Валерий брюсов

Основные черты творчества Брюсова[править | править код]

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии извращённой половой любви есть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (так, например, из уст куртизанки с «эгоистической душой» исходят стихи, образовавшие целую книгу — «Стихи Нелли» ()).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений — мужественность, стройность, эпичность, величавость. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир». Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.

Новаторство Брюсоваправить | править код

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.

Литературная и издательская деятельность

Благодаря своей одаренности, образованию и трудолюбию, поэт добился многих вершин в самых различных областях. Самые яркие события в его творческой карьере:

  1. В 1899 году Брюсов окончил университет и стал одним из руководителей издательства «Скорпион», собравшего сторонников нового литературного течения. Здесь был издан его новый сборник стихов, воспевающий образ города — «Третья стража».
  2. После выхода сборника «Граду и миру» в 1903 году поэт был признан идейным вдохновителем и мастером русского символизма. Особенно сильно сборник повлиял на молодых символистов Александра Блока и Андрея Белого.
  3. Во время Первой русской революции в творчестве Брюсова появились новые пессимистические нотки. Апофеозом упаднических настроений стала драма «Земля», описывающая гибель человечества.
  4. Вершиной творчества Брюсова считался поэтический сборник «Венок», изданный в самый разгар революционных событий. «Венок» завершил мою поэзию, надел на неё воистину «венок», — писал позже поэт.
  5. С 1904 по 1907 гг. возглавил редакцию журнала «Весы», в котором активно печатал стихи Андрея Белого, Константина Бальмонта, Максимилиана Волошина.
  6. Брюсов сделал первые русские переводы стихов основоположника символизма Эмиля Верхарна, которого поэт называл «Данте современности».
  7. В 1907 году вышел первый роман писателя — «Огненный ангел», который послужил основой для создания одноименной оперы Сергея Прокофьева.
  8. В 1910-х Брюсов занимался переводами армянских поэтов, за что в 1923 году получил почетное звание народного поэта республики Армении.
  9. В течение двух лет — с 1910 по 1912 гг. по приглашению известного общественного деятеля, историка и экономиста Петра Струве, поэт возглавил литературно-критический отдел журнала «Русская мысль». С его приходом стали публиковаться Алексей Толстой, Анна Ахматова, Николай Гумилев.
  10. С началом Первой мировой войны Брюсов пошел на фронт и работал военным корреспондентом в общественно-политической газете «Русские ведомости».
  11. Поэт с восторгом принял «ослепительный Октябрь», став основоположником советской Ленинианы.
  12. После революции Брюсов заведовал библиотечным и литературным отделом в народном комиссариате просвещения, был ректором и профессором созданного им литературно-художественного института.

Студенчество и молодость

Брюсов — интересные факты из жизни поэта и переводчика во времена его юности:

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В это время его увлечение французскими символистами становится серьезным и определяет его дальнейший стиль поэзия. Самые яркие произведения Брюсова в этом жанре — драма «Декаденты

(Конец столетия)», сборника «Русские символисты».
Первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), выходит в 1895, через 2 года – второй «Me eum esse» .
Поэт, публикуя свои произведения, использует более 30-ти псевдонимов: Александр Бакулин, Валерий Маслов и др., но в литературной среде он был все равно узнаваем.
Начинает писать рассказы, но они не вызывают такого резонанса среди литераторов и критиков, поэтому акцентирует свое внимание на стихах. В зрелые годы Брюсов все же вернется к прозе и напишет несколько романов, среди которых “Огненный ангел”, который больше известен любителям оперы – ведь его сюжет лег в основу оперы композитора Сергея Прокофьева.
Брюсов публикует свое стихотворение, состоящее всего из одного предложения — “О закрой свои бледные ноги”, что вызывает явное раздражение среди критиков и коллег

Многие говорили, что Брюсов просто издевается над поэзией.
В студенческие годы Валерий Брюсов познакомился с поэтами Константином Бальмонтом, но их пути разошлись, и из друзей они превратились во врагов. Уже в послеоктябрьские годы в наброске статьи «Что такое Бальмонт?» Брюсов дал такое определение его творчеству: «Сейчас для меня стихи Бальмонта — «остывшая зола» Тютчева»… Современники говорили, что у Брюсова был непростой характер, поэтому дружить с ним было очень сложно.
Брюсов самостоятельно провозглашает себя основоположником русского символизма, о чем самоуверенно сообщает в письме своему кумиру, французскому поэту Полю Верлену.
В 1899 году поэт окончил университет с дипломом 1-й степени и начал работать в журнале «Русский архив». Именно в это время к поэту приходит известность после опубликования сборника Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»).
Но молодому Брюсову тесно и он основывает свое издательство «Скорпион», а позже становится редактором русского символистского журнала «Весы» и становится директором Московского литературно-художественного кружка.
Брюсов увлекался спиритизмом, на сеансы он звал друзей-символистов: Федора Сологуба, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус.
Впервые поэт влюбился в 25-летнюю Елену Маслову из простой русской семьи, роман длился около двух лет, пока женщина скоропостижно ни скончалась.
Затем Брюсов ухаживал за поэтессой Надеждой Львовой. Именно ей поэт посвятил сборник “Стихи Нелли”. Когда он решил расстаться с ней, девушка совершила самоубийство.
Потом было еще много муз поэта: Елена Краскова, Наталья Александровна Дарузес, Ширяева, Шестаркина, Вилькина, Адалис.
В возрасте 24 лет Валерий Брюсов женился на Иоанне Рут, но это не мешало ему заводить романы на стороне.
Во время брака у Брюсова был 7-летний роман с Ниной Ивановной Петровской, которая, не дождавшись его развода, уехала из страны.
Помимо любви к женщинам. У Брюсова была еще одна пагубная страсть — зависимость от морфия. С годами она только нарастала, что и привело к смерти поэта в 51 год. О пагубном пристрастии Брюсова писал его друге поэт Владислав Ходасевич: « Помню, в 1917 году во время одного разговора я заметил, что Брюсов постепенно впадает в какое-то оцепенение, почти засыпает. Потом он встал, ненадолго вышел в соседнюю комнату — и вернулся помолодевшим…»
Несмотря на пристрастие к наркотикам, Брюсов старался вести здоровый образ жизни, он предпочитал пешие прогулки вместо извозчиков, о чем вспоминают его современники – всегда на работу ходил пешком. А когда извозчики все же останавливались рядом с ним, то неизменно отвечал, что прогулки ему нужны для вдохновения.
Валерий Брюсов с поэтом Андреем Белым и ещё несколькими единомышленниками учредили масонскую ложу, которую вскоре упразднили.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Зрелость

Это были годы радости, принятия нового, занимания высоких должностей и, к сожалению, невостребованности как поэта — таков Брюсов – таковы биография, интересные факты:

  1. Брюсов свободно владел несколькими языками, что позволило ему делать удачные переводы зарубежных поэтов: белорусского поэта Янки Купалы, Виктор Гюго, Иоганн Гёте, Оскар Уайльд, Гордон Байрон и др. А за перевод сборника “Поэзия Армении с древнейших времён и до наших дней” Брюсову было присвоено звание народного артиста Армении.
  2. Валерий серьезно занимался биографией А,С.Пушкина и было одним из самых известных и успешных пушкиноведов своей эпохи.
  3. Когда в 1914 году грянула Первая мировая война, Валерий Брюсов уходит на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
  4. После Октябрьской революции Валерий Яковлевич встал на сторону большевиков и сразу вступил в коммунистическую партию. Он яростно поддерживает новый строй и даже пишет сонет «Максиму Горькому в июле 1917 года», в котором восхваляет большевистского писателя.
  5. Он становится заведующим библиотечным и литературным отделом в народном комиссариате просвещения, был ректором и профессором созданного им литературно-художественного института, являлся председателем Президиума Всероссийского союза поэтов.
  6. Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.
  7. В 50-летнем возрасте за свои заслуги Брюсов получает награду от правительства СССР.
  8. В последние годы жизни Брюсов разочаровывается всем происходящим и даже существующим строем, что можно увидеть в его позднем творчестве.
  9. До конца своих дней Брюсов был верен себе – создавал в стихотворениях необычный образ, сильно хотел поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово. Но новому строю и новым читателям его стихи казались вычурными и трудными, поэтому спроса его творчество не имело.

Брюсов – биография, интересные факты, плодотворная творческая деятельность – все это дошло до широких читательский масс благодаря его единственной и верной жене Иоанне Рут, которая опубликовала дневники поэта, правда, она исключила из них те страницы, которые относились к его многочисленными супружеским изменам…

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая…магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.

Интимный дневник

С 1890 по 1903 год Брюсов вел записи, где фиксировал самое сокровенное. Чаще всего на страницах появляются откровения о любовных похождениях. «С раннего детства соблазняли меня сладострастные мечтания… Я стал мечтать об одном — о близости с женщиной. Это стало моим единственным желанием», — признавался поэт. А следом описывал контакт с проституткой.

По молодости для поднятия самооценки ему было важно покорить «настоящую» женщину. Вскоре это удалось

19-летний юноша стал навещать семейство Красковых. Старшую дочь хозяйки, 25-летнюю Елену Андреевну, он называл лунатиком, описывая ее «странные, несколько безумные глаза» и, вероятно, намекая на спиритические сеансы, на которых тусовались молодые люди.

В дневнике поэта — множество интимных подробностей об отношениях с Красковой. «Целовались, конечно. Мне это наконец надоело. Я стал изобретать что-нибудь новое. Додумался до того, чтобы щупать, и засунул руку за пазуху Е. Андр. Кажется, она одобрила это». «Ел. Андр. перегибалась совершенно и ложилась мне на грудь или на шею, а я, обняв, давил ей груди. Гм. Надо, однако, изобрести новые способы ласки». «Лучшее время — когда сидели внизу с Ел. Андр. на окне и целовались там (даже была эрекция… По-русски «х… встал»). «С Ел. Андр. стал нагло дерзок. Это хорошо. Щупал ее за ноги, чуть не за п… Хватать ее за груди для меня уже шутки», — откровенничает наш гений.


Петровская переметнулась к Брюсову от Андрея Белого, но, оставленная, сошла с ума

Иногда на страницах появляется младшая сестра Елены Андреевны Вера: «А правду сказать, насколько мне было приятней с Верочкой, хотя она и костлявее. Я даже не пошел ее провожать, а как жалел об этом, как жалел», — сокрушается Валерий.

Но отношения с Еленой продолжают развиваться. «Сперва вышло дело дрянь. Я так устал, в борьбе с ней спустил раз 5 в штаны, так что еле-еле кончил потом, но это ничего».

Поэт признается, что в пьяном угаре сделал даме сердца предложение, а на трезвую голову понял, что погорячился. «Отношения мои к Леле… определены, но будущее темно и угрюмо», — изливает он душу своему дневнику.

Но пикантная ситуация разрешилась сама собой: девушка заболела оспой и умерла. Реакция Валерия была странной. «Я буду плакать, я буду искать случая самоубийства, буду сидеть неподвижно целые дни!.. А сколько элегий! Дивных элегий! Вопли проклятий и гибели, стоны истерзанной души… О! Как это красиво, как это эффектно», — распалял себя молодой романтик.


Иоанна пленила будущего мужа тем, что защищала его рукописи от посягательств няни, наводившей в доме порядок

Жизнь в начале ХХ века

В сообщениях о Брюсове нельзя не упомянуть ХХ век. Поэт начинает сближаться с единомышленниками-символистами. Среди них — Мережковский, Гиппиус, Сологуб. «Северные цветы» — это плод тесной дружбы. С этого момента символизм укрепился в роли литературного течения.

Настоящую известность поэта Валерий обрел в 1900 году с публикацией книги «Третья стража», что открыла новый период литературной деятельности. В сборнике отведено большое место исторической и мифологической поэзии. В последующих изданиях поэт отходит от мифологии и приближается к урбанизму. Например, в Tertia Vigilia.

Он начинает исследовать в своих произведениях:

  • жизненные циклы мегаполиса;
  • раскрывать социальные интересы и противостояния;
  • описывать городские достопримечательности, мельчайшие составляющие города.

С приходом сложных времен Русско-Японской войны и I русской революции позитивное настроение в его творчестве гаснет. Им начинают управлять страхи о гибели мира, падении искусства, творчество Брюсова насквозь прониклось пессимизмом.

После недолгого душевного и творческого спокойствия в 1914 происходит одно из главных событий в жизни Валерия, которое отражается на его работах. Он отправляется на фронт в качестве военного корреспондента, поскольку грянула Первая мировая война. В тот же час происходит писательский кризис поэта. Он занялся публикацией статей на военную тематику, поднимая житейские проблемы.

В мае 1915 Валерий вернулся домой. Под негативным впечатлением войны в целом, имея большое разочарование от происходящего на фронте и в самой стране, пишет критические стихотворения, которые не были изданы в то время. Характеристика в СМИ его как поэта падает.

Литературные критики 1916—1917 годов пишут об утрате Брюсовым техники написания поэзии, чрезмерном самовосхвалении и о потере таланта в целом. С приходом большевиков к власти вследствие революции 1917 года он участвует в известных издательских организациях Москвы, стремиться поспеть везде и повсюду. Руководит комитетом по регистрации печати в 1917—1919 годах, а с 1918 по 1919 заведует Московским библиотечным отделом.

В 1919—1921 годах во Всемирном союзе поэтов Брюсов избран председателем президиума, что позволило ему заведовать вечерними собраниями московских поэтов. С 1920 получил членство в РКП (б). Начал работать в Государственном издательстве, получил членство в Государственном ученом совете, стал профессором Московского государственного университета с 1921 года. В том же году основал и возглавил Высший литературно-художественный институт.

Кроме того, поэт входил в Московский совет. Большая советская энциклопедия также содержит частичку Валерия Брюсова, поскольку он участвовал в сочинении первого издания.

https://youtube.com/watch?v=GJRw3Up-PtI

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был Владимир Ленин, Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более — печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


Портрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Творческий путь

Брюсов рано пристрастился к стихотворчеству, но долго оставался неоценённым. В 80-е годы Валерий Яковлевич всерьёз увлекается французскими поэтами-символистами и на основе этой увлечённости издаёт сборники «Русские символисты», которые подверглись критике со стороны акул пера того времени.

Изданный в 1895 году первый сборник непосредственно брюсовских стихов под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») также вызвал неприятие публики. Декадентские стихи, вошедшие в эту книгу, получили продолжение и в следующем сборнике 1897 года — «Me eum esse» («Это я»).

К этому времени Брюсов знакомится со многими русскими символистами, в частности — с К. Бальмонтом, дружба с которым связывала Валерия Яковлевича много лет. В 1900 году был издан следующий сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который ознаменовал собой новый, урбанистический этап творчества поэта.

Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру») принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.

В годы революции выходит в свет очередной сборник «Στεφανος» («Венок»), который является вершиной творчества Брюсова: здесь и гражданские темы, и любовная лирика достигают небывалой остроты и откровенности.

Он очень искусно руководил журналом «Весы», который в самое короткое время сделал одним из самых авторитетных модернистских журналов. С 1908 года Брюсов возглавляет и Московский литературно-художественный кружок.

К 1910 году перестаёт существовать журнал, символизм уступает более новым литературным течениям. Брюсов все свои силы концентрирует на переводах и прозе, но трагедия в личной жизни, связанная с Львовой, выбивает его из колеи. В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента. Война диктует его новым стихам патриотическое настроение (сборник «Семь цветов радуги»). Первая мировая война совпадает с периодом творческого и жизненного кризиса поэта.

Революцию 1917 года он поддержал, помогал Советской власти. Но в начале 20-х годов начал творческие эксперименты, которые позднее назовут русским авангардом (сборник «Mea» («Спеши!»). Их никто не понял и не поддержал.

Любовь и женщины

Подобно многим молодым людям своего времени, писатель вел записи всех важных жизненных событий. Значительную часть дневников составила личная жизнь Брюсова, его многочисленные любовные похождения, в которых он самозабвенно описывал свои чувства и переживания:

  1. Первым серьезным увлечением молодого символиста была 25-летняя Елена Андреевна Маслова из простой русской семьи, довольна некрасивая, с безумными глазами по описанию поэта. Роман длился около двух лет, пока болезнь и скоропостижная смерть девушки не прервали его.
  2. В 23 года поэт женился на обрусевшей чешке и гувернантке своих сестер Иоанне Рунт. По словам Зинаиды Гиппиус, девушка была «необыкновенно обыкновенной», тихого нрава, терпеливо переносила любовные похождения мужа. Хотя брак был бездетным, супруги прожили вместе до кончины писателя. Похоронив мужа, Иоанна дожила до глубокой старости, сохранив для потомков дневники поэта.
  3. Трагично сложилась судьба новой пассии Брюсова, дочери надворного советника Надежды Григорьевны Львовой, с которой литератор познакомился в 1913 году. Юная курсистка и молодая поэтесса очаровала уже маститого поэта, который был старше ее на 18 лет. Однако для Брюсова это было очередным увлечением. Не пережив неразделенной любви, она застрелилась из револьвера, оставив на имя писателя свои дневники и рукописи.
  4. «Ты — слаще смерти, ты — желанней яда», — так писал поэт о своей новой музе Нине Ивановне Петровской, с которой был связан узами любви более 7 лет. Отдаваясь чувствам одержимо и самозабвенно, Нина того же требовала и от Валерия. Но у него была другая всепоглощающая страсть, тогда она решила навсегда уехать из России. А в 1928 году, пережив поэта всего на 4 года, покончила жизнь самоубийством, включив газ в гостиничном номере.

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве. Его отец, Яков Кузьмич, писал стихотворения, некоторые из которых были опубликованы в разных журналах.

Будучи азартным человеком, он серьезно увлекся скачками, что сыграло с ним злую шутку, ведь со временем он промотал целое состояние на тотализаторе.

Детство и образование

Родители Валерия Брюсова почти не занимались воспитанием сына, в результате чего он был предоставлен сам себе.

Помимо этого они не верили в Бога, и строго следили за тем, чтобы Валерий не читал какую-либо религиозную литературу.

В будущем Брюсов признается в том, что об атеизме и теории эволюции он узнал раньше, чем научился перемножать числа.

Несомненно, это отразилось не только на мировоззрении поэта, но и на всей его биографии.

В 1885 г. Брюсов стал учеником частной гимназии Ф. И. Креймана. Однако доучиться в ней ему так и не удалось, поскольку его отчислили за пропаганду атеистических идей.

Следующим учебным заведением в биографии Брюсова была гимназия Л. И. Поливанова. В этот период у него проявился особенный интерес к математике.

Граф Брюсов — «русский Фауст»

Яков Брюс — человек с широким кругозором и высоким интеллектом. Он свободно говорил на пяти языках, интересовался математикой и астрономией, географией и минералогией, механикой и баллистикой и это далеко не все его увлечения. Что касается астрологии, то к ней он относился довольно скептично.

Это не умаляло слухов о том, что граф «продал душу дьяволу». Основывались они на его невероятном багаже знаний и природной замкнутости. Дни напролёт он проводил за исследованиями в Сухаревой башне, которая наводила ужас на жителей Москвы.

С лёгкой руки Пушкина, Брюса стали называть «русский Фауст». В народе ходили легенды о колдовских способностях учёного, а после его смерти говорили, что в стенах башни он замуровал Чёрную книгу, в которой записывал все свои тайны. На самом же деле Брюс был кладезем научных знаний в различных сферах.


Генеральный план Московской губернии — 12 конечная звезда

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины Чтоб исступлены и легки Ротационные машины Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: