День крещения руси: как князь владимир отказался от язычества

Противостояние с Мстиславом

Биография князя Ярослава Мудрого вся наполнена противостояниями. Одолев Святополка, ему пришлось бороться с Мстиславом, который тоже претендовал на киевский престол.

Между ними в 1024 году состоялась битва, в которой герой нашей статьи потерпел поражение. При этом Мстислав позволил ему остаться править в Киеве. Тот отказался, снова отправившись в Новгород, а в Киеве оставив своих представителей.

В 1025 году между братьями был заключен мирный договор, согласно которому Ярослав получил земли к западу от Днепра, а Мстислав — Чернигов и всю восточную часть Руси от Днепра. Спустя десять лет Мстислав скончался, тогда и стал единоличным правителем Руси князь Ярослав Мудрый. Краткая биография, приведенная в этой статье, поможет вам теперь досконально узнать о его судьбе.

Утомившись в продолжительных боях и сражениях, Ярослав, укрепив свою единоличную власть, решил заниматься просвещением и христианизацией Руси. Свою роль в этом сыграли и многочисленные травмы, полученные им в боях.

В 1036 году он строит прочные крепости, так появляются храм святой Софии, Золотые ворота, церкви Георгия и Ирины. Таким способом правитель демонстрировал, что именно Киев является центром православного мира.

Был ли Владимир первым


картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Когда состоялось крещение Руси?

Точная дата Крещения Руси до сих пор вызывает споры у исследователей. В первую очередь это связано с расхождением данных в первоисточниках. 

Основная часть учёных ориентируется на «Повесть временных лет», где указана дата — 988 год. Сначала в Херсонесе (Корсуне) крестился Владимир и вся киевская элита, затем — произошло крещение киевлян на Днепре.


Памятник князю Владимиру в Москве

Согласно другому источнику середины XI века — «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, хронология крещения Руси отличается от общепринятой. Если верить Иакову, сам Владимир крестился не в Херсонесе, а в Киеве, в 987 году, а взятие Херсонеса произошло в 989 году. Соответственно, ряд учёных относит крещение Руси к 990 и даже к 991 году. 

В настоящее время на государственном уровне принят праздник — День крещения Руси, который отмечается 28 июля. В православном календаре он совпадает с днём памяти князя Владимира.

За что князя Владимира назвали Красным Солнышком

Князь с таким прозванием – герой былин. Специалисты считают, что это «не совсем» св. Владимир: скорее «Красное солнышко» – собирательный образ. Здесь в народном сознании слились воедино два Владимира – Святой креститель с жившим в начале XII в. Мономахом.

Владимир Мономах

Это князь, имя которого было подлинной легендой на Руси того времени, а полководческий талант, личная порядочность, глубокая вера снискали князю такой авторитет, что одна его личность обеспечивала практически монолитное единство страны. Владимир – сын младшего сына Ярослава Мудрого, Всеволода, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов – отсюда прозвание. Князь обессмертил свое имя благодаря:

  • многолетнему успешному противостоянию кочевникам-половцам;
  • мудрому управлению Киевом, где он начал княжить, будучи уже 60 лет (с 1113 г.).

Считается, что Мономах – создатель, пожалуй, первого «социального законодательства», «Русской Правды Владимира Мономаха», где есть ряд статей, ограничивающих произвол ростовщиков, например, проценты по выдаваемым ссудам.

Интересный фактПравитель также известен, как автор «Поучения», наставления детям, написанного истинным патриотом страны, при этом – настоящим христианином. Скончался Мономах близ места гибели блгв. князя Бориса – сюда, на место, связанное с почитаемым святым, он приехал, чувствуя приближение смерти.

Таким образом, этот правитель –живое свидетельство христианизации страны, начавшейся при Владимире Святом, а менее чем через 200 лет давшей князей с совсем другим, христианским государственным мышлением. Два образа слились воедино, конечно, не случайно.

В каком году?

Согласно летописи, сам князь Владимир крестился в 988 г.

В этом же — 988 году начинается длительный процесс принятия веры восточными славянами – а вот его конечную «точку», когда Русь подлинно стала «Святой», православной, определить затруднительно.

Вышла ли она христианской, будучи испытана, как злато в горниле, из безвременья монгольского господства? Считать ли существование Руси христианской с XIV в., когда просиял на этой земле прп. Сергий Радонежский? А может – с XVI в., когда впервые появляется слово «крестьянин», что значит «христианин»? Так именуют себя сельские производители, во главу угла ставя не свою работу, а веру? Однозначно вопрос не решен до наших дней.

«Русская правда»

В биографии Ярослава Мудрого важную роль играет древнейший на Руси свод законов «Русская правда» и Слово о законе и благодати, в составлении которых князь сам принимал непосредственное участие.

Из летописей известно, что Ярослав содействовал также переводу на русский язык с греческого большого количество книг, которые затем размещались в библиотеке, расположенной при храме Святой Софии.

Историки высоко оценивают достижения Ярослава Мудрого во внешней политике, он всеми путями стремился добиться признания авторитета и важности русского государства. Именно Ярослав был главным инициатором похода новгородского князя Владимира Ярославовича на Византию

Правда, военная кампания завершилась неудачей.

В 1050 году на Руси был назначен первый митрополит — Илларион, что поставило государство в один ряд с крупнейшими христианскими государствами. Большинство детей Ярослава связали себя узами брака с представителями различных европейских династий, что способствовало налаживанию внешних связей в Европе.

Точная дата смерти Ярослава Мудрого неизвестна. По самой распространенной версии, он скончался зимой 1054 года. Перед своей смертью он оставил на киевском престоле старшего сына Изяслава. Благодаря грамотной внешней политике Ярослав на долгие годы сумел обезопасить южные и западные границы Руси.

Русь при Ярославе Мудром

Князь Ярослав занимал престол в Киеве с 1019 по 1054 год. С 1036 года он стал единоличным правителем, так как скончался его брат Мстислав Удалой, который управлял землями от Чернигова до Таманского полуострова.

Рис. 1. Русь в XI веке.

При Ярославе Мудром на Руси появился первый свод законов — Русская Правда. Он служит ценным историческим источником о штрафах за преступления и об организации судопроизводства.

При Ярославе были построены каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде, а также Золотые ворота в столице. В 1036 году он разгромил печенегов, и около 30 лет угрозы со стороны степи для Руси не было. Князь также воевал с литовским племенами, поляками и Византией в 1043 году. Его дочери вышли замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции. Сын Изяслав обвенчался с дочерью польского короля, а двое других сыновей, Святослав и Всеволод, вступили в брак с австрийской и греческой принцессами соответственно.

На Руси была территория, которая находилась при Ярославе Мудром вне власти Киевского князя, — Полоцкое княжество на территории современной Беларуси. В нем княжил Брячислав Изяславич, а с 1044 года престол занял его сын Всеслав и правил почти 60 лет.

Рис. 2. Ярослав Мудрый.

Биография и исторический портрет Ярослава Мудрого

В древней истории зачастую случается так, что мы не можем точно определить, когда родился тот или иной человек, или даже произошло какое-либо событие. Опираться можно только на летописные свидетельства очевидцев, которые зачастую писали исходя из собственного видения ситуации, а то и по прямой указке «заказчика». Тем не менее складывая несколько источников вместе, собирая крупицы истины меж «плевел» своего отношения, можно выяснить наиболее вероятную картину происходящего. Первые упоминания о княжиче можно отыскать в «Повести временных лет», которая датирует события 980 годом.

Важно

Нужно понимать, что Нестор описывает события, что произошли около сотни лет назад до его появления на свет, потому следует учитывать этот факт. Женитьба любвеобильного батюшки его Владимира на полоцкой принцессе Рогнеде, дочке князя Рогволода, датируется именно 980 годом. Далее летописец перечисляет всех детей, что появились от этого брака, и князь Ярослав Владимирович стоит на третьем месте по старшинству.

Происхождение князя Ярослава

Доподлинно неизвестно, в какой момент именно Владимир взял в жены Рогнеду, уничтожив ее отца и мать, до того, как отправился «за море» для того, чтобы собрать варяжскую армию и захватить Киев или уже по возвращении. Более вероятен второй вариант, потому наиболее подходящим годом рождения Ярослава многие считают 978-ой или 979-ый. В свитке за 1054 год, что повествует о смерти Ярослава можно отыскать сведения, что умер он на семьдесят шестом году. Путем простых математических расчетов можно выяснить, что указанные даты действительно являются наиболее вероятными.

Однако некоторые историки считают, что общепринятые варианты можно оспорить, ввиду их несостоятельности. По исследованиям, к примеру, Василия Татищева, изучающего Иоакимовскую летопись, которая до наших дней не сохранилась, а многими и вовсе считается подделкой и фальсификацией, в 1016 году началось княжение Ярослава Мудрого в возрасте 28 лет – это ошибка. Он считает, что к этому времени он должен был быть по крайней мере на десять лет старше. При этом он имел в распоряжении множество манускриптов, которые тоже не сохранились. Согласно Голицынской, Хрущевской и Раскольничьей летописи, возраст князя на момент восшествия его на престол, мог составлять 28, 34 или 23 года.

Если учесть тот факт, что новейшие исследования устанавливают дату брака Владимира с Рогнедой в 978 году, а сам Ярослав являлся третьим по старшинству сыном, то появиться на свет в том же году он никак не мог. То есть и смерть князя, скорее всего, датирована неверно, вернее возраст, в котором он отправился в мир иной. Многие ученые считают, что эта ошибка закралась не случайно, а с определенной целью. Нужно было представить Ярослава старше, чем Святополк, чтобы оправдать его права на киевский престол. Но ведь не даром даже брат Борис говорит, подойдя под стены Киева, что «не буди мнѣ възнѧти руки на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто». То есть, он говорит, что не поднимет руки на старшего брата, ведь он после смерти отца займет его место.

Детство и личные качества

Как бы там ни было, Ярослав Владимирович Мудрый воспитывался наравне со всеми детьми Владимира. Вокруг него никогда особо не бегали мамки и няньки, но и старшие дружинники у него в друзьях не числись. Это был довольно самостоятельный, молчаливый ребенок, который всегда находил, чем себя занять. Он всегда крепко любил свою Родину и народ, за что тот отвечал взаимностью. Ведь совсем недаром этот человек получил именно такое прозвище от людей, которые Святополка, к примеру, прозвали Окаянным, хотя вина его ни в чем не доказана.

Некоторые историки читают, что Ярослав был вовсе не сыном Рогнеде, а ее пасынком, от византийской принцессы Анны. Такое мнение высказывал известный французский историк-медиевист, большой специалист по древней Руси и современной России, Жан-Пьер Арриньон. Именно этим фактом можно объяснить вмешательство князя во внутренние византийские дела в 1043 году, к которым он, как бы и не имел никакого отношения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Почему княгиня Ольга не сумела привить веру сыну Святославу

Прежде всего, потому, что он к моменту духовного перерождения княгини-язычницы, ставшей христианкой, был взрослым человеком, сложившейся личностью. При этом князь :

  • имел государственные взгляды, отличные от воззрений матери: если Ольга пеклась о духовном единстве страны, Святослава более интересовали завоевание новых территорий, контроль над торговлей, получение прибыли;
  • как всякий князь, сильно зависел от своей дружины, большая часть которой была языческой; Святослав серьезно опасался, что внутренние конфликты не дадут ему возможности продолжать эффективные военные походы.

По этим причинам, уважая убеждения матери, князь не разделял их, до конца дней оставаясь приверженцем язычества. При этом летописец, говоря о Святославе, не произносит ни слова осуждения, напротив, восхищается его воинскими талантами, мужеством, честностью: безусловно, это по-своему был цельный, искренний человек, столь же искренне заблуждавшийся. Впрочем, христиански воспитывать своих детей – внуков Ольги – матери Святослав, видимо, никогда не запрещал.

«Крещение Ольги» – худ. С. А. Кириллов, 1993 год

На киевском престоле

Став киевским князем, Ярослав окончательно не избавился от Святополка, который через несколько лет принял решение отомстить брату. Он пошел на Русь с походом вместе с польским королем Болеславом, который приходился ему тестем.

Одержав победу при Буге, ему удалось вновь занять Киев. В биографии князя Ярослава Мудрого содержится упоминание, что после этого поражения он удалился в Новгород, откуда даже планировал бежать в Скандинавию. Но новгородцы ему этого не позволили, вынудив продолжать сопротивление. Ярослав их послушался, отправился в Киев, сумел вернуть себе престол, победив в сражении на Альте.

Историческое значение крещения Руси

Оно сводится не только к тому, что неотъемлемой частью культуры стали храмы, богослужение, появилась письменность, созданная свв. Кириллом и Мефодием. Постепенно христианство пронизало все сферы жизни страны, стало определять ее систему ценностей. Во многом – продолжает до сих пор.

Хотя количество людей, ведущих церковную жизнь, сейчас невелико, все же более половины населения России даже после 70 лет государственного атеизма определяют себя, как «православные». А это много больше, чем во времена, когда на языческой Руси появились первые миссионеры. Впрочем, «второе Крещение Руси», как называют современный период, идет, конечно, не намного легче первого.

Наталья Сазонова

Семья и дети

Согласно отечественной историографии, Владимир Мономах был трижды женат.

Первая супруга — беглая английская принцесса Гита Уэссекская. От этого союза на свет появилось пятеро детей: Мстислав, Вячеслав, Изяслав, Ярополк и Святослав. Они носили славянские имена.


Гита Уэссекская

В конце 90-х годов он женился на некоей Ефимии. Так предположительно имела греческое происхождение. В этом браке родилось еще шестеро детей.


Ефимия

Три дочери (Агафия, Мария и Евфимия), а также сыновья Владимира Мономаха Роман, Андрей и Юрий, который вошел в историю под прозвищем Долгорукий.

Последней предположительной супругой Владимира Мономаха стала дочь половецкого хана.

Почему князь Владимир решил принять Крещение

Известно, что первоначально он не имел таких намерений: борясь за великокняжеский престол с братьями князь как раз апеллирует к «отеческой вере». Позже его позиция меняется.

Перечислите главные причины

К их числу относятся, прежде всего, политические:

  • большая часть европейских государств (включая культурно близкие Руси славянские страны – Болгарию, Моравию, другие) к этому времени приняли христианство; военные, экономические, политические контакты сильно затруднялись из-за конфессионального фактора;
  • Владимир не мог не видеть, что язычество, основанное на почитании племенных божеств, политически разъединяет страну; необходима была общая духовная основа; попытка князя насильственным путем утвердить культ бога дружинников Перуна полностью провалилась: население просто не восприняло эту «реформу»;
  • наконец, имея территорию, а также экономический потенциал, сравнимый с Византией, Русь еще со времен Ольги имела вполне определенные великодержавные амбиции, которым мешала… сама же Русь, духовно разъединенная, раздираемая усобицами племен, тогда как христианская Византия была на тот момент единственной мировой державой; выбор веры казался вполне очевидным.

Кроме этих, у Владимира были также личные мотивы. Возможно, это:

  • свято хранимая память об Ольге, уважение к которой элиты, народа было чрезвычайно велико;
  • наличие христиан внутри дружины самого князя; многие предполагают, что его особо потрясла гибель лучших воинов, варягов Феодора и Иоанна, которые предпочли смерть участию в жертвоприношении бесовским силам, как именовали христиане «богов»;

«Первые христианские мученики при Святом Владимире»Картина Павла Сорокина. 1852, 1852г. Холст, масло. Размер: 179,5 x 225 см. Третьяковская галерея

наконец, покрыто тайной личное обращение самого Владимира; летописец описывает это, говоря, что князь внезапно потерял зрение накануне Таинства, а прозрел в купели; метафора это, либо речь идет о реальном чуде, но личность князя после принятия веры изменилась до неузнаваемости.

Князь крестивший Русь

Вот молитва князя Владимира при Крещении киевлян, а ведь его можно было считать тогда только новоначальным:

Князь полагал, что новая вера давала фундамент для будущего духовного единства русичей. Именно поэтому он не ограничился личным принятием христианства, а активно занялся просвещением не только политической элиты, но – всего населения.

Какая вера была до принятия Крещения

Ее определяют, как так называемую языческую, от славянского «язык», или «народ». Это говорит о том, что вера славян определялась своего рода коллективным опытом познания мира, природы. О язычестве Руси сохранилось крайне мало данных. Их дают:

  • данные этнографов, еще в начале XX в. наблюдавших некоторые восходящие к язычеству обряды; элементы давно ушедшей веры хранят традиции орнаментов вышивки, особенности славянской одежды;
  • исследования фольклористов, записывавших не только песни, загадки, пословицы, но немало сказок, содержащих элементы картины мира язычника-славянина;
  • наконец, русские летописи сообщают некоторые имена славянских богов, отдельные подробности об обрядности.

К основным чертам религии можно отнести:

  • многобожие;
  • магизм, когда основой взаимодействия с природой, духами, богами являются разного рода магические практики.

Как принимало население новую веру

Данные об этом скудны и потому очень противоречивы:

  • с одной стороны, очевидно не только сопротивление христианству, но также неглубокое его понимание: например, долгое время сохранялись языческие обычаи, а русские князья вплоть до XIII в. при рождении получали два имени – христианское и языческое (например, даже имена свв. Бориса и Глеба – языческие, а крещены они как Роман и Давид);
  • с другой стороны, первые десятилетия христианизации стали временем такого взлета духовной жизни, что это даже вызывало некоторое недоумение византийцев: появился Киево-Печерский монастырь, без преувеличения, духовное сердце страны, а в одном только Киеве насчитывалось до 1000 церквей; наконец, не прошло нескольких десятилетий, как молодая Церковь получила первых святых, притом мучеников за веру – это те же свв. Борис и Глеб, которые предпочли погибнуть, но не участвовать в братоубийственной междоусобице.

Поэтому можно сказать, что духовное перерождение страны происходило, может быть, не быстро, зато основательно. Показатель этого – судьба славянского язычества, о котором сейчас известно столь мало.

Киево-Печерская Лавра, г. Киев

Как действующая, цельная религия язычество перестало существовать, видимо, уже к концу XIII в., если не раньше. А уж попытки современных неоязыческих движений «возродить» «веру предков» с точки зрения большинства профессионалов – даже не историческая реконструкция, ведь материала для нее почти нет. Обвиняют, конечно, князя Владимира, якобы насильственно крестившего Русь.

Правда куда неприятнее для противников христианства: никакое насилие не сравнится со своего рода «самоцензурой» русичей: принимая веру, пусть не сразу, не одномоментно, они столь решительно отказывались от прежних заблуждений, что через несколько поколений впору было собирать осколки «отеческой веры» – вот только христианам это было не нужно…

Когда на Руси появилось христианство?

Известно, что христианизация Европы начинается уже с I в., а славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину именно из этого региона. С высокой вероятностью можно сказать, что вера была им по крайней мере известна. Русские летописи указывают, что по крайней мере с IX в. среди княжеских дружинников было немало христиан. Традиционно считается, что ими также были Киевские князья Аскольд и Дир (конец IX в.)

Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)

Новый этап распространения веры наступает при княгине Ольге, которая первой из русских княгинь принимает Таинство от руки Патриарха Константинопольского. Однако, христианизации Руси при княгине мешает как позиция большинства населения, так желание Византии, куда не раз обращалась княгиня с просьбой образовать епархию, прислать священников. Империя же имела ввиду политические выгоды от христианизации столь большой территории, желала получить контроль над торговыми путями.

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.


картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели

Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино

Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

При каком князе Русь приняла крещение?

Несмотря на то, что крещение Руси — заслуга князя Владимира Святославовича, христианство не пришло на русскую землю неожиданно. Крещению Руси предшествовала последовательность событий, во многом предопределивших выбор Великого Князя.

Великая княгиня Ольга крестилась задолго до своего внука, ориентировочно в 957 году. А в 959 году она впервые выступила с инициативой учреждения на Руси христианской церкви, отправив послов к Германскому епископу


Княгиня Ольга (Свято-Троицкая церковь, Томск)

В X веке христианство постепенно проникает в наиболее прогрессивную часть общества — его принимают торговцы, работающие на экспорт, и ряд дружинников. Сын Ольги, Святослав Игоревич, христианство не принял. Князь посвятил свою жизнь многочисленным военным походам, и погиб в бою с печенегами. 

После гибели Святослава на Руси разгорелась междоусобная война. На Киевский престол претендовали сыновья князя — Ярополк, Олег и Владимир, на тот момент правивший в Новгородских землях. После череды кровавых событий Великим князем стал Владимир Святославович. 

Новому правителю предстояло решить целый ряд внутри и внешнеполитических задач:

  • духовное объединение русского народа;
  • усиление позиций Киевской Руси на международной арене;
  • укрепление княжеской власти.

Пока Русь жила в хаосе многочисленных языческих культов, говорить о сильном, сплочённом государстве было невозможно. И только после крещения Руси пришло настоящее единение. Принятие единой монотеистической религии должно было ускорить процесс формирования сильного, независимого государства — мощного игрока на международной арене. 

Итоги правления

Годы правления Мономаха (1113 — 1125) были отмечены несколькими крупными событиями:

  • Владимир Всеволодович провел более 80 походов против внешних и внутренних врагов. Укрепил международный авторитет Руси. В первые годы своего правления старался участвовать в процессах поддержания хрупкого баланса между князьями.
  • Мономах выступил организующим фактором, которые позволил объединить отдельных правителей против внешнего врага. Во многом именно его стараниями удалось существенно отсрочить наступление феодальной раздробленности, удельный период Руси.
  • Важным стало изменение порядка наследования престола (Любечский съезд), согласно которому каждый князь должен был править в своих землях. Это был компромисс, который позволил сохранить статус-кво хотя бы на некоторый срок.
  • Нанес несколько чувствительных поражений половцам, усмирив степняков. Благодаря этому он дал необходимое время на развитие.
  • Мономах внес большой вклад в культуру Руси. Под его руководством велась летописная деятельность. Также своими силами он подготовил одну из первых светских проповедей — «Поучение Владимира Мономаха». Важный памятник отечественной истории и культурологии.
  • Владимир Всеволодович сыграл большую роль в развитии права Руси. Кроме того, внес весомый вклад в формирование социальной структуры общества того времени.

Оценки его деятельности преимущественно положительные. Хотя единого мнения насчет княжения Владимира Мономаха нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: