Переводы
- Jurij Lotman. Kultūros semiotika: straipsnių rinktinė / sudarė Arūnas Sverdiolas; iš rusų kalbos vertė Donata Mitaitė. Vilnius: Baltos lankos, (Vilniaus spauda). XV, 366, p. (Atviros Lietuvos knyga: ALK, ISSN 1392—1673). Tir. 2000 egz. ISBN 9955-00-091-0;
- «Aleksandr Sergejevitš Puškin» (monograafia). Tõlkinud Piret Lotman. Eesti Raamat, Tallinn 1986; 2., täiendatud trükk: Varrak (kirjastus), Tallinn 2003, 332 lk; ISBN 9985307569; 3. trükk: Varrak 2006, 332 lk; ISBN 9985312767;
- «Kultuurisemiootika: tekst — kirjandus — kultuur». Tõlkinud Pärt Lias, Inta Soms, Rein Veidemann. Olion, Tallinn 1991, 422 lk; ISBN 545000480X; 2. trükk: Olion 2006, 360 lk; ISBN 9789985664841;
- «Semiosfäärist». Koostanud ja tõlkinud Kajar Pruul. Järelsõna «Semiootika piiril»: Peeter Torop. Sari Avatud Eesti Raamat, Vagabund, Tallinn 1999, 416 lk; ISBN 9985835379;
- «Kultuur ja plahvatus». Tõlkinud Piret Lotman. Järelsõna: Mihhail Lotman. Varrak, Tallinn 2001, 232 lk; ISBN 9985304780; 2. trükk: Varrak 2005, 232 lk; ISBN 998531008X;
- «Vestlusi vene kultuurist: Vene aadli argielu ja traditsioonid 18. sajandil ja 19. sajandi algul» I—II. Tõlkinud Kajar Pruul. 1. köide: Tänapäev, Tallinn 2003, 368 lk; ISBN 9985621239; 2., parandatud trükk 2006, 368 lk; ISBN 9985621239. 2. köide: Tänapäev, Tallinn 2006, 288 lk; ISBN 9985621239;
- «Filmisemiootika». Tõlkinud Elen Lotman. Varrak, Tallinn 2004, 172 lk; ISBN 9985308352;
- «Kunstilise teksti struktuur». Tõlkinud Pärt Lias, järelsõna: Peeter Torop. Sari Avatud Eesti Raamat, Tänapäev, Tallinn 2006, 574 lk; ISBN 9985623916;
- «Valik kirju». Koostanud ja järelsõna: Marek Tamm. Tõlkinud Jüri Ojamaa ja Maiga Varik. Loomingu Raamatukogu 2007, nr 8/9, 104 lk; ISBN 9789949428076;
- «Hirm ja segadus. Esseid kultuurisemiootikast». Koostanud Mihhail Lotman, tõlkinud Kajar Pruul. Varrak, Tallinn 2007, 167 lk; ISBN 9789985314340;
- «Kultuuritüpoloogiast». Tõlkinud Kaidi Tamm, Tanel Pern, Silvi Salupere; toimetanud Silvi Salupere. Sari Avatud Eesti Raamat, Tartu Ülikooli Kirjastus, Tartu 2011, 184 lk; ISBN 9789949195480.
Сударыня, что я могу для вас сделать
Саму же разгадку подсказала знавшая Лотмана филолог и поэт Ольга Седакова в своих «Трех путешествиях», одно из которых было в Тарту — на прощание с умершим Лотманом.
«Свет ума», «блеск интеллекта», «грация свободной мысли» — описывая так Лотмановскую школу, она, говоря о нем, вдруг свела эпитеты к неожиданному главному слову «учтивость».
«Сударыня, что я могу для вас сделать? Принести печенья?» — профессор Лотман с умной улыбкой стоит передо мною, приглашая к чаепитию…» — вспоминала она.
Проходя мимо любой женщины, он всегда приподнимал шляпу, вспоминает его студентка, писатель Алла Лескова. «Простой свет учтивости», «легкое прикосновение опрятной души», скажет об этом Ольга Седакова. «Учтивость была тогда абсолютной редкостью, — добавит философ и культуролог Олег Генисаретский. — Это ведь из дворянского лексикона слово. К счастью, ему уже никто не решился приписать пропаганду идеологии мелкопоместного дворянства».
Дворянская культура была его предметом. Именно о ней он говорил в посвященных Пушкину лекциях, подробно рассказывая о том, какой она была, и что мы потеряли с ее исчезновением. Но Лотман не просто рассказывал, но отчасти являл возлюбленный предмет изучения — тот обиход, привычки, манеры. Это было отражение глубоко изученного предмета в личности. Не буквальное воспроизведение — но своего рода интеллигентское «моделирование» исчезнувшей культуры. Дворянство, восстановленное через интеллигентность.
Биография
В $1939$ году поступил в Ленинградский государственный университет, на филологический факультет, отделение русского языка и литературы.
Участник Великой отечественной войны, после прекращения военных действий продолжил обучение в университете, который окончил с отличием в $1950$ году.
Ю.М. Лотман стал первым создателем и редактором тартуских изданий – «Труды по русской и славянской филологии» $1958$ года, «Труды по знаковым системам» $1964$ год. Был членом коллегии «Блоковского сборника», был организатором выпуска научных студенческих работ – «Русская филология».
Научные труды, которые внесли колоссальный вклад в изучение культуры и в те процессы, которые происходят в ней:
- «Структура художественного текста»
- «Семиотика кино и проблемы киноэстетики»
- «Культура и взрыв»
- «Лекции по структуральной поэтике»
Карьера[править]
Юрий Лотман родился 28 февраля 1922 года в Петрограде. Отец — Михаил Львович Лотман (1882—1942) — выпускник Петербургского университета по математическому и юридическому факультетам, впоследствии юрисконсульт в различных издательствах. Мать — Сара Самуиловна (Александра Самойловна) Лотман (в девичестве Нудельман, 1889—1963) — портниха и швея, впоследствии зубной врач. У Лотмана было три сестры — композитор Инна Михайловна Образцова (1915—1999), литературовед, исследователь русской литературы 19 века, доктор филологических наук Лидия Михайловна Лотман (1917—2011) и врач Виктория Михайловна Лотман (1919—2003).
В 1930—1939 годах учился в Петришуле, затем поступил на филологический факультет Ленинградского университета.
В октябре 1940 года со 2-го курса университета был призван в РККА. Служил связистом в артиллерии. Гвардии сержант, командир отделения связи 1-й батареи 68-го гвардейского армейского пушечного артиллерийского полка, командир отделения связи управления 3-го дивизиона 38-й гвардейской армейской пушечной артиллерийской бригады. Был контужен. Имел боевые награды. Демобилизован в 1946 году.
В апреле 1943 года вступил в ВКП(б).
В 1950 году окончил филологический факультет ЛГУ.
Затем — старший преподаватель Педагогического института в Тарту.
В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «А. Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н. М. Карамзина».
С 1954 года работал в Тартуском университете, в 1960—1977 годах — заведующий кафедрой русской литературы, с 1963 года — профессор.
В 1961 году в ЛГУ защитил докторскую диссертацию по теме «Пути развития русской литературы преддекабристского периода».
В начале января 1970 года сотрудники КГБ провели в квартире Лотмана обыск по делу Натальи Горбаневской.
Стал член-корреспондентом Британской академии (1977), членом Норвежской академии наук (1987), академиком Шведской королевской академии наук (1989) и членом Эстонской академии наук.
В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы о русской культуре».
В период так называемой «перестройки» принимал участие в политической жизни Эстонской ССР. В октябре 1988 года был избран в совет уполномоченных Народного фронта Эстонии.
В 1993 году — лауреат академической премии им. А. С. Пушкина за работы: «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий».
Основные работы посвящены истории русской литературы и общественной мысли конца 18 века — начала 19 века, теории литературы, культурологии, семиотике. Опираясь на опыт «формальной школы» (особенно — Ю. Тынянова) и психолога Л. Выготского, разработал методику анализа внутренней структуры поэтического текста, применил точные методы исследования к семантике словесного искусства, наметил пути исследования связи между автором, структурой и адресатами художественного произведения, став, тем самым, одним из первых теоретиков литературоведческого структурализма. В организованной Лотманом Летней школе по вторичным моделирующим системам участвовали многие учёные, в том числе Р. Якобсон.
В марте 1951 года женился на Заре Григорьевне Минц. Их сыновья:
- Лотман, Михаил Юрьевич (род. 1952), профессор семиотики и литературоведения Таллинского университета, член Рийгикогу (Эстонский парламент) в 2003—2007 годах, председатель городского собрания Тарту с 2011 года;
- Лотман, Григорий Юрьевич (род. 1953), художник;
- Лотман, Алексей Юрьевич (род. 1960), биолог, член Рийгикогу (Эстонский парламент) в 2007—2011.
28 октября 1993 года скончался в Тарту.
«Юрий Лотман – 100»
(100 лет со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана (1922–1993), российского литературоведа, культуролога)
Книги:
- 83
Е 30
М955709 оф
Егоров, Борис Федорович. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана / Б. Ф. Егоров. – Москва : Новое литературное обозрение, 1999. – 383 с.
- 2188699 оф
Золян, Сурен Тигранович. Юрий Лотман: о смысле, тексте, истории : темы и вариации / Сурен Золян. – Москва : ЯСК, 2020. – 318 с. – (Studia historica).
- 83
Л 80
М925425 оф
Лотмановский сборник. Т. 1 / Тартуский ун-т, Каф. рус. лит., Каф. семиотики, Рос. гос. гум. ун-т, Ин-т высш. гум. исследований ; ред. совет: М. Л. Гаспаров и др.. – Москва : ИЦ-Гарант, 1995. – 734 с.
- 83
Л 80
М925424 оф
Лотмановский сборник. Т. 2 / Тартуский ун-т, Каф. рус. лит., Каф. семиотики, Рос. гос. гум. ун-т, Ин-т высш. гум. исследований ; сост. Е. В. Пермяков. – Москва : Гарант, 1997. – 864 с.
Статьи:
- Галинская, И. Л. Юрий Лотман / И. Л. Галинская // Культурология. – 2014. – № 3. – С. 205-206.
Краткие биографические сведения известного советского литературоведа и культуролога, члена Эстонской академии наук Ю. М. Лотмана.
- Калюжный, В. По лотмановскому пути? / В. Калюжный // Знание-сила. – 2012. – № 6. – С. 110-117.
Правильнее всего считать Юрия Михайловича Лотмана не столько асом структурализма, мэтром семиотики, теоретиком культурологии, сколько феноменом культуры.
- Кузовкина, Т. Юрий Лотман: «У нас в семье детям дарили только книги» / Татьяна Кузовкина ; записала Маргарита Кобеляцкая // Читаем вместе. – 2022. – № 1-2. – С. 52-55.
Интервью с Татьяной Кузовкиной, старшим научным сотрудником Лотмановского архива Таллинского университета, к 100-летию со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана.
- Кузовкина, Т. Один день профессора Ю. М. Лотмана : памяти Натальи Горбаневский / Татьяна Кузовкина // Новый мир. – 2015. – № 3. – С. 140-153.
О Юрии Михайловиче Лотмане и Наталье Евгеньевне Горбаневской.
- Легойда, В. На что не наплевать, или Когда больно от чужой боли : размышления об одном высказывании Ю. М. Лотмана / Владимир Легойда // Фома. – 2014. – № 6. – С. 4-5.
Об определении степени культуры человека.
- Наследие Лотмана // Читаем вместе. – 2012. – № 5. – С. 3.
В Библиотеке имени А. П. Чехова состоялся круглый стол, посвященный 90-летию со дня рождения советского литературоведа, культуролога и семиотика Юрия Михайловича Лотмана.
- Розин, В. М. Продумывая жизнь и творчество Лотмана / В. М. Розин // Философия и культура. – 2011. – № 1 (37). – С. 108-113.
О книге «Юрий Михайлович Лотман». Рассматривается жизненный путь Ю. М. Лотмана, анализируются особенности его творческой эволюции.
- Романова, Н. В. Юрий Михайлович Лотман. Личность, Творчество, Человек / Н. В. Романова // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 102-106.
28 февраля 2012 г. исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана – русского литературоведа, культуролога и семиотика.
- Толковый словарь Юрия Лотмана // Будь здоров!. – 2014. – № 7. – С. 82-86.
Статья посвящена литературоведу, культурологу Юрию Михайловичу Лотману (1922-1993). Рассматриваются толкования некоторых понятий, касающихся духовной жизни общества, которые были выделены из лекций и статей литературоведа.
- Шабельникова, В. Критерий Лотмана / Вера Шабельникова // Будь здоров!. – 2017. – № 9. – С. 3-6.
В конце 1980-х годов многие с нетерпением ждали телепередач Юрия Лотмана. В «Беседах о русской культуре» литературовед, культуролог Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) рассказывал об истоках русской культуры. Слушая его, люди получали ответы на главные вопросы, которые всегда будут стоять перед мыслящим человеком.
- Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) // Мир библиографии. – 2012. – № 6. – 3-я с. обл. : 1 фот. – (Выдающиеся просветители).
Краткая биография литературоведа, культуролога и основателя целого направления в литературоведении Юрия Михайловича Лотмана (1922-1993).
Научная деятельность
Лотман является одним из пионеров структурно-семиотического способа изучения литературы и культуры в отечественной науке. Он считается родоначальником Тартуско-московской семиотической школы. Наибольший интерес он проявлял к проблемам культуры и искусства, которые расценивал в качестве «вторичных моделирующих систем».
Первоначальной моделирующей системой в понимании Юрия являлся язык. Искусство он понимал, как часть культуры, наравне с наукой. После данных изысканий, он приступает к разработке семиотики – науке о коммуникативных системах и знаках, применяемых во время общения.
Такой метод Лотман задействовал для анализа художественных произведений, фильмов и спектаклей. Базируясь на исследованиях в этой области, он представил собственную модель коммуникации. Параллельно с этим ученый вывел понятие семиосферы – пространства, которое является условием для реализации коммуникации и существования языков.
За годы биографии Юрий Михайлович издал немало научных трудов по семиотике, включая «Внутри мыслящих миров» и «Люди и знаки». Отдельного внимания заслуживает его работа «Диалог с экраном», на страницах которой описывается подробный анализ языка кино.
В философии Лотмана особое место занимает информация, которую он сопоставляет со значением. По его мнению, информация представляет собой не только – знание, но знание во время перехода от незнания. И если это так, то задача искусства состоит в наделении объекта значением – создании информации.
Заслуги Лотмана были столь велики, что в 1977 г. он стал членом-корреспондентом Британской академии, а через несколько лет вошел в состав Норвежской и Эстонской академии наук, а также был избран академиком Шведской королевской академии наук.
В последние годы научной деятельности Юрий Лотман создал цикл телепрограмм «Беседы о русской культуре». В его основе была жизнь дворянства пушкинской эпохи. Примечательно, что значительная часть его трудов была посвящена исследованию литературы 18–19-го столетий.
Наибольший интерес у Лотмана был к творчеству Александра Пушкина. Он детально проанализировал биографию русского классика и опубликовал комментарии к «Евгению Онегину», за что в 1993 г. стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина.
Образование
В возрасте восьми лет маленький Юрий начал свое обучение в Петришуле – одном из старейших учебных заведений России, которое переименовалось советской властью из Школы при лютеранском приходе в Советскую единую трудовую школу.
После окончания среднего образования Лотман Юрий поступил в Ленинградский университет на факультет филологии. Его всегда занимала литература, но он не хотел сочинять сам. Его интересовали творения других. Зачитываясь как художественной, так и научной литературой того времени, молодой Юрий задумывался над такими вопросами: «кем является автор данного произведения», «почему он думает так, а не иначе», «как общественное мнение и окружающий уклад жизни повлиял на мировоззрения писателя».
Восторженный студент с необычайным энтузиазмом посещал все лекции, но закончить весь курс ему не удалось — началась война.
Избранные труды[править]
- Лекции по структуральной поэтике (1964)
- Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)
- Структура художественного текста (1970)
- Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972)
- Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973)
- Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973)
- Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий (1980, 2-е изд. 1983)
- Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981)
- Сотворение Карамзина (1987)
- В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь (1988)
- Культура и взрыв (1992)
- Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993)
- Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном)
Научная деятельность
Замечание 1
В $60$-х годах $20$ века Лотман начал разрабатывать структурно-семиотический подход для изучения художественных произведений, в чем ему помогла традиция русской формальной школы, труды Ю.Н. Тынянова и семиотический структурализм.
Лотман не взял отдельный знак, слово в качестве исходной точки семиотической системы, а отношение двух знаков, что в дальнейшем дало рассмотреть базовые основы семиозиса по-другому.
Семиотичекий механизм культуры.
В качестве объекта анализа у Лотмана становится семиосфера, семиотическое пространство. Внутри этого пространства формируются процессы коммуникации, с помощью которых реализуется новая информация.
Семиосфера представлена в виде концентрической системы, в основании которой расположены последовательные и простые структуры, которые представляют действительность смыслоупорядоченной.
Границу семиосферы Лотман представлял в качестве суммы билингвинальных фильтров, переводчиков, которые определяли социальные роли.
Замечание 2
Лотман видел условия существования языка и культуры в том, что пространство действительности не может охватиться отдельно ни одним языком, а лишь в совокупности языков.
В границе семиосферы располагаются так же места ускоренных семиотических процессов, уходящие в дальнейшем в структуры ядер, с целью их вытеснить.
Это придает семиотическому механизму культуры своеобразную и необходимую динамику.
В культуре заложены альтернативные коды, превращающие семиотическое поле в диалогическое, многоуровневая семиосфера, как бы тесно не связанная со своими элементами, необходимо находится с ними в диалоге.
Семиотика культуры занимается изучением не только культуры как знаковой системы, а понимает знак и знаковость в качестве основной типологической характеристики культуры. Всякая действительность, которая вовлечена в культурную сферу, функционирует как знаковая. Если же она уже имеет знаковый характер, то реализуется в качестве знака знака, то есть становится вторичной знаковой системой.
В социальном понимании культура трактуется в качестве суммы наследственной информации, в качестве сверхиндивидуального интеллекта, который дополняет пробелы индивидуального сознания.
Фундаментальной задачей культуры является структурное оформление мира, которое создает вокруг людей социальную сферу, организующую общественные процессы.
Культуре, как многофакторному семиотическому механизму, необходимо воспринимать себя структурированной и целостной. Единый принцип конструирования проявляется в автодескриптивных образованиях метакультурного опыта, он представляется в виде совокупности текстов. Текст воспринимается в качестве определенного, исторически данного субъектно-объектного взаимодействия.
Текс представляется в качестве манифестации языка, Лотман дает развитие этому направлению и придает тексту функцию, которая порождает свой язык.
В процесс изучения культуры, по Лотману, таким образом, включается различение общеязыковых значений, текстовых значений и функций текста в систему культуры.
Культура — сложноустроенный текст, который распадается на иерархию текстов, с образованием сложных переплетений.
Послевоенный период
После окончания военной службы Юрий Лотман снова поступает в Ленинградский университет, чтобы продолжить прерванное образование. Именно в этот период одаренный филолог сделал свое первое научное открытие – обнаружил неизвестный до тех пор документ, связанный с декабристским движением.
Декабристы давно уже волновали воображение бывшего военного. Радищев, революционеры, Пушкин… Всю свою жизнь Юрий Михайлович посвятит тому, чтобы определить их мировоззрение и разобраться в их гениальности. Обожая русскую культуру и стараясь постичь ее серьезную, глубокую сущность, Лотман в то же время придерживался идеи космополитизма. Он считал, что следует одинаково относиться к людям, независимо от их национальности и государственной принадлежности, а также полагал, что благополучие всего человечества является приоритетнее собственных и национальных интересов.
В возрасте двадцати восьми лет Лотман Юрий оканчивает филологический факультет и хочет поступить в аспирантуру. Но…
В дальнейшем получении образования Лотману было отказано из-за его “некоммунистических” идей. Молодой специалист, столкнувшись один на один с системой, решил пойти путем наименьшего сопротивления.
Он находит вакантную должность старшего преподавателя в педагогическом Тартуском университете.
Достижения
Всего через пару лет после увлечения семиологией профессор Лотман занял лидирующее место среди семиотических ученых страны Советов.
Книги Юрия Лотмана за этот период поражают своей простотой открытий и гениальностью исследований. Он издает труды по структуризации поэтики и художественного текста, по типологии культуры и киноискусства. Стиль написания и текст Юрия Лотмана живой, многообразный, логичный и понятный даже для дилетантов.
На базе своего университета Юрий Михайлович создает международную семиотическую школу, а также проводит регулярные научные конференции по структурным моделирующим системам.
Научная деятельность профессора Лотмана остается непризнанной только на родине. Он находится под постоянным наблюдением КГБ, в то же время получая признание от международных научных учреждений.
В возрасте пятидесяти пяти лет Юрий Михайлович становится членом-корреспондентом Британской национальной академии наук, через несколько лет – Норвежской и Шведской.
Работа в научной сфере
Тарту – один из древнейших городов Эстонии. Он находится почти в двухстах километрах от столицы и является одним из самых многочисленных населенных пунктов.
Тарту расположен на обоих берегах живописной реки Эмайыги, поэтому считается очень красивым и чистым городом.
Эстонию Лотман выбрал для постоянного места жительства как либерально настроенное государство, терпимо относящееся ко всем инакомыслящим. Например, в городе, где поселился молодой ученый, большую часть населения занимали коренные жители, издревле исповедующие лютеранство. Но на почве этнических или религиозных вопросов почти никогда не возникало массовой гражданской разобщенности или противоборства.
Через два года после приезда на новую родину Лотман Юрий стал кандидатом наук, талантливо защитив диссертацию, посвященную борьбе Радищева с воззрениями и эстетикой Карамзина.
Далее Юрий Михайлович защищает уже докторскую диссертацию с еще более интересной и напряженной темой о развитии русской литературы в период перед декабристским восстанием. Именно в это время им снова начинает интересовать советское правительство, которое относилось к трудам и деятельности молодого ученого очень даже настороженно и предвзято.
Почему такое происходит?
Интеллигент как новый дворянин
Разворачивая знаменитую формулу интеллигентности из письма Чехова, Лотман описывает ее и с противоположного интеллигентностми полюса — хамства. Наверное, у нас нет лучшей теории хамства, чем лотмановская. Идеализированное лакейство, ужасное неуважение к себе, выпадение из культурной традиции, психология униженного человека, опасность серой жизни. («Корень хамства в скуке, считал Горький. А скука порождается неодаренностью. Человек живет серой жизнью».)
Он то цитировал Пушкина, то вспоминал хамство немецких солдат, расхаживающих по избе голыми и давивших на обеденном столе вшей (крестьянка из освобожденной деревни рассказала Лотману об этом, и он разговаривал с пленным немцем, выясняя, что стало источником такого поведения). Мировой «комплекс оккупанта», истолкование свободы как свободы от всяких ограничений, кончилось, по его мнению, «глобальным расцветом хамства» в колониальном XIX и тоталитарном XX веке.
Единственным лекарством от хамства, вакциной и противоядием, он считал интеллигентность.
Упорство в снисходительности, мягкости, вежливости, уступчивости, сострадательности как средство против «зла обычного, каждодневного».
Он показывал лежащую в основе хамства психологию ущербности. И опять приглашал вернуться к лекарству интеллигентности — с обязательной внутренней свободой человека и бесспорным уважением самого себя. («И нас они науке первой учат / чтить самого себя».)
«Наука и искусство — два глаза человеческой культуры»,
— скажет он, подчеркнуто предупреждая об опасности недооценивать «второй глаз» — искусство.
Искусство — не забава, не учебная книга, не практикум по морали, не имитация жизни, не средство избежать скуки, не сахар в горьком лекарстве истины, не помощник, не слуга и не учитель, не «летом вкусный лимонад» (по словам Державина). Вспоминая пригожинскую теорию непредсказуемости, он наделяет искусство, позволяющее человеку жить «второй жизнью», исследовать историю неслучившегося, переживать непережитое, спасительным свойством. Возможностью положить руку на руль неизвестно куда и с огромной скоростью летящего человечества.
Ссылки по теме:
Оригинал статьи:
«Связной во дворянстве» — «Российская газета», 28.02.2017
Биография Лотмана
Юрий Лотман появился на свет 28 февраля 1922 года в Петрограде. Он рос и воспитывался в еврейской семье. Его отец, Михаил Львович, работал юрисконсультом, а мать, Сара Самуиловна, была швеей, позже освоившей профессию стоматолога.
Детство и юность
Помимо Юрия в семье Лотманов родились 3 дочери: Инна, Лидия и Виктория. Когда будущему литературоведу исполнилось 8 лет родители отдали его учиться в Петришуле, в стенах которого он провел 9 лет.
После этого Лотман продолжил получать образование на филфаке Ленинградского университета. В преддверии Великой Отечественной войны (1941-1945) его на 2-м курсе обучения призвали в армию. В данное время биографии он служил связистом.
Юрий проявил себя храбрым и грамотным бойцом, по причине чего ему доверили командовать отделением связи управления 3-го дивизиона 38-й артиллерийской бригады. В одном из боев он получил контузию.
За заслуги перед Отечеством Лотман удостоился ордена Красной Звезды, медали «За отвагу и прочих наград. После войны парень продолжил учебу в университете, который окончил в 1950 г. В дальнейшем получении образования ему было отказано по причине «некоммунистических» идей.
Это привело к тому, что Юрий Лотман решил продолжить свою деятельность в эстонском педагогическом Тартуском университете. Здесь он занял должность старшего преподавателя. В последующие годы биографии ему удалось защитить кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. стать профессором.
Гений в шаговой доступности
Стихотворные строки Леонида Столовича
И счастлив ты, что в Тарту ты живешь.
Бог дал или не дал тебе таланта.
Когда вдруг встретишь Лотмана, поймешь
Того, кто видел в Кенигсберге Канта
разве что под гитару не пели. Он очутился в городе, задавшем ему масштаб «гения в шаговой доступности», после отказа в аспирантуре Ленинградского университета и невозможности трудоустройства в родном городе. Наивно и безрезультатно ходя по разным инстанциям, он в конце концов послушался уезжающей в Тарту знакомой и попросил свободного распределения. Получил, заплатив за него «потерянной» университетом отличной фронтовой характеристикой — с такой и в аспирантуру грех было не принять. Войну он прошел от начала до конца. Но переживавший расцвет родной университет уплыл у него из-под ног из-за актуализированной «борьбой с космополитизмом» «пятой графы».
Родовитый, но провинциальный эстонский Тарту по каким-то непонятным национальным номенклатурным правилам поначалу «прочитал» его, как заведомо благонадежного и идеологически проверенного — раз из России — человека. И одарил свободой. Хотя позднее, когда у Лотманов гостила поэт и диссидентка Наталья Горбаневская, семья пережила 9-часовой обыск в присутствии 12 человек. Несколько книжных шкафов сыщики так и не осилили, махнули рукой и ушли. «Искали чуть ли не какую-то шпионскую радиостанцию, — вспоминает ученица Лотмана, завкафедрой русской литературы в Тартуском университете Любовь Киселева. — Это была не шутка». Правда, после обыска один из обыскивающих вернулся с извинениями и бутылкой водки. Было стыдно.
Лотман щедро добавлял себе в этом городе градусы свободы принципиальным невниманием к бытовым удобствам и престижу. В его доме не было горячей воды и центрального отопления
Не звонил телефон (он не любил телефон с войны, поскольку служил связистом), а печка топилась дровами. За топку отвечал Юрий Михайлович.
«Дом на Бурденко. Вот звонок у двери. / Легенда приглашает вас рукой, / Другой мешая в печке кочергой, / И лапу вам дает на счастье Джерри» повествует все та же стихотворная летопись Леонида Столовича.
Новые публикации
Знай русский! Вкратце или в кратце, вдвойне или в двойне? 24.01.2023
Сегодня как никогда актуально слово вкратце. Несмотря на популярность этого наречия, его орфографический облик, к сожалению, известен далеко не каждому пишущему.
«Он был учёным, но одновременно и художником». 150 лет Дмитрию Ушакову 24.01.2023
12 (24) января 1873 года родился выдающийся русский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков. Орфография, орфоэпия, диалектология, лексикография – все эти разделы русского языкознания получили своё развитие благодаря труду этого замечательного учёного, просветителя и популяризатора науки, взрастившего целую плеяду выдающихся лингвистов.
Знай наших! Василий Суриков – художник русской истории 23.01.2023
Картины Сурикова помнят, наверное, все, кто учился в школе. Хрестоматийные иллюстрации в школьных учебниках – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова» – всё это его полотна. Пожалуй, самый известный в России представитель исторического жанра, он один составил целую эпоху в развитии русской живописи.
«Ребята из поездок в Россию привозят книжки на русском языке» 23.01.2023
Преподаватель русского языка и литературы из школы № 5 посёлка Алмазар (Узбекистан) Оксана Свешникова вместе со своими учениками стала победителем конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Её ученики выпускают газету на русском языке и даже сняли фильм по рассказу Александра Грина.
Ольга Масловец: у русских и китайцев абсолютно различный ход мысли 23.01.2023
Жители Благовещенска, российского приграничного города на Дальнем Востоке, в эти выходные наверняка долго не могли заснуть: в ночь на 22 января они вместе со своими соседями на том берегу Амура встречали китайский Новый год под гром хлопушек и ярких фейерверков. По старой китайской традиции, их шум должен отогнать злых духов от людей в преддверии наступающего года.
Знай наших! Сергей Эйзенштейн – он превратил кино в искусство 22.01.2023
Сам Сергей Эйзенштейн говорил, что его талант художника разбудила революция
Вихрь революции дал ему самое важное – свободу самоопределения. И он направил свой талант на поиск способов воздействия через искусство на зрителя
Нескучный русский. Год Котокролика 22.01.2023
Новый год по китайскому календарю наступает 22 января, и покровителями 2023 года на Востоке станут кролик или кот. Заметим, что оба эти персонажа и в русской культуре и литературе представлены весьма разнообразно.
Знай наших! Лев Ландау – гений теоретической физики 21.01.2023
Лев Давидович Ландау был не просто выдающимся физиком XX века, нобелевским лауреатом, обладателем престижнейших международных наград и государственных премий
Едва ли не более важно то, что он стал создателем мощной научной школы, сплочённого кружка единомышленников – в их горячих дискуссиях рождалась новая физика.