Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Виды фактических ошибок
Фактические ошибки связаны с искажением информации. Обычно эти ошибки встречаются при ссылке на произведения, которые школьник анализирует в своей творческой работе.
К фактическим ошибкам относятся:
- искажение содержания произведения, в корне неверное его толкование, неудачно выбранный пример;
- перефразирование цитаты, неточность в ней, приписывание высказывания другому автору;
- приведение фактов, не соответствующих действительности (в том числе исторических);
- искажение фамилий и имен писателей, героев, названий литературных произведений.
Фактические ошибки могут заключаться также в явном преувеличении или преуменьшении события или явления, на которое ссылается автор творческой работы.
Фактические ошибки не относятся к языковым ошибкам.
Слова в которых часто делают ошибки. 8 слов, которые пишут неправильно даже грамотные люди
Новая порция грамотности с лайфхаками, которые помогут запомнить все сложные случаи.
1. Навскидку
Неправильно: на вскидку.
Так и подбивает разделить слово на две части, но это ошибка. Оно отвечает на вопрос «Как?» и является наречием, потому пишется слитно. Но легче запомнить по синонимам, которые раздельно писаться не могут: примерно, произвольно.
2. Абонемент
Неправильно: абонимент.
Почему-то то тут, то там предлагают купить «абонимент». Действительно, в слове слышится злосчастная «и». Проверить написание никак нельзя, потому что лексема словарная. Но запомнить можно, если подобрать пароним-рифму с буквой «е» — абонент. В обоих случаях букве «и» не место.
3. Следующий
Неправильно: следущий.
Сложность возникает, потому что в устной речи букву «ю» не слышно. Чтобы не допустить ошибку, просто про себя проговаривайте: «Я следу ю — значит, следу ю щий».
4. Будущий
Неправильно: будующий.
По тому же принципу, что и выше, легко запомнить написание этого слова: «Я буду — значит, будущий».
5. Кардинальный
Неправильно: кординальный, координальный.
Какие только варианты этого слова ни видел интернет, даже с удвоенной «о» в начале. Но раз и навсегда запомнить, как оно пишется, поможет «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера. «Кардинальный» происходит от латинского слова cardinālis, что значит «главный». Буква «а» пишется и в том, и в другом случае.
6. Предыстория
Неправильно: предистория.
В русском языке существует простое правило. Если приставка заканчивается на согласную, а слово начинается на «и», то между ними ставится «ы». Пример, в котором это явно слышится, — «под ы скать», но «по и скать».
7. Заведующий
Неправильно: заведущий.
И снова коварная буква «ю» при произношении теряется. Но мы находим её тем же лёгким способом, что и выше: «Я заведу ю — значит, заведу ю щий».
8. Канапе
Неправильно: канапэ.
Это французское слово — canapé — означает не только маленький бутерброд, но ещё и широкое кресло или диванчик. Как мебель стала маленькими бутербродами — история умалчивает. Зато известно, что в слове часто допускают ошибку.
Подпишитесь на наш канал , поделитесь мнением о материале и расскажите о нём друзьям. Больше интересных статей — на нашем сайте . А статьи в картинках можно найти в нашем Instagram .
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Владение навыками работы на компьютере
Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.
Смысловое согласование
Нарушение смысла предложения путём введения в него неподходящего слова – это тоже частые речевые ошибки. Примеры можно взять из повседневной жизни: “Я поднимаю этот тост”. Так говорить нельзя, ведь “поднять” – значит переместить что-то. А тост – это торжественные слова. Их поднять никак не получится. Потому лучше в данном случае либо “тост” заменить словом “бокал” либо же вместо “поднимаю” сказать “произношу”. В обоих случаях будет и грамотно, и логично. Кстати, на этом же примере можно понять, как определить речевую ошибку и что нужно сделать, чтобы избежать её вообще. Перед тем как произнести фразу, в правильности которой есть сомнения, следует вспомнить значение слов, участвующих в её построении. Как в случае с приведенным примером. Также часто встречаются в речи тавтологии и так называемые плеоназмы. К последним относятся сочетания двух слов, являющихся полностью идентичными. Самый яркий пример – это фраза “огромный мегаполис”. Лучше сказать “большой город”. Ведь “мегаполис” так и переводится, потому не нужно сюда добавлять определение “огромный”. Анализируя, таким образом, всё, что хочется произнести, получится избежать массы ошибок. К тому же такие тренировки развивают речь и мышление. И наконец, тавтология. Тут всё просто: “видел видео”, “стрелял стрелами”, “задала задание”, “сделал дело” и т.д. Тут спасают синонимы – можно заменить одно слово на другое – и фраза уже будет смотреться более логично.
Грамматические ошибки в русском языке
Когда человек некорректно образовывает формы слова, неправильно употребляет предлоги, создает неправильные формы числительных и не умеет их склонять, он допускает грамматические ошибки.
В таблице представлены ошибки, которые чаще всего встречаются у учеников.
Ошибочное написание |
Грамматическая норма |
Комментарий |
Напополам, зазря, задаром, вовнутрь, забесплатно. |
Пополам, зря, даром, внутрь, бесплатно. |
Образование слов с лишними приставками. |
С клуба, с Сибири, из завода, из Кавказа. |
С завода – на заводе; Из Сибири – в Сибири; Из клуба – в клубе; С Кавказа – на Кавказе. |
Корректное употребление парных предлогов в – из, с – на. |
Вкусное кофе, моя шампунь. |
Вкусный кофе, мой шампунь. |
Кофе и шампунь – это мужской род. |
Мое день рождения |
Мой день рождения |
Нужно определить главное слово в фразе (день) и поставить от него вопрос. День (чей?) – мой. |
Редактора газет, многие инспектора, наши договора, дорогие крема. |
Редакторы газет, многие инспекторы, наши договоры, дорогие кремы. |
Образование множественной формы в именительном падеже. |
В двух тысячи шестнадцатом году. |
В две тысячи шестнадцатом году. |
Склонение и образование форм числительных. |
У меня не хватало пятьсот долларов. |
У меня не хватало пятисот долларов . |
|
Ложат, подчерк, отдолжить, резетка, тубаретка. |
Кладут, почерк, одолжить, розетка, табуретка. |
Образование форм слова. |
Ихний сын, сестра старше него. |
Их сын, сестра старше его. |
Образование форм местоимений. |
Колыхает, двигает, едь, ляжь. |
Колышет, движет, поезжай, ляг. |
Образование глагольных форм. |
Ручейки, стекаемые вниз, были холодными. |
Ручейки, стекающие вниз, были холодными. |
Образование причастий и деепричастий. |
Изделия, выпускающиеся в Казахстане, известны и за границей. |
Изделия, выпускаемые в Казахстане, известны и за границей. |
|
Вышев на сцену, артист поклонился. |
Выйдя на сцену, артист поклонился. |
|
Тута, здеся. |
Тут, здесь. |
Использование литературной формы слов, а не разговорной. |
Частые ошибки в русском языке. Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение существующих в русском языке орфограмм).
2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм русского литературного словообразования): а) неправильное прямое словообразование, например, зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд) и т.п.; б) неправильное обратное словообразование: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка) и т.п. Такого рода словообразование присуще детям дошкольного и младшего школьного возраста; в) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); г) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист.
3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи): а) нарушение норм формообразования имен существительных: 1) образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного — «Я попросила ветерка» (вместо: ветерок); 2) образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного — «Запрягли в сани два медведя» (вместо: двух медведей); 3) изменение рода при образовании падежных форм: «пирожок с повидлой», «февральский лазурь»; 4) склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «ехать на метре»; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот: «поднос чаев», «Небо затянулось облаком»; б) нарушение норм формообразования имен прилагательных: 1) неправильный выбор полной и краткой форм: «Шляпка была полная воды», «Мальчик был очень полон»; 2) неправильное образование форм степеней сравнения: «Новенькие становятся боевее», «Она была послабже Пети»; 3) нарушение норм формообразования глагола: «Человек метается по комнате»; 4) нарушение образования деепричастий и причастий: «Ехавши в автобусе», «Охотник шел, озирая по сторонам»; 5) нарушение норм образования форм местоимений: «Ихний вклад в победу», «Не хотелось от ее (книги) оторваться» и т.п.
4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров был роскошный (т.е. живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» (лучи солнца освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка: «Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя — храбрый человек»; г) неразличение оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует) сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются); д) смешение значений паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо: удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра» (вместо: образцом); е) не снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в году»
Для того чтобы правильно изъясняться в письменной и устной речи, необходимо постоянно работать над своим образованием. Порой бывает ужасно стыдно читать крупнейшие новостные порталы, журналисты которых допускают просто феерические ошибки.
Обращаем ваше внимание на то, что в заголовках правильные варианты слов указаны в скобочках
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Орфографические ошибки
Возникают по причине незнания правил написания слов, их сокращения, переноса.
Также/Так же
Когда нужно писать «Так*же» раздельно, а когда слитно?
«Также» — сочинительный союз, синонимичный союзам «тоже», «и». Он присоединяет однородные члены предложения или части сложноподчиненного предложения.
Пример: В магазине все использовали средства индивидуальной защиты, нам также пришлось надеть маски.
«Так же» — наречие «так» с частицей «же». Это два отдельных слова, их сочетание выражает сравнение.
Пример: Мы так же, как и все другие покупатели в магазине, надели маски.
Чтобы/Что бы
«Чтобы» — подчинительный союз, который отвечает на вопрос «с какой целью?», «зачем?» и соединяет придаточную часть цели с главным предложением.
Пример: Ее сын решил стать программистом, чтобы получить востребованную профессию.
Также подчинительный союз может отвечать на вопрос «что?» и подсоединять придаточное изъяснительное предложение к главному.
Пример: Она никогда не видела, чтобы ураган валил деревья.
Внимание! Выражение «во что бы то ни стало» является устойчивым, и в нем все слова пишутся раздельно. «Что бы» — местоимение «что» с частицей «бы»
Частицу можно опустить или переместить в другое место в предложении без искажения и потери его смысла
«Что бы» — местоимение «что» с частицей «бы». Частицу можно опустить или переместить в другое место в предложении без искажения и потери его смысла.
Пример: Что бы тебе хотелось получить на день рождения?
Причем/При чем
«Причем» — присоединительный союз, который можно заменить союзом «притом».
Пример: Семья вернулась домой спустя два часа, причем часы уже показывали позднее время.
«При чем» — местоимение с предлогом.
Примеры употребления: При чем здесь его отношение к данному вопросу?
Оно ни при чем.
Поначалу/ По началу
«Поначалу» — наречие, которое отвечает на вопрос «когда?» и пишется слитно. Это разговорный вариант наречий «сначала» и «вначале», и употреблять его копирайтерам не рекомендуется.
«По началу» — существительное, которое пишется с предлогом «по».
Пример:По началу фильма он не сразу понял, о чем сюжет.
В течение/В течении
«В течение» — это предлог, означающий «во время чего-либо».
Существительное «течение» с предлогом «в» пишется с «и» на конце.
Примеры: В течение всего дня он упорно работал, пока задача не была решена.
В течении реки мы увидели пловца, который купался в запрещенном месте.
На вынос
Так и хочется написать — «кофе на вынос». Но это ошибка: правильно — «кофе навынос», «суши навынос». Это наречие, которое пишется слитно.
Пунктуационные ошибки в русском языке
Люди делятся на два типа – тех, кто ставит слишком много знаков препинания и тех, кто вообще забывает о них. Если человек думает, что запятых много не бывает, то на хорошую оценку по диктанту он точно может не рассчитывать. Отсутствие необходимой пунктуации также снижает оценку за работу по русскому языку или портит впечатление от другого документа, который не связан с обучением.
Ниже представлен топ пунктуационных ошибок, которые допускают ученики.
Ошибочная постановка знаков |
Правильно расставленные пунктуационные знаки |
Комментарий |
Разговор продлится не более, чем 20 минут. |
Разговор продлится не более чем 20 минут. |
В этом случае запятая в словосочетании не более чем лишняя, так как в предложении отсутствует противоречие. |
Приготовленные мамой оладьи, стояли на подоконнике. |
Приготовленные мамой оладьи стояли на подоконнике. |
Запятая не ставится, если причастный оборот стоит перед определяемым словом. |
На подоконнике стояли оладьи приготовленные мамой. |
На столе стояли оладьи, приготовленные мамой. |
В этом варианте причастный оборот стоит после определяемого слова оладьи, поэтому запятая нужна. |
Купив необходимые продукты я отправился в гости. |
Купив необходимые продукты, я отправился в гости. |
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. |
В галерее представлены картины известных художников – Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. |
В галерее представлены картины известных художников – Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. |
Обобщающее слово художники стоит перед однородными членами, поэтому в предложении правильно ставить двоеточие. |
Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли: известные художники. |
Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли – известные художники. |
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, поэтому после него стоит тире. |
Утреннее пение птиц можно услышать и в саду и в лесу и в поле. |
Утреннее пение птиц можно услышать и в саду, и в лесу, и в поле. |
Если в предложении два однородных члена соединены союзом и (мама и папа), то запятая не нужна. Но если союз повторяется несколько раз и соединяет большее количество однородных членов, запятая необходима. |
Важно знать ситуации, в которых запятая нужна всегда:
- Перед союзами «а» и «но»;
- Обращение (господа, пройдите в тронный зал);
- Обособление вводного слова «пожалуйста».
Кладут / ложат
Ох… это одна из самых распространенных ошибок. Не дай Бог вам произнести это слово в присутствии филолога или преподавателя. Конечно, стоит отметить, что несмотря на то, что вариант «ложат» не является нормой, его употребляет в своей речи большое количество людей. А какие же критерии для определения нормы? Да, вы можете сказать, что одним из критериев формирования нормы является частота употребления в речи, однако это, увы, не тот случай. Глагол «ложить» можно использовать только в сочетании с приставками: «положить», «доложить», «уходить»), а «класть» в словах без приставок. Именно поэтому, употребление слова «покласть» также будет ошибкой.
Правильный вариант: кладут.
Сочинение рассуждение Культура речи
Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ
Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи
В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.
Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Смешные ошибки в словах
Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их». «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».