Абрахам маслоу

Научные воззрения Маслоу

Основная статья: Самоактуализация Основная статья:Пирамида потребностей по Маслоу Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека. Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации. Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии, получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений

Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте) Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек «в среднем» удовлетворяет свои потребности. Это, впрочем, не исключает другого порядка в частных случаях, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью;
  • Принятие (себя, других, природы);
  • Непосредственность; простота; естественность;
  • Сосредоточенность на проблеме ;
  • Способность обособиться; потребность в уединении;
  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения;
  • Сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • Мистический и вершинный опыт;
  • Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)
  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения;
  • Демократичность;
  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое;
  • Философский, незлобный доброжелательный юмор;
  • Креативность;
  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Признание

После того как человек благополучно влился в социум, посеял початки социальной жизни, возникает потребность привнести в нее что-то особенное, что-то значимое, то, что помогло бы превознести личность над другими. Это естественная потребность, в этом нет ничего эгоистичного и аморального. Речь идет не о поклонении, а о хвале, одобрении, восхищении талантами и умениями другого человека, для развития которых он усердно трудился.


Фото John Price on Unsplash

На этой ступени развития личность остро нуждается в хвале и уважении, без получения которых не сможет дальше развивать свой личностный и творческий потенциал. Кроме того, получения одобрения и уважения за свои труды значительно повышает уверенность и самооценку человека, что благоприятно сказывается на других сферах его жизни.

Шаги на пути к счастью

Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн.

Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.

Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.

В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.

Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.

Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.

Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.

Потребности в любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, появятся потребность в любви, привязанности и принадлежности. Теперь человек как никогда будет остро ощущать отсутствие друзей, возлюбленной или детей. Он будет жаждать нежных отношений с людьми и своего места в группе. Человек может забыть, что когда был голоден, насмехался над любовью.

В нашем обществе пресечение этих потребностей приводит к психологическим патологиям. Было проведено множество клинических исследований этой потребности, и мы знаем о ней больше, чем о любых других, кроме физиологических.

Любовь не является синонимом секса. Сексуальное поведение определяется не только физиологическими стимулами, но и потребностями в любви и привязанности. Потребности в любви включают в себя как дарение, так и принятие.

Потребность в признании

За немногими патологическими исключениями, у людей есть потребность к обоснованной оценке себя, самоуважению и признанию. Твердая самооценка основана на способностях, достижениях и уважении со стороны других. Эти потребности можно разделить на две группы. Во-первых, стремление к силе, достижениям,  уверенности перед лицом мира, независимости и свободе

Во-вторых,  стремление к репутации или престижу (определяя его как уважение или уважение со стороны других людей), признание, внимание, важность или признательность. Эти потребности были особенно подчеркнуты Альфредом Адлером и его последователями, и ими пренебрегали Фрейд и психоаналитики. 

Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к уверенности в себе, ощущению ценности и силе. Пресечение этих потребностей порождает чувство неполноценности и беспомощности. Это приводит к разочарованию, компенсаторному поведению и невротическим расстройствам. Исследования травматического невроза наглядно демонстрируют ценность самооценки и понимание того, насколько беспомощны люди без нее.

Потребность в самореализации

Даже если все эти потребности удовлетворены, можно ожидать, что скоро разовьется новая неудовлетворенность, если только индивидуум не занимается тем, к чему он приспособлен. Музыкант должен создавать музыку, художник — рисовать, если он хочет быть в конечном счете счастлив. Каким человек может быть, таким он и должен быть. 

Потребность в самореализации — стремление человека актуализироваться в том, чем он является потенциально. Это желание становиться все более и более тем, кто ты есть, стать всем, чем ты способен стать.

Лучшая метафора на эту тему — рассказ Михаила Веллера — Тест

Форма, которую примут эти потребности, будет различаться от человека к человеку. У одного человека — это желание быть идеальной матерью, у другого — создавать картин. Это не обязательно творческое побуждение, хотя у людей, обладающих способностями к творчеству, оно принимает такую форму.

Возникновение этих потребностей основывается на предварительном удовлетворении физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении. Это люди удовлетворенные «базово». Именно от них можно ожидать наиболее полного и здорового творчества.

Поскольку удовлетворенные люди являются исключением, мы мало знаем о самоактуализации. Это остается основной проблемой для исследования.

Предпосылки удовлетворения базовых потребностей

Такие условия, как свобода слова, самовыражения, свобода исследовать информацию, право защищать себя, справедливость, честность — это предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Эти условия не являются самоцелями, но они защищаются, потому что без них основные удовлетворения невозможны. На угрозу для них реагируют почти также как на опасность для самих потребностей.

Когнитивные способности в том числе, выполняют функцию удовлетворения. Такое утверждение обьясняет стремление к знаниям, поиск истины и вечное стремление к разгадке космических тайн. Ограничение их использования, угрожает самим основным потребностям. 

Поэтому стоит говорить о степени близости к основным потребностям, ибо любые осознанные желания (частные цели) тем важнее, чем ближе они к основным потребностям.

Это справедливо и для поведения и для защитных механизмов. С точки зрения динамической психологии, поступок важен, если он способствует удовлетворению основных потребностей. А опасность для основных защит несёт большую угрозу для человека, чем опасность для менее основных.

Минусы теории потребностей Маслоу

Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:

  • Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.
  • Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.
  • Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.
  • Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.
  • Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.
  • Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.
  • Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).

Дальнейшие исследования показали, что хотя сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу. Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом

То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

  • Первый этап: «Проявление потребности». Он сравнивает характеристики и стоимость товара.
  • Второй и третий — «Интерес» и «Исследование». После того, как покупатель познакомился с брендом, он изучает условия гарантии и информацию о доставке.
  • Четвертый — «Покупка». Приобретение товара.
  • Пятый — «Возвращение» или «Проявление потребности». После покупки человек может обнаружить брак или поломку — и либо компания решит эту проблему, либо он продолжит поиск. На всех стадиях покупатель испытывает разные потребности.

Теория потребностей Абрахама Маслоу

️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.

Автор пирамиды потребностей Абрахам Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейского эмигранта из Киева. Семья жила в «нееврейском» районе, и в школе застенчивый Абрахам столкнулся с ярко выраженным антисемитизмом и непризнанностью по отношению к себе. По этому поводу он писал, что удивляется, что остался здоровым психически при столь несчастном детстве и постоянном чувстве одиночества.

️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.

️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.

️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.

️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.

️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.

️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу. Например, возможность реализовать своё давнее предназначение — начать заниматься рисованием, к которому он стремился с юности.

Бессознательная природа потребностей

Потребности не обязательно сознательны или бессознательны. Однако, у среднего человека бессознательная мотивация имеет большее значение, чем сознательные желания. Базовые потребностям в значительной степени бессознательны, хотя с помощью определенных практик и у искушенных людей они могут стать осознанными.

Культурная специфика и общность потребностей

Классификация основных потребностей — это попытка выявить единство, стоящее за поверхностными культурными различиями. 

Конечно, в разных культурах осознанная мотивация будет отличаться. Однако, антропология говорит о том, что люди, принадлежащие к разным обществам, гораздо больше похожи друг на друга, чем может показаться на первый взгляд. Чем лучше мы их узнаем, тем больше обнаруживаем это сходство. Самые поразительные различия поверхностны: различия в прическе, одежде, вкусах в еде, поверхностны, чем фундаментальны.

Никто не утверждает, что теория является универсальной для всех культур. Утверждается лишь, что она более фундаментальна, чем различия в поверхностных сознательных желаниях представителей разных культуре.

Базовые потребности более общечеловеческие, чем поверхностные желания или поведения.

Детство и юность

Биография Абрахама Маслоу началась на заре XX века, он родился в штате Калифорния в многодетной рабочей семье. Предки будущего психолога, представители еврейской национальности, в молодости стремились обосноваться в развитой капиталистической стране.

Самуил Маслов и Роза Шиловская иммигрировали в Америку из России и поселились на окраине Бруклина. Отец, профессиональный бондарь, отсутствовал дома с утра до ночи, зарабатывая средства на содержание жены и несовершеннолетних детей.

Скопив достаточную сумму денег, семья сменила место жительства. В нееврейском обществе мальчик впервые столкнулся с рядом серьезных проблем. Абрахама часто дразнили из-за выразительной нетипичной внешности и поведения, выбивавшегося из устоявшихся систем.

В итоге в детстве Маслоу был замкнутым, одиноким, несчастным ребенком, книги из местной библиотеки заменили друзей и подруг. Информация, почерпнутая ребенком из произведений классиков литературы, помогла со временем разобраться с тем, что творилось вокруг.

В школе потомок работящих евреев был любимцем преподавателей, с поразительной легкостью он осваивал самые сложные темы. Мальчик увлекался естествознанием, анатомией и математикой, наслаждаясь разбором арифметических алгоритмов и теорем.

В старших классах по совету родителей он углубился в историю права и поступил в юридический колледж в середине 1920-х годов. На 1-м курсе юноша познакомился с экспериментатором Эдвардом Брэдфордом Титченером, англо-американским «структуралистом», автором научных трудов.

Под влиянием старшего товарища Абрахам сменил специализацию и переехал в город Мадисон, где располагался Висконсинский университет. Заручившись рекомендательными письмами к профессору Гарри Фредерику Харлоу, уроженец Бруклина без экзаменов попал на психологический факультет.

Освоив систематический подход к изучению поведения людей и животных, студент получил диплом бакалавра в 1930 году. Проявившиеся амбиции помогли с легкостью написать и защитить диссертацию, рецензенты считали, что выпускник в будущем превратится в научную звезду.

1.1 Биография

А́брахам Масло́у (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета. На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: