Марина Цветаева — биография
Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века. За годы творческой деятельности она успела оставить после себя солидное литературное наследие. Более десятка сборников стихов и еще столько же поэм.
Помимо собственно поэтического труда, Марина Цветаева прославилась как эссеист и переводчик. Именно проза сделала ее популярной за пределами родной страны, когда женщина находилась в эмиграции.
Поэтесса была очень сложным человеком. Хотя свидетельства современников разнятся чуть ли не противоположным образом. Кто-то характеризовал ее мягкой и поистине женственной натурой, с тонкой душой. Другие же называли Цветаеву надменной и высокомерной, с жестким характером.
Как бы то ни было, именно ее личностные качества помогали писать проникновенные стихотворения, которые многим приходились по душе.
Судьба Марины Цветаевой сложилась тяжело. Она долгие годы пребывала в вынужденной эмиграции. Ровно в момент, когда начались политические гонения, революции и гражданская война.
В то же время, и личную жизнь женщины нельзя назвать счастливой. Она знала, что такое нищенство, в свое время была вынуждена отдать дочерей в приют, из которого одна из них так и не вернулась.
В конце концов, не выдержав тягот времени, под влиянием сильнейшего творческого кризиса, Марина Цветаева покончила с собой.
Несмотря на трагический финал жизни, женщина успела написать около полусотни работ в разных жанрах. Ее наследие ценится любителями высокого искусства до сих пор.
https://youtube.com/watch?v=nPeeN-FiUkc
Неласковые объятия Родины
Весной 1937 года в Россию вернулась Ариадна, а в октябре Сергей Эфрон вынужден был бежать на родину. Во Франции его посчитали причастным к политическому убийству. Но воздухом Отечества они наслаждались недолго: в 1939-м оба «возвращенца» были арестованы. Ариадне выпали на долю 15 лет тюрьмы и ссылки. Эфрона расстреляли в октябре 1941-го. А в январе 1940-го родилось это короткое стихотворение Цветаевой.
***
Ушел — не ем: Пуст хлеба вкус. Всё — мел. За чем ни потянусь.
…Мне хлебом был, И снегом был. И снег не бел, И хлеб не мил.
Марина вернулась в страну в 1939-м. жила трудно, скудно, занималась в основном переводами. Но весной 1939-го она пишет очередное стихотворение-предчувствие.
* * *
О слезы на глазах! Плач гнева и любви! О, Чехия в слезах! Испания в крови!
О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора — пора — пора Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить. С волками площадей
Отказываюсь — выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть Вниз — по теченью спин.
Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один — отказ.
P. S.
Георгий Эфрон после смерти матери провёл в Чистопольском интернате Литфонда меньше месяца, потом вернулся в Москву. Когда в октябре 1941 г. фашистские войска вплотную подошли к столице, Мур с остальными подростками был эвакуирован в Ташкент. Там, быстро израсходовав имевшиеся у него деньги, юноша промышлял воровством и попрошайничеством, с нетерпением ждал переводов от тёток, насколько раз был под следствием. По возвращении в Москву Георгий Эфрон поступил в Литературный институт, но проучился недолго – его призвали в армию. 7 июля 1944 г. сын Марины Цветаевой был тяжело ранен в бою и скончался в полевом медсанбате. По данным ОБД «Мемориал» Георгий Сергеевич Эфрон похоронен в Беларуси, в братской могиле г. Браслав Витебской области.
Ариадна Сергеевна Эфрон (Аля) провела в заключении в общей сложности 14 лет (8 лет в исправительно-трудовых лагерях+ 6 лет ссылки в Туруханском районе Красноярского края), о смерти родителей ей сообщили не сразу. В 1955 г. была реабилитирована за отсутствием состава преступления. Скончалась в 1975 г. от обширного инфаркта.
Сергей Яковлевич Эфрон отказался свидетельствовать против близких ему людей, в том числе и против жены. 16 октября 1941 г. был расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.
Эмиграция
Вынужденное пребывание Марины Ивановны Цветаевой за границей начался в 20-е годы. Она подала прошение на выезд из страны. Оно было одобрено.
Временным пристанищем женщины стала Прага. Затем вместе с супругом Сергеем Эфроном, поэтесса переехала в Париж, где и оставалась долгое время.
Здесь женщина пишет несколько произведений. Продолжает активно сочинять.
Переломным моментом становится 1928 год. В это время женщина пишет открытое письмо Маяковскому. Эмигрантская среда, которая почти целиком состоит из представителей белых, не принимает такой поступок. Женщину обвиняют в симпатиях коммунистам.
Марина Цветаева в эмиграции
Из-за этого большая часть коллег по цеху отворачивается от Цветаевой. Ситуация оборачивается серьезным ударом по финансовому положению семьи.
Поэтессу больше не печатают, она становится изгоем в среде эмигрантов. Буквально в течение пары лет семья нищает на глазах. Денег катастрофически не хватает.
Единственный источник дохода — это немногочисленные творческие вечера. Цветаева пробует заниматься переводами, влиться в литературные круги Парижа. Но большого успеха это не приносит.
В 1930 году друзья и знакомые Марины, которые пока не отвернулись от нее, создают фонд помощи Цветаевой. Но денег все равно не хватает.
Ситуация скверная. Вернуться домой поэтесса не может, поскольку над мужем и над ней самой висит угроза уголовного преследования и репрессий.
«Здесь я не нужна, там я невозможна», как говорила сама поэтесса.
Вариант №2
Марина Цветаева (26.09.1892 г. – 31.08.1941 г.) – одна из известных русских поэтесс Серебряного века. Её творчество внесло большой вклад в развитие русской литературы. Говорят, что Цветаева – женщина со сложной судьбой.
Появилась на свет Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября 1892 года. Она была третьим ребёнком в семье. Её отец был учёным, а мать пианисткой, поэтому с детства она обучалась музыке. Значительную часть своего детства Марина провела за границей. Вследствие этого, она знала немецкий и французские языки. Уже первые её стихи были написаны на трёх языках.
Вступила в свою творческую деятельность Марина Цветаева в 1910 году, когда вышел её первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». В этот сборник входили и её детские стихи. Выпустив это собрание стихов, его сразу заметили известные поэты того периода: В.Брюсов, М.Волошин и Н.Гумилёв. После этого успеха русская поэтесса написала свою первую статью «Волшебство в стихах Брюсова».
Через пару лет Марина Цветаева выпустила еще один сборник – «Волшебный фонарь», а следом еще одно её произведение «Из двух книг». До начала Октябрьской революции поэтесса приехала в город Александров. В это время все её произведения были посвящены любимому городу и близким людям. В дальнейшем этот период прозвали «Александровское лето Цветаевой». Тем же летом написаны циклы «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».
Наступила гражданская война и пришли тяжёлые времена для Цветаевой. Для неё было непозволительно деление на «белых» и «красных», она не могла принять того, что творилось в стране. В этот период она пишет стихотворения для своего еще одного сборника «Лебединый стан». Она стала автором нескольких пьес романтического характера, а также поэм «Егорушка», «На красном коне» и «Царь – девица».
Через некоторое время она уезжает за границу и пишет две большие работы: «Поэма конца», «Поэма горы». Они оставили большой отпечаток в её творчестве. Большинство её стихов даже не были опубликованы. Последний сборник, который она написала, назывался «После России». Туда входили стихи поэтессы, которые она написала до 20-х гг.
Марина Цветаева также издала «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена» и написала статьи о творчестве некоторых писателей. За границей её произведения не пользовались большой популярностью и богатым спросом, хотя тогда вышли в свет поэзии «Маяковскому».
Читая стихи Цветаевой, можно проникнуться всеми её чувствами, эмоциями и переживаниями. Многие стихи поэтессы положены на музыку в качестве романсов. За свою хоть и не долгую жизнь она оставила свой яркий след в литературе. До сих пор мы изучаем её творчество и поражаемся талантом.
Личная жизнь
Марина была очень влюбчивой женщиной, в её жизни было немало бурных романов, но настоящая любовь только одна.
В 1911 году Цветаева гостила в Коктебеле у Максимилиана Волошина, где произошло её знакомство с литератором и публицистом Сергеем Эфроном. Это был замечательный, жизнерадостный и весёлый человек, в любой компании он становился, как говорится, её душой. Но в этот год он приехал в Крым, чтобы поправить здоровье после перенесённой чахотки, а также оправиться от потрясения, вызванного самоубийством матери. В самом начале 1912 года Марина стала его женой, а ровно через девять месяцев, в сентябре, родила дочь Ариадну.
Первые годы супружества были счастливыми. Сергей подарил Цветаевой ощущение земных человеческих радостей, ведь до знакомства с ним она постоянно пребывала в каком-то своём мирке, полном иллюзий и собственных фантазий.
В 1914 году брак оказался на грани распада, а поводом тому стало знакомство Цветаевой с переводчицей и поэтессой Софией Парнок. В течение двух лет между ними были романтические отношения, которые позже Марина назвала «первой катастрофой в её жизни». В 1916 году она вернулась к супругу, а Софии посвятила цикл стихотворений «Подруга». Сергей переживал такую измену жены очень болезненно, но нашёл в себе силы её простить.
В 1917 году у супругов родилась вторая дочь Ирина. Но это был далеко не самый гладкий период их совместной жизни. Прошла революция, Сергей стал её противником и примкнул к белому движению. Марина осталась одна с двумя маленькими дочками и с домашним хозяйством. К этому она оказалась практически не готова. Она вынуждена была продавать вещи, голод вынудил её отдать девочек в подмосковный приют в Кунцево. Младшая умерла там в возрасте трёх лет, старшую Алю Цветаева забрала.
Весной 1922 года Марина с дочкой уехала за границу. Некоторое время они жили в Берлине, потом переехали в Прагу, где на тот момент проживал её супруг Сергей, офицер Белой гвардии, переживший разгром Деникина. Он учился в Пражском университете. Однако вскоре семья перебралась в глухую деревушку, где жизнь была немного дешевле, ведь им еле-еле удавалось сводить концы с концами. Стирка, уборка, поиск дешёвых продуктов – Марина охарактеризовала этот период своей жизни «между колыбелью и гробом».
Здесь же произошёл её очередной бурный роман с Константином Родзевичем. Супруг обо всём догадался по поведению Марины, она стала раздражительной, могла срываться на него либо по несколько дней замыкаться в себе и не разговаривать. Но когда настало время выбора, Цветаева снова осталась с мужем.
В 1925 году у них родился сын Георгий, она долго и очень сильно хотела родить именно мальчика, поэтому появление на свет малыша сделало Марину несказанно счастливой. Хотя длилась эта эйфория недолго. Семья переехала в Париж, где ещё в большей степени Цветаева ощущала нищету. Знакомые отмечали, что в этот период она как-то резко и сильно состарилась, совершенно перестала за собой следить. Доход от её писательской деятельности был мизерным, мало зарабатывала и взрослая дочь Ариадна, вышивавшая шляпки, муж был болен и не работал. Семье иногда помогали финансами друзья.
Ранние годы
26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.
Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.
Начало творческого пути
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»)
Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы
В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.
Творчество
Начало
Поэтические таланты проявились уже в пять лет. Первые стихи девочка могла писать на трёх языках: русский, немецкий и французский. Начиная с 1910 года, марина Ивановна выпускает несколько поэтических сборников:
- «Вечный альбом» – 1910 год;
- «Волшебный фонарь» – 1912 года;
- «Из двух книг» – 1913 год;
Сборник под названием «Юношеские стихи», составленный в 1015 году так и не был издан. Он включал в себя такие стихотворения, как «Мои стихи написаны так рано…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…» и т. д.
В своих ранних стихах Цветаева демонстрирует веру в большое поэтическое будущее, желая вписать себя в историю поэзии. Она была автором, любящим дразнить и эпатировать публику, не боясь бросать вызов устоявшимся вкусам и пристрастиям. На начальном этапе творчества поэтесса сочетала стилистику поэзии XVIII века с бунтарством, намеренным косноязычием и простотой.
Яркий пример такого стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мой…». Произведение рассказывает о женщине, желающей любить, но принимающей как нелюбовь к себе, так и бесчувствие со своей стороны.
В 1916 году была дописана книга «Вёрсты», вышедшая через несколько лет. Среди стихов в этом сборнике присутствуют «Никто ничего не отнял…», «Откуда такая нежность…», «За девками доглядывать, не скис…» и другие. Поэтическое мастерство Цветаевой возрастает.
Одним из объектов её произведений становится Москва, что было отражено в цикле «Стихи о Москве». Город представляется как религиозный и фольклорный реликт. Интересуют поэтессу и народные мотивы («Царь-Девица», «На красном коне», «Молодец»). Эти стихи были написаны в первой половине 1920-х годов.
Цветаева и революция
Революцию поэтесса не приняла. Это время было для неё трудным как с психологической, так и с материальной точки зрения. Муж Сергей Эфрон сражается в Добровольческой армии, дочь Ирина (1917 – 1920) умирает от голода. Из детей остаётся Ариадна (1912–1972). В период с 1917 по 1920 Марина Ивановна создаёт цикл под названием «Лебединый стан», в котором изливает тоску о супруге, три года не подающим вестей с фронта.
В годы революции появляются такие работы, как:
- «Чёрный валет»;
- «Метель»;
- «Конец Казановы» и другие.
Пребывание за границей
В 1922 году Марина Ивановна уезжает за рубеж. За границей она воссоединяется с мужем, переезжая из Берлина в Прагу, где на свет появляется сын Георгий (Мур) (1925–1944). Поэтесса продолжает выпускать сборники, среди которых:
- «Стихи Блоку»;
- «Психея. Романтика»;
- «Разлука».
Публикуются поэмы:
- «Крысолов. Лирическая сатира»;
- «Лестница»;
- «