Домье Оноре Викторьен, французский график
Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях («Силуэт». 1830-31, «Карикатюр», 1830-35, «Шаривари», 1833-60 и 1863-72). Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-33). В 1832 за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов — «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»), героический образ рабочего-революционера («Свобода печати», «Современный Галилей»). Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя («Парижские типы», 1839-40; «Лучшие в жизни», 1843-46; «Добрые буржуа», 1846-49; серия «Карикатюрана», в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую заострённость графическому языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологических оттенков, света и воздуха. В живописи Домье связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластин, формы и светотеневых контрастов. В картинах Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутренней силы и духовной красоты («Прачка», около 1859-60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862-63, Метрополитен-музей). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Лит.: Н. В. Яворская, О. Домье, Л., 1935; А. Н. Замятина, О. Домье, М., 1954; Н. Калитина, О. Домье, М., 1955; Р. Эсколье, О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Р. Пассерон, Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., ; Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l’oeuvre lithographique, t. 1-2, P., 1978.
Приложения
Библиография
- N / A. Азар и Ло́с Дельтей , Резюме каталога литографированных работ Оноре Домье , Орруи-сюр-Уаз , 1904.
- (ru) «Оноре Домье», в Британской энциклопедии , 1911 г. [ Домье (ru) Читать онлайн на Wikisource ]
- М. Буве, Домье, Гравировка мастера , Ле Гаррек, 1933 г.
- Домье рассказал сам и его друзья , Лозанна , 1945, 309 с.
- Морис Гобен, скульптор Домье , Эд. Пьер Кайлер, 1952 год.
- (ru) Роберт Рей , Оноре Домье , Нью-Йорк, Гарри Н. Абрамс, Инк. , сб. «Библиотека великих художников»,1965 г., 160 с. ( ISBN 0-8109-0064-5 и 978-0-8109-0064-6 , OCLC ).
- Словарь Ле Робер и Роберт Майяр (реж.), Универсальный словарь живописи , т. 2, Париж, Smeets Offset BV Weert (Нидерланды),Октябрь 1975 г., 3000 с. ( ISBN 2-85036-002-3 ) , стр. 156–161.
- Сирил Дюма, Домье Планту, повторение политического замысла , изд. Cazenave, Les Baux de Provence , Музей Ива Брайера , 80 стр. ( ISBN 978-2-9525039-5-2 ) , 2008 г.
- Марсель Леконт, скульптор Домье, Фигурки и другие скульптуры , Париж , Les Presses Artistiques, 1979.
- Жан-Клод Роман, скульптор Домье, Les busts des Parlementaires , Galerie Sagot — Le Garrec, Париж, Les Presses Artistiques, 1979.
- Роджер Пассерон, Домье: свидетель своего времени , Фрибург , Office du Livre, 1979, 322 стр.
- Монография Домье, 1808–1879 , Réunion des Musées Nationaux , 1999.
- Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol. 4, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440 с. ( ISBN 2-7000-3014-1 ) , стр. 268–271.
- Сеголен Ле Мен, Домье и карикатура , Париж, Цитадели и Мазенод, 2008.
- Мишель Мелот , Домье: искусство и республика , Париж, Les Belles Lettres / Archimbaud, 2008, 277 стр.
Иконография
- Оноре Домье, Автопортрет , бронзовая скульптура, Чикаго , Институт искусств Чикаго ;
- Надар , Оноре Домье , фотография, Париж , Национальная библиотека Франции ;
- Адольф-Виктор Жоффруа-Дешом , бюст Домье , местонахождение не найдено ;
- Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз , бюст Домье , 1862 г., терракота, Версаль , музей и поместье замков Версаля и Трианона ;
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
- Авторитетные записи :
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы, связанные с комиксами :
- Ресурс, относящийся к общественной жизни
«Майтрон»
- Музыкальный ресурс
(ru) MusicBrainz
- Ресурсы исследования
Персей
- Портал гравюры и эстампов
- Скульптурный портал
- Портал живописи
- Портал истории искусства
- Юмористический портал
- Портал Франции в XIX — го века
- Марсельский портал
Слайд 50В 30 – 40-е годы 19 века наряду с романтизмом в
художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм
и к сер. 19 века становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей и художников реалистов. В своих произведениях они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Макарони
Английская карикатура. 1774 год«Том, сын мой, что это?»
В 1760–70-х годах побывавшие на континенте молодые британцы привозили домой чужеземные манеры и наряды — высокие пудреные парики, туфли с красными каблуками, перчатки с отворотами, яркий макияж. Это явление имело большой общественный резонанс. Изображения, уподобляющие разряженных, гримасничающих юношей клоунам или обезьянам, откровенно ксенофобны. Это отражение вечных традиционалистских сетований на «порчу нравов» под тлетворным влиянием заграницы.
«Том, сын мой, что это?» — спрашивает поместный дворянин своего сына, примкнувшего в столице к макарони. Комический контраст — наглядное выражение социальной и культурной пропасти, разделившей поколения — строится здесь на противопоставлении не только костюма, но и телосложения и поз персонажей, напоминая нам, что мода — это нечто большее, чем просто одежда.
Творчество
В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.
Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа
Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».
В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».
Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»
В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).
Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».
Картина Оноре Домье «Прачки»
В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.
К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.
Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»
После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).
Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.
Картина Оноре Домье «Дон Кихот»
К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).
Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.
Картина Оноре Домье «Шахматисты»
Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.
Фижмы
Карикатура на фижмы. 1748 год
Женский костюм на протяжении большей части XVIII века был довольно объемным. Это достигалось при помощи скрытых под юбками сложных конструкций. Широкий каркас, вставлявшийся под юбку, а также сама юбка на таком каркасе назывались «фижмами» — предположительно, от немецкого слова Fischbein, «китовый ус». В начале века использовалась колоколообразная структура, состоящая из круглых обручей разного диаметра, однако к 1730-м годам в моду вошел уплощенный спереди и сзади, расширенный по бокам силуэт.
На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.
Самые известные картины Оноре Домье
Картинами Оноре Домье восхищались Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Оноре де Бальзак (Honore de Balzac). А Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) назвал его «открывателем новых путей». Домье прославился своими карикатурами и графикой, но сохранилось и немало известных картин. В них также прослеживаются его ироничный стиль, трагизм и гротеск. Хотя Эдгар Дега (Edgar Degas) и Эдуард Мане (Еdouard Manet) видели в этих работах и черты импрессионизма.
Живописные произведения Оноре Домье разных лет:
- «Семья на баррикадах» (1848). Как и другие работы того периода, картина посвящена теме революции. Изображены члeны одной семьи, лица которых олицетворяют революционный пафос и экстаз. Их выделяют резкий свет, контрасты и неровные мазки.
- «Ноша» (1850-1853). Работа из знаменитого цикла «Прачки». Образ матери с ребенком пропитан внутренним напряжением, чувством тревоги и безысходности. Женщина выбивается из последних сил, пытаясь бороться со встречным ветром.
- «На концерте» (1856). Одна из картин, которая стоит особняком среди живописных работ мастера. Здесь нет присущего ему трагизма и злободневных тем. Изображена публика в зрительном зале, спокойно и доброжелательно взирающая на происходящее на сцене.
- «Вагон третьего класса» (1863-1865). Здесь художник также изобразил простых людей: их лица измождены, а образы проникнуты безропотным подчинением трудностям жизни. Общую атмосферу подчеркивают темная палитра и приглушенный свет.
- «Дон Кихот» (1870). Знаковая работа целого цикла про романтичного идальго. Художник лишил своего героя конкретики и даже лица. Но подчеркнул его гордую осанку и устремленное в небо копье. Это образ настоящего рыцаря, наполненный внутренней силой.
Картины Оноре Домье оценили уже после его cмepти, как и произведения многих великих мастеров. Гении бедствовали при жизни, а сейчас их работы продаются на крупнейших аукционах. На сайте Very Important Lot представлены произведения современных художников. Сегодня можно недорого купить картину, которая завтра будет цениться намного больше!
«Хромая юбка» (hobble skirt)
Открытка. Около 1910 года
В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.
Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.
Открытка. Около 1911 года«Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости».
В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода.
Примечания
- ↑ 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
- Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 12 Honoré Daumier
- ↑ 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
- Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
- Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
- Daumier’s Law (1992) — IMDb
Биография Оноре Домье
Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Рано начал увлекаться рисованием, не проявляя интереса к семейному стекольному делу. В 1814 году семья переехала в Париж, где начался самый важный этап в жизни художника. Он стал брать уроки рисования, а в возрасте 20 лет решил освоить технику литографии. Это мастерство приносило ему хорошие деньги, жизнь казалась безоблачной. Но все изменилось с началом Июльской революции 1830 года.
Оноре Домье не остался в стороне и открыл для себя жанр политической карикатуры, который и определил его дальнейшее творчество. Он беспощадно обличал власть имущих, судей и чиновников, показывая их в гротескной и саркастической манере. Его карикатуры публиковались в нескольких изданиях, с которыми он сотрудничал («Силуэт», «Карикатюр», «Шаривари»).
За свою смелость художник в итоге поплатился, когда выпустил «Гаргантюа» (1831) — самую известную из ранних литографий. На ней тоже изображен король Луи Филипп, любимая мишень карикатуриста. Но здесь он предстал в образе толстого уpoдливого героя Рабле с грушеподобной головой. Сидит в кресле, возвышаясь над всеми и поглощая отобранное у народа золото. Рисунок, выставленный в витрине магазина, собрал толпу. За эту работу Оноре Домье не просто выплатил штраф в 500 франков, но и отсидел полгода в тюрьме.
Однако это не сломило мастера — наоборот, общение с заключенными только укрепило его революционный дух. Оноре Домье продолжил свою борьбу против жадности, жестокости и лицемерия политиков. В 1834 году он создал еще одну знаковую работу — «Законодательное чрево». Это коллективный портрет члeнов парламента, образы которых наполнены леностью, скукой, продажностью и безразличием. Хотя это и литография, художник представил объемный рисунок, чтобы подчеркнуть всю уpoдливость изображенных персонажей.
В отличие от парламентариев, самого художника до глубины души трогала судьба простого народа. Его поразила жестокая расправа над рабочими после убийства офицера. Военные врывались в дома и убивали всех подряд, «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» стала самой пронзительной работой того периода. Литография наполнена ужасом и бесчеловечностью. Возле хозяина дома лежат члeны его семьи, а под ним — невинное убиенное дитя.
Современный британский мультипликатор Джефф Данбар (Geoff Dunbar) использовал работы Оноре Домье для создания черно-белой анимации. Вместе с Полом Маккартни (Paul McCartney), который записал саундтрек, был снят мультфильм «Закон Домье». В 1992 году фильм вышел в прокат, а через год получил премию BAFTA Британской Академии кино.
С Французской революцией 1848 года также связано несколько работ Оноре Домье не только в графике, но и гротескной скульптуре. Хотя этот период оказался недолгим. Художник все больше времени стал уделять живописи маслом и акварелью, объединяя картины в циклы. В работах конца 40-х годов он по-прежнему отражал революционную тематику.
Но постепенно перешел к более мирным темам, изображая жизнь простых людей в бытовом жанре.
Оноре Домье прошел долгий путь от народного признания до полного забвения и нищеты. К 1873 году почти ослеп, перестал работать и остался без имущества. Его друг пейзажист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) купил для художника домик в местечке Вальмондуа, где он и умер 10 февраля 1879 года.
Слайд 51Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические
произведения писатели, пользующиеся мировой известностью – Бальзак, Мериме, Стендаль, Мопассан, Флобер. В своих произведениях писатели отображают нравы и противоречия общественной жизни современного им общества. Например, Бальзак – «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии»; Стендаль – «Красное и черное», «Пармская обитель».
В конце 19 века реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом 3-х писателей, получивших мировую известность: Джон Голсуорси (лауреат Нобелевской премии 1932 года, произведения: «Сага о Форсайтах», «Современная комедия» и др.); Джордж Бернард Шоу (лауреат Нобелевской премии 1925 год, произведения: «Дом вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками» и др.); Герберт Уэллс – классик научно-фантастической литературы, известные произведения «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров».
Музыкальное оперное искусство реализма представлено такими известными именами: Джузеппе Верди («Трубадур», «Сицилийская вечерня», «Аида», «Дон Карлос», «Отеле»); Джордж Бизе («Кармен», «Искатели жемчуга», «Джамиле» и др.).
Презентация на тему: » Оноре Домье ( ). Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе.» — Транскрипт:
1
Оноре Домье ( )
2
Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
3
o Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий- иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. o С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. o Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня), будучи человеком, ненавидящим всякое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. o Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени.
4
Литография «Гаргантюа» (1831) — карикатура на Луи Филиппа(лейтенант- генерал королевства), изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Уже в этом графическом листе художник, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно- пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности лица или предмета. После того как Оноре Домье нарисовал карикатуру, художника посадили на полгода в тюрьму.
5
«Законодательное чрево» (1834) Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Лица депутатов выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Они беседуют между собой, читают, дремлют и бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры высовываются друг за другом, лица, заплывшие жиром и напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.
6
Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография изображает трагический финал рабочих восстаний 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном из мрака выплывает фигура мертвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование художника проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. «Улица Транснонен» 1834 г.г.
7
В карикатуре показано мелкое тщеславие буржуа, готовых на всё, лишь бы их портрет появился на престижной художественной выставке. Это напоминает стремление некоторых представителей современной нам богемы, деловой и политической элиты любой ценой попасть в различные «глянцевые» рейтинги. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г.
8
Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. « Дон Кихот» 1870 г.
9
Новый взлёт творчества художника пришёлся на 1848 г. время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более динамичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство кабинета министров Луи Филиппа при виде юной девушки аллегорической фигуры Революции.
10
Картина «Прачка» была написана в 1861 году, и живописцу удалось настолько ярко и монументально передать женский образ, что общество сравнивало эту картину со скульптурами Микеланджело. На картине молодая еще, не старая женщина поднимается по высокой лестнице с маленьким сыном. Тюк с мокрым бельем от тяжести скатывается все ниже, большие, сильные руки покраснели от холодной воды, однако, сейчас женщину заботит не это. Видно, что мальчик с трудом поднимается по ступенькам, и мать поддерживает его словом.
Биография и творчество Оноре Домье
28.01.2016 08:00
Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.
Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.
Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.
Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.
Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.
После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.
Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.
В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.
Вагон третьего класса, 1863-1865:
Ноша (Прачка), 1850-1853:
Республика и чиновники, 1848:
Жизнь
Домье родился в Марсель Жан-Батисту Луи Домье и Сесиль Катрин Филипп. Его отец Жан-Батист был стекольщик чьи литературные устремления привели его к переезду в Париж в 1814 году, стремящемуся стать поэтом. В 1816 году молодой Домье и его мать последовали за Жаном-Батистом в Париж. В юности Домье проявил непреодолимую склонность к артистической профессии, которую его отец тщетно пытался сдержать, поставив его на первое место. Huissier, у которого он работал мальчиком на побегушках, а позже — продавцом книг. В 1822 году он стал протеже Александр Ленуар, друг отца Домье, художника и археолога. В следующем году Домье вошел в Académie Suisse. Он также работал на литографа и издателя по имени Беллиард и сделал свои первые попытки литографии.
Овладев техникой литография Домье начал свою творческую карьеру с изготовления пластинок для музыкальных издательств и иллюстраций для рекламы. Затем последовала анонимная работа для издателей, в которой он подражал стилю Шарле и проявил значительный энтузиазм по Наполеоновский легенда. После революции 1830 года он создал искусство, выражающее его политические взгляды. К 1873 году Домье почти ослеп.
Скульптуры
Домье был не только плодовитым литографом, рисовальщиком и живописцем, но и создал заметное количество скульптуры в необожженной глине. Чтобы спасти эти редкие экземпляры от разрушения, некоторые из этих бюстов сначала воспроизвели в гипсе. Бронзовые скульптуры были изготовлены из гипса посмертно. Основные литейные заводы 20-го века были F. Barbedienne Barbedienne, Рудье , Siot-Decauville и Литейный завод Валсуани .
В конце концов Домье изготовил из необожженной глины 36 бюстов французских депутатов. Литейными цехами, задействованными с 1927 года для производства бронзового издания, были Barbedienne с тиражом 25 и 30 слепков и Valsuani с тремя специальными слепками, основанными на предыдущих гипсовых отливках из коллекции глины галереи Sagot — Le Garrec. Все эти бронзовые бюсты — посмертные, основанные на оригинальных, но часто реставрируемых необожженных глиняных скульптурах. Глину в ее отреставрированном виде можно увидеть в Музее Орсе в Париже.
Сцена из комедии (Мольер ?), c. 1860 г.
С начала 1950-х годов появились обожженные глиняные «Фигурки», большинство из которых принадлежало коллекции Гобина в Париже. Именно Гобин решил сделать бронзовую отливку Валсуани тиражом по 30 штук. Опять же, они были посмертными, и нет никаких доказательств, в отличие от бюстов, упомянутых выше, что эти терракотовые статуэтки действительно были сделаны самим Домье. Американская школа (Дж. Вассерман из музея Фогг-Гарвард) сомневается в их подлинности, в то время как французская школа, особенно Гобен, Леконт, Ле Гаррек и Шерпен, все так или иначе участвующие в маркетинге бронзовых изданий, уверены в их Домье. источник.[нужна цитата ] Регистр Домье (международный центр исследований Домье), а также Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия, сочли бы фигурки «в манере Домье» или даже «имитатором Домье» (NGA).
Не может быть никаких сомнений в подлинности «Ратапойля» Домье и его эмигрантов. Автопортрет в бронзе, а также бюст Людовика XIV часто обсуждались в течение последних 100 лет, но общая тенденция состоит в том, чтобы принять их как оригиналы Домье.[нужна цитата ]
Домье создал множество фигурок, которые впоследствии использовал в качестве моделей для своих картин. Одна из самых известных фигурок Домье под названием Тяжелое бремя, изображает женщину и ее ребенка. Женщина что-то несет, возможно, большую сумку; статуэтка около 14 дюймов в высоту. Оливер В. Ларкин заявляет, что «на глине можно увидеть след быстрых пальцев Домье, когда он подталкивал юбку в развевающиеся ветром складки и использовал лезвие ножа или конец ручки кисти, чтобы обозначить сложенные руки и складки ткани на ней. грудь. В масле он смог лишь приблизиться к этому маленькому шедевру, наиболее удачно на двух холстах, когда-то принадлежавших Арсену Александру ».
Домье написал несколько картин Тяжелое бремя. Женщина и ее ребенок выглядят так, будто их толкает ветер, и Домье использовал это как метафору великих сил, против которых они на самом деле боролись. Великие силы, с которыми Домье хотел показать, что они пытаются бороться, были Революция, правительство и бедность.[нужна цитата ] Женщина и ее ребенок на картине очерчены очень темной тенью.