Адам смит — биография, новости, личная жизнь

Карьера

После телесериала карьера Смита временно дала сбой. Молодой человек не видел для себя особой перспективы, ему редко предлагали роли, и казалось, полностью забыли в мире шоубизнеса. В непростой для актера момент его поддержала мать, которая до последнего верила в невероятный талант и обаятельность своего уже выросшего ребенка. Поняв, что еще не всё потеряно, Уилл возвращается в мир кино и в 1995 году исполняет главную мужскую роль в боевике «Плохие парни». Поскольку картина в рекордно короткие сроки собрала 23 миллиона долларов, это стало для актера моментом его возрождения. После этого роли посыпались одна за другой: в 1996 году он играет в фильме «День независимости», к 1997 году попадает в легендарную ленту «Люди в черном», которая даже сегодня остаётся лучшей работой Уилла Смита.

Мало кто знает о том, что в конце 90-х актеру предлагали главную роль в любимом многими фильме «Матрица», однако он отказался, несмотря на внушительную сумму гонорара. «Не поймите меня неправильно… Просто я не чувствовал, что в этой сложной картине буду выигрышно смотреться. А вот Киану Ривз отлично справился и без меня!», – шутит актер в одном из интервью для известного европейского журнала.

Теория заработной платы, прибыли и капитала

Доход рабочих, заработная плата,по утверждению Адама Смита (1723-1790) находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны.

Достоинством теории заработной платы является то, что:

  • она отрицает закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума;
  • при наличии высокой заработной платы рабочие всегда будут более образованными и квалифицированными, чем при низкой.

Прибыль как доход на капитал определяется стоимостью употребленного в производственный процесс капитала и будет больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала. Сумма прибыли «предпринимателя, рискующего своим капиталом», — это часть созданной рабочими стоимости, направляемая «на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».

Еще один вид доходов — рента, основной идеей которой выступают пищевые продукты. В свою очередь, представляют собой единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и в необходимом количестве дает ренту землевладельцу.

В теории капитала А. Смита бесспорная его передовая позиция заключается в том, что капитал характеризуется им как одна из двух частей запасов:

  • от которой предстоит получить доход;
  • которая идет на непосредственное потребление.

Производительным является капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере материального производства, который делится на основной и оборотный капитал, т.е. показывается различие в соотношении между этими частями капитала в зависимости от отрасли хозяйства.

Основные положения теории доходов А. Смита опираются исключительно на классовый подход, т.е. на распределение годичного продукта между тремя классами (рабочие, капиталисты и землевладельцы), при этом благополучие страны зависит от деятельности землевладельцев.

В положении о постоянстве стоимости труда,которая утверждает, что производство каждой единицы товара при постоянных издержках и зависит от объема производства, а удельные издержки подвержены изменению.

Теория воспроизводства характеризует то, из чего состоит подлежащая распределению вся цена годового продукта труда, целиком сводит ее к доходам, из которых и складывается цена товара. При этом цена любого товара в конечном счете должна все же сводиться ко всем трем частям, т.к. всякая часть цены должна по необходимости оказаться прибылью.

Согласно положениям теорий А. Смит утверждал, что люди действуя в собственных интересах, способствуют преумножению общего богатства, а государство призвано создавать правовые основы для экономической деятельности.

Преподавание

С 1748 года Адам Смит начал карьеру преподавателя, читая публичные лекции по литературе, юриспруденции и естественному праву в университете Эдинбурга. Лекции пользовались большим успехом у слушателей, к нему приезжали студенты со всей Европы. И это время, по его собственным оценкам, было лучшим в жизни ученого. Интерес и любовь к экономике проснулась в нем в процессе подготовки к лекциям, которые он читал в университете Эдинбурга. Его лекции были интересные, но неровные

Смит чувствовал уверенность только в том случае, если чувствовал внимание аудитории, тогда его первоначальная робость пропадала, и лекции становились яркими и интересными. Еще он всегда читал лекции без использования шпаргалок или иного вспомогательного материала, говорил своими словами, хорошо разбирался в предмете своей лекции

Одна из дисциплин, которую читал Смит называлась – достижение богатства. Смит совершил практически революцию и в алгоритме преподавания, отказавшись уделять время лекции изучению христианства и отменив молитву перед каждым занятием. Революционный принцип работы любой экономической системы, сформулированный А.Смитом – принцип невмешательства, или laissez-faire. Благодаря этому принципу появилась возможность сформулировать основные постулаты экономической теории, функционирующие по сей день: государство должно минимально регулировать экономику, давая возможность работать законам спроса и предложения. Понятно, что в современных условиях только очень сильная экономика может себе это позволить, а на деле нет ни одной такой экономической системы, но этот принцип позволяет понять механизм работы любой рыночной системы. Впервые после меркантилистов, которые принимали самым важным ресурсом и богатством деньги, А.Смит доказал, что наиболее важным экономическим ресурсом является труд и рабочее время. Именно об этом его самый известный труд.

Адам Смит: краткая биография

Он появился на свет долгожданным ребенком в июне 1723 г. в небольшом шотландском городке Керколди в зажиточной семье таможенника Адама и его супруги Маргарет. Малышу не исполнилось и двух месяцев, когда его отец скоропостижно ушел в мир иной.

Керколди называют Long Toun, в нем широкие улицы, протянувшиеся по берегу залива. В XVIII столетии городок-порт был богатым. Городскую казну прилично пополняли торговля, добыча угля, рыболовство, а главное — судостроение.

Городок по сей день процветает, хотя давно не является торговым портом. Достопримечательности Керколди: средневековый храм и театр им. А. Смита. В юношестве он увлекался театром и писал стихи.

В 14 лет Адам поступил в университет Глазго, где усердно изучал древние языки, логику, философию, астрономию и математику. Его любимым педагогом был известный впоследствии ученый философ Френсис Хатчесон. Ему Смит был обязан любовью к этой науке.

В 1740 г. Адам продолжает образование в Оксфордской аспирантуре. Обучение было для него бесплатным, но, по его мнению, бесполезным. В 1746 г. он возвращается на родину и занимается самообразованием.

Лекции он стал читать в 1748 г. Они нравились студентам, поскольку были новы и понятны. Период 1748 — 1761 гг. Смит считал самым счастливым в его жизни.

Адам Смит. Годы жизни 1723 — 1790.

Он читал лекции по риторике, литературе и логике в университетах Эдинбурга и Глазго. Главный его трудом по философии считается трактат «Теория нравственных чувств», кардинально изменивший взгляды на этику и психологию.

На лекции ученого приезжали студенты из разных европейских стран. Но в 1764 г. он прекратил преподавание и стал наставником юного Генри Скотта герцога Баклю. Вместе с ним он побывал во Франции и Швейцарии. Однако эти поездки навевали на него скуку, и он написал в это время еще один труд по экономике и морали.

Адам Смит ушел из жизни в возрасте 67 лет. По преданию, перед смертью он сказал: «Я мог достичь большего».

Адам Смит и его вдохновители

Деятеля изображают по-разному: как марксиста, еретика, неосведомленного профессора, шотландского националиста, безудержного капиталиста, балованного сына и так далее. Мнения разнятся, но сегодня мы в основном помним Смита за его выдающуюся работу по политической экономии и прежде всего считаем его экономистом, а затем философом. Но при его жизни экономика не существовала ни как профессия, ни как дисциплина, и он среди прочего считал себя серьезным литературоведом. Из биографии Адама Смита известно, что он изучал академическую английскую литературу, читал лекции по искусству письма и риторики. И его самое мощное высказывание было позаимствовано у Шекспира. В частности «невидимая рука» — это термин из пьесы «Макбет». Теперь эта метафора неразрывно связана с рынками и капитализмом.

Смит использовал это выражение в «Богатстве народов», в «Теории моральных настроений» и один раз в своем эссе «История астрономии». Но основной его труд содержит и другие намеки на «Макбет». Например, ученый сравнивает типы людей с породами собак, как это делал Шекспир.

С драматургом его объединяет и то, что обоих современники считали радикалами, грубыми, нерелигиозными и несерьезными людьми, гениями, у которых великие ошибки компенсируются великими красотами. Как Смит, Шекспир был очарован морскими исследованиями и Новым Светом: он видел бурю, которая вращается вокруг опасностей международной торговли. «Торговля» была одним из многих эвфемизмов, которые Шекспир использовал для изображения страстей; он сравнивал женщин с Ост-Индией и Вест-Индией.

Время Шекспира было эпохой культурных изменений и достижений, и ее влияние было сильным во времена Смита. Кроме того, свое влияние на экономиста оказали математик и астролог Джон Ди, философ Фрэнсис Бэкон и исследователь Фрэнсис Дрейк, как лучшие умы Шотландии. Книга Гуго Гроция «О правах на войну и мир» стала ключевым источником для работы Смита в области права и экономики.

Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, «невидимая рука» «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Смит критиковал теорию, объясняющую стоимость товара его полезностью («парадокс Адама Смита»). В развивавшейся им теории затрат стоимость в примитивном обществе определяется затратами труда, а в развитом складывается из естественной нормы заработной платы, прибыли и ренты.

Начало занятий и интерес к экономике

Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.

Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию – так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.

Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон – морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.

Затем наступил 1750 год – год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго – уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго – всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе

Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся – и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке – всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией

Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.

В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд – «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.

биография

Сын адвоката Адама Смита и Маргарет Дуглас, Адам Смит родился в небольшом портовом городке Кирколди, Шотландия, 16 июля 1723 года.

Промышленной деятельности там не было, кроме булавочной фабрики. Наблюдая за организацией и функционированием этого заведения, Адам Смит познакомится с новыми формами производства.

Он потерял отца, когда ему было всего два месяца. Он был зачислен в колледж Burgh School of Kirkcaldy , где изучал латынь, математику, историю и письмо.

В 1737 году, когда ему было всего 14 лет, он поступил на курс философии в университет Глазго. Он получил высшее образование в 1740 году, когда он выиграл стипендию для учебы в Баллиол- колледже Оксфордского университета.

Он преподавал уроки риторики и философии, будучи назначенным профессором кафедры логики в университете Глазго (1751). А позже, в 1758 году, он был избран президентом того же университета. Там он подружился бы с философом Дэвидом Юмом, который так сильно повлиял на его мышление.

Кроме того, он был наставником герцога Баклю, будучи его товарищем в поездках в Тулузу и Париж, Франция, и в Женеву, Швейцария. Кроме того, с 1777 года он был таможенным инспектором в Эдинбурге.

Адам Смит никогда не был женат и о его интимной жизни мало что известно. 17 июля 1790 года экономист умер в Эдинбурге.

Мысль Адама Смита основала экономическую теорию, и его работы до сих пор служат ориентиром для экономистов и философов всего мира.

Теория Адама Смита

После многочисленных работ в сфере философии и морали, Адам Смит заинтересовался вопросами политической экономии. Сферой его исследований стала ценность человеческого труда. Смит продемонстрировал новый подход к философии меркантилизма, пользовавшейся в то время большой популярностью. Меркантилизм предполагал, что богатство страны зависит напрямую от ее запасов золота и серебра. Смит же утверждал, что производительность труда играет в этом вопросе ключевую роль.

Адам Смит упорядочил существующие идеи об экономике и популяризировал концепцию «невидимой руки рынка». Он заявил, что если люди стремятся максимизировать свои собственные интересы, это способно привести к наилучшему результату для общества в глобальном смысле. Таким образом, Смит исключил конфликт между преследованием эгоистических целей каждого индивидуума и стремлением к благосостоянию для всего общества. Также, он разработал теорию о том, что свободная торговля может удовлетворить интересы каждого члена общества, даже если речь идет о ввозе дешевых товаров из-за рубежа.

Несмотря на свое продвижение идей капитализма и свободного рынка, Смит понимал, что частный бизнес может в конечном итоге прийти к монополии, если над ним не будет осуществлен должный контроль. Также, Смит поддерживал введение «справедливого» прогрессивного налога, который предполагал увеличение тарифа в зависимости от благосостояния гражданина.

Адам Смит совершил огромный вклад в развитие современной рыночной экономики. Его труды впоследствии были доработаны и расширены современными экономистами и на базе их выстраивали свои концепции Вальрас, Самуэльсон и другие. Теория труда Адама Смита также частично использовалась Карлом Марксом в процессе его работы над знаменитым «Капиталом». Смит оказал большое влияние на движение свободной торговли 19-го века и ускорил гибель меркантилизма, как преобладающей политической идеологии.

Смит никогда не был женат и оставался рядом с матерью вплоть до самой ее смерти. Его часто описывали как довольно неопрятного и рассеянного человека. Он уделял мало внимания своей внешности и был полностью погружен в свой внутренний мир.

После многолетней болезни пищеварительной системы Адам Смит скончался в городе Эдинбург 17 июля 1790 года.

Юность

В университете Глазго Адам Смит близко познакомился с этическими основами философии, логикой, древнегреческим языком, философией и математикой. Он провел в Глазго три года, а в 1740 году получил в числе лучших студентов стипендию и был направлен продолжать обучение в Оксфорд. Шесть лет в этом университете дали Смиту право позднее заявить, что большая часть профессорского состава не соблюдает даже видимости преподавания. Из этих слов становится очевидным его отношение к обучению в Оксфорде. Именно по данной причине по возвращении в Шотландию Адам в течение двух лет занимался самообразованием, восполняя пробелы в знаниях.

Во время пребывания в университете (даже в двух) Адам Смит еще не интересовался экономикой. Предметом его страсти являлась нравственная философия, по которой он штудировал горы литературы. Впрочем, читал юноша в принципе очень много. А еще много и часто болел – возможно, из-за неприятия места своего нахождения и тоски по любимой маме.

Идеи экономиста

Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.

Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное – должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния – иными словами, богатства.

В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция – и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».

В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики – таков тезис автора.

Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита – теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет – то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.

Краткая биография и главные труды

  1. В 1745 году, будучи еще студентом Оксфорда, защитил докторскую диссертацию.
  2. В 1748 году его собственные лекции по риторике, философии, литературе, экономике и логике в Эдинбурге и Глазго собирали полную аудиторию слушателей со всей Европы, а в списке друзей и коллег водились шотландские ученые, художники, писатели, изобретатели. Главный труд тех времен его авторства «Лекции по риторике и написанию писем».
  3. 1750 год ознаменовался важным знакомством с Дэвидом Юмом. Их интересы и стремления полностью совпали, а совместные труды сыграли основоположную роль в образовательном процессе Шотландии.
  4. С 1751 года – профессор логики в Глазго. Читает лекции по риторике, политэкономии, логике, праву. Вскоре возглавляет кафедру философии.
  5. По материалам лекций ученого в 1759 году издан философский трактат «Теория нравственных чувств», с изложенными общими принципами экономики производства еще накануне его появления, – особенная гордость автора. Раскрыты этические основы поведения в обществе и теория равенства. Эти годы он считал лучшими в своей жизни, но неожиданно променял своих студентов на приемного сына герцога Баклю, став его личным педагогом и компаньоном.
  6. Именитый ученик и вдвое возросшее жалование в 1764 году открыли дверь в мир. Два года они путешествовали Францией и Швейцарией, где мыслитель имел возможность познакомиться с работами европейских философов. А долгие переезды поспособствовали началу работы над второй книгой.
  7. В то время научные постулаты Смита распространяются не только в развитых странах, но и на Востоке Европы: в России, Украине, Польше. Развитие мануфактур способствовало расширению внешней торговли.
  8. В 1767 году вернулся в родной городок к матери и уединился для завершения работы над книгой «Богатство народов» (издана в 1776 году, неоднократно переиздавалась). Изредка посещал Лондон, где в его честь организовывались приемы.
  9. 1773 год ознаменован переездом ученого в Лондон. Полгода Адам проработал неофициально в качестве эксперта при казначействе. Подверг острой критике экономическую политику Англии, Франции, других европейских стран, осуществляемую в интересах правящей верхушки. Ставил в основу человека – производителя. Рассматривал его с трех позиций: гражданской, государственной и экономической.
  10. В Европе происходил переход от буржуазии к индустриальному обществу. Выдвигались новые политические и философские доктрины, однако ни одну из них нельзя было назвать экономикой в нужном обществу смысле. Грандиозный шаг в новую реальность сделал Адам, выпустивший в 1776 году в Лондоне книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Появившихся последователей стали называть смитицианцами.
  11. 1776 год положил начало развитию теории классической экономики Адама Смита. Согласно его убеждениям, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы победить голод, а чтобы удовлетворить потребность рынка. Физический труд подлежал разделению. Революционные идеи: обложить налогом все слои населения, но давать взамен социальные гарантии государства.
  12. В 1777 году издан труд «Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма». В следующем году – «Мысли о состоянии соревнования с Америкой».
  13. В 1778 году Адам переезжает в Эдинбург, отходит от науки и преподавания и занимает должность таможенного чиновника, схожую с отцовской. Два года Адам Смит руководил учреждением, что привело к значительному подъему таможенной сферы и экономики страны в целом. Создал систему борьбы с контрабандой.
  14. В начале восьмидесятых заметно ухудшилось состояние здоровья. Адам ушел со службы и вернулся в Керколди в родительский дом, продолжив научную деятельность. В 1784 году написал труд «Система двойного вложения», на следующий год вышло «Эссе на философские темы».
  15. За выдающийся вклад в развитие науки в 1787 году избран почетным ректором Университета Глазго.
  16. Были очерки следующей книги Адама Смита, но перед смертью он велел сжечь рукописи.
  17. 17 июля 1790 года, в возрасте 67 лет мыслитель скончался. Похоронен в Эдинбурге.

Статуя Смита, построенная в 1867–1870 годах в старой штаб-квартире Лондонского университета, 6 Берлингтон-Гарденс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: