Религиозные учения джона уиклифа и их влияние на реформацию английской церкви

Отношение к домыслам

Фундаментальный принцип Уиклифа о предсуществовании в мышлении всей реальности включает в себя самое серьезное препятствие на пути к свободе воли; философ мог помочь себе только с помощью формулы, согласно которой свободная воля человека была чем-то предопределенным Богом. Он требовал строгой диалектической подготовки как средства различения истинного от ложного и утверждал, что логика (или силлогизм ) способствует познанию католических истин; Незнание логики было причиной того, что люди неправильно понимали Писание, поскольку люди упускали из виду связь, различие между идеей и внешним видом.

Уиклиф не просто осознавал различие между теологией и философией, но его чувство реальности заставило его пройти мимо схоластических вопросов. Он оставил в стороне философские дискуссии, которые, казалось, не имели никакого значения для религиозного сознания, и те, которые относились исключительно к схоластике : «Мы занимаемся истинными истинами и оставляем в стороне ошибки, возникающие из спекуляций по вопросам, которых нет».

Библиография

На русском:

Бертран Рассел. История Западной философии. — Сибирское университетское издательство, 2007. — 992 с. — ISBN 978-5-379-00305-0.

Филипп Шафф. Средневековое христианство: От Бонифация VIII до протестантской Реформации, 1294 — 1517 г. по Р.Х. // История христианской церкви = History of the Christian Church / пер. с англ. Рыбакова О.А., под ред. Цыганкова Ю.А.. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2012. — Т. 6. — С. 518. — ISBN 978-5-7454-1425-1.

Хусто Л.Гонсалес. От основания Церкви до эпохи Реформации // История христианства = The Story of Christianity / пер. с англ. Скороходов Б.А., под ред. Цыганкова Ю.А., Копелева Д.Н.. — 6-е изд. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2016. — Т. 1. — С. 400. — ISBN 978-5-7454-1373-5.

Рик Корниш

История Церкви: Коротко о важном = 5 Minute Church Historian. — Санк-Петербург: Виссон, 2018. — С. 224. — ISBN 978-1-57683-506-7.

Евграф Смирнов. История Христианской Церкви / пер

с англ.. — 10-е изд. — Петроград: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997.
Всемирная история. Энциклопеди. / пер. с англ.. — 10-е изд. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1957. — Т. 3.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993—1995

Гейссер, Людвиг. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850). — Уфа: ARC, 2013. — С. 489—531. — ISBN 978-5-905551-05-5.

Михайловский, В. М. Предвестники и предшественники Реформации в XIV и XV веке (1882). — Уфа: ARC, 2013. — С. 489—531. — ISBN ISBN 978-5-905551-05-5.

На английском:

  • Edgar, Robert. Civilizations Past & Present. — 12th. — Pearson Education, 2008. — Vol. 1. — P. 434–35. — ISBN 978-0205574308.
  • Boreczky, Elemér. John Wyclif’s Discourse on Dominion in Community (Leiden, Brill, 2007) (Studies in the History of Christian Traditions, 139).
  • Fountain, David. John Wycliffe — The Dawn Of The Reformation (Mayflower Christian Publications, 1984) ISBN 978-0907821021.
  • Ghosh, Kantik. The Wycliffite Heresy. Authority and the Interpretation of Texts (Cambridge, Cambridge University Press, 2001) (Cambridge Studies in Medieval Literature, 45) (ISBN 0-521-80720-4).
  • Lahey, Stephen E. John Wyclif (Oxford University Press, 2009) (Great Medieval Thinkers).
  • Lahey, Stephen E. «John Wyclif.» in Encyclopedia of Medieval Philosophy (Springer Netherlands, 2011) pp. 653–58.
  • Geoffrey Hugo Lampe|G. W. H. Lampe, ed. The Cambridge History of the Bible. The West from the Fathers to the Reformation,
  • Leff, Gordon. John Wyclif: The Path the Dissent (Oxford University Press, 1966)
  • Levy, Ian C., ed. A Companion to John Wyclif, Late Medieval Theologian (Brill’s Companions to the Christian Tradition; 4). (Leiden: Brill, 2006) (hardcover, ISBN 90-04-15007-2).
  • McFarlane, K. B. The origins of religious dissent in England (New York, Collier Books, 1966) (Originally published under the title «John Wycliffe and the beginnings of English nonconformity», 1952).
  • Robson, John Adam. Wyclif and the Oxford Schools: The Relation of the «Summa de Ente» to Scholastic Debates at Oxford in the Later Fourteenth Century (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1961).
  • Thakkar, Mark. (Vivarium, 2020)

Основные идеи

В 1376 г. Джон Уиклиф начал открыто и конструктивно критиковать действия католической церкви, выступая с лекциями в Оксфорде. Он утверждал, чтобы право на владение и собственность может даваться только праведностью.

В свою очередь, неправедное духовенство не может иметь такого права, а значит все решения должны исходить непосредственно от светской власти.

Джон Уиклифф читает свой перевод Библии

Кроме этого Джон заявлял, что уже само наличие собственности у папства говорит о его греховной склонности, поскольку Христос и его ученики не владели ей, а скорее, наоборот, призывали иметь лишь самое необходимое, а всем остальным делиться с бедными.

Такие антипапские высказывания вызывали бурю негодования у всего духовенства, за исключением малоимущих орденов. Уиклиф критиковал притязания католиков на взимание дани с Англии и защищал право монарха на изъятие церковной собственности. В связи с этим, немало его идей благосклонно воспринимались королевским двором.

В дополнение к этому, Джон Уиклиф отрицал следующие учения и традиции католицизма:

  1. учение о чистилище;
  2. продажа индульгенций (освобождения от кары за прегрешения);
  3. таинство елеосвящения;
  4. исповедь перед священником (призывал раскаиваться непосредственно перед Богом);
  5. таинство пресуществления (веры, что хлеб и вино в процессе мессы в прямом смысле превращаются в тело и кровь Иисуса Христа).

Уиклиф утверждал, что любой человек напрямую (без помощи церкви) связан со Всевышним. Но, чтобы эта связь была наиболее крепкой, он призывал перевести Библию с латыни на разные языки, чтобы люди могли самостоятельно читать ее и развивать свои отношения с Творцом.

За годы биографии Джон Уиклиф написал немало богословских работ, в которых писал, что монарх является наместником Всевышнего, поэтому епископы должны быть в подчинении у короля.

Когда в 1378 г. случился Великий западный раскол, реформатор начал отождествлять Папу с антихристом. Джон говорил, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап вероотступниками. Тогда же, он призвал всех единомышленников взяться за перевод Библии на английский язык. Годами позже он полностью переведет Библию с латыни на английский.

После таких «крамольных» заявлений, Уиклиф подвергся еще большим нападкам со стороны церкви. Более того, католики насильно заставили отречься от идей богослова небольшую группу его последователей.

Однако к тому моменту, учение Джона Уиклифа распространилось далеко за чертой города и сохранялось благодаря стараниям ревностных, но малообразованных лоллардов. К слову, лолларды представляли собой странствующих проповедников, которых часто называли «бедными священниками», потому что они носили простую одежду, ходили босиком и не имели имущества.

Уиклиф дает бедным священникам свой перевод Библии

Лолларды также подвергались жестким гонениям, но они все равно продолжали заниматься просветительской деятельностью. Желая, чтобы Писания затронули сердца простых людей они пешком обошли всю Англию, проповедуя соотечественникам.

Нередко лолларды зачитывали людям отрывки из Библии Уиклифа и оставляли им рукописные копии. Учение англичанина получило широкое распространение у простого народа по всей материковой Европе.

Особенно его взгляды были популярны в Чехии, где были подхвачены богословом-реформатором Яном Гусом и его последователями – гуситами. В 1415 г. постановлением Констанцского собора Уиклиф, и Гус были признаны еретиками, вследствие чего последний был сожжен на костре.

Наследие

Витраж в часовне колледжа Уиклиф, Торонто

Уиклиф сыграл важную роль в разработке перевода Библии на английский язык, что сделало его доступным для мирян. Он также имел сильное влияние на Яна Гуса . Его именем названы несколько учреждений:

  • Wycliffe Global Alliance, альянс организаций с общей целью перевода Библии для каждой языковой группы, которая в ней нуждается.
  • Wycliffe Hall, Oxford, один из евангелических богословских колледжей, назначенных Англиканской церковью .
  • Wycliffe College, Торонто, богословская школа высшего образования, входящая в союз с Университетом Торонто.
  • Wycliffe College, Глостершир, английская независимая частная дневная школа и школа-интернат.

Уиклиф имеет честь с празднованием в церкви Англии на 31 декабря, и в Англиканской церкви Канады и в литургическом календаре Епископальной Церкви (США) 30 октября.

Биография Уиклифа

Джон Уиклиф появился на свет на рубеже 1320-1324 годов в английском Йоркшире. Он рос и воспитывался в семье небогатого дворянина. Любопытно, что свою фамилию семейство получило в честь деревни Уиклиф-на-Тисе.

Детство и юность

В 16-летнем возрасте он стал студентом Оксфордского университета, в котором со временем получил степень доктора теологии. Став дипломированным теологом, он остался преподавать в родном университете.

В 1360 г. Джону Уиклифу доверили должность Мастера (руководителя) «Баллиоль-колледжа» того же вуза. В это время биографии он занимался писательской деятельностью, проявляя интерес к физике, математике, логике, астрономии и другим наукам.

Богословием мужчина увлекся после переговоров с дипломатическим представителем Папы Григория XI в 1374 г. Уиклиф критиковал злоупотребление властью в Англии со стороны церкви. Стоит заметить, что английский монарх испытывал недовольство от зависимости от папства, которое выступало на стороне Франции в эпоху Столетней войны.

В последующие годы биографии Джон с еще большим упорством осуждал католическое духовенство, за его жадность и любовь к деньгам. Свою позицию он подкреплял местописаниями из Библии.

В частности, Уиклиф заявлял, что ни Иисус, ни его последователи, не имели имущества, а также не участвовали в политике. Все это не могло оставаться незамеченным. В 1377 г. богослов был привлечен Лондонским епископом к суду прелатов по обвинению в антипапских выпадах.

Уиклифа спасло заступничество герцога и крупного землевладельца Джона Гонта, который начал яро защищать его перед судьями. В результате, это привело к замешательству и распаду суда.

В следующем году Папа римский издал буллу, в которой осуждались взгляды англичанина, но благодаря стараниям королевского двора и Оксфордского университета, Джон смог избежать ареста за свои убеждения. Кончина Григория XI и последовавший за ней папский раскол, спасли мужчину от последующих гонений.

После неудачного бунта крестьян в 1381 г., придворные и другие высокопоставленные личности перестали покровительствовать Уиклифу. Это привело к тому, что над его жизнью нависла серьезная угроза.

Под давлением католического духовенства, Оксфордские теологи признали еретическими 12 тезисов Джона. Как следствие, автор тезисов и его единомышленники были уволены из университета, а вскоре и отлучены от церкви.

После этого Уиклифу пришлось постоянно скрываться от преследований католиков. Обосновавшись в Латтерворте, он посвятил свою жизнь переводу Библии на английский язык. Тогда же он написал свой главный труд «Триалог», где представил собственные реформаторские идеи.

Влияние идей Уиклифа

Памятник Д. Уиклифу в Мемориале Мартина Лютера (Вормс)

Идеи Уиклифа не привели к созданию никакой конкретной и постоянной организации, но они продолжали оказывать сильное влияние на Англию ещё дольше века. Сторонников его взглядов называли виклефитами или лоллардами. Архиепископ Куртене, осудивший Уиклифа, предпринимал против них активные меры. При его преемнике гонения усилились. В 1394 году лолларды направили в парламент прошение из 12 положений против католической церкви. В 1396 году Бонифаций IX выпустил буллу против лоллардов. В период с 1390 по 1425 количество лоллардов сильно возросло. В основном лолларды были представителями низших слоёв населения, хотя до конца XIV века идеи Уиклифа были популярны и среди знати. В 1401 году, с восшествием на престол Генриха IV Ланкастера, был отдан приказ о сожжении еретиков. На протяжении XV и начала XVI века многие лолларды стали мучениками. Учение Уиклифа проникло также в Шотландию. Когда произошла Реформация, то о лютеранстве в Англии говорили, что это не новшество, а просто подкрепление в ряды виклефитов. Закон против лоллардов был отменён только в 1559 году.

Взгляды Уиклифа также проникли в Чехию. С 1367 года между Пражским университетом и университетом Оксфорда были установлены связи. Студенты из Праги время от времени ездили в английские университеты и даже в шотландский Сент-Эндрюс. Например, в Оксфорде учился будущий гусит Иероним Пражский. Таким образом, взгляды Уиклифа довольно быстро получили известность в Чехии. Известно, что уже в 1381 году чешский богослово Николай Бицепс счёл нужным критиковать их в своих лекциях. Идеи Уиклифа были подхвачены чешским реформатором Яном Гусом и его сотрудником Иеронимом Пражским, в результате чего было основано гуситское движение. В 1415 году по решению Констанцского собора Ян Гус был признан еретиком, в результате чего был сожжён на костре. Через год на костре был сожжён его сотрудник Иероним Пражский. Последователей Гуса стали называть гуситами, которые в упорной войне одержали победу над императорскими войсками и основали свою церковь. Последователями Гуса также являются Моравские братья, известные своей миссионерской деятельностью по всему миру.

С трудами Яна Гуса, в которых излагались идеи Уиклифа, впоследствии ознакомился будущий реформатор Мартин Лютер и признал их «откровенно евангельскими».

Основные позиции в философии

Уиклиф был самым выдающимся английским философом второй половины 14 века. Он очень рано заработал себе репутацию философа. Генри Найтон говорит, что в философии ему не было равных, а в схоластической дисциплине — равных. В его жизни был период, когда он посвятил себя исключительно схоластической философии. Его первая книга, De Logica (1360), исследует основы схоластической теологии. Он считал, что «нужно изучать логику, чтобы лучше понимать человеческий разум, потому что … человеческие мысли, чувства и действия несут образ и подобие Бога».

Центр философской системы Уиклифа формируется доктриной предшествующего существования в мысли Бога всех вещей и событий. В то время как платонический реализм рассматривал «красоту» как свойство, которое существует в идеальной форме независимо от какого-либо разума или вещи, для Уиклифа каждая вселенная , как часть творения, получила свое существование от Бога-Творца ». Уиклиф был близким последователем от Августина , и всегда отстаивал примат Творца над созданной реальностью.

Второй ключевой момент Уиклифа — это его акцент на понятии божественного господства, исследованный в De dominio Divino (ок. 1373), в котором исследуются отношения между Богом и его созданиями. Практическое применение этого для Уиклифа было замечено в мятежном отношении индивидов (частных) к законной власти (универсалиям). В De civili dominio он обсуждает соответствующие обстоятельства, при которых сущность может рассматриваться как обладающая властью над меньшими субъектами. Господство всегда даровано Богом. «Вне всякого сомнения, интеллектуальные и эмоциональные ошибки в отношении универсалий являются причиной всех грехов, царящих в мире». В некоторых его учениях, например, в De annihilatione , можно обнаружить влияние Фомы Аквинского .

Он сказал, что Демокрит , Платон, Августин и Гроссетест намного превосходят Аристотеля. Что касается его отношений с философами Средневековья , то он придерживался реализма в отличие от номинализма, выдвинутого Уильямом Оккамским .

Ряд идей Уиклифа был продвинут в двадцатом веке философом и реформатским богословом Корнелиусом Ван Тилом .

Версии

Были написаны две различные версии Библии Уиклифа. Более ранняя была переведена при жизни Уиклифа, а более поздняя версия считается работой Джона Пурви. Поскольку печатный станок еще не был изобретен, существует лишь несколько экземпляров более ранней Библии Уиклифа. Ранняя Библия представляет собой строгий и дословный перевод латинской Библии Вульгаты , и взгляд Уиклифа на богословие ближе к реализму, чем к духовному. Эта версия переводилась дословно, что часто приводило к путанице или бессмысленности. Он был нацелен на менее образованных священнослужителей и мирян, тогда как второй, более последовательный вариант был нацелен на всех грамотных

Важно отметить, что после переводов неграмотные и бедные по-прежнему не имели доступа к Священному Писанию: изначально перевод стоил четыре и сорок пенсов, то есть два фунта , шестнадцать шиллингов и восемь пенсов. Во времена Уиклифа Библия также использовалась в качестве свода законов, который преобладал над гражданским правом, давая огромную власть церкви и религиозным лидерам, знавшим латынь. Буквальный вкус более раннего перевода был использован, чтобы придать Библии Уиклифа авторитетный тон

Говорят, что более ранняя версия написана самим Уиклифом и Николасом Херефордским

Буквальный вкус более раннего перевода был использован, чтобы придать Библии Уиклифа авторитетный тон. Говорят, что более ранняя версия написана самим Уиклифом и Николасом Херефордским .

Сохранившиеся копии Библии Виклиффа делятся на две широкие текстовые группы: «раннюю» версию и более позднюю версию. Обе версии испорчены рабским отношением к порядку слов и синтаксису латинских оригиналов; более поздние версии указывают на то, что они были переработаны в сторону идиоматического английского. Представлено большое количество среднеанглийских диалектов . Вторая, переработанная группа текстов намного больше первой. Некоторые рукописи содержат части Библии в более ранней версии, а другие части — в более поздней версии; это говорит о том, что ранняя версия могла быть задумана как черновик, который должен был быть переделан на несколько лучший английский язык второй версии. Вторая версия, хотя и несколько улучшенная, все же сохранила ряд недостатков стиля, как и ее версия Бытия 1: 3.

  • Латинская Вульгата: Dixitque Deus fiat lux et facta est lux
  • Ранний Уиклиф: И да благословит его Аллах, Be maad liȝt; и маад свет
  • Позже Уиклиф: Да здравствует бог, пусть будет; и свет был маад
  • Дуэ-Реймс: И сказал Бог: будьте светом. И свет был сделан

Знакомый стих из Иоанна 3:16 передан в более поздней версии Уиклифа как:

  • Позже Уиклиф: Ибо Бог так любит мир, что он af его oon bigetun sone, этот ech man, который bileueth в нем, perische not, но haue euerlastynge lijf.
  • Версия короля Якова: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Более поздняя редакция Библии Уиклифа была выпущена через десять-двенадцать лет после смерти Уиклифа. Эта версия переведена Джоном Пурви , который усердно работал над переводом Библии Уиклифа, что можно увидеть в Общем прологе , где Пурви объясняет методологию перевода священных писаний. Он описывает четыре правила, которые должны соблюдать все переводчики:

Реформистские взгляды Джона Уиклифа

В своих сочинениях, а также в университетских лекциях для студентов, в выступлениях во время богословских дебатов, в проповедях верующим Уиклиф:

защищал интересы гражданской власти в ее споре с церковью по вопросу о пределах власти государства и церкви в обществе;
отмечал, что необходимо провести секуляризацию государством церковной и монашеской собственности;
подвергал критике церковную иерархию за различные злоупотребления;
отмечал, что Бог напрямую, без посредничества Папы, осуществляет свои права на земные блага, при этом правители подотчетны только Богу;
призывал духовенство, монахов и всех верующих вернуться к истокам христианской жизни;
называл Священное Писание (Библию) единственным авторитетным основанием веры, при этом залогом спасения выступала вера во Христа как Господа и Спасителя;
аргументировал необходимость перевода Библии на национальные языки и важность предоставления верующим права самостоятельно читать и толковать библейские писания;
отрицал многие таинства, церковные обряды, существование духовенства как особого посредника между Богом и верующими;
выступал против определенных доктринальных положений христианской доктрины, принятых в Католической церкви.

Реформистские взгляды Джона Уиклифа изначально поддерживались как в академических кругах, при королевском дворе, в английском парламенте и среди буржуазии, так и в народе. Однако впоследствии радикализм заявлений Уиклифа привел к тому, что значительная часть сторонников покинула реформатора.
В 1377 году Джон Уиклиф был привлечен к суду, тот объявил его суждения еретическими, приказал сжечь все его произведения и запретил ему преподавание в Оксфорде. В 1382 году он был лишен сана и отлучен от церкви.

Уиклифа обвиняли как провокатора социальных беспорядков. Его учение было осуждено в 1382 году тремя соборами, проведенными в Лондоне доминиканцами.

Несмотря на осуждение, Уиклифу удалось сохранить свою свободу. Смерть Папы Григория XI и начавшийся после нее раскол в Римско-католической церкви, вошедший в историю западного христианства как Великий раскол 1378-1417 гг. спасли его от дальнейшего преследования со стороны инквизиции. Уйдя на пенсию и удалившись в Латтерворт, имение одного из сыновей английского короля Эдуарда III, который продолжал поддерживать реформатора, Джон Уиклиф начал переводить Библию на английский язык. Многолетняя работа была завершена незадолго до смерти Уиклифа.

Реформатор умер 31 декабря 1384 года в Латтерворте (Лестершир), где и был похоронен. В 1428 году его гробница, согласно указу Констанцского собора (1415), возобновившему учение Д. Уиклифа, была открыта, пепел эксгумирован, сожжен и рассыпан над водами реки Быстрая.

Примечания и ссылки

  1. О жизни Виклифа см .: Эндрю Ларсен, Джон Виклиф ок. 1331–1384, в Иане Кристофере Леви (ред.), Спутнике Джона Виклифа. Позднесредневековый теолог, Лейден: Brill, 2006, стр.  1-61 .
  2. ↑ и Словарь средневековья, т.  12, Американский совет научных обществ, 1982–1989, статья «Виклиф, Джон».
  3. ↑ и Мишель Гранжан, Энциклопедия протестантизма, Париж,2006 г., 2- е  изд. ( 1- е  изд. 1995 г.)
  4. ↑ и Оливье Булнуа, Всеобщая история христианства, т.  1: Origins к XV — го  века, «Невидимое Сходство: новая кристаллизация знаний»
  5. ↑ и Кардинал Вальтер Брандмюллер, Всеобщая история христианства, т.  1: Origins к XV — го  века, «Смятение церковного учреждения»
  6. ↑ и Андре Вошес, История христианства, т.  6: Время испытаний (1274–1449), Desclée / Fayard, гл.  VI («Протесты и ереси в Латинской церкви»)
  7. ↑ и Словарь средневековья, т.  12, Американский совет научных обществ, 1982–1989, статья «Виклиф, Джон».
  8. ↑ и Ле Догм, Хлодвиг, колл.  «Энциклопедия веры / Выставка христианской доктрины»,2005 г.
  9. Андре Вочез, История христианства, т.  6: Время испытаний (1274–1449), Desclée / Fayard, гл.  VI («Протесты и ереси в Латинской церкви»)
  10. и Дензингер
  11. Жерве Думейдж, Доктринальные тексты Магистериума Церкви католической веры, Karthala Éditions,1993 г., стр.  250
  12. Словарь средневековья, т.  12, Американский совет научных обществ, 1982–1989, статья «Виклиф, Джон».
  13. Андре Вочез, История христианства, т.  6: Время испытаний (1274–1449), Desclée / Fayard, гл.  VI («Протесты и ереси в Латинской церкви»)
  14. ср. Анник Сибуэ, Лютер и протестантская реформа, Eyrolles, 2011 г., сб. «Eyrolles Pratique», стр.  14
  15. Михаил Бакунин, Кноутогерманская империя и социальная революция, 1870-1871 гг.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: