Этап после революции
В 1919 году работал учителем в Полтаве, затем в Крюкове. Там он стал директором местного университета, но пробыл там всего один год, потому что в 1920 году его пригласили руководить Полтавской колонией для молодых преступников.
Спустя годы Макаренко доверили создание и управление центром под Полтавой для детей и молодежи, ставших бездомными в результате русской революции и которые могли быть вовлечены или не причастны к преступным действиям.
Реабилитационный поселок стал называться Колония Горки в честь педагога Максимо Горького. В нем он сделал пару статей и публичный доклад, который представил на конференции в Украине.
Под влиянием этого педагога молодежь центра заинтересовалась экономикой колонии и посвятила себя работе на своих полях и в садах. Чтение Горького, писателя и крестного отца общины, изменило сознание этих молодых людей.
В 1926 году воспитанники Горьковской колонии переняли другой учебный центр, в котором было около двухсот детей, в Куряже под Харьковом. Однако критики не дождались опубликованного Макаренко отчета о Горьковской колонии. Семь лет спустя из-за разногласий с органами образования его уволили, но он посвятил себя созданию других колоний так же успешно, как и в Горьком.
В 1927 году он также был назначен главой коммуны Дзержинского под Харьковом, исправительного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Несмотря на то, что поступившие в детский дом молодые люди считались неисправимыми, Макаренко сумел заслужить уважение у них и своих коллег.
В учреждении он сочетал настойчивость, уважение, школьное образование и продуктивный труд. В коммуне был завод по производству электродрелей и завод по производству фотоаппаратов Leika.
Активно участвовал во всех делах коммуны и воспитанников
Макаренко никогда не отделял себя от ребят, с которыми ему приходилось иметь дело. Жил там же, где и они, а иногда и в худших условиях. Ел со всеми вместе. Одевался так же просто и бедно. Трудился так же регулярно и тяжело.
Свою зарплату часто даже не видел — отправлял все в фонд колонии или переводил кому-то из выпускников.
Буквально все свое время Макаренко посвящал делам коммуны и воспитанников: проводил беседы и собрания, преподавал, дежурил днем и ночью, выбивал пропитание и средства на существование, с улиц и приемников-распределителей вылавливал подростков, чтобы изменить их жизни и показать иной, созидательный путь. Не удивительно, что для своих воспитанников Антон Семенович становился старшим другом и даже настоящим отцом, примером для подражания.
В последние годы
Член Союза писателей СССР с 1934 года. С 1935 по 1937 год он был заместителем директора отдела рабочих колоний НКВД Украины. В 1936 году его перевели в другую колонию в Броварах, где всего за год он стал образцовым коллективом.
Тогда его обвинили в критике Сталина и поддержке украинской оппозиции, из-за чего ему пришлось бежать из Киева и обосноваться в Москве. Там он посвятил себя организации своих образовательных программ, а также написанию и публикациям по педагогике и литературе.
Уже будучи известным педагогом, он читал лекции, радиопрограммы и писал статьи в престижных газетах, таких как Правда а также Известия. В эти годы он также опубликовал три свои работы, в том числе ту, которую он сделал в сотрудничестве с женой: Книга для родителей.
В начале 1939 года Макаренко получил престижную советскую награду — орден Трудового Красного Знамени. Вскоре, в возрасте 51 года, он умер от сердечного приступа в вагоне пригородного поезда. Это был вокзал Голицыно Московской железной дороги. Его тело похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Советская критика
Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.
Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.
Между строк:
Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.
В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.
Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.
К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».
Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.
Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.
В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.
Последователи
Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.
Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.
Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.
Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.
Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского (в Пед. поэме — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в Пед. поэме — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».
Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта,.
Объединение учебного и производительного труда старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода, получившее название «Учебное производство», применял д.п.н., проф. П. А. Ярмоленко. Исследования учёного и работа учебного цеха ХТЗ по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодёжи под рук. П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др.
Личная жизнь
Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал. Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы. Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.
Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России. Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона. Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.
Основные события жизни
С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.
1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца
Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.
Стадии развития коллектива по Макаренко
«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.
Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.
Этапы развития коллектива по Макаренко
По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста
В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов
Дружба с Горьким
Вечно учащийся Макаренко грезил стать писателем, но еще не оперившегося художника слова поставил на место Максим Горький. Тот дал понять, что с таким подходом у Антона Семеновича ничего не выйдет. Именно поэтому Макаренко на время сосредоточился на воспитательской работе. Он сумел сохранить хорошие отношения с Горьким и даже назвал колонию в его честь.
Когда Макаренко попадал в передряги, именно Горький помогал педагогу выкрутиться. Видные люди вели переписку, ценили и всячески поддерживали друг друга. Писатель, ранее отбивший педагогу желание написать книгу, со временем подсказал товарищу попробовать снова.
Папа Антон: каким отцом был педагог Антон Макаренко
1 апреля 1888 года в городе Белополье, в семье железнодорожника, родился мальчик, которому через несколько десятков лет суждено было стать одним из людей, определивших способ педагогического мышления всего XX века. Антон Макаренко — один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его и Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании.
В семье Антон Макаренко тоже проповедовал свои педагогические принципы, основанные на любви и понимании.
В детстве Антон был болезненным ребёнком. Хилый мальчик ребячьим дворовым забавам предпочитал книги, в доме Макаренко их было множество: отец Антоши, хоть и был обычным разнорабочим и маляром, читать очень любил и передал любовь к книге своим детям.
Учёба в двуклассной начальной школе давалась Антоше легко, однако и там всезнайка не стал авторитетом для мальчишек.
Когда мальчику стукнуло 13, семья переехала в Крюков, ведь только там можно было детям продолжить образование. Антона отдали в Кременчугское 4-классное городское училище, он закончил его с отличием и похвальными грамотами. В 1904 году шестнадцатилетний Макаренко поступает вольным слушателем на педагогические курсы. По их окончании он получает право преподавать в начальной школе. Первыми его учениками становятся крюковские дети. Работая с ними, Макаренко понимает, что его знаний для качественного преподавания недостаточно, и в 1914 году идёт учиться в Полтавский учительский институт. Параллельно с учёбой он пробует писать.
Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Эта методика дает потрясающие результаты – бывшие беспризорники и малолетние преступники быстро социализируются и становятся полноправными члeнами общества. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма». А вот личная жизнь педагога-новатора складывалась не очень гладко.
Знакомство их организовал, как ни удивительно, её муж-священник. Двадцатилетний Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость шокировала всех. Отец даже выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную, которая тоже была педагогом. Елизавета вместе с Макаренко работала в колонии имени Горького, их роман продолжался 20 лет.
Макаренко женился лишь в 1935 году. Сорокасемилетний педагог встретил будущую жену на работе, Галина была инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой.
Макаренко усыновил сына Галины от первого бpaка. О своём пасынке Льве Салько Макаренко писал: «Культурен, совершенно честен, имеет большие способности, напорист. Будет прекрасным инженером. Дисциплинирован, коллективист, прекрасный товарищ, прямодушен. В руках у него работа всегда ладится еще лучше, чем в тетради». Антон Семёнович не только чутко увидел склонности мальчика, но и помог им развиться – Лев Михайлович стал инженером по испытанию самолётов, занимался и конструкторско-исследовательской работой.
Вернее, Олимпиаду Макаренко начал воспитывать первой, она попала к нему совсем малышкой. Олимпиада Витальевна всегда с теплотой вспоминала о своём детстве, проведённом в семье дяди, рассказывая, как он расклеивал по стенам портреты русских писателей-классиков и всё время что-то читал.
В семье царила любовь, ведь основной принцип воспитания у Макаренко был основан на этом чувстве: «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и создает величайшие человеческие ценности». Макаренко сокрушался, что его коллеги-современники игнорируют любовь и считают ее лишней в деле воспитания. Сам он был абсолютно уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно.
В такой атмосфере дeвoчка выросла гармоничным и самодостаточным человеком. Она реализовалась профессионально, счастливо вышла замуж за поэта Сергея Васильева и родила двух детей. Екатерина Васильева стала известной талантливой актрисой. Антон Васильев занимается публицистикой, экологией, пишет стихи. И Екатерина, и Антон всегда интересовались у матери ее жизнью в семье знаменитого на весь мир педагога.
Основные вехи биографии
Родившись задолго до Октябрьской революции в семье простых рабочих, будущий советский педагог и писатель получил образование, сначала в железнодорожном училище, затем, решив сменить профессию, успешно окончил педагогические курсы. В 1917 году Антон Макаренко с отличием закончил учебу в Полтавском учительском институте, защитив при этом дипломную работу по теме: «Кризис современной педагогики».
Молодому педагогу уже тогда были понятны проблемы воспитания детей на стыке эпох и разных социальных систем, хотя он еще не знал, куда приведет его 1917 год. Свое еще студенческое видение новых методов воспитания молодой педагог начал воплощать в непростое для страны время. Он возглавил детскую колонию, куда разными путями попадали трудные подростки-беспризорники, лишившиеся крова и родительского тепла.
Антон Семенович Макаренко, несмотря на свое украинское происхождение, считал себя абсолютно русским человеком (об этом рассказывал в своих воспоминаниях западным исследователям и биографам брат Макаренко Виталий Семенович, покинувший родину с Белой гвардией в годы революции и гражданской войны).
Отметим, что именно эти родственные связи с бывшим белогвардейским офицером стали причиной того, что советский педагог получил гораздо большее признание на Западе, чем в своей стране. Всей душой приняв революцию и советскую власть, Макаренко осознанно подал заявление о вступлении в члены ВКП(б), но так и остался кандидатом в члены партии до дня своей смерти.
Его труды и методы воспитания были подвергнуты жесткой критике со стороны Н. К. Крупской – поверив ложным доносам, она обвинила создателя гуманной системы воспитания в рукоприкладстве и жестоком обращении с детьми.
Но благодаря сторонникам нового подхода в педагогике и последователям из числа бывших учеников А.С. Макаренко, его педагогическое наследие продолжило жизнь и стало основой советской системы воспитания.
Антон Макаренко: чужой среди своих
В 1939 году тучи сгустились над Антоном Семёновичем Макаренко. Он никогда не отличался хорошим здоровьем и мог простудится от лёгкого сквозняка. Но сила воли и крепкие нервы помогали педагогу держать удары судьбы. А теперь и его единственная «броня» была пробита в нескольких местах. Антон Семёнович, постоянно критикуемый партийными деятелями за свои педагогические методы, ходил по лезвию ножа. Его покровителя, народного комиссара внутренних дел Украинской ССР Всеволода Балицкого расстреляли в мае 1937 года. И с тех пор Макаренко остался один на один с многочисленными противниками. Чекисты держали Макаренко «на карандаше». И педагог об этом знал, поэтому находился в состоянии сжатой пружины.
1 апреля 1939 года Антон Семёнович отправился из подмосковного Голицыно в Москву на электричке. В дороге ему резко стало плохо. Макаренко прилёг на лавку и… Его бездыханное тело обнаружили на конечной станции. По одной из версий, педагог знал, что его уже ждут чекисты. А значит, впереди был арест и, скорее всего, смертный приговор. И этот последний путь сердце Макаренко не выдержало.
Что послужило причиной смерти педагога и писателя до сих пор неизвестно. По официальной версии, у него произошёл сердечный приступ. По неофициальной, с ним расправились сотрудники спецслужб при помощи яда. Но никаких следов, конечно, не нашли.
Антон Макаренко. (Wikimedia Commons)
Антону Семёновичу был 51 год. Внезапная смерть стала закономерным трагическим финалом его драматичной жизни. Макаренко чувствовал себя чужим в этом мире и поэтому всего себя посвятил помощи таким же, как и он сам, никому ненужным детям.
Макаренко родился в марте 1888 года. Мать Татьяна Михайловна вспоминала: «Когда я увидела Антона — залилась слезами. Такой он был маленький, весь чёрный и сморщенный, похожий не то на старика, не то на обезьяну. Отец меня утешал, но у него у самого в глазах стояли слёзы». Семья Макаренко воспитывала четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей. Но именно Антон был самым болезненным и хилым. Всё его детство — бесконечная борьба за выживание. Он поздно начал ходить, страдал близорукостью, постоянно болел, а шея была покрыта шрамами от карбункулов. Во дворе сверстники его воспринимали исключительно как объект насмешек и издёвок. О жестокости детей Антон знал не понаслышке.
Когда мальчику было 11 лет, семейство перебралось из родного села Белополье Харьковской губернии в город Крюков (сейчас — район города Кременчуга Полтавской области). Отец устроился на работу в железнодорожное депо, стал зарабатывать неплохие деньги.
Что же касается Антона, то он резко выделялся среди сверстников. В Крюкове для мальчишки ничего не изменилось, он также страдал от издевательств. Но в его жизни появилось увлечение, помогавшее пережить невзгоды, — книги. Макаренко постоянно читал, в любое время дня и ночи. Такой начитанностью не мог похвастать ни один человек в городе. И это определило дальнейшую судьбу мальчика, который не боялся быть чужим среди своих.