Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий — подросток Юра — маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит — как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
— Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
— Я пойду за дровами, мама, — сказал младший сын.
— А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
— Нет, не боюсь, — отвечает сын и одевается.
— Ну что ж, иди, Юра, — сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
— Мы тоже пойдём в лес, мама.
— Идите, сыны, — прошептала мать и заплакала от радости.
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.
Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.
В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).
После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.
Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.
Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).
Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:
- к-т педагогических наук (1955)
- заслуженный учитель школы УССР (1958)
- ч-кор АПН РСФСР (1957)
- ч-кор АПН СССР (1968)
- герой СоцТруда (1968)
- лауреат Госпремии УССР (1974)
- ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
- медали — Ушинского, Макаренко
Не учить, а развивать
Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.
Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя — научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.
В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому — научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.
Ласковый Ветер и холодный Ветрище
В тёмном лесу, в глубоком овраге спали два ветра. Ласковый Ветер — юноша с синими глазами. А холодный Ветрище — дед с колючею бородою.
Пришла зима. Солнышко не могло подняться высоко над землёю. Белый снег покрыл поле. Зашумели тревожно вершины деревьев. Проснулся в глубоком овраге холодный Ветрище. Встал, вышел из лесу. Застонали чащи. Идёт по земле холодный Ветрище, замерзают речки, гудит лес.
Но вот поднялось солнышко выше над землёй. Заболела спина у холодного Ветрищи. Поплёлся он в тёмный лес, залез в глубокий овраг.
Проснулся ласковый Ветер, вышел из лесу.
Засмеялось солнышко, потекли ручейки, зацвели цветы, зашумели травы.
Создание народной педагогики
Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.
Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.
Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений. Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой»
В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм»
Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».
Слайд 4Биография Василия Александровича Сухомлинского. Родился В. А. Сухомлинский в бедной семье.
До октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Оглавление…
Большое и маленькое
У коровы Лыски родился Телёночек. Он ещё маленький, даже дрожит. Припал Телёночек к матери, напился молока, и захотелось Телёночку погулять.
Пошёл он по двору, видит — сидит маленький зверёк. Дотронулся Телёночек до маленького зверька, а на нём пух мягкий-мягкий, мягче, чем материнское вымя.
Дивится маленький зверёк на огромного зверя — телёнка, сжался и сидит себе тихо-тихо.
— Кто ты такой? — спрашивает Телёночек.
— Я старая Крольчиха, — отвечает маленький зверёк.
— Неужто ты старая Крольчиха? — удивляется Телёночек. — Значит, у тебя и детки есть?
— Есть у меня маленькие детки — крольчата. А ты кто?
— Я маленький Телёночек, — отвечает Телёночек. — Я только что родился.
— Неужто ты только что родился? — удивилась старая Крольчиха. — Чудно: ты ж ещё маленький, а уже такой огромный…
— А ты уже старая Крольчиха, а такая маленькая, — ещё больше удивился Телёночек. — Неужели всё на свете такое чудное?
Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского
Идеи гуманизации образования и воспитания школьников взбудоражили советских педагогов. Они пытались внедрить их в практику учебных заведений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых начал развивать гуманистические традиции национальной и светской педагогической мысли в советской педагогике своего времени.
В течение 33 лет Сухомлинский работал директором Павловской гимназии, создав оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью в процессах воспитания и обучения. Вся система деятельности педагога пронизана высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель должен уметь ценить доверие детей, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
В подходе Сухомлинского к проблеме наказания в школе произошел определенный сдвиг во взглядах. Сначала он в принципе признал полезность наказания, был убежден, что в некоторых случаях оно может быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: образование несовместимо с наказанием учеников. Он ссылался на такие виды наказаний, как грубое издевательство, исключение из класса, оставление виновного после урока для выполнения какой-то работы, особые жалобы в дневнике.
В отличие от своих предшественников, Сухомлинский обладал гораздо более глубоким пониманием наказания. По его мнению, наиболее важным стимулом и наказанием в педагогической работе является оценка. По словам педагога, учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только через оценки и баллы, делят детей на тех, кто учится, и тех, кто не учится, не суждают детей должным образом.
В.А. Сухомлинский считал, что только учитель, который любит детей, имеет право использовать острый инструмент оценивания. Учитель должен быть так же дорог ребенку, как и мать. Вера ученика в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот что необходимо педагогу.
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский счел ее применение приемлемым только для старшеклассников. Ведь в ранних классах наказание путем неудовлетворительной оценки является особенно болезненным, унизительным и унижающим достоинство ребенка. Ребенок не должен терять веру в себя в самом начале своего пути с «помощью» учителя, который дал ему плохую оценку. Дети приходят в школу совсем по-другому: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстрые и медленные, грязные и аккуратные. У них у всех есть одна общая черта. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это награда за тяжелый труд, а не наказание за лень. Он уважал «невежество детей». Месяц, полгода, год ребенок «может ничего и не знать, но придет время — он научится». Сухомлинский настоятельно рекомендовал родителям не требовать, чтобы дети имели только отличные оценки, чтобы отличные оценки «не чувствовали себя счастливыми, а прогрессирование до С не угнеталось чувством неполноценности».
Сухомлинский рекомендует учителям призывать родителей в школу не из-за плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а когда он делает что-то хорошее. Пусть случится, казалось бы, незначительное, но доброе дело. В присутствии ребенка необходимо хвалить, поддерживать и обязательно записывать в дневник. Система образования, основанная на оценке только положительных результатов, очень редко приводит к психологическим срывам, появлению «трудных» подростков.
Камень
На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.Камень упал на дно и закрыл жерло.Вода перестала наполнять криницу.Криница засохла.Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.Замолкла соловьиная песня.Грустно стало на лугу.Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.
Составляем идеальную автобиографию учителя: образец документа
Бизнес юрист > Трудовое право > Автобиография учителя: образец, рекомендации в написании
Зачастую, чтобы устроиться на работу обязательным условием является составление автобиографии. Если вам необходимо знать, как составить хорошую автобиографию учителя, а также нужен образец, то эта статья для вас.
Правила написания
Строго установленных критериев для составления автобиографии учителя нет. Это не означает, что автобиография должна быть написана на скорую руку на коленке.
Чтобы составить данный документ рекомендуется брать во внимание некоторые советы:
Профессия учителя
- В оформление текста очень важна грамотность, почерк должен быть разборчивый
- В тексте должны быть элементы делового стиля
- Не должно быть исправлений или помарок
- Документ должен быть по размеру не больше, чем два листа А4
- Информация, которую вы предоставляете в документе должна быть объемной и в ней уточнить следующие сведения о вас: ФИО, дата и место рождения, информацию о близких членах семьи
- Нужно содержательно описать все значимые моменты вашей жизни, но старайтесь делать все в меру
- Придерживайтесь хронологического порядка
- Вся информация, представленная в документе должна быть достоверной. Не нужно стараться приукрасить себя
- Автобиографию не следует составлять в свободной форме, придерживайтесь определенной последовательности. Все перечисленные сведения должны быть структурированы
Критика и признание
Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране и не вписывались в советскую идеологию.
Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского.
Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (выдающийся учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).
Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:
- к-т педагогических наук (1955)
- заслуженный учитель школы УССР (1958)
- ч-кор АПН РСФСР (1957)
- ч-кор АПН СССР (1968)
- герой СоцТруда (1968)
- лауреат Госпремии УССР (1974)
- ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
- медали — Ушинского, Макаренко
Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского
За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.
Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.
Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.
Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.
Василий Сухомлинский (1918 — 1970) Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр. Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.
Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.
В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
— Награды * Герой Социалистического Труда (1968). * Орден Красной Звезды. Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.
Умер великий учитель 2 сентября 1970 года. —————————————————————- Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки.Читаем бесплатно онлайн
- www.livelib.ru
- www.mega-stars.ru
- vuzlit.ru
- skazkibasni.com
Цитаты о воспитании детей в семье родителями
***
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
***
Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.
***
Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
***
Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
***
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.
***
С первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании.
***
Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.
***
Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
***
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
***
Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
***
Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
***
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
***
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
***
Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
***
Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
***
Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
***
Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
***
Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог!