Арзамас-16 и другие самые засекреченные города в ссср

Парки и памятники, улицы

Саровские серебряные ключи

Адрес: Нижегородская область, Саров, дорога Серебряные ключи GPS координаты: N 54° 55′ 45.9984″ E 43° 24′ 48.9996″

Саровские серебряные ключи расположены в живописной природной обители — у берега реки Сатис. Местность окружена девственным лесным массивом, состоящим преимущественно из лиственных пород.

Ключи находятся под охраной правительства и признаны памятником природы.

Источники представляют собой множество родников, различных по размеру и объединенных друг с другом. Рядом с ними стоит колодец с якобы кипящей водой. Связано это с тем, что сила, с которой родники бьют из-под земли, настолько велика, что в результате со дна поднимается песок, баламутящий воду и создающий эффект бурления.

Родники постоянно посещают паломники и люди, желающие улучшить свое здоровье, исцелить недуги.

Вода в Саровских серебряных ключах считается лечебной, и это поверье имеет вполне научное обоснование. Дело в том, что воду неоднократно подвергали на предмет различных исследований, в том числе на физико-химические показатели. Участие в анализах принимали лучшие отечественные и зарубежные биологи — ни один опыт не выявил каких-либо загрязнений в воде, что полностью подтверждает ее целебные свойства.

В 1989 году Саровские серебряные ключи были освящены архиепископом Нижегородским.

Площадь им. В. И. Ленина

Адрес: площадь Ленина

Площадь расположена в самом центре Сарова

Каждое важное городское мероприятие проходит именно здесь, будь то парад ко Дню Победы или же фестиваль народных мастеров

Саму площадь окружают постройки советского времени: жилые дома, Дом Культуры, городская администрация. А завершением ее служит парковый ансамбль с выстроенными в ряд фонтанами.

Скульптура В. И. Ленина, расположенная на площади, признана одним из основных памятников архитектуры Сарова. Его установили 3 ноября 1957 года, а создателем монумента стал главный городской архитектор Н. В. Кузнецов.

Озеро Боровое

Адрес: ул. Набережная

Водоем создан искусственным путем в 1975 году, а в народе получил название городского “Бассейна”.

После работ по очистке пруда от загрязнений в нем вновь разрешены массовые купания и рыбалка.

На озере регулярно проходят фестивали и чемпионаты по рыбной ловле, различные викторины и конкурсы, а также мастер-классы для начинающих и уже опытных рыбаков.

Транспорт

Город по-прежнему остаётся закрытым и строго охраняемым: в нём существует чрезвычайно строго охраняемая граница с наличием многих рядов колючей проволоки, контрольно-следовой полосой, новейшими средствами слежения и Росгвардией. Въезд в город осуществляется только по пропускам установленного образца. Весь въезжающий автотранспорт досматривается с особой тщательностью. Постоянный пропуск, дающий круглосуточное право на въезд и выезд, выдаётся только лицам, имеющим регистрацию непосредственно в городе. Всем остальным выдаются разовые или служебные месячные пропуска.

Ежедневно курсирует пассажирский поезд № 380Э Берещино — Москва (Казанский вокзал) (фактически Саров — Москва). Имеются внутригородские автобусные маршруты, обслуживаемые преимущественно МУП «Горавтотранс».

История

Этимология названия

Название пустыни дано по реке Саровке. Происходит от финно-угорской основы «сара» — болото, заболоченная река, широко представленной в топонимии Мордовии и соседних территорий.

Саровское городище

Саровское городище площадью ок. 44 га, считающееся крупнейшим укреплённым поселением мордвы домонгольского времени, возможно было центром Пургасовой волости русских летописей, разграбленным и разрушенным в первой половине XIII века.

Татарская крепость Сары Кылыч

По летописным данным, в древние времена место слияния Саровки и Сатиса были населены эрзя и татарами-мишарями. Уже тогда на этом месте было крупное поселение, здесь же пересекалось множество торговых путей.

Саровский монастырь

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многие пакости».

Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, он возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение первого храма Саровской обители.

Российская империя (1721—1917)

С 1778 по 1833 год в монастыре жил знаменитый русский святой Преподобный Серафим Саровский. В середине 1850-х годов монастырь достиг своего экономического расцвета. В 1903 году в обители проходили грандиозные торжества по случаю канонизации Серафима Саровского, на которых присутствовал император Николай II. В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

СССР (1922—1991)

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о его закрытии, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД СССР.

На базе монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года она была закрыта.

Юмор саровчан[править]

Премия за лучшую первоапрельскую шутку в нижегородских печатных СМИ присуждается газете «Саров», поместившей 1 апреля 2010 г. следующую статью:

Редакции газеты «Саров» из компетентного источника стало известно, что Центральная избирательная комиссия России в связи с многочисленными жалобами и открывшимся рядом обстоятельств, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, признала прошедшие 14 марта 2010 года выборы в местные органы власти города Саров недействительными. Глава Центризбиркома Владимир Чуров, с которым наш корреспондент связался по телефону, не стал разъяснять это решение, заявив, что в тексте документа содержится достаточно полная информация.

Тот же источник сообщил, что в связи с невозможностью Саровской думы осуществлять властные полномочия на территории ЗАТО Саров, в Сарове вплоть до признания полномочий вновь избранных депутатов городской думы вводится непосредственное губернаторское правление.

В секретариате губернатора Шанцева официально отказались комментировать ситуацию, но неофициально подтвердили, что подписание документов о временном губернаторском правлении на территории ЗАТО Саров может состояться уже в четверг.

Саров ждут огромные перемены. За благостными заверениями об уникальности саровского ЗАТО мы не заметили, как раз за разом нарастали валы кремлевского недовольства закусившим удила саровским истеблишментом. Слишком дорого обходятся стране мелкие режимные радости нашего чиновничества. Два последних известия — это девятый вал, вот-вот готовый обрушиться на саровские бастионы из колючей проволоки, и они не устоят. 2012 год станет для Сарова катастрофой. По нашим сведениям, уже в следующем году начнутся предварительные работы по открытию города, пока только на бумаге с заверениями, что это делается так, на всякий случай.

Но понимающим людям всё уже предельно ясно.

Газета «Саров», 1.04.2010

Культурная жизнь Сарова для местных

Горожане, как правило, посещают места, которые не слишком интересны для туристов. Впрочем, сходить в театр, на каток или в ДК может каждый.

Саровский драматический театр

Адрес: просп. Музрукова, 26.

Лучшим умам страны, приехавшим в Саров для работы над ядерным проектом, нужно было создать условия не только для плодотворных исследований, но и для отдыха. Местом досуга стал драматический театр, открытый в 1949 году и изначально работавший в помещениях монастырского комплекса.

Сегодня театр занимает специально построенное для него здание. На его сцене поставлены классические и современные пьесы. Небольшая труппа состоит из 30 актеров, четверо имеют звание заслуженных артистов Российской Федерации. Оказавшись в Сарове, можно, подобно академикам, провести здесь свой досуг.

Ледовый дворец

Адрес: Московская ул., 5.

В спортивной жизни Сарова особое место занимает хоккей. Вплоть до 2021 года здесь существовала хоккейная команда, выступавшая в чемпионате страны. Её домашней ареной был специально построенный в 2001 году ледовый дворец.

Сегодня он продолжает оставаться важным центром зимних видов спорта в городе. Здесь работает хоккейная школа, проходят сеансы массового катания, спортивные и культурные мероприятия. Трибуны вмещают 1200 зрителей.

Дом молодежи

Адрес: ул. Зернова, 64.

Дом культуры и городская концертная площадка работает с 1983 года. Инициировал его появление председатель горсовета того периода Е.Д. Гопоненко. Первым мероприятием стал «Бал строителей» в честь тех, чьими руками создавалась новая культурная площадка. Сегодня при учреждении базируются более десятка танцевальных коллективов, а также ветеранский хор. Здесь проводятся различные праздники и фольклорные фестивали.

Несмотря на «закрытый статус», жизнь Сарова ничем не отличается от обычного города. Наука и культура, история и религия определяют облик и специфику этого поселения в наши дни. Саров – город с уникальной судьбой, со своими особенностями и символами.

Памятники природы

Саров располагает великолепными уникальными природными памятниками, в 1999 г. получившими региональное значение. В глухом смешанном лесу на круглой, заросшей травами, поляне находится Святое урочище Кереметь — культовое место финно-угорских племен. На берегу Сатиса в лиственном бору еще одна достопримечательность Сарова — восемь холодных, приятного вкуса и слабой минерализации, чистейших родников под названием Серебряные ключи. В естественный городской ландшафт близ монастыря входит памятник местной природы в пойме Сатиса — Заливной луг, густо зарастающий травами и первоцветами. Водоохранное и историческое значение имеют урочища Сысовкий кордон и Филипповка в окружении смешанных лесов и прудов, образованных монахами на протекающих здесь ручьях для сплава леса. С той же целью использовались посещаемые туристами и паломниками монастырские пруды Варламовский, Протяжка и Шилокшанский прудок.

Выбор места

Поезд приходит в Центр рано утром. Так, что пассажиры успели к началу рабочего дня. Останавливается у шлагбаума. Офицер проверяет документы, а солдаты тщательно осматривают вагоны. Всех просят выйти на платформу и пройти к контрольно-пропускному пункту. Там вновь проверка документов. Слева и справа тянется контрольная полоса, две стены из колючей проволоки и часовые с собаками.

Пожалуй, государственная граница охраняется не столь строго…

М.Г. Первухин, Ю.Б. Харитон, И.В. Курчатов и П.М. Зернов, 1949 г. Фото: http://www.biblioatom.ru

И лишь один вагон не досматривается столь тщательно. Он принадлежит Ю.Б. Харитону. В нем Научный руководитель Центра ездил не только в Москву, но и по всей стране — чаще всего на полигон. С ним вместе в вагоне бывали и Курчатов, и Зельдович, и Сахаров, и Павловский, и Негин, и Рябев, и Трутнев, генералы и маршалы, и многие другие, кого судьба связала с Центром.

В «лихие 90-е», когда ушел из жизни академик Харитон, вагон у Центра «отобрали». Не было у Центра средств, чтобы его содержать. Да и самолеты перестали летать ежедневно — опять-таки не было денег. Это у олигархов да Пугачевой и Киркорова их хватало и на личные самолеты, и по собственные вагоны, а у академиков и ядерных центров даже с оплатой билетов до Москвы были проблемы — уж такие были времена…

Почему Арзамас-16 носил порядковый номер «16»?
Подробнее

Считалось, что место для Ядерного Центра выбирали П.М. Зернов и Ю.Б. Харитон, то есть первый его директор и его легендарный научный руководитель. Основой для этого послужили воспоминания самого Харитона: «Было ясно, что для создания бомбы потребуются колоссальные давления для обжатия делящихся материалов и что такие давления в нужных объемах можно создавать взрывом больших количеств взрывчатых веществ. Москва была мало подходящим местом для подобных работ. Найти участок, изолированный от населения, недалеко от Москвы, пригодный для таких работ, было не так-то просто. Поездили много по заводам, производившим во время войны боеприпасы. И вот после долгих поисков 2 апреля 1946 года я вместе с Павлом Михайловичем Зерновым прибыли в небольшой поселок Саров, где когда-то молился святой Серафим. Здесь имелся небольшой заводик, на котором во время войны делались снаряды для „катюш“ и другие боеприпасы. Кругом были непроходимые лесные массивы. Это создавало условия для необходимых взрывов, так как места было много и оно было хорошо изолировано от населенных пунктов».

На самом деле решение о создании здесь Центра было принято раньше еще в январе 1946 года, когда готовился доклад для И.В. Сталина о состоянии работ по атомной бомбе. В нем, в частности, писалось: «Учитывая особую секретность работ, решено организовать для конструирования атомной бомбы специальное конструкторское бюро с необходимыми лабораториями и экспериментальными мастерскими в удаленном, изолированном месте. Для размещения этого бюро намечен бывший завод производства боеприпасов № 550 в Мордовской АССР в бывшем Саровском монастыре (в 75 км от ж.-д. станции Шатки, юго-восточнее г. Арзамаса), окруженном лесными заповедниками, что позволит организовать надежную изоляцию работ».

Статья по теме

Проект «Манхэттен». Как человечество породило атомную бомбу

При встрече с Курчатовым 25 января 1946 года (присутствовали на ней еще Берия и Молотов) Сталин согласился с этим предложением. А 16 марта он подписывает распоряжение о назначении заместителя наркома транспортного машиностроения П.М. Зернова начальником КБ-11, а профессора Ю.Б. Харитона — главным конструктором КБ-11 по конструированию и изготовлению атомной бомбы.

Они приехали в Саров уже не выбирать место для Центра, а начать создавать его!

Однако почему же «днем рождения» Федерального ядерного Центра России называется дата «9 апреля 1946 года»?

Дело в том, что в этот день появилось Постановление Совета Министров СССР № 805-327 сс/оп, в котором профессор Ю.Б. Харитон назначался главным конструктором «по конструированию и изготовлению реактивных двигателей».

Такое решение принял Л.П. Берия: чтобы «замаскировать» создание атомной бомбы, ее решено было называть «реактивным двигателем». С тех пор и появилась аббревиатура «РДС», которая прижилась для первых образцов атомного и водородного оружия.

Юлий Харитон около бомбы РДС-1. Фото: http://www.biblioatom.ru

Главные саровские храмы и церкви

Религиозная культура занимает важное место в жизни города. Облик Сарова украшают как восстановленные исторические культовые сооружения, так и новые храмы

Успенский собор

Адрес: Южный проезд.

С 1730 по 1744 год на территории Саровской пустыни шло возведение деревянной церкви, освященной в честь Успения Богородицы. Она считается «прямой предшественницей» главного монастырского храма. Постройка каменного Успенского собора датируется 1777 годом, архитектором выступил монастырский послушник Иван Федоров. Храм отличался богатым внешним убранством, стены украшали росписи на библейские сюжеты, богат, раскошен и величествен был золоченый иконостас

До революции Успенский храм был хранителем важной святыни – мощей Серафима Саровского

К сожалению, всё это великолепие в первозданном виде до наших дней не дошло. Храм не пережил советскую эпоху. Спустя почти четверть века после закрытия монастыря, в 1951 году, его взорвали.

Восстановление важнейшего для города религиозного строения состоялось совсем недавно, оно проходило с 2021 по 2021 год. Теперь Успенский собор вновь радует взор. Его открытие и освящение сопровождалось выходом книги за авторством архимандрита Тихона (Затёкина). Красочное издание рассказывает о строительстве и восстановлении главного храма Саровской обители, раскрывает значимые события его истории.

Церковь Зосимы и Савватия

Адрес: просп. Мира, 23.

Однокупольная церковь с золоченой главкой, декорированная в бело-зеленых тонах, вновь появилась на улице Мира в 2010-х годах. Это реконструкция монастырского храма, освященного в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

История храма восходит к середине XVIII века, когда параллельно с больничным корпусом в монастыре была возведена церковь в один этаж. В 1784 году состоялось переустройство, был достроен второй этаж.

Храм считается образцом барочного архитектурного стиля. Его исторический облик – заслуга местного иеромонаха Вонифатия, который выступил в роли архитектора. В советское время церковь подверглась разрушению.

Храм святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Адрес: просп. Мира, 17А.

В конце сороковых – начале 50-х годов XVIII в. у подножья горы, близ того места, где бьют святые источники, монахи построили церковь. Она дала начало храму, который ныне красуется в этом месте. Каменная пятиглавая постройка с «византийскими» куполами, являющаяся образцом классического стиля, появилась здесь в 1820-х годах XIX века стараниями купца из Астрахани по фамилии Федоров.

Архитектором церкви в некоторых источниках предположительно называется А.П. Коринфский. В середине XX столетия храмовая постройка лишилась куполов. Советская власть использовала его помещения в административных целях. К вековому юбилею со дня канонизации Серафима Саровского было решено восстановить церковь, работы заняли три года и в 2006 году храм святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня вновь предстал во всей красе.

Храм Великомученика целителя Пантелеймона

Адрес: ул. Зернова, 72/34.

На рубеже XX-XXI веков на территории больничного городка в Сарове началось строительство храма. Идею высказал руководитель медицинской части С.Б. Оков. В церемонии закладки первого камня, состоявшейся в 2000-м году, принимал участие сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Спустя 4 года готовый к открытию храм освятили в честь целителя Пантелеймона.

Часовня на месте захоронения мощей Серафима Саровского

Адрес: пос. Сатис.

В 1890 году на могиле Серафима Саровского возвели часовню, святой покоился здесь вплоть до своей канонизации, после чего мощи были переданы Успенскому храму, а после революции утрачены и вновь обретены в 1991 году.

Уже в XXI веке с помощью компьютерных технологий удалось восстановить место погребения Святого Серафима, в 2006 году мощи перезахоронили. Часовня на его могиле была воссоздана по сохранившимся описаниям.

Православие в городе

Возрождение Православия в Сарове началось в 1987 году с организацией при Доме ученых историко-философского клуба с намерениями изучать духовное наследие русских философов и историю Саровской пустыни. В 1990 году был организован православный приход, через год его посетил Патриарх Московский и Всея Руси — Алексий II. В апреле 1992 года на Пасху состоялась первая Божественная литургия в маленькой часовне на городском кладбище.

В День Святой Троицы этого же года на баланс Нижегородской епархии было передано первое здание — Храм Всех Святых.

Вера и религия для жителей

Так случилось, что из историко-философского клуба выросло объединение — Саровская пустынь. Некоторые члены клуба стали священниками. Православие никогда не покидало города, у всех дома были иконы, в подвалах по праздникам проводили молебны. На Крещение люди приходили к местным источникам. Постепенно благодаря «оттепели» в городе открылась воскресная школа и православные курсы для взрослых, в воздухе начала витать идея возрождения Саровского монастыря.

При чем все прекрасно понимали, что монастырь не может быть открыт для паломников извне. Открытие монастыря будет духовно поддерживать и утешать только тех, кто здесь занимается таким нелегким делом. В 2006 году монастырь был открыт. В 2007 году впервые совершен молебен Преподобному Серафиму, как покровителю ядерщиков. Было восстановлено семь храмов, все они действующие.

Святые Сарова

В православном мире Саровская обитель считается святым местом.

Паломники приезжают поклониться и почтить известных подвижников Саровской пустыни:

  • Иеромонах Исаакий — первостроитель пустыни;
  • Марк-молчальник — его называют духовным предтечей отца Серафима;
  • Серафим Саровский — величайший святой последних веков, был канонизирован вопреки сопротивлению Святейшего Синода по причине:»Слишком много чудес».

Иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, возродил Саровскую пустынь, открыл мужской монастырь и утвердил строгий устав. После выхода указа — считать раскольниками всех монахов, живущих в лесах без церкви, организовал постройку храма за 50 дней. Одним из великих дел его стало обращение в православную веру раскольников. За несколько лет его стараниями было построено три храма, расширены кельи в пещерах, в горе высечена подземная церковь в честь Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских чудотворцев. По ложному доносу был арестован, закован в кандалы, скончался в заточении на 67 году жизни в Петербурге. В прощальном письме завещал хранить устав, послушно нести повиновение и пребывать в мире и любви.

Марк-молчальник в 1784 году был пострижен в монахи с именем Мефодий; приняв схиму (торжественная клятва), получил имя Марк. Пустынничал в лесу на берегу речки Саровки, выращивал овощи, делал сам спички, все раздавал приходившим к нему посетителям. Разговаривал редко, ответы писал на песке или углем, за что и получил такое необычное прозвище — молчальник. Одним из братьев, кто удостаивался беседы, был отец Серафим, который так почитал схимонаха, что просил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано.

Захоронение обоих находилось возле алтаря Успенского Собора.

Серафим Саровский — кто же сейчас не слышал это святейшее имя? Небесный покровитель Дивеевской женской обители, чудотворец и исцелитель. Он давал советы, с помощью воды из чудотворного родника и своих молитв помогал излечиться безнадежным больным. Он мог рассказать о прошлом, предсказать будущее, помогал справиться с трудностями и предостерегал от ошибок.

Долог и труден был его путь: Прохор Исидорович Мошнин молодым юношей пришел в Саровскую обитель, принял постриг и стал монахом Серафимом. Много лет провел в добровольном затворничестве в лесу и в обители, совершая свой безмолвный подвиг, серьезно болел, подвергался нападению грабителей, приручал диких животных, сажал огород, разводил пчел и неустанно молился.

25 ноября 1825 года во сне ему явилась Матерь Божия и наказала помогать людям. С этого момента начался его подвиг Старчества— дар творить чудеса, дарованный Господом.

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день кончины и 1 августа — день причисления к лику святых. В честь Саровского чудотворца Серафима называют улицы, ему ставят памятники, о нем пишут книги и научные труды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: