Шашки

Где обучиться игре

Шахматные школы: обучение игре в шахматы и шашки

Всему можно научиться самостоятельно, материалов в Интернете, включая эту статью, более чем достаточно. Но если нет желания работать одному, хочется параллельно с постижением шашек познакомиться с новыми людьми и развеяться – в России и Москве полно походящих мест для этого. Вот куда вы можете обратиться:

  • Шахматная школа «Феномен», филиалы расположены в нескольких точках по столице. Обучение предлагается детям от 5 лет и взрослым. На данный момент занятия идут также в Zoom, комфортные группы по 6-8 человек позволяют не отвлекаясь учиться и получать результат;
  • Шахматная школа №1 по улице Братиславской, 19к1. Здесь предлагаются занятия по авторской программе, для детей от 4 лет и старше. Регулярные соревнования помогают лучше чувствовать командный дух, проникнуться желанием учиться и побеждать.

 Также в Москве есть масса других мест: шахматные клубы Chesskids, EduChess, «Мистер УМ», «Интеллект» и другие. Найти ближайшее заведение при желании не составит труда.

Классификация[править]

Возможны различные классификации шашечных игр. Прежде всего, можно выделить собственно шашки и «игры шашечного типа», которые шашками обычно не называют (го, рэндзю, и пр., см. выше). Данная статья рассматривает только первую из этих категорий.

По размерам доски — 12×12 (), 10×10 (), 8×8 (подавляющее большинство вариантов шашек), 10×8 (80-клеточные).

По особенностям правил игры. К ним относятся:

  • Начальное расположение шашек. Возможны разнообразные варианты.
  • Направление хода и взятия: по диагонали или по вертикали/горизонтали.
  • Возможность боя назад простой шашкой.
  • Степень свободы хода дамки.
  • Правила предпочтения взятия: при наличии нескольких вариантов боя в одних играх игрок может выбрать любой вариант, в других — его свобода выбора ограничена.
  • Правила превращения простой шашки в дамку: существуют различия в правиле превращения в дамку при прохождении дамочного поля во время взятия нескольких шашек противника. В одних правилах шашка, попавшая в середине хода на поле превращения, становится дамкой сразу же и может продолжать бить, как дамка, в других — простая становится дамкой только на следующем ходу, если предыдущий завершился на поле превращения.

Правила игры в шашки для детей и начинающих

Если вы хотите, чтобы ребенок стал более усидчивым, смог концентрироваться и развил мыслительный процесс, шашки являются для этого великолепным инструментом.

Игра весьма простая, поэтому не составит труда разъяснить правила данной игры и начинающему игроку и ребенку.

  Начнем с основ русских шашек:

  • поле представляет собой 8 на 8 клеток;
  • каждый игрок имеет в начале игры 12 шашек;
  • шашки устанавливаются на черные поля, на три ряда с каждой стороны;
  • шашки ходят по диагонали;
  • шашки «едят» шашки соперника по диагонали в любую сторону;
  • если такая возможность имеется нужно брать чужую шашку;
  • если есть некоторое количество последовательных взятий, нужно брать наибольшее количество шашек соперника;
  • если шашка оказывается на первом ряду со стороны соперника, то становится дамкой, которая может ходить по диагонали на любое количество клеток;
  • доску устанавливают так чтобы самая левая нижняя клетка доски со стороны каждого игрока была черной;
  • если после превращения дамка может «есть» шашки, то ход продолжается после превращения и завершается после выполнения всех возможных взятий;
  • цель игры заключается в том чтобы взять все фигуры соперника;
  • может быть и патовая ситуация, когда ходы отсутствуют, а фигуры остались.

  Процесс игры является весьма понятным, начинают ходить белые, далее ходы меняются поочередно. Нужно более подробно рассказать, как бьет дамка на поле.

Шашку, которая превратилась в дамку, как правило, переворачивают, для того чтобы отличать от остальных. Данная фигура может ходить на любое количество ходов по диагонали и съедает любую фигуру соперника на собственном пути.

При этом не имеет значения на какой дистанции располагаются шашки соперника друг от друга, если ходами дамки рисуются диагонали над шашками соперника, может быть выполнено взятие.

  Учитывая особенности дамки как фигуры, которая может делать такие длинные ходы и брать фигуры на любой дистанции, в тактическом смысле наиболее целесообразным всегда выглядит занятие дамкой центральной и самой длинной диагонали.

Если дамка располагается на этой диагонали, то в существенном количестве вариантов соперник, в итоге, проигрывает.

Тактический рисунок данной игры выглядит как:

  • взятие наибольшего количества материала соперника и проведение минимум одной шашки в дамки;
  • расположение дамки на центральной диагонали;
  • доведение игры до итога при помощи выгодного расположения фигур.

  Как видите, и правила и тактика шашек выглядят довольно-таки простыми. Тем не менее игра имеет множество увлекательных и интересных особенностей.

Вариантов партий тут огромное количество и хотя вариативность может в чем-то уступать шахматам, данная игра тоже имеет в себе компонент творчества и интеллектуальной работы.

Есть много разновидностей шашек, которые мы указали ранее. В зависимости от разновидности правила могут немного меняться, в частности правила ходов дамки.

Русские шашки отличаются от международных, в основном, размером поля. Поэтому если вы хотите иметь определенный навык игры в международные стоклеточные шашки, вполне актуально начать учиться с нормальных русских шашек.

Далее потребуется только привыкнуть к большему количеству фигур (и как следствие тактических схем) и размеру поля.

Почему полезно играть в шашки?

В качестве заключения стоит ответить на вопрос – почему играть в шашки полезно, и полезно ли? Вот главные плюсы от данного развлечения:

  • Развитие смекалки и логического мышления. Современной молодежи не хватает интеллектуальных занятий, обычные компьютерные игры и развлечения в Сети не дают нагрузки на мозг. Шашки помогут это исправить и стать более мыслящим человеком;
  • Воспитание усидчивости. Одна игра может длиться полчаса и больше, необходимо уважать противника, не спешить, продумывать шаги. Все это учит человека быть терпеливым и сдержанным, думать, а потом делать;
  • Развитие памяти. Прорабатывая стратегию победы, игроку необходимо запоминать свои комбинации и ходы противника, это поможет нагрузить память и заставить ее работать.

Как видите, причин для того, чтобы поиграть в шашки более чем достаточно! Это отличная игра, которая позволяет увлекательно провести не один час времени, скоротать долгую дорогу, найти новые знакомства с приятными людьми, сделать себя чуточку лучше. Изучайте шашки и не теряйте возможности сыграть несколько партий в удобное время!

Правила шашек для начинающих

Правила

Правила игры в “Русские шашки” имеют сходство с правилами игры в международные (стоклеточные) “Шашки”. Отличия заключаются в размере доски, количестве шашек в исходном положении, шашечной нотации, некоторых правилах боя и признания окончаний ничейными. Разновидностью “Русских шашек” являются “Обратные русские шашки” (“Поддавки”) и “Столбовые шашки” (или “Башни”). По правилам, принятым в “Русских шашках”, играют в двухходовые и 80-клеточные шашки.

Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. Игра ведется по тёмным полям. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда простая шашка превращается в дамку. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.

Правила хода

  • Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку.
  • Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Правила взятия

  • Взятие обязательно. Побитые шашки и дамки снимаются только после завершения хода.
  • Простая шашка, находящаяся рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, переносится через эту шашку на это свободное поле. Если есть возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие продолжается, пока бьющая шашка не достигнет положения, из которого бой невозможен. Взятие простой шашкой производится как вперёд, так и назад.
  • Дамка бьёт по диагонали, как вперёд, так и назад, и становится на любое свободное поле после побитой шашки. Аналогично, дамка может бить несколько фигур соперника и должна бить до тех пор, пока это возможно.
  • При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки.
  • При взятии применяется правило турецкого удара — за один ход шашку противника можно побить только один раз. То есть, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается.
  • При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш партии

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся;
  • если один из участников просрочил время.

В турнирах возможен проигрыш за нарушение правил пользования контрольными часами, за нарушение правил откладывания партии и несоблюдение дисциплины.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • если три раза повторяется одна и та же позиция;
  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (то есть не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2- и 3-фигурных окончаниях — 5 ходов,
    • в 4- и 5-фигурных окончаниях — 30 ходов,
    • в 6- и 7-фигурных окончаниях — 60 ходов;
  • если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;
  • если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Нотация[править]

Общие принципыправить

Официальные партии в шашки ведутся под запись — каждый игрок записывает ходы в бланк по правилам шашечной нотации. Ходом считается пара из двух последовательных полуходов — хода белых и хода чёрных, эти пары и записываются, по два полухода под одним номером. Например:

 1. e3-d4 d6-c5
 2. g3-f4?? c5:e3:g5
 3. ...

Обозначения полейправить

При записи партий на доске 8×8 используются обозначения клеток, аналогичные шахматным — вертикали доски нумеруются латинскими буквами A-H слева направо, горизонтали — цифрами 1-8 снизу вверх, клетка обозначается парой «буква-цифра». В стоклеточных шашках применяют другой способ обозначения: все чёрные поля доски последовательно пронумерованы числами от 1 до 50. Верхнее левое чёрное поле имеет номер 1, второе слева на этой же горизонтали — 2, первое поле второй сверху горизонтали — 6, и так далее. Белые поля никак не обозначаются, поскольку в игре не участвуют, и записывать их не требуется.

Запись ходовправить

  • Тихий ход записывается в виде двух обозначений полей, разделённых знаком «-», например, f4-g5 означает ход с поля f4 на поле g5, а 5-10 — ход с пятого поля на десятое в стоклеточных шашках.
  • Ход со взятием записывается в виде обозначений полей, по которым проходит бьющая шашка, разделённых двоеточием, например: f4:h6 означает ход с поля f4 на h6 со взятием шашки, стоящей на поле g5, а f4:h6:f8:c5:g1 — сложный «цепной» ход со взятием четырёх шашек.
  • Допускается сокращённая запись ходов, когда не ставится номер горизонтали и обозначение типа хода (тихий или взятие). Например, запись fh6 означает ход со взятием с вертикали f на поле h6. Сокращённая запись хода допускается, если она в данной позиции однозначна, то есть ход данного типа для данного игрока возможен только с одного поля. Если это не так (например, если шашка находится под боем двух шашек противника, стоящих на одной вертикали), ход должен быть записан полностью.

Характеристики ходовправить

Как и в шахматах, в записях партий применяется дополнительные условные знаки, позволяющие характеризовать записанные ходы. Они ставятся в записи после обозначения того хода (полухода), который характеризуют.

Знак Значение
! хороший ход.
!! очень хороший, неожиданный, красивый ход.
? ошибка, если ошибочный ход вынужденный — знак не ставится.
?? грубейший просмотр, зевок.
х или + выигрыш; очевидная выигрышная позиция.
= ничья; очевидная ничейная позиция.
!? авантюрный, азартный ход, все последствия которого сложно просчитать.
± или + — позиционное преимущество белых.
или — + позиционное преимущество черных.
±± или ++ — огромное позиционное преимущество белых.
∓∓ или — ++ огромное позиционное преимущество черных.
или ~ любой ход.
# блокировка шашки (шашек).

Дополнительные знаки применяются в анализе позиций, в шашечной композиции.

Разновидности игры в шашки

Английские шашки, они же Чекерс. Популярны в англоговорящих странах. В английские шашки играют на шахматной доске 8×8. Используются только темные квадраты. Каждый игрок начинает с 12 фишек в трех рядах. Все отдельные фигуры могут двигаться только по диагонали вперед. Они не могут двигаться назад. Дамка может ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад, при взятии ходит только через одну клетку в любое направление, а не на любое поле диагонали, как в “Русских” или международных шашках.

Международные шашки. Именно по этому типу шашек проводятся чемпионаты мира, первый из которых состоялся в 1895. Игровая доска состоит из 10×10 квадратов чередующихся темных и светлых цветов, из которых используются только 50 темных клеток. У каждого игрока есть 20 шашек. Основными отличиями от английских шашек являются: размер доски (10×10), шашки могут также бить назад (а не только вперед). Белые шашки всегда начинает игру первыми.

Атака всегда принудительная, поэтому, когда игрок может атаковать, он должен это делать. Не разрешается перепрыгивать через одну и ту же шашку более одного раза. Если доступно несколько путей атаки, игрок всегда принудительно воспроизводит ее самую длинную возможную последовательность. Игра считается ничейной, когда оба игрока делают 25 последовательных ходов дамкой без взятия шашек соперника.

Русские шашки. Разновидность шашек, в которые чаще играют в России и некоторых частях бывшего СССР, а также в некоторых частях Восточной Европы. Используется игровая доска 8×8. Каждый игрок начинает с 12 шашками (белыми и черными), размещенными в первых 3 рядах. Ходить разрешается только по темным клеткам.

Как и в международных шашках, обычные ходы можно делать только по диагонали на одну клетку вперед, а атаки по диагонали вперед и назад. Однако шашки становятся дамками сразу же, как только достигают последнего ряда, и, если это происходит во время атаки, они могут продолжать двигаться назад тем же ходом.

Поддавки или обратные русские шашки. Правила в них те же, но цель игры противоположна: побеждает игрок, у которого заканчиваются шашки или который не может переместить ни одну из оставшихся запертых шашек.

Канадские шашки. Это одна из крупнейших шашечных игр, в которую играют на шахматной доске 12 × 12 с 30 игровыми фишками на каждого игрока. Эта разновидность игры была изобретена французскими поселенцами Квебека в конце XIX века. Канадские шашки следуют тем же правилам, что и международные шашки, c поправкой на размер доски.

Шашки Ласкера. Шашечная игра, которую изобрел второй чемпион мира по шашкам Эмануэль Ласкер. Игра ведется на доске 7×7; как и в шашках и ходить можно только по диагонали, так что фактически используются только 25 из 49 клеток. Игровые фигуры первоначально известны как солдаты; когда они достигают последнего ряда доски, они становятся офицерами с той же способностью, что и дамки в Чекерсе, то есть двигаться и атаковать назад. Основное различие между Лаской и другими вариантами шашек заключается в том, что вместо того, чтобы убирать фигуры с доски при прыжке, они помещаются под шашку, которая их атаковала, образуя башню. Игрок выигрывает игру, когда у противника закрыты ходы, или все фигуры противника взяты.

Мультфильм своими руками «Играем в шашки» Видео

Светлана Новикова Мультфильм своими руками «Играем в шашки» Видео

https://youtube.com/watch?v=7Gvlg8K5nlE

Здравствуйте коллеги! Представляю Вашему вниманию наш с детьми мультфильм «Играем в шашки«. Мультфильм с комиксом с использованием деталей ЛЕГО.

Возможно использование мультфильма, как инструкцию по обучению дошкольников игре в шашки. В мультфильме есть ошибка игры в шашки, найдите её и обсудите с ребятами.

Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. Занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности.

Мы с ребятами очень любим играть в шашки. Участвуем в городских шашечных турнирах.

Играем в шашки мы везде:

И дома, и на даче,

В саду, на пляже, во дворе,

С родными и друзьями.

Простая, мудрая игра, любима нами с детства.

Нас учит многому она,что в жизни пригодится:

И рассуждать, и размышлять,

Дружить, не обижаться

Решенья, верно принимать —

Проигрывать и побеждать.

И чтоб учится, лишь на 5 —

Возьми игру начни играть.

Дмитрий и Светлана Шипачевы

Мини-проект «Играем в шашки» Мини-проект «Играем в шашки» ОП №6 ГБОУ «Школа №2100» (сентябрь- ноябрь) Тип: интеллектуально – игровой Участники: воспитатели подготовительной.

«Про рыбалку». Мультфильм своими руками Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную.

Образовательный проект «Мультфильм своими руками» Образовательный проект «Мультфильм своими руками» Подготовительная группа Руководитель Покаляева М. В. Одной из особенностей детей является.

голоса

Рейтинг статьи

Игра в фанты для детей

Задания для игры в фанту для детей немного отличаются. Они более простые и в них нет подвоха. Хотя и тут задания не менее смешные, забавные, прикольные. Обычно их можно использовать в смешанной компании, когда среди взрослых присутствуют и дети.

  1. Залезть на стул и рассказать любой стих. При этом нужно посылать воздушные поцелуи всем присутствующим и не смеяться.
  2. Изобразить любую профессию так, чтобы другие смогли отгадать.
  3. Подойти к любому участнику и сказать грозным голосом: «Я злой и страшный серый волк! Я в поросятах знаю толк!».
  4. Бежать на четвереньках и петь песенку: «Я маленькая лошадка, и мне живется несладко!»
  5. Назвать десять слов на одну букву.
  6. Допрыгать на одной ножке до двери и вернуться к своему месту, прыгая на другой ноге.
  7. Представить себя цаплей, стоять на одной ноге и попытаться при этом что-то съесть со стола не пользуясь руками.
  8. Побыть собачкой, вертеть хвостиком и выпрашивать еду (без слов).
  9. Набрать в рот воды и не отвечать на вопросы других участников 2 минуты.
  10. Съесть кусочек лимона и не скривиться при этом.

Шашечная нотация и запись партии

Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.

Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:

  • вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
  • горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.

Запомните нотацию всех клеток.

При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:

  1. Указать порядковый номер шага.
  2. Обозначить поле, на котором стояла фишка.
  3. При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
  4. Обозначить место, на которое перемещена фигура.
  5. Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.

Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:

Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.

При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:

  • ! – сильный ход;
  • !! – сильный ход, который трудно найти;
  • ? – слабый ход;
  • ?? – ход, который явно ведет к поражению;
  • !? – ход с неясной оценкой;
  • Х – победа;
  • = – ничья.

Шашечные термины[править]

Основная статья: Список шашечных терминов

Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).

Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля — приём ловли дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: