Платон — биография, новости, личная жизнь

Введение

Платон (427 до н. э. — 347 до н. э., Афины) был древнегреческим писателем-философом.

Биографическая информация, которую можно получить из древних источников, в основном легендарна. По линии отца Платон — дальний потомок последнего аттического царя Кодрила, по линии матери — выдающийся афинский законодатель VI века до н.э.

Имя мыслителя — Аристокл (427 — 347 гг. до н.э.). Платон (в переводе: широкоплечий). Родители: Аристон и Путона.

В современное время Платону приписываются следующие произведения:

  • Речь «Апология Сократа»;
  • 28 диалогов, признанных подлинными;
  • 11 диалогов, авторство которых не удалось точно установить;
  • 8 неоригинальных произведений;
  • 13 листов (даже для них авторство остается спорным).

В нашей работе будут рассмотрены основные этапы жизни Платона и реализация его взглядов в философских учениях.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.

Платон и Сократ

В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к cмepтной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а cмepтную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После cмepти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных стрaнcтвий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиpaкузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.

Академия Платона

После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.

Платон и Аристотель

В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона — правителя Сиpaкуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона — «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Иерархия бытия

Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В «Федоне» здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В «Государстве» бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В «Тимее» благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.

Аллегория пещеры

Платон также много рассуждал об устройстве мира. Он думал, что всё имеет своего рода идеальную форму. Например, стул – это некая имитация идеального образа – мягкого кресла (однако образ этот существует только в голове человека).

Свои воззрения Платон объяснял через метафору пещеры: «Предположим, в пещере к стене прикованы несколько мужчин, они могут видеть только противоположную стену, друг друга и больше ничего.

Но они замечают тени предметов, которые находятся снаружи пещеры. То есть прикованные могут в своем воображении создать образ предмета, вещи или живого существа, чью тень увидят».

Если бы один из мужчин сбежал, вышел из пещеры и увидел, что за пределами пещеры существуют другие люди, растут деревья и трава, светит солнце. Если он вернется в пещеру и скажет другим людям, что он видел, поверят ли они ему или сочтут сумасшедшим?

Платон утверждает, что люди похожи на тех, кто сидит в пещере: мы думаем, что понимаем реальный мир, но поскольку мы ограничены своим телом, нам видны только тени.

Одна из главных целей Платона состояла в том, чтобы помочь людям познать окружающий мир, найти способы предсказать события, появление и строение вещей и предметов, даже не имея возможности физически увидеть их.

С этой точки зрения мир познают математики и физики.

Мировоззрение[править]

В философской системе Платона выделены все основные составные части знания: онтология, космология, гносеология, этика, эстетика. Первичным он называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей — идей. Вторичным, производным от них, считал все многообразие чувственно восприимчивого мира; каждая вещь — результат сочетания идеи (образца) с бесформенной материей; чувственный мир как рождение идей и материи занимает срединное положение между ними. По его мнению, упорядоченность бытия по-своему выражает космос, в котором на каждом шагу встречается божественный разум (демиург). Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу, которая распространена по всему пространству. Воспоминания бессмертной души об идеях, которые она созерцала до смерти, составляют суть процесса познания, а его наиболее правильным методом мышления является диалектика. В основе процесса познания лежит любовь к идее — восхождение от любви к отдельным вещам и тел к любви в сфере душ, а от них — в сфере чистых идей. По Платону, душа состоит из трех частей: высшей — разум; средней — воля и благородные поступки; нижней — увлечения и чувственность. В этике этому соответствуют три основные добродетели — мудрость, мужество, благоразумие и покорность; их носителями являются соответственно три сословия общества: философы и правители, воины и чиновники, земледельцы и ремесленники. Логическое сочетание и равновесие трех добродетелей дает начало четвертой, общегосударственной благотворительности — справедливости.

Платон выделял три основные формы правления: монархию, аристократию и демократию. По его мнению, монархия (правление одного) бывает законная (царь) или насильственная (тиран); аристократия (правление немногих) — господство лучших или олигархия (господство худших); демократия (правление всех) — организованная по законам или беззаконная (насильственная). Выступал против политической доктрины, опирающейся на «право сильного» и считал победу над своими противниками единственным критерием легитимности и единственным источником счастья. По его мнению, укреплением идеального государства должна служить строгая система образования и воспитания граждан, которые не станут злоупотреблять политической деятельностью на собственную пользу и будут руководствоваться идеями и исповедовать истинное благо.

Считал, что подлинным источником жизни для всего живого должна стать вечная красота, которая представляет собой слияние идеи и материи, или разумности и удовольствия.

Ученик Сократа

Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.

Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.

Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.

Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.

Академия Платона

После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет». Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Какие авто не попадают под «Платон»

Согласно № -ФЗ ст. 31.1, оплачивать пользование федеральными трассами не нужно владельцам следующих категорий транспортных средств:

  1. Легковые машины с массой до 3,5 тонн.
  2. Грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой 3,5-12 тонн.
  3. Спецтранспорт, на котором установлены специальные световые и звуковые приборы, а также нанесена соответствующая аэрография (полицейские или пожарные машины, автомобили коммунальных служб и прочее).
  4. Техника, которая числится на балансе МО России.

Также не облагается обязательными сборами транспорт для перевозки пассажиров, даже если его предельная масса вместе с пассажирами превышает отметку в 12 тонн.

Важно: освобождение владельцев пассажирского транспорта от выплат возможно только в том случае, если в регистрационных документах в графе «Назначение» указано «пассажирские перевозки». Если основным назначением автомобиля значатся грузопассажирские перевозки, то собственнику такой машины придется совершать обязательные отчисления.

Ученик Сократа, родственник тирана

Биографии поэтов и философов редко попадали в поле зрения серьезных греческих историков. О них писали в основном любители занимательных фактов. Поэтому в биографии Платона и других философов правду не всегда легко отделить от вымысла. Кроме поздней работы о мыслителе, написанной Диогеном Лаэртским, сохранились и письма Платона. Некоторые факты его биографии можно вычленить из его философских трудов.

Под вопросом даже настоящее имя философа. В Античности писали, что в действительности его звали Аристокл, а Платон было прозвищем. Он получил его то ли за физические данные, то ли за ширину лба. Скорее всего, это легенды, и Платон было настоящим именем.

Он происходил из аристократической семьи. Отцом Платона был Аристон, а матерью — Периктиона. Семья принадлежала к дему Коллит. Родители философа были выходцами из знатных семей, предки которых занимали почетную должность архонта-эпонима в VII и VI веках до н. э. Мать Платона происходила из того же рода Кодридов, что и законодатель Солон.

Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа». (wikimedia.commons)

У Платона было два старших брата Адимант и Главкон и сестра Потона. Братья Платона сражались в рядах афинского ополчения при Мегаре в 409 году до н. э.

Вскоре после рождения Платона умер его отец Аристон. Периктиона была выдана замуж за брата своей матери (в Афинах такие браки допускались) Пирилампа. Он был вдовцом и воспитывал сына Демоса от первого брака.

Известно, что Пириламп был состоятельным человеком и другом Перикла. Он разводил экзотических птиц и, как поговаривали злые языки, посылал их в подарок любовницам Перикла. Тем не менее он сражался в рядах афинского ополчения в битве с беотийцами при Делии (424 год до н. э.) и был ранен. Периктиона родила новому мужу еще одного сына, которого назвали Антифонт в честь отца Пирилампа.

Точные даты о жизни Платона практически не известны. Немногие факты можно извлечь из фрагментов современных ему авторов. Так, известно, что будущий философ родился в Афинах в 420-е годы до н. э. Он покинул полис в 28 лет, после казни Сократа. А скончался в Афинах на 13-й год правления Филиппа Македонского (348/347 год до н. э.).

Как и другие знатные афиняне, Платон должен был получить домашнее образование. Оно включало музыку, основы математики, астрономии, философии, истории. С общественной жизнью подростка должны были знакомить старшие родственники. В случае с Платоном это, вероятно, делали его братья. Скорее всего, так он и познакомился с Сократом, которого знал Главкон.

Платон должен был слушать и модных в ту эпоху софистов, собиравших вокруг себя учеников. Тот факт, что он сделал некоторых из них героями своих диалогов, говорит о его знакомстве с софистами.

В юности, как и другие молодые афинские аристократы, Платон был учеником Сократа. О дружбе юноши с философом писал в своих «Воспоминаниях о Сократе» другой его ученик Ксенофонт. В частности, он вспоминает подробный разговор между Сократом и братом Платона Главконом, который уже в юности имел политические амбиции.

Судя по сохранившемуся письму Платона, он достиг совершеннолетия к концу Пелопоннесской войны, когда Афинами управляла коллегия Тридцати. Молодой человек возлагал большие надежды на новое правительство из 51 человека (30 и двух подчиненных им коллегий), в которое входили его родственники — дядя Хармид и дядя или двоюродный дед Критий (глава правительства). Тогда же он получил предложение от своего родственника Крития заняться политикой. Платон решил подождать, а потом увидел, что режим Тридцати еще хуже прежней демократии.

Давид «Смерть Сократа». (wikimedia.commons)

Через год в ходе гражданской войны в Афинах восстановили демократию, а Критий и Хармид погибли. В 399 году до н. э., когда Сократа осудили на казнь, Платону было около 25. Через несколько лет он с несколькими другими учениками Сократа уехал в Мегару, чтобы учиться у философа Евклида. После обучения у Евклида Платон вернулся в Афины. Ему исполнилось 30, и он должен был вступить в права земельного владения.

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

Детство и юность

Платон родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец философа Аристон был прямым потомком последнего царя Афин Кодра, а мать Периктиона приходилась родственницей стратега Солона. Родной дядя Хармид был одним из Десяти ставленников в Пирее. С юношеских лет философ стал стойким противником всего того, что олицетворяла афинская демократия в период своего расцвета: безудержного роста рабовладения и торговли ради больших барышей. Хотя как аристократ он всю жизнь был апологетом рабства, говоря: «Сколько рабов, столько врагов».

Платон получил традиционное для отпрысков аристократов мусическое и физическое воспитание. Еще в молодости он обзавелся прозвищем, под которым стал известен всему свету. Само слово Платон (широкоплечий), очевидно, отражало мощное телосложение юноши. Если верить Диогену Лаэртскому, его настоящее имя Аристокл (с греч. «наилучшая слава»), правда, по мнению некоторых исследователей,оно появилось лишь в эпоху эллинизма. Обучался грамоте у Дионисия, увлекался живописью, музыкой и борьбой, писал стихи.Он был отличным гимнастом и прекрасно овладел верховой ездой.

Примерно в 20 лет происходит знакомство с Сократом (407 г до н.э.), оказавшее важное влияние на всю дальнейшую жизнь. Если верить известной легенде, после первой беседы с философом Платон сжег трагическую поэтическую тетралогию, которую он приготовил для Дионисия

В свою очередь, Сократу перед первой встречей с учеником приснился лебедь у себя на груди, а после их знакомства, говоря о Платоне, он воскликнул: «Вот мой лебедь!».

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Теория идей

Согласно теории Платона, существует три типа вещей: вечные идеи, конкретные вещи, подлежащие изменению, и пространство, в котором вещи существуют. Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и непогрешимая, которая ниоткуда не воспринимает в себя ничего и не входит ни во что сама, невидимая и никак иначе воспринимаемая, но отданная заботе мысли. Во-вторых, есть нечто похожее на эту идею и носящее то же имя — воспринимаемое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в определенном месте и снова исчезающее из него, и это воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть другой вид, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дает пристанище всей семье, но само воспринимается вне ощущений, посредством каких-то незаконных умозаключений, и в это почти невозможно поверить..  Эта теория подробно рассматривается Платоном в диалоге Тимей. Исследователи работ Платона неоднозначно относятся к его отношению к идеям и статусу идей. Под идеями Платон понимает не только понятие вещи, но и причину и цель его существование.   

В диалоге Парменид Платон критикует кардинальное противопоставление мира идей и мира вещей. В этом диалоге персонаж, призванный изобразить исторически существовавшего философа Парменида, обязуется доказать абсурдность утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Для Платона тема существования идеи раскрывается в вопросе о существовании единой идеи вообще. Если он существует, он не может оставаться таковым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: Один может оставаться одним, и только одним, единственным, пока его не существует. Как только одно становится существующим, оно перестает быть одним и становится одним. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод раздельное существование идей? В монистической системе он отвергает, в дуалистической — нет.     

Метод Сократа

Сократ для обучения разработал особый метод, который заключался в сочетании иронии и майевтики. Общее название его метода — диалектика. Ирония, буквально означающая притворство, заключается в специфическом подходе в диалогу, который призван вскрыть внутренние противоречия в исследуемом тезисе. Надевая на себя личину «простачка», который ничего не знает, Сократ предлагал собеседнику ответить на ряд вопросов. В итоге в разговоре высказывания собеседника доводились до абсурда, тем самым показывалось несоответствие его словам и поступкам. Так открывалась истина. Свою роль в этом процессе Сократ сравнивал с помощью повивальной бабки, помогая собеседнику «разродиться» истиной.

Таким образом, метод Сократа заключался в ироничных разговорах с учениками, в которых путем наводящих вопросов он приводил их к открытию очевидных вещей. Любые сомнения ведут к тому, что нужно глубже узнавать самого себя, а также действовать так, чтобы слова и поступки не расходились между собой.

Сократ стал воплощением истинного свободного философа, свободного от материальной привязки к бытовому комфорту. Он своим образом жизни подкреплял свои слова, чем и производил впечатление на современников.

Критерий и метод познания

Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта формулирует так «… не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же — нет» («Теэтет»). Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.

В «Пармениде» Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.

В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле» диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в «Государстве» — кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте» и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в «Филебе» — метод смешения, при котором все, допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.

Заключение

Результатом проделанной работы является понимание понимания теоретических основ философии Платона и значения Платона для развития философской мысли.

Платон — первый философ, оставивший после себя собрание фундаментальных работ. На основе этих произведений воспитаны многие поколения философов. И теперь труды Платона используются для изучения истории философии.  

Он основоположник идеализма. Именно Платон заложил основы идеализма как основного философского направления (так называемая линия Платона противоположна материалистической линии демократа). Идеалистическая философия получила значительное развитие в трудах Платона и позже была развита на основе его теорий его последователями.  

Платон — первый философ, глубоко изучивший проблемы природы, общества, государства и человека. Впервые он связал все теории друг с другом, полностью исследуя эти проблемы. Платон был первым, кто предложил идею идеального государства — эту идею высоко оценил Маркс. Несмотря на утопичность политической теории, сам факт возникновения желаний реорганизовать мир — большой шаг вперед в философской науке.   

Платон заложил основы определений и понятий, попытался сформировать концептуальное мышление. Он выделил философские категории: бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и т. д. 

Платон создал серьезную философскую школу (Академию), просуществовавшую около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: