Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
В XVI веке в на основе христианства возникли новые религиозные учения, отвергающие многие каноны католической религии. Новое религиозное движение встречало яростное сопротивление католиков.
-
Слайд 3
Варфоломеевская ночь — массовое уничтожение гугенотов католиками во Франции в период Религиозных войн,устроенная в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея
-
Слайд 4
Французские протестанты в 16-17 веке, преследовавшиеся католической церковью и правительством.Гугенотский крест
-
Слайд 5
Французский богослов, реформатор церкви.
-
Слайд 6
Гийом Фарель, Якобус Фабер.
-
Слайд 7
Французы получили частичную свободу вероисповедания, а вождь гугенотов адмирал Колиньи вошел в королевский совет. Но многие католики отказывались признавать перемирие.
-
Слайд 8
Французский государственный деятель, один из вождей гугенотов во время Религиозных войн во Франции.
-
Слайд 9
Королева Франции в 16 веке.
-
Слайд 10
Чтобы закрепить мир между католиками и гугенотами, Екатерина Медичи запланировала на 18 августа 1572 года свадьбу своей дочери Маргариты Валуас протестантским принцем Генрихом Наваррским.
-
Слайд 11
Екатерина Медичи увидела в сближении короля Карла IX с Колиньи опасность для своей власти и решилась избавиться от Колиньи. Но это удалось не с первого раза.Карл IХ
-
Слайд 12
Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после неудавшегося покушения на их предводителя Гаспара де Колиньи
-
Слайд 13
Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие католики, и убивали всех без разбора.
-
Слайд 14
Во время Варфоломеевской ночи погиб Колиньи и другие влиятельные гугеноты, а также несколько тысяч простых горожан.
-
Слайд 15
Генрих Наваррский (жених дочери Екатерины Медичи) был помилован под условием принятия католичества.
-
Слайд 16
После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Многие страны осудили такое обращение с народом.
-
Слайд 17
События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль.
-
Слайд 18
Варфоломеевская ночь не решила проблему, а вызвала гугенотские войны во Франции, в ходе которых правительственные войска неоднократно терпели поражения. Король вынужден был пойти на дальнейшие уступки протестантам.
-
Слайд 19
Посмотреть все слайды
Свадьба и покушение на убийство
Хотя Екатерина Медичи не питала любви к протестантизму, она признала, что прекращение религиозных войн в интересах Франции, и предложила Жанне д’Альбре женить сына д’Альбре, Генриха Наваррского, на дочери Екатерины, Маргарите Валуа. Это объединило бы протестанта и католика в браке, а также Королевство Наварра и Францию. Жанна д’Альбре сначала отвергла это предложение, но в конце концов согласилась, в то время как католическая фракция при поддержке папы Римского осудила это предложение, поскольку оно объединило бы католика с еретиком.
Тридентский собор (1545-1563) объявил протестантскую реформацию ересью, и не могло быть союза между христианином, как это определено Собором, и еретиком в соответствии с библейским предписанием из II Коринфянам 6: 14: «Не будьте в неравном ярме с неверующими; ибо в каком общении праведность с неправедностью? И какое отношение имеет свет к тьме?» Тем не менее, Екатерина рассматривала брак как путь вперед, и хотя против неё выступала католическая фракция, теперь возглавляемая Генрихом I, герцогом де Гизом (1550-1588, сын Франциска, герцога де Гиза) и французского парламента, она назначила дату свадьбы на 18 августа 1572 года. Хотя более поздние протестантские авторы утверждали, что она устроила свадьбу, чтобы привлечь протестантов в Париж для участия в резне, нет никаких доказательств, подтверждающих это.
Генрих Наваррский и Маргарита Валуа. Фото:vasheslovo.com
Жанна д’Альбре прибыла в город рано и умерла от естественных причин, вероятно, от туберкулеза, примерно 9 июня. Екатерину Медичи также обвиняли в организации этой смерти с помощью отравленных перчаток, но, опять же, доказательств этому нет. Екатерина организовала королевскую свадьбу со всей традиционной пышностью, что в свете неурожая в тот год и высоких налогов только усилило напряженность среди населения в целом, которому и так было нелегко прокормить себя.
Ко времени свадьбы началось Голландское восстание (также известное как Восьмидесятилетняя война (1568-1648)), которое было вызвано религиозными разногласиями между католиками и протестантами и угрожало втянуть Францию в конфликт. Герцог Альба (1507-1582), губернатор Нидерландов при католическом короле Испании Филиппе II, проводил жёсткую политику в отношении протестантской деятельности и выступал за их арест и казнь; политика, с которой согласились многие католики во Франции. Однако в политике Альбы не было ничего нового, поскольку она распространялась среди французской католической знати ещё в 1560 году, если не раньше.
Все эти факторы способствовали высокой напряженности в городе, когда через несколько дней после свадьбы, 22 августа, было совершено покушение на Колиньи, когда он возвращался в свои апартаменты. Неизвестный убийца выстрелил в него из окна верхнего этажа, ранив его в руку и кисть. Колиньи отнесли в постель, где за ним ухаживали, и Екатерина Медичи заверила его, что его предполагаемый убийца будет пойман и наказан, но это никак не повлияло на возмущение других протестантских лидеров, и в этот момент напряженность достигла своего пика.
На этом этапе, когда атмосфера была взрывоопасной, любое неверное движение означало катастрофу, и все делали неверные шаги. Лидеры гугенотов неохотно согласились остаться в Париже, приняв королевские гарантии защиты: однако королевский совет был настолько встревожен яростью гугенотов в связи с покушением на Колиньи, что решил нанести по ним упреждающий удар. единственное безопасное решение. Молодой король Карл IX и королева Екатерина поддержали план Совета, и в воскресенье, 24 августа, в день святого Варфоломея королевские войска, следуя приказу короля, убили лидеров гугенотов, всё ещё находившихся в столице.
Новый путь к миру
Пока не вмешалась обезумевшая парижская толпа, у гуманистической монархии Карла IX еще сохранялся шанс выдать происходящее за личную инициативу лотарингских герцогов, далеко зашедших в своей семейной мести. Ликвидация их руками военных вождей Реформации — некоторым образом это был выбор в пользу мира. Он оставлял надежду на возвращение к гуманистическому союзу сердец, достигаемому посредством магии примирения.
Однако стремительно разворачивающиеся события снова и снова путали карты. Уже утром 24 августа, едва беспорядочная резня началась, король отдал распоряжение о ее немедленном прекращении. Такая Варфоломеевская ночь ему совсем не подходила.
Вспышка насилия была внезапной, безумной и объяснимой одновременно. Христианский город отказывался понимать ренессансную монархию. Один род понимания натолкнулся на другой, с ним решительно не вязавшийся. Спонтанный всплеск католического экстремизма отразил затаенное неприятие предшествующей королевской политики. Могли ли парижане не поверить в то, что приказ об избиении гугенотов исходит от короля, если именно так в их глазах он и должен был поступить?
Король был снова со своими парижанами. Но теперь у короля земля уходила из-под ног. Ради сохранения личины собственного авторитета правительству оставалось задним числом взять на себя ответственность за совершившуюся бойню, по возможности, не предав идеалов. Во имя идеалов надо было остановить резню. С неслыханной жестокостью она уже грянула в Орлеане, где тоже будто бы получили соответствующий королевский приказ.
Столкнувшись с этим кошмаром, король 26 августа во всеуслышание заявил, что сам распорядился об избиении, и назвал в качестве причины направленный против него гугенотский заговор. Теперь заговор расстроен и кровопролитие должно прекратиться. Утверждая, что все случилось по его воле, Карл IX тем не менее не аннулировал прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтвердил его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парижского парламента, отменив лишь право гугенотов собирать войска и иметь собственные крепости. Но и их никто не побеспокоился разоружить. Чтобы не дать протестантам оправиться и быстро подготовиться к новой войне, фактически не было сделано ничего, словно бы еще с кем-то можно было снова помириться.
Жернова событий сделали королевскую политику похожей на киномонтаж. Теперь оказывалось, что смыслом убийств являлось спасение государства
Тем самым осторожно отметались другие интерпретации. Варфоломеевская ночь больше не была превентивным уничтожением военного командования гугенотов, закамуфлированным под аристократическую вендетту, но не была она также и погромом, грабежом и убийством, учиненным парижским плебсом в качестве божественного возмездия еретикам
В каком-то смысле она даже открыла новый путь к миру, впрочем, обещающий привести к войне, на которую в казне все равно нет денег. Так происходила бесконечная подмена интерпретаций во имя сохранения неизменности политической линии королевской власти.
Увы, неизменными в ней оставались едва ли одни гуманистические ценности. Навязать мнение, заставить себе поверить и значит — властвовать. Чтобы управлять людьми, вынуждая их поступать так, а не иначе, другого средства не придумано. Но мало знать за других. Механизм королевской власти подразумевал принцип непостижимости королевского решения.
Частные лица должны остерегаться выносить о ней свои суждения. Что может знать и понимать отдельно взятый подданный о благе государства и о резонах короля? Покушаться на них своим доморощенным пониманием — значит, посягать на государство. Короли «не ответственны и не обязаны давать отчет в своих действиях никому, кроме Бога», говорится в «мемуаре» о парижских событиях, собственноручно составленном Карлом IX буквально на следующий день после резни.
Бойня в столице Франции
События тех кошмарных дней позднее описывали известные писатели и поэты, потрясённые жестокостью католиков. Агриппа д’Обинье отмечал, что даже ветер в Париже словно превратился в сплошные крики и стоны.
Очевидцы жутких событий говорили, что в Сене вода напоминала кровь. Даже самые суровые правители того времени (например, Иван Грозный) сурово осудили католиков за устроенную во Франции резню.
Франсуа Дюбуа «Варфоломеевская ночь» / Музей изобразительных искусств, Лозанна, Швейцария
Более 200 тысяч гугенотов были вынуждены спасаться бегством из страны. Бесчинства унесли жизни более 6 тысяч человек — только в одном Париже. Кроме того, во время Варфоломеевской ночи многие католики сводили личные счёты с кальвинистами, которые могли быть их кредиторами или оппонентами в суде.
Ярким примером служит противостояние графа де Бюсси с гугенотом Антуаном де Клермоном. Последний стал одной из жертв Варфоломеевской ночи, а де Бюсси сумел устранить конкурента в борьбе за немалое наследство.
Карл Гун «Сцена из Варфоломеевской ночи» / Третьяковская галерея, Москва
«Всплеск религиозного экстремизма»
Чтобы снизить общественное напряжение, Екатерина Медичи решила выдать свою дочь, принцессу Маргариту, замуж за одного из лидеров партии гугенотов — Генриха Наваррского. Против этого союза выступили Папа Римский, мать жениха протестантка Жанна д’Альбре и радикальные сторонники обеих партий. Но свадьба всё же состоялась 18 августа 1572 года.
Также по теме
«Эксплуатация целого материка»: как началась колонизация Северной Америки
400 лет назад у побережья Северной Америки стало на якорь английское судно «Мейфлауэр», доставившее из Европы группу английских…
На торжества, связанные с бракосочетанием Генриха и Маргариты, в Париж съехались активные представители партии гугенотов со всей Франции. Это вызывало сильное недовольство у столичных жителей, среди которых преобладали католики.
22 августа было совершено покушение на адмирала Колиньи. Он получил тяжёлое огнестрельное ранение. Стрелявший в него человек скрылся с места преступления. Однако через некоторое время выяснилось, что выстрел был из дома чиновника, связанного с Гизами. Лидеры гугенотов стали требовать у королевской власти установить и наказать заказчиков покушения.
Относительно того, что произошло дальше, у историков до сих пор нет единого мнения. По словам Наталии Таньшиной, существует три основные версии развития событий 23—24 августа 1572 года. Согласно одной из них, верховные власти Франции и Екатерина Медичи лично решили, что политика умиротворения гугенотов провалилась, и поэтому взяли курс на массовое уничтожение активных членов протестантской партии. Сторонники другой версии утверждают, что лидеры католической партии спровоцировали в Париже феодально-бюргерский мятеж и королевская власть просто не смогла пресечь вспышку насилия.
«Существует также «серединная» версия, согласно которой правительство решилось на операцию по устранению верховных вождей гугенотов, но эти действия вызвали в Париже всплеск религиозного экстремизма и неконтролируемо переросли в массовый погром», — подчеркнула Наталия Таньшина.
- «Канун Варфоломеевской ночи», картина Карла Гуна, 1868 год
В ночь на 24 августа 1572 года, в канун Дня святого Варфоломея, отряд сторонников Гизов проник в покои раненого адмирала Колиньи и добил его. Параллельно представители католической партии стали врываться в дома к знатным протестантам. К побоищу вскоре массово присоединились парижане, убивавшие всех встречных гугенотов. По подсчётам историков, за сутки в Париже были убиты от 2 тыс. до 3 тыс. человек. Генрих Наваррский и его кузен принц Конде спаслись, но были вынуждены объявить о своём переходе в католичество.
Массовые погромы гугенотов перебросились на другие города Франции. Жертвами убийств, по разным оценкам, стали от 10 тыс. до 30 тыс. протестантов. Порядка 200 тыс. гугенотов бежали из страны.
- «Сцена из Варфоломеевской ночи», картина Карла Гуна, 1870 год
События Варфоломеевской ночи произвели сильное впечатление на представителей других государств, отметила Наталия Таньшина. Голоса в поддержку гугенотов раздавались в Англии, Дании, Швеции и протестантских княжествах Германии, а Гизы заключили союз с католической Испанией. Осудил массовые убийства и русский царь Иван Грозный.
«Осознание произошедшего привело к тому, что в Европе стали отходить от идеи навязывания единоверия силой и искать возможность сосуществования разных конфессий», — подчеркнула историк.
- «Утро у ворот Лувра», картина Эдуарда Деба-Понсана, 1880 год
По словам Виталия Захарова, уничтожив многих опытных военных из гугенотской партии, католики получили серьёзное преимущество в гражданском конфликте, но для Франции в целом ничего хорошего массовое убийство не принесло. Произошедшее стало жестоким ударом по экономике Франции, из которой бежали сотни тысяч трудоспособных людей, включая высокопрофессиональных ремесленников и успешных торговцев, отметил историк.
События
23.01.2023 17:38
* * *
Открылась вакансия
Модератор
Jaaj.Club
— оплата сдельная;
— свободный график;
— бесплатное обучение.
Обязанности
— оформление статей и произведений согласно стилистике сайта;
— при необходимости подборка и загрузка картинок.
Требования
— базовые знания HTML (основные теги — p, div, blockquote)
— чувство стиля Jaaj.Club
Писать пользователю Jaaj.Club
или на емейл [email protected]
* * *
09.01.2023 10:57
* * *
Опубликована церемония награждения
Международная клубная премия «Золотая Пчёлка» 2022
* * *
06.01.2023 11:51
* * *
Обновление
Писательских Гильдий
Стало возможным выставить основную Писательскую Гильдию. Опция доступна на странице редактирования профиля.
Менять основную Писательскую Гильдию можно раз в месяц.
Также все Гильдии, в которые входит пользователь, отражаются на странице просмотра пользователя.
Вступление в Гильдию стало возможным при достижении 10 уровня.
Перевод монет внутри Гильдии комиссией не облагается.
При создании новой гильдии предметы уничтожаются. Ранее их можно было снова купить в магазине.
* * *
Начало Варфоломеевской ночи
Екатерина и герцог де Гиз срочно разработали новый план устранения адмирала. В ночь с 23 на 24 августа 1572 года в дом раненого Гаспара II ворвалась толпа католиков, которая расправилась с де Колиньи и его свитой. После убийства предводителя католики рассредоточились по городу, выискивая гугенотов.
По приказу королевы ворота Парижа были закрыты, дабы не дать протестантам возможность бежать. Сигнал к резне пробил набат церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа в 3:00. Его подхватили колокола всех церквей столицы. Для внешнего отличия католики наносили на головные уборы и одежду белые кресты.
Рис.2 Картина «Сцена в день Святого Варфоломея» (Scène de la Saint-Barthélemy) автор Joseph-Nicolas Robert-Fleury 1833 год.
Головорезы врывались в дома с обысками. В хаосе убивали и католиков, войдя в раж или сводя личные счёты с неприятелями. В итоге за одну ночь погибли 3 000 гугенотов. Однако резня не прекратилась с восходом солнца, а продолжилась ещё на целую неделю. Католики выискивали спрятавшихся и расправлялись с ними на месте.
Некоторые предприимчивые парижане, лишённые чести и совести, предоставляли укрытие беглецам за деньги. Получив оплату, они расправлялись с еретиками, присваивая их имущество. Одним из таких «укрывателей» был итальянский парфюмер Рене. По слухам, он отравил королеву Наварры Жанну д’Альбре и членов её свиты. Хотя, по другим сведениям, она скончалась за 2 месяца до Варфоломеевской ночи, во время сватовства, от яда Екатерины Медичи.
Массовое истребление гугенотов вспыхнуло по всей Франции. Основными центрами расправы стали города: Тулуза, Руан, Бурж и Лион. Хаос удалось остановить 3 октября. К этому времени католики истребили 30–60 тыс. протестантов.
Рис.3 Варфоломеевская ночь
Жених Генрих Наваррский и принц Конде остались в живых во время резни. За первого заступилась Екатерина Медичи, а за второго — герцог Невер. Они и ещё 40 дворян-гугенотов собрались в королевской спальне и с ужасом осознавали происходящее. Под утро Генрих и Конде покинули спальню по приглашению короля. Оставшихся дворян-гугенотов больше никто не видел в живых.
Король Карл IX потребовал от Генриха Наваррского и принца Конде отречься от протестантизма. Конде первый сменил религию 12 сентября. Генрих принял католичество 26 сентября.
Причины ненависти
Как и следовало ожидать, на свадьбу монарших особ съехалось огромное число гугенотов. Однако всего через четыре дня по приказу герцога де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Правда, оно завершилось неудачно для католиков — Колиньи не был убит, а всего лишь получил ранение.
Мотивы у герцога были не только политическими, но и личными. Известно, что с Маргаритой его связывали нежные чувства, он сам рассчитывал жениться на ней. Ненависть Гиза была направлена не только на Генриха Наваррского, но и на остальных гугенотов.
Узнав о гнусном поступке Гиза и его соратников, протестанты тут же принялись требовать от Генриха Наваррского расправиться с преступниками. Однако католики были наготове, а потому решили нанести удар первыми. В ночь на 24 августа парижане вышли на улицы, чтобы поквитаться с ненавистными им гугенотами.
Что примечательно, отличить тех было несложно — кальвинисты предпочитали чёрные одежды. Не только в столице Франции, но и в ряде провинциальных городов начались расправы. Бесчинства продлились несколько дней, но именно Варфоломеевская ночь вошла в историю как “ночь длинных ножей”.
Карл Гун «Канун Варфоломеевской ночи» / Русский музей, Санкт-Петербург
Ответный удар
Протестантский миф о Варфоломеевской ночи складывался по горячим следам событий и был призван дискредитировать королевскую власть как организатора зверств. Причиной резни называлось растление правительства вследствие пагубного итальянского влияния.
Если исследовать корень зла, всему виной нравы французского двора, где принцессы «отбивают хлеб у девок». Реальное правление было якобы узурпировано Екатериной Медичи, а ведь даже учеными доказано, что женщины по своей природе не способны править — для этого требуется мужской уровень интеллектуального и нравственного развития. Да и не было никогда во Франции такого, чтобы всем заправляла баба (в действительности женщины не раз правили Францией: Анна де Боже — в малолетство Карла VIII, Луиза Савойская, мать Франциска I — во время Итальянских войн).
Мало того, что Екатерина Медичи — женщина, она еще и итальянка. А раз итальянка, то, значит, и достойная «ученица своего Макиавелли», апологета разнузданного имморализма. При ее всем известном интересе к магии и астрологии — «итальянская ведьма». А Сен-Жерменский мир явно был заключен Медичи с тем расчетом, чтобы заманить гугенотов в чудовищную западню — типичный пример беспринципности итальянцев.
Интересные факты[править]
- Григорий XIII категорически отказался дать разрешение на брак между протестантом и католичкой, из-за чего Карлу и Екатерине пришлось придумать компромиссный порядок проведения торжеств и обмануть духовенство подложным письмом.
- В самый момент венчания Марго позволила себе жест неповиновения. Заметив колебания сестры, Карл IX насильно наклонил её голову, что было расценено кардиналом Бурбоном как знак согласия.
- Апостол Варфоломей, имя которого носит данная резня, был заживо освежёван и обезглавлен за то, что продолжал проповедь во время распятия.
- Среди жертв бойни были композитор Клод Гудимель, философ-гуманист Пьер де ла Раме и прадед писателя-моралиста Франсуа III де Ларошфуко.
- Генрих Наваррский потерял в ту ночь многих верных соратников, но само Провидение сохранило для него того, без кого он ничего не смог бы сделать, став королём Франции: в самый разгар резни по парижским улицам двигался в направлении Лувра, где ему и дали убежище, юный отрок, облачённый в монашескую рясу, держа напоказ требник. Это был Максимильен де Рони — будущий великий герцог Сюлли.
- Именем «Марго» Маргариту Валуа называл только один современник — её брат Карл IX. Он же почему-то именовал её супруга Генриха Наваррского не иначе, как «Анриó». То ли троллил так, то ли дислалию какую имел…
- В XX веке опыт Варфоломеевской ночи был дважды использован в Германии.
Альтернативное мнение[править]
Нельзя не отметить, что сами гугеноты, которых традиционно принято считать жертвами, тоже были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они всё же были (примеры — «Мишелада» и «сюрприз в Мо»). Так что людям, начитавшимся «Королевы Марго» Дюма-отца и свято уверенным в том, что католики являлись палачами, ни за что ни про что перерезавшими тысячи невинных овечек, определённо стоит пересмотреть свои взгляды. Кроме того, историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика — дело, как известно, грязное и лишённое благородства.
Религиозные войны во Франции
В XVI веке Европу охватила религиозная Реформация, родоначальником которой считается немецкий богослов Мартин Лютер. Он критиковал католическую практику отпущения грехов, говорил о спасении только верой и приоритете Священного Писания. По словам историков, его учение быстро стало популярным в Европе, получив при этом социально-экономическую окраску. Реформацию поддерживали как стремившиеся к переменам в обществе представители буржуазии, так и многие дворяне.
«Малоземельные князья и нищие рыцари не могли себе позволить отдавать десятую часть своих доходов Риму», — подчеркнул в разговоре с RT ведущий научный сотрудник ИРИ РАН доктор исторических наук Андрей Богданов.
Также по теме
«Удар по рыцарству»: какую роль в мировой истории сыграла битва при Креси
675 лет назад произошло одно из важнейших сражений Столетней войны — битва при Креси. Английские войска разбили французскую армию,…
Сторонников новых религиозных течений, возникавших в рамках Реформации, называли протестантами. Вслед за Германией идеи Реформации начали быстро распространяться во Франции, где одним из наиболее ярких их выразителей стал богослов Жан Кальвин. Французских протестантов называли гугенотами (согласно одной из версий, это название происходило от немецкого слова Eidgenossen, означающего соратника или союзника).
«К религиозному аспекту протестантизма во Франции добавились политические и экономические мотивы: борьба с усилением королевского централизма и планы части дворянства улучшить своё материальное положение за счёт секуляризации церковных земель», — рассказала в беседе с RT профессор РАНХиГС и МПГУ доктор исторических наук Наталия Таньшина.
По словам историков, первые открытые столкновения на религиозной почве начались во Франции в 1559 году. Внутриполитическая ситуация стала быстро накаляться. Она усугубилась тем, что в это время Франция вышла из продолжавшихся несколько десятилетий Итальянских войн, и в страну начали массово возвращаться люди, единственной профессией которых было военное дело.
В том же году король Франции Генрих II умер от раны, полученной на рыцарском турнире. Корона перешла к его сыну Франциску II, который вскоре попал под сильное влияние лотарингских герцогов из рода Гизов, являвшихся ярыми сторонниками консервативных католических взглядов.
- Гугенотский крест
По словам историков, в 1560 году представители гугенотской знати попытались захватить короля Франциска II, чтобы оградить его от влияния Гизов, но заговор был раскрыт. Лидеры партии гугенотов Антуан Наваррский и принц Конде избежали казни только благодаря заступничеству матери короля Екатерины Медичи.
5 декабря 1560 года Франциск II умер от гангрены, не оставив прямых наследников. Корона перешла к его младшему десятилетнему брату Карлу IX. Регентом при нём стала Екатерина Медичи. Она старалась предотвратить нарастание религиозного противостояния и в 1562 году издала Сен-Жерменский эдикт, официально дарующий гугенотам право на богослужение вне стен городов и в частных домах.
Семья Гизов не собиралась смиряться с укреплением положения гугенотов. Вскоре после издания Сен-Жерменского эдикта они устроили в Васси погром протестантов, жертвами которого стали около 60 человек. Это событие историки называют началом эпохи религиозных войн во Франции. За последующие восемь лет между католиками и гугенотами произошло три гражданские войны.
- «Екатерина Медичи», портрет Франсуа Клуэ, XVI век
«Активные сторонники партий католиков и гугенотов убивали друг друга, а также поддерживающее оппонентов мирное население с остервенением», — отметил Андрей Богданов.
По словам историков, гугеноты во Франции существенно уступали по численности католикам и не могли добиться уверенной победы на поле боя, однако их стойкость и решительность не давали католической партии завоевать решающее преимущество.
В 1570 году благодаря усилиям Екатерины Медичи был подписан Сен-Жерменский мир. Гугеноты получили право на богослужение в предместьях двух городов каждого губернаторства, возможность официально занимать государственные должности и контроль над несколькими крепостями. Один из лидеров гугенотов, адмирал Гаспар де Шатийон Колиньи, был призван ко двору.
«Представители католической партии были недовольны Сен-Жерменским миром. Гугеноты были чрезвычайно активны и убедительны. Религиозные свободы могли привести к потере католической церковью части паствы и территорий», — подчеркнул в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
Первопричина
Многие факторы способствовали резне в день Святого Варфоломея, но в первую очередь это было вызвано религиозной идентификацией людей, которая становилась всё более противоречивой по мере продвижения протестантской реформации. До 1517 года существовала только одна христианская церковь, и европейцы, считавшие себя католиками, были объединены её учением. Тех, кто ставил под сомнение авторитет средневековой Церкви, клеймили еретиками, подвергали остракизму, арестовывали и часто казнили. Лютер представил возможность другого видения христианства, которое можно было бы считать столь же обоснованным, а после него Ульрих Цвингли (1484-1531), анабаптисты и Джон Кальвин (1509-1564) создали свои собственные версии христианской веры, отличающиеся от лютеранской, но претендующие на тот же авторитет, что и он, и католическая церковь.
Между 1522-1572 годами созывались Соборы, как протестантские, так и католические, а также предпринимались попытки экуменического компромисса, определяющие, что значит быть христианином, но между различными фракциями так и не было достигнуто никакого соглашения, ближайшим из которых был Аугсбургский мир 1555 года, который постановил, что каждый правитель может самостоятельно определять религиозное исповедание на своей территории. Даже рассматривая Аугсбургский мир как своего рода примирение (чего на самом деле не было), каждая фракция настаивала на своем собственном исповедании веры, которое они считали неопровержимо истинным.
Постепенно простые люди начали присваивать себе религиозные ярлыки, которые создавали официально согласованные конфессии и решения соборов: они обнаружили, что они протестанты, католики, лютеране, реформаты. Они гордились своей идентичностью и часто ненавидели людей с разными религиозными взглядами.
Как только люди начали отождествлять себя с определенной христианской сектой, любой, кто принадлежал к другой, воспринимался негативно. Анабаптисты были вдохновлены учением Цвингли, но как только они создали свою собственную секту, он и его последователи преследовали их. Движение Лютера раскололось до 1522 года, когда двое из его первых приверженцев, Томас Мюнцер (1489-1525) и Андреас Карлштадт (1486-1541) разработали свои собственные интерпретации христианства. Во Франции, где Реформация никогда не встречала такого приёма, как в германских регионах или в Швейцарии, люди идентифицировали себя либо как католики, либо как гугеноты, и, как и в случае с различными протестантскими сектами в других местах, они чувствовали себя оправданными в преследовании тех, кто придерживался других убеждений.
Итоги[править]
События Варфоломеевской ночи избавили католиков от эсхатологического напряжения, а гугенотов — от иллюзий по поводу возможности сосуществования с католиками в рамках одной общины и свободного отправления обоих культов. Началась политизация и деконфессионализация конфликта — Франция чётко разделилась на два лагеря, причём на юге страны возникла настоящая конфедерация протестантских городов, не признававшая королевскую администрацию. Авторитет короны заметно пошатнулся, поскольку началась борьба не за влияние на короля, как было раньше, а против него. Королевская власть же, в свою очередь, перестала искать мирный компромисс с гугенотами, отменив Сен-Жерменский мирный эдикт 1570 года. Наварра в торжественной обстановке отрёкся от протестантизма, став луврским заложником вплоть до февраля 1576 года, когда ему удалось бежать, а потом — возглавить гугенотское движение. В 1572 году тысячи протестантов эмигрировали в другие страны. Гугенотской столицей на долгие годы стала Ла-Рошель, которая была подчинена короне только при Людовике XIII и Ришельё в 1628 году — все попытки Карла IX захватить город привели только к очередной гражданской войне.