Джон Уэсли
Джон Уэсли сыграл важную роль и в обращении Уилберфорса. Даже последнее свое письмо от 24 февраля 1791 года Уэсли адресовал Уилберфорсу. В этом письме он высоко отозвался о его аболиционистской борьбе, сравнив ее с доблестным противоборством Афанасия Великого (ок
293–373), отстаивавшего важность библейской доктрины полной божественности Христа
«Если Вы не призваны божественной десницею стать Athanasius contra mundum , не представляю себе, как Вы сможете довести до конца Ваше грандиозное предприятие, противостав этой ненавистной низости, которая позорит веру, Англию и весь род человеческий. Если Вы не призваны на это служение самим Богом, Вам не выдержать оппозиции дьяволов и людей. Но если Бог за Вас, кто против Вас? Неужто все вместе они сильнее Бога? Не уставайте же делать добро! Продолжайте, во имя Бога и силою Его могущества, до тех пор, пока перед именем Его не рухнет американское рабство, самое мерзкое из того, что видел наш свет».
Выдающимся борцом против рабства в Британии был и Гренвилл Шарп (1735–1813). Закон, дарующий свободу рабу, как только тот ступит на территорию Британской империи, и основание Общества за отмену рабства были, по сути, преимущественно его заслугой. Он также стал соучредителем Британского и зарубежного библейского общества и Общества за обращение иудеев в христианство. Будучи большим знатоком древнегреческого языка, он опубликовал подробное и скрупулезное исследование, открыв новое правило грамматики, которое было затем названо в его честь и до сих пор признается большинством переводчиков Библии. Существовавшие на тот момент английские переводы не учли это правило, и поэтому божественность Христа была скрыта в Послании к Титу 2:13 и Втором Послании Петра 1:1 – там следовало бы поставить «наш (великий) Бог и Спаситель Иисус Христос».
Еще одним видным активистом движения за отмену рабства был приверженец евангелического направления в Англиканской церкви Томас Кларксон (1760–1846). Впервые он проявил интерес к этому вопросу еще студентом Кембриджа: в 1785 году его эссе «Законно ли порабощать против воли человека?» заняло первое место в конкурсе сочинений на латыни. В результате тщательных исследований он пришел к убеждению, что рабство аморально и бесчеловечно. На следующий год он перевел свое эссе на английский язык и издал под названием «О рабстве и торговле людьми, в особенности африканцами (перевод трактата с латыни)» Этот текст сыграл важную роль в последующем формировании Комитета по отмене работорговли в 1787 году. В том же году Кларксон написал памфлет «Общий обзор работорговли и возможных последствий ее отмены». Это был в высшей степени отважный шаг, учитывая, что незадолго до того в Ливерпуле Кларксону едва удалось избежать смерти после нападения банды матросов, получивших заказ на его убийство.
Критика и противодействие антирасизму
Франция
Во Франции несколько философов, социологов, географов и полемистов выступили против антирасизма и французских антирасистских ассоциаций. Среди них Ален де Бенуа, Ален Финкелькраут, Поль Йонне, Филипп Рейно и Кристоф Гийи .
Антирасизм критикуется за подпитку негодования и логики жертвы, за остракизм против рабочего класса и, из-за его непоследовательности, за разделение левых на сторонников республиканского универсализма и сторонников мультикультурализма . Антирасистские ассоциации также приближаются к игре на руку крайне правым и антисемитизму, заменяя классовую борьбу борьбой «рас» и маскируя «пороки стран третьего мира »
Важность расистского насилия во Франции также преуменьшается и рассматривается в сравнении с США или Соединенным Королевством.
Анти-белый расизм
Дело против белого расизма давно разделило французские антирасистские ассоциации. Ален Якубович, новый президент LICRA, «считает, что термин« анти-белый расизм »неоднозначен, потому что те, кто его использует, часто происходят из крайне правых . Но мы уже не в 80-х . Общество изменилось, антирасистское движение не следило за этим, и мы потеряли доверие ». LICRA впервые подала гражданский иск в 2012 году по одному из этих дел, поддержанных MRAP. SOS Racisme считает, что с любым расизмом «просто» нужно бороться, LDH считает, что антибелого расизма не существует, потому что «это упрощает представление о том, что все являются расистами». PIR полагает, что «истинные расовый» выходцы из бывших французских колоний и их потомков. В Бельгии BePax считает, что мы не можем говорить об анти-белом расизме, потому что большинство населения никогда не подвергается структурной дискриминации. Могут быть оскорбления или домогательства, но это не расизм как таковой.
Выражение «анти-белый расизм», «которое опровергает определение расизма», оспаривается большинством из шести исследователей социальных наук, опрошенных журналистом из Le Monde ; они напоминают о важности исторического и социального контекста и устанавливают концептуальное различие между расизмом доминирующего — заложенным в социальной организации, является он системным или — и существованием определенного индивидуального поведения, связанного с расовой ненавистью. Для Магали Бессоне, профессора политической философии Университета Пантеон-Сорбонна, это понятие неуместно «в обществах, где белые находятся в доминирующем положении
не препятствует существованию индивидуального поведения, которое в данном случае может быть описано как подпадающее под расовую ненависть » . Точно так же Эрик Фассен утверждает, что «когда мы говорим об антибелом расизме, мы утверждаем чисто индивидуалистическую концепцию, в то время как расизм основан на социальных отношениях. Расизм — это явление социального доминирования, поэтому по определению он не может быть симметричным » .
Даниэль Саббаг, директор по исследованиям Международного исследовательского центра, рассматривает расизм в соответствии с тремя концепциями:
- «Идеологический» расизм, основанный на иерархии «рас»;
- «установочный» расизм, состоящий из набора негативного отношения к людям, воспринимаемым как принадлежащие к группе, «условно определяемой как« расовая »» ;
- системный расизм, «включая все факторы (идеи, слова, действия, институциональные правила …), которые вносят вклад в производство и воспроизводство неравенства между» расовыми «группами, » .
Исследователь, который считает само собой разумеющимся, что «расовая дискриминация — прямая или косвенная, преднамеренная или непреднамеренная, даже« системная »- не наносит одинакового ущерба белым и небелым», считает, что использование выражения «антирасизм — белые» »Не является оскорбительным для характеристики определенного поведения; такие как слова Элайджи Мухаммеда, лидера Нации Ислама с 1934 по 1975 год, приравнивающие белых к «демонам», или видео французского рэпера Ника Конрада, Hang the Whites, транслировавшееся в сентябре 2018 года. «Белый расизм» «становится противоречием в терминах», если сохранять только «системную» концепцию, он считает, что расизм — «многомерный феномен» — должен изучаться эмпирически, без исключения двух его основных компонентов.
Джон Джордж Хэйг
Убийца с ванной кислоты по понятным причинам не оставлял никаких улик. Благодаря хорошим манерам, приятной внешности он легко втирался в доверие к прилично одетым незнакомцам. Далее аферист их оглушал, обкрадывал и изощренно избавлялся от тел.
Поймать его смогли только потому, что он сам этого захотел и признался.
Сказать, что у него было трудное детство и какие-то страшные события повлияли на его психику, нельзя. Он был поздним, единственным и горячо любимым сыном, чем и пользовался. От подделывания подписей учителей он перешел к более крупным обманам, а потом и убийствам. Более подробно можно послушать в выпуске «Лондонский вампир» шоу «Дневники Лоры Палны» Мити Лебедева и Маши Погребняк. Кстати, идею, как избавляться от тел, образованный Хэйг почерпнул из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Владимир Муханкин — убийца из Ростова-на-Дону
В 1995 году Муханкин начинает убивать и совершил за 2 месяца 8 убийств. Трупы расчленял и совершает манипуляции с мёртвым и агонизирующим телами. Имел нездоровую страсть к внутренним органам, неоднократно ложился спать с ними. Был эпизод, где после убийства на кладбище Муханкин оставил лист с сочинённым им стихотворением. В последний свой день на свободе совершает 2 убийства и 1 покушение на убийство. Помимо 8 убийств он также совершил ещё 14 преступлений: кражи и разбойные нападения.
Муханкин был пойман случайно, после нападения на женщину с её дочерью. Женщина была убита, а девочка выжила и позже опознала нападавшего.
Во время допросов маньяк вёл себя вызывающе, не раскаивался в содеянном, называл себя учеником Чикатило, хотя также говорил, что «по сравнению с ним Чикатило цыплёнок». Муханкин с подробностями описывал свои преступления, одновременно стараясь склонить окружающих к мысли о его невменяемости. Однако это ему не удалось — экспертиза признала его вменяемым и полностью отдающим отчёт в своих действиях.
На суде, Муханкин, понимая, что ему грозит высшая мера наказания, отказался от всех данных им показаний. Суд признал его виновным в 22 преступлениях, в том числе 8 убийствах, из них трёх несовершеннолетних. Владимир Муханкин был приговорён к смертной казни с конфискацией имущества. Впоследствии расстрел заменили на пожизненное лишение свободы. На данный момент содержится в знаменитой колонии «Чёрный дельфин».
Временное похолодание (1974–1980)
В 1969 году Марвин Мински и Сеймур Паперт опубликовали свою книгу «Перцептроны». В ней они показали принципиальные ограничения перцептронов и выдвинули на первый план неспособность перцептронов управлять элементарной схемой XOR. Это привело к смещению интереса исследователей искусственного интеллекта в противоположную от нейросетей область символьных вычислений.
Альтернативный подход символьного ИИ получил взрывной рост. Но этот подход не дал каких-либо существенных результатов. В 1970-х годах стало ясно, что исследователи ИИ чрезмерно оптимистичны в отношении ИИ. Цели, которые они обещали, ещё не были достигнуты и их достижение казалось делом весьма отдалённого будущего.
Исследователи поняли, что упираются в стену. ИИ применялся к простым задачам. Но реальные сценарии оказались слишком сложными для этих систем. Число возможностей, которые алгоритмы должны были исследовать, получалось астрономическим. Это привело к проблеме комбинаторного взрыва. А затем возник классический вопрос «как сделать компьютер умным». Это была проблема здравого смысла.
Всё этор привело к тому, что инвесторы разочаровались в технологии. Финансирование ИИ, таким образом, исчезло, а исследования прекратились. DARPA тоже больше не могла поддерживать хакерскую культуру исследований из-за изменений в законодательстве. Спонсоры заморозили финансирование исследований в области искусственного интеллекта. Поэтому период 1974–1980 гг. называют «зимой ИИ».
Что происходило после убийства Мартина Лютера Кинга
Убийство Кинга привело к массовым беспорядкам по всей стране: в Вашингтоне, Чикаго, Балтиморе, Луисвилле, Канзас-Сити и множестве других городов. Кандидат в президенты Роберт Кеннеди находился в пути к Индианаполису для участия в митинге в рамках своей кампании, когда его проинформировали о смерти Кинга. Он произнёс короткую речь на собрании своих сторонников, сообщив им о трагедии и призвав продолжить идеал ненасилия Кинга. Джеймс Фармер-младший (James Farmer) и другие лидеры борьбы за гражданские права также призвали к ненасильственным акциям, хотя более воинственный активист Стокли Кармайкл (Stokely Carmichael) призвал к более решительным (силовым) ответным действиям. Городские власти Мемфиса быстро разрешили проведение забастовки на условиях, подходящих служащим санитарных работ.
Президент Линдон Джонсон объявил 7 апреля национальным днём траура по лидеру движения за гражданские права. Вице-президент Хьюберт Хамфри (Hubert Humphrey) присутствовал на похоронах Кинга от имени президента, поскольку были опасения, что присутствие президента Джонсона может спровоцировать протесты и, возможно, насилие. По просьбе вдовы Кинга во время проведения траурной службы была использована запись его последней проповеди в Баптистской церкви Эбенизер (Ebenezer Baptist Church) 4 февраля 1968 года. В этой проповеди Кинг просил, чтобы на его траурной службе не упоминались его награды и слава, но чтоб было сказано, что он пытался «накормить голодных», «одеть раздетых», «быть справедливым в вопросе войны » и «любить и служить человечеству».
Аристид (ок. 530 — 467 до н. э.)
Аристид, афинский государственный деятель и полководец, не зря получил от своих современников прозвище «Справедливый» — это был человек непоколебимой честности и высоких моральных принципов.
Исключительные человеческие качества Аристида отмечал Геродот:
«Этого Аристида я считаю, судя по тому, что узнал о его характере, самым благородным и справедливым человеком в Афинах».
Как писал Плутарх, однажды народное собрание Афин решило провести среди жителей голосование, кто из политиков имеет слишком большое влияние, и тех, кто наберёт более 6 тыс голосов, предполагалось выслать из города, чтобы не допустить тирании.
Жители писали имена на глиняных черепках и отдавали их должностным лицам. Один неграмотный крестьянин, подойдя к политику, попросил написать на табличке имя «Аристид» (он не знал его в лицо), а когда Аристид спросил, не обидел ли его чем-нибудь этот человек, крестьянин ответил: «Нет, я даже не знаю, кто это. Просто мне надоело слышать на каждом углу: „Справедливый! Справедливый!“». Аристид написал своё имя и молча вернул табличку.
Аристид всегда следовал своим принципам и был одним их немногих политиков, которые даже в последние дни жизни не потеряли доверие афинского народа. Он скончался в 467-м году до н. э. и был похоронен за государственный счёт.
Возрождение
В 1981 году правительство Японии начало серьёзно вкладываться в исследования в области искусственного интеллекта. Страна выделила 850 млн долларов на проект «Компьютер пятого поколения». Он был нацелен на развитие ИИ. Предполагаемые компьютеры должны были общаться, переводить другие языки, распознавать картинки. Ожидалось, что компьютеры станут базой для создания устройств, способных имитировать мышление.
Wabot-2
Исследования в Японии казались многообещающими. В 1980 году в университете Васэда был разработан робот Wabot-2. Он мог общаться с людьми, читать музыкальные партитуры и играть на электронном органе. Успех японцев заставил правительства других стран и частный бизнес снова обратить свой взгляд в сторону ИИ.
В этот момент возник вопрос коннекционизма. В 1982 году Хопфилд создал новую форму нейронной сети, которая способна изучать и обрабатывать информацию. Джеффри Хинтон и Дэвид Румелхарт популяризировали авторазличие в обратном режиме
Эта технология была феноменальной и остается жизненно важной в машинном обучении и по сей день
ИИ получил коммерческий успех в виде «экспертных систем». Эти системы обладали глубоким знанием конкретной темы. Университет Карнеги — Меллона (CMU) в 1980 году выпустил экспертную систему под названием XCON. Она использовалась в корпорации Digital Equipment. До 1986 года компания ежегодно экономила 40 млн долларов.
Неоднозначные метрики: в чем связь уровня IQ и расизма
Нейросеть, как и любая обучаемая машина, учится тому, что мы в нее заложили. Уже известны прецеденты, когда чат-бот научился у своих собеседников обсценной лексике и расизму, искусственный HR-специалист дискриминировал потенциальных сотрудников по гендерному признаку, а автоматическая система распознавания лиц «реагирует» только на белый цвет кожи.
Фрэнсис Гальтон, английский ученый и эрудит, вдохновлялся книгой «Происхождение видов» своего кузена Чарлза Дарвина. Его настолько впечатлили идеи наследственной изменчивости видов и выживания наиболее приспособленных, что он решил исследовать эти процессы в человеческой популяции.
В фокус внимания попал вопрос «наследственного гения» — одаренности и таланта. Он пытался создать научно выверенную количественную модель интеллекта, применимую к статистически большому количеству людей. Гальтон предположил, что умственные характеристики наследуются точно так же, как физические. А это значит, что у талантливого человека больше шансов родить и воспитать одаренного ребенка, чем у человека «обычного». Свои догадки он подкрепил статистическими выкладками и тщательным анализом биографий и генеалогий выдающихся личностей.
Он предложил целенаправленно использовать отбор в общественной организации. Так были бы созданы благоприятные условия для появления большего числа людей с высоким уровнем интеллекта и врожденными талантами и снижения числа «бесталанных» и «умственно отстающих». Свой метод улучшения человеческой породы он назвал евгеникой и активно внедрял ее в тогдашнее британское общество — например, сочетая свои идеи о наследственности интеллекта с антропометрией и краниометрией в криминалистике.
И этот эпизод далеко не единственный в перипетиях истории научного моделирования интеллекта. Уже совсем недавно, в середине 1990-х, американцы Ричард Херрнстайн и Чарльз Мюррей опубликовали монументальный труд «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve) о зависимости между интеллектом, наследственностью и социальной средой. Они считали, что уровень интеллекта является определяющей характеристикой в социальном положении индивида.
Критики были возмущены тем, с какой легкостью Херрнстайн и Мюррей перенесли искусственный конструкт измеряемого интеллекта на тех, кому в силу классовой, расовой или гендерной принадлежности было отказано в получении образования. Ведь в конечном счете показатель IQ отображает не уровень интеллекта «вообще», а уровень осведомленности в тех дисциплинах и мыслительных навыках, которые считает важными современный западный человек.
Критики этого исследования справедливо указывали на то, что в «узловых» моментах своей аргументации в пользу зависимости интеллекта, расы и класса Херрнстайн и Мюррей оказываются солидарны с оголтелыми расистами. Предлагаемые же ими политические рекомендации, в сущности, воспроизводили требования ограничить или квотировать представленность людей из различных социальных групп в политической иерархии.
Очевидно, что это вопрос не биологических задатков и наследственной «одаренности», а экономического неравенства и дискриминации. К тому же в большинстве случаев зависимость между генами и IQ оказалась ложноположительной. А дискуссия вокруг этого исследования стала уроком о неоднозначности и опасности одностороннего некритического переноса естественнонаучных представлений о «природе человека» на острые социальные проблемы.
Когда Кеттел, Гальтон или Бине создавали свои версии метрик умственного развития, они ведь исследовали те модели интеллекта, которые усвоили сами, восприняв представления своего времени. Создав свои шкалы, они, по сути, спроецировали на подопытных эти штампы, наделив их статусом объективных истин о человеке.
Экзистенциальная тупость и чистые доски
Человек — не просто машина, он еще и организм. Внутренние принципы его функционирования не могут быть аналитически вычленены и изложены в виде формальной системы абстрактных правил или инструкций.
Значит, интеллект возникает как часть жизнедеятельности организма. Он не может быть измерен количественно, точно так же, как не может быть оценена адаптированность организма к среде.
Развитие умственных способностей человека всегда помещено в экосистему взаимоотношений с другими людьми, социальными институтами и культурными практиками. Более того, еще в 1980-х психолог Говард Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта, в котором подвижный и кристаллизовавшийся интеллект составляют лишь малую часть. Человеческий разум многомерен и включает в себя телесную, межличностную, эстетическую, экзистенциальную компоненты. Такое комплексное видение не позволяет сводить его к чисто биологическим задаткам: интеллект «созревает» и биологически, и социально, его развитие в равной степени зависит от «внутренних» и «внешних» детерминант.
Известно, что познавательный опыт ребенка с самых первый дней раскрывает перед ним богатый социальный мир. Новорожденные 2–3 дней от рождения способны к имитации выражения лица взрослых. Еще не видев собственного лица, младенец может повторять улыбку или нахмуривать брови, распознавать сложные конфигурации мускульных лицевых движений других. В ходе экспериментов было установлено, что ребенок способен отличать одушевленное от неодушевленного, подвижные черты лица от абстрактных геометрических форм, голос родителя от чужих голосов.
А это значит, что когнитивные способности человека не нужно «закладывать», они есть у него с самого рождения.
Строго говоря, хотя машина и способна к высокоуровневому интеллектуальному поведению, тем не менее, в важном смысле этого слова она не понимает, что она делает. Она слепа и не осознанна, ее действия определены извне задумкой разработчика
Как сказал бы знаменитый критик ИИ Хьюберт Дрейфус, машина «экзистенциально тупа», ведь она не видит смысла в собственных действиях. И поскольку она лишена тела, эмоций и включенности в общество, ей отказано в доступе к важнейшим составляющим множественного интеллекта.
Всё, на что оказывается способен «слабый» машинный интеллект в социальной среде — автоматизмы и клише, нечувствительность к остроумию и отсутствие эмпатии. А то, что нас ждет при усилении чисто количественного понимания интеллекта — это не пришествие сверхразумных машин, а появление неполноценно мыслящих человеческих существ (если использовать афоризм того же Дрейфуса). Не потребуется даже знаменитый тест Войта-Кампфа, чтобы понять, что перед тобой — машина, когда-то бывшая живым человеком.
Развитие отрасли (1956–1974)
Семантическая сеть
Благодаря этой конференции интерес к ИИ вырос, появилось множество интересных разработок. В 1959 году Ньюэлл и Саймон создали «Решатель общих проблем», который теоретически мог решить любую формализованную проблему. А Джеймс Слэйгл создал SAINT (Symbical Automatic INTegrator) эвристическую программу, решавшую проблемы символической интеграции в исчислении. Эти программы были впечатляющими.
После создания теста Тьюринга естественность языка стала важной областью ИИ. Программа Даниэля Боброу STUDENT смогла решить проблемы со словом в средней школе
Чуть позже появилось понятие семантической сети — карты различных понятий и отношений между ними (как на рисунке). Несколько успешных программ были построены на этой сети. В 1966 году Джозеф Вайзенбаум создал ELIZA. Виртуальный собеседник мог вести реалистичные беседы с людьми.
В связи со столь активным развитием отрасли ИИ учёные выдвигали крайне смелые заявления:
- Ньюэлл и Саймон, 1958 год: « Через 10 лет цифровой компьютер станет чемпионом мира по шахматам». И «в течение 10 лет цифровой компьютер обнаружит и докажет важную новую математическую теорему».
- Саймон Г.А., 1965 г.: «Машины будут способны в течение 20 лет выполнять любую работу, которую может выполнять человек».
- Марвин Мински, 1967 г.: «Через поколение… проблема создания« искусственного интеллекта »будет существенно решена».
- Марвин Мински, 1970 г.: «Через три-восемь лет у нас будет машина с общим интеллектом обычного человека».
Так или иначе, в отрасль пришли деньги. Управление перспективных исследовательских проектов (ARPA, позже переименованное в DARPA) выделило команде MIT 2,2 миллиона долларов. Тогдашний президент DARPA решил, что они должны «финансировать людей, а не проекты», и создал свободную исследовательскую культуру. Это позволило исследователям осуществлять любые проекты, которые они считали правильными.
Как воспитывать новорожденный ИИ
Философски можно сказать, что количественная модель интеллекта пока «не дотягивает» до тех концепций разума, которые развивались в истории мысли. Конечно, искусственные нейронные сети и ИИ рано или поздно станут способны к сверхскоростному мышлению. Но это еще совсем не значит, что машина будет мыслить, думать в строгом смысле этого слова.
Можно говорить о разных философиях — восточных или западных, древних или современных. Многим из них свойственен акцент на социальном контексте, культуре и обучении как важных входных параметрах умственного развития. Интеллект для философов — это скорее результирующая личного опыта и социальной жизни, величина историческая и зависящая от социокультурной среды.
Некоторые историки и философы говорят, что кибернетика как мировоззрение родилась из интуиции, что человек — это и есть наиболее совершенная машина. То есть они не считали, что машины должны стать такими же умными, как человек. Наоборот, сам человек должен быть описан как мыслящий механизм. Еще в середине 1950-х советские кибернетики писали, что человек — это кибернетическая машина, которая способна создать другую машину — живую, чувствующую эмоции и более совершенную, чем ее создатели. Выдающийся советский математик Андрей Колмогоров призывал своих коллег разработать точное определение воли, мышления и эмоций на основе цифровых механизмов обработки и передачи информации. Значит, надежды они возлагали именно на количественное понимание интеллекта наподобие того, что измеряют психометрические тесты.
Деннис Нильсен
Нильсен – самый известный английский серийный убийца после Джека Потрошителя. Он охотился за молодыми мужчинами нетрадиционной ориентации, приводил к себе, мучил и расчленял. Останки выбрасывал в канализацию, что и позволило его поймать. Навыки мясника он приобрел во время службы в армии поваром. Следствие предполагало, что на счету серийного убийцы больше 20 жертв, но доказать удалось шесть. Сам Нильсен приписывал себе 15.
Рос Деннис спокойным ребенком, агрессию ни к людям, ни к животным не проявлял. Но в детстве перенес травматичный опыт. Когда ему было шесть, он несколько часов провел с телом умершего дедушки. В восемь лет ребенок чуть не утонул, а потом подвергся сексуальному насилию со стороны своего спасителя. Эти два события, по словам преступника, привели его к «эмоциональной смерти».
Первое убийство он совершил 31 декабря 1978 года. Мотивом стала боязнь остаться одному. Жертве было всего 14. Нильсен душил мальчика галстуком, а затем утопил в ведре. Следующее убийство произошло через год, потом промежутки сокращались. В основном он нападал на бездомных, пьяниц и наркоманов, которых легко было заманить теплом и обещанием ужина и выпивки.
Арестовали его после того, как у соседей засорился слив. Рабочие нашли в канализации человеческие останки. В тюрьме Нильсен провел 35 лет и долгие годы боролся за права заключенных. Но это была сомнительная деятельность: он добился, чтобы арестантам разрешили получать по почте эротические посылки.
Нильсен был даже рад, когда его поймали. «Я все расскажу. Вы не представляете, как здорово с кем-то об этом поговорить», – сказал он на допросе. В основе книги Брайана Мастерса «Убийство ради компании» – 50-томные дневники серийного маньяка. Это пугающие откровения монстра в человеческом обличьи, который после убийства усаживал своих несчастных гостей за праздничный стол и смотрел с ними ТВ-шоу, лишь бы не остаться одному. По книге сняли сериал «Дес» с шотландцем Дэвидом Теннантом в главной роли.
Генри Лукас
Есть мнение, что серийные убийцы, которые мучают женщин, так мстят собственной матери. Видимо, Лукас – тот случай. Его родительница была жестокой и грубой женщиной. Она работала проституткой и водила клиентов прямо домой. Сына же заставляла смотреть, а иногда позволяла насиловать его. Била мальчика по голове за малейшие проступки, застрелила его любимого бычка, отправляла в школу в женской одежде, чтобы над ним издевались. В итоге с 10 лет Лукас стал пить, а в 16 впервые убил. Третьей его жертвой стала, собственно, мать, он размозжил ей голову, за что попал в психиатрическую лечебницу. Там он изучал истории серийных убийц и их методы. После лечения он познакомился с Оттисом Тулом. Вместе они бродяжничали по 26 штатам, грабили и совершили, по версии следствия, 89 зверских убийств, но доказано 11. Своих жертв Лукас и Тул часто ели.
Сразу о нескольких преступниках читайте в книге доктора психологии и консультанта Джоэл Норрис «Говорят серийные убийцы. Пять историй маньяков». Он попытался ответить на вопрос, что такое синдром серийного убийцы и как человек решается на самое ужасное – отнять чужую жизнь.
Кант
Представление о том, что разум определяет человека, прошло и сквозь эпоху Просвещения. Иммануил Кант — пожалуй, самый влиятельный философ морали с античных времен — считал, что моральная воля свойственна только мыслящим существам, «лицам» и «вещам в себе». Немыслящие существа, по его мнению, имеют «только относительную ценность как средства и называются поэтому вещами». С ними можно делать то, что нам заблагорассудится.
Согласно Канту, разумное существо обладает достоинством, а неразумное, немыслящее, к нему неспособно. Конечно, цепочка его рассуждений значительно более сложна, но, в сущности, он приходит к тому же заключению, что и Аристотель: естественным образом существуют хозяева и рабы, и отличаются они уровнем интеллекта.
Эрнест Вандивер (1918 — 2005)
XX-й век во многом стал веком борьбы за гражданские права различных правозащитных организаций и ярких лидеров, среди которых, например, небезызвестный Маритн Лютер Кинг.
Однако есть и другие, менее знаменитые деятели, которые также всячески способствовали развитию гражданского общества, например, Эрнест Вандивер, занимавший пост губернатора американского штата Джорджия с 1959-го по 1963-й год.
Вандивер всеми силами старался искоренить дискриминацию по расовому признаку, что в то время было редкостью для губернаторов, большинство из которых были насквозь коррумпированными расистами. Например, Вандивер поддержал решение суда штата принять на обучение в Университет Джорджии двух чернокожих студентов — Гамильтона Холмса и Шарлейн Хантер, хотя ранее студенты университета взбунтовались против присутствия негров на занятиях.
Кроме того, Вандивер отменил постановление Генеральной ассамблеи Джорджии о запрете государственного финансирования школ, где совместно обучались мальчики и девочки.
Судья штата Джорджия Джозеф Куиллиан высоко оценил деятельность Эрнеста Вандивера на должности губернатора:
«Этот человек так и не научился лгать».
Вацлав Гавел (1936 — 2011)
Вацлав Гавел, несомненно, обладал литературный талантом: он писал стихи, эссе и пьесы, но вошёл в историю, в первую очередь, как диссидент и политический деятель.
Его политический путь был долог и тернист: он был активным противником ввода советских войск в Чехословакию в 1968-м году, из-за чего имел немало проблем — его не выпускали из страны, а произведения Гавела были запрещены.
Он долгие годы вёл борьбу за демократизацию политического строя и соблюдение прав граждан своей страны, несколько раз попадал за решётку, но упрямо продолжал свою деятельность.
Осенью 1989-го года в Чехословакии началась знаменитая Бархатная революция, одним из лидеров которой быстро стал Вацлав Гавел. После того, как коммунисты утратили большую часть своего политического влияния, бывший диссидент был избран президентом страны, однако, пробыв на посту до 1992-го года, досрочно его покинул, считая, что дни Чехословакии, как государства, сочтены. Но уже в 1993-м году он был избран снова, став, таким образом, последним президентом Чехословакии и первым — Чехии, а в1998-м году его избрали на второй срок.
Деятельность Вацлава Гавела получила самое широкое международное признание и поддержку — он лауреат многочисленных премий и обладатель нескольких наград.
Символичным стал его дебют в качестве режиссёра: в 2011-м году картина «Уход» была впервые представлена широкой общественности на Московском Международном кинофестивале, и в том же году Вацлав Гавел скончался.