Что плохого в разгроме педологии, если особой пользы от неё всё равно не было?
Многие, кто стоял у истоков советской педагогики, — Арон Залкинд, Степан Моложавый, Александр Залужный, Лев Выготский, Павел Блонский, — к тридцатым годам уже отказались признавать абсолютным влияние на развитие детей либо только биологических, либо только социальных факторов. А Выготский одним из первых осознал ограниченность исследований методом тестирования. То есть сами же исследователи признали ранние воззрения педологии ошибочными и считали, что разные факторы имеют значение в комплексе, и исследования тоже должны быть комплексными. После этого педология вполне могла получить качественное развитие, если бы её не уничтожили.
Но главное, из-за разгрома педологии на долгие годы оказались невозможными любые исследования личности школьника и его окружения (психологические, физиологические, социологические). То же касалось изучения отклонений в поведении детей. Всё это автоматически приписывали к лженауке.
Вместе с тестами психотехников под раздачу попали и наблюдения, эксперименты, сравнительно-генетический метод, то есть и более глубокие методы исследований. Следить за уровнем знаний школьников, оценивать эффективность разных форм и методов преподавания, проводить профотборы и дифференцированное обучение, индивидуализировать образование стало практически невозможно.
Но при этом, конечно, никуда не делся тот факт, что дети разные по способностям: есть те, кому требуется дополнительная помощь, а также очень одарённые — те, кто мог бы осваивать знания быстрее и сверх типовой программы.
Дифференциацию школьников стали проводить только с помощью дидактических материалов, групповых и индивидуальных занятий.
На уроке немецкого языка в школеФото: архив Нинели Устиновой / «История России в фотографиях»
Труды Выготского, Басова, Блонского и других педологов на долгие годы были изъяты из библиотек. Блонский в последние пять лет жизни (1936–1941) смог опубликовать лишь одну маленькую статью, а труды Басова стали повторно издавать только с 1975-го. Идеи Выготского открывали заново во второй половине пятидесятых.
Отдельные положения дифференцированного обучения, разработанные педологами, тоже стали возвращаться в школы лишь в пятидесятых годах. А первые попытки переосмыслить деятельность педологов относятся к шестидесятым — времени хрущёвской оттепели.
Заслуги и достижения
- В 1878 г. после учёбы Владимир остаётся работать в Академии на кафедре психиатрии под руководством профессора И.П. Мержеевского. Вместе с коллегами он погружается в изучение строения и функций головного мозга, закладывая фундамент отечественной неврологии.
- В 1879 г. входит в состав Петербургского общества психиатров.
- В 1881 г. состоялась защита докторской диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», после чего занял должность приват-доцента клиники душевных болезней Императорской медико-хирургической академии.
- В 1884 г. совершает ряд заграничных командировок – в Лейпциг к психиатру П. Флексигу и неврологу В. Вундту, в Берлин к физиологу Э. Г. Дюбуа-Реймон, в Париж к учителю З. Фрейда — Ж. М. Шарко.
- В 1885 г. переняв опыт зарубежных коллег, возглавляет кафедру психиатрии Казанского университета и организует первую в России экспериментальную психофизиологическую лабораторию по изучению тонкого строения мозга. Параллельно Бехтерев ведёт врачебную практику в неврологических отделениях нескольких казанских больниц и госпиталей. В этом же году он получает мировое признание благодаря описанию «вестибулярного ядра Бехтерева».
- В 1891 г. в Казани В. М. Бехтерев создаёт общество невропатологов и психиатров.
- В 1893 г. издаёт «Неврологический вестник» — первый русский журнал о нервных заболеваниях. В этом же году получает известность благодаря описанию синдрома «одеревенелости позвоночника», названного болезнью Бехтерева (анкилозирующий спондилит). В возрасте 36-лет возглавляет кафедру душевных болезней Императорской военно-медицинской академии и создаёт первую в России нейрохирургическую операционную.
- В 1894 г. Министерство внутренних дел назначает В.М. Бехтерева Членом медицинского совета.
- В 1897 г. открывает клинику нервных болезней с первым в России отделением хирургической невропатологии, ведёт лекции в Женском медицинском институте.
- В 1900 г. издаёт два тома «Проводящих путей спинного и головного мозга». За работу учёный удостоился премии им. К. Бэра.
- В 1902 и 1910 гг. Бехтерев был номинирован на Нобелевскую премию. Оба раза безуспешно. Третья попытка состоялась в 1912 г., учёный прошёл предварительный отбор и назначен основным претендентом. К сожалению, нобелевский комитет не вынес положительного решения. После были ещё три попытки номинироваться, но успеха они не принесли.
- В 1904 г. опубликовал книгу «Психика и жизнь», в которой высказал мнение о природе психических процессов.
- В 1907 г. основывает первый в России Психоневрологический институт, а после Октябрьской революции ходатайствует о его расширении и, тем самым, выводит на новый уровень. Институт существует по сей день и является старейшим учебным и научно-исследовательским учреждением в стране.
- В период с 1907 г. по 1910 г. публикует трёхтомный труд «Объективная психология», который приводит к появлению нового направления – рефлексологии.
Владимир Бехтерев в 1912 г.
- В 1918 г. основал Институт изучения мозга и психической деятельности в Ленинграде (ныне Государственный рефлексологический институт мозга им. В. М. Бехтерева), который возглавлял вплоть до своей смерти.
- В 1927 г. получает звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
- В декабре 1927 г. В.М. Бехтерев вместе с новой женой Бертой отправляется на Первый Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров в Москву. После открытия съезда 24 декабря учёный почувствовал острое недомогание и неожиданно скончался. Врач констатировал желудочно-кишечное расстройство. Обстоятельства смерти были неоднозначными и обрастали слухами. Существует 7 версий мотивов этого отравления. Согласно одной из них, учёному стоила жизни постановка диагноза «паранойя» главе правительства И.В. Сталину, но доказательств этому нет. В.М. Бехтерев похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Мозг учёного был помещён во «Всесоюзный пантеон мозга великих людей».
Владимир Бехтерев в 1926 г.
Вклад Бехтерева в образование и изучение детской психики
Владимир Михайлович высоко ценил доверие, которое выражала ему советская власть. Он был членом всех составов Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, работал в секции по образованию. Ему принадлежит идея организовать передвижные школы, преподаватели которых — своеобразные «бродячие» учителя — должны были передвигаться с места на место в целях ликвидации безграмотности. Эта мера успешно принималась в Ленинградской области. Также рекомендовал устройство площадок по физическому воспитанию, с целью отвлечения молодежи от озорства и пьянства.
Тема изучения физической и психической эволюции ребёнка очень волновала Владимира Михайловича. Главными объектами для его научных изысканий становились его дети, особенно младшая дочь Мария. С момента её рождения он внимательно наблюдал и фиксировал, как происходит развитие маленького человека. В результате многолетних исследований выяснилось, что основные черты нередко закладываются гораздо раньше, чем это замечают воспитатели и педагоги, а отсюда вытекает необходимость проверки своевременных различных педагогических приемов. Теорией развития ребёнка пользуются врачи и сегодня.
Сердце Владимира Михайловича Бехтерева остановилось в 1927 году. Одной из последних его идей стало создание Пантеона мозга, где хранились бы и изучались мозги выдающихся личностей. По иронии судьбы первым в коллекции оказался мозг его создателя. Владимир Бехтерев был похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Петербурге.
Наука
Карьеру Бехтерева начала с должности младшего сотрудника и занималась экспериментальной медициной. Позднее Наталья увлеклась изучением нейрохирургии. В Институте имени Поленова она начинала работать старшим научным сотрудником. Закончила работу на посту заместителя директора.
В 1975-ом Бехтерева получила членство АМН (РАМН). Она начала активно посещать различные семинары и научные конференции. За это время профессор написала сотни статей, научных работ и несколько авторских книг.
В 1990-ом Наталья Бехтерева была назначена руководителем Института мозга человека. Под ее руководством работала группа, изучающая нейрофизиологии мыслительных процессов, сознания и творчества. Женщина на протяжении долгих лет сотрудничала с изданием «Физиология человека», выступая в качестве главного редактора. Одно время, при СССР, уроженка нейрофизиолог пробовала себя в качестве депутата.
Наталья Бехтерева была первой в Советском Союзе, кто реализовал на практике долгосрочное внедрение электродов в мозг человека с лечебными целями. Она совершила ряд открытий в области мыслительных процессов и безусловных реакций клеток мозга. Наталья стояла у истоков создания стереотаксической неврологии и сбора компьютерного стереотаксиса.
Под началом Бехтеревой была создана школу, которая воспитала сотни талантливых ученых и врачей. Однако, профессор часто критиковалась коллегами, в том числе входившими в Комиссию по борьбе с лженаукой РАН. Ее опыты и теории ставились под сомнения.
Профессор, в свою очередь, активно выступала за подробное исследование феноменов Кашпировского и Ванги. Женщина была уверена, что их способностям есть научное объяснение, сделав которое, человечество может выйти на новый уровень эволюции.
Как педологию объявили извращением
В начале тридцатых годов, когда педология была ещё на пике своего распространения и развития в СССР, над ней уже начали сгущаться тучи. Это совпало с возвращением в школы старого привычного порядка — классно-урочной системы, оценок, формы. Дело в том, что в первые годы после революции и Гражданской войны, на волне увлечений всевозможными новаторскими идеями, сфера образования превратилась в поле для сплошных экспериментов. А теперь этот период заканчивался — возвращалась обычная традиционная школа.
Началом конца педологии стало то, что «вождь» педологов Арон Залкинд впал в немилость. Связано это было и с его увлечением фрейдизмом, который в СССР тогда сильно не приветствовался, и со слишком резкими публичными высказываниями о том, что в течение первых 12 лет советской власти новый «массовый» человек рождался не благодаря, а вопреки системе образования, и что большая часть психоневрологии не делает того, что нужно революции.
Залкинд лишился поста главы Института психологии, педологии и психотехники, а также перестал быть главредом журнала «Педология», да и сам журнал вскоре закрыли. Начались нападки и на главное детище Залкинда — появились первые статьи с критикой реальных и мнимых недостатков всей педологии.
В 1934 году приказом Совнаркома была разгромлена сеть из 29 НИИ психотехнических учреждений и журнал «Психотехника». Они разрабатывали тесты, которыми пользовались педологи, а также занимались исследованием взрослых — психофизиологией труда (эта сфера в связи с уничтожением психотехники тоже пострадала, как и педология).
Наконец, в 1936 году вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Основной мотив документа был такой: Наркомпрос доверил педологам руководство школами, а те развели беспорядок в системе среднего образования. Словом, педологию объявили причиной неудач ранней советской школы.
Деятельность педологов и их эксперименты в постановлении были названы бесполезными и даже вредными, утверждалось, что они нанесли большой ущерб. В первую очередь — при распределении детей по классам и школам, особенно специализированным. Как мы помним, ошибки действительно случались, но на педологов возложили даже ненадлежащее состояние вспомогательных учреждений.
Детский городок. Класс спецпредметов, Галич. 1932 годФото: «Костромская старина»
Конечно, совершенно в духе того времени не обошлось без обвинений в том, что педология противоречит марксистскому учению, позаимствовала буржуазные антинаучные предубеждения и вообще способствует врагам советского строя. Главным упрёком стало то, что с точки зрения педологии судьбу детей могут фаталистично предопределять какие-то факторы, будь то биологические или социальные. Такой подход, по мнению ЦК, способствует господству эксплуататорских классов, демонстрирует их мнимое превосходство над трудящимися.
Вот так партийная идеология уравняла ранее непримиримых оппонентов, представлявших разные течения педологии, — все они мгновенно стали представителями извращённой лженауки.
Постановление заканчивалось требованием восстановить педагогику и «ликвидировать педологию во всех формах её проявления теории и на практике».
По свидетельству дочери Арона Залкинда, учёный после знакомства с постановлением «О педологических извращениях» умер от инфаркта.
Скорее всего, истинная причина такой резкой смены отношения к педологии была связана не столько с её практическими провалами, сколько со сменой политического курса в стране в начале тридцатых годов и поиском классовых врагов среди учёных.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку уже не вписывался в новую тоталитарную парадигму
Теперь стало важно не то, какой ребёнок на самом деле, а то, каким он должен быть. Любые знания о человеке — психология, социология, генетика — оказались под большим прессингом политической идеологии или вовсе объявлялись лженауками
Кроме того, педология со своими тестами на «неполноценность» бросала тень на идеальный образ «общества трудящихся» и «страну победившего социализма».
Детский городок. Кружок физкультуры, Галич, 1932 годФото: «Костромская старина»
В течение полугода после постановления «об извращениях» вышло больше ста критических статей и брошюр о педологии. Её изъяли из вузовских программ. В следующем, 1937-м, году ряд руководителей Наркомпроса репрессировали — в том числе по обвинению в поддержке педологии как контрреволюционной деятельности.
Часто задаваемые вопросы
Смерть деда Натальи Владимира Бехтерева окутана завесой тайны. Мужчина был известным ученым в области рефлексологии. Ходят слухи, что сам Сталин пригласил Бехтерева для медицинского осмотра. Он страдал от сухорукости. Академик поставил ему диагноз «паранойя», о чем неосмотрительно рассказал лечащим врачам вождя.
На консультации в Кремле ученый вновь крепко выразился перед коллегами, что «сухорукий параноик» Сталин слишком много на себя берет. Слова Владимира слово в слово были переданы Сталину. Дед Натальи умирает на следующий день после посещения балета «Лебединое озеро».
Мужчину отравили, обвинив в его смерти сожительницу. Однако знающие люди обвиняли во всем именно Сталина.
Карьера
После окончания института девушка продолжала научную деятельность, параллельно работая медсестрой. Она работала в нескольких институтах. В 1962 г. к ней пришел первый успех. Бехтерева смогла разработать собственную систему исследований. Она была назначена управляющей в научном коллективе, занимающемся операциями в нейрохирургии.
На такие операции решался не каждый медик, так как они проводились без наркоза. Больные были в сознании и беседовали с хирургами во время операции, рассказывая о своих ощущениях. Особая тактика позволяла правильно подойти к поврежденным участкам мозга. Бехтерева возглавила Институт мозга человека. Он стал детищем нейрофизиолога.
Большую часть работы Наталья посвятила работе подкорки мозга человека. Наибольшую заинтересованность у нейрофизиолога вызывала гениальность, одаренность людей, ясновидение и сверхспособности. В 1968 г. Бехтерева в своей работе впервые описала явление реакции мозга на ошибки при работе. Она назвала явление «детектором ошибок». Позже этот феномен назвали негативностью, связанной со сделанной ошибкой.
В своей книге Наталья Бехтерева подробно описывает этот феномен, приводя в пример обычную ситуацию из жизни, когда человек выходит из дома, но чувствует, что что-то не так. Если дверь не закрыта, есть вариант вернуться. Человек возвращается и замечает, что не выключил кран, утюг или оставил ключи в двери. Вернуться людям подсказывает «детектор ошибок».
Среди коллег
Наталья Бехтерева была заинтересована явлениями, которые нельзя объяснить с научной точки зрения. Женщина была уверена, что душа у человека однозначно существует, что тело не может существовать без души и что после биологической смерти душа может жить вне тела.
В 1974 г. у Натальи вышла книга, которая перевернула представление ученых о нейрофизиологии. Книга называлась «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека». Бехтерева проводила многолетние исследования с вживлением электродов в мозг людям, страдающим от отклонений в его работе.
Исходя из многолетних исследований, Бехтерева совершила научный прорыв. Долгосрочный эксперимент по вживлению электродов оказался успешным. Наталья заявила о контроле психики особыми системами мозга и выявила, что в мыслительной деятельности участвуют нейроны подкорковых образований.
Под руководством Бехтеревой была создана новая ветвь – стереотаксическая неврология. Открытые операции на мозге заменили малоинвазивными. После этого открытия методом Бехтеревой начали лечить наркотическую зависимость. Всего у Натальи Петровны было около 400 научных работ, которые перевернули мир нейрофизиологии.
Детство и юность
Наташа появилась на свет 7 июля 1924 г. в Ленинграде в семье советского ученого Бехтерева, который был ее дедом. В некоторых источниках указывается, что дед Натальи был убит собственной сожительницей. Некоторые источники открывают другие причины смерти.
Отец девочки Петр Бехтерев был инженером-конструктором в конструкторском отделе Остехбюро. Вместе с другими сотрудниками отдела мужчина был обвинен в противозаконной деятельности и контрреволюционных мотивах. В начале 1938 года он был расстрелян, как враг народа.
Наташе Бехтеревой 14 лет
Мать девочки Зинаида Бехтерева трудилась врачом. Она была репрессирована и отправлена в лагерь, находящийся в Мордовии. Наталью вместе с младшим братом отправили в детский дом.
Наталья в школе училась средне, она не стремилась получать высокие отметки, родители никогда не принуждали к зубрежке. Девочка занималась языками, музыкой, любила много читать. В детском доме все изменилось, так как от успеваемости Бехтеревой напрямую зависела ее судьба.
Директор детского дома Кельнер поставил Наташу перед фактом, что теперь ее везде считают дочерью врага народа, поэтому в школе к ней поблажек не будет. Девочка должна была сесть за учебники и стать первой ученицей в классе. Если успеваемость будет плохой или средней, после седьмого класса ее отправят работать на кирпичный завод. Такова была судьба всех детей, чьи родители были убиты или репрессированы по статье.
Наташа взяла в руки учебники и начала усиленно заниматься. Она стала первой ученицей вместе с Виктором Гольданским, который в будущем также стал академиком. После окончания школы девушка поступила в медицинский институт имени Павлова в Ленинграде, в 1947 г. получила диплом. Затем окончила аспирантуру в психоневрологическом институте им. Бехтерева.
Наталья Бехтерева с сыном
Личная жизнь и семья
Владимир Бехтерев женился 9 сентября 1879 г. на Наталье Петровне Базилевской – дочери квартиросъёмщика родительского дома в Вятке. Они были знакомы со школьных лет. В браке родилось шестеро детей.
С первой женой и детьми
В 1925 г. Наталья умирает от воспаления лёгких. Спустя два года на 70-м году жизни В.М. Бехтерев вступает в брак повторно. Его избранница Берта Яковлевна Гуржи была на 30 лет моложе учёного.
С молодой женой Бертой
Потомки Бехтерева тоже добились выдающихся достижений. Средний сын – Пётр Михайлович, известный инженер, изобретатель, конструктор Остехбюро. Дочь Петра – Наталья Бехтерева продолжила исследования деда, став известным российским нейрофизиологом.
Бехтерев в Петербурге
В 1893 году по приглашению начальника Императорской Военно-медицинской академии В. В. Пашутина Владимир Михайлович вернулся в Петербург для занятия кафедры нервных и душевных болезней. Бехтерев долго колебался, однако перспективы более широких возможностей и более плодотворной работы в столице перевесили. В Петербурге Бехтерев получил в своё распоряжение только что построенную и открытую его предшественником, академиком И. П. Мержеевским, психиатрическую клинику с обширным помещениями для лабораторий.
Лекция профессора В. М. Бехтерева по гипнозу с демонстрацией больных в клинике душевных и нервных болезней академии, 1898 г. Фото из фондов Военно-медицинского музея
Новая петербургская клиника не была должным образом подготовлена для ведения в ней курса нервных болезней. Владимиру Бехтереву удалось получить ассигнование на постройку отдельного здания клиники нервных болезней, которая была открыта в 1898 году. Любимым детищем Бехтерева стала операционная при новой клинике. В ней работали такие известные профессора как М. С. Субботин, Н. А. Вельяминов. Здесь впервые в России начали применять хирургические способы лечения и нейрохирургию.
Тематика научных исследований, которую Владимир Михайлович предлагал своим ученикам и сотрудникам, была весьма разнообразной. В клинике Бехтерева была разработана собственная методика по изучению сочетательных рефлексов, применимая и к животным, и к человеку, что шло в разрез с методикой И. П. Павлова. На фоне этого разгорелся непримиримый спор двух учёных длиною в жизнь.
Академик В. М. Бехтерев среди студентов 1-го женского Медицинского института в 1913 г. Фото из фондов Военно-медицинского музея
В 1897 году был открыт Женский медицинский институт, в котором Бехтерева пригласили занять кафедру. Практические занятия проводились в его клинике, где профессор охотно разрешал своим студенткам работать. Кроме того, в Петербурге Владимир Михайлович стал одним из организаторов Общества нормальной и патологической психологии.
В 1903 году широко отмечалось 25-летие научно-преподавательской деятельности. Имя Бехтерева к тому времени стало известно не только в России, но и за рубежом. Отвечая на многочисленные приветствия и поздравления, Владимир Михайлович скромно заявил, что своими успехами он обязан своим учителям и предшественникам, особенно И. М. Балинскому и И. П. Мержеевскому.
Общественная деятельность Владимира Бехтерева
Революция 1905 года обнажила противоречия, существовавшие в обществе. Прогрессивная профессура и студенчество не могло оставаться в стороне от развернувшихся событий. В 1905 году после неожиданной кончины начальника академии профессора А. И. Таренецкого Владимир Бехтерев вступил в должность «исправляющего» обязанности начальника академии (до апреля 1906 года). Вновь проявился крутой нрав профессора: он, не жалея себя, вставал на защиту своих учеников. В сентябре 1905 года на II съезде психиатров в Киеве Владимир Михайлович произнёс речь «Об условиях развития личности», которая содержала критику царского правительства и такие требования для свободного развития личности, которые не могли понравиться властям. Работа съезда была приостановлена полицией, а профессору И. А. Сикорскому пришлось приложить немало усилий для того, чтобы возобновить её.
В. М. Бехтерев — начальник — Военно-Медицинской Академии, 1905 г. Фото из фондов Военно-медицинского музея
В 1913 году Бехтерев на заседании конференции академии выступил с критикой насаждаемого военным министром В. А. Сухомлиновым приказа об отдаче студентами (на стороне которых были симпатии обществ и печати) чести офицерам. За этот поступок Владимир Михайлович был отстранён от службы в альма-матер. В целом, он часто подвергался гонениям в виду того, что в своих выступлениях обнажал социальные стороны личности — в его докладах не раз поднимались темы алкоголизма, проституции, самоубийств, беспризорничества и другие. В своё время Бехтерев, как и большая часть либерально настроенной профессуры, попал под особый надзор реакционно настроенного министра народного просвещения Л. А. Кассо. Несмотря на преграды, возникшие в связи с выражением гражданской позиции, научная работа имела первостепенное значение.
На пути к мечте
Наталья во всем старалась идти по стопам своего деда, который, как она узнала, мечтал о создании института мозга. Такую цель она поставила перед собой, еще будучи студенткой. Когда же впервые увидела на экране томографа мозг, пришла в восторг. Вот он этот загадочный “божественный сосуд”, таящий в себе немало тайн и загадок. Ведь медицина знала времена, когда исследовать этот орган запрещалось. Магия мозга ее околдовала.
В начале своего научного пути Наталья Бехтерева возглавляла группу, которая занималась исследованием работы мозга во время операций, причем делалось это, когда человек был в сознании. В различные участки мозга больному вводили электроды и просили описать ощущения. Дело в том, что сам мозг не чувствителен к боли.
Постепенно она пришла к выводу, что общество и мозг развиваются в едином русле, у них одна модель. Центр с периферией тесно и неотрывно связан как у отдельного человека, так и в структуре социума. Многочисленные статьи Бехтеревой посвящены кодам психической деятельности человека.
Она была уверена, что мозг может функционировать отдельно от физического тела человека, а любая мысль не только материальна, но и рассеяна в энергосфере. Ученая категорически не принимала суждения своих коллег, которые утверждали, что человек использует этот орган лишь на пять процентов. Проведенные ею опыты показали, что все участки мозга включаются в работу постепенно один за другим. Так на новогодней елке поочередно загораются лампочки китайской гирлянды.
Конечно, у нее были завистники, и однажды в обком партии пришла анонимка. Но факты, которые “излагал” неизвестный, не подтвердились.
Мечта ученой создать институт мозга воплотилась в реальность в годы перестройки. Благодаря участию Раисы Максимовны Горбачевой он был открыт, руководителем стала Наталья Бехтерева. За свою жизнь она опубликовала около 400 научных работ, стала орденоносцем, о ней узнали во все мире.
Однако некоторые ученые обвиняли Наталью Петровну в склонности к мистике. Сама же ученая утверждала, что, изучая работу мозга, не раз сталкивалась со странностями, чем-то потусторонним, что пока нельзя научно объяснить. Будучи членом компартии, она не отрицала существование Бога, но он представлялся ей всемирным разумом.
Малоизвестные факты из биографии актера
Будущая звезда театра и кино родилась в день, когда в Советском Союзе праздновали День пионерии. Но детство мальчика не было такое счастливое, как у пионеров. Рано оставшись без отца, который оставил семью, вскоре Сережа потерял и маму, умершую после болезни. Воспитывали мальчика обе бабушки. С отцом, жившим с другой женщиной, связи не терял. С мачехой, благодаря добродушию и открытости, наладилось взаимопонимание.
Учась в школе, ходил в театральный кружок, с 4-х лет мечтая сыграть две противоположные личности – «плохого» Гитлера и «хорошего» Ленина. Карьера киноактера началась с 12 лет. Сережа снялся в детской киноленте «Удивительный заклад», режиссер Леонид Макарычев. Окончив школу, юноша поехал в Ленинград и успешно поступил в институт в группу к Льву Додину и Аркадию Кацману.
В 1975 г. студент Бехтерев устраивается служить в Малом драматическом театре. Здесь молодой актер продолжил служить и после окончания учебного заведения. В 1980 г. Сергея приглашают сниматься в фильме «И вечный бой…». Сыграв роль в многосерийном телефильме о «Жизни Клима Самгина», Бехтерева стали узнавать, как киноактера.
Известным театральным актером становится после спектакля «Дом», сыграв Григория. Спустя 4 года получает статус ведущего актера, одновременно ассистируя режиссеру. 1986 г., «Братья и сестры» – Государственная премия. Через 10 лет – звание Заслуженного артиста РФ.
1993 г. – вручен первый международный приз «Лучшей мужской роли» на французском кинофестивале. Бехтерев сыграл убогого, но умного калеку в фильме «Арифметика убийства». 2003 г., архангельский Фестиваль – получение второго подобного приза.
Последней работой Бехтерева в киноматографе стала роль священника («Дом образцового содержания»). На экраны фильм выпущен через 2 года после смерти знаменитого актера.
Личная жизнь
В молодости дочь инженера познакомилась с первым мужем Всеволодом Медведевым. Мужчина работал физиологом. В 1949 году женщина родила первенца – Святослава. Мальчик пошел по стопам своих родителей и дослужился до директора в заведении, который руководила его мать.
Позднее Наталья вышла замуж во второй раз. Избранником стал Иван Каштелян. Мужчина работал в сфере экономики. Общего ребенка брак не принес. Семья воспитывала сына от прежних отношений Ивана.
При жизни Бехтерева успеха увидеть как растет ее внучка – Наталья Медведева. Она продолжила деятельность предков и стала врачом-психиатром.
Сообщение «Профессор по душевным болезням» В.М. Бехтерев
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Написал фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Проводил исследования лечебного применения гипноза, в том числе при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).
Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января 1857 г. в семье мелкого государственного служащего в с. Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В августе 1867 г. мальчик начал занятия в Вятской гимназии. После окончания семи классов гимназии в 1873 г. Бехтерев поступил в Медико-хирургическую академию. Он решил посвятить себя невропатологии и психиатрии. В 1879 г. был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 г. В.М. Бехтерев успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины.
За статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», написанную в 1883 г., Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей. В том же году его избрали в члены Итальянского общества психиатров.
Владимир Михайлович обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы. Наиболее известна его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания», опубликованная в столичном журнале «Врач»
Описанное в этой статье заболевание в настоящее время известно как анкилозирующий спондиллит, или болезнь Бехтерева. Многие впервые выявленные ученым неврологические симптомы, а также ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомнике «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданном в Казани.
Работая в Казани, весной 1893 г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.
В лабораториях клиники Владимир Михайлович вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга», где были изложены общие положения о деятельности мозга. В частности, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, согласно которой нервная энергия в мозге устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. Она как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».
В 1894 г. Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 г. — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.
В мае 1918 г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. Бехтерев умер 24 декабря 1927 г.
Что случилось
Дата рождения будущей театральной и кинозвезды – май 1958 года в Петропавловск — Камчатске. Учился в Ленинграде, в институте «Театр, музыка и кинематография». Год окончания – 1979-й. Причина смерти Сергея Бехтерева, которому в мае 2008 года исполнилось только 50 лет – набор запущенных болезней. Актер, на то время без определенного места жительства и без работы, понял, что ему с каждым днем становится хуже. Сил уже не оставалось.
Когда в холодный октябрьский день Бехтереву стало совсем плохо он, по уговорам коллеги Ольги Обуховской, согласился на лечение в клинике. Но для госпитализации требовались документы и прописка, которых у актера не было. Благодаря Олегу Басилашвили и его жене Бехтерев оказался в Боткинской больнице. Врачи поставили неутешительный диагноз: запущенная пневмония и перенесенный менингит, повлиявший на осложнение не леченого гепатита.
На какое-то время усиленное лечение, полноценное питание, забота и уход персонала помогли. Бехтерев почувствовал облегчение, надеялся выздороветь.
Ел с аппетитом, шутил, смеялся, планировал дальнейшую жизнь и возвращение в театр, чтобы еще раз сыграть любимого и последнего, сыгранного им героя – Вацлава Нижинского. За 10 дней до смерти Сергей Станиславович просил на январский график запланировать больше спектаклей о Нежинском. Актер хотел, чтобы этот спектакль жил.
Сергей Бехтерев
Каждый день больного навещал кто-то из друзей или коллег, и ни у кого даже в мыслях не было, что это – прощальные свидания. Все надеялись, что талантливый актер и прекрасный порядочный человек Сергей Бехтерев скоро поправится. Но, судьба распорядилась иначе. В ослабленном болезнями организме не осталось сил на борьбу против смерти. В четверг, 13 ноября, Сергей Станиславович ушел из жизни.