5 доказательств бытия бога фомы аквинского кратко с примерами. критика и опровержение пяти доказательств бытия бога фомы аквинского

Введение

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл.

В целом философия объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени. Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир осознание его под знаком вечности.

В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем — смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Тема данного реферата — философия Фомы Аквинского.

Цель работы: подробно рассмотреть философию Фомы Аквинского.

Для достижения поставленной цели, я решала следующие задачи:

· рассматривала основные черты философии средневековья;

· описывала биографию Фомы Аквинского;

· подробно рассматривала учение о бытии, учение о человеке и его душе, теорию познания и этику средневекового философа.

Реферат состоит из введения, семи разделов, заключения и списка использованной литературы.

При написании реферата я опиралась на труды таких авторов как Спиркин, Кохановский, так же в работе были использованы Интернет источники.

Основной тезис критиков Фомы Аквинского

Несмотря на то что все вышеприведённые высказывания были встречены с одобрением большинством представителей Западной христианской церкви и даже её римскими понтификами, нашлись и скептики, указывавшие на их слабые стороны. Критика 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского основывалась главным образом на том, что все они сосредоточены исключительно на рассмотрении явлений материального мира, и не касаются высшей духовной сущности Бога.

Всё, составляющее этот мир, трактуется философом как следствие или комплекс следствий единой первопричины ─ Бога, что само по себе не подвергается сомнению, однако, в то же время не позволяет понять, в чём же состоит Его сущность. Таким образом, тезисы, изложенное Фомой Аквинским, не дают возможности утверждать, что основой всего сущего на земле является именно тот единый Бог, которому поклоняются все последователи монотеистических религий.

Аргументы Фомы Аквинского

Доказательства существования Бога становятся одной из главных тем философии. Фома Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Все эти доказательства являются космологическими, то есть доказательствами от мира к Богу.

Фома Аквинский сразу же отвергает онтологическое доказательство существования Бога. Он отвергает его по следующей причине: для того чтобы разум пришел к существованию Бога, обладающего бесконечным числом атрибутов, этот разум также должен быть бесконечным. Человеческий разум не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство существования Бога доступно только самому Богу. Опровержение онтологического доказательства Фомой Аквинским также сыграло свою социальную роль. В это время в западном католическом мире были популярны различные еретические гностические учения, которые отрицали необходимость Церкви для спасения человека и познания Бога. Основание для этих ересей можно было найти в онтологическом доказательстве, которое показывало, что познание Бога возможно также через собственную душу, через собственное знание.

Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Почти все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство существования Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то другим, должен существовать некий первотолчок».

Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика уже не считает историческим фактом. Концепция «движения по инерции» никак не вписывается в эту аристотелевскую позицию, поэтому если мы основываем нашу веру в Бога только на доказательствах, рано или поздно наука сможет опровергнуть эти доказательства.

Итак, доказательства есть доказательства, но вера, конечно, должна быть свободной, не связанной никакими доказательствами. Но даже Фома Аквинский не полагался только на доказательства. Для него философия — лишь слуга богословия, она лишь помогает человеку прийти к Богу. Если это доказательство кому-то помогло — хорошо, этот человек на пути к спасению.

Второе доказательство гласит, что все, что происходит в мире, обусловлено причиной и следствием. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, поэтому причина и следствие всегда разделены. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь одну главную причину. Эта причина — Бог.

Третье доказательство — это доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать или не существовать. Следовательно, весь мир может существовать, а может и не существовать. Если этот принцип верен, то рано или поздно наш мир перестанет существовать. И если предположить, что мир существует сам по себе, то есть вечно, то этот факт небытия мира рано или поздно уже должен наступить. Но раз мир существует, следовательно, не все в мире случайно; есть необходимость, абсолютно необходимое бытие, которое обеспечивает существование этого мира. Это необходимое существо — Бог.

Четвертое доказательство вытекает из степеней совершенства. Человек видит различные степени совершенства в своем познании мира. Некоторые вещи он считает более совершенными, другие — менее. Но такое сравнение вещей по степени совершенства возможно только при наличии представления об абсолютно совершенном существе в человеке, если это абсолютно совершенное существо существует. Поэтому есть нечто в высшей степени истинное, совершенное, благородное, а значит, и сущее. «Ибо то, что истинно в высшей степени, истинно в высшей степени.

И пятое доказательство — это божественное руководство миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как у человеческих поступков есть цель, так и у этого мира есть цель, ради которой он существует, и эта цель — Бог.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  2. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  3. Будда (просветленный), основатель буддизма
  4. Учение Платона о человеке и космосе
  5. Основные характеристики русской философии
  6. Познание, его возможности и границы
  7. Анри Бергсон, французский философ
  8. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  9. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  10. Природа и общество: их историческое взаимодействие

Scriptum super quatuor libris sententiarum magistri Petri Lombardi

Это было первое произведение Фомы Аквинского, переведенное Педро Ломбарди как «Комментарий к четырем книгам приговоров».

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Фома Аквинский комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были развиты таинства, присущие Церкви.

Некоторые ученые определили, что то, что сказал Фома Аквинский в этих комментариях, имеет важные отличия от того, как он выражает себя в Богословской сумме, самом важном произведении Фомы. Однако тот факт, что богословская Summa не была завершена Фомой Аквинским, может объяснить разницу в аргументах между двумя работами религиозного философа

Однако тот факт, что богословская Summa не была завершена Фомой Аквинским, может объяснить разницу в аргументах между двумя работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мышление развивалось и развивалось с течением времени.

Интересные факты

В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».

Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.

После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».

Идеи Фомы Аквинского[править | править код]

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж

Как теолог понимал бытие Бога в смысле христианской религии и разделял идею творения мира из ничего и бессмертия души, которая как «чистая форма» не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Она приобретает знания не в результате воспоминаний, как у Платона, а благодаря чувственному восприятию, в которое облечено познание идеи, озаряемое интеллектом. Всё мироздание рассматривается Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирождённое место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Одним из наиболее важных результатов богоучения Св. Фомы Аквинского является выведение пяти доказательств бытия Бога, пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Кроме того, он много писал о невидимом бытии, в частности, описал иерархию ангелов и их свойства. Выбранные из его философии (метафизики) и были определены церковью 24 июля года как истинное учение Фомы Аквинского (см. Томизм).

Пять доказательств существования Богаправить | править код

В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять доказательств (путей) существования Бога:

  1. Доказательство через движение. Все вещи делятся на две категории: движимые и двигающие. Движимые двигаются только потому, что их движет что-то другое, движущие движутся сами и движут другие вещи. Но вещи двигаются лишь относительно того, что движет их, они не могут быть источником собственного движения. Соответственно должно быть что-то, что само неподвижно, но двигает движущие предметы. По Фоме это есть Бог.
  2. Доказательство через производящую причину. У каждой вещи есть цепочка причин являющихся причиной бытия этой вещи. Но невозможно, чтобы эта цепочка уходила в бесконечность. Значит есть что-то, что являясь причиной существования других вещей, само не имеет первопричины и существует безотносительно причин. Это и есть Бог.
  3. Доказательство через необходимость. Большинство вещей являются возможными, они могут быть, а могут и не быть, они появляются и исчезают. Если бы все вещи были такими, то они все могли бы перейти в небытие, а тогда можно сказать, что уже ничего не существует, поскольку не-сущее переходит в сущее только через сущее. А раз ничего не существует, ничто не могло бы перейти в нечто. Значит должно быть нечто, что необходимо, через что создаётся сущее. Но необходимость должна иметь внешнюю причину. Поскольку невозможно, чтобы цепочка зависимостей уходила в бесконечность, значит есть нечто необходимое, что не нуждается во внешней причине, необходимое само по себе. Это и есть Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия. Всё обладает некими качествами и при этом можно говорить, что одно обладает этими качествами в большей степени чем другое. Значит есть нечто, относительно чего меряют качество, чем ближе к эталону, тем в большей степени сущее обладает этим качеством. Значит есть нечто являющееся идеалом истины, совершенства, благородства и, как следствие, обладающее истинным бытием. Но то, что в предельной степени обладает неким качеством, является и причиной всех проявлений этого качества. Значит есть сущность, являющаяся причиной всех благ и всякого совершенства. Это есть Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. Из наблюдений известно, что у предметов, лишённых разума, действия, как правило, направлены к наилучшему исходу, а значит подчиняются целесообразности. Следовательно, они достигают цели не случайно, но по чьей-то воле. А значит есть что-то, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это именуется Богом.

Доказательство бытия Бога

Первоосновным делом разума было доказательство существования Бога.

Первое доказательство вытекает из принципа движения. Пользуясь методом Аристотеля, Аквинский полагает Бога неподвижным двигателем. Есть два вида вещей, одни из которых движутся, другие движут и движутся сами. Движущиеся вещи приводятся чем-то в движение, приводя из состояния потенции в акт. Таким образом, существует то, что движет, не двигаясь при этом. То есть первопричина движения. Им является Бог.

Как говорит Августин – первый факт происходит из понятия движения.

Второе доказательство исходит из причинности. Полагание Бога в качестве источника и первопричины сущего так же отсылается к Аристотелю.

Всё существующее обязано обладать причинностью своего существования. Таким образом, необходимо существование того, что не имеет причины своего существованию, но выступает протопричиной всего прочего. * Такой протопричиной может быть исключительно лишь Бог.

Третье доказательство отсылается к конечности существования мира. Так как созданный мир живёт по законам необходимости, то, согласно этому положению, в мире обязан иметься итоговый источник. Им является Бог. То есть для вещей нет понятия вечного бытия, все должно рано или поздно переходить в небытие, у вещи есть две необходимости, быть и не быть. У Бога есть только вечное существование.

Бог – необходимая сущность, которая необходима сама по себе, говорит Фома Аквинский, без внешней цели своей необходимости, самостоятельно формирую причину необходимости всех вещей, всего сущего.

Четвертое доказательство выводится из мнения об имеющейся в мире иерархии, степени совершенства, согласуясь с пониманием этого вопроса с Ансельмом Кентерберийским. Всякое совершенство в мире должно так же обладать своим источником, основное наивысшее совершенство. Им является Бог. Бог как наилучшее благо.

Пятое доказательство называется онтологическим доказательством Бога. В его основе лежит то, что в уме человека имеется понятие о Боге, которое доказывает его существование. Бог выступает конечной целью существования, которое безжизненные вещи не осознают, человек же постигает это, как существо, имеющее внутреннюю целью.

Исходя из этого, он может воспринимать Бога. Таков распорядок природы. Вещи, лишённые разума подчиняются всеобщей целесообразности, это подтверждается тем, что все их действия всегда стремятся к наилучшему итогу. Это наводит на мысль, что всё происходит не случайно, под руководством чьей-то разумной высшей воли.

Замечание 2

Таким образом, имеется нечто, имеющее цель для всего, что имеется в природе. Это Бог.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

философия

Большой вклад Фомы Аквинского в философию состоял в том, чтобы утверждать, что вера и разум не были противоположными идеями, но между ними было возможно, что была гармония и гармония.

Согласно посылке Фомы Аквинского, вера всегда будет иметь преимущество над разумом. В случае достижения противоречивых идей, основанных на вере и других на разуме, те, кто связан с верой, всегда будут лучше, так как Фома Аквинский считает, что Бог является высшим и важным элементом по отношению к любым другим.

Для Томаса разум — это инструмент, который несколько ограничен, чтобы приблизиться к истинному познанию Бога. Тем не менее, это важный элемент для получения знания, которое он считал истинным.

Кроме того, Фома Аквинский был совершенно уверен, что рациональность — это способ, которым люди могут узнать правду о вещах и элементах, которые их окружают. Поэтому причина не может быть ложной, так как это естественный инструмент для человека.

Пять способов признать, что Бог существует

Фома Аквинский указал, что существует, по крайней мере, 5 элементов, с помощью которых можно узнать и подтвердить существование Бога; речь идет о признании присутствия и концепции Бога из видения, которое идет от следствия к делу.

Затем Аквинский указал, что существует 5 основных элементов, с помощью которых можно приблизиться к этому представлению о существовании Бога..

Эти элементы связаны с представлением о том, что эффекты всегда порождаются конкретными причинами и что все события в мире связаны друг с другом через большую причинную цепь. Пять маршрутов, предложенных Томасом де Акино, следующие:

движение

Для Фомы Аквинского все находится в постоянном движении. В то же время он устанавливает невозможность чего-то движущегося и движущегося одновременно. Следовательно, все, что движется, делает это, потому что другой элемент способствовал этому движению..

Это постоянное движение, порождаемое другими, не характеризуется бесконечностью, поскольку необходимо иметь начало и конец. Фактически, для Фомы Аквинского начало этого великого движения — это Бог, которого он называет Первым Неподвижным Двигателем.

Причинная зависимость

Это связано с причинной цепью. На этом пути мы стремимся осознать, что великой эффективной причиной, которая существовала, является именно Бог, который является началом всего, главной причиной всех других вещей, которые произошли, которые происходят и будут происходить..

О том, что можно и что нужно

Третий путь, предложенный Томасом Аквинским, говорит о том, что мир полон возможностей в разных сферах существования. Все вокруг нас имеет возможность существовать или нет, потому что возможно, что оно разрушено.

Поскольку существует вероятность того, что чего-то не существует, это означает, что в истории был момент, когда ничего не существовало.

До этого небытия возникла потребность в появлении существа, которое Аквинский называет «необходимым», что соответствует полному существованию; бог.

Иерархия ценностей

Для Фомы Аквинского признание ценностей является одним из идеальных способов приблизиться к понятию Бога.

Указывает, что такие ценности, как благородство, правдивость и доброта, среди прочего, становятся больше, когда они приближаются к этой более высокой контрольной точке, которая представляет собой максимальную экстернализацию и абсолютную причину указанных ценностей.

Фома Аквинский утверждает, что этот высший ориентир — это Бог, который соответствует высочайшему совершенству.

Заказ объектов

Фома Аквинский утверждает, что природные объекты не имеют мысли, поэтому они не могут упорядочить себя. Это делает необходимым существование вышестоящей организации, ответственной за наведение порядка.

Важность Библии

Для Фомы Аквинского Бог как понятие является очень сложной концепцией, к которой невозможно приблизиться напрямую, потому что наш разум не может понять столько чудовищности.

Вот почему он предлагает, чтобы лучший способ приблизиться к Богу через Библию, особенно через Новый Завет; о так называемой апостольской традиции, не написанной дословно в Библии, а частью христианской динамики; и учения папы и епископов.

Средневековая философия и аристократизм

Ранний схоластизм все еще оставался в традиции традиционного (и принятого Церковью) платонизма, но постепенно был заменен аристотелианством. Аристотелизм был также гетерогенным явлением: в интерпретации так называемых аверроистов (Зигер Брабантский и др.) он принимал черты платонизма, в то время как Альберт Великий и особенно его ученик Фома Аквинский были «чистыми» аристотелианцами. (Хотя нельзя отрицать, что они тоже были полностью свободны от влияния платонизма).

Кроме Аристотеля, на Аквину оказали влияние сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита (особенно его трактат «О божественных именах»), а также мусульманская философия и еврейский мыслитель Маймонид (Моисей бен-Маймон). Таким образом, в трудах Фомы присутствует не только синтез христианской веры и нехристианской философии, но и традиционного платонизма и «новаторского» аристотелянизма. Английский историк философии Ф.К. Копплстоун говорит, что было бы не совсем верно описывать действие Аквины как попытку синтезировать нехристианскую мысль и христианскую веру: «Главной целью Томаса было не интерпретировать и не адаптировать философскую систему таким образом, чтобы она могла быть приведена в гармонию с христианской верой, разряжая ее содержание. Конечно, для того, чтобы осуществить когерентный синтез, ему пришлось переосмыслить некоторые идеи….. Однако Томас был убежден, что мыслительный процесс этого греческого философа был философской основой христианской этики».

Согласно наблюдению Коплестона, в работах Аквинаса невозможно отличить собственные идеи автора от идей, взятых из других источников. Томас не пытался быть оригинальным: «Оригинальность Томаса состояла скорее в терпеливом отсеивании различных мнений, стремлении прийти к тому, что казалось ему истинным, и систематическом объединении различных позиций путем применения всеобъемлющих философских принципов».

Главной задачей Томаса тогда было создание системы католицизма, синтез веры и знания, или рационализация веры. Консенсус в отношении точной причины названия этой работы отсутствует. Версии о том, что он был написан с целью обращения мавров или борьбы с манихейством, вероятно, легендарны. А главное произведение Томаса, Сумма Богословия, самая полная система, осталась незавершенной после смерти автора.

Та же идея синтеза «светской» философии и христианской веры занимает центральное место в нео-томизме — движении в католической философии, возникшем в середине 19 века. (Один из представителей этого движения — А. Штёкль).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: