Анатолий дмитриевич папанов

Озвучка

Особой любовью у любителей советского искусства пользуются папановские работы в мультипликации. Конечно, в первую очередь, Анатолий Папанов – Волк. Обаятельный, хоть и нагловатый персонаж из «Ну, погоди!». И пусть по сюжету и Волк, и Заяц не слишком красноречивы, именно их «диалоги» стали эталонными в истории отечественных рисованных фильмов. А мультяшный дуэт Анатолия Папанова и Клары Румяновой – самым крутым.

А вообще, из тех зверей, коих артисту приходилось озвучивать за свою карьеру, можно составить целых зоопарк. Тут вам и несколько крокодилов, и целая стая волков, и немалое количество медведей – добрых и не очень. Были ещё Наг из «Рикки-Тикки-Тави», тигр Шерхан из «Маугли», капитан Гусь из мультика «Козлёнок, который умел считать до десяти», осьминог, дракон, дедушка Осёл, лев и бобёр.

Запомнились зрителю и прочие персонажи с голосом Папанова. Это водяной из «Летучего корабля», репродуктор из «Паровозика из Ромашкова», людоед из «Кота в сапогах». Во многих проектах можно услышать песни артиста. Он, честно говоря, их не сочинял, но пел вдохновенно…

Театральные работы[править | править код]

Русский драматический театр (г. Клайпеда)править | править код

год

  • роль — Сергей Тюленин «Молодая гвардия» (по роману А. А. Фадеева)
  • роль — Леонид Борисович «Машенька» А. А. Афиногенова
  • роль — Рекало «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • роль — Тристан «Собака на сене» Лопе де Вега

Московский государственный академический театр Сатирыправить | править код

год

  • роль — Ашот Мисьян, матрос «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, К. Исаева постановка А. Гончарова
  • роль — Сыромятов «Женитьба Белугина» А. Н. Островского постановка А. Гончарова

год

  • роль — Джек Холидей «Мешок соблазнов» Марка Твена постановка Н. Петрова
  • роль — Лыжиков «Роковое наследство» Л. Шейнина постановка Н. Петрова
  • роль — Забелин «Кто виноват?» Г. Мдивани постановка Э. Краснянского
  • роли — Гржимайло, Лапин «Положение обязывает» Г. Мунбилта постановка А. Гончарова
  • роли — Пустославцев, Нептун, Помощник режиссера «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по А. Ленскому) постановка Э. Краснянского
  • роль — первый купец «Комедия ошибок» В. Шекспира постановка Э. Краснянского

год

роли — Муравьев, Пирогов «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова постановка Б. Равенских

год

  • роль — Яков «Не ваше дело» В. Полякова постановка В. Плучека
  • роль — Мытыл «Женихи» А. Токаева, В. Шкваркина постановка А. Гончарова

год

роль — Ионеску «Потерянное письмо» И. Кораджале постановка Н. Петрова и В. Плучека

год

  • роль — Алупкин «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева постановка В. Плучека
  • роль — завгар «Где эта улица, где этот дом?» В. Дыховичного, М. Слободского постановка Э. Краснянского

год

роль — констебль «Судья в ловушке» Г. Филдинга постановка С. Колосова

год

  • роль — Бушмен «Последняя сенсация» М. Себастьяна постановка Э. Краснянского
  • роль — шафер, двуполое четвероногое «Клоп» В. В. Маяковского постановка В. Плучека и С. Юткевича
  • роль — Синицын «Поцелуй феи» З. Гердта, М. Львовского постановка Э. Краснянского

год

роль — Гобле «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра постановка В. Плучека

год

  • роль — Емельян Черноземский «Квадратура круга» В. П. Катаева постановка Г. Зелинского
  • роль — Иван Иванович «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета постановка В. Плучека
  • роль — англичанин, Вельзевул «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского постановка В. Плучека

1958 год

роль — Корейко «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова постановка Э. Краснянского

год

  • роль — Почесухин «Памятник себе» С. В. Михалкова постановка В. Плучека
  • роль — Боксер «Дамоклов меч» Назыма Хикмета постановка В. Плучека

год

  • роль — Вробьянинов «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова постановка Э. Гарина и Х. Локшиной
  • роль — Фабрис «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда постановка В. Плучека

год

роль — Крячка «Яблоко раздора» М. Бирюкова постановка В. Плучека

год

роль — Манган «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу постановка В. Плучека

год

роль — полотер «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д. Тункеля

год

роль — Василий Тёркин «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского постановка В. Плучека

год

  • роль — Бродский «Интервенция» Л. Славина постановка В. Плучека
  • роль — Юсов «Доходное место» А. Н. Островского постановка М. Захарова

год

  • роль — Яблоков «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина постановка М. Захарова
  • роль — Снежин «Последний парад» А. Тейна постановка В. Плучека

год

роль — Сысоев «У времени в плену» А. Штейна постановка В. Плучека

год

  • роль — городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя постановка В. Плучека
  • роль — дед Цыбулька «Таблетку под язык» А. Макаенка постановка В. Плучека

год

роль — Шубин «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина постановка А. Миронова и А. Ширвиндта

год

роль — шафер «Клоп» В. Маяковского постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 г. В. Плучека

год

роль — Макарыч «Ремонт» М. Рощина постановка В. Плучека

год

роль — Фамусов «Горе от ума» А. С. Грибоедова постановка В. Плучека

год

роль — Хлудов «Бег» М. А. Булгакова постановка В. Плучека

год

роль — Судаков «Гнездо глухаря» В. С. Розова постановка В. Плучека

год

роль — пожарник «Концерт для театра с оркестром» Г. Горина и А. А. Ширвиндта постановка А. А. Ширвиндта

год

роль — Гаев «Вишневый сад» А. Чехова постановка В. Плучека

год

роль — тесть «Родненькие мои» А. Смирнова постановка В. Плучека

год

роль — Гицэ «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ постановка В. Плучека

год

Анатолий Дмитриевич Папанов поставил спектакль по пьесе М. Горького «Последние»

Театр

В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями. Жаловаться на судьбу актер не любил и довольно стойко относился к происходящему. Годы шли. Ничего не менялось. Анатолию Дмитриевичу по-прежнему давали только эпизодические роли. Все это привело бывшего фронтовика к отчаянию. Папанов начал злоупотреблять алкоголем. Перелом в его судьбе случился только в середине 50-х. В этот период у него рождается дочь, а спустя еще несколько недель после этого радостного события он получает серьезную работу – роль в спектакле «Поцелуй феи». Эта постановка смогла все перевернуть в жизни актера. В него поверили. Почувствовав перемены, Анатолий Папанов сразу же отказался от алкоголя.

За всю свою карьеру артист очень много играл в Театре сатиры. Самыми запоминающимися спектаклями с участием Папанова были: «Двенадцать стульев», «Доходное место», «Последний парад».

Первые роли в театре и кино

Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке. В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов».

В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву. Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена.

Тридцатидвухлетний на тот момент исполнитель постарался воспользоваться предоставленным шансом как можно лучше. Сразу было видно, какого это потенциала актёр. Тем не менее, истинно «своей» роли Папанову пришлось ждать ещё три года. И изнурительное ожидание обернулось настоящим триумфом. Задолго до фильма Марка Захарова в семидесятых, актёр блистательно изобразил Кису Воробьянинова на театральных подмостках в спектакле «12 стульев». Зритель, что называется, «пошёл на Папанова». Дело в том, что все предыдущие интерпретаторы образа «отца российской демократии» делали его жалким и не вызывающим ничего, кроме насмешек. В подаче Папанова роль обрела глубину, трагедию, персонажу хотелось искренне сопереживать. А за два года до этого актёр сыграл в ещё одной постановке по произведению Ильфа и Петрова – «Золотой телёнок». Режиссёр Краснянский доверил Папанову роль подпольного миллионера Корейко.

В 1962 году Папанов отыграл Мангана в постановке по достаточно непростой по стилистике и тексту пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля.

Возвращение на сцену

Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.

На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. «На доске объявлений висел отпечатанный на машинке список принятых в институт еще в августе. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия», — вспоминал Анатолий Папанов.

Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт.

Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, «как все», ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. Однако на главные роли его не брали не только из-за хромоты: режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие». Но прикус исправить не удалось. «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк (из мультфильма «Ну, погоди!». — Прим. ред.) заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», — говорил Папанов.

Театр

Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.

Анатолий Папанов в театре

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Биография

Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, артист до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей Советского Союза.


Памятник Анатолию Папанову в Вязьме

За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.

[править] Фильмография

  • 1937 — Ленин в Октябре — рабочий (нет в титрах)
  • 1939 — Ленин в 1918 году — эпизод (нет в титрах)
  • 1939 — Степан Разин — эпизод (нет в титрах)
  • 1939 — Минин и Пожарский — крестьянский мальчик (нет в титрах)
  • 1939 — Подкидыш — прохожий (нет в титрах)
  • 1939 — Суворов — солдат (нет в титрах)
  • 1952 — Ревизор — чиновник (нет в титрах)
  • 1952 — Композитор Глинка — адъютант Великого князя
  • 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) (новелла «Как создавался Робинзон») — редактор журнала
  • 1961 — Человек идёт за солнцем — управдом
  • 1961 — Человек ниоткуда — Крохалёв и ему подобные
  • 1961 — Казаки — хорунжий
  • 1962 — Яблоко раздора — Крячка
  • 1962 — Бей, барабан! — поэт Безлошадных
  • 1962 — Ход конём — Фонарёв
  • 1963 — Порожний рейс — Аким Севостьянович
  • 1962 — Приходите завтра… — Николай Васильевич, скульптор (озвучивал Евгений Ташков)
  • 1963 — Стёжки-дорожки — начальник отделения милиции
  • 1963 — Короткие истории — телемастер, умелец
  • 1964 — Родная кровь — бывший муж Сони
  • 1964 — Живые и мёртвые — комбриг Серпилин
  • 1965 — Зелёный огонёк — Жмуркин
  • 1965 — Дети Дон Кихота — Пётр Бондаренко, акушер-гинеколог
  • 1965 — Наш дом — Иванов-отец
  • 1965 — Иду на грозу — Аникеев
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — метрдотель Кутайцев
  • 1965 — Мать и мачеха — Филипп
  • 1966 — Весёлые расплюевские дни — Максим Вараввин / Полутатаринов
  • 1966 — Берегись автомобиля — тесть Семицветова
  • 1966 — В городе С. — Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч)
  • 1967 — Возмездие — Серпилин
  • 1967—1969 — Штрихи к портрету В. И. Ленина (фильм № 1 «Поимённое голосование») — Давид Рязанов
  • 1968 — Семь стариков и одна девушка — юрисконсульт
  • 1968 — Виринея — Магара
  • 1968 — Служили два товарища — командир полка
  • 1968 — Бриллиантовая рука — Лёлик, друг и сообщник Геши, контрабандист
  • 1968 — Золотой телёнок — Васисуалий Лоханкин (роль вырезана при монтаже)
  • 1968 — В тринадцатом часу ночи — Овинный
  • 1969 — Адъютант его превосходительства — атаман Ангел
  • 1969 — Вчера, сегодня и всегда — тётушка Бетти
  • 1969 — Семейное счастье (киноальманах) (новелла «Предложение») — Чубуков
  • 1970 — Белорусский вокзал — Николай Иванович Дубинский
  • 1970 — В тридевятом царстве… — собачий магнат
  • 1970 — Сохранившие огонь — Крутов
  • 1970 — Любовь Яровая — Горностаев
  • 1971 — Вся королевская рать — Бёрден-старший
  • 1971 — Джентльмены удачи — шахматист в гостинице
  • 1971 — Разрешите взлёт! — Сахно
  • 1972 — Ход белой королевы — отец Наташи
  • 1973 — Дача — Павлик
  • 1973 — Дела сердечные — Борис Иванович
  • 1973 — Плохой хороший человек — Самойленко
  • 1974 — День приёма по личным вопросам — Иванов
  • 1974 — Одиножды один — Ваня Каретников
  • 1975 — Страх высоты — Мазин
  • 1975 — Одиннадцать надежд — Воронцов
  • 1976 — 12 стульев — Ипполит Матвеевич (Киса) Воробьянинов
  • 1976 — Мама, я жив — Лопаткин
  • 1977 — По семейным обстоятельствам — пенсионер-нянька
  • 1977 — Инкогнито из Петербурга — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
  • 1978 — Всё решает мгновение — Матвей Захарович, дед Нади
  • 1978 — Любовь моя, печаль моя — звездочёт
  • 1979 — Инженер Графтио — Генрих Графтио
  • 1979 — Пена — Махонин
  • 1981 — Любовь моя вечная — Михаил Петрович Зубов
  • 1982 — Иван — Иван
  • 1982 — Отцы и деды — Алексей (Алеша) Павлович Луков-старший, отец Паши, дедушка Алеши, друг детства и коллега Семена Ильича
  • 1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Джон Фальстаф
  • 1984 — Время желаний — Владимир Дмитриевич
  • 1987 — Холодное лето пятьдесят третьего… — Николай Павлович Старобогатов («Копалыч») (озвучивание — Игорь Ефимов)

Личная жизнь Анатолия Папанова


Анатолий Папанов со своей женой

Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.

Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час — разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице, — вспоминала Надежда Каратаева. — Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал — его же мог задержать патруль! »

Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа. За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, — вспоминал актер, — долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»

Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.

Театр

В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.

На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин

Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.

В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.

Анатолий Папанов в театре

После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.

В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.

Анатолий Папанов в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»

Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Островскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.

Театральные работы Папанова

В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде — в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали и Папанов вернулся в Москву.

В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.

Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков — и не только за кулисами, но и на сцене. Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены. На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.

Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями», — говорил Папанов. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.

Личная жизнь

С личной жизнью у Анатолия Папанова все было просто отлично. года он женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой учился месте в ГИТИСе. Она тоже была бывшей фронтовичкой, многое повидала за годы войны, которую прошла медсестрой. Они прожили вместе более четырех десятков лет, и за это время практически не ссорились. Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и выяснений отношений, в их семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.

Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева

В 1954-м супруги стали родителями единственной дочери Елены, которая продолжила семейную династию. В 1976 году она поступила на службу в театр им.Ермоловой, и служит там до сих пор. У нее родились две дочери – Мария и Надежда, которые и сами уже стали мамами. На сегодняшний день у Анатолия Папанова подрастают трое правнуков.

Роли в театре

После первого творческого прорыва Анатолий начал получать больше интересных и значимых ролей в театре. В 1966-м Плучек пригласил его на роль Василия Тёркина в постановке «Тёркин на том свете». В 72-м у того же Плучека Папанов играет Городничего по пьесе Гоголя «Ревизор». Компанию ему в том спектакле составил друг и партнёр по сцене Андрей Миронов в образе Хлестакова.

По телевидению в семидесятые и восьмидесятые неоднократно демонстрировался телеспектакль по пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Маленькие комедии большого дома», состоящего из нескольких законченных по сюжету историй. В последней из них Папанов как всегда изумительно изобразил начальника ЖЭКа Шубина. Который мечтает из жильцов дома создать хор для смотра художественной самодеятельности.

В середине семидесятых актёра задействовал всё тот же режиссёр Плучек в роли Фамусова в постановке «Горе от ума» по одноимённой комедии Александра Грибоедова.

Спустя год состоялась премьера спектакля по пьесе Булгакова «Бег», где Папанову досталась роль Хлудова.

Среди прочих театральных работ:

  • «Гнездо глухаря» Розова в постановке Плучека – Судаков;
  • «Концерт для театра с оркестром» Горина и Ширвиндта (режиссёр Ширвиндт) – пожарный;
  • «Вишнёвый сад» Чехова (Плучек) – Гаев;
  • «Родненькие мои» Смирнова (Плучек) – тесть;
  • «Рыжая кобыла с колокольчиком» Друцэ (Плучек) – Гицэ.

В 1987 году Анатолий Папанов предпринял попытку самостоятельной постановки. На сцене родного театра он режиссировал спектакль «Последние» по пьесе Горького.

Вклад в культуру

Анатолий Папанов был глубоким разноплановым актером с уникальной харизмой. Он привнес в отечественное кино совершенно новую манеру актерской игры и всегда выделялся из тысяч других артистов. Комедии, драмы и даже трагедии – актеру был подвластен любой жанр.

В фильме «Бриллиантовая рука» (1969)

Он сыграл более 70 ролей в кино и почти столько же – в театре. Папанов всегда оставался в памяти зрителей, даже если появлялся на экране всего лишь на пару минут. Узнаваемый голос и неповторимая интонация актера превращали каждую сказанную им фразу в крылатое выражение, поэтому его героев цитируют даже спустя полвека. Голосом артиста также говорят персонажи десятков советских мультфильмов, которые остаются популярными и в 21-ом веке.

Фильмы с участием Папанова

Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных

Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. Всё бы ничего, но лента была снята с проката после доклада секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова, в котором в частности нещадно критиковался «Человек ниоткуда». Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году.

Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе. Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её.

Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони.

В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке. Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели.

В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором – главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.

Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева («Дайте жалобную книгу»), а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину!» и вовсе стал нарицательным.

Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как:

  • контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» (цитаты актёра: «Сядем все!», «Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты»),
  • юрисконсульт в «Семи стариках и одной девушке»,
  • шахматист в «Джентльменах удачи»,
  • Ипполит Матвеевич Воробьянинов в «12 стульях»,
  • пенсионер-нянька в фильме «По семейным обстоятельствам»,
  • городничий в «Инкогнито из Петербурга»,
  • Луков-старший в «Отцах и дедах».

Даже в совершенно несмешном фильме о временах гражданской войны «Адъютант его превосходительства» Папанов так своеобразно представил атамана Ангела, что без улыбки, а то и хохота, на этого персонажа смотреть невозможно.

Но, перефразируя одно высказывание, не комедиями едиными. Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», конечно, уникален. Но он обладал таким даром перевоплощения, что был убедителен и в весёлых произведениях, и в совершенно серьёзных. Например, очень толково актёр сыграл бывшего фронтовика-десантника в кинодраме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Или, например, отца одного из главных героев фильма «Вся королевская рать». Если вы не знаете, какого чеховского доктора сыграл в кино Анатолий Папанов, то даём справку: это был доктор Самойленко в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», снятом по повести «Дуэль». Буквально вжился в образ Анатолий Папанов в роли лётчика АН-2 в ленте «Разрешите взлёт!».

Одной из последних работ в фильмографии исполнителя стала картина режиссёра Райзмана «Время желаний». В ней звезде экрана предоставили возможность в который раз перевоплотиться в мягкого, интеллигентного человека, коим являлся по сценарию Владимир Дмитриевич Лобанов. И с этой задачей гениальный артист прекрасно справился.

[править] Озвучивание мультфильмов

1960 — Машенька и медведь — медведь

1960 — Про козла — волк-вожак

1961 — Ключ — голова Змея Горыныча

1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия
1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей

1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож

1962 — Зелёный змий — Зелёный змий

1962 — Только не сейчас — Иван

1963 — Бабушкин козлик — волк

1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед

1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер (в титрах не указан)
1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач

1964 — Кот-рыболов — медведь

1964 — Кто виноват? — электрическая пробка

1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало

1964 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк

1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил

1965 — Ваше здоровье — парень / Здоровье

1965 — Пастушка и трубочист — козлоног

1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман

1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг

1965 — Портрет — Осёл

1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк

1966 — Происхождение вида — Первый человек

1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка

1966 — Хвосты — Волк

1966 — Зайдите, пожалуйста!
1967 — Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый

1967 — Машинка времени — Хулиган

1967 — Ну и рыжик!
1967 — Межа — Змей Горыныч

1967 — Легенда о злом великане — Великан

1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор

1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк

1967 — Слонёнок — Крокодил

1967 — Честное крокодильское — Вулкан

1967 — Франтишек — Мороз

1968 — Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь

1967 — Маугли — тигр Шер-Хан

1968 — Комедиант
1968 — Кот в сапогах — людоед

1968 — Осторожно, щука! — рак

1968 — Русалочка — экскурсовод

1968 — Самый большой друг — крокодил

1968 — Чуня — пёс

1969 — В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь

1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених

1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь

1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь

1969 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист

1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя

1969—1994 — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк

1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог

1969 — Украденный месяц — диктор

1970 — Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый

1970 — Бобры идут по следу — рак / олень

1970 — Лесная хроника — волк

1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом

1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник

1970 — Сказка сказывается — королевич

1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский

1971 — Алло, Вас слышу! — все персонажи

1971 — Как ослик счастье искал — гусь

1971 — Чужие следы — волк

1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст

1972 — Заветная мечта — дедушка Осёл

1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион

1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан

1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей

1973 — Весёлая карусель

Небылицы в лицах — Никодим

1973 — Часы с кукушкой — лев

1973 — Про Петрушку — отец Петрушки (в титрах не указан)
1973 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 140 «Шапка-невидимка») — начальник

1974 — Мешок яблок — волк

1974 — Молодильные яблоки — Серый волк

1975 — Уступите мне дорогу — крыса Кры

1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк

1977 — Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик

1978 — Дед Мороз и серый волк — волк

1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса

1978 — Подарок для самого слабого — лев

1979 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Запрещённый приём») — Волк

1979 — Летучий корабль — Водяной

1980 — Мореплавание Солнышкина — штурман

1981 — Так сойдёт! — Бобёр

1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан (в титрах не указан)
1982 — Травяная западёнка — приказчик Яков

1983 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк

1983 — Волчище — серый хвостище — волчище

1984 — Медведь — липовая нога — волк

1984 — Фитиль (киножурнал) (эпизод «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник

1985 — Козёл да баран — третий волк

1986 — Трое на острове — одноглазый пират (в титрах не указан)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: