Доклад №2
Старшее поколение людей ежедневно слушало музыку Г. Свиридова на протяжении нескольких десятилетий. Именно мелодия из его произведения была выбрана, как символ и предвестник важнейших новостей, транслируемых по всей стране.
Георгий родился в курской области, в населенном пункте под название Фатеж 3 декабря 1915 года. Его родители — простая учительница и мелкий служащий на телеграфе — имели крестьянские корни. Поэтому им и в голову не могло прийти, что их первенец будет известным композитором и удостоится таких званий и регалий как – Лауреат Ленинской, Сталинской, Государственной премии СССР, государственной премии РФ. Также Г.Свиридов был Героем социалистического труда и Народный артист СССР.
После смерти отца и младшего брата остатки семьи перебрались в Курск. Там мальчик не только начинает свой школьный путь, но и учится играть на балалайке, подбирая на слух мелодии из популярных музыкальных произведений. Это не могло остаться незамеченным и его принимают в оркестр народных инструментов.
Благодаря своему таланту и педагогам, которые смогли направить его в нужное русло, Свиридов поступает в музыкальный техникум в 1932 году в Ленинграде, и впоследствии в консерваторию. Там он становится учеником известного композитора Шостаковича.
В самом начале войны Свиридов стал солдатом, но из-за слабого здоровья его отправляют работать в Новосибирск. В 1956 году композитор переезжает в столицу СССР. Он становится членом Союза композиторов, занимает в нем высокие должности.
Личная жизнь композитора весьма насыщена, но и конец трагичен. Он успел обзавестись тремя женами и двумя сыновьями. Оба сына умерли раньше Г.Свиридова. Его творческим наследием занимался его племянник. Существует только один памятник, установленный композитору в Москве.
5 класс
Творчество Свиридова
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.
Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков
Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита
Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях .
В 1964 году Свиридов написал музыку к фильму «Метель» по прозе Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены, Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, Свиридов сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева
Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой
, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году Свиридов первым из композиторов написал кантату на стихи Бориса Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы Свиридовым во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти Сергея Есенина. Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Фёдора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу .
Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие.
Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
Творческая жизнь
Многие знают заставку «Время, вперед!» к программе «Время», которая транслировалась центральным телевидением в советское время. Но в годы перестройки, когда стало модным ругать все прошлое, Свиридов попал в опалу. Даже знаменитую заставку сняли с эфира.
Однако, через несколько лет справедливость восторжествовала. Так об этом высказался кинорежиссер М.Швейдер:
Увлекшись стихами русских поэтов Есенина и Пушкина, он написал немало музыкальных иллюстраций. Это были не просто иллюстрации к понравившимся стихам, это было его видение прочтения стихов.
Он написал немало самых разных произведений от романсов до кантат и симфоний. Надо сказать, что произведения, написанные им в последние годы сильно отличаются от тех, что были написаны в самом раннем творческом возрасте, словно они были написаны разными авторами. Я не музыкальный критик, поэтому не имею права как-то описывать написанные им произведения. Мне просто нравится музыка этого великого композитора. Насладитесь и вы его музыкой, прослушивая небольшие видео.
Георгий Свиридов — автор музыки к 13 кинофильмам. Среди них: «Поднятая целина», «Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Великий воин Албании Скандербег», «Полюшко-Поле», «Красная площадь», «Воскресение», «Русский лес», «Метель», «Время, вперед», «Доверие», «Красные колокола, фильм 2. Я видел рождение нового мира».
Умер Свиридов 6 января 1998 года после тяжелой и продолжительной болезни. После отпевания в Храме Христа Спасителя его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Жизнь и творчество свиридова кратко
Георгий Свиридов
Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.
Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Свиридова
3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.
Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.
Интересные факты о Свиридове
Творчество Георгия Свиридова
Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.
Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.
Детство и юность
Творческая биография Свиридова тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году. Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего композитора, стояли по разные стороны политических баррикад.
Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери, дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии.
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под его пера в начале 90-х.
С началом Гражданской войны отец Георгия трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Третий ребенок Свиридовых — младший брат будущего композитора — умер в младенчестве от испанки. Одинокая мать в поисках работы переехала в Курск к дальним родственникам.
Георгий Свиридов в детстве / «Ютьюб»
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, недолго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
В детстве Юра увлекся не только музыкой: он любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве зарубежных и русских поэтов. А заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро освоил этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
В 1929 году Свиридов поступил в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем будущего композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию продолжить обучение музыке в ленинградском Центральном музыкальном техникуме. И в 1932 году его взял в свой класс пианист Исайя Браудо. Параллельно с учебой юноша подрабатывал тапером в кинотеатре.
Обучаться композиции он начал у Михаила Юдина, а в 1936 году стал студентом Ленинградской консерватории, где занимался в классе Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Уже через год после поступления Георгия приняли в Союз композиторов. Выпускными работами музыканта стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Известные сочинения композитора
Наиболее популярными его произведениями стали:
-
«Патетическая оратория» на слова Маяковского (1959 г.);
-
вокальная поэма «Петербургские песни» на стихи Александра Блока (1961-1963 гг.);
-
кантаты «Деревянная Русь» (Есенин, 1964 г.), «Снег идет» (Пастернак, 1965 г.) и «Грустные песни» (Блок, 1965 г.);
-
саундтрек к фильму «Метель» (1964 г.);
-
хоровой гимн Родины (1978 г.);
-
цикл романсов на слова Блока (1972-1980 гг.).
Многие почитатели старых советских фильмов узнают в звучащей в них музыке перо Свиридова. Его лучшие произведения вошли в список известных кинокартин:
-
«Поднятая целина» (1939 г.);
-
«Полюшко-поле» (1956 г.);
-
«Метель» (1964 г.);
-
«Время, вперед!» (1965 г.);
-
«Красные колокола» (1982 г.) и многие другие.
Творчество Свиридова – это многожанровый вклад в искусство Советского Союза и современной России, с годами не теряющий свое значение для истории.
https://youtube.com/watch?v=xm8kpZoX32k
Свиридов, Георгий Васильевич
Родился 16 декабря 1915 г. в гор. Фатеж (Курская губерния Российской империи, ныне Курская область РФ). Его отец был почтовым служащим, погиб во время Гражданской войны. Мать работала учительницей. В 1924-1932 гг. Георгий Свиридов жил в Курске. Там он начал заниматься музыкой, учился играть на рояле и балалайке, был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
В 1929 г. поступил в Курскую музыкальную школу, в 1932 г. продолжил образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1936 г. Георгий Свиридов окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классу композиции педагога Михаила Юдина. В 1936-1941 гг. учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) по классу композиции у профессоров Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.
Через несколько дней после окончания консерватории был мобилизован и зачислен курсантом военного училища. В конце 1941 г. комиссован по состоянию здоровья. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске, в 1944 г. вернулся в Ленинград. С 1956 г. проживал в Москве. Первый успех Георгию Свиридову принесли написанные в 1935 г. лирические романсы на стихи Александра Пушкина. Впоследствии он создал целый ряд вокальных произведений на стихи известных авторов: Михаила Лермонтова, поэтов-декабристов, а также Александра Блока, Роберта Бернса (в переводах Самуила Маршака), Бориса Пастернака, Федора Тютчева, Сергея Есенина (поэма «Памяти С. А. Есенина» 1956 г., кантата «Деревянная Русь» 1964 г. и др.), Владимира Маяковского («Патетическая оратория» 1959 г.). Выпускными работами Свиридова в консерватории стали Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Во время войны композитор создал ряд произведений, посвященных героизму Красной армии, в том числе «Песню смелых» (на стихи Алексея Суркова) и музыку к оперетте «Раскинулось море широко». Георгий Свиридов писал музыку для кино и спектаклей. Два наиболее популярных произведения композитора созданы именно для кинофильмов: вальс к экранизации повести Александра Пушкина «Метель» (1964, режиссер Владимир Басов) и сюита «Время, вперед!» для одноименного фильма по роману Валентина Катаева (1965, Михаил Швейцер и София Милькина). Фрагмент из сюиты «Время, вперед!» с 1970-х гг. используется в заставках информационной программы «Время» (ныне выходит на Первом канале), также композиция звучала на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Среди других произведений Георгия Свиридова — хоровой цикл «Курские песни» (1964), три хора к постановке трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973), хоровые концерты «Памяти А. А. Юрлова» (1973) и «Пушкинский венок» (1979), поэма на стихи Александра Прокофьева «Ладога» (1980), цикл «Песнопения и молитвы» (1994). Георгий Свиридов скончался 6 января 1998 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
В 1968-1973 гг. Георгий Свиридов занимал должность первого секретаря Союза композиторов РСФСР. Избирался в депутаты Верховного совета РСФСР VII-IX созывов (1966-1978).
Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1970).
Лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1968, 1980), Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 г., премии президента РФ в области литературы и искусства 1997 г. Был награжден четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995).
Почетный гражданин Курска (1982) и Москвы (1997).
Дневники композитора были изданы в 2002 г. под названием «Музыка как судьба».
Был трижды женат. Первая супруга — пианистка Валентина Токарева. Сын — Сергей (1940-1956). Второй женой была Аглая Корниенко. Сын — Георгий Свиридов (1948-1997, кандидат филологических наук, специалист по японской литературе). Третья супруга — Эльза Клазер (1925-1998).
Биография
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Георгий Свиридов | Gamesounds
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
Георгий Свиридов в молодости
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Георгий Свиридов | KudaGo
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Георгий Свиридов за инструментом | Ekburg
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Георгий Свиридов в молодости | Проза
Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Георгий Свиридов | Fetmuzclips
После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.
Интересные факты о Георгии Свиридове
Талантливейший композитор и пианист Георгий Свиридов был неординарной личностью. Будучи человеком одарённым и чрезвычайно интеллектуальным, он добился признания не только в СССР, но и в ряде других стран, и его произведения исполняются в крупнейших консерваториях и по сей день. Каждый ценитель классической музыки знает его имя, прославленное ещё при жизни Свиридова, и история навсегда запомнит его, как одного из величайших композиторов мира.
Факты из биографии Г. Свиридова
- Отец будущего композитора поддерживал большевиков в ходе разразившейся Гражданской войны, и погиб спустя четыре года после рождения сына.
- Георгий Свиридов очень рано научился читать. Литература так его увлекла, что он долгое время хотел стать писателем.
- Ещё во время обучения в начальной школе Свиридов научился играть на балалайке. Позднее он также стал великолепным пианистом.
- В юности он играл в Курском ансамбле народных инструментов.
- Первые свои сочинения он написал, когда ему было 20 лет. Это была музыка на стихи Пушкина, и впоследствии именно она принесла ему широкую известность (интересные факты о Пушкине).
- Благодаря изумительно тонкому слуху Георгий Свиридов мог безошибочно запомнить услышанную им мелодию и сыграть её без единой ошибки.
- Одним из учителей Свиридова в Ленинградской консерватории был знаменитый композитор Дмитрий Шостакович.
- Учёба была нелёгким периодом в жизни Георгия Свиридова. Жил он в общежитии, причём в одной квартире проживало, включая его, 20 человек.
- Когда молодому гению было всего 22 года, он уже был принят в Союз композиторов СССР. Стать его членом в таком возрасте — достижение невероятное.
- Когда началась Вторая Мировая, Георгий Свиридов, как и большинство других молодых мужчин, был призван в армию. Правда, вскоре его комиссовали и отправили обратно, так как его слабое здоровье не позволяло ему стать солдатом.
- В течение жизни Георгий Свиридов написал огромное количество произведений. Все они были изданы собранием, состоявшим их 30 томов.
- На протяжении трёх лет Свиридов, который тогда был уже знаменит, являлся депутатом Верховного совета РСФСР.
- Музыка потеснила увлечение Георгия Свиридова литературой, но не вытеснила его окончательно. Писателем он не стал, зато он был запойным читателем, и в его личной библиотеке было более 2500 книг (интересные факты о книгах).
- В свободное время композитор часто отправлялся на рыбалку.
- В отличие от большинства других публичных личностей СССР, Георгий Свиридов не состоял в партии. В те годы «беспартийным» пробиться было почти невозможно, но его удивительный талант всё равно проложил ему дорогу.
- Одно время КГБ прослушивало жилище Свиридова, так как его подозревали в неблагонадёжности. Но это стало известно уже позднее, когда было ясно, что подозрения оказались напрасными.
- Свиридов на пике славы написал новый гимн для СССР, сочинив музыкальное сопровождение к стихам поэта Твардовского. Однако, это произведение навсегда осталось лишь на бумаге.
- Помимо творчества Пушкина, Свиридов также перекладывал на музыку произведения Фёдора Сологуба и Сергея Есенина (интересные факты о Есенине).
- Несмотря на всемирную известность, Георгий Васильевич был небогат. Он проживал на предоставленной ему государством даче, а рояль арендовал у Союза композиторов СССР, так как приобрести собственный ему было не по карману.
- Род Свиридовых прервался после смерти самого композитора, ненадолго пережившей его супруги и обоих их детей, которые умерли ещё раньше.
- Интересные факты о Ференце Листе
- Интересные факты о Штраусе
- Интересные факты о Глинке
- Интересные факты о Валерии Гаврилине
- Интересные факты о Сергее Прокофьеве
- Интересные факты об Эдварде Григе
- Интересные факты о Мусоргском
- Интересные факты о Дебюсси
Глава 1 История создания
«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Неудивительно, что именно фольклор Курской области послужил источником вдохновения для Георгия Свиридова – ведь именно там, в городе Фатеже, появился он на свет. Свою малую родину композитор называл «песенным краем» и очень любил песни, хранившиеся в народной памяти и передававшиеся из уст в уста, по крайней мере, до середины ХХ столетия. Георгий Васильевич считал, что из всех российских регионов Курская земля особенно богата песнями.
Однако непосредственным источником вдохновения послужил сборник народных песен Курской области, составленный Анной Васильевной Рудневой. Из этого сборника композитор выбрал семь песен. Используя фольклорные тексты, Свиридов полностью сохранил их своеобразие и особый курский говор.
Кроме того, ранние детские воспоминания также связаны и с трагедией гражданской войны 1919 года, когда убили молодого коммуниста Василия Свиридова, отца Георгия Свиридова. Именно поэтому композитор часто возвращается к поэзии русской деревни, которая отражается и в «Курских песнях».
Также стоит отметить, что 60-е годы — это новый этап творчества Свиридова
Появление иных жанровых разновидностей, необычных, оригинальных исполнительских составов, внимание к камерности, к лаконизму и строгому отбору выразительных средств, интерес к древним пластам народного и профессионального искусства отличает произведения этих лет. «Курские песни» получили особый успех и признание — блестящее по мастерству произведение, которому суждено было стать началом новой традиции в советской хоровой музыке
Действительно, взяв за основу принцип обработки народной песни, потерявший к этому времени привлекательность для композиторов, Свиридов вдохнул в него новую жизнь. Особенности народного творчества и собственный композиторский стиль счастливо соединились здесь в естественной природной гармонии, дав прекрасный по художественному совершенству результат. Бережно сохраняя существо песен, композитор внес в них когда еле заметные, а когда и довольно значительные изменения. Они коснулись жанра, темпа, хоровой фактуры и в гораздо меньшей степени мелодики некоторых песен. Драматургия же целого полностью зависела от композитора: песени, соединенные в определенной последовательности, обрисовали контуры своеобразного сюжета — своего рода «Любовь и жизнь женщины» в старой России, развернутая на широком фоне народной жизни.