Папиросы «беломорканал»: описание, состав табака, интересные факты

Повернуть сибирские реки

Амбициозный проект поворота сибирских рек тоже горячо обсуждался в 1950-е годы. Тогда сразу несколько институтов СССР взялись за разработку схем по переброске стока рек в засушливые районы Казахстана и Средней Азии. Самые серьезные ученые-академики донесли эту идею до власти и получили одобрение. Вскоре по распоряжению ЦК КПСС по всей стране закипела бурная научная работа, и она дала некоторые плоды.

К 1968 году был проложен оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда, который должен был решить проблему дефицита воды в Центральном Казахстане. Проект курировал энтузиаст этой идеи, казахский ученый-энергетик Шафик Чокин: ему действительно удалось не только разработать проект, но и довести до завершения. Канал открылся в 1974 году и с тех пор принес людям более 16 364 млн кубометров воды.

Это был лишь первый этап в проекте поворота рек. Дальше предполагалось направить часть вод Оби и Иртыша в высыхающее Аральское море. В 1960-е годы крупнейшие реки Средней Азии Амударья и Сырдарья стали активно использоваться для орошения сельскохозяйственных угодий Туркмении, Узбекистана и Казахстана, из-за чего Арал стал стремительно уменьшаться, обнажая ядовитое дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. Это угрожало и продолжает угрожать здоровью населения.

однако в 1986 году все начинания были приостановлены из-за критики со стороны оппонентов-ученых, которые громогласно заявили о непоправимом экологическом ущербе, а также из-за высокой стоимости самого проекта.

Интересно, что впервые идея переброски части стока Оби и Иртыша в Аральское море была высказана еще в XIX веке. В 1868 году ее изложил в своем сочинении «О климате России» ученик седьмого класса 1-й Киевской гимназии Яков Демченко. В 1871 году он издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран».

Стартовая точка центрального канала в провинции Сычуань

История водного пути

Беломорско-Балтийский канал (ББК) находится между Онежским озером и Белым морем. Это хорошо видно на карте, представленной ниже. Сам канал возник не на случайном месте. О соединении указанных выше водоемов люди задумывались еще в древние времена. А первые упоминания об этой волоковой трассе в письменности датируются XV–XVI веками.

Сухопутно-водным путем между Онегой и Белым морем, соединяющим Поморье с Повенцом, в тот период пользовались местные жители региона. А также по нему проходили паломники и члены религиозной общины, когда отправлялись прикоснуться к святыням Соловецкого монастыря.

Непосредственно об идее соорудить неглубокий судоходный канал впервые в истории серьезно заговорили при Петре I. Тогда, на заре XVIII столетия, подготовили сразу 4 проекта по строительству. Однако ни один из них не воплотили в жизнь. Причина в том, что мероприятия стоили бы чересчур дорого. Вдобавок тогдашние примитивные технологии превратили бы стройку в крайне сложный процесс.

Зато при Петре I реализовали иной проект в регионе. Речь идет об Осударевой дороге, которую по приказу императора соорудили в 1702 году. Это была без преувеличения фантастическая затея, причем не только для той эпохи, но и по нынешним меркам. В течение 20 дней по землям сегодняшней Карелии, от Нюхчи и вплоть до Беломорского Повенца, проложили дорогу шириной 6 м и длиной до 200 км. И все это сквозь непролазные леса и топкие болота.

Тракт соорудили, чтобы перемещать по нему солдат на повозках, а также переправлять артиллерию, генералитет и духовников. Долгое время считалось, что Петр проводил по этой дороге и фрегаты методом волока — якобы доставлял их от места постройки в Архангельске через Ладогу в Неву. Это ему понадобилось, чтобы успешнее завоевывать шведские крепости и возвращать свои земли. Но нигде в архивах соответствующей информации не найдено. К тому же не нашлось тому подтверждений и по результатам ландшафтных исследований.

Под конец XVIII века создали новый проект по постройке артерии. Планируемый Беломорско-Балтийский канал практически совпадал с сегодняшней трассой. Правительству идея приглянулась, поэтому на место отправили генерала Франца де Воллана, чтобы провести изыскания. Но тот после осмотра местности заявил, что задумка невыполнима ввиду обилия водопадов, скал и иных препятствий.

Однако водный путь оставался нужен, поэтому о помыслах касательно его постройки не забывали. В XIX веке принялись за новые детальные разработки. Правительство заказало исследовать территории и подготовить планы сооружения водной дороги. И проекты появились. Их авторами в разные годы становились Александр Бенкендорф, Антон Здзярский и пр. Отдельно стоит отметить Всеволода Тимонова — за свой проект профессор удостоился медали на Парижской выставке, ведь уникальность его задумки заключалось в обеспечении плавания по каналу морских судов.

В тогдашних схемах сооружения канала предполагалось строить из дерева. Правительство раз за разом отклоняло проекты по причине дороговизны

Хотя признавало стратегическую важность

Беломорско-Балтийский канал на карте / Фото: wikimedia.org

Медвежьегорский укрепрайон

Медвежьегорский укрепрайон или замок Кархумяки — это главный узел финской обороны, состоящий из огневых точек, дотов, противотанковых заграждений и прочих сооружений (наблюдательных, огневых и т.д.).  Часть из них размещены в вырубленных в скалах пещерах, в которых устанавливалось самое современное на тот момент вооружение. Укрепрайон расположен у горы Лысуха.

Посещение этой достопримечательности Медвежьегорска будет особенно интересно мальчишкам-подросткам. Известно, что в годы ВОВ Медвежьегорск был оккупирован финскими войсками. За почти 3 года с начала оккупации финны возвели более 40 км оборонительных сооружений. Сам Маннергейм приезжал посмотреть на строительство Кархумяки в 1942 году.

В окрестностях Медвежьегорска сохранилось порядка таких 40 объектов, получивших название Медвежьегорский укрепрайон. Сегодня все они хорошо изучены военными историками, краеведами и простыми любителями необычных и загадочных мест.

В строительстве были задействованы военнопленные и заключенные финских концлагерей, а также финские инженерные войска.

Самым масштабным и таинственным сооружением Медвежьегорского укрепрайона, до сих пор обрастающим слухами и легендами, является так называемый «Финский клуб». Это щебеночный завод, уходивший глубоко под землю. Большая часть переходов и тоннелей завода была уничтожена финнами при отступлении. Но до сих пор ходят слухи, что в катакомбах «Финского клуба» годами скрываются беглые преступники. А некоторые из малоизученных ходов ведут к складам, на которых хранятся несметные сокровища.

Пока никто не подтвердил и не опроверг этих предположений, поэтому остается только поверить на слово местным жителям. Сегодня объекты Медвежьегорского укрепрайона заброшены и используются местной молодежью для посиделок.

История папирос в России

Привезя первый табак в подарок царю Ивану Грозному, английские купцы не подозревали, что ароматное зелье впоследствии подвергнется гонениям и уничтожению. Получив сначала популярность вследствие своей экзотичности, курево при государе Михаиле Федоровиче Романове стало запрещенным товаром. Вплоть до правительства Алексея Михайловича употребление и распространение табака каралось штрафами и телесными наказаниями.

Первые табачные фабрики учредились при Петре Первом. А первые папиросы появились в России весной 1844 года. По крайней мере такая дата стоит в циркуляре Министерства финансов. Тогда уже на территории России функционировали несколько десятков табачных фабрик. К концу девятнадцатого столетия количество производств увеличилось, а выпуск папирос стал весьма выгодным делом. Сегодня на территории России существует множество крупных табачных компаний, как международных, так и отечественных. Вопреки пропаганде вреда курения, выпуск курительных принадлежностей весьма популярный и прибыльный бизнес.

Водопад на реке Вичка

Вичка благодаря значительным перепадам высот пользуется огромной популярностью у поклонников сплавов на байдарках. Любители особо острых ощущений сплавляются по ней в период весеннего половодья — в это время считается редкой удачей пройти ее целиком.

На водопад на Вичке приезжают и любители традиционного туризма. Сам водопад невысокий — всего 3 метра, в отличие от водопада Кивач, расположенного неподалеку от города Кондопога. Зимой водопад, как и вся река Вичка, замерзает, а летом падает вниз с отвесной скалы и разбивается в пену, создавая впечатление бурлящего потока.

Туристы, посетившие его в холодное время года, говорят, что зимний водопад не менее прекрасен, чем летний.

Интересные факты[править]


Экспортный вариант


Высокотехнологичная версия

  • Некоторое время выпускалась разновидность с фильтром. Понятное дело, почему сейчас их судьба неизвестна.
  • До сих пор на свой страх и риск можно купить водку с именем сабжа соответствующего качества. Хотя по другим сведениям, была вполне кошерной, хоть и ядрёной на вкус.
  • Волк, персонаж эпического мультсериала «Ну, погоди!», во многих сериях курит «Беломор».
  • Bell’amore в переводе с итальянского значит «прекрасная любовь».
  • На каждой папиросе, кроме собственно названия, указывается город-изготовитель и номер конвейера, с которого данная папироска вышла в свет. В одной пачке «Беломора» всегда можно найти выходцев с разных линий.
  • В советское время детский фольклор славился загадками, связанными с внешним видом пачки Беломора. Непосвящённому предлагалось найти на пачке: пилу, белку, число 14 и двух алкашей со стаканами. Ещё там надо найти голую бабу и — ВНЕЗАПНО! — профиль актера Михаила Пуговкина.
  • На «Беломоре», посмотрев под правильным веществом углом, можно найти 29 чисел 39.

Отгадки можно невозбранно посмотреть ниже: 

Файл:Беломор отгадки.png
А отгадка про 29 чисел 39 проста: заглавные буквы «БЕ» при повороте на 180° выглядят как 39. На лицевой стороне есть два попадания, ещё по одному сверху пачки и на оборотной стороне и оставшиеся 25 на каждой штакетине внутри. Так-то!

  • Крайне котируется в Чехии, Польше, Словакии и даже Германии, особенно в среде любителей военной истории, ибо папиросы эти у них хер достанешь, а приобщиться к сакральным мемам прошлого хочется.
  • Для непосвящённых также предлагалась загадка: «Видишь реки? Видишь горы? А теперь найди здесь медведя!». После того, как испытуемый покрывался лёгкой испариной в безуспешных попытках найти медведа, ему открывали тайну: «Не видишь? Так он за гору срать ушёл!».
  • «Беломор-Лайт» изготавливается посредством надевания папиросы на стебель одуванчика или засовывания в гильзу бычка от сигареты с фильтром. Способ обычно востребован к концу , когда заканчивается более приличное курево, а бычков под рукой набирается более чем в достатке.
  • Станок для забивания сена в бумажную гильзу «Беломора» при необходимости можно быстро настроить на изготовление боеприпасов калибра 9 мм, и наоборот.
  • Алсо «Беломор» не любит пиздоболов, так как сам по себе тлеет фигово, и если его регулярно не тянуть — потухнет.
  • В 2011 была таки выпущена экспортная версия «Беломора» в жестяной банке пачке. И без надписи Marlboro. Стоит такая пачка папирос, как Парламент, так что Казахстан уже не столь примечателен в этом плане.
  • Осенью 2013 стоимость пачки даже обычного «Беломора» составляла порядка 40 рублей, что превышает стоимость некоторых, средней паршивости, сигарет с фильтром. Дожили!
  • В табачных лавках можно купить папиросные пустые гильзы от «Беломора» — для тех, кому лень выдувать штакет. Цена на декабрь 2013 года — около 100 руб. за упаковку 100 шт.
  • Также с некоторых пор в ДС-2 появился «Беломор» двух видов: сносный местный, в канонiчных матовых пачках вместимостью только 25 папирос, и ужасный, богомерзкий высер ООО «Донской Табак», производимый в городе Переславль-Залесский. Выпускается он в глянцевых пачках вместимостью 18 или 25 папирос. Что интересно, на папиросах из Переславля почему-то написано ПЕТЕРБУРГ. Анонимус, будь внимательнее!

Марки папирос, произведенных в СССР

Нужно отметить, что к разряду престижных относились сигареты с фильтром. Они отличались не только улучшенным качеством, но и большей стоимостью. Народ попроще, а также заядлые курильщики довольствовались папиросами без фильтра.

К бесфильтровым сигаретам в Советском Союзе относились:

  • «Прима».
  • «Астра».
  • «Памир».
  • «Ватра».
  • «Полет».
  • «Казбек».
  • «Любительские».
  • «Наша марка».
  • Папиросы «Беломорканал» производителей Москвы и Ленинграда.

Популярными марками сигарет с фильтром в СССР были:

  • «Ява».
  • «Космос».
  • «Золотое руно».
  • «Союз-Аполлон».

Первая пачка папирос появилась в 1932 году на фабрике им. Урицкого. Родиной «Беломорканала» стал Ленинград. В скором времени марка стала весьма популярной в СССР и за рубежом.

На самой пачке папирос «Беломорканал» рисунок границы Союза в состоянии до Советско-Финской войны. Однако в 1940 году на изображении карты добавились и Суэцкий и Кильский каналы. Целью такого дизайна упаковки было показать самую большую длину Беломоро-Балтийского водохранилища.

Сегодня в музее конопли столицы Нидерландов среди предметов, предназначенных для курения, находится и пачка «Беломорканала».

Существует интересная легенда, связанная с папиросами. Она состоит в том, что советские летчики в карте, изображенной на пачке «Беломора», получают отличный ориентир своих маршрутов.

Чем заменить никотин

Бросить курить – нелегкая задача, особенно для любителя со стажем. Однако есть некоторые продукты, содержащие долю никотина. Как ни странно, эти продукты – овощи, полезнее которых ничего нет на свете. Исследования ученых и врачей штата Мичиган еще в 1993 году дали возможность выявить следующие неопровержимые факты:

  • 10 килограмм баклажанов содержат 1 микрограмм никотина. Это примерно равно трехчасовому пассивному курению.
  • Еще один неожиданный овощ, содержащий никотин, – цветная капуста. 263 грамма овоща содержат 3,8 нг/г вредного вещества.
  • Картошка тоже «богата» на никотин: в 1 килограмме мякоти овоща присутствует 15,3 нг/г токсина.
  • Немного алкалоида и в картофельной кожуре – всего 4,8 нг/г. Необходимо съесть 208 грамм очистков для получения эффекта пассивного курения одной сигареты.
  • Рекордсмен по наличию никотина – помидор. Зеленые томаты содержат 42,8 нг/г токсина. Спелые овощи гораздо безвреднее – они «богаты» всего на каких-то 4,1 нг/г.

Но победителем токсичных гонок является пюре из свежих помидоров. 52 нг/г – ошеломляющая цифра! Хватит всего 244 грамм этого блюда – и эффект пассивного курения обеспечен.

Кто не работает, тот не ест

Рабочий инструмент делался самими работниками непосредственно на месте стройки. А питание распределялось в зависимости от выработки. Те, кто отставал или болел, получал меньше еды. Каждому строителю Беломорканала выделяли в день по полкилограмма хлеба, кашу и суп. А вот ударников кормили на убой. Так стол зэков описывал советский писатель Александр Авдеев:

«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…» Заключённые занимались подрывами скал и вывозом камней на тачках Да, строительство канала не обошлось без жертв умерло примерно десять тысяч заключенных. Но не из-за того, что их расстреливали или специально морили голодом. Самая распространенная причина смерти инфекционные болезни.

За труд советское государство отблагодарило многих арестантов. После окончания строительства больше 12 тысяч человек сразу получили свободу, для 60 тысяч были сокращены сроки пребывания в лагерях. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев, который ударно работал на Беломорканале счетоводом и диспетчером. Агитационный плакат времён строительства

Великое преобразование природы

В 1948 году СССР приступил к реализации беспрецедентного
плана преобразования природы, по которому за 15 лет на территории государства предполагалось
создать восемь гигантских лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5300
километров.

План приняли по инициативе Сталина, чтобы преградить дорогу жарким
юго-восточным суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Всего
планировалось высадить более 4 миллионов гектаров леса.

Помимо государственных лесных защитных полос началась работа
по созданию оросительных систем — всего предполагалось выкопать более 4 тысяч водохранилищ.
Первую лесополосу успешно высадили от
уральской горы Вишневая до побережья Каспия.

Со смертью Сталина в 1953 году выполнение грандиозного
плана свернули. За несколько десятилетий многие лесополосы вырубили, сотни искусственных
водоемов забросили, а созданные 570 лесозащитных станций — ликвидировали.

Осушить Каспийское море

Один из самых впечатляющих проектов принадлежал лично Иосифу Сталину. Однажды в 1952 году он вызвал к себе гидротехника Сергея Жука, который возглавлял Всесоюзный государственный проектный институт «Гидроэнергопроект» и только что успешно завершил строительство Волго-Донского канала. Сталин попросил захватить с собой карту Каспийского моря. Дальнейшее описывает тогдашний глава КГБ Иван Серов в своих мемуарах «Записки из чемодана», вышедших в 2016 году:

Я смотрю на него удивленными глазами, а он на меня с серьезным видом. Затем я обрел голос и говорю: «Ну, а вы что сказали?» Он отвечает: «Я сказал, это возможно, но я подсчитаю». Правда, товарищ Микоян выступил и сказал товарищу Сталину, что мы лишимся черной икры, которую экспортируем на весь мир за валюту. Тогда Сталин строго сказал Микояну, что ты рассуждаешь с торгашеских позиций, нам нефть нужна».

За три года до этого на Каспии пробурили первую в СССР нефтяную скважину в открытом море. На тот момент это было главное место добычи нефти в Советском Союзе, западносибирские месторождения еще не были открыты. Бурить скважины в море оказалось крайне дорого и затруднительно, поэтому Сталин поручил ученым детально проработать его проект, суливший большую выгоду. Задачи были поставлены так: «Волгу отвести в казахские степи, Куру запрудить, а на других реках, впадающих в Каспийское море, подумать, что сделать, чтобы они не наполняли Каспийское море».

Сергей Жук провел расчеты за две недели и доложил Сталину:

«Надо отвести Терек, который может быть использован для орошения полей. Реку Кура можно запрудить, но строительство плотины обойдется очень дорого и, кроме того, с годами образуется громадное озеро, которое зальет большую площадь плодородной земли.

Если мы удачно отведем реки, то все равно Каспийское море будет немного наполняться от осадков, так как площадь зеркала составляет сотни квадратных километров. Однако испарение воды из моря будет только 4 см в год. Если еще организовать откачку воды из моря и плюс испарения, то и при этих условиях потребуется для осушения дна 16–17 лет».

По воспоминаниям Жука, товарищ Сталин заслушал речь и сказал: «Пожалуй, не стоит», а сам гидротехник при этом подумал: «Слава богу, что не решились на это осушение».

«Тайные» изображения на упаковке, наследие «Беломора»

В целом, советские курильщики развлекались с изображением на «Беломорканале» как могли. Они включали свою фантазию и находили на упаковке самые разные изображения цифр, зверей, других предметов. Кто-то видел на картинке цифры четырнадцать, двадцать девять, тридцать девять; другие же обнаруживали на пачке рисунки пилы, белки, головы. Над молодыми и неопытными курильщиками «старожилы» даже подшучивали, предлагая им найти на пачке «Беломора» медведя. Но обнаружить его там было невозможно, так как его попросту не было. Курильщики отшучивались: «медведь спрятался за горами». Кроме всего прочего, о «Беломорканале» была придумана масса анекдотов и прочего народного фольклора.

Вот так простые с виду папиросы стали культовым предметом советской истории. Жители тех времен с упоением вспоминают о папиросах «Беломор», хотя сейчас появились более качественные сигареты. Правда, даже сегодня есть возможность «насладиться» «Беломорканалом», ведь его по-прежнему выпускают. Конечно, вряд ли это «те самые» папиросы, ведь производит их, в частности, бренд «Донской табак». Кстати, именно аббревиатура БК в итоге вылилась в название «бычок», которое сейчас используют в отношении окурка. Вот такие вот интересные факты связаны с папиросами «Беломорканал».

Курение вредит вашему здоровью, пусть необычные факты, связанные с табаком, останутся в истории.

Интересные факты о «Беломоре»

С маркой папирос связано немало занимательных историй. Познакомимся с несколькими из них:

  • Всем известен сленговый термин, обозначающий окурок – «бычок». Это слово возникло благодаря «Беломорканалу»: сокращенное БК трансформировалось в БэКа, далее – в «быка» и, наконец, в «бычка».
  • На протяжении некоторого времени производились цигарки данной марки с фильтром. Однако, они по непонятной причине, не прижились среди курильщиков и были сняты с производства.
  • Табак в папиросах «Беломорканал» считается экологически чистым и без вредных примесей.
  • Марка очень популярна в ближнем зарубежье – в Чехии и Польше, Словакии и Германии. Там «Беломор» является предметом вожделения любителей военной истории.

Употребление сигарет не только опасно для жизни самого любителя подымить. В первую очередь, сам о том не задумываясь, курящий человек становится причиной дискомфорта окружающих. Доказано, что пассивное вдыхание табачного дыма в разы опаснее активного. Кроме того, не очень приятно общаться с человеком, насквозь пропитанным зловонным амбре. После курильщика часто возникает желание хорошенько проветрить помещение.

Вред курения на организм заключается в ограниченном доступе кислорода во все ткани – от мышечной до легочной. В результате кислородного голодания страдает в первую очередь мозг. Последствиями являются нарушение памяти, потеря концентрации внимания, постоянная сонливость.

В результате курения развиваются патологии легких, желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей. Для мужчин любовь к сигаретам может сказаться на понижении потенции. Курящие женщины со временем теряют красоту кожи и блеск волос.

Вследствие употребления табачного дыма расстраивается и нервная система человека. Появляется необоснованное раздражение, частая смена настроения. Все это влияет не только на эмоциональное состояние курильщика, но и на его отношение с окружающими.

Тлетворное влияние курения на организм человека проявляется не сразу. Но это лишь вопрос времени. Все зависит от количества выкуренных сигарет и состояния здоровья курильщика.

Советские сигареты: интересные факты

Табачное производство в Советском Союзе занимало не последнее место. Благодаря большому количеству изготовленных сигарет ежегодно (около 365 миллиардов штук) страна вошла в тройку самых крупных компаний мира (на первом и втором месте – США и Китай). Все дело в пагубной привычке первых лиц государства. Так, верховный генералиссимус Иосиф Сталин с удовольствием курил «Герцеговину Флор», а Леонид Брежнев предпочитал сигареты «Новость».

Первые сигареты в СССР выпускались без фильтра. В 1966 году появились папиросы «Космос», «Ява», «Золотое руно». Все они были оснащены цилиндром из ацетатного шелка, обернутого в бумагу. Папиросы «Беломорканал» заканчивались простой картонной гильзой.

Примечательно, что видов сигарет в СССР было больше, чем сортов колбасы или твердого сыра. По разнообразию советские папиросы превосходили любую разновидность товаров народного потребления.

История Беломорканала

До 1961-го года канал носил название им. Сталина.  И именно с именем Вождя всех времён и народов появление канала связана неразрывно. Соответственно и цена его постройки — количество человеческих судеб и жизней, прошедших горнило тяжёлых условий строительства до сих пор не имеет точной оценки. «Лес рубят — щепки летят»: говаривал Вождь. А цена человеческой жизни у нас (и пожалуй за всю историю России) — ломаный грош.

На строительстве Беломорканала широко применялся труд заключённых.

И по разным источникам за время строительства ББК (1931—1933 г.)  умерло 10 936 з/к. А по другим  — от 50 до 200 тысяч человек. Только после окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых. При каждом шлюзе (а их 19-ть) был организован специализированный рабочий посёлок. Для проживания (по месту) обслуживающего и технического персонала. Посёлки и ныне носят названия числительных шлюзов. Этот, 19-ый, что в Беломорске — «Посёлок при 19-ом шлюзе ББК».

В настоящее время Беломорский канал — функционирует. И вполне себе в нормальном режиме. Не так, конечно, как  в прошлом, ХХ-ом веке. Пик судоходства на ББК пришёлся на середину-конец 80-ых годов. Тогда в год перевозилось около 7 млн. 300 тыс. грузов. В 90-ые канал эксплуатировался номинально. Только с 2000-ых грузооборот и судоходство по каналу стало набирать обороты. Но, в любом случае, до показателей прошлой эпохи — ещё очень и очень далеко. Например, в 2010-13 гг. грузооборот по Беломорканалу достигал цифры в полмиллиона тонн за навигацию. В 2012 — ом году по каналу начал регулярно курсировать круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая». Это судно специально было построено под габариты шлюзов ББК. А в соответствии со своим классом «река-море», оно может выходить в Белое море и швартоваться у Соловецкого архипелага.

Конструкция и описание Беломорканала

Всего на протяжении Беломорско-Балтийского канала 128 объектов, в числе их:

  • 19 шлюзов;
  • 15 плотин;
  • 19 водоспусков;
  • 33 искусственных канала;
  • 49 дамб;
  • 5 гидроэлектростанций.

Шлюзы канала представляют две группы, которые обеспечивают проход судов на южном и северном склонах. На южном склоне есть семь шлюзов, которые создают напор 69 метров, анна северном – двенадцать шлюзов, которые создают напор в 102 метра. Из общего числа шесть шлюзов ББК являются однокамерными, а 13 – двухкамерными. Все имеют конструкцию одного типа и одинаковые размеры камер.

Пять электростанций, это: Ондская, Беломорская, Палокоргская, Маткожненская и Выгостровская ГЭС. Суммарная мощность – 240 МВт. Гидроэлектростанции строились начиная с 1949 года.

Начало строительства Беломорканала. И как велись работы по его сооружению

К строительству канала приступили в 1931 году. И планировали ударно завершить стройку в 3 года.  А для ускорения работ изменили и габариты шлюзов и глубину канала. Изначально планировались габариты камер  в 312 х 20 х 7 метров. А в результате изменившихся планов  всего 133 х 14,3 х 4 метра (длина, ширина, глубина).

Интересно, что после ввода канала в эксплуатацию, когда одними из первых по нему совершили прогулку на водном катере партийные вожди ( И. Сталин, К. Ворошилов и С. Киров) очевидцы свидетельствовали, что сам Сталин охарактеризовал ББК как бессмысленный и никому не нужный. Особо отметив, что канал получился очень мелким и узким. На момент ввода объекта в эксплуатацию — его глубина составила всего 3,65 м. Что, в прочем, не помешало дать каналу имя Великого вождя. Которое канал носил и после его смерти аж до 1961 года.

Стройка Беломорканала была значимой стройкой первой пятилетки в СССР. И первой полностью лагерной. Т.е. практически всё строительство велось исключительно заключёнными.

З/к на строительстве ББК:

З/к на стройке Беломорканала

Возведение канала считалось гордостью Советской власти, но к так называемым «Великим стройкам коммунизма» отнесено не было.

Заключённых ГУЛАГа, отправленных на это строительство, насчитывалось более 250 тыс. человек. Из которых (по до сих пор точно не установленным данным) погибло около 12 800. Стройке предавалась военизированная форма, и потому, по аналогии с армией («красноармейцы»), заключённых БелБалтЛага (Беломорско-Балтийский лагерь) — называли «каналоармейцами».

Именно с этой лагерной стройки  появилось расхожее и короткое название «зэк» («зэ/ка», «з/к»).  Сокращение от «заключённый каналоармеец».

А ещё слэнговое жаргонное слово «туфта» родилось здесь.  Которое является аббревиатурой от фразы «Техника Учёта Фиктивного Труда». На строительстве ББК, как и на всех стройках в СССР, часто для выполнения плана использовались различные ухищрения. Приписки, фиктивные проценты выполнения сверх норм и т.д. и т.п. Издержки плановой экономики, в которой, ради получения премий или показателей шли на подмену фактов и плановых цифр.

Труд з/к и технические средства, использовавшиеся на строительстве Беломорканала

На строительстве ББК среди заключённых ходила пословица: «Без туфты и аммонала не построим мы канала».

Аммонал — взрывчатка, которая применялась на этой стройке для подрыва каменной породы карельской тайги. Пожалуй, что это единственное «техническое средство», которое использовалось на этом строительстве. Лопата, тачка и кирка. Вот и весь подручный инструмент з/к строителей.

З/к с тачкой на строительстве ББК

Подъёмные механизмы:

Подъемный блок

При строительстве ББК использовались исключительно подручные материалы.  Древесина, камень, грунт и торф.

Вот, например, платформа — вагонетка. С деревянными колёсами и деревянными рельсами:

Деревянная «железная» дорога

Камеры и стены шлюзов выстилали сплошь брёвнами:

ББК. деревянная оснастка камеры шлюза

Вся механизация — простейшие механические блоки из древесины и верёвок:

Строительство ББК

Камеры шлюзов:

Деревянные леса на одном из строящихся шлюзов ББК

Строительство канала в соответствии с планами было завершено примерно за 20 месяцев (1 год и 9 месяцев по разным источникам). Датой окончания стройки принято считать 20 июня 1933 года. А официальное открытие его состоялось 2 августа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: