Всегда ли остракизм — это что-то ужасное?

Аналоги

Другие города, как известно, установили формы остракизма по афинской модели, а именно Мегара , Милет , Аргос и Сиракузы на Сицилии . В последнем из них он назывался petalismos , потому что названия были написаны на оливковых листьях. Об этих учреждениях мало что известно. Кроме того, черепки глиняной посуды, идентифицированные как остраки , были найдены в Херсонесе Таврическом , что привело историков к выводу, что подобное учреждение существовало и там, несмотря на молчание древних записей по этому поводу.

Аналогичной современной практикой являются выборы отзыва , когда избирательный орган лишает своего представительства избранного должностного лица. В отличие от современных процедур голосования, афинянам не нужно было придерживаться строгого формата для надписи остраки . Многие сохранившиеся остраки показывают, что можно было написать ругательства, короткие эпиграммы или загадочные предписания рядом с именем кандидата, не аннулируя голосование. Например:

  • Калликсен, сын Аристонима, «предателя»
  • Арчен, «любитель иностранцев»
  • Агасиас, «осел»
  • Мегакл , «прелюбодей»

Взгляд Аристотеля на государственные интересы

Древнегреческий ученый Аристотель считал, что государство может быть устроено в шести основных вариантах: монархическом, аристократическом, политическом, тираническом, олигархическом и демократическом. Первые три способа организации власти философ считал правильными, то есть служащими всеобщему благоденствию, последние же три, напротив, объявлял нежелательными. Более того, демократию он различал двух форм — непосредственную (соблюдающую интересы только малоимущих) и охлократическую, вырожденную, при которой всем правит толпа, вдохновляемая демагогами. Идеалом государства Аристотель считал политию — власть большинства, преследующую всеобщие блага. Так вот, великий философ придерживался мнения о том, что остракизм — это вполне оправданная и нужная мера в трех случаях из шести (неправильных), а именно при демократии, олигархии и тирании. Ее применение позволяет добиться, по крайней мере, стабильности, являвшейся уже тогда основой процветания любого социума. Так что же представляла собой процедура, которую в некоторых случаях одобрял сам Аристотель, но так осуждаем мы?

Процедура

Название происходит от острака (единственное число остракон, ὄστρακον), имея в виду черепки керамики которые использовались как жетоны для голосования. Битая керамика, обильная и практически бесплатная, служила своего рода макулатурой (в отличие от папирус, который был импортирован из Египет как высококачественная поверхность для письма и, следовательно, была слишком дорогой, чтобы быть одноразовой).

Каждый год афинян просили сборка хотели ли они подвергнуться остракизму. Вопрос поставлен в шестом (Январь или февраль в современном Григорианский календарь ). Если они проголосуют «за», то через два месяца будет проведен остракизм. В разделе Агора отправлены и соответствующим образом заблокированы, граждане называли писцов имена тех, кого они хотели подвергнуть остракизму, так как многие из них были неграмотными, а затем выцарапывали имена на черепках керамики и складывали их в урны. Председательствующие подсчитали острака отправили и отсортировали имена в отдельные стопки. Человек, в стопке которого было больше всего острака будет изгнан при условии, что дополнительный критерий кворум был встречен, о чем есть два основных источника:

  • В соответствии с Плутарх, остракизм считался действительным, если общее количество поданных голосов составляло не менее 6000.
  • По фрагменту Филохор, для исключения субъект остракизма должен набрать не менее 6000 голосов.

Свидетельства Плутарха о кворуме в 6000 человек на априори обосновывает необходимость остракизма также согласно счету Филохора, соответствует количеству, требуемому для предоставления гражданства в следующем столетии, и обычно является предпочтительным.

У кандидата было десять дней на то, чтобы покинуть город. Если он попытался вернуться, наказание было смерть. Примечательно, что имущество изгнанного человека не было конфисковано, и не было потери статуса. Через десять лет ему разрешили вернуться без стигмы. Собрание могло отозвать изгнанного человека раньше времени; перед Персидское вторжение в 479 г. до н.э. была объявлена ​​амнистия, по которой по крайней мере два изгнанных лидера -Перикл отец Ксантипп и Аристид «Праведники» — как известно, вернулись. По аналогии, Кимон подвергся остракизму в 461 г. до н.э., был отозван во время чрезвычайной ситуации.

Президент России

2 марта 2008 года в президентской гонке Медведев одержал уверенную победу, набрав 70 % голосов избирателей. В первом туре выборов он обошел Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. В мае прошла инаугурация самого молодого главы России.

Первые указы третьего российского президента касались развития социальной сферы: образования, здравоохранения, улучшения жилищных условий ветеранов. Ярким проектом за время нахождения Медведева в президентском кресле стало создание «Сколково». Еще до начала реализации проекта место расположения «русской Силиконовой долины» Дмитрий Анатольевич посетил вместе с Арнольдом Шварценеггером во время визита губернатора Калифорнии в Россию в октябре 2010-го.

На долю Медведева также выпала пятидневная война с Грузией, начавшаяся на фоне конфликта с Южной Осетией.

Embed from Getty ImagesДмитрий Медведев на Параде Победы

Именно Дмитрий Медведев поспособствовал увольнению с поста столичного градоначальника Юрия Лужкова. Мэр Москвы в 2010 году был отправлен в отставку с применением формулировки «в связи с утратой доверия».

В этом же году состоялась личная встреча российского президента и главы США Барака Обамы. Деловые переговоры продолжились в неформальной обстановке в любимой гамбургерной американского лидера в Вашингтоне. Кадры совместного завтрака двух политиков облетели весь мир.

За срок полномочий Медведева Госдума приняла в общей сложности более двухсот президентских законов. Большой общественный резонанс вызвало решение о переименовании милиции в полицию в 2011-м в рамках масштабной реформы МВД. После предусмотренной законом «О полиции» переаттестации из органов внутренних дел были уволены более 20 % (180 тыс.) сотрудников.

В 2011 году в ходе заседания партии «Единая Россия» Медведев заявил, что Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра, должен баллотироваться в президенты. Тогда же Дмитрий Анатольевич объявил о готовности стать премьер-министром России.

Современное использование

Остракизм очевиден в отношении нескольких видов животных : 10,  а также в современных человеческих взаимоотношениях. Социальный психолог Киплинг Уильямс определяет остракизм как «любой акт или акты игнорирования и исключения индивида или групп со стороны индивида или группы», не обязательно включающие «акты словесного или физического насилия».

Williams предполагает , что наиболее распространенная форма остракизма является молчание лечения , :  2 , где отказ общаться с человеком эффективно игнорирует и исключает их.

Реакции

Уильямс и его коллеги наметили ответы на остракизм примерно в пяти тысячах случаев и обнаружили две характерные модели реакции. Первый — это повышенная групповая конформность в стремлении к повторному допуску; второй — стать более провокационным и враждебным по отношению к группе, стремясь к вниманию, а не принятию. нужен лучший источник

Возраст

Пожилые люди реже сталкиваются с остракизмом, особенно в пенсионном возрасте . Независимо от возраста, остракизм тесно связан с отрицательными эмоциями, снижением удовлетворенности жизнью и дисфункциональным социальным поведением.

Сообщение о нарушениях

Исследования показывают, что остракизм — это распространенная стратегия возмездия, используемая организациями в ответ на разоблачения . Киплинг Уильямс в ходе опроса американских информаторов обнаружил, что 100% респондентов сообщили об остракизме после изобличения. : 194–195  Александр Браун аналогичным образом обнаружил, что остракизм после изобличения является обычным явлением, и действительно описывает остракизм как форму « скрытой » репрессалии, поскольку ее обычно так сложно идентифицировать и расследовать.

Кар и ашти

Кар и ашти — это культурно-специфическая иранская форма личного избегания, чаще всего другого члена семьи в Иране . В то время как современные западные концепции остракизма основаны на принуждении к подчинению внутри общественно признанной группы, кахр — это личное (батин), семейное дело конфликта или проявления гнева , которое никогда не раскрывается публике в большой, поскольку это было бы нарушением общественного этикета.

Кар — это избегание члена семьи более низкого ранга, который совершил предполагаемое оскорбление. Это один из нескольких ритуальных социальных обычаев иранской культуры.

Гозашт означает «терпимость, понимание и желание или готовность прощать» и является важным компонентом Кара и Ашти как для психологических потребностей замыкания, так и для познания , а также в качестве культурно приемлемого источника для выполнения необходимых религиозных требований. из Тауба (покаяние, см Коран 2: 222) и ду’а (мольбу).

Недостатки и угрозы политического радикализма

Сегодня понятие «радикализм» на языке большинства средств массовой информации находится в серой зоне между «демократией» и «экстремизмом». Радикализм больше не воспринимается как воплощение либеральной и демократической политической позицией. Напротив, выражение «политически радикальный» в нынешнем общем понимании является антидемократическим отношением, направленном на отмену существующей системы или верховенства закона в пользу авторитарной или даже тоталитарной системы.

В результате радикализм снова рассматривается как опасность, но на этот раз для правящего демократического строя. Политически он может располагаться как слева, так и справа, или он также может существовать в форме политико-религиозного фундаментализма.

«Радикализм» по-прежнему имеет более позитивный оттенок, чем «экстремизм», и обычно воспринимается как менее «угрожающий». Атрибут «радикальный» может обозначать особую последовательность и решительность в выборе, а также в достижении и реализации всеобъемлющих целей.

Во второй половине XX в. радикализм быстро приобрёл уничижительное название, что выражается в иронично провокационном приговоре, скандированном на демонстрациях: «Мы – небольшое радикальное меньшинство». Такие «радикалы» видели свою (позитивно понимаемую) радикальность в основном в своих целях, но не в своих методах (революция, насилие). Атрибут «экстремистский» радикалы трактовали как дискредитацию, отвергая это название для себя.

В XXI в. происходят радикальные религиозные, особенно радикальные исламские усилия, которые в конечном итоге направлены на свержение либерального порядка и установление теократии. Многие западные европейцы сегодня думают о слове «радикальный» иначе, чем несколько десятилетий назад, в первую очередь об исламистском или в целом религиозном экстремизме.

Философ Гельмут Плесснер определял радикализм как «убеждённость в том, что по-настоящему великие и хорошие вещи могут возникать только в результате сознательного возвращения к корням существования; вера в исцеляющую силу крайностей, метод противостояния всем традиционным ценностям и компромиссам. Социальный радикализм, таким образом, является оппозицией существующему, поскольку он всегда включает определённый баланс между конфликтующими силами человеческой природы и подчиняется законам реализации, принуждению возможного».

Плесснер видел социальные механизмы, такие как такт, дипломатия, престиж, церемония, соответствующими психической структуре человека и, следовательно, эффективными для поддержания гуманного общества. Социальный радикализм отвергается им как «этика бестактности».

Причины опричнины

События конца 1550 — начала 1560-х годов были тревожным предзнаменованием будущего опричного порядка. Итоги проводимых Иваном IV реформ оказались противоречивыми. 

Царь увидел угрозу ограничения своей власти в реформах Избранной рады, в связи с этим возникла необходимость укрепления государственного аппарата. 

Распространённым является мнение, что подобные перемены были вызваны смертью первой супруги царя — царицы Анастасии. В частности, англичанин Джером Горсей, агент «Московской компании» — объединения английских купцов, торговавших с Русским государством, — отмечал в своих записках, что Анастасия «была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали, любили и боялись все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». 

Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал (например, на брата матери царя В.М. Глинского, князя И.Д. Бельского, князей Воротынских и других) и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу. 

Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия. Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол.

<<Форма демодоступа>>

Внутренние коллизии происходили на фоне осложнившейся и ухудшившейся международной обстановки: Русское государство воевало с Великим княжеством Литовским из-за Ливонии. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью. 

Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой.

‍ Иван Грозный. Парсуна. Начало 17 века (?). Копенгаген. Музей. («Копенгагенский портрет»)‍

Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит». 

Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю. 

Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели». 

Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников. 

Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти. 

Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско. В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю. 

На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины.

Вывести из употребления

Последний остракизм Гипербола примерно в 417 г. до н. Э. Подробно описан Плутархом в трех разных жизнях : изображен Гипербол, призывающий людей изгнать одного из своих соперников, но они, Никий и Алкивиад , откладывают в сторону свою враждебность ради собственной вражды. В этот момент используйте их совместное влияние, чтобы вместо этого подвергнуть его остракизму. По словам Плутарха, люди затем испытывают отвращение к остракизму и навсегда отказываются от этой процедуры.

Отчасти остракизм прекратил свое существование как процедура в конце пятого века, потому что его заменили графом параномоном , обычным судебным иском, в соответствии с которым могло быть подвергнуто преследованию гораздо большее количество политиков, вместо одного раза в год, как в случае остракизма, и с большей серьезностью. Но это, возможно, уже стало казаться анахронизмом, поскольку фракционные союзы, организованные вокруг важных людей, становились все менее значимыми в более поздний период, а власть была более конкретно сосредоточена во взаимодействии отдельного оратора с властью собрания и судов. Угроза демократической системе в конце V века исходила не от тирании, а от олигархов.перевороты, угрозы которых стали очевидными после двух кратких захватов власти, в 411 г. до н.э. «Четырьмя сотнями» и в 404 г. до н. э. «Тридцатью» , которые не зависели от отдельных могущественных личностей. Остракизм не был эффективной защитой от олигархической угрозы, и не использовался таким образом.

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.


Клисфен. Современный бюст. (wikipedia.org)

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Отмена опричнины

В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство. 

Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя. 

В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории. 

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.


‍В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»‍

Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.

В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит. 

Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине. 

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается тема опричнины. 

Цель

Поскольку остракизм осуществлялся тысячами людей на протяжении многих десятилетий меняющейся политической ситуации и культуры, он не служил единой монолитной цели. Наблюдения могут быть сделаны относительно результатов, а также первоначальной цели, для которой он был создан.

Все первые случаи людей, подвергшихся остракизму за десятилетие после поражения первого персидского вторжения при Марафоне в 490 г. до н.э., были связаны или связаны с тираном Писистратом , который контролировал Афины в течение 36 лет до 527 г. до н.э. После того, как его сын Гиппий был свергнут с помощью Спарты в 510 г. до н.э., семья искала убежища у персов, и почти двадцать лет спустя Гиппий высадился с их войсками вторжения в Марафоне. Тирания и персидская агрессия были парными угрозами новому демократическому режиму в Афинах, и остракизм использовался против обоих.

Пример греческого остракона, предполагающего остракизацию Фемистокла , из музея Стоа Аттала (482 г. до н.э.)

Тирания и демократия возникли в Афинах из столкновений между региональными и фракционными группами, организованными вокруг политиков, включая Клисфена. В качестве реакции демократия во многих отношениях стремилась уменьшить роль фракций как средоточия лояльности граждан. Остракизм тоже мог быть направлен на то, чтобы работать в том же направлении: временно обезглавив фракцию, он мог помочь разрядить конфронтацию, которая угрожала порядку в государстве.

В последующие десятилетия, когда угроза тирании была отдаленной, остракизм, похоже, использовался как способ выбора между радикально противоположной политикой. Например, в 443 г. до н.э. был подвергнут остракизму Фукидид, сын Мелесия (не путать с одноименным историком ). Он возглавил аристократическую оппозицию афинскому империализму и, в частности, программе строительства Перикла на Акрополе, которая финансировалась за счет налогов, установленных для войн против империи Ахеменидов . Изгнав Фукидида, афинский народ ясно дал понять, в каком направлении будет развиваться афинская политика. Аналогичные, но столь же противоречивые заявления были сделаны относительно остракизмаКимон в 461 г. до н. Э.

Мотивы отдельных голосующих граждан неизвестны. Многие из уцелевших остраков называют именами людей, не имеющих иных свидетельств. Вполне возможно, что это просто кто-то, кого автор не любил и за кого проголосовал в момент личной неприязни. Некоторые остраки даже носят слово «Лимос» (голод) вместо человеческого имени. Таким образом, его можно рассматривать как светский, гражданский вариант афинских табличек проклятий , изучаемый в научной литературе под латинским названием defixiones , где маленькие куклы были завернуты в свинцовые листы, написанные проклятиями, а затем захоронены, иногда застряв в гвозди для хорошей меры ссылка .

В одном анекдоте об Аристиде, известном как «Справедливый», который подвергся остракизму в 482 году, неграмотный гражданин, не узнав его, подошел и попросил написать имя Аристид на его остраконе. Когда Аристидес спросил, почему, этот человек ответил, что это потому, что ему надоело слышать, как его называют «Справедливым». Возможно, простого ощущения того, что кто-то стал слишком высокомерным или выдающимся, было достаточно, чтобы записать чье-то имя на остраконе. Ритуалы остракизма также могли быть попыткой отговорить людей от тайного убийства или убийства невыносимых или новых лиц, обладающих властью, чтобы создать открытую арену или выход для тех, кто питает первобытные разочарования, побуждения или политические мотивы. Решением убийства, согласно теории Грегори Х. Падовица, будет «остракизм», который в конечном итоге принесет пользу всем сторонам — несчастный человек будет жить и получит второй шанс, а общество будет избавлено от уродства вражды, гражданской войны и т. Д. политические заторы и убийства.

Итоги опричнины и её значение

Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена. 

Вот каковы были основные последствия опричнины.

  • Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации. 
  • Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.
  • Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.
  • В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.
  • Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.
  • Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины. 

С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский. 

Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными. 

Осенью 1575 году Русское государство снова было разделено на две части: удел царя («двор») и земщину, возобновились казни и массовые переселения. Такой порядок сохранялся до самой смерти царя Ивана Грозного в 1584 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: