Биография
Сенека (Луций Анней Сенека) — римский писатель, поэт, философ, политик. Он является одним из самых значимых последователей философии стоицизма, а также учителем императора Нерона.
Портрет Сенеки
Луций Анней Сенека родился в 4 веке до н. э. в испанском городе Кордова в достаточно знатной семье, принадлежавшей к роду всадников. Отец Сенека-старший и мать Гельвия были образованными людьми, изучали историю, философию и риторику. Чуть позже, когда Луций и его старший брат Юний Галлион были юными, супруги решили перебраться в Рим. Там молодой Луций был учеником стоиков Папиния, Секстия, Аттале.
Отец мальчика обладал хорошими связями и деньгами, поэтому мог не экономить на образовании и развитии сына. Сенека-старший пророчил своему ребенку блестящую карьеру адвоката. И действительно — благодаря личной харизме, ораторскому таланту и замечательной эрудиции адвокатские дела Сенеки-младшего шли в гору.
Барельеф Сенеки
Но неожиданная тяжелая болезнь, которая требовала отъезда в Египет на длительное восстановление, нарушила все планы начинающего адвоката. Свалившееся горе подкосило Луция, и он чуть не покончил жизнь самоубийством.
После возвращения из Египта в Рим Сенека начинает обличать существующий строй в Римской империи, политиков в падении нравов, создает работы, связанные с моральной проблематикой.
Биография
Луций Анней Сенека родился в Кордубе в семье всадника и ритора, получившего, в своё время, права римского гражданства и носившего такое же имя. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим, где учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия Нигера и Папирия Фабиана. Философией Сенека-младший увлёкся ещё в юности, хотя из-за влияния отца он чуть было не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Луций Анней едва не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов.
Около 33 года, в конце правления императора Тиберия, Луций Анней, благодаря влиянию Гая Галерия, женатого на тётке будущего воспитателя Нерона, смог получить квестуру и войти, таким образом, в сенат. Ко времени восшествия на престол пасынка Тиберия, Калигулы, Сенека уже заседает в сенате, являясь при этом популярным в народе оратором. Вскоре его слава как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора, который, в конце концов, отдал тайное распоряжение убить Луция. Впрочем, одна из приближённых принцепса уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
В первый год правления Клавдия в результате интриг его коварной супруги, Валерии Мессалины, Луций Анней попадает в ссылку и в течение восьми лет находится на Корсике. Только в 49 году последняя, четвёртая, жена императора, Агриппина Младшая, добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора.
- — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику.
- — получает должность консула-суффекта. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерциев.
- — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
- — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору.
- — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Нерон и Сенека, памятник в Кордове, Испания. Скульптор — Эдуардо Баррон
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.
Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.
4. Внешность Сенеки
Псевдо-Сенека. Британский музей
Существует два изображения Сенеки; одно — средневековая прорисовка с не сохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе — дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос состоит в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке.
Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».
Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был довольно известным в своё время государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном множестве .
Споры на данный предмет уже утихли — решение принято, но своеобразный компромисс, в виде ироничной дани былой полемике, нашёл монетный двор Испании, выпустивший монеты с «гибридным» портретом философа.
Трагедии.
Трагедии Сенеки – это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов.
Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки – Фиест (Thyestes). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину.
Троянки (Troades) – переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus), вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ.
Сенека Младший — кратко о жизни и деятельности
Луций Анней Сенека или его ещё называют Сенека Младший (около 4 г. до н. э — 65 г. н. э) — древнеримский философ (представитель стоицизма), поэт, мыслитель и государственный деятель, правая рука императора Нерона.
Родился в Кордубе (город в Испании) в семье известного риторика и философа Сенеки Старшего. Ещё в юношеские годы заинтересовался философией, но его отец считал, что практическая деятельность намного важнее и стремился привить сыну любовь к политике.
Ради этого им даже пришлось переехать в Рим, где юноше наняли лучших педагогов того времени — Сотиона, Фабия Папирия и Аттала. Но как только мужчина начал свою политическую деятельность, внезапно сильно заболел и чуть было не свёл счёты с жизнью.
Именно поэтому вынужден был уехать в Египет лечиться на несколько лет. Во время лечения вдалеке от родины он писал научные трактаты.
Политическая деятельность
- Когда во главе империи находился Тиберий (приблизительно 33 г), он исполнял обязанности казначея и возглавлял оппозицию, которая выступала против самоуправства действующего императора.
- В 37 г. к власти пришёл Калигула. Именно тогда Сенека стал членом Сената. Он быстро проявил себя как блестящий оратор и писатель. Его успеху и таланту завидовал даже сам правитель, за что и решил отправить Луция в ссылку. Но одной из многочисленных наложниц Калигулы удалось уговорить императора отказаться от своей идеи.
- В 41 году, когда во главе империи стоял Клавдий, Сенека всё же попадает в ссылку в результате интриг Мессалины, жены правителя, которая славилась своим распутством. Целых 8 лет пришлось ему прожить на острове Корсика.
- На родину он вернулся благодаря второй супруге императора, Агриппине Младшей, которая предложила ему обучать и воспитывать своего единственного сына — Нерона. Мальчику на тот момент было 12 лет. Наш герой оказал значительное влияние на формирование личности своего воспитанника.
Сенека — советник и правая рука императора Нерона
В 54 г. Клавдий был отравлен, поэтому к власти пришёл его сын Нерон, который прислушивался к мнению своего наставника. Можно сказать, что во времена этого правления вся империя находилась в руках Сенеки, так как именно он определял политическую концепцию Рима.
В те дни постоянно сдерживал своего подопечного от необдуманных действий и поспешных решений. Но так продолжалось недолго. Вскоре Нерон почувствовал свою власть и необузданную силу, поэтому постепенно стал отказываться от советов и услуг друга и учителя.
В 59 г. мыслитель по принуждению Нерона косвенно был вынужден участвовать в убийстве Агриппины Младшей. После этого отношения между императором и его наставником становятся ещё более напряжёнными.
Великий мыслитель
По праву относится к философам-стоикам. Он настаивал на превосходстве телесности всего сущего. Но в то же время не отказывался от идеи безграничного развития общего человеческого знания. Философ считается тайным христианином, так как в его философии присутствуют нотки религии. Именно поэтому все его мысли близки с христианством.
Существуют предположения, что Луций вёл переписку с апостолом Павлом. На мировоззрение мудреца большое влияние оказали учения Посидония. Кроме этого, он также интересовался работами Эпикура, но в то же время не разделял полностью его взгляды.
Наиболее известные работы и произведения:
- философские диалоги «О кратковременности жизни»,
- «О досуге»,
- «О провидении»,
- «О блаженстве жизни»,
- трагедии «Медея», «Троянки» и «Эдип»,
- «Геркулес на Эте»;
- эпиграммы «О начале и конце любви»,
- «О богатстве и бесчестии»,
- «О смерти друга».
Смерть
В 62 году наш герой ушёл в отставку, оставив всё своё нажитое состояние действующему императору. К слову, Луций был очень состоятельным человеком на тот момент.
Но всё равно не смог выступать против христиан и врагов Нерона.
Ведь после смерти матери и отставки своего наставника молодой император ожесточился ещё больше, чем вызвал протесты и недовольство среди свободных граждан. В связи с этим в 65 году сложился тайный заговор Пизона против Нерона. Но заговорщики потерпели крах.
Переосмыслив все события, Нерон пришёл к выводу, что Сенека всегда был для него преградой и стоял на пути к достижению целей. Кроме этого, он решил, что его наставник так же причастен к заговору, поэтому и решил от его избавиться. Он заставил храбреца покончить жизнь самоубийством.
Супруга Паулина также решила уйти из жизни вместе с мужем. Поэтому они вместе вскрыли себе вены на руках.
Смерть
Причиной смерти Сенеки стала нетерпимость императора Нерона, который был воспитанником философа.
Когда в 65 г. был раскрыт заговор Пизона, в нем случайно упоминалось имя Сенеки, хотя его никто не обвинял. Однако это стало поводом для императора покончить со своим наставником.
Нерон приказал Сенеке перерезать себе вены. Накануне смерти мудрец был абсолютно спокоен и невозмутим духом. Он единственный раз пришел в волнение, когда начал прощаться с женой.
Смерть Сенеки
Мужчина пытался утешить Паулину, но она твердо решила умереть вместе с мужем.
После этого супруги вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах, после чего вошел в горячую ванну.
Согласно одним источникам, Нерон приказал спасти Паулину, в результате чего она пережила Сенеку еще на несколько лет.
Так не стало одного из самых известных философов в истории человечества.
Если вам понравилась биография Сенеки – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Переводы
Пьесы:
- Медея. / Перевод Н. Виноградова. — Сергиев Посад, 1906. — 72 с.
- Трагедии. / Перевод С. Соловьёва, вступительная статья Н. Ф. Дератани. (Серия «Сокровища мировой литературы»). — М.-Л.: Academia, 1932. — 433 с. (издание включает 7 пьес: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон», «Октавия»)
- Луций Анней Сенека. Трагедии. / Перевод и статья С. А. Ошерова, примечания Е. Г. Рабинович. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). — М.: Наука, 1983. — 432 с.
Трактаты:
- О провидении. / Перевод В. Стовика и В. Стейна. — Керчь, 1901. — 28 с.
- Утешение к Марции. // Браш М. Классики философии. I. — СПб., 1907. — С. 311—330.
- О счастливой жизни. / Перевод С. Ц. Янушевского. — СПб.: Гермес, 1913. — 35 с.
- О благодеяниях. / Перевод П. Краснова. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. — М., 1995.
- Сенека. Утешение к Полибию. / Перевод Н. Х. Керасиди. // ВДИ. — 1991. — № 4.
- Сенека. О краткости жизни. / Перевод В. С. Дурова. — СПб.: Глаголъ, 1996. — 91 с.
- Сенека. О гневе. / Перевод Т. Ю. Бородай. // ВДИ. — 1994. — № 2; 1995. — № 1.
- Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки. (Вступительная статья и перевод Н. Г. Ткаченко) // Труды кафедры древних языков. Выпуск 1. — СПб., 2000. — С. 161—200.
- Луций Анней Сенека. Философские трактаты. / Перевод Т. Ю. Бородай (серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). 1-е издание — СПб., 2000. 2-е издание СПб.: Алетейя, 2001. — 400 с. (издание включает трактаты: «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни», «О стойкости мудреца», «О провидении», «О гневе» в 3 кн., «О природе» в 7 книгах).
«Письма к Луцилию»
- Избранные письма к Люцилию. / Перевод П. Краснова. — СПб., 1893. — 258 с.
- Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Перевод, статья и примечания С. А. Ошерова. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). — М.: Наука, 1977. — 384 с. (переиздавалось в 2015 г.).
Эпиграммы:
Луций Анней Сенека. Эпиграммы. / Пер. М. Грабарь-Пассек и Ю. Шульца. // Античная лирика (серия «Библиотека всемирной литературы». Т. 4). — М., 1968. — С. 458—462.
Сатира (принадлежность Сенеке спорна):
- Сатира на смерть императора Клавдия. / Перевод В. Алексеева. — СПб., 1891. — 35 с.
- Псевдоапофеоз императора Клавдия. / Перевод И. И. Холодняка. — М., 1899. (приложение к тому 16 «Филологического обозрения»)
- Апофеоз божественного Клавдия. / Перевод Ф. А. Петровского. // Римская сатира. — М., 1957. (переизд.: Римская сатира. — М., 1989. — С. 117—130, комментарий И. Ковалёвой на стр. 458—465)
Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:
- Тома I—III. Moral essays (Моральные труды).
- Том II. Утешение к Марции. О блаженной жизни. О досуге. О спокойствии души. О краткости жизни. Утешение к Полибию. Утешение к Гельвии.
- Том III. О благодеяниях.
- Тома IV—VI. Письма.
- Тома VII, X. Естественные вопросы.
- Тома VIII—IX. Трагедии.
Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque.
- L’Apocoloquintose du divin Claude. Texte établi et traduit par R. Waltz. XI, 46 p.
- De la clémence. Texte établi et traduit par F.-R. Chaumartin. Nouvelle édition 2005. XCII, 178 p.
- Des bienfaits. Tome I: Livres I—IV. Texte établi et traduit par F. Préchac. LV, 284 p.
- Des bienfaits. Tome II: Livres V—VII. Texte établi et traduit par F. Préchac. 228 p.
- Dialogues. T. I: De la colère. Texte établi et traduit par A. Bourgery. XXV, 217 p.
- Dialogues. T. II: De la vie heureuse. — De la brièveté de la vie. Texte établi et traduit par A. Bourgery. X, 150 p.
- Dialogues. T. III: Consolations. Texte établi et traduit par R. Waltz. X, 219 p.
- Dialogues. T. IV: De la providence. — De la constance du sage. — De la tranquillité de l’âme. — De l’oisiveté. Texte établi et traduit par R. Waltz. 221 p.
- Questions naturelles. T. I: Livres I—III. Texte établi et traduit par P. Oltramare. XXVII, 309 p.
- Questions naturelles. T. II: Livres IV—VII. Texte établi et traduit par P. Oltramare. 356 p.
- Lettres à Lucilius. T. I—V.
- Tragédies. T. I—III.
Государственная деятельность
В 37 году к власти пришел Калигула. Он настолько не одобрял деятельность Сенеки, что принял решение убить его. И только случай спас философа от незавидной судьбы — любовница Калигулы отговорила императора от совершения преступления, считая, что Луций и так скоро умрет из-за болезни.
Император Калигула
Окончание правления Калигулы не стало для Сенеки успокоением — в 41 году к власти пришел Клавдий, который продолжил традицию прежнего императора. Он также негативно относился к харизматичному, властному и сильному политическому лидеру и по совету своей жены Мессалины отправил Сенеку в ссылку на остров Корсика, где ему пришлось пробыть долгих 8 лет.
По иронии судьбы вернуться на родину Луцию помогла новая жена Клавдия Агриппина. Властная женщина в то время была озабочена вопросом восхождения на престол своего 12-летнего сына Нерона после смерти императора. Ее тревожил сын Клавдия от первого брака — Британик, который также претендовал на престол. Именно поэтому она, влияя на мужа, вернула Сенеку в Рим — чтобы тот стал воспитателем юного Нерона.
Нерон и Сенека
Покровительство талантливого философа не прошло даром — Нерон стал великим и знаменитым императором в 17 лет. При его правлении Сенека получил должность консула и статус всемогущего советника.
Как обычно, у любой ситуации есть несколько сторон: с одной – Луций обладал почти безграничной властью, с другой – находился в полной зависимости от властвующего императора, с третьей – являлся объектом ненависти для римского народа и сената. Это повлияло на его решение уйти добровольно в отставку в 64 году. Он оставил все свое богатство в пользу государственной казны и укрылся в одном из своих имений.
Наследие
Прото-христианский святой
Платон, Сенека и Аристотель. Иллюстрация из средневековой рукописи. Лондон, между 1322—1325 годами.
Сочинения Сенеки были хорошо известны в поздний период римской истории, через тридцать лет после его смерти Квинтилиан отмечал популярность его работ среди молодёжи. Квинтилиан как хвалил его, так и критиковал за деградировавший литературный стиль, крайне негативно о философе отзывался живший в середине II века Авл Геллий.
Ранняя христианская церковь крайне благожелательно относилась к философу, Тертуллиан ссылается на «нашего Сенеку». К IV в. появилась апокрифическая переписка с апостолом Павлом, что связывала Сенеку с христианской традицией. Письма упоминаются Иеронимом, включившим его в список христианских писателей. В схожей манере философа упоминает Августин. В VI в. Мартин Брагский синтезировал размышления Сенеки в пару трактатов, ставших весьма популярными сами по себе. В средневековый период Сенека был известен в основном благодаря многочисленными выдержкам и цитатам во флорилегиях. В позднее средневековье также читались «Письма к Люцилию», более длинные эссе и пьесы были почти неизвестны.
Философ Эпиктет
Родился в Малой Азии. Будучи рабом, долгое время проживал в Азии, затем перебрался в Рим. От рабской жизни ему осталось имя Эпиктет, что означает «приобретенный». Полностью освободился от рабской доли в 68 году, со смертью Нерона. После изгнания из Рима за пропаганду смелых мыслей жил в Никополе. Именно здесь была открыта его школа по философии, он прививал ученикам основные идеи стоицизма, но при этом вел аскетичный образ жизни и довольствовался малым. Эпиктет не являлся автором своих собственных работ, он лишь излагал мысли, которые впоследствии были переработаны его учеником Флавием Арианом в книги.
Так как Эпиктет много времени провел в рабстве, он придавал огромное значение учению о свободе. Она для него — одна из высших ценностей человеческого общества. Своих учеников он учил при любых обстоятельствах сохранять свою внутреннюю свободу. То есть, если человек свободен внутренне, он не может быть порабощен внешне.
В качестве упражнения Эпиктет предлагал чаще отказываться от своих желаний, — это укрепляет дух и делает личность неуязвимой. Также он говорил, что счастье находится внутри человека, и если он задумает стать действительно счастливым, ему достаточно будет прислушаться к себе.
Цитаты:
Самые главные произведения: «Письма к Луцилию», «О благодеяниях», «Размышления», «О скоротечности жизни», «К себе самому», «Руководство Эпиктета».
Философия Стоицизма
В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.
Основные идеи
Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:
- Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
- Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
- Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
- Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
- Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
- Применение логического подхода к жизни.
- Следование голосу совести и разума.
- Воспитание терпимости и любви к окружающим.
- Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
- Осознание и понимание каждого мгновения жизни.
Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.
Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.
Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.
Периодизация учения
За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:
Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э
Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв
до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.
Биография Сенеки
Сенека появился на свет в 4 году до н. э. в испанском городе Кордова. Он рос и воспитывался в состоятельной семье, принадлежавшей к сословию всадников.
Отец философа, Луций Анней Сенека Старший, и мать, Гельвия были образованными людьми. В частности, глава семейства являлся римским всадником и ритором.
У родителей Сенеки родился еще один сын – Юний Галлион.
Детство и юность
Еще в раннем возрасте Сенека был привезен отцом в Рим. Вскоре мальчик стал одним из учеников пифагорейца Сотиона.
Одновременно с этим Сенека получал образование у таких стоиков, как Аттал, Сeкcтий Нигер и Папирий Фабиан.
Сенека-старший хотел, чтобы в будущем его сын стал адвокатом. Мужчина радовался тому, что мальчик хорошо усваивал разные науки, был эрудирован, а также обладал прекрасными ораторскими навыками.
В юности Сенека увлекся философией, однако под влиянием отца он планировал связать свою жизнь с адвокатской деятельностью. Очевидно так бы и случилось, если бы не внезапная болезнь.
Сенека был вынужден уехать в Египет, чтобы поправить там свое здоровье. Это настолько расстроило парня, что он даже думал свести счеты с жизнью.
Пребывая в Египте, Сенека продолжал заниматься самообразованием. Кроме этого, он уделял много времени написанию естественно-научных трудов.
Возвратившись на родину Сенека начал открыто критиковать действующий строй в Римской империи и государственных деятелей, обвиняя последних в безнравственности. В данный период биографии он занялся написанием работ, связанных с мopaльно-этическими проблемами.
Произведения
Философские диалоги
В разных переводах книги могут иметь и разные названия.
- «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
- «О гневе» (De Ira)
- «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
- «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
- «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
- «О досуге» (De Otio)
- «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
- «О провидении» (De Providentia)
- «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis)
- «О счастливой жизни» (De vita beata)
Художественные
- Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii)
- трагедия «Агамемнон » (Agamemnon)
- трагедия «Геркулес в безумье » (Hercules furens)
- трагедия «Троянки» (Troades)
- трагедия «Медея » (Medea)
- трагедия «Федра» (Phaedra)
- трагедия «Фиест» (Thyestes)
- трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
- трагедия «Эдип» (Oedipus)
- трагедия «Геркулес на Эте »
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила , Софокла , Еврипида и их римских подражателей.
Эпиграммы
- Всё, что мы видим вокруг…
- К лучшему другу.
- О простой жизни.
- Родине о себе.
- О благе простой жизни.
- О богатстве и бесчестии.
- О начале и конце любви.
- О смерти друга.
- О развалинах Греции.
- О звоне в ушах.
Другие
- «О милосердии» (De Clementia)
- «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
- «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
- «Шаблон:Не переведено 5 » или «Письма к Луцилию» или «Письма о жизни и смерти» (Epistulae morales ad Lucilium)
Приписываемые
Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.
- трагедия «Октавия» (Octavia)
- трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus)
- ? «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae)
- Цитата «Дорогу осилит идущий» одна из версий приписывает авторство фразы Луцию Аннею Сенеке, однако исследователи его творчества этот факт не подтверждают. В то же время, у Сенеки встречаются подобные мысли, которые изложены в его диалоге «О стойкости мудреца, или О том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить». В произведении автор высказывает убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает её как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном». Возможно, ссылаясь именно на эти латинские строки, автором сентенции «Viam supervadet vadens» называют Сенеку. Существует также мнение, будто в латынь это выражение пришло из древнего Китая, и является трактовкой слов Конфуция «Путь в тысячу ли начинается с одного шага».
Что Сенека говорит об беспокойстве
Сенека, как хороший стоик, стремился жить добродетельной жизнью. Он был очень умным человеком, который всегда был признан умом привилегированным современниками. Его основная работа была Письма к Лусилио. Он написал это, когда отвернулся от Нерона и начал преследоваться этим.
Этот великий философ видел, как много людей жили, погруженные в беспокойство. Это то, что мы сегодня называем «тревогой». Столкнувшись с этим, он сказал: «Я советую вам не быть несчастным до кризиса; ибо может случиться так, что опасности, которые вы бледнеете до , никогда не настигнут вас; они, конечно, еще не прибыли».
Таким образом, Сенека поднимает то, что некоторые психологические течения сертифицировали после: Беспокойство — это чувство ожидания худшего без этого. Другими словами, это субъективное восприятие, которое заставляет нас ожидать зла. Жить по чему-то плохому, этого еще не произошло.
Сенека и стоики
Стоицизм родился в Греции философом Зенио из Ситио. Это течение достигло большой популярности, и стало ясно, что многие его принципы повлияли на зарождающееся христианство.. Стоики отстаивали прежде всего образ жизни, отмеченный умеренностью. «Ничего не достаточно для которого слишком мало»Они сказали.
Они имели дело с множеством предметов, но они привлекли внимание своих современников в основном из-за их этических ценностей. Они продвигали идею, что мир может быть достигнут внутри, когда живешь вне избытка материальных удобств
Они утверждали, что разумная и добродетельная жизнь была счастливой жизнью.
Стоики отвергли идею, что человек должен увлекаться страстями. Они считали их источником деградации и страданий. Они защищали самоконтроль, потому что считали, что человек может жить в функции разума. Они также сказали, что нет ничего хорошего или плохого в себе, но все становится вредным, когда оно падает в избытке.