Молодой предприниматель Клод Моне
Возможно жилка торговца, перешедшая от отца или недостаток карманных денег, сформировало в голове мальчика идею брать плату за свои работы. Цена в двадцать франков была, по его мнению, отличной платой за его труды. Его «популярность» довольно быстро набирала все большие обороты и его работы можно было увидеть в окнах витрины одинокой в этом городе лавки для художеств. Порой толпы ротозеев собирались посмотреть на новые творения юного карикатуриста
Пусть и не мировая известность, но такое внимание было приятно Моне, и он гордился собой. Не один раз в этом же магазинчике вместе с его работами выставляли работы местного мариниста Эжена Будена
Оскар с его нестандартным восприятием мира и свободолюбивой натурой абсолютно не воспринимал реалистическую живопись художника.
Каждый раз видя эти детально прорисованные камни, волны, людей и небо он чувствовал отвращение и недоверие. Еще ни разу, не встретивший мариниста в живую он ненавидел его из-за его работ и всячески отказывался знакомиться с ним. Однако волею судьбы как-то раз они одновременно пришли в художественную лавку, и продавец между делом решил представить их друг другу. Эжен Буден будучи человеком отзывчивым и добрым положительно отозвался о карикатурах Моне и предложил ему направить свой талант в нужное русло. Пейзажи, портреты натюрморты это все должно было способствовать развитию его навыков, но было абсолютно ему ненавистно. Не один раз Буден звал Клода на пленэры и прогулки, но юноша всегда находил повод отказаться. Настойчивость мариниста сделала свое дело и одним летним днем они все-таки отправились на совместный пленэр.
Клод Моне — Подсолнухи
Цитаты Клода Моне
- «Когда вы начинаете рисовать картину, постарайтесь забыть, какие объекты перед вами: дерево, дом, поле или что-то ещё. Просто подумайте: «Вот маленький синий квадратик, здесь продолговатый розовый, а здесь – жёлтая полоса», и нарисуйте их так, как они вам видятся, чтобы создать своё собственное простое видение пейзажа».
- «Моя единственная заслуга в том, что я рисовал непосредственно природу, пытаясь передать мои впечатления от самых мимолётных эффектов, и я очень сожалею о том, что моя картина послужила названием для целой группы, в которой фактически не было ничего импрессионистского».
- «Искусство – это всегда одно и то же: транспозиция Природы, которая требует как силы воли, так и тонкого восприятия».
- «Для меня пейзаж не существует сам по себе, поскольку его вид меняется каждый момент; однако его оживляет окружение – воздух и свет, которые постоянно меняются… Для меня только окружающая атмосфера придаёт объектам их истинную ценность».
- «Прошло много времени с тех пор, как я верил, что можно воспитать у публики вкус».
- «Когда я вижу природу, я чувствую, что могу запечатлеть всё, – а потом, когда ты работаешь, это ощущение исчезает!»
- «Я хотел бы рисовать, как поёт птица.»
История возникновения импрессионизма
К середине XIX века в Европе доминировали три стиля — классицизм, романтизм и реализм. К мастерству художника предъявляли высокие требования, он должен был окончить Школу изящных искусств. От последователей реализма ожидали точное изображение предмета и действительности. При этом публика находила сюжет слишком приземленными.
Картины классицизма и романтизма казались чересчур возвышенными. В живописи назревает кризис. Возникла необходимость в появлении другого стиля. Молодые художники желали совершить революцию в искусстве. В старых школах были живописцы, которые стали экспериментировать со своим стилем.
Импрессионизм возник в 1860-ее гг во Франции и позже оказал сильное влияние на развитие живописи. Этот термин был придуман журналистом и ярым противником нового течения Луи Леруа. В своей статье, посвященной выставке молодых художников «Салон отверженных» он посчитал их манеру письма неряшливой, раскритиковал их работы, а самих живописцев назвал «впечатлистами» или «впечатленцами».
Луи Леруа даже выдумал историю, как двое посетителей выставки потеряли рассудок после просмотра рисунка Клода Моне. Художники в знак протеста стали называть себя «импрессионистами». Несмотря на все старания Леруа, этот термин перестал носить уничижительный оттенок.
В 1874 году посетители выставки импрессионистов стали называть новый стиль революцией. Но это было не совсем так: предпосылки возникновения течения уже были. Некоторые импрессионистские черты можно увидеть в творчестве художников XVI-XVII веков. Но наибольшее влияние на новое течение оказали живописцы XIX века. Отдельно стоит выделить представителей барбизонской школы.
