Андрей боголюбский

Убийство князя Андрея Боголюбского

Убит Андрей Боголюбский в 1174 году собственными боярами. Причины убийства:

  • знать Суздаля, Ростова и Владимира стремительно теряла свои привилегии и власть при таком князе, чей авторитет стремительно рос в глазах населения;
  • практически полная потеря союзников среди других князей, которых Боголюбский стремился подчинить своей воле;
  • отсутствие поддержки единоличного правления среди бояр и родственников;
  • личная месть – по приказу князя был казнен брат одного из участников заговора.

Похоронили князя только на пятый день после убийства. Все это время происходил грабеж Боголюбова и Владимира. Местом упокоения бывшего властителя стал Успенский собор во Владимире.

Существует легенда, что князь Всеволод Большое Гнездо приказал заколотить убийц Боголюбского в ящик и утопить в озере.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский причислен к лику святых за политику, направленную на укрепление государства в духе христианской веры. Основанием для канонизации стали:

  • перемещение в «нужное» место иконы Богородицы;
  • строительство множества каменных храмов;
  • широкое распространение князем христианства;
  • мученическая смерть.

В Советское время мощи Андрея Боголюбского подвергались исследованиям, после чего долгое время хранились в музейных запасниках.

Исследования подтвердили множественные колющие и рубящие повреждения на костях скелета.

По черепу князя М.М. Герасимовым был восстановлен его внешний вид, который оказался восточным. Более поздние исследования лица князя при помощи компьютерных технологий «восточность» не подтвердили.

Только в 1987 году останки князя вернулись во Владимирский Успенский собор.

Святой мученик Андрей Боголюбский годы правления посвятил строительству нового русского государства с центром в Ростово-Суздальских-Владимирских землях. Большинство владимирских, а затем и московских князей продолжали и развивали политику Боголюбского. По сравнению со многими современниками, его можно считать миролюбивым и благоверным. Однако современники отличают и жестокость князя. Чего стоит разграбление Киева, после которого даже татарам там было нечего делать?

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя – столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие – постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы – в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Трагическая гибель

К 1174 году некогда могущественный князь Андрей Боголюбский оказался в одиночестве: все его сыновья и родные братья умерли, а сводных он изгнал из своих земель и возвращать не планировал. Неудачный поход на Киев и поражение под Новгородом сделали князя ещё более непопулярным среди отстранённых от власти бояр. Дружины, которыми князь Боголюбский не руководил в походах лично, не были преданы князю. Жители крупных городов Северо-Восточной Руси, лишённые возможности влиять на политику через вече, также были недовольны узурпатором. Словом, союзников у Андрея Юрьевича не осталось.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года недовольные князем заговорщики ворвались в спальню Андрея Юрьевича. Меч, который ранее принадлежал святому князю Борису, из опочивальни заранее выкрал ключник Анбал Ясин, оставив правителя беззащитным. Князь долго сопротивлялся, но в итоге, весь в крови, он пал. Похоронили князя только на третьи сутки. Его замок был разорён; погромы и грабежи продолжились затем и во Владимире. Как всегда, после смерти авторитарного правителя началась анархия.

Деспотичный стиль правления князя Боголюбского, единоличная узурпация власти, отстранение от неё аристократии, попытка формирования централизованного государства — всё это станет московской концепцией самодержавия, последовательно реализованной преемниками Андрея Боголюбского.

Походы Андрея Боголюбского на камских болгар

Летописцы наши не объясняют, из-за чего происходили войны между суздальскими и болгарскими князьями; так как владения их в то время даже не были пограничными, а разделялись землями Мордвы и других финских народцев. Может быть, причиной ссоры были обоюдные притязания на собирание дани с этих народцев. А еще вероятнее, что причина была торговая. Мы знаем, что русские гости издавна ездили в Камскую Болгарию, а Болгары в Русь; что князья наши заключали торговые договоры с болгарскими державцами. Очень возможно, что договоры эти иногда нарушались и ссора доходила до войны. Возможно также, что новгородские, суздальские и муромские повольники своими грабежами в Камской Болгарии вызывали кровавое возмездие со стороны болгар и нападение их на русские пределы; а затем русские князья в свою очередь должны были предпринимать трудные походы в ту сторону, чтобы восстановить прочный мир. Подобные войны мы видели уже при отце и дяде Андрея, В 1107 году Юрий Долгорукий находился с Мономахом в походе на половцев, причем вступил в брак с дочерью половецкого хана Аепы (матерью Боголюбского). Пользуясь отсутствием князя, Болгары пришли в Суздальскую, землю; разорили много сел и осаждали самый город Суздаль, хотя небезуспешно. Тринадцать лет спустя Долгорукий Волгою ходил на Болгар и, по словам летописи, воротился с победой и великим полоном. Точно такой же поход совершил сын его Андрей Боголюбский в 1164 г,

В этом походе участвовал подручный ему князь муромский Юрий. Кроме отдаленности и трудности пути, самые Болгары, очевидно, были в состоянии оказывать значительное сопротивление. Естественно поэтому, что набожный Андрей, не полагаясь на одну силу своей рати, прибегал к покровительству божественному. Он взял с собой в поход помянутую святыню, т.е. греческую икону Богородицы. Во время главной битвы икона была поставлена под стягами, посреди русской пехоты. Битва окончилась полною победою. Князь Болгарский с остатком войска едва успел спастись в стольный, или Великий, город. Воротясь из погони за неприятелем, русские князья со своими дружинами совершили земные поклоны и благодарственное молебствие перед иконою. Затем они пошли далее, сожгли три неприятельских города и взяли четвертый, который летопись называет «славный Бряхимов».

Война, однако, не окончилась одним этим походом. Спустя восемь лет Андрей снова отправляет рать в ту же сторону; но сам нейдет, а поручает начальство сыну своему Мстиславу и воеводе Борису Жидиславичу, с которыми должны были соединиться сыновья подручных князей Муромского и Рязанского. Новый поход был предпринят зимой в неудобное время. Соединясь с муромцами и рязанцами, Мстислав две недели простоял на устье Оки, поджидая главную рать, которая медленно двигалась с Борисом Жидиславичем. Не дождавшись ее, князь с одной передовой дружиной вошел в Болгарскую землю, разрушил несколько сел и, захватив полон, пошел назад. Узнав о малочисленности его отряда, Болгары погнались за ним в числе 6000 человек. Мстислав едва успел уйти: неприятели были уже в двадцати верстах, когда он соединился с главной ратью. После чего войско русское воротилось домой, сильно потерпев от непогоды и всяких лишений. «Не годится зимою воевать Болгар» – замечает летопись по сему случаю.

Политика великого князя Андрея

В 1157 году, после смерти отца, Андрей унаследовал стол Ростова, Суздаля и Владимира. Своей волей он превратил Ростово-Суздальское княжество во Владимиро-Суздальское, перенеся столицу во Владимир. Но это был не единственный случай, когда Андрей действовал вопреки сложившимся традициям. Его политические решения показывают, что себя он видел не князем периода феодальной раздробленности, а монархом времен зарождения абсолютизма.

Владимир превыше всего

Андрей Юрьевич был внуком Владимира Мономаха – последнего успешного объединителя Руси. Сам он тоже в некотором роде выступал в роли объединителя. Но от деда его отличало то, что в удельных русских княжествах он видел не осколки разбитого целого, которые следует склеить, а просто противников, которых можно и нужно побеждать и покорять ради блага собственной державы. В результате междоусобные войны Андрей Боголюбский вел по правилам войн внешних, и запомнился современникам как жестокий захватчик и завоеватель.

Так, 12 марта 1169 года владимирское войско с союзниками «взяло на копье» Киев. Город был полностью разграблен, большое количество жителей взято в плен и продано в холопы. Победители вывезли даже иконы и церковное имущество (вот и вся святость Андрея!). Подобное ранее не допускалось на Руси во время междоусобных войн – это была практика поведения армии на чужой земле.

В 1170 году после неудачной попытки захвата Новгорода, Андрей обеспечил городу продовольственную блокаду. Пойти на соглашение с князем горожан принудил голод.

К несчастью суздальцев, остальные княжества переняли их практику. Новгородцы (в 1170 году) и киевляне (в 1173 году), одерживая победы над суздальскими войсками, топили отступающих в реках и массово продавали пленных в рабство. Владимиро-Суздальское княжество на Руси начали воспринимать как нечто отдельное от нее, что сыграло роль в его разгроме войсками Батыя.

Но Андрей как раз стремился к тому, чтобы сделать Суздаль наследственной вотчиной – своей и своих детей. Едва унаследовав княжеский стол, он потребовал от основных городов княжества клятвы в том, что они признают главенство только его потомков. Андрей демонстративно игнорировал принцип наследования важных столов по старшинству в роду Рюриковичей – он намеревался иметь во Владимире собственную династию.

Столь же демонстративно он отказался от принципа старшинства киевского стола над прочими. Захватив город в 1169 году, он посадил там князем младшего брата Глеба, а сам уехал во Владимир.

Государственное строительство

При этом для усиления и укрепления Владимиро-Суздальской земли великий князь Андрей Боголюбский не жалел сил. Еще до смерти отца он лично руководил строительством укреплений в Москве. Унаследовав княжеский стол, Андрей пристроил к Владимирскому кремлю так называемый Новый город с Золотыми воротами (сохранились). Он выстроил также укрепленную резиденцию в Боголюбово (непонятно – то ли князь получил прозвище от названия городка, то ли городок был назван в честь князя).

Ибо свое «боголюбие» Андрей доказывал и другими делами. Не отличаясь христианским миролюбием и милосердием, он много внимания уделял церковным делам. Князь пытался добиться независимости владимирской церкви от Киева, но ему это не удалось. Зато Андрей ввел в практику православия несколько новых праздников (включая праздник Покрова) и отметился в деле церковного строительства. Ему мы обязаны Успенским собором во Владимире и церковью Покрова на Нерли – шедеврами древнерусской архитектуры.

В своих делах Андрей Боголюбский полагался не столько на поддержку родовитого боярства и родственников, сколько на младших дружинников. Он имел тесные связи и с ремесленниками Ростова и Суздаля. Что до знати, Андрей обращался с ее представителями даже неоправданно жестоко, во многом подражая своему отцу. В частности, он изгнал из княжества почти всю родню, включая мачеху и маленьких единокровных братьев, а также тех бояр, что были ближайшими соратниками Юрий Долгорукого.

Андрей Юрьевич Боголюбский — исторический портрет

Юрий Владимирович Долгорукий — исторический портрет С6

Время жизни: конец 11 века- середина 12 века ( ~ 1091-1157 гг. )

Годы правления: 1125-1157 гг.

Жил в конце XI — середине XII века. Правил в Суздале, Ростове, Перьяславе, Киеве с 1125 по 1157 гг. Прозвище «Долгорукого» получил за частое вмешательство на чужие земли. В его правление можно выделить следующие направления деятельности.

Внутренняя политика:

1.1. Началом внутренней политики Юрия стала борьба за великое княжение Киевское. По дороге в Киев, перенес центр княжества из Ростова в Суздаль, стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси, подчинил себе Муром, Рязань, захватил земли по берегам Волги, покорил Волжскую Булгарию, разбил войска Киевского князя Изяслава и незаконно овладел Киевом, в следствие чего вернулся обратно в Суздаль, т.к. нарушил правило Ярослава Мудрого – лествицу. К середине XII в. Юрий Долгорукий захватил Киевский престол.

1.2. Став Киевским князем, Юрий занялся градостроительством: построил несколько крепостей; заложил такие города, как Дмитров, Звенигород, Москва.

  1. Внешняя политика:

2.1. Юрий, по традиции начатой Владимиром Красное Солнышко, укрепил связи с Византией, путем заключения второго брака на родственнице византийского императора.

2.2.Как уже писалось ранее, до становления Великим Киевским князем в 1120 г. Юрий возглавил успешный поход на Волжскую Булгарию.

В результате свой деятельности, Юрий Владимирович, добился титула великого князя Киевского, провел успешную политику градостроительства, стал князем, положившим начало династии владимиро-суздальских и московских правителей, запомнился, как устроитель Северо-Восточной Руси. Деятельность Юрия, по сравнению с другими правителями нашего государства была довольно незначительной, но в исторической науке он ассоциируется, как основатель столицы – города Москвы.

Андрей Юрьевич Боголюбский — исторический портрет.

Время жизни: 1 четверть XII в. – конец 3 четверти XII в.

Годы правления: 1157-1174 гг.

Был сыном Юрия Долгорукого. Свое прозвище «Боголюбский» получил, за основание своей западной резиденции в Боголюбово, где проводил все свое свободное время. После смерти отца Андрей унаследовал Киевский престол, но отказался от него в пользу правления в Ростове, Суздале и Владимире. Основные направления деятельности Андрея Боголюбского.

1. Внутренняя политика:

1.1. Разгром Киева. Андрей Юрьевич упорно боролся за покорение своей власти Новгорода и вел сложную военную политику на юге Руси. В 1169 г. Киев восстал против своего князя. В итоге, Андрей покарал Киев, разгромив его. После покорения Киева своей власти, он все же заставил признать себя Великим князем, не покидая своих городов Суздаля, Ростова и Владимира. Киев потерял свое вековое старейшинство и был разграблен. После разгрома Киева, он перенес центр православной столицы — вывез из Вышгорода во Владимир одну из самых почитаемых святынь – икону Владимирской Божией Матери. Своими действиями Андрей Юрьевич, пытался создать обособленную от Киева Владимирскую митрополию, но константинопольская церковь сделать этого не позволила.

1.2. Ввел такие праздники, как спас (1 августа) и покров (1 октября)

1.3. Строительство храмов. В правление Андрея Боголюбского, была возведена церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире.

2. Внешняя политика:

2.1. В 1164 году, Андрей организовал свой первый военный поход на Волжскую Булгарию, который закончился весьма успешно.

2.2. В 1172 году, был проведен второй военный поход на Волжскую Булгарию, который также, как и первый, окончился успехом.

Итоги деятельности:

Итогами внешней политики Андрея Юрьевича Боголюбского, стали удачные походы на Волжскую Булгарию. Результатами этих двух походов было взятие булгарского города Бряхимова, полное сожжение трех других городов, полное их разграбление. Этот правитель в годы своего правления, вел очень успешную внутреннюю политику. Он превратил владимирские земли в мощное Владимиро-Суздальское княжество, ставшее одним из самых влиятельных на Руси. Владимирский князь оставил после себя огромное культурное наследие. Церкви, храмы, праздники, соборы, главная резиденция князя – неоценимый вклад в русскую культуру.

Происхождение прозвища «Боголюбский»

Существует две теории, отвечающие на вопрос — как Андрей Боголюбский получил свое прозвище «Боголюбский». Одна основана на исторической легенде, связанной с божественным сном Владимирского князя, другая — несет более научный характер.

Теория первая

По легенде кони, которые везли повозку с иконами во Владимиро-Суздальское княжество, остановились недалеко от города, рядом с небольшим селом. Андрей Юрьевич в ночь этого духовного события увидел сон, в котором к князю спустилась сама Богородица и промолвила о желании остаться в маленькой и отдаленной от военных перипетий деревушке. Так Боголюбский задумался о строительстве городка, который впоследствии получил название Боголюбово, а его прозвище возникло из этого православного наименования.

Теория вторая

Ученый-историк и научный исследователь С. В. Заграевский, основываясь на ранних летописных подтверждениях, объяснил происхождение прозвища «Боголюбский» следующим образом: название города Боголюбов напрямую связано с именем Андрея Юрьевича. «Боголюбским» великого правителя нарекли согласно имеющимся древнерусским традициям на просвещенных православных землях, а его значение было обусловлено личными качества мужчины, его творениями и достижениями перед Богом.

Правление[править | править код]

Андрей Юрьевич принимал активное участие в борьбе своего отца за Киевский престол, и показывал при этом примеры воинской доблести. В 1155 г., когда его отец стал великим князем киевским, Андрей Юрьевич получил в княжение Вышгород. Там, в женском монастыре, хранилась икона, подарок византийского императора Мануила Комина. По преданию, ее написал евангелист Лука и благословила Божья Матерь. Неожиданно икона стала ночами покидать свое место в церкви. Андрей Юрьевич истолковал это чудо, как знак о том, что ему необходимо вернуться в Суздальскую землю (бывшую вотчину своего отца). Взял он с собой и чудотворную икону. По дороге в Суздаль близ Владимира-на-Клязьме кони, везшие икону, остановились, и их невозможно было заставить идти дальше. На этом месте Андрей Юрьевич основал монастырь, а селу, расположенному рядом, дал название Боголюбово. За свое пристрастие к основанному им монастырю Андрей Юрьевич получил прозвание Боголюбский. Икона, привезенная Андреем Боголюбским из киевской земли, и в дальнейшем именовавшаяся Владимирской иконой Божьей Матери, стала величайшей святыней русского народа

Великий князь Андрей. Война с половцами.

В 1158 г. Ростов, Суздаль и Владимир одновременно объявили Андрея Юрьевича своим князем. Произошло это вопреки завещанию Юрия Долгорукого. Князь Андрей изгнал из Руси своих младших братьев и мачеху Ольгу (вторую жену Долгорукого, византийскую царевну, дочь императора Иоанна Комина). Резиденцией Андрея Юрьевича и столицей Северной Руси стал город Владимир. С тех пор князья Владимирские стали именоваться Великими князьями.

Попытки русских князей оспорить власть Боголюбского вызвали его неукротимый гнев. В марте 1169 г. ростово-суздальское войско сожгло Киев, а большинство киевлян были выведены на суздальские земли. Этим событием завершился киевский период Русского государства и началась владимирская эпоха.

Овладев Киевом на юге, Андрей Боголюбский предпринял попытку подчинить Новгород. Он собрал сильное войско и послал его к Новгороду под начальством своего сына Мстислава. В 1170 г. Мстислав вступил в новгородские земли. По пути к Новгороду он дотла сжигал села и деревни и лютостью своей принудил новгородцев к отчаянной обороне. Жители Новгорода поклялись защищать город до последней капли крови. И они сдержали свою клятву: после упорной битвы под Новгородом войско Мстислава бежало в величайшем беспорядке.

Новгородцы, опасаясь мести Боголюбского, предложили ему поставить князем новгородским юного Юрия (младшего сына Боголюбского). Андрей Юрьевич дал на это свое согласие, но с этого времени сам решал важнейшие дела города, по которым новгородский архиепископ Иоанн ездил к Великому князю Владимирскому.

Андрей Боголюбский, по свидетельству летописцев, был набожен и щедр: слуги его по ночам раздавали бедным, вдовам и сиротам пищу и мед с княжеского стола. Однако, в своем стремлении к единодержавию великий князь часто бывал мстительным и жестоким. Усиление великокняжеской власти и конфликт с родовитыми боярами привели к возникновению заговора против Андрея Боголюбсккого. В ночь на 29 июня 1174 года он был убит боярами в своем тереме. Вместе с ним были перебиты и все его слуги. Два дня тело великого князя оставалось непогребенным. Только после вмешательства церкви Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире.

Опередил Донского

Внешнеполитические интересы Руси в X–XII веках заметны по династическим бракам. Рюриковичи заключали союзы с греками, половцами, со скандинавами. Портреты Боголюбского носят примерный характер и не являются точными. Антрополог Михаил Герасимов восстановил внешность князя по черепу. Реконструкция показала, что к европеоидным чертам Юрия Долгорукова добавились азиатские, а точнее, монголоидные раскосые глаза и высокие скулы матери-половчанки Боголюбского.

Современные исследователи квалифицируют внешность Андрея Юрьевича как среднеевропейский тип. Но историографы отметили, что происхождение правителя неплохо демонстрирует евразийскую концепцию будущего Русского государства.

Андрей Боголюбский. Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885–1896. Реконструкция внешности Боголюбского антропологом Герасимовым / Коллаж: wikimedia.org

Археологи исследовали останки князя и выявили патологическую скрученность плечевых костей. Ученые предположили, что государь с раннего детства выполнял тяжелые физические упражнения, тренировался обращаться с мечом и другим оружием. Поэтому плечевые кости деформировались под влиянием длительных и изнурительных занятий.

Характеристика личности князя современниками связана с преданным служением Богу. Соратники отмечали политические и стратегические навыки правителя, прогрессивность по ряду вопросов. В частности, князь добивался метрополии, вывел архитектуру Руси на новый уровень. Белокаменный Кремль в Москве построил Дмитрий Донской во 2-й половине XIV века, в то время как Успенский собор возвышался над Клязьмой уже два столетия.

Правление Боголюбского

Внешняя политика Боголюбского

Князь Андрей Боголюбский любил и умел воевать. Война нужна была ему не только для торжества над поверженным противником, но и как средство укрепления власти в собственном княжестве. Его внеш­няя политика поражает своим напором, но в то же время непосле­довательностью. Не успев добиться одного, он тут же принимался за другое. Князь стремился подчинить себе едва ли не всю рассы­павшуюся Русь. Но кажется, с особым энтузиазмом он предприни­мал походы на Волжскую Булгарию.

В VII в. родственное хазарам тюркское кочевое племя болгар пришло в Среднее Поволжье из Приазовских степей. (Другая часть болгар тогда же ушла в низовья Дуная, где быстро растворилась среди мест­ного славянского населения, однако оставила о себе память в назва­нии страны — Болгария.) На Волге болгары смешались с местными племенами (предками современных марийцев, мордвы и чувашей), перешли к оседлому образу жизни и в X в. создали государство, ко­торое историки называют Волжской Булгарией. Тогда же они приня­ли и новую религию — ислам.

С булгарами воевали ещё киевские князья Святослав и Влади­мир Святой. Летописи сообщают о походах на булгар Юрия Долго­рукого. Андрей Боголюбский дважды следовал по стопам отца — в 1164 и 1172 гг. Однако разгромить Волжскую Булгарию он так и не смог.

Внутренняя политика Боголюбского

Во внутренней политике Андрей Боголюбский — сын Долгорукого — действовал столь же размашисто и непоследовательно. Он быстро вышел из-под контро­ля призвавшего его на престол ростово-суздальского боярства. Опи­раясь на торгово-ремесленное население городов, а также на своих многочисленных слуг («милостников»), Андрей начал теснить знать. Первыми жертвами нарождавшегося владимирского «самовластия» стали близкие родственники Андрея — его мачеха и её сыновья. Понимая, что именно они могут стать во главе недовольных его по­литикой, Андрей в 1162 г. выслал их вместе с епископом-греком Леоном в Южную Русь. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Сын Долгорукого

Андрей был третьим сыном Юрия Владимировича Долгорукого. Историки считают середину 1120-х гг. приблизительным временем его рождения. Предположительно, в начале 1140-х гг. Андрей Юрьевич женился на дочери московского боярина Кучки Улите. Достоверно неизвестно, была ли она единственной женой и матерью четырёх сыновей князя. Двое его старших братьев — Ростислав и Иван — умерли ещё при жизни знаменитого отца. Таким образом, к 1151 году Андрей оказался старшим из наследников Юрия Долгорукого.

Молодой Андрей принимал участие в междоусобицах вместе с отцом, воевавшим за киевский стол на стороне родичей из черниговского дома Рюриковичей. В 1149 году Юрий Долгорукий изгнал своих племянников Мстиславичей из Киева и стал великим князем. Но битва за престол не могла быть окончена, пока другие князья не отказались от своих претензий на великокняжеский стол. Киев переходил то к Изяславу Мстиславичу, то обратно к Юрию Долгорукому; черниговские и рязанские князья постоянно меняли сторону.

Наконец, в 1155 году Юрий Долгорукой в третий и последний раз занял стольный град Руси. В этом же году Андрей, посаженный в Вышгороде, вопреки воле отца уехал во Владимир, прихватив с собой будущую русскую святыню — чудотворную икону Богородицы. Перспектива борьбы за престижный киевский престол была Андрею не по душе, ведь для удержания города требовались колоссальные силы и постоянное лавирование межу княжескими группировками. Всё это он видел на примере своего отца, предположительно отравленного киевскими боярами в 1157 году перед очередной междоусобицей.


Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви. (Wikimedia Commons)

Приложение 2: Генеалогия Рюриковичей

Цифры слева – номера колен (поколений) от Рюрика

Русские князья IX-XVI вв.

Суздальская ветвь (от Юрия Долгорукова) Мономаховичей с конца XII века приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси, из нее происходят великие князья Владимирские, впоследствии великие князья и цари московские. Со смертью Федора Иоанновича (1598) правление княжеского рода Рюриковичей прекратилась, хотя отдельные княжеские фамилии продолжали существовать.

Фёдор Иоаннович (1557-1598) был 2-м (из не умерших в младенчестве) сыном Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой – прапраправнучки Прокопия Праведного. Родной брат царицы Никита Романович стал боярином царя Ивана Грозного и опекуном его сына – царя Федора Иоанновича, вместе с шурином которого, Борисом Годуновым, он управлял государством, после смерти Ивана Грозного в 1584 г. В этот же год младший брат Федора – Дмитрий (сын Ивана Грозного и Марии Нагой) был выслан в Углич, где в 1591 году в возрасте 9 лет был убит. Не имея детей, Федор стал последним представителем Рюриковичей на русском троне.

В 1613 году Земский собор избирает на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова – внучатого племенника Ивана Грозного через его жену Анастасию – родную сестру своего деда Никиты Захарьина-Юрьева – боярина при Грозном царе. Так, в Костроме, на родине Сабуровых началась эпоха новой царской династии Романовых.

VI. Зодчество

Во время правления Андрея Боголюбского по-настоящему широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. На месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1158 году началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный Храм всей Руси.

За время своего правления с 1157 по 1174 гг., Андрей Боголюбский построил много монастырей и храмов, в частности во Владимире он построил Успенский собор (1158–1160 гг.), Золотые Врата (1158–1164 гг.), загородный дворец в Боголюбове (1158–1165 гг.), удивительную по красоте церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Успенский собор (1158–1160 гг.)

В 1158 году Андрей Боголюбский делает своей столицей город Владимир, в этом же году на высокой горе над рекой Клязьмой он начинает строить Успенский собор – главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной или «Залесской» Руси. Собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор Владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии. Успенский собор построен, вероятно, артелью европейских мастеров романской архитектуры, присланной императором Фридрихом Барбароссой. По летописному сообщению, «Бог привел мастеров со всех земель».

Андрей Боголюбский, как и Владимир Красное Солнышко, считающийся основателем города Владимира, выделил Успенскому собору крупные земельные владения и десятую часть своих доходов. Слева от царских врат собора была помещена икона Владимирской Богоматери, вывезенная князем Андреем из Вышгорода. Сегодня икона хранится в Третьяковской галлерее, в храме Николы в Толмачах.

Архитектура Владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Во Владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, младший брат – великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо и другие сподвижники Северо-Восточной Руси.

Зимой 1383 года во Владимирском Успенском соборе, по воле великого князя Дмитрия Донского, митрополитом Пименом был рукоположен в епископский сан Стефан Пермский – величайший просветитель, миссионер и государственный деятель Древней Руси, близкий друг Сергия Радонежского.

Золотые Врата (1158–1164 гг.)

Это редчайший памятник русской военно-оборонительной архитектуры времен правления Андрея Боголюбского. Они построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города и явились главными, каменными воротами его деревянных укреплений. По красоте и величию они превосходили Киевские Золотые Врата. Они были парадным въездом в город и мощным оборонительным сооружением.

Но возведение Золотых ворот имело еще и другой, особый смысл – это символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде (Константинополе, сейчас – Стамбул), в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах, и центрах политической и военной власти своего времени.

Золотые Врата в Иерусалиме знамениты тем, что в них входил перед Пасхой Иисус. По пророчеству, в эти Золотые Врата Иисус войдет перед концом света.

Золотые Врата в Иерусалиме Золотые Врата в Стамбуле Золотые Врата в Киеве

Покрова на Нерли (1165 г.)

Храм Покрова на Нерли – это настоящий шедевр мировой архитектуры. Правы те, кто говорят, что увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в его жизни не было счастливых минут…

Место для постройки было указано Андреем Боголюбским. Храм является монументом памяти о победоносном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из Булгарии. Одновременно он стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Храм посвящен празднику , установленному Андреем Боголюбским и ставшим одним из самых любимых на Руси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: