Онлайн-Подготовка к тестам на критическое мышление (ситуационным тестам):
Сегодня готовятся: чел.
Ситуационные тесты «Сценарии»
6 тестов, 70 сценариев + пособие
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
340 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Учебные психологические тесты
Обучение решению любых тестов личности
5 тестов, 5 базовых качеств
Подробные решения
Практические советы
Оценочный тест Big5
1 месяцев доступа
Развернутый отчет
340 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Личностные опросники
Аналог теста OPQ32
Тест как на собеседовании
104 вопроса, 32 качества
Личностный профиль
Сравнение результатов
1 месяцев доступа
Развернутые отчеты
340 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Психологические тесты
35%
Хит
Ситуационные тесты «Сценарии»
Учебные психологические тесты
Личностный опросник (аналог OPQ32)
Моментальный доступ
Подробные решения
1 месяц доступа
690 рублей
Подробнее
6️⃣ Шесть шляп мышления
Упражнение помогает посмотреть на вещи с разных точек зрения (из-под разных шляп). Технику «Шести шляп мышления» создал Эдвард Де Боно – британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Упражнение «6 шляп» помогает справиться с этой проблемой.Суть практики заключается в том, чтобы по очереди примерять разные шляпы и с их помощью раскрывать разные точки зрения на изучаемый предмет.
️ Белая шляпа: информация и факты.
Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает? Можно ли ее добыть? Если да, то где, как, с помощью каких ресурсов? Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем
🟡 Желтая шляпа: позитив, достоинства, плюсы.
В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.
️ Черная шляпа: критика – трудности, опасности, недостатки.
Эта шляпа превращает вас в пессимиста. Решайте вопрос с помощью критики. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.
Красная шляпа: эмоции и чувства.
Надев красную шляпу, мы прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так, или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.
🟢 Зеленая шляпа: новые идеи и креатив.
Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода. Рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.
Синяя шляпа: контроль и управление мыслительным процессом. Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с изначально установленными целями. Руководитель может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции к целям. Синюю шляпу рекомендуется примерить в конце практики и подвести итог.
Обработка результатов
Определить предпочтение того или иного стиля можно при помощи ключа. Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, нужно проверить правильность вычислений. Для этого надо сложить суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно быть равно 270. В ином случае, вычисления необходимо перепроверить.
- Синтетический стиль: 1а, 2б, 3д, 4г, 5в, 6б, 7а,8б, 9д, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15д, 16г, 17в, 18б.
- Идеалистический стиль: 1б,2а, 3г,4в, 5а, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11а, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в, 17а, 18в.
- Прагматический стиль: 1в, 2г, 3а, 4д, 5б, 6г, 7в, 8г, 9а, 10д, 11б, 12г, 13в, 14г, 15а, 16д, 17б, 18г.
- Аналитический стиль: 1г, 2в, 3в, 4а, 5д, 6д, 7г, 8в, 9в, 10а, 11д, 12д, 13г, 14в, 15в, 16а, 17д, 18д.
- Реалистический стиль: 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.
Диагностика
Небольшой тест на критическое мышление позволит выяснить, насколько оно у вас развито. Ответьте на вопросы и подсчитайте количество получившихся баллов.
Интерпретация ответов:
- 36-48 — высокий уровень развития;
- 24-35 — нормальный уровень развития, нужно тренировать больше, это не предел;
- 10-23 — низкий уровень развития, нужно срочно предпринимать меры;
- 0-9 — отсутствие критического мышления.
Если по итогам теста вы попали в последнюю группу, не стоит отчаиваться. Скорее всего, это всего лишь упущение той системы образований, в которой вам пришлось учиться. Всё возможно исправить. Сейчас есть множество онлайн-курсов и интернет-школ, предлагающих занятия, направленные на развитие критического мышления.
Что такое критическое мышление
Критическое мышление можно определить как «способность рассматривать диапазон информации, полученной из множества различных источников, творчески и логически обрабатывать эту информацию, оспаривать ее, анализировать и делать обдуманные выводы, которые можно защищать и обосновывать» (Moon, 2008 г.). Если нам не хватает навыков критического мышления, можно ошибиться, полагая, что аргумент является сильным, хотя на самом деле существует мало доказательств, подтверждающих его. Следовательно, навыки критического мышления включают в себя способность структурировать веские аргументы, анализировать доступную информацию, и делать предположения и заключения. Навыки критического мышления также связаны с умением оценивать информацию и делать выводы, которые можно обосновать.
Что это такое
Психология даёт следующее энциклопедическое определение: критическое мышление — это способность человека к всестороннему анализу вещей и событий, их интерпретации и обоснованному оцениванию с последующим формированием выводов, которые позволяют применять их к различным проблемным ситуациям. Есть и другие попытки объяснить данный термин:
- корректная оценка утверждений;
- размышления о мышлении;
- рефлексия, позволяющая в итоге решать, чему доверять и что вследствие со всем этим делать;
- комплекс интеллектуальных процессов — анализа, концептуализации, синтеза, применения и оценивания с учётом собственных наблюдений, опыта, размышлений или коммуникаций;
- цепочка логических умозаключений, которые позволяют принять обоснованное решение о том, отклонить суждение, согласиться с ним или пока отложить его рассмотрение;
- способность человека сомневаться в любой поступающей информации и в связи с этим анализировать её со всех сторон, чтобы составить собственные убеждения.
Простыми словами — это умение рассуждать и делать собственные выводы. Причём это касается всего: экономики, политики, директив начальника на работе, системы обучения ребёнка в школе, технологии приготовления блюда и т. д. То есть это личное мнение не только по поводу глобальных проблем человечества и тем, активно обсуждаемых в СМИ. Это свой собственный взгляд на всё происходящее вокруг, включая даже самые мелкие бытовые вопросы.
Почему вдруг все заговорили о необходимости иметь такой тип мышления? Во многом это обусловлено развитием информационных технологий. Раньше из СМИ были только Первый канал да НТВ, а из печатных изданий — «Комсомольская правда» да «Аргументы и Факты». Сегодня источников информации и на телевидении, и в Интернете — необозримое количество
Современный человек должен уметь в ней ориентироваться: доверять, но проверять, вычленять важное и отбрасывать второстепенное. А именно такими способностями наделяет своего обладателя критический взгляд на мир
Такие люди быстро и без стресса справляются с самыми трудными ситуациями в семье, на работе — где угодно. За это их и ценят работодатели.
«Навыки критического мышления для профессионалов» от Калифорнийского университета в Дейвисе
Длительность: 3 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Начало работы и введение в решение проблем — как применить рассматриваемую модель для решения любой проблемы — 5 видео.
- Варианты мозгового штурма и анализа — рассматриваются 3 варианта решения проблем, их достоинства и недостатки, как правильно их применять — 5 видео.
- Рекомендации — как триггеры влияют на реакцию и решение проблемы, как отделить их от модели решения — 6 видео.
Что узнаете: к концу курса можно изучить и отработать практическую модель решения проблем, состоящую из 7 шагов, чтобы можно было рассмотреть проблему со всех сторон и выявить несколько решений.
Об авторе: Дайан Дэвидсон — сертифицированный коуч и инструктор.
5 ключевых навыков человека с аналитическим типом мышления
Есть ряд способов, которые помогут развить логическое мышление.
- Проблему следует делить на части. Большая задача, как правило, кажется невыполнимой. Благодаря аналитике крупную задачу можно разделить на небольшие составные части, что позволит решать вопросы поочередно.
- Поиск и анализ данных. Фактически, это отбор и обработка данных, анализ информационных источников для формирования логичных выводов.
- Использовать информацию нужно эффективно. Этот навык полезен для целесообразной работы с информацией, умения обобщать сведения.
- Навык находить альтернативные решения сложных задач. Развитие аналитического мышления поможет искать альтернативные способы достичь благополучия, эффективно решать проблемы.
- Чтение серьезной литературы. Необходимо периодически изучать документацию по применению различных приложений, просматривать технические материалы. Если в статьях описаны факты,с которыми вы не согласны, просто примите их к сведению. Классическая литература — это кладезь знаний. Из книг можно почерпнуть огромное количество полезной информации.
Стиль речи аналитика
Аналитики довольно сдержанные, осторожные в словах, но речь их довольно твердая. Такой человек не стремится со всеми поделиться новостями и знаниями. Но если попросить у аналитика совет, он может предоставить много полезных сведений и информации. Дискутирует аналитик спокойно, твердо отстаивает свою точку зрения, аргументирует ее. Не повышает голос и не стремится доказать всем и каждому, что он прав. С уважением относится к своему оппоненту.
Мышление
Особенностью аналитического склада ума является умение разбивать проблему на части и решать, учитывая все особенности и нюансы. В ходе исследования частей, аналитик находит несколько альтернативных путей решения проблемы, которые разбивает на две группы: полезные и вредоносные по отношению к конечному результату. Он изучает всевозможные исходы развития событий.
Примеры
Нам предстоит решить несложную задачку
- Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
- Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
- Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.
Дано предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Какие можно сделать выводы, исходя из информации, содержащейся в предложении? Аналитик подумает следующее:
- в предложении описано утро, так как ночью солнце не светит;
- солнечные лучи описаны как довольно яркие, значит, погода хорошая;
- скорее всего, описано лето, нежели осень или весна, поскольку цвет листвы, изумрудный, довольно яркий;
- в предложении говорится о поляне, где выросли несколько деревьев («березы» — это множественное число);
- в предложении речь идет об умеренной или холодной климатической зоне, вероятно, это Евразия или Северная Америка, поскольку в других широтах березы не растут;
- это предложение – вырезка из художественного текста, так как в нем присутствует сумбурное соседство слов и обороты, которые не встретишь в деловом или профессиональном стиле написания. Как итог, можно отметить, что аналитик легко может сделать такие выводы, основываясь лишь на одном небольшом предложении.
Оценка аргументов
Этот тип тестов на критическое мышление проверяет вашу способность оценивать силу аргумента. Аргументы могут быть сильными или слабыми, и, чтобы быть сильным, аргумент должен быть важным и иметь прямое отношение к вопросу.
В этих вопросах вам будет представлено утверждение, за которым следует ряд аргументов (которые, как вы должны предположить, верны), и затем вы должны решить, является ли каждый аргумент сильным или слабым.
Пример теста на оценку аргументов
Утверждение: Следует ли снизить порог возраста для голосования до 16 лет?
Аргумент 1: Да; голосование дает возможность молодым людям почувствовать себя взрослыми.
(СЛАБЫЙ аргумент. Это было бы плохой причиной для снижения избирательного возраста.)
Аргумент 2: Да; решения, принятые сегодня, повлияют на молодых людей в будущем.
(СИЛЬНЫЙ аргумент
Это важно и имеет отношение к утверждению)
Аргумент 3: Нет; на 16-летних слишком сильное влияние оказывают авторитеты и знаменитости.
(СЛАБЫЙ аргумент. Этот аргумент не имеет прямого отношения к вопросу, поскольку влияние авторитетов и знаменитостей не обязательно означает, что 16-летние не должны иметь возможность голосовать по важным вопросам).
1️⃣ Вижу. Думаю. Удивляюсь
Упражнение для знакомства с произведениями искусства или любыми другими предметами или явлениями.
Упражнение включает ответы на три вопроса:
- Что я вижу? (зафиксируйте свои наблюдения. Что вы видите на картине?)
- Что я думаю? (зафиксируйте свои мысли по поводу увиденного
- Что меня удивляет? (зафиксируйте то, что вам интересно узнать об этом произведении)
Это упражнение помогает понять связь наблюдения (сбора информации – «что я вижу») и интерпретации (размышление о самостоятельно полученное информации – «что я думаю»), то есть учит использовать увиденное для развития своих собственных идей и интерпретаций, и соединяет интерпретации с дальнейшим исследованием в виде вопросов («что меня удивляет»).
А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления — не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и идти дальше на пути исследования.
Примеры выполнения упражнения «Вижу. Думаю. Удивляюсь» на онлайн-курсе «Критическое мышление + искусство»:
Пример выполнения, сделанный на онлайн-курсе по критическому мышлению для детей
Чайный меховой прибор. Мерет Оппенгейм
Подробное описание упражнения с примером вы можете прочитать в нашей статье Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь»
Как развивать критическое мышление?
Это долгий процесс, который требует осознанности, то есть умения замечать свои мысли. Когда вы сталкиваетесь с какой-то ситуацией или поведением человека, на основе которых нужно сделать вывод или принять решение, старайтесь не делать это сиюминутно, а задайте себе и собеседнику дополнительные вопросы.
Калифорнийский тест критического мышления (CCTST) — это набор вопросов, помогающий проанализировать решение и ход мыслей, благодаря которому вы это решение приняли.
- Интерпретация — это группа вопросов, с помощью которой можно определить суть суждений и событий. Как вы охарактеризовали бы то, с чем столкнулись? Какой был контекст происходящего — что предшествовало, почему ситуация возникла? Что вы поняли благодаря происходящему?
- Анализ — вопросы, которые помогут выявить логические связи в происходящем и сформировать первое мнение. Какой вы делаете вывод? Почему именно такой? Какие у вас есть аргументы «за» и «против»? На основе каких предположений вы сделали такой вывод?
- Умозаключение — вопросы, помогающие оценить детали, из-за которых вы сделали вывод, а таке построить новые гипотезы и просчитать последствия. Сделав именно такой вывод, какие варианты вы отмели? Какие последствия есть у вашего вывода и возможны у тех вариантов, от которых вы отказались? Какие последствия есть у каждого из возможных выводов? Какая информация могла бы подтвердить или опровергнуть ваш вывод?
- Оценка правдоподобности утверждений и источников. Почему вы уверены в достоверности информации, на основе которой сделали вывод? Уверены ли вы в том, что у вас есть достаточно сильные аргументы в пользу вывода? Не пошатнулась ли уверенность в вашем выводе из-за предыдущей оценки?
- Объяснение — вопросы, которые помогут чётко сформулировать доказательства вашей позиции. Ещё раз проговорите, почему вы уверены в своём выводе? Как вы провели анализ? Как вы объяснили бы, почему приняли именно это решение? Что могло помешать вам сделать такой вывод?
- Саморефлексия — осмысление всего предыдущего процесса, попытка понять, насколько ход вашей мысли логичен и подвержен внешним влияниям. Насколько ваши личные убеждения повлияли на ваш вывод? Поддавались ли вы эмоциям, когда принимали решение? Была ли в вашем решении личная выгода или корысть? Внимательно ли вы слушали собеседника и достаточно ли внимательно изучили все его доводы? Была ли у него личная заинтересованность в том, чтобы преподнести факты именно таким образом? Замечали ли вы противоречия в собственной аргументации и как отреагировали на них — проигнорировали или учли?
Также важно уметь отслеживать когнитивные искажения. Это поможет находить логические ошибки в своих суждениях и суждениях оппонента.
5️⃣ 3-2-1 Построй мост
Упражнение, которое помогает понять собственный процесс мышления и обучения, учитывая ваши представления о теме до и после изучения, и то, как они изменились.
Включает 3 стадии:
- До изучения: записываете первоначальные мысли по выбранной теме: 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).
- После изучения: после изучения, обсуждения, исследования запишите снова 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).
- Мост: объясните, как новые ответы связаны с первоначальными ответами, или изменились по сравнению с ними?
Идея упражнения состоит в том, чтобы буквально «наводить мосты» между идеями при получении новой информации, между своим первыми и новыми идеями. Это упражнение помогает развить умение сосредоточиться на идее понимания темы, объединения своих мыслей и рефлексии.
Способы развития и примеры
Очевидно, что критическое мышление необходимо развивать. Делать это гораздо проще чем, кажется на первый взгляд. Существует большое количество различных приемов и техник. Рассмотрим некоторые из них.
1. Обогащайте багаж знаний
Отсутствие знаний не позволит мыслить критически. Хорошая эрудиция позволит взглянуть на проблему со всех сторон и упростит процесс ее анализа и сравнения.
Черпайте знания из различных сфер:
- читайте книги, особенно художественные;
- смотрите документальные фильмы и лекции;
- анализируйте поведение людей — так вы сможете установить причину действий и продумать концепцию взаимоотношений;
- общайтесь с людьми, узнавайте их мнение и опыт — так сможете сформировать свою точку зрения.
2. Формулируйте вопросы
В основе критического мышления лежит любопытство и желание узнать больше. Для удовлетворения этой жажды требуется умение верно формулировать вопросы. Для этого можно поставить задачу составить 50 вопросов, например, о любимой киноленте. Во время изучения любой темы максимально погружайтесь во все аспекты, досконально рассматривайте все детали проблемы.
3. Изучайте и анализируйте
-
Регулярный анализ информации из литературы и интернета способствует развитию критического мышления. Досконально изучайте любой прочитанный текст по следующей схеме:
-
Какова цель написания текста, на какую аудиторию он рассчитан, какова мысль автора.
-
О какой проблеме идет речь в тексте, сколько вариантов ее решения существует.
-
Какое мнение высказывает автор по поднятой проблеме, какие приводятся аргументы, как соотносятся со сформулированной проблемой.
-
Каким образом автором выстраиваются рассуждения: приводит ли он доказательства всех приведенных фактов или предлагает их безоговорочно принять. Интересный момент: обычно в обобщениях вроде «Всем известно, что…» завуалирована ложная информация. Такие формулировки выступают манипуляторами читателя, формируя неверное отношение к вопросу.
-
Разграничивать приведенные факты, их интерпретацию.
-
Установить скрытый смысл, подтекст при наличии такового.
При анализе текста необходимо формулировать отношение к проблеме, которое строится на фактах, аргументах и логических рассуждениях, а не субъективном мнении автора.
4. Используйте альтернативные источники информации
Основу критического мышления составляет изучение разных порой противоположных мнений о конкретной проблеме. При изучении проблемы необходимо пользоваться различными источниками, анализируя информацию, давай оценку ее логичности, полноте и достоверности. Достоверной является информация исключительно из официальных источников, подтвержденная проверенными фактами.
5. Придумывайте варианты
Умение критически мыслить означает фиксировать варианты развития событий и уметь выделять из всех вариантов наиболее комфортный.
Научитесь давать прогноз последствиям всех действий каждой ситуации. При принятии решения распишите вероятные последствия, оцените каждое. Затем проанализируйте, как свести к минимуму риск неудачи и вероятные негативные последствия.
Составьте варианты сложных ситуаций и оформите списком вероятное разрешение проблем. Проводите анализ поведения персонажей художественных произведений или кинолент, влияющих на развитие сюжетной линии. Создавайте альтернативные варианты развития хода событий, которые изменяют жизнь персонажа.
6. Анализируйте ошибки
Ошибка – способ разобраться, каким образом лучше поступить в будущем. Разбирать ошибку нужно со всей ответственностью: нужно ее найти, оценить причины, продумать варианты решения.
Итак, пройти тест на критическое мышление онлайн
После прохождения теста на критическое мышление в результатах вы узнаете, как научиться критически мыслить и объективно оценивать жизненные ситуации — чтобы не попадать в просак.
Отвечайте на вопросы теста быстро, особо не раздумывая и не подбирая правильных ответов — их здесь нет.
1. Читаете ли вы договор (контракт, условия, соглашение и т.п.) перед тем как подписать его?
Да, практически всегда
Только очень важные
Да, если мало написано
Если заставят (или убедительно предложат)
Обычно, нет
Никогда не читаю
2. Можете ли вы отстаивать свое убеждение (взгляд) перед начальством, авторитетной личностью?
Нет
Крайне редко
Иногда
Часто, но не всегда
Да
3. Всегда ли то, о чем вы говорите (спорите, дискутируете) имеет достаточные основания (подтверждено фактами, опытом и т.п.)?
Всегда
Обычно, да
Иногда
Не часто
Почти нет
Не знаю
4. Когда вы кому-то что-то доказываете, сильно ли вы нервничаете?
Да
Не очень
Может самую малость
Вообще не нервничаю
5. Часто ли покупаете товары, основываясь на рекламе?
Постоянно
Периодически
Редко
По рекламе стараюсь не покупать
Не думал об этом
6. Переживаете ли когда смотрите или читаете новости?
Да
Иногда
Редко
Нет
7. Часто ли попадаете в ситуации, в которых (или после которых) вы чувствуете стыд, вину, разочарование или фрустрацию (облом ожидания)?
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Не знаю
8. Часто ли бывает так, что вы пришли в магазин за одной, или парой-тройкой вещей, а делаете больше покупок, чем планировали?
Постоянно
Частенько
Бывает
Почти не бывает
9. Любите ли смотреть сериалы?
Да
Иногда
Нет
10. Любите ли передачи ТВ (или чтиво), где копаются в «нижнем белье», причем, в «грязном»?
Да
Иногда
Нет
11. Смотрите ли различные «умные» Ток-Шоу по ТВ?
Да
Иногда
Нет
12. Как вы относитесь к новизне, чему-то непознанному, малоизвестному?
Положительно
Отрицательно
С опаской и недоверием
Никак
13. Всегда ли то, что вы говорите, о чем рассуждаете с «умным» лицом, вы можете четко обосновать, представив конкретные доказательства (аргументы)?
Практически всегда
В большинстве случаев
Иногда
Редко
Не знаю
14. Когда вы что-то объясняете людям, всегда ли они вас понимают?
Практически всегда
Большей частью
Иногда
Редко
Не знаю
15. Часто ли вы используете в своей речи шаблонные выражения, крылатые фразы, известные афоризмы, другие речевые штампы?
Часто
Иногда
Редко
Вообще не использую
16. Если у вас проблема, конфликтная ситуация, и вы видите только два выбора, будете ли искать альтернативы?
Нет
Вряд ли
Может быть
Да
17. Собираете ли вы информацию, факты перед принятием какого-то решения, постановкой цели и ее выполнением?
Почти всегда
Иногда
Редко
Почти никогда
18. Любознательный ли вы человек?
Да
Думаю, да
Думаю, нет
Нет
19. Зависимы ли вы в каких-либо ситуациях от чужого мнения?
Да, часто
Иногда
Редко
Практически, нет
Не знаю
20. Умеете ли вы читать между строк, или слышать скрытое суждение собеседника, не соответствующее явной открытой речи?
Да
Немного
Нет
Не знаю
21. Легко ли вас ввести в заблуждение?
Да
Иногда
Нет
Не знаю
22. Обладаете ли вы воображением?
Да
Более или менее
Не очень
Не знаю
23. Если у вас появляется сомнение в правильности выбора, поступка, действия (в момент выбора), то Вы…
Все равно сделаю так, как уже начал
Поддамся сомнению и сделаю по-другому
Отложу сделку (действие) до прояснения
Не знаю
24. Часто ли критикуете себя, других людей, внешнюю среду, обстоятельства, предметы и т.д. и т.п.?
Постоянно
Периодически
Редко
Почти нет
25. Доверяете ли себе и людям?
Да, и себе и людям
Только себе
Людям доверяю больше, чем себе
Никому не доверяю, даже себе
Не знаю
Пройдите другие тесты психологические, в том числе на мышление:
Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро»
Канеман описывает два режима нашего мышления: быстрый и медленный.
Быстрый — наш автопилот, он нужен, чтобы принимать простые решения в быту, например, когда нужно перейти дорогу или купить кефир. В медленном режиме мышления мы приглушаем эмоции, взвешиваем информацию, проверяем статистику, источники и только потом действуем.
Они могут быть безобидными: например, вы по привычке взяли с магазинной полки кефир в зеленом пакете, а уже дома поняли, что это не кефир вовсе — просто у ряженки новый дизайн. Но когда нужно подписать договор об ипотеке, быстрое мышление с его ловушками может привести к дорогостоящим ошибкам.
Чтобы вовремя себя одергивать и переходить в медленный режим, нужно знать искажения в лицо.
Психологи насчитывают более 200 искажений, но для развития критического мышления достаточно разобраться в основных. Источник
В Корее есть культурная установка, что старшему по возрасту или званию нельзя делать замечания: якобы он не может ошибаться и всё всегда делает правильно. Из-за этого искажения произошло несколько авиакатастроф: диспетчер не решался сказать летчику, что тот действует рискованно.
Другой пример — миф о том, что дельфины спасают утопающих. Это когнитивное искажение называется .
🔟 Перетягивание каната
С помощью этого упражнения, в основе которого лежит игра в перетягивание каната, участники могут рассмотреть, оценить и понять обе стороны одной проблемы. Участники учатся грамотно рассуждать и оценивать все факторы, которые присутствуют по одну и другую сторону проблемы. Упражнение можно делать парами или небольшими группами.
- Выберите дилемму.
- Определите факторы, которые «тянут» каждую сторону дилеммы. Это и есть те самые две стороны перетягивания каната.
- Попросите участников подумать о «рывках» или причинах, по которым они поддерживают определенную сторону дилеммы. Попросите их подумать о причинах и по другую сторону дилеммы.
- Сгенерируйте вопросы, например, «А что, если?» для дальнейшего изучения темы.
Практикуя эти упражнения в повседневной жизни и обучении мы развиваем критическое мышление, которое является одним из важнейших жизненных навыков 21 века.
В нашей школе вы можете приобрести комплект упражнений по развитию критического мышления в контексте искусства. Комплект включает 7 уроков:в формате PDF с описанием упражнений, примерами, формами для заполнения и интересной информацией об искусстве.
Получить бесплатный урок
Тест на гибкость мышления
1. Вы любите экспериментировать?
Да
Смотря с чем
Нет
2. Вы часто меняете свое мнение, если узнаете новые детали?
Да, всегда
Иногда да
Никогда не меняю
3. Если ваша точка зрения отличается от всех высказанных в компании, вы озвучите ее и будете на ней настаивать?
Да
Зависит от обстоятельств
Нет
4. Сложнее всего я запоминаю следующее:
Лица людей, с которыми встречаюсь не так часто
Важные даты, дни рождения знакомых
Постоянно теряю вещи, не могу отыскать, куда положил их накануне
5. Насколько быстро вы способны обучиться новым навыкам, знаниям?
Мне это всегда дается непросто
Все зависит от навыка: если дело мне близко, могу схватывать на лету, если нет, понадобится продолжительное время
Что бы там ни было, я легко овладею любым навыком
6. С помощью чего вам удается легче воспринять новые знания?
Мне обязательно нужно видеть то, о чем идет речь (зрительное восприятие)
Мне необходим подробный рассказ, аудиоинформация (слуховое восприятие).
Во время обучения я стараюсь использовать все возможные каналы восприятия информации, чтобы овладеть знаниями: звуковой, зрительный, тактильный
7. Как бы вы охарактеризовали возможности своего воображения?
Оно у меня не слишком богатое: я редко фантазирую
Бывают периоды, когда я рисую красочные картинки в голове
Мое воображение очень богато: я постоянно думаю о чем-то, моделирую различные ситуации, пытаюсь представить, как они выглядят с разных ракурсов
8. Какое из этих занятий вам дается проще остальных?
Прочитать маршрут на карте
Отгадать кроссворд, шараду
Собрать пазлы
9. Владеете ли вы каким-либо иностранным языком настолько хорошо, что можете на нем объясниться?
Нет
В какой-то степени да
Владею свободно
10. Каким бывает ваш среднестатистический будний день?
У меня все просчитано до мелочей и организовано
Стараюсь все организовать, но иногда отхожу от плана, потому что хочется чего-то нестандартного
Каждый мой день спонтанен и непредсказуем
11. Удавалось ли вам в течение жизни побороть пагубную привычку или черту характера, которая доставляла вам проблемы?
У меня нет таких привычек, и никогда не было. То же самое о характере: меня в нем все устраивает
Предпринималось несколько подобных попыток, но в итоге все возвращалось на круги своя
Да, удавалось, и я горжусь этим
12. Какие предметы в школе нравились больше остальных?
Физическая культура, трудовое обучение
Химия, Биология, Физика
Иностранный язык и литература
13. Как вы оцениваете свою интуицию
Она у меня отлично развита и я ей доверяю
Иногда она мне помогает, но я все равно все перепроверяю
Она у меня не развита и часто подводит
14. У вас бывали случаи, когда во сне вы находили решение для сложной задачи?
Да и не один раз
Может быть 1 раз, и то я не уверен в этом
Нет, никогда такого не было
15. Вы можете одновременно выполнять несколько разных дел? Например, готовить обед, проверять уроки, мыть посуду и слушать книгу?
Да. Без проблем
Иногда так делаю, но быстро устаю
Нет. Я так не умею
16. Если вам поручили задание и объяснили, как его выполнить, а вы придумали, как это сделать проще, ваши действия?
Сделаю так, как мне сказали
Переспрошу еще раз, предложив свой вариант
Сделаю так, как придумал
Спонсор плагина: Тесты для девочек
Интерпретация результатов теста
Напоминание! Интерпретация результатов теста Торренса онлайн, самостоятельно не дает правильные и четкие выводы. Но если вы все-таки решили, что хотите сами расшифровать, то читайте дальше.
Интерпретация происходит по 5 критериям:
- беглость;
- оригинальность;
- абстрактность названия;
- сопротивление замыканию;
- разработанность.
Критерий 1. «Беглость»
Этот критерий только для второго и третьего субтеста. Помогает сделать характеристику личности с творческой стороны.
Рисунки признаются неадекватными, если:
- Не применялся стимульный материал;
- рисункам даны названия, не имеющие смысла;
- Абстрактные рисунки.
Как подсчитать?
- Если во 2 субтесте есть фигуры, которые незакончены, то количество баллов будет соответствовать их количеству.
- Если пары параллельных линий в 3 субтесте используются для одного рисунка, то засчитывается 1 балл.
Пример для рисунка по 1 рисунку.
Баллы подсчитываются только для второго субтеста.
Разработанность – это то, насколько хорошо прорисован рисунок, есть ли тени, штрихи и т.д.
- меньше 30 баллов — это плохой результат;
- от 30 до 34 баллов — ниже нормального;
- от 35 до 39 баллов — чуть ниже нормального результата;
- 40 – 60 баллов — считается нормальным результатом;
- от 61 до 65 баллов — чуть больше нормального;
- от 66 до 70 баллов — выше нормального;
- больше 70 баллов — отличный результат.
2️⃣ Точки компаса
Это упражнение помогает думать над идеей с четырех точек зрения — точек компаса, увидеть многогранность исследуемого предмета и разные варианты действий.
Сначала выбирается предмет исследования и затем он «разбирается» с разных точек зрения.
Участники (вы/ваш ребенок/ученики) записывают четыре точки зрения:
- В – то, что Волнует, интересует в представленной идее?
- З – Загадки этой идеи и оборотная, отрицательная сторона идеи, то, что беспокоит.
- Ю – что еще нужно узнать, прежде чем принять или отвергнуть эту идеЮ?
- С – Свои предложения по продвижению представленной идеи.
После завершения упражнения важно подумать о том, как изменилось мышление и отношение к выбранной теме