Именно в их творчестве начинают сильнее проявляться черты импрессионизма. Например, Эжен Буден стал учителем Клода Моне. Барбизонские художники одни из первых стали использовать пленэр в работе. У них будущие импрессионисты научились визуальным приемам.
Любимым местом сбора художников-бунтарей был Монмартр. В этой части Парижа в 60-е гг. проживало большинство творческих деятелей. Они собирались в местном кафе, в котором активнее всего дискутировал Моне. Там можно было встретить будущих великих импрессионистов — Дега, Писсарро, Сезанна.
Не меньшее влияние на развитие нового направления оказали английские художники. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Моне, Сислей и Писсарро побывали в Англии. Там они смогли изучить творчество знаменитых пейзажистов Констебла, Тёрнера и Крома. Позже импрессионисты будут говорить, что были восхищены творчеством английских художников.
Считается, что Эжен Делакруа был ближе всех к истокам нового течения. Еще в 30-е гг XIX в. он написал акварели, в которых явственно проступают импрессионистские черты. Делакруа уже в то время понимал разницу между естественными красками и оттенками, возникающими при определенном освещении.
Большое влияние на развитие импрессионизма оказал человек, называющий себя «независимым художником» — Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали общественный резонанс. Вместе с тем это повысило интерес публики к импрессионистам.
ОлимпияЭдуард Мане
Новую манеру письма критиковали, сюжеты не понимали, называя их вульгарными. Немногие из импрессионистов получили признание в ту эпоху. «Золотым веком» этого течения принято считать творчество Клода Моне.
Большинство ценителей сходятся во мнении, что ему лучше всех удалось передать красоту мгновения. Моне один из первых начал рисовать серию картин с изображением одного предмета в разное время суток.
Но расцвет импрессионизма не был долгим. Так, уверенно заявив о себе в 60-ее гг. к началу XX века он уступил свои позиции новым направлениям. Это неоимпрессионизм, пуантилизм, однако, большинство их представителей среди своих учителей называют Моне, Писсарро, Дега.
Без названияНикола де Сталь
В современной живописи художники также пытаются создать свой особенный стиль. В 1950-е гг появился абстрактный импрессионизм. Живописец не ставит перед собой предметное изображение. Примеры такого стиля можно увидеть в работах Никола де Сталя, Уильяма Дюваль. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие и восприятие живописи.
Развитие этого направления в России
Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции
Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее
Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:
- Исаак Левитан;
- Константин Коровин;
- Валентин Серов;
- Станислав Жуковский;
- Зинаида Серебрякова;
- Леонид Пастернак.
Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.
Картина Бато Дугаржапова
Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.
Драматургия жизни и творчества
Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.
На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.
Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».
Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».
Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.
Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.
Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.
Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне
Творчество
Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры
Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре
Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.
Дама в зеленом платье
Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.
Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.
Впечатление. Восходящее солнце
Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.
На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.
Бульвар Капуцинок
В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:
- вибрацию воздуха;
- изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
- взаимодействие света и тени.
На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.
На обеих картинах присутствует эффект фотографии:
- Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
- Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.
Вокзал Сен-Лазар
Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.
Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.
Руанский собор
Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.
Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.
Нимфеи (водяные лилии)
Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.
Другие работы
У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:
- «Женщины в саду».
- «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
- «Прогулка. Дама с зонтиком».
- «Сад художника в Живерни».
- «Поле маков у Аржантёя».
- Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
- Серия «Стога», включающая 22 работы.
- «Тополя» – 11 картин.
- Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
- «Венеция» – серия из 28 картин
На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».
Импрессионизм в других видах искусства
В литературе отдельного течения не образовалось, но некоторое влияние можно заметить в символизме и натурализме. Наиболее ярким представителем второго стиля считается Эмиль Золя, вокруг которого группировались другие известные писатели того времени — Ги де Мопассан, Поль Алексис.
Импрессионизм в литературе выражался в субъективном впечатлении автора, его личных представлениях о реальности. В таких литературных произведениях практически отсутствует сюжет, а все действия продиктованы инстинктами. Импрессионистские черты проявляются и в творчестве поэтов. Главным поклонником нового течения был Афанасий Афанасьевич Фет, воспевавший в своих стихотворениях красоту окружающего мира.
Импрессионизм в музыке сформировался в конце XIX – начале XX века. Сильнее всего прослеживается в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Музыкальный импрессионизм во многом схож с художественным. Композиторы использовали приглушенные звуки, плавные переходы. Музыкальные импрессионисты стремились передать шум воды, дуновение ветра, солнечный свет в своих композициях.
В скульптуре это течение проявилось в виде свободной пластики форм, позволяющей создать удивительную композицию. Мастера пытались передать момент движения и развития. Импрессионизм нашел свое отражение и в фотографии. В объектив попадали случайные прохожие, люди в движении. Фотографы-импрессионисты отказались от позирования, четких образов.
№7
Он не изобрел импрессионизм – он не был первым художником, использовавшим этот стиль. Но он, пожалуй, самый известный «импрессионист». Это потому, что сам термин «импрессионизм» произошел от одной из его картин.
В 1874 году художник изобразил сцену из порта в Гавре, которую он собирался показать на выставке. Свою работу он назвал «Впечатление. Восходящее солнце». Так как работы Моне и его единомышленников, таких как Эдгар Дега, Фредерик Базиль и Камиль Писсарро, часто отвергались Парижским салоном, художники-импрессионисты создали собственную независимую выставку под названием «L’Exposition des Révoltés».
Эта выставка была резко раскритикована журналистом Луи Леруа в газете «Le Charivari», какой использовал название картины, чтобы высмеять стиль, озаглавив свою статью так: «Выставка импрессионистов» (именно он считается человеком, придумавшим название этому стилю). Луи Леруа в своей статье так сильно раскритиковал картину Моне, что даже не чурался таких выражений как: «Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж». Излишне говорить, что картина стала символом радикального художественного движения, поскольку группа художников-авангардистов решила взять это название и сделать его своим новым стилем.
Личная жизнь
Моне за свою жизнь был дважды женат. Первой его женой и большой любовью стала Камилла Донсье, изображённая мужем на многих полотнах. С интервалом в 11 лет она родила мастеру двух детей – Жана и Мишеля. В 1879 году Камилла умерла. В жизни Клода появляется Алиса Гошеде, помогавшая ему в воспитании сыновей и ведении хозяйства. Поскольку она была замужем, их отношения были оформлены только после смерти её мужа в 1892 году. До смерти Алисы с 1893 года по 1911 год они жили вместе в Живерни.
Клод Моне и Алиса Гошеде
Мне нравится1Не нравится
Старший сын художника Жан родился в 1967 году. В пятилетнем возрасте отец нарисовал его верхом на лошади. Картина хранилась у мастера дома и не выставлялась на показ. Жан выучился на химика и работал у своего дяди Леона Моне. Был женат на своей сводной сестре Бланш Ошеде. Умер раньше отца в 1914 году после продолжительной болезни.
Младший сын художника Мишель родился в 1878 году и прожил долгую жизнь. В 1926 году после смерти отца стал его единственным наследником. Мишель не любил Живерни, садом до своей смерти занималась жена старшего брата. Незадолго до смерти младший сын передал свою крупнейшую из коллекции работу отца в музей Мармоттан-Моне в Париже. А музей, образованный двумя оставленными коллекциями, стал выдающимся собранием живописи импрессионистов.
Мишель Моне был большим поклонником автомобильных гонок и погиб в автокатастрофе в 1966 году.
Детство художника
Оскар Клод Моне родом из Парижа. Появился на свет 14 ноября 1840 года. Он был вторым ребёнком в семье. Мать Луиза Жюстина, урождённая Обре, тяготела к искусству. Отец Клод Огюст был прагматичным бакалейщиком, считавшим что сын будет продолжать семейное дело. Семья была вполне благополучной.
В пятилетнем возрасте Клод меняет место жительства. Его семья переезжает в Нормандию. Детские впечатления от жизни на Атлантическом побережье нашли отражение в его работах. Непоседа Клод не любил сидеть в школе без дела. Большую часть времени он проводил на берегу.
Уже в детские годы у мальчика проявилась склонность к рисованию. Но скалы в этом возрасте его не впечатляли. Молодой Моне вкусил прелесть создания портретов своих учителей и знакомых. Чаще всего это были не дружеские шаржи, а неуважительные карикатуры, которые вряд ли нравились людям, изображенным на них.
Искусство карикатуриста достигло такого мастерства, что в пятнадцатилетнем возрасте к нему пришла известность. Клод Моне становится популярным мастером в Гавре, к нему выстраиваются очереди из желающих заказать рисунок. А у самого автора, кроме художественных наклонностей, проявились качества, присущие его отцу. Подросток начал брать деньги за карикатуры – по 20 франков. Довольно быстро он сумел накопить 2 тыс. франков, что было весьма значительной суммой.
Карикатуры молодого Клода выставлялись в городской художественной лавке. Юноша любил стоять недалеко от её витрин, получая удовольствие от внимания горожан к его рисункам. Он был горд собой. В то же время юноша презрительно относился к живописным произведениям в красках, где были изображены морское побережье и бытовые сцены.
Клод Моне в молодости
Мне нравится2Не нравится
Гавр был небольшим провинциальным городом. Именно здесь в середине 19 столетия встретились двое людей, ставших впоследствии известными художниками.
В одно время с Клодом Моне в Гавре жил уже состоявшийся художник – Эжен Буден. Он был старше Клода на 16 лет и уже определился с тематикой своих работ и изобразительным стилем. Но слава пришла к нему только в конце жизни. Его полотна посвящены состоятельной публике на морских курортах. При этом художник работал в стиле близком к импрессионизму, что позволило его картинам участвовать в первой выставке этого направления в 1874 году.
Моне и Буден встретились в 1857 году. До этого Клод избегал встречи со старшим коллегой, считая его работы недостойными внимания. Но более опытный художник сумел вызвать расположение карикатуриста и интерес к своему творчеству. После долгих отказов Моне согласился отправиться поработать над пейзажами.
В 1859 году Клод решает поехать в Париж. К этому времени он потерял мать. С отцом они организовали недолгую поездку с целью посетить выставки художников, которых Моне посоветовали ученики Будена и познакомиться с ними. Но молодой художник не желал встречаться с известными живописцами, которых ему рекомендовали в Гавре, и поступать в Школу изящных искусств.
Вместо этого он знакомится с компанией молодых и дерзких коллег, которых, как и самого Моне, не устраивала традиционная живопись. Кружок единомышленников и споры о новых изобразительных методах побудили юношу остаться в столице Франции. Отец не одобрил его выбор и отказался от финансирования. Помогать начинающему художнику стала тетя,.
В 1860 году Клода Моне призвали на военную службу. Отбывал он ее в Алжире. Военная страница в жизни художника длилась около года. Спустя некоторое время он заболел тифом. После болезни не продолжил дальнейшей службы, которая продолжалась бы 7 лет. В этом ему помогла тетя.
Кратко о жизни автора
Клод Моне родился в Париже в 1840 году. Его отец был бакалейщиком, и пока мальчик был маленьким, семья перебралась в Нормандию, в Гавр. Именно здесь парень начал заниматься рисованием, но тогда это были карикатуры, сделавшие его в городе довольно известным. Работы талантливого мальчика замечает Эжен Буден, который пишет пейзажи, он уговаривает Моне не останавливаться, а учиться дальше.
Отслужив в армии, юноша поступает в университет на факультет искусств. Обучение он начал в студии Шарля Глейра, где познавали азы Фредерик Базиль и Огюст Ренуар. Именно эта троица стала толчком для развития импрессионизма.
Социальный статус и краткосрочная выгода: как маркетологи продвигают бренды
Чем россияне чаще объясняют успехи в карьере — упорным трудом или везением
Спрос, актуальность: стоит ли открывать соляную пещеру, особенности бизнеса
Клод Моне прожил 86 лет. У него было 2 сына: Жан и Мишель. Художнику дважды удаляли катаракту. На фоне этого у него изменилось цветовосприятие, что заметно по его картинам. После них он пишет в основном на природе. Умер Моне в Живерне от рака легких.
Одна из первых картин автора, сохранившихся до наших дней – портрет супруги под названием «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье». Работа написана в 1866 году, когда молодые люди еще не были женаты, они только познакомились, и Оскар был пламенно влюблен в Камиллу. Буквально за несколько дней художник написал портрет своей возлюбленной. И пускай она не идеальная, но в работе чувствуется душа и огромная страсть. Моне никогда не приукрашивал свои работы, он переносил на полотно то, что видел.
Прибыльно, быстро, окупаемо: стоит ли открывать мастерскую по ремонту обуви
Актуально и прибыльно: стоит ли начинать бизнес по разведению породистых кошек
Опросы на уровне организации: используем психологию, выбирая менеджера
Направление в искусстве получило свое название «импрессионизм» благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Impression. Sunrise.
Вечерний собор
«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.
Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.
Творчество художника
К середине 19 века значительное количество молодых художников занимается поисками новых изобразительных средств. По канонам академической живописи картины должны максимально достоверно передавать изображаемые объекты. Такой стиль, господствовавший в изобразительном искусстве не одно столетие, уже не отвечал требованиям современности.
Техническая революция, а затем и смена укладов жизни требовали и новой живописи. Одним из первых разрушителей стереотипов стал Клод Моне, считавший, что на полотне нужно изображать мгновение, создающее настроение. Его техника письма экспрессивными мазками без проработки деталей передает действительность окружающей среды.
В подобном стиле работала группа единомышленников, представленных такими мастерами как Ренуар, Сислей, Сезанн, Дега, Берта Моризо, Писарро. В 1874 году была проведена первая выставка работ, выполненных в этом направлении – «Салон отверженных». Инициаторами выставки стали сами живописцы, отвергаемые официальным Салоном, где выставлялись работы в академической манере изображения.
Организовывая свой вернисаж, художники рассчитывали поправить материальное положение. Однако этого не произошло. Выставка получила в основном отрицательную критику, а работ было продано крайне мало. Несмотря ни на что, она вошла в историю, а ее первые участники были названы импрессионистами. Термин произошёл от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
До выставки 1874 года Моне трудился в новом стиле уже 8 лет. Его первая известная работа – портрет Камиллы Донсье «Женщина в зелёном». Позже она стала его женой. В это же время появляется «Завтрак на траве», полотно которого не сохранено.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов художник живёт в Англии. В Лондоне он знакомится с Дюран-Рюэлем. Он коллекционер, меценат и торговец картинами. Сыграл заметную роль в судьбе Клода. Возвратившись на родину, Моне пишет картины, ставшие его лучшими творениями. Они выставлялись на выставке «Салон отверженных», но оценены по заслугам были гораздо позже. Среди них «Бульвар Капуцинок», «Поле маков у Аржантея».
Клод Моне в собственном саду
Мне нравится1Не нравится
В это время художник живёт в Аржантее, пригороде Парижа у Сены. Многие из его работ посвящены французской реке, её видам с лодками и судами. 1877 год ознаменовался серией произведений, посвящённых вокзалу Сен-Лазар. В этот же период создаются серии Руанского собора. Новаторским в этих работах является то, что изображается один и тот же объект при разной освещённости, и это дарит особое настроение.
Виктор Гюго о художнике.
Картины художника уже неплохо продаются. Накопив денег, он переезжает в любимую с детства Нормандию. До моря не добирается, а располагается ближе к селению Живерни. Здесь у Моне большой дом вблизи Сены. Постоянно работая, он совершенствует художественные приемы
Все внимание уделяется свету и цвету.
Последние десятилетия своей жизни в Живерни художник создаёт вокруг себя благоприятную обстановку: он вместе с садовником занимаются усадебным садом. Особой любовью Моне пользуется устроенный им пруд в японском стиле. Водоём украшены лилиями – главными украшениями водной глади. Теме разнообразных лилий (кувшинок) посвящена самая крупная серия мастера, насчитывающая более 250 полотен.
Жорж Клемансо, премьер-министр Франции.
Кувшинкам в своих картинах художник посвятил последние 26 лет жизни. Эти работы украшают теперь лучшие музеи мира на всех континентах. А ещё в Живерни были созданы всемирно известные: «Стога», «Скалы в Бель-Иль», «Тополя», «Лондон».
Клод Моне
Знаменитый французский живописец, один из основоположников импрессионизма, Клод Моне жил в Руане с 1892 по 1895 годы. Здесь он нарисовал свою знаменитую серию картин, состоящую из 50 полотен с видами Руанского собора практически с одной точки зрения, при разном освещении и времени года. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Не видно ни башен, ни колокольни. Меняется только свет и цвет. Именно воздействие освещения на наше восприятие хотел показать художник, иллюзорность реальности. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Такая экспозиция была организована в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля, где было представлено 20 полотен с изображениями Руанского собора, развешанные в своответствии с измнением освещенности, как и задумал Моне. Выставка имела большой успех, но была единственной для этой серии картин. Несмотря на старания друга художника Жоржа Клемансо, впоследствии ставшего премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.
До переезда в Руан Клод Моне долгое время жил в деревеньке Живерни, в пригороде Руана. Художник часто бывал в Руане, делая наброски картин, многие из которых завершал уже в своей мастерской в Живерни.
Руанский собор на серии полотен Клода Моне
По дорогам жизни
В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.
К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.
Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.
С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.
В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.
Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция
Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.
На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция