Выборы и референдум сходства и отличия. Выборы и референдум – отличия и сходства избирательного права в таблице
В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.
Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.
Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года).
Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по обществознанию? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
- регистрация избирателей по месту жительства;
- использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
- присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
- официальное представление результатов.
Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни одни из кандидатов не набрал больше половины голосов.
Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.
Выборы и референдум
Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.
Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.
Отличие референдума от плебисцита. Референдум и плебисцит
Референдум
представляет собой институт непосредственной
демократии ,
то есть это обращение к избирательному
корпусу для окончательного решения,
как правило, законодательного или
конституционного вопроса. Это обращение
может исходить от парламента, главы
государства в случае решения
общенациональных вопросов или от местных
властей для решения местных вопросов.
Разновидностью
референдума является плебисцит (название происходит от латинского
выражения «плебисцитум» – означающего
решение народа). С формально-юридической
точки зрения, т.е. инициатива и процедура
проведения, порядок подсчета голосов,
юридическая сила решений, принятых на
нем, референдум и плебисцит не имеют
различий. В США не делают различий между
этими понятиями. Во Франции же плебисцит
считается более широким понятием, чем
референдум. В таких странах плебисцит
– это голосование избирателей по
вопросам, имеющим для страны или региона
судьбоносное решение, например, о
государственной принадлежности спорной
территории, о форме правления, о доверии
лидеру страны.
Отличие референдума от выборов
Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.
Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.
Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.
Этнолингвистическая структура до плебисцита
Языковая ситуация в Силезии в 1905-06 гг.
Самые ранние точные данные переписи этнолингвистической или национальной структуры (Nationalverschiedenheit) прусской части Верхней Силезии относятся к 1819 году. Последние доступные данные всеобщей переписи населения перед Первой мировой войной относятся к 1910 году (если не считать переписи школьников 1911 года). — Sprachzählung unter den Schulkindern — который выявил более высокий процент говорящих на польском языке среди школьников, чем по данным переписи 1910 года среди населения в целом). Цифры ( Таблица 1 ) показывают, что большие демографические изменения произошли между 1819 и 1910 годами, когда общая численность населения региона увеличилась в четыре раза, процент говорящих по-немецки значительно увеличился, а процент говорящих по-польски значительно снизился. Кроме того, общая площадь земель, на которых говорили на польском языке, а также площадь, на которой на нем говорило большинство, уменьшились в период с 1790 по 1890 годы. Польские авторы до 1918 года оценивали количество поляков в Прусской Верхней Силезии как немного выше, чем предполагалось. к официальной переписи населения Германии.
Три западных округа — Фалькенберг (Немодлин) , Гротткау (Гродкув) и Нейсе (Ниса) , хотя и являются частью Regierungsbezirk Oppeln , не были включены в зону плебисцита, поскольку они были почти полностью населены немцами .
Таблица 1. Численность поляков, немцев и других жителей (Regierungsbezirk Oppeln) | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 1819 г. | 1828 г. | 1831 г. | 1834 г. | 1837 г. | 1840 г. | 1843 г. | 1846 г. | 1852 г. | 1855 г. | 1858 г. | 1861 г. | 1867 г. | 1890 г. | 1900 г. | 1905 г. | 1910 г. |
Польский | 377 100
(67,2%) |
418 837
(61,1%) |
443 084
(62,0%) |
468 691
(62,6%) |
495 362
(62,1%) |
525 395
(58,6%) |
540 402
(58,1%) |
568 582
(58,1%) |
584 293
(58,6%) |
590 248
(58,7%) |
612 849
(57,3%) |
665 865
(59,1%) |
742 153
(59,8%) |
918 728 (58,2%) | 1 048 230 (56,1%) | 1 158 805 (57,0%) | Перепись, одноязычный польский: 1169340 (53,0%)
или до 1,560,000 вместе с двуязычными |
Немецкий | 162 600
(29,0%) |
255 483
(37,3%) |
257 852
(36,1%) |
266 399
(35,6%) |
290 168
(36,3%) |
330 099
(36,8%) |
348 094
(37,4%) |
364 175
(37,2%) |
363 990
(36,5%) |
366 562
(36,5%) |
406 950
(38,1%) |
409 218
(36,3%) |
457 545
(36,8%) |
566 523 (35,9%) | 684 397 (36,6%) | 757 200 (37,2%) | 884 045 (40,0%) |
Другой | 21 503
(3,8%) |
10 904
(1,6%) |
13 254
(1,9%) |
13 120
(1,8%) |
12 679
(1,6%) |
41 570
(4,6%) |
42 292
(4,5%) |
45 736
(4,7%) |
49 445
(4,9%) |
48 270
(4,8%) |
49 037
(4,6%) |
51 187
(4,6%) |
41 611
(3,4%) |
92 480
(5,9%) |
135 519
(7,3%) |
117 651
(5,8%) |
Общая численность населения: 2 207 981 человек |
Краткое определение понятия Плебисцит
Если трактовать плебисцит простыми словами, то можно сделать вывод, что это один из вариантов проведения опроса. Здесь гражданам государства дается возможность одобрить или опровергнуть предложения, выдвинутые правительством. При проведении данной процедуры могут решаться такие вопросы, как смена власти, полит. режима или передачи отдельной территории другому правительству.
Определение довольно сложное в определении, поэтому многие граждане не полностью понимают, что означает это слово. Ведь определение так схоже с референдумом, однако, имеет свои особенности и нюансы. В чем же разница, разберем подробнее.
Как трактуется понятие в словарях?
Определяя значение слова, в первую очередь нужно посмотреть его трактовку в известных словарях. В одном из которых говорится, что это исторический термин, обозначающий закон в Древнем Риме. Он утверждался на всеобщем собрании, и не мог быть в дальнейшем опровергнут. Примером служит соблюдение плебисцита в начале V в. до н. э., когда было всем известное громкое противостояние плебеев и патрициев. Однако, для патрициев это было не обязательным, так как на собрании такой закон не утвердил сенат.
Другая же трактовка в словаре отмечается с пометкой «политическое», и расшифровывается, как государственный опрос населения, по разным политическим вопросам. Он может проводиться несколько раз в год, по инициативе правительства или простого народа.
Есть ли у понятия синонимы?
Народный опрос, имеет много близких по значению слов, но не все они передают, такое же значение. К наиболее точным и известным синонимам определения «плебисцит», относят:
- Референдум.
- Опрос.
- Собрание.
- Решение народа.
Слово пришло к нам из латинского языка, от понятия plebiscitum. Латинское слово имеет две части plebs и scitum. Первая в переводе на русский «обычный народ», вторая — «решение». Если соединить эти две части, то латинское слово будете переводиться как «народное решение». Слово использовалось еще в древние времена, с помощью него решались важные вопросы, и утверждались законы. Благодаря чему государству удавалось взаимодействовать с простыми людьми.
Отличие плебисцита от референдума
Чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос, для начала нужно понять, что такое референдум. Это одна из форм изъявления своего решения простым народом. Оно происходит по средству голосования или всеобщего собрания. Здесь могут решаться все государственные, политические вопросы, которые требуют мнения и решения граждан. Данную форму опроса использовали еще в древней Греции для регулировки законов.
Слова между собой очень схожи. Но имеют весомые различия в юридической сфере. Однако, несмотря на это в России есть авторитетные юристы, которые считают, что плебисцит и есть одной из форм референдума, поэтому разницы в их понятии нет.
Обычно народный опрос проводится при решении территориальных и внутренних вопросов государства. Вопросы же международного уровня проводятся при помощи референдума. Однако в обоих случаях проводится голосование или опрос, на котором народ выдвигает свое окончательное решение. Его нельзя опровергнуть или изменить.
Пару слов в заключение
Из определений можно сделать вывод, что плебисцит и референдум — это способы проявления демократии гражданами государства. Понятия схожи с собой, поэтому часто граждане не видят в них весомой разницы. Первая форма проводится только в случае возникновения отдельных вопросов, касающихся территории и законов государства. Для решения более глобальных вопросов проводится вторая.
В таких странах как РФ, Италия, Германия, Франция преобладает такая форма опроса, как референдум. В других же государствах, например, как Чили или Коста-Рики, предпочитают проводить плебисцит, что решить важные вопросы, касающиеся страны.
Несмотря на свою схожесть слов, обозначающих «народное решение». Главное отличие определения в том, что оно помогает решить внешнеполитические вопросы страны. В то время как другие формы выносят, а рассмотрение вопросы внутриполитического характера.
ПЛЕБИСЦИТ и РЕФЕРЕНДУМ – в чем разница?
Первым различием между этими двумя видами голосования, является то, что референдум может проводиться в качестве обсуждения нескольких важных вопросов, и его результаты могут нести как обязательный, так и рекомендательный характер. При плебисците народу задается один четкий вопрос, на который необходимо ответить «да» или «нет». Иногда вопросов может быть несколько, но они поставлены так, что любой из вариантов будет удовлетворять инициировавшую плебисцит власть. Из этого можно сделать вывод, что следующим различием будет то, что референдумы, как правило, проводят в демократических странах, а плебисциты в недемократический или тоталитарных.
Еще в качестве одного различия, можно назвать способ инициации данных голосований. Все дело в том, что референдум может инициировать как сама власть, так и народ, путем подачи петиций о проведении референдума на ту или иную тему. Плебисцит в свою очередь всегда инициируется непосредственно властью, как правило, для того, чтобы придать легитимности тем или другим решениям правительства.
Про различия между плебисцитом и референдумом — коротко и по пунктам.
Для простоты понимания, изложенное выше можно резюмировать несколькими тезисами:
- Референдум проводится в демократической среде. Плебисцит — в недемократической;
- Референдум дает возможность принять или отклонить инициативу. Плебисцит — это голосование, нацеленное на получение в любом случае положительного ответа. Как правило, это изменение суверенитета;
- Референдум может быть инициирован гражданами. Плебисцит — только властями;
- Референдумы – это способ узнать мнение народа. Плебисцит – это техника, используемая правительством для того, чтобы узаконить необходимые решения;
- Референдумы проводятся часто. Плебисциты – редко. Как правило, в неспокойные времена и когда правительство отчаянно нуждается в поддержке общества.
Источник : https://chto-takoe.net/chto-takoe-plebiscit/
В чем разница
Уже из определений и описаний каждого из видов голосования можно понять главную разницу между ними. Если говорить проще о референдуме, то это своеобразный опрос населения, который, однако, имеет юридическую силу и влияет на политическую сферу страны. Но есть и другие различия между рассматриваемыми понятиями, которые нужно знать и учитывать.
Периодичность проведения
Разница между рассматриваемыми видами голосования по этому критерию очевидна. Выборы проводятся с определенной периодичностью, которая разнится в зависимости от законов конкретной страны. В России, например, они проходят каждые 6 лет.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Кроме того, данный процесс обязателен, а референдум организовывается только при необходимости. И если выборы бывают внеочередными, то к голосованию посредством референдума этот термин неприменим.
Правила голосования
Сам процесс волеизъявления во время выборов и референдума практически не имеет различий. Чтобы проголосовать на выборах или референдуме, гражданину нужно поставить «галочку» или любой другой знак в специальном квадратике. Допуск к голосованию осуществляется только при предоставлении документа, подтверждающего личность.
Если между выборами и референдумом столько общего, то есть ли разница? Да, она касается процентного показателя явки граждан на участки. Выборы считаются действительными, если в избирательные пункты явилось не менее 50 % граждан. Иначе процедура считается несостоявшейся и проводится повторно.
Значение
Выборы и референдум, несомненно, важны для политической жизни государства. Но говорить, что один из этих видов голосования имеет более весомое значение, чем другой, нельзя.
Выборы важны для страны, поскольку они дают возможность избрать наиболее достойного кандидата на пост президента или распределить депутатские мандаты. Референдум же – одна из форм демократии, которая основывается на выражении гражданами своего согласия или несогласия с принимаемыми законами или поправками к ним.
Виды референдумов
Термин «референдум» имеет множество различных значений. Референдум может быть обязательным или рекомендательным. В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать по тому, кто их инициирует.
Обязательные референдумы
А обязательный референдум это[требуется разъяснение ] автоматически ставится на голосование при соблюдении определенных условий и не требует подписей от общественности или законодательных действий. В областях, где проводятся референдумы, обязательный референдум обычно используется в качестве юридически необходимого шага для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также некоторых видов государственных расходов.
Конституционные изменения
Некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые поправки к конституции с помощью обязательного референдума. К ним относятся Австралия, Ирландия, Швейцария, Дания и 49 из 50 Штаты США (единственное исключение — Делавэр ).
Финансовые решения
Во многих населенных пунктах требуется референдум, чтобы правительство могло выпустить определенные облигации, поднять налоги сверх установленной суммы или взять на себя определенные суммы долга. В Калифорния, правительство штата не может занимать более 300000 долларов без публичного голосования по облигациям штата. предложение.
Международные отношения
В Швейцарии есть обязательные референдумы по принятию международные договоры это связано с коллективная безопасность и присоединение к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии в 1986 году присоединиться к Объединенные Нации.
Военный референдум
Гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануил Кант, является референдумом для утверждения объявления войны в военный референдум. Он никогда не был принят ни одной страной, но обсуждался в Соединенных Штатах в 1930-х годах как Поправка Ладлоу.
Факультативный референдум
Необязательный референдум — это вопрос, который ставится на голосование в результате требования. Это может исходить от исполнительной ветви власти, законодательной власти или по запросу людей (часто после выполнения требования подписи).
Добровольный референдум
Добровольные референдумы, также известные как законодательные обращения, инициируются законодательным органом или правительством. Это могут быть рекомендательные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.
Инициатива
An инициатива это процесс под руководством граждан для предложения или изменения законов или поправок к конституции, которые голосуются на референдуме.
Напомним референдум
Референдум об отзыве (также известный как выборы об отзыве) — это процедура смещения должностных лиц до окончания их срок полномочий. В зависимости от области и положения отзыв может быть для конкретного лица, например, отдельного законодательного органа, или более общего, например для всего законодательного органа. В штатах США Аризона, Монтана, и Невада отзыв может быть использован против любого государственного должностного лица на любом уровне правительства, включая как избранных, так и назначенных должностных лиц.
Референдум о независимости
Некоторые территории могут провести референдум о том, стать ли независимым государством. суверенное государство. Этот тип референдума может быть юридически санкционированным и обязательным, например, Референдум 2011 г. за независимость южный Судан, или в некоторых случаях могут не подвергаться санкциям и считаться незаконными, например Референдум 2017 за независимость Каталония.
А совещательный референдум референдум, специально разработанный для улучшения совещательных качеств кампании, предшествующей голосованию на референдуме, и / или самого акта голосования.
Референдум и плебисцит
Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. Реализуется в форме голосования с целью получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет», «за» или «против») или выбора из нескольких возможных решений. Референдумы различают по нескольким признакам:
- По юридической силе – консультативный и императивный. Результат консультативного референдума не имеет обязательной силы для органов власти: они учитывают его, но решение принимают по собственному усмотрению. Императивный референдум имеет силу закона, его результат не нуждается в одобрении и утверждении властными органами. Принятый на нем законопроект может быть отменен только путем принятия нового решения на референдуме.
- По территории действия – 1) всенародный – проводится в масштабах государства; 2) региональный – по вопросам субъекта федерации; 3) местный – по вопросам, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
- По предмету – 1) конституционный – о внесении поправок в Конституцию или принятии нового основного закона страны; 2) законодательный – о принятии законопроекта, внесении изменений и поправок в действующее законодательство; 3) административный – на нем обсуждаются различные вопросы местного значения; 4) международно-правовой – о вступлении в международные организации, ратификации или денонсации международных документов.
- По условиям проведения – обязательный и факультативный. Первый проводится в связи с необходимостью, установленной законом. Второй – по инициативе определенных законом субъектов.
- По времени проведения – 1) превентивный – обсуждение инициативы; 2) утверждающий – утверждение законопроекта.
Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов называют формулой референдума. Процесс подготовки проведения референдума – референдумный процесс – состоит из нескольких стадий:
- выдвижение инициативы и сбор подписей в ее поддержку;
- назначение референдума;
- образование участков, формирование комиссий, составление списков участников;
- агитация и разъяснительная кампания;
- голосование и оглашение результатов;
- вступление решения в силу.
Проведение референдумов осуществляется с соблюдением принципов и условий избирательного права: всеобщности, свободы прямого волеизъявления, равенства и тайны голосования.
Плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение) – народное голосование, разновидность народного опроса. По своей юридической силе и процедуре проведения не отличается от консультативного референдума, в ряде стран эти понятия являются синонимами. Плебисцит применяется для выяснения позиции народа по поводу отчуждения или присоединения территорий, смены власти и политического режима, образования конфедерации, федерации или иного объединения государств.
Причины критики референдума
Критика популистского аспекта референдума
Критики референдума утверждают, что избиратели часто делают выбор интуитивно, а не путем тщательного обдумывания, а также могут быть недостаточно информированы для принятия решений по сложным или техническим вопросам. Кроме того, избиратели могут находиться под влиянием пропаганды, сильных личностей, запугивания и дорогих рекламных кампаний. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия является «тиранией большинства».
Негативное отношение к референдумам возникло в том числе из-за того, что их использовали диктаторы Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые, как утверждается, использовали плебисцит, чтобы замаскировать репрессивную политику. Диктаторы также использовали референдумы, чтобы узаконить свою власть, как Бенито Муссолини в 1934 году, Адольф Гитлер в 1936 году, Фердинанд Маркос в 1973 году, Пак Чжон Хи в 1972 году и Франсиско Франко в 1947 году. Использование плебисцитов Гитлером — основная причина, по которой со времен Второй мировой войны в Германии существует запрет на их проведение на федеральном уровне.
Критика Паттена
Британский политик Крис Паттен обобщил аргументы «против» референдума в интервью в 2003 году, при обсуждении вопроса о возможности проведения референдума в Соединенном Королевстве по конституции Европейского Союза:
Я думаю, референдумы ужасны. Джулиан Кричли говорил, что они были излюбленной формой плебисцитарной демократии Муссолини и Гитлера. Они подрывают Вестминстер. Мы увидели в последних выборах, что если у вас есть референдум по какому-то вопросу, политики во время избирательной кампании говорят: «О, мы не будем говорить о том, нам не нужно говорить о том, это все для референдума». Так что во время последней избирательной кампании, евро почти не обсуждался. Я думаю, что референдумы в нашей системе абсолютно антидемократичны, и я бы не хотел иметь ничего общего с ними. В целом, только слабые правительства признают их.
Другие аргументы против референдума
Некоторые критикуют использование закрытых вопросов в референдумах. Трудность, с которой можно столкнуться во время проведения референдума по двум и более вопросам называется проблемой разделения. Если один вопрос на голосовании связан с другим, то одновременное голосование по каждому вопросу может привести к искаженному результату, который будет неприятен для большинства.
Некоторые комментаторы отмечают, что использование гражданских инициатив для внесения поправок в конституцию ведет к путанице в правительстве, и в итоге может сделать правительство неработоспособным. «Экономист» рассказал об американском штате Калифорния, который провел огромное количество референдумов, ограничивающих способность правительства штата облагать налогами людей и перераспределять бюджет. Это привело к тому, что штат стал фактически неуправляемым. Делаются призывы к принятию совершенно новой калифорнийской конституции.
Публикации по теме РЕФЕРЕНДУМ
П. Д. Эмерсон в работе Defining Democracy рассматривает оба вида референдума (одно- и многовариантные референдумы) в их историческом контексте, которые являются более точным изъявлением «воли народа».
Питер Эмерсон, в Designing an All-Inclusive Democracy (Springer-Verlag, 2007), описывает Модифицированный счет Борда, а также Систему Квоты Борда и матричное голосование.
Что такое ПЛЕБИСЦИТ — понятие, значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Плебисцит – это своеобразная форма референдума, на котором людям предоставляется возможность одобрить или отклонить инициируемые правительством решения по поводу таких важных общегосударственных вопросов как: смена власти, политического режима или курса, вопросы, связанные с суверенитетом и передачей территорий.
Вообще, термин Плебисцит, одновременно и очень прост, и очень сложен для определения и понимания. Все дело в том, что во многих странах его считают непосредственным синонимом для слова референдум, но это не совсем так. И то, и, то — всенародное голосование, но существуют определенные различия о которых стоит поговорить для того, чтобы понять в чем заключается разница.
Этимология и форма множественного числа
«Референдум» — это герундивная форма латинского глагола referre , буквально «нести» (от глагола ferre , «нести, приносить, нести» плюс неотделимая приставка re- , здесь означающая «назад» ). Поскольку герундив — это прилагательное , не существительное , оно не может использоваться отдельно на латыни и должно содержаться в контексте, прикрепленном к существительному, например Propositum quod referendum est populo , «предложение, которое должно быть вернули народу «. Добавление глагола sum (3-е лицо единственного числа, est) к герундиву обозначает идею необходимости или принуждения, то есть того, что «должно» быть сделано, а не того, что «пригодно для». Его использование в качестве существительного в английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее представляет собой недавно придуманное английское существительное, которое следует грамматическому использованию английского языка, а не латинскому грамматическому использованию. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которое согласно английской грамматике должно быть «референдумом». Использование «референдума» как множественного числа в английском языке (трактовка его как латинского слова и попытка применить к нему правила латинской грамматики) не поддерживается в соответствии с правилами как латинской, так и английской грамматики. Использование «референдума»как форма множественного числа гипотетически позиционируется как герундий или герундий в Оксфордском словаре английского языка., что исключает такое использование в обоих случаях следующим образом:
Это тесно связано с повесткой дня , «теми вопросами, которые необходимо продвигать вперед», с давних пор , гнать (скот); и меморандум , «то, что нужно помнить», от memoro , чтобы вспомнить, corrigenda , от rego , чтобы править, исправлять, те вещи, которые должны быть исправлены (исправлены), и т. д.
В Австралии «референдум» часто называют голосованием по изменению федеральной конституции и «плебисцитом» — голосованием, которое не влияет на федеральную конституцию. Однако это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы проводились по конституционным вопросам (например, референдум о призыве в австралийской армии 1916 года ), а голоса штатов, которые аналогичным образом не влияют ни на федеральную конституцию, ни на конституцию штата, часто называются референдумами (например, как референдум о переходе на летнее время в Западной Австралии 2009 г. ). Исторически сложилось так, что они используются австралийцами как синонимы, и плебисцит считался еще одним названием референдума.
В Ирландии под «плебисцитом» понимается голосование за принятие конституции, но последующее голосование с целью внесения поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос электората по неконституционному законопроекту.