Р. тагор

Баллада о красных бусах

Мама, мама, мимо нашей двери Молодой раджа проехать должен! Говорят, сегодня ровно в полдень Он со всею свитой здесь проедет — Мимо дома нашего проедет, Молодой, красивый, неженатый… Мама!.. Как могу в такое утро О своих делах домашних думать?

Покажи скорее, как получше Волосы убрать мои густые, Да скажи, какого цвета сари Я должна надеть для этой встречи? Что глядишь с испугом, с удивленьем, Будто я совсем безумной стала? Молодой раджа проедет, слышишь, Мимо дома нашего проедет!..

Ах, конечно же, я знаю, мама: На меня он даже и не глянет, Но ведь наяву он здесь проедет, А такое только раз бывает! Знаю: перед дверью нашей скромной Колесницу он не остановит, Но ведь наяву промчится, мама, Хоть разок не в снах его увижу!

А еще хочу надеть на шею Что-нибудь попраздничней, поярче! Дай мне ключ, позволь, достану бусы Из рубиновых камней блестящих. Знаю: для моей счастливой свадьбы В сундуке хранишь ты эти бусы, Но сегодня праздник, мама, праздник — Как же быть могу без украшений?..

Вот и полдень… О, как бьется сердце!.. Убрала я волосы красиво, Сари с голубой каймой надела, А на грудь -— рубиновые бусы, На пороге встала… Слышу топот… Кони скачут… Пыль гудит-клубится… Копья… Флаги… С гиком свита мчится За резной, блестящей колесницей!

А на той блестящей колеснице Он стоит — тремя конями правит, Будто Сурья — солнцебог лучистый, Правящий небесными конями. Только миг!.. И все же разглядеть я Навсегда лицо его успела!.. Бурей мимо дома он пронесся На меня не глянул… не заметил…

Только миг, мучительно слепящий, Молодым раджой я любовалась: Как он гордо правил колесницей — Радостный, красивый, недоступный!.. А за ним, выкрикивая: «Слава!», Горяча коней, промчалась свита, И в пыли исчезли копья, флаги, Топот, клики пронеслись — и смолкли…

Только миг!.. И пусть такая встреча Будет в жизни первой и последней, Но ведь целый миг, слепящий, жаркий, Я моим любимым любовалась. Бурей он весеннею пронесся — На меня не глянул… не заметил… Но когда он с домом поравнялся, Сорвала с груди я ожерелье!

Сорвала я огненные бусы —И коням швырнула под копыта, И в пыли в последний раз блеснули, Как живая кровь, мои рубины. А гремящий обод колесницы В пыль вдавил рубиновую змейку, Раздробил — и на дороге тусклой Темно-красное пятно осталось.

И не знаю — не смогу ответить: То ли камнем молча я застыла, То ли чайкой, на лету подбитой, Крикнула отчаянно и страшно. И не знаю, не скажу, не вспомню: По расколотым багряным бусам Или по груди моей — по сердцу Колесо, сверкая, прокатилось!..

Что глядишь с такой печалью, мама? Или бус тебе старинных жалко? Разве счастье — в этих красных бусах, Да и будет ли другая свадьба? Вытри слезы, мама! Этот полдень Он и был моей счастливой свадьбой: Хоть на миг, но был со мною рядом Мой раджа, мой гордый, солнцеликий!

Да, конечно, я видала, мама: На меня он даже и не глянул Бурей пролетел под крики «Слава!» На резной, гремящей колеснице, А сейчас в садах, в кругу красавиц, Он с друзьями весело пирует, И конечно, знаю: эта встреча Будет в жизни первой и последней.

Почему же радуюсь, ты спросишь. Потому что я — а не другая — Раньше всех проснулась на рассвете В праздничном, счастливом ожиданье, Это я с утра тихонько пела, Маслом ароматным надушилась, Сари с голубой каймой надела, А на грудь — сверкающие бусы.

И ведь это я — а не другая,— Вся светясь, как трепетное пламя, На пороге встала — близкий топот, Обомлев от счастья, услыхала, Разглядеть в слепящий миг успела, Как на быстрой, пышной колеснице Гордо правит он тремя конями, Радостный, красивый, недоступный.

И ведь это я — а не другая,— Дико крикнув раненою чайкой, Сорвала рубиновые бусы И коням швырнула под копыта, И в пыли еще видны осколки, Где тяжелый обод прокатился,Тусклые, багровые осколки, Как мое раздробленное сердце!..

В переводе С.Северцева

Об авторе

Рабиндрана́т Таго́р (бенг. রবীন্দ্রনাথ ঠাকুর, Робиндронатх Тхакур; 7 мая 1861 — 7 августа 1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913). Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература, и вместе с его харизмой создали образ Тагора-пророка на Западе.

Детство и юношеские годы Рабиндраната

Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур) родился 7 мая 1861 года на севере Калькутты в имении Джоасанко Тхакур Бари. Он был младшим из детей Шарады Деви (1830-1875) и Дебендранатха Тагора (1817-1905). Семья Рабиндраната относилась к древнему и знатному роду.

Среди их предков – основатель религии Ади Дхарм. Отец был брахманом, поэтому очень часто совершал паломничества к святым местам. Старший брат Рабинданата Двиджендранатх был всесторонне развит и талантлив, являясь по совместительству и математиком, и музыкантом, и поэтом. Средние братья ушли не далеко от Двиджендранатха. Они стали известными философами и сумели добиться немалого успеха в драматургии и поэзии. Племянник Рабиндраната прославился тем, что внес посильный вклад в современную бенгальскую живопись, став одним из основателей новой школы.

Как видно, Рабиндранат с самого рождения рос в богемной атмосфере, окруженный духовностью и нестандартностью мышления, поэтому не стоит удивляться, что он достаточно рано избрал путь творчества.

В возрасте 5 лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а затем – в Нормальную школу. Там не слишком много внимания уделялось знаниям. В приоритете было соблюдение жесткой дисциплины, поэтому Тагору были больше по душе прогулки по окрестностям.

В 8 лет мальчишка написал свое первое стихотворение. В 11 лет он прошел упанаяну (обряд посвящения в изучение Вед и получения священного шнура упавиты), а затем отправился с отцом в путешествие по семейным имениям, которое длилось несколько месяцев. За это время отрок успел насладиться потрясающими видами и еще больше влюбиться в природные красоты Индии. Рабиндранат сумел получить прекрасное образование. Он изучал множество дисциплин, интересуясь как точными науками, так и художественными. Кроме того, ему хорошо поддались некоторые языки, в том числе, санскрит и английский. В конце концов, такое разностороннее развитие помогло сформировать удивительную личность – высокодуховную, патриотичную и наполненную любовью ко всему сущему. Когда Рабиндранату было 14 лет, его мать умерла. И этот стало для него непростым испытанием.

В 17 лет Тагор опубликовал поэму «История поэта». В том же 1878 году он отправляется в Лондон постигать науки, сделав основной упор на изучение юриспруденции. Но прошел всего лишь год, как юноша решил вернуться в Калькутту. По натуре творческий человек, Рабиндранат не может сопротивляться своему желанию писать, поэтому следует примеру своих не менее творческих братьев, начиная заниматься любимой деятельностью – писательской.

Тагор и Джавахарлал Неру

Музыка и картины

Тагор был не только писателем и поэтом, он стал автором более 2 тыс. песен, начиная с молитвенных гимнов и заканчивая народными и лирическими мелодиями. Композиторская сторона творчества Рабиндраната неотделима от литературной, поскольку плавное звучание стихотворных строк бенгальского творца само по себе было музыкальным.

Гимн Индии, написанный Рабиндранатом Тагором

Некоторые тексты Тагора стали песнями после смерти автора. Так, в 1950 году его стихотворение стало словами индийского национального гимна, а в 1970-м строки произведения «Амар Шонар Бангла» выбрали для официальной музыки государства Бангладеш.

Рабиндранат преуспел и как живописец. Его кисти принадлежат около 2,5 тыс. работ, неоднократно выставлявшихся на родине и в других странах.

Картины Рабиндраната Тагора «Танцующая девушка» и «Маска театра Маланган»

Тагор интересовался тенденциями современного искусства, перенимал передовые методы и использовал их в собственных картинах. Он пробовал себя как художник-реалист, примитивист, импрессионист. Его творения отличаются нетрадиционным подбором цветов, который исследователи связывают с дальтонизмом, и правильными геометрическими силуэтами, следствием увлечения точными науками.

Смерть

В 1937 году Тагор начал страдать хроническими болями, переросшими в длительный недуг. Однажды он упал в обморок и некоторое время находился в коме. Периоды творчества сменялись временем, когда физическое состояние творца не позволяло ему работать.

Рабиндранат Тагор в старости

После вторичной потери сознания в 1940 году Рабиндранат оправиться не смог. Последние произведения он диктовал друзьям и секретарю.

7 августа 1941 года Тагор умер в собственном доме в Джорасанко. Точная причина смерти неизвестна, исследователи считают, что писателя погубили старость и изнурительная болезнь.

Памятник Рабиндранату Тагору

Кончина великого бенгальского барда стала трагедией для многих людей во всем мире, которые чтили его память, устраивая фестивали творчества и праздники в его честь.

Музыка и картины

Индус был не только талантливым литератором. За годы жизни он сочинил примерно 2230 песен, включая религиозные гимны. Некоторые тексты Рабиндраната были положены на музыку уже после смерти писателя.

К примеру, в 1950 г. на стихотворение Тагора был положен индийский национальный гимн, а спустя 20 лет строки произведения «Амар Шонар Бангла» стали официальной музыкой страны Бангладеш.

Кроме этого Рабиндранат являлся художником, написавшим около 2500 полотен. Его работы неоднократно выставлялись как в Индии, так и других государствах. Стоит заметить, что он прибегал к различных художественным стилям, включая реализм и импрессионист.

Его картины отличаются нетрадиционной цветовой гаммой. Биографы Тагора связывают это с дальтонизмом. Обычно он изображал на холсте силуэты с правильными геометрическими пропорциями, что являлось следствием его увлечением точными науками.

Рабиндранат Тагор

Подробности
Категория: Зарубежная поэзия XX века
Опубликовано 06.01.2020 12:16
Просмотров: 526

Мировая литература, в том числе и поэзия, всегда развиваются во взаимосвязи с историей.

Литературу XX в. делят на периоды до 1940 и с 1950 по 1990 гг., которые включают в себя крупнейшие исторические события: Первая мировая война, революции, экономические кризисы, обострение общественно-политической жизни, Вторая мировая война, борьба против фашизма, выход на арену истории стран «третьего мира» и т.д. Кроме того, возникают новые проблемы – экологические. Появляется массовая литература, направленная на отвлечение людей от социальных и философских проблем и пропагандирующая развлечения и материальные ценности как высшее благо.Философские течения XX в. (О. Шпенглера, Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и др.) повлияли на многих писателей и поэтов XX в.Наш небольшой обзор поэзии XX в. начнём с творчества Рабиндраната Тагора, которое началось в XIX, а закончилось в XX в. 

Стихи и проза

Возвратившись после путешествий домой, Рабиндранат всерьез увлекся писательской деятельностью. В 16-летнем возрасте, он написал несколько новелл и драм, издав свои первые поэтические произведения под псевдонимом Бхану симха.

Глава семейства настаивал на том, чтобы сын стал юристом, вследствие чего в 1878 г. Рабиндранат Тагор поступил в лондонский Университетский колледж, где изучал право. Вскоре он начал испытывать отвращение к традиционному образованию.

Это привело к тому, что парень оставил право, предпочтя ему чтение литературной классики. В Британии он зачитывался трудами Уильяма Шекспира, а также проявил интерес к народному творчеству англичан.

В 1880 г. Тагор вернулся в Бенгалию, где начал активно публиковать свои произведения. Из-под его пера выходили не только стихи, но и рассказы, повести, пьесы и романы. В его трудах прослеживалось влияние «европейского духа», что было совершенно новым явлением в брахманской литературе.

В данный период биографии Рабиндранат Тагор стал автором 2-х сборников – «Вечерние песни» и «Утренние песни», а также книги «Чаби-О-Ган». С каждым годом выходило все больше и больше его работ, вследствие чего был напечатан 3-томный труд «Гальпагуччха», в котором содержалось 84 произведения.

В своих работах, литератор нередко затрагивал тему бедности, которую глубоко осветил в миниатюрах «Голодные камни» и «Беглянка», напечатанных в 1895 г.

К тому времени, Рабиндранат уже опубликовал свой знаменитый сборник поэм «Образ любимой». Со временем будут изданы поэтические и песенные сборники – «Золотая ладья» и «Мгновение». С 1908 г. он трудился над созданием «Гитанджали» («Жертвенные песнопения»).

В этой работе содержалось более 150 стихов, посвященных отношениям между человеком и Творцом. Благодаря тому, что стихи были написаны понятным и простым языком, многие строки из них были разобраны на цитаты.

Интересен факт, что «Гитанджали» приобрели такую популярность, что стали переводиться и печататься в Европе и Америке. В то время биографии Рабиндранат Тагор посетил ряд европейских стран, а также США, Россию, Китай и Японию. В 1913 г. ему сообщили, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Таким образом, Рабиндранат оказался первым азиатом, удостоившимся данной премии. При этом полагавшийся ему гонорар лауреат пожертвовал своей школе в Шантиникетане, которая позже станет первым университетом с бесплатным обучением.

Рабиндранат Тагор и Альберт Эйнштейн

В 1915 г. Тагор получил титул рыцаря, но через 4 года отказался от него – после расстрела мирных граждан в Амритсаре. В последующие годы он делал все возможное, чтобы просвещать бедных соотечественников.

В 30-х годах Рабиндранат проявил себя в разных литературных жанрах. За годы творческой биографии он стал автором сотен стихов, десятков рассказов и 8 романов. В своих произведениях он часто затрагивал проблемы бедности, сельского быта, социального неравенства, религии и т.д.

Особенное место в творчестве Тагора заняло произведение «Последняя поэма». В конце жизни он серьезно увлекся наукой. В результате, нобелевский лауреат опубликовал несколько работ по биологии, астрономии и физике.

Интересен факт, что Рабиндранат недолго переписывался с Эйнштейном, с которым рассуждал о разных научных вопросах.

…И ЕЩЕ ДВА СЛОВА

Рабиндранат Тагор. 1873

В становлении 14-го Тагора самую важную роль сыграл отец. Махарши, «Святой», – так уважительно называли отца Рабиндраната. Он был религиозным реформатором и мистиком, создал общество «Татвабодхини Сабха», которое исповедовало индуистскую веру в Единого Бога, очищенную от догм и суеверий. Махарши много времени проводил в Гималаях, а его возвращения в Калькутту превращались для Тагоров – и взрослых и маленьких – в настоящий праздник, и каждый стремился хоть на мгновение поймать взгляд святого подвижника.

Каждое дитя приходит в мир с вестью от бога, что он еще не разочаровался в людях.

В одно из путешествий в Гималаи Махарши взял 11-летнего Рабиндраната. Этой чести удостаивался не каждый, и мальчик был вне себя от счастья. Отец учил с ним санскрит и английский, читал отрывки из «Упанишад», мудростью которых восхищался, а вечерами под высоким гималайским небом объяснял сыну основы астрономии. Он привил Рабиндранату привычку к самодисциплине и здоровой и чистой жизни, которую вел сам, воспитал любовь к индийской культуре, научил понимать других людей и уважать их веру.

Период жизни, полный горьких утрат

Счастливый и плодотворный в плане творческого подъема период сменяется периодом горьких утрат, которые подкосили дух писателя. В 1902 году умерла жена Тагора Мриналини. Убитый горем, он пытается выплеснуть душевную боль на листы бумаги, публикуя сборник стихов «Память», который становится попыткой хоть немного уменьшить горестное чувство потери.

Но, судьба приготовила для Тагора и другие испытания. Через год после смерти жены от туберкулеза умирает одна из дочерей писателя. В 1905 году отец Рабиндраната также покидает этот мир. В 1907 году холера уносит жизнь и младшего сына Тагора.

Все это стало тяжелым ударом для поэта, поэтому он в том же году принимает решение ехать вместе со старшим сыном, который отправился в Иллинойский университет Соединенных Штатов на учебу. По пути он останавливается в Лондоне, где при содействии литератора Уильяма Ротенстайна, являющегося его хорошим знакомым, в 1910 году публикует «Жертвенные песнопения» («Гитанджали»). Благодаря этому сборнику Тагор прославился в Англии и США.

Последние годы жизни писателя

На закате своей жизни Тагор страдал от тяжелой болезни. Усиливающиеся хронические боли серьезно подкосили писателя, да так, что в 1937 году он потерял сознание и продолжительное время пребывал в коме. В тот период поэт начал писать произведения, в которых четко прослеживалась обеспокоенность смертью. В 1940 году состояние Тагора усугубляется. Оправиться он уже не смог и 7 августа 1941 года скончался. Это была потеря для его родной Бенгалии, Индии и всего мира.

Творческое наследие знаменитого бенгальца

Рабиндранат Тагор относится именно к тем личностям, о которых можно сказать: талантливый человек талантлив во всем.

Он писал прозу, стихотворения, поэмы, романы и новеллы, занимался научной работой и общественной деятельностью, сочинял музыку и писал картины.

Именно он стал автором стиха «Джанаганамана», который затем превратился в Гимн Индии.

Цитаты:

«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».

——-

«Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью».

——-

«Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ».

——-

«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума».

——-

«Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах».

——-

«Не падай духом, брат, не отрекайся от замыслов своих первоначальных. Одна дорога у тебя, мой брат, спеши, не поворачивай назад, верши свое и не служи чужому, не бойся осужденья и преград».

——-

«То, что я существую, — для меня постоянное чудо: это и есть жизнь».

В зрелые годы. 1935

Стихотворения

Жизнь

В этом солнечном мире я не хочу умирать,

Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,

Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,

Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.

Жизнь идет по земле вереницами дней и ночей,

Сменой встреч и разлук, чередою надежд и утрат,-

Если радость и боль вы услышите в песне моей,

Значит, зори бессмертия сад мой в ночи озарят.

Если песня умрет, то, как все, я по жизни пройду –

Безымянною каплей в потоке великой реки;

Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду –

Пусть усталые люди заходят в мои цветники,

Пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,

Чтобы бросить их прочь, когда в пыль опадут лепестки.

Перевод Н. Воронель.

Лирика

К цивилизации

Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.

Забери свой камень, железо, поваленные стволы.

Современная цивилизация! Пожирательница души!

Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.

Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,

Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,

Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,

Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,

Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.

Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.

Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,

Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.

Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.

Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.

Перевод Вероника Тушнова

Творчество Рабиндраната Тагора и сегодня вызывает неподдельное восхищение у ценителей его произведений.

Им гордится Бенгалия, обожает Индия и уважает весь мир. Несомненно, его вклад в разные виды искусства не прошли незамеченными.

Город Калькутта

Махатма Ганди – краткая биография

Богиня Лакшми

Индира Ганди: краткая биография

Великолепная Шридеви Капур и её роковая судьба

Бинди – точка на лбу у индианок

Биография

Происходил из известной и влиятельной литературной и художественной семьи Тагоров. Сын Гунендраната Тагора. Родился в имении «Джорасанко» в окрестностях Калькутты, где провел свое детство. С раннего детства в нем была воспитана горячая любовь к древнему национальному искусству. В 1880—1889 годах учился в Санскритском колледже в Калькутте. В 1890 году поступает в Калькуттскую школу искусств.

С середины 1890-х годов начинает сотрудничать с журналом «Садхана» как иллюстратор. В то же время иллюстрирует книги своего дяди Рабиндраната Тагора. С 1897 года активно изучает европейскую живопись, вместе с тем начинает увлекаться могольской миниатюрой. В 1907 году вместе со своим братом Гаганендранатом и Эрнестом Гавелом создает Индийское общество искусств народов Востока, впоследствии становится его директором. Со временем общество превращается в Школу искусств.

В 1913 году представляет свои работы на персональных выставках в Лондоне и Париже, а в 1919 году — в Японии.

В дальнейшем активно путешествует по Индии, странам южной и восточной Азии. Из этих поездок выносит новые образы, создает серии работ. Особенно известной является серия «Арабские ночи», которая была завершена в 1930 году.

В последующие годы Абаниндранат Тагор значительное время уделял изучению техники живописи, основ искусства. Последнее его произведение было написано за 20 лет до смерти. Когда ему исполнилось 60 лет, Абаниндранат Тагор решил, что уже не сможет создать ничего лучшего, чем то, что было им сделано, и целиком посвятил себя преподаванию. Его справедливо считают главой современной живописи Индии. Он был прекрасным педагогом и воспитал плеяду замечательных художников, таких, как Нандалал Бош, Асит Кумар Халдар, Рой Чоудхури, Мукул Чандра Дей, Джемини Рой, Бирешвар Сен и многие другие.

Биография Рабиндраната Тагора

Известный индийский писатель, поэт, композитор, художник и общественный деятель Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 года в Калькутте, Британская Индия. Рабиндранат Тагор происходил их древнего рода. Его отец был известным религиозным деятелем, основателем религиозного общества Брахмо-самадж, Дебендранатх Тагор. Мать Рабиндраната скончалась, когда ему было 14 лет. Семья Тагора была богата и знаменита.

В 1866 году Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, затем он поступил в обычную школу. В возрасте 11 лет Рабиндранат прошел обряд упанаямы, означающий переход из детства в юношество. После этого юноша вступил в одну из высших варн. Затем он вместе с отцом покинул родной город и на протяжении нескольких месяцев путешествовал. По тем меркам, Рабиндранат Тагор получил достойное домашнее образование.

В 16 лет Рабиндранат Тагор пробует публиковать свои первые произведения. Его литературным дебютом стала поэма в стиле майтхили, которая была опубликована в журнале «Бхароти».

В 1877 году начинающий поэт публикует поэму «Бикхарини» («Нищенка») – первое литературное произведение на языке бенгали. Кроме того, примерно в это же время он опубликовал сборники «Вечерние песни» и «Утренние песни».

В 1878 году Тагор начинает посещать публичную школу в Брайтоне в Англии. Затем он поступает в Университет колледжа Лондона, где изучает право, но вскоре покидает его для того, чтобы заняться изучением литературы.

В 1880 году Рабиндранат возвращается обратно в Бенгалию.

В 1883 году Рабиндранат Тагор вступает в брак с Мриналини Деви. Она была родом из семьи брахманов-пирали. У супругов родилось пять детей. С 1890 года Тагор проживает в своём имении в Шилайдахе.

1890 год стал годом публикации самой известной книги поэта — сборника поэм «Образ любимой».

1891-1895 годы считаются пиком литературной деятельности Тагора. В этот промежуток времени было написано большинство произведений, вошедших в последствии в трёхтомник «Гальпагуччха».

В 1901 году Рабиндранат Тагор переезжает в Шантиникетан, в этом месте он решает основать ашрам — обитель мудрецов и отшельников. Его ашрам состоял из экспериментальной школы, молитвенной комнаты, библиотеки и садов. Последующие года стали непростыми для писателя: в 1902 году умирает его супруга, затем в 1903 году от туберкулеза скончалась его дочь, в 1905 году умирает отец, а в 1907 году от холеры скончался младший сын.

Несмотря на свои личные потери, Тагор продолжает писать и вести активную общественную деятельность. Он выступал в защиту индийского революционера Тилака. Тагор являлся одним из основателей движения «Свадеши», которое выступало против Акта Керзона о разделе Бенгалии. Эти события вдохновили поэта на написание ряда патриотических произведений «Золотая Бенгалия» и «Земля Бенгалии». Позже, когда движение «Свадеши» стало приобретать революционный характер, Тагор отошел от него, так как считал, что общество должно меняться путем просвещения, а не революции.

Начиная с 1912 года Тагор много путешествовал. Ему удалось побывать в Европе, США, Японии, России. Писатель выполнил самостоятельные переводы нескольких своих произведений на английский. Будучи в Англии, он показал их искусствоведу Уильяму Ротенштейну. Благодаря его содействию эти переводы были опубликованы в Англии, а через некоторое время были сделаны переводы на русский язык, эти работы так же были опубликованы.

В 1913 году Рабиндранат Тагор стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Его творчество было высоко оценено Шведской академией. В 1921 году Тагор вместе с Леонардом Элмхерстом решил основать Институт реконструкции сельского хозяйства в Суруле.

В 1930-х годах Тагор уделял особое внимание проблеме «неприкасаемых» в Индии, в результате своей общественной деятельности, ему удалось добиться разрешения на посещение Храма Кришны в Гуруваюре этими людьми. На склоне лет Тагор начал интересоваться наукой

Он занимался изучением биологии, физики и астрономии. Этот интерес нашел отражение в поэзии Тагора

На склоне лет Тагор начал интересоваться наукой. Он занимался изучением биологии, физики и астрономии. Этот интерес нашел отражение в поэзии Тагора.

В конце жизни Рабиндранат сильно болел. В 1937 и 1940 годах поэт неожиданно терял сознание и впадал в кому. После последнего случая он так и не оправился. Поэт скончался 7 августа 1941 года в имении Джорасанко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: