Город высшей пробы
Ленинград. Для людей, которые лично помнят ту войну, этот город стал символом невообразимого героизма и запредельных испытаний. Жители города, его защитники пронесли с честью через ад звериной жестокости врага свою честь, проявив такую решимость, о которой даже думать страшно.
Современные историки и пропагандисты, слегка смущаясь, выпячивают жалость к людям прошедшим блокаду, при этом стараются не заострять внимание на том, что Ленинградцы именно ПОБЕДИЛИ в этой запредельно жестокой схватке. Наверное потому, что победа в этой битве была одержана городом, носящим имя Ленина
Родоначальника идеологии, которая в настоящий момент очень неудобна олигархическому строю, находящемуся у власти сейчас в РФ
Наверное потому, что победа в этой битве была одержана городом, носящим имя Ленина. Родоначальника идеологии, которая в настоящий момент очень неудобна олигархическому строю, находящемуся у власти сейчас в РФ.
Эвакуированных блокадников принимали в дома и делились последними продуктами даже многодетные семьи, у которых кормильцы воевали и погибали на передовой. Какой силы идеология воспитала такое сплочение людей? Сможем ли мы сейчас хоть отдаленно приблизиться к той человечности и вере в правильность пути, по которому идет наша Родина?
Дорога Жизни — пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».
Действия руководства
Хотя в Северной столице и находились свои негодяи среди начальства, в целом военное и партийное руководство города вело себя адекватно в сложившейся трагической ситуации. В ноябре 1941 года секретарь городского комитета партии Жданов установил урезанную норму расхода продовольствия как для себя, так и для всех членов военного совета Ленинградского фронта. Кроме того, руководство Северной столицы сделало все возможное для предотвращения последствий тяжелейшего голода. Для обессиливших людей ленинградские власти организовали дополнительное питание в столовых и стационарах. Были созданы 85 детских домов, чтобы принять детей, которые остались без родителей. В январе 1942 года на базе гостиницы «Астория» заработал лечебный стационар для творческих работников и ученых. С марта 1942-го жителям было разрешено разбивать личные огороды во дворах и парках. Даже возле Исаакиевского собора распахивали землю под овощи, петрушку и укроп.
Бои 13 — 17 января
Утром 13 января наступление продолжилось. Советское командование, чтобы окончательно переломить ситуацию в свою пользу начало вводить в бой второй эшелон наступающих армий. Однако, немцы опираясь на опорные пункты и развитую систему обороны оказывали упорное сопротивление, бои приняли затяжной и ожесточенный характер.
В полосе наступления 67-й армии на левом фланге 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей, при поддержке с севера 34-й лыжной бригады и 55-й стрелковой бригады (по льду озера) несколько дней штурмовали подступы к Шлиссельбургу. К вечеру 15-го красноармейцы вышли к окраинам города, немецкие войска в Шлиссельбурге оказались в критическом положении, но продолжали упорно драться.
В центре 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада развивали наступление в направлении Рабочего поселка № 5. Для обеспечения левого фланга дивизии в бой ввели 123-ю стрелковую бригаду, она должна была наступать в направлении рабочего поселка №3. Затем для обеспечения правого фланга ввели в бой 123-ю стрелковую дивизию и танковую бригаду, они наступали в направлении Рабочий посёлок №6, Синявино. После нескольких дней боёв 123-я стрелковая бригада захватила Рабочий поселок № 3 и вышла к окраинам поселков № 1 и № 2. 136-я дивизия пробилась к Рабочему поселку № 5, но сразу взять его не смогла.
На правом крыле 67-й армии атаки 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий по-прежнему успеха не имели. ВВС и артиллерия не смогли ликвидировать огневые точки в 1-м, 2-м Городках и 8-й ГРЭС. Кроме того, немецкие войска получили подкрепления – соединения 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий. Немцы даже предпринимали яростные контратаки, используя и 502-й тяжёлый танковый батальон, на вооружении которого были тяжёлые танки «Тигр I». Советские войска, несмотря на ввод в бой войск второго эшелона — 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад, так и не смогли переломить ситуацию на этом участке в свою пользу.
В полосе 2-й ударной армии наступление по-прежнему развивалось медленнее, чем у 67-й армии. Немецкие войска, опираясь на опорные пункты – Рабочие посёлки № 7 и № 8, Липке, продолжали оказывать упорное сопротивление. 13 января, несмотря на ввод в сражение части сил второго эшелона, войска 2-й ударной армии не достигли серьёзного успеха ни на одном направлении. В последующие дни командование армии попыталось расширить прорыв на южном участке от рощи «Круглая» до Гайтолово, но без весомых результатов. Наибольших успехов на этом направлении смогла добиться 256-я стрелковая дивизия, 14 января она заняла Рабочий поселок № 7, станцию Подгорную и вышла на подступы к Синявино. На правом крыле на помощь 128-й дивизии, была направлена 12-я лыжная бригада, она должна была по льду Ладожского озера зайти в тыл опорному пункту Липка.
15 января в центре полосы наступления 372-я стрелковая дивизия наконец смогла взять Рабочие поселки № 8 и № 4, а 17-го вышла поселку № 1. К этому дню 18-я стрелковая дивизия и 98-я танковая бригада 2 УА уже несколько дней вели упорный бой на подступах к Рабочему поселку № 5. Его же с запада атаковали части 67-й армии. Момент соединения двух армий был близок…
Наступает Волховский фронт
Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши.
https://vk.com/video_ext.php
В результате январских боев 1943 г. удалось очистить южное побережье Ладожского озера от врага. Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км, через который в течении 17 суток были проложены железная и автомобильная дорога.
Полностью блокада была снята 27 января 1944 г. в результате проведения Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции.
https://vk.com/video_ext.php
27 января отмечается праздник — День снятия блокады города Ленинграда.
Суточная норма хлеба блокадного Ленинграда.
https://vk.com/video_ext.php
Легкий крейсер «Киров» салютует в честь снятия блокады Ленинграда!
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
Великая Отечественная Война. Победа под Ленинградом и Новгородом:
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
Убитые в госпитале раненные блокадного Ленинграда (дети, женщины) в результате налета финско-фашистского налета.
Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов около Рабочего поселка №5 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция «Искра»).
Подвиг Ленинграда
Город не позволял финнам и немцам действовать безнаказанно и наносил ощутимые удары по врагам. В 1941-1942 годах тяжелые бои происходили на так называемом «Невском пятачке» — узком участке земли на левобережье Невы шириной два-четыре километра. Этот плацдарм советская армия хотела использовать для снятия блокады Ленинграда, и его удавалось удерживать на протяжении примерно четырехсот дней. В одно время крохотная полоска земли являлась чуть ли не единственной надеждой на спасение. Впоследствии «Невский пятачок» стал символов героизма советских бойцов, отстоявших город. Бои за него, по некоторым данным, унесли жизни пятидесяти тысяч воинов.
В январе 1942-го наше командование снова осуществило попытку снятия блокады Ленинграда и разрыва кольца фашистских войск вокруг города. В ходе Любаньской операции у второй ударной армии получилось прорвать оборону, однако не хватило сил, чтобы развить успех. Весной армию окружили и после тяжелых боев практически полностью пленили либо уничтожили.
При этом германское командование понимало, что не сможет взять Северную столицу весной-летом 1942 года. Немцы разработали операцию «Айсштосс» для уничтожения ударами артиллерии и авиации кораблей Балтийского флота, стоящих на Неве. Однако советские зенитчики сорвали ее.
В августе-сентябре очередное сражение завязалось на участке блокадного кольца, примыкающем к Ладоге. Наши войска попытались прорвать сильную немецкую оборону, но безуспешно. Зато благодаря этой атаке сорвалось намеченное наступление гитлеровцев с форсированием Невы.
Противодействие вражеской артиллерии постоянно совершенствовалось. Ленинградский военсовет организовал контрбатарейную борьбу, вследствие чего интенсивность обстрелов города значительно снизилась. В 1943 году число упавших на Северную столицу артиллерийских снарядов уменьшилось приблизительно в семь раз.
Самопожертвование жителей Ленинграда помогло им не только отстоять любимый город, но и указало всему миру на то, где находится предел возможностей фашистов.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1По местам боевой славы
Город- герой ЛенинградПроект 4 «В» класса
Слайд 2Задачи проектаУзнать какие события происходили на территории нашего края во время
Великой Отечественной войны.Какие памятники, посвященные войне, есть на территории нашего края.Кто из родственников участвовал в войне.
Слайд 3Город- геройГород — Герой — высшая степень отличия, присваиваемая городам за
массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами — героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой).
Слайд 4Петербург-ЛЕНИНГРАД-город Герой«Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают. Они
Слайд 7Потомок, знай!
В суровые года
Верны народу,
долгу и Отчизне.
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда
мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда».
Через замерзшее Ладожское озеро шла единственная дорога по которой подвозили продукты в осажденный Ленинград -«Дорога жизни».
Слайд 12За одну ночь, до наступления утра, 6-я дивизия народного ополчения смогла
занять оборону по окружной дороге, это был последний рубеж перед городом. Если это не было бы сделано ополченцами, враг ворвался бы в город. К утру 6-я дивизия была на своих позициях.
Слайд 13Не случайно у реки Кузьминки в 1966 году сооружен мемориальный комплекс
«Ополченцы». Город –герой Ленинград был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Ополчение Пушкина и Ленинграда внесло неоценимый вклад в освобождение города
Слайд 17Он был бесстрашен в боях с врагом, три раза был тяжело
ранен, лежал в госпиталях, но опять возвращался в строй!!! За годы войны ему пришлось воевать на нескольких фронтах: на Украинском фронте, на Белорусском и на Ленинградском.
Слайд 20В перерывах между боями дедушка сочинял стихи . Вот отрывок одного
из них…
У стен родного Ленинграда,Где море плещется волной,Свою фашистскую засаду,Всю состоящую из гадовВраг обложил стеной.Хотел он город взять блокадой,Но проложил народ Рокаду…Чрез Ладогу машины ряд за рядом-Как на торжественном параде.Был Ленинград спасён!Рокада – дорога идущая параллельно линии фронта.
Слайд 21Пусть всегда славятся имена воинов защищавших нашу Великую Родину!!!
Люди!Пока сердца стучатся,Помните,Какой
Попытки прорыва блокады
При всех просчетах и ошибках, советское командование принимало максимальные меры для того, чтобы день снятия блокады Ленинграда наступил как можно быстрее. Четыре раза предпринимались попытки разрыва вражеского кольца: в сентябре, а потом в октябре 1941 года, в начале следующего и в августе-сентябре 1942-го. Тогда задуманное не удалось осуществить, но наступательные операции и понесенные советские жертвы были не напрасными.
Летом и осенью 1942 года противник не смог перебросить крупные резервы из-под Ленинграда на южный фланг Восточного фронта. Для взятия города Гитлер направил войска и управление и войска одиннадцатой армии Манштейна, которые должны были использоваться под Сталинградом и на Кавказе. Синявинская операция Волховского и Ленинградского фронтов опередила фашистский удар, и дивизии Манштейна вместо наступления вынуждены были обороняться против атакующих частей Красной Армии.
Основные события блокады Ленинграда
- Первый массированный налет авиации. 1941 год, 8 сентября — понедельник. Казалось бы, обычный день, но его никто никогда не сможет забыть, так как это был день первого массированного авиационного налета на город с участием 30 немецких бомбардировщиков. В этот же день произошло непоправимое: сгорели Бадаевские склады с продовольствием.
- Захват Петродворца. 1941 год, 23 сентября войсками противника был захвачен Петродворец.
- Второй сильнейший налет. 27.09 1941 года произошел второй самый сильный налет на город с участием 197 немецких самолетов. Вообще только за сентябрь этого года было совершено 23 налета.
- Очередное снижение норм продовольствия. Год 1941, 1 октября. Третье по счету снижение продовольственных норм по карточкам: 400 грамм хлеба ИТР и рабочим; служащим, детям, иждивенцам — 200 грамм.
- Прекращение ладожской навигации. К середине ноября 1941 года закрылось судоходство по Ладоге, поставки продовольствия прекратились. К тому же в городе закончилось топливо, перестал ходить транспорт, обессиленные от голода и холода люди были вынуждены добираться пешком до работы.
- Начало функционирования «Дороги жизни». 1941 год, 22 ноября, Ладожское озеро. Этот день положил начало ледовой трассе, названной «Дорогой жизни». Функционировала она почти до конца апреля 1942 года. По ней в осажденный город доставляли необходимые грузы, эвакуировали людей (сотни тысяч человек).
- Оборонный воскресник. 1942 год, 6 сентября. Молодые люди, работающие на предприятиях города, вышли на воскресник. Однако вместе с ними вышли также пожилые люди, чтобы принять участие в строительстве оборонительных преград.
- Сбор собственного урожая. Год 1942, 30 сентября. Более 50 тысяч тонн овощей собрали ленинградцы этой осенью, так как весной жители города умудрились засеять каждый клочок земли. Ими были использованы даже откосы каналов.
- Первое включение электроэнергии для жилых помещений. 1942 год, 26 декабря. С этого дня началась подаваться электроэнергия в жилые помещения. Это был отличный подарок жителям Ленинграда к новому 1943 году. Ведь электроэнергии в блокадном городе не было целый год.
- Частичный прорыв блокады. 1943 год, 18 января. Войсками двух фронтов: Ленинградского и Волховского был взят Шлиссельбург. Также был полностью очищен от немецких захватчиков южный берег Ладожского озера, то есть была частично прорвана блокада города на Неве.
- Увеличение нормы выдачи хлеба. 1943 год, 23 февраля. С этого дня были чуть-чуть повышены нормы выдачи по карточкам хлеба из-за частичного прорыва блокады 18 января.
- Реэвакуация людей. 1943 год, 1 апреля. С этого дня началась постепенная реэвакуация жителей Ленинграда.
- Завершение Мгинской операции. Год 1943, 22 августа памятен завершением Мгинской операцией. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не дали фашистам восстановить кольцевую блокаду вокруг города. Однако полностью снять с Ленинграда блокаду им все же не удалось.
- Возобновление работы многих заводов Ленинграда. 1943 год, 31 декабря вновь начали работать многие заводы города на Неве, которые часто подвергались жесточайшим обстрелам.
- Полное снятие блокады. 1944 год, 27 января. Этот январский день ознаменовался знаменательным событием – окончанием 900-дневной блокады Ленинграда, которая была самым трагичным событием за всю войну.
Смертность на убыль
Генерал-лейтенант интендантской службы в годы войны, уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов признавался, что период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжелым за все время блокады. На тот момент внутренние ресурсы оказались практически исчерпанными, а доставка жизненно важных товаров по льду Ладожского озера еще не была налажена.
Именно в этот период фиксировалось больше всего смертей среди ленинградцев. За все зимние месяцы 1941/42 годов погибло свыше 250 тысяч человек. Мужская смертность почти в два раза превышала женскую, так что к концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
Выработка электроэнергии в первую блокадную зиму составляла не более 15% от довоенного уровня. Не работали отопление, водопровод и канализация. Остановилась работа практически всех фабрик, за исключением тех, что имели оборонное значение.
Среднесуточная температура в городе в период со второй половины октября 1941-го по середину апреля 1942 года не превышала 0 °C. Устойчивые отрицательные значения температуры были зафиксированы уже с 11 октября. Даже в начале мая столбик термометра часто опускался до +1 °C. По данным ученых, климатическая зима в Ленинграде и пригородах 1941/42 годов составила 178 дней.Число внезапных смертей на улицах города стало уменьшаться весной 1942 года по мере потепления. Так если в феврале было подобрано не менее 7000 жителей, в апреле – около 600, то за май эта цифра составила 50 человек. Тоже самое касается общего количества смертей. Если в январе-феврале 1942 года в Ленинграде ежемесячно умирали почти по 130 тысяч человек, то в мае этот показатель снизился до 50 тысяч жителей. Всего же за наиболее тяжелый период блокады зимы-весны 1941/42 годов умерло 780 тысяч ленинградцев.
Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
900 дней блокады Ленинграда
Захват Ленинграда для командования германской армии имел огромное политическое и стратегическое значение. К 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути соединяющие Ленинград с территорией СССР. А к 8 сентября полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно 8 –е сентября известно как день начала блокады Ленинграда.
900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей.
Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941 г. только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений погибли тысячи людей. Доставка некоторого количества продовольствия стала возможна только после того, как на Ладоге установился лед. Эта ледовая трасса стала для ленинградцев настоящей Дорогой Жизни. Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду.
Несмотря на сложность ситуации, Жуков отдал приказ защищать Ленинград до последнего. Гитлер же, стремясь избежать крупных потерь при штурме, приказал начать осаду. Бомбежки и артиллерийские обстрелы стали едва ли не ежедневными. За время осады на город фашистами было сброшено 150 тыс. снарядов и 100 тыс. бомб. Мирное население оказалось в тяжелейшем положении. Первая зима блокады стала самой тяжелой. Для рабочих норма хлеба составляла только 250 г., для всех остальных – служащих, детей, иждивенцев – меньше в 2 раза. В пищу употреблялось все, что можно было есть. Вскоре из строя вышла система водоснабжения. Жители брали воду прямо из Невы. Отсутствие отопления зимой вкупе с голодом стало жестоким испытанием. Такова была ситуация во время блокады Ленинграда кратко.
Тем не менее, Ленинград оборонялся. Люди работали, предприятия выпускали боеприпасы и ремонтировали вышедшую из строя технику. К концу декабря большая часть населения города погибла и пайка хлеба стала вдвое больше. Отмечались случаи людоедства. Люди умирали на улицах, ослабев от голода. Весной 1943 года на улицах города было найдено 13 тыс. трупов. По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тыс. жителей. Но, некоторые историки говорят о 850 тысячах погибших.
Только 24 января 1944 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершен прорыв блокады Ленинграда.
В день снятия блокады Ленинграда в городе осталось 5 раз меньше людей, всего 560 тыс. жителей. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой жестокой в истории.
Дорога жизни
Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро. Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами.
Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше.
Зимой, когда судна не могли привозить товар, грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду. Интересен факт, что в город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно.
«Дорога жизни» и «Проулок смерти»
Спастись от голодной смерти жителям блокадного Ленинграда в первую зиму удалось благодаря «Дороге жизни». В зимний период 1941-1942 гг., когда вода на Ладожском озере замерзла, было налажено сообщение с «Большой Землей», через которое в город завозили продовольствие и эвакуировали население. Через «Дорогу жизни» было эвакуировано 550 тыс ленинградцев.
В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали «Дорогой Победы». На одном участке «Дорога Победы» вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли «Проулком смерти».