Валерий яковлевич брюсов

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам — иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть». Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после — стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.


Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева


Валерий Брюсов


Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Интересные ответы

  • Хронологическая таблица Жуковского (жизнь и творчество) 1783 — родился будущий поэт Василий Жуковский. Его отцом был богатый тульский помещик Афанасий Бунин, а матерью — турецкая девушка, взятая в плен во время войны. Василий был незаконнорожденным, поэтому его записали на фамилию друга Бунина
  • Что такое баллада в литературе? Баллада, как жанр литературы, появилась несколько столетий назад. Само слово «баллада» происходит из латинского языка и несет музыкальный смысл, переводится как танец или танцевальная песня.
  • Торф — полезное ископаемое сообщение доклад (4 класс окружающий мир) Торф – это очень нужное людям горючее полезное ископаемое. Оно получается при гниении мхов, травы и лишайников на болотах или болотистых участках.
  • Слова
  • Доклад Вороний глаз (2, 3 класс окружающий мир) сообщение В смешанных и хвойных лесах умеренного климатического пояса встречается удивительное растение с необычным названием – вороний глаз. Оно растет в тени деревьев, вдали от солнечных лучей.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Символизм в творчестве автора

Юношеское увлечение французскими поэтами-символистами наложило колоссальный отпечаток на все творчество Брюсова.

В 1895 году он выпустил три сборника, объединенных названием «Русские символисты», где напечатал как собственные стихотворения, так и произведения нескольких университетских товарищей.

Для того чтобы создать мистификацию вокруг своего проекта и имитировать впечатление о сотрудничестве с множеством авторов, Брюсов придумал подписывать собственные стихотворения разными именами и таинственными аббревиатурами. Среди псевдонимов были:

  • Аврелий;
  • Бр-ов В.;
  • Пентаур;
  • Веригин А.;
  • Москвитянин;
  • Александр;
  • Бакулин В.;
  • Спасский;
  • Гармодий и т. д.

Первые самостоятельные сборники автора («Шедевры» (1895) и «Это я» (1897)), выпущенные под его именем, были прохладно встречены критикой. Их называли декадентскими, отстраненными, избыточно мечтательными и далекими от реального мира.

Наряду с написанием стихов, Брюсов активно продвигал идеи символизма в массы. В частности, он был главой «московского» подразделения школы (в Петербурге эту должность занимал Д. Мережковский при поддержке А. Добролюбова). Вместе со своими товарищами в 1899 году он организовал работу издательства «Скорпион», которое стало сотрудничать с молодыми прогрессивными поэтами.

В начале 1904 года автор смог привлечь внимание мецената С. Полякова, выделившего деньги на создание ежемесячного журнала «Весы», выходившего под эгидой «Скорпиона»

Поэт был бессменным руководителем периодического издания вплоть до его закрытия, произошедшего в 1909 году. Среди постоянных сотрудников «Весов» были такие представители отечественной литературы, как:

  • А. Белый;
  • К. Бальмонт;
  • М. Волошин;
  • Ф. Сологуб;
  • З. Гиппиус;
  • Н. Гумилев;
  • В. Розанов и т. д.

Однако недруги литератора были иного мнения о его персоне. Согласно их едким комментариям, ему больше удавалось администрирование и учительство, чем писательство. В частности, М. Цветаева говорила, что у Брюсова совершенно нет ни авторского чутья, ни творческого слуха, необходимых настоящему поэту.

Александр Солженицын

Годы жизни: 11 декабря 1918 – 3 августа 2008.

Самые известные произведения: «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день из жизни Ивана Денисовича».

Солженицына сравнивают со Львом Толстым, даже считают его преемником. Он также любил правду и писал «солидные» произведения о жизни людей и о социальных явлениях, происходящих в обществе.

Писатель хотел обратить внимание читателей на проблемы тоталитаризма. Причем он описывал исторические события с разных ракурсов

Читатель получает уникальную возможность понять, как относились к тому или иному историческому факту люди, которые находились по «разные стороны баррикад».

Отличительной особенностью его творчества называют документальность. Каждый его герой – это прототип реального человека. Солженицын не занимался литературным вымыслом, он просто описывал жизнь.

Любовь и женщины

Подобно многим молодым людям своего времени, писатель вел записи всех важных жизненных событий. Значительную часть дневников составила личная жизнь Брюсова, его многочисленные любовные похождения, в которых он самозабвенно описывал свои чувства и переживания:

  1. Первым серьезным увлечением молодого символиста была 25-летняя Елена Андреевна Маслова из простой русской семьи, довольна некрасивая, с безумными глазами по описанию поэта. Роман длился около двух лет, пока болезнь и скоропостижная смерть девушки не прервали его.
  2. В 23 года поэт женился на обрусевшей чешке и гувернантке своих сестер Иоанне Рунт. По словам Зинаиды Гиппиус, девушка была «необыкновенно обыкновенной», тихого нрава, терпеливо переносила любовные похождения мужа. Хотя брак был бездетным, супруги прожили вместе до кончины писателя. Похоронив мужа, Иоанна дожила до глубокой старости, сохранив для потомков дневники поэта.
  3. Трагично сложилась судьба новой пассии Брюсова, дочери надворного советника Надежды Григорьевны Львовой, с которой литератор познакомился в 1913 году. Юная курсистка и молодая поэтесса очаровала уже маститого поэта, который был старше ее на 18 лет. Однако для Брюсова это было очередным увлечением. Не пережив неразделенной любви, она застрелилась из револьвера, оставив на имя писателя свои дневники и рукописи.
  4. «Ты — слаще смерти, ты — желанней яда», — так писал поэт о своей новой музе Нине Ивановне Петровской, с которой был связан узами любви более 7 лет. Отдаваясь чувствам одержимо и самозабвенно, Нина того же требовала и от Валерия. Но у него была другая всепоглощающая страсть, тогда она решила навсегда уехать из России. А в 1928 году, пережив поэта всего на 4 года, покончила жизнь самоубийством, включив газ в гостиничном номере.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II

С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н

Некрасова. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Александр Блок


Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images Блок так же, как и остальные его коллеги по литературному цеху, был поставлен революцией перед необходимостью служить, чтобы кормить себя и семью. Однако его отношение к службе в первые дни после Октября было иным: он искренне верил в возможность «музыкального соглашения» между интеллигенцией и большевиками.

В начале января 1918 года газета «Петроградское эхо» задала ряду видных литературных и общественных деятелей вопрос: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» Блок ответил на него однозначно: «Может и обязана». Однако служба, начавшись по идейным мотивам, вскоре стала для него необходимостью, зачастую почти невыносимой. Мало того, прокормиться можно было, только работая сразу в нескольких местах. В записных книжках Блока регулярные сетования на бедственность положения («Ни пищи, ни денег») соседствуют с не менее отчаянными жалобами на бесконечность и утомительность заседаний: «Как я устаю от бессмысленности заседаний!» И было от чего устать: зачастую заседания в разных секциях, редколлегиях и союзах сменяли друг друга почти без перерыва — благо, некоторые из них находились в соседних помещениях, да и их сотрудники во многом пересекались. К тому же мемуаристы отмечают крайнюю добросовестность Блока по отношению к выполнению своих служебных обязанностей. «Он не пропускал ни одного заседания… ему приходилось входить в разные мелочи и заботиться о дровах для Союза и хотя бы единовременных пайках в помощь нуждающимся членам и посещать собрания», — вспоминала Н. Павлович.

Вот полный перечень организаций, в деятельности которых принимал участие Блок:

— Комиссия Наркомпроса по изданию русских классиков; — ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса; — издательство «Алконост» — с весны 1919 года Блок избран членом редколлегии журнала «Записки мечтателей», издаваемого «Алконостом»; — Большой драматический театр — председатель режиссерского управления; — Вольфила — член-учредитель; — издательство «Всемирная литература»; — Профсоюз деятелей художественной литературы; — Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов — председатель и один из организаторов; — «Издательство З. И. Гржебина» (там Блок подготовил к изданию том стихотворений Лермонтова, написал к нему предисловие и участвовал в разработке серии «Сто лучших русских книг» — аналога «Всемирной литературы» на русском материале).

Несмотря на неизменную добросовестность в исполнении своих обязанностей и даже периоды энтузиазма в отношении той или иной деятельности на службе новой власти (а таковые, по мнению биографов поэта, безусловно, были — особенно близка была Блоку его театральная деятельность и в репертуарном отделе ТЕО, и на посту председателя директории БДТ), гнетущее ощущение от безрезультатности этой деятель­ности, отнимающей все силы и не оставляющей времени для творчества, сопутствовало всем годам службы Блока. «Что-нибудь одно: или быть писателем, или служить», — вспоминала слова поэта его тетка, Мария Бекетова.

Детские годы

Будущий поэт увидел этот мир в декабре 1873-го. Один дед мальчика прежде был крепостным, однако в середине девятнадцатого столетия сумел выкупиться и занялся торговлей; второй дед был не чужд делам литературным – он писал басни и даже выпустил собственный сборник, не исключено, что именно от него унаследовал свой талант Валерий Брюсов, биография которого интересна всем поклонникам его творчества.

С книжками мальчик познакомился рано – он научился читать в четыре года и, разумеется, жаждал применять новый навык как можно больше и чаще. В доме была огромная библиотека, и маленькому Валерику не возбранялось ею пользоваться. Однако ни сказок, ни какой-либо другой детской литературы там не водилось. Как позже вспоминал сам Брюсов, родители усиленно оберегали его от «всякой чертовщины», а потому со сказками он знаком не был. Как и с классикой – из художественной литературы в доме водился лишь Некрасов, стихотворения которого маленький Брюсов знал наизусть. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого он не читал, но в избытке знакомился с книгами по материализму, происхождению видов, атеизму, в очень раннем возрасте узнал о теории Дарвина. Все потому, что данными темами интересовался его отец, Яков, следовательно, посвященных им книг в домашней библиотеке было с лихвой.

Впрочем, раннее знакомство с естественно-научными трудами не склонило Валерика к увлечению данными науками. Гуманитарный профиль довлел над ним больше, тяга к литературе была сильнее, и, еще будучи крохотным дошколенком, мальчик написал свою первую пьесу в комедийном жанре – «Лягушка». С восьми Валерик начал писать стихи, а в 13 лет, еще учась в гимназии (кстати, гимназий в жизни Брюсова было две – гимназия Креймана, откуда его отчислили за пропаганду атеизма, и гимназия Поливанова, который оказал на юного Брюсова немалое влияние), он уже точно знал, что свяжет свою судьбу исключительно с поэзией и только с ней.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.

Валерий Брюсов кто такой. Детство

Валерий Брюсов родился1  (13) декабря   1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца А. Я. Бакулина, издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала». (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.

Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре.В этом домепоэт родился и жил до 1910 года .

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров- народников ; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал «Задушевное слово» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано (№ 16, 1884).

Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе ; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале « Русский спорт » за 1889 год ) представляет собой статью в защиту тотализатора

Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма », поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию , так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку»

При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890 — 1893 годах  — в частной гимназии Л. И. Поливанова ; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой .

Студенчество и молодость

Брюсов — интересные факты из жизни поэта и переводчика во времена его юности:

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В это время его увлечение французскими символистами становится серьезным и определяет его дальнейший стиль поэзия. Самые яркие произведения Брюсова в этом жанре — драма «Декаденты

(Конец столетия)», сборника «Русские символисты».
Первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), выходит в 1895, через 2 года – второй «Me eum esse» .
Поэт, публикуя свои произведения, использует более 30-ти псевдонимов: Александр Бакулин, Валерий Маслов и др., но в литературной среде он был все равно узнаваем.
Начинает писать рассказы, но они не вызывают такого резонанса среди литераторов и критиков, поэтому акцентирует свое внимание на стихах. В зрелые годы Брюсов все же вернется к прозе и напишет несколько романов, среди которых “Огненный ангел”, который больше известен любителям оперы – ведь его сюжет лег в основу оперы композитора Сергея Прокофьева.
Брюсов публикует свое стихотворение, состоящее всего из одного предложения — “О закрой свои бледные ноги”, что вызывает явное раздражение среди критиков и коллег

Многие говорили, что Брюсов просто издевается над поэзией.
В студенческие годы Валерий Брюсов познакомился с поэтами Константином Бальмонтом, но их пути разошлись, и из друзей они превратились во врагов. Уже в послеоктябрьские годы в наброске статьи «Что такое Бальмонт?» Брюсов дал такое определение его творчеству: «Сейчас для меня стихи Бальмонта — «остывшая зола» Тютчева»… Современники говорили, что у Брюсова был непростой характер, поэтому дружить с ним было очень сложно.
Брюсов самостоятельно провозглашает себя основоположником русского символизма, о чем самоуверенно сообщает в письме своему кумиру, французскому поэту Полю Верлену.
В 1899 году поэт окончил университет с дипломом 1-й степени и начал работать в журнале «Русский архив». Именно в это время к поэту приходит известность после опубликования сборника Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»).
Но молодому Брюсову тесно и он основывает свое издательство «Скорпион», а позже становится редактором русского символистского журнала «Весы» и становится директором Московского литературно-художественного кружка.
Брюсов увлекался спиритизмом, на сеансы он звал друзей-символистов: Федора Сологуба, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус.
Впервые поэт влюбился в 25-летнюю Елену Маслову из простой русской семьи, роман длился около двух лет, пока женщина скоропостижно ни скончалась.
Затем Брюсов ухаживал за поэтессой Надеждой Львовой. Именно ей поэт посвятил сборник “Стихи Нелли”. Когда он решил расстаться с ней, девушка совершила самоубийство.
Потом было еще много муз поэта: Елена Краскова, Наталья Александровна Дарузес, Ширяева, Шестаркина, Вилькина, Адалис.
В возрасте 24 лет Валерий Брюсов женился на Иоанне Рут, но это не мешало ему заводить романы на стороне.
Во время брака у Брюсова был 7-летний роман с Ниной Ивановной Петровской, которая, не дождавшись его развода, уехала из страны.
Помимо любви к женщинам. У Брюсова была еще одна пагубная страсть — зависимость от морфия. С годами она только нарастала, что и привело к смерти поэта в 51 год. О пагубном пристрастии Брюсова писал его друге поэт Владислав Ходасевич: « Помню, в 1917 году во время одного разговора я заметил, что Брюсов постепенно впадает в какое-то оцепенение, почти засыпает. Потом он встал, ненадолго вышел в соседнюю комнату — и вернулся помолодевшим…»
Несмотря на пристрастие к наркотикам, Брюсов старался вести здоровый образ жизни, он предпочитал пешие прогулки вместо извозчиков, о чем вспоминают его современники – всегда на работу ходил пешком. А когда извозчики все же останавливались рядом с ним, то неизменно отвечал, что прогулки ему нужны для вдохновения.
Валерий Брюсов с поэтом Андреем Белым и ещё несколькими единомышленниками учредили масонскую ложу, которую вскоре упразднили.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.


Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.


Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».


Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»

Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Творчество Бальмонта

Первый сборник в своей творческой биографии Бальмонт издал в 1890 г. Но позже он по каким-то причинам собственноручно уничтожил большую часть тиража.

В 1894 г. Константин Дмитриевич опубликовал сборник «Под северным небом», в котором находились элегии, сонаты и стансы. Эта книга принесла ему определенную популярность.

Почувствовав уверенность в собственных силах, он продолжил заниматься писательской деятельностью.

В годы биографии 1895-1898 гг. Бальмонт издал еще 2 сборника – «В безбрежности мрака» и «Тишина».

Эти труды также вызвали восхищение у критиков, после чего его произведения начали печатать в разных издательствах. Ему прочили большое будущее и называли одним из самых перспективных поэтов современности.

В середине 1890-х годов Константин Бальмонт стал больше известен, как поэт-символист. В своем творчестве он восхищался природными явлениями, а в некоторых случаях касался мистических тем. Более всего это прослеживается в сборнике «Злые чары», который был запрещен к печати.

Получив признание и финансовую независимость, Бальмонт посетил много разных стран. Своими впечатлениями он делился с читателями в собственных произведениях.

Интересен факт, что Бальмонт не любил исправлять уже написанный текст, поскольку считал, что первые мысли являются наиболее сильными и правильными. В 1905 г. в свет вышел сборник «Фейные сказки», который писатель посвятил своей дочери.

Стоит отметить, что Константина Дмитриевича никогда не покидали революционные идеи, чего он, собственно, не скрывал.


Афоризмы Бальмонта, 1910

Был случай, когда Бальмонт публично прочел стихотворение «Маленький султан», в котором слушатели легко обнаружили действующего императора Николая 2. После этого поэта на 2 года изгнали из Петербурга.

Константин Бальмонт поддерживал дружеские отношения с Максимом Горьким. Как и его друг, он был ярым противником монархии, в связи с чем с искренней радостью встретил Первую русскую революцию.

В данный период биографии стихи Бальмонта скорее напоминали рифмованные лозунги, нежели лирические четверостишия.

Когда в 1905 г. произошло московское восстание, Бальмонт выступил с речью перед студентами. Однако опасаясь оказаться за решеткой, он принял решение покинуть родину.

В период биографии с 1906 по 1913 годы, опальный поэт находился во Франции. Он продолжал писать, но слышал все больше критики в адрес своего творчества. Прозаика обвиняли в том, что в своих произведениях он пишет об одном и том же.

Сам Бальмонт своей лучшей книгой называл «Горящие здания. Лирика современной души». Следует отметить, что в этом произведении, в отличие от предыдущих, было множество светлых и позитивных стихов.

После возвращения на родину в 1913 г. Константин Бальмонт представил 10-томное собрание сочинений. В это время он много трудился над переводами и посетил с лекциями немало российских городов.

Когда в 1917 г. состоялась Февральская революция, поэт, как и многие его коллеги, встретил это событие с огромной радостью.

Бальмонт был уверен, что с приходом новой власти все изменится к лучшему. Однако когда страну поглотила страшная анархия, поэт пришел в ужас. Октябрьскую революцию он описывал уже как «хаос» и «ураган сумасшествия».

В 1920 г. Константин Дмитриевич вместе с семьей перебрался в Москву, но пробыл там недолго. В скором времени он вместе с женой и детьми снова уехал во Францию.


«Богемные» Бальмонт и Сергей Городецкий со своими супругами А. А. Городецкой и Е. К. Цветковской (слева), Санкт-Петербург, 1907 г.

В 1923 г. Бальмонт опубликовал 2 автобиографии – «Под новым серпом» и «Воздушный путь». После этого он посетил еще множество европейских стран, где ему всегда оказывали теплый прием.

При этом стоит заметить, что у представителей русской интеллигенции Бальмонт авторитетом уже не пользовался.

За свою биографию Константин Бальмонт издал 35 поэтических сборников и 20 прозаических книг, а также перевел труды многих зарубежных писателей.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: