, конечно. Но лучше всего мне на даче. Люблю в земле копошиться. Дача у меня простая. Не особняк. Дом строили по кирпичику родители моей жены. И меня всё устраивает. Мне мало надо.
Не люблю философствовать, не наделен таким интеллектом, как некоторые. Живу одним днем. Люблю по лесу гулять, наслаждаюсь природой. Сижу у речки. Возможно, я что-то думаю. А что, не знаю.
Я по жизни иду легко. Не в том смысле, что проблем нет. Они есть всегда, и я их переживаю. С «Гаркунделем» проблем было очень-очень много. Или с алкоголем. Если бы я не остановился в 1996 году, ничего бы не было. Ни «Гаркунделя», ни дебютного альбома моего «23», на шестом десятке записанного. Не было бы книг — «Мальчик как мальчик», «Ворона» и новой, вот только вышла, с рисунками Гаврилы Лубнина, «Баба-Яга» (так меня в детстве называли). Не было бы, не было бы, не было бы. Если бы я не остановился. Вот что я всё время помню.
Времена были тяжелые. Многие умерли. Почти все, кто пил, кто кололся. Я счастлив, что жив.
Мне кланяются — я кланяюсь
Я живу в центре города. Трехэтажный дом. На первых двух этажах коммунальные квартиры, люди там меняются, много приезжих. Когда я им говорю «здравствуйте», они почему-то пугаются, будто я их убивать собрался. Потом привыкают, тоже начинают здороваться.
С прохожими, бывает, разговариваю. Вот вчера возвращался из «Гаркунделя», остановился поговорить с человеком. Он припомнил, что лет тридцать назад мы выпивали вместе у битломана Коли Васина. А теперь он тоже не пьет. Духовник у него где-то рядышком живет.
Я вообще люблю людей. Думаю, если Боженька дал тебе талант и ты его в народ несешь, в массы, это не повод гордиться чем-то. У меня нет понтов, понимаете. Я хожу по Питеру, как по деревне: мне кланяются — я кланяюсь, со мной здороваются — я здороваюсь, заговаривают — отвечаю, сфотографироваться — ради Бога. Приходит человек, говорит: «мечтал вас потрогать», — да пожалуйста. Ведь я такой же, как они.
Чем интересен человек — умом, силой, своим чувством, волей? Всё не так. Доброта, доброта. За это можно воевать, доказывать своё из года в год. За неё можно умереть. В каждом ли из нас существует доброта? Я думаю, нет. Доброта (внутренняя) очень далека от нас. Она выходит на свет лишь тогда, когда это очень необходимо. Так в чём же дело? Откроем сердце всем, каждому встречному, и всё будет прекрасно. Люди все, все станут добрее, ближе…
Белый стих Олега Гаркуши, ставший частью песни «Долги» группы «АукцЫон»
Биография
В 1980 году окончил Ленинградский кинотехникум. Работал киномехаником в кинотеатрах «Современник» и «Титан».
После его прихода в команду имидж «АукцЫона» коренным образом изменился. Выступления группы превратились в эксцентрические шоу с буффонадой. Отличительной чертой этих шоу стала характерность и узнаваемость каждого персонажа. Гаркуша выступал в роли неприкаянного, эксцентричного панка — «рыжий клоун», скачущий по сцене.
В группе «АукцЫон» Гаркуша являлся не только шоуменом, но и автором текстов песен, наравне с поэтом и музыкантом Дмитрием Озерским. Только если Озерский писал тексты к готовым композициям Фёдорова (по принципу либретто), то Гаркуша приносил собственные стихи, к которым уже затем писалась музыка. Известные песни «АукцЫона», положенные на стихи Гаркуши, — «Деньги — это бумага», «Волчица», «Самолёт», «Пионер» и «Птица», написанная Гаркушей в 1991 году в дни августовского путча. Альбом «Жопа» 1990 года состоит почти целиком из песен на стихи Гаркуши.
Стихи Гаркуши использованы Л. Федоровым на некоторых его сольных альбомах («Шамурла», «Лампа», «1 мая», «Города» и др.)
Сыграл в фильмах «Взломщик» (1987), «Презумпция невиновности» (1988), «Хрусталёв, машину!» (1998), «Я тоже хочу» (2012). Исполнял роль Крокодила в постановке «Краденого Солнца» группой «Краденое солнце».
В 1991 году участвовал в концерте «Рок против террора». Возглавлял «Молодёжно-общественный комитет по подготовке празднования 300-летия города».
Ведущий еженедельной программы в ночном эфире Петербургского телевидения. Работает в клубе «Гаркундель», который располагался в кинотеатре «Спартак».
Один из организаторов фестиваля «Окна Открой!». Президент фонда «Гаркундель».
Автор нескольких сборников стихов. Первый, «Мальчик как мальчик», вышел в 2001 году. Выпустил вторую книгу стихов — «Ворона». В 2021 году вышла книга «Баба-яга».
В 2019 году выпустил свой первый сольный альбом «23», композитором которого выступил Антон Макаров.
Весной 2020 года с альбомом «23» Гаркуша и трио Макарова выступили в телепрограмме «Квартирник у Маргулиса» на НТВ.
В середине октября 2022 года в российский прокат вышел фильм «Сказка для старых», в котором Гаркуша исполнил роль конюха. Фильм срежиссировали Роман Михайлов и Фёдор Лавров.
История группы
Группа была основана в 1978 году Леонидом Федоровым и первоначально называлась «Фаэтон». Первым постоянным составом были гитарист и вокалист Федоров, басист Виктор «Бонд» Бондарик, гитарист Сергей «Длинный» Мельник, клавишник и вокалист Дмитрий Озерский и барабанщик Евгений Чумичёв. Они дебютировали на сцене клуба, принадлежащего одному из ленинградских технических вузов в 1982 году, исполняя энергичные пост-панк-композиции Федорова.
Вскоре к группе присоединился поэт Олег Гаркуша. Сотрудничество между художниками заключалось в том, что Гаркуша писал стихи, а Федоров сочинял музыку для текстов. Гаркуша сыграл большую роль в создании музыкального стиля и сценического имиджа группы «АукцЫон». В то время он работал звукорежиссером группы, он также отвечал за спецэффекты и шоу во время концертов.
В мае 1983 года название группы было изменено на текущее. 18 ноября того же года, благодаря протекции музыкантов из группы «Аквариум», выступили в Ленинградском рок-клубе. Музыканты поначалу не получили большого признания со стороны аудитории.
Тебе помогли, помоги и ты
Если уж мне помогли попрощаться с алкоголем, значит, и я должен помогать. Хотя чем я помогаю? Просто разговариваю с людьми. Как ни странно, это работает. Некоторые после таких бесед перестали пить. Например, однажды мы в Таллине выступали, там были наши друзья с человеком, который, скажем, попивает. Так сложилось, что мы просто шли с ним вдвоем до гостиницы, я ему рассказал свою историю. Потом мне звонит наш общий приятель и говорит: «Ты что с ним сделал? Он пить бросил». И не пьет уже много лет. Понимаете? Я не гуру никакой. Просто человек вслушался в мои слова. Таких историй много. Люди иногда подходят и говорят: слышал вас по радио, по телевизору, больше не пью. Это классно!
Я член попечительского совета «Дом надежды на горе», но пока он не работает (закрылся на время коронавирусного кризиса. — Прим. ред.), мы ездим к ребятам с концертами, возим музыкантов, которые сами имели проблемы с алкоголем. Не только играем, спикерим, в смысле рассказываем, как оно всё было у нас. И вот что интересно, когда ты говоришь, еще больше закрепляешь свою собственную трезвость.
Высказывания
Лоза заявил, что значимость российской певицы Земфиры многократно преувеличена. Также музыкантом были раскритикованы классики мирового рока – гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс и группы «Led Zeppelin» и «Rolling Stones». Юрий Эдуардович обвинил британских музыкантов в непрофессионализме, сказав, что те даже не умеют настраивать собственные гитары.
Юрий Лоза
Также Лоза добавил, что «Мик Джаггер ни в одну ноту не попал ни разу, а Кит Ричардс как тогда не умел играть, так и сейчас не умеет».
А на день космонавтики Лоза подверг критике содержание первого в истории радиосигнала к внеземным цивилизациям, отправленного в космос в 1962 году. Артист сказал, что даже если инопланетяне получат это сообщение и сумеют расшифровать, то слова «Мир – Ленин — СССР» им абсолютно ничего не дадут понять.
Личная жизнь
В фанатских инстаграм-аккаунтах музыканта множество постов и фото, связанных с профессиональной сферой кумира. Однако и подробности его личной жизни известны поклонникам, в том числе и неприятные детали биографии.
Мужчина состоит в браке. Его жена Ирина родила фронтмену группы «АукцЫон» сына Егора (больше детей у пары не было). Сейчас наследник уже окончил вуз, получив диплом в Академии гражданской авиации.
Олег Гаркуша и сын Егор / «Фейсбук»
Сам же певец чувствует вину, что мало участвовал в жизни семьи. С начала его сценической деятельности он начал страдать алкоголизмом. Эта болезнь чуть было не привела его к смерти, но певец вовремя нашел силы остановиться, прошел программу «12 шагов анонимных алкоголиков» и бросил пить.
Об этой стороне личной жизни музыкант неоднократно рассказывал в интервью и даже побывал в шоу «Больше всех надо», где вступил в дискуссию с врачом-наркологом Ивери Кизицким.
Скандалы
Во время его пребывания во Франции произошел скандал — во время исполнения песни «Нэпман» на фестивале в Ле-Бурже Владимир Весёлкин исполнил хореографический пародирующий стриптиз, в результате чего он представил себя зрителям в нижнем белье, похожем на цвет кожи. Это вызвало огромное возмущение у редакторов двух советских газет: «Советская культура» и «Комсомольская правда». В «Комсомольской правде» появилась статья, в которой обвинили участников аукциона в пошлости и отсутствии хорошего вкуса. В ответ Весёлкин написал открытое письмо в редакцию газеты, в котором убедил заинтересованных журналистов, что характер события, описанного в статье, не отражен в истине, но он не получил никакого ответа.
Группа повторила выступление, признанное «Комсомольской правдой» как противоречивое в популярной программе «Музыкальный ринг», выпущенной в СССР.
Группа продолжала путешествовать за границу с концертами: во Францию, Испанию, Данию, Швейцарию и Германию, где они также приобрели популярность среди европейских слушателей.
В начале 90-х группу покинул Весёлкин, который занялся сольной карьерой. Решение о прекращении сотрудничества с группой было также принято Кириллом Миллером.
По решению самого режиссера на саундтрек к фильму «Брат 2» была помещена одна из песен группы — «Дорога».
Детство и юность
Автор множество песен, поэт и певец родился 23 февраля 1961 года в Ленинграде, воспитывался матерью и бабушкой. Отчество ему дали такое же, как и у Юрия Алексеевича Гагарина, — так отшутилась бабушка мальчика. Родного же отца Олег не знал.
Детство певца ничем не отличалась от детства сверстников. В школе первой оценкой за диктант ученика был «кол». После уроков подросток вместе с друзьями лазил на чердаки, бегал по заброшенным зданиям. Часто приносил домой живность — то умирающего воробья, то морских свинок, которых выкинули из детского сада.
Олег Гаркуша в молодости
Однажды решил соорудить «гиперболоид», но попался на краже бензина и первый раз оказался в милиции. Подросток впоследствии часто хулиганил, о чем написал в своих мемуарах «Я родился под колпаком». Во дворе вместе с мальчиками играл в «войнушки», чаще был фашистом. Один раз ему попали камнем в глаз, после чего пришлось даже удалять хрусталик.
Каждое лето мальчик отправлялся в лагерь, где его мать работала воспитателем. Там же школьник и в полной мере проявлял творческие таланты — изучал народные танцы, играл на барабане, лепил из глины. Возвращаться по осени в школу не хотелось, точные науки будущему артисту не давались. Из любимых — история, русский язык и литература. Ученик пел в хоре, учился играть на баяне.
После того как бабушка получила жилье, семья Гаркуши переехала в Веселый поселок. Там же он пошел в 6-й класс, где приобрел славу клоуна. Несмотря на то, что в школе был тихоней, всегда веселил одноклассников.
Вплоть до окончания 8-го класса уроженец Ленинграда не знал, куда пойти дальше учиться. Благодаря справочнику для поступающих, выбрал техникум общественного питания. Стал ходить на подготовительные курсы, но с первого раза не сдал математику. В результате поступил в Ленинградский кинотехникум. В студенческие годы Олег начал писать стихи — как сам признавался позже, «без рифмы и смысла».
Получив диплом, заинтересовался организацией вечеринок, посещал лекции о музыкальных группах и вскоре стал ведущим в ДК имени Первой пятилетки. Чтобы официально получить должность, окончил курсы организаторов дискотек в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества (ЛМДСТ).
Роли в кино
- — Взломщик — Олег
- — Рок — в роли самого себя
- — Презумпция невиновности — Слава
- — Трагедия в стиле рок — артист с перформанса «Поп-механики»
- — Пленники удачи
- — Хрусталёв, машину!
- — Нирвана — телохранитель Бако
- — Качели — хозяин наркоманского притона
- — Я — хохотун
- — Короткое замыкание — камео (новелла «Ощущать» Ивана Вырыпаева)
- — Суходол
- — Сплит — Рафаэль, библиотекарь
- — Я тоже хочу — музыкант1
- — Служу Советскому Союзу! — Чуб
- — В активном поиске — камео
- — Григорий Р. — Митя Козельский
- 2015 — Принцип Хабарова — астролог
- 2016 — Семейный альбом — Игорёня
- 2017 — Урод
- — Митьковская встреча эры милосердия — Гриша Шесть-на-девять
- — Кроличья лапа — Гончаров
- — Сказка для старых — конюх
«Секрет успеха прост!»
– А какой случай вы считаете самым счастливым в жизни?
– Первый раз я попал на рок-концерт в начале 80-х на группу «Россияне». Это было в Зеленом театре, который очень напоминал сарай. Я балдел – в прямом смысле этого слова. Это полностью перевернуло мою жизнь, я стал тусоваться у «Сайгона», и пошло-поехало. Гребенщиков, Цой, Курехин…
Я ведь вообще был меломаном, собирал пластинки, бегал по магазинам. Я даже был членом общества коллекционеров, мне приносили фирменные пластинки. Я эти пластинки приносил Гребенщикову, который их переписывал на катушечный магнитофон. Я слушал и советские ВИА, и всю западную музыку… У нас были очень достойные вокальные ансамбли: «Лейся, песня», «Синяя птица», чуть позже – «Аракс», «Автограф» и так далее.
– У вас есть какой-то секрет – как оставаться популярным десятилетиями?
– Нужно быть настоящим и не халявничать. Мне просто кайфово на сцене! Это внутренний драйв, который у меня от природы. Сколько раз было, когда я выходил выступать с температурой под 40, с резаными ногами, ломаными ребрами! Но я не мог себе позволить не выйти к людям, которые меня ждут.
Благодарим Лабораторию искусств «ART.LAB.» за помощь в организации интервью
Марина Хоружая
Фото автора
Другие статьи из рубрики «ЛЮДИ В ЦЕРКВИ»
30 мая 2017
Умное путешествие. Туристический проект протоиерея Александра Дягилева и его супруги Любови
Протоиерей Александр и матушка Любовь Дягилевы придумали проект Clever Travel, главная цель которого не потребление впечатлений, а обновление души
24 октября 2016
Радость под «желтым крестом». Сестричество при храме Державной иконы Божией Матери.
Дедушки и бабушки — наше все! Но дедушек гораздо меньше, поэтому и забота о них особенно важна. Это хорошо понимают в сестричестве святой мученицы Татианы при храме Державной иконы Божией Матери.
22 сентября 2022
Часовня для церкви Усадища
Село Усадище считалось зажиточным. Посетивший его в середине позапрошлого века Константин Ушинский писал, что «оно меньше похоже на село, чем иные уездные города». Жители Усадища промышляли в том числе истреблением вредных насекомых — клопов и тараканов, многие из «тараканщиков» трудились в столице, зарабатывая на этом весьма неплохие деньги. Как …
22 апреля 2021
Человек, машина, дела любви
Просторный багажник арендованного автомобиля забит полностью. Впереди Игоря Суменкова ждет дальняя дорога — нужно везти одежду и продукты многодетным семьям за двести километров от Петербурга, в поселок Большой Сабск, а перед этим навестить еще несколько адресов, где его ждут нуждающиеся, в самом городе. «Помогаем тем, кто нуждается, и …
5 марта 2019
Церковная жизнь с уполномоченным и без
В судьбе протоиерея Владимира Сорокина отразилась вся история Русской Церкви в ХХ–XXI веке. За свои 80 лет он видел и сталинские, и хрущевские гонения, пережил возрождение 1990-х, прошел практически через все церковные служения — и когда было почти ничего нельзя, и потом, когда постепенно что-то становилось можно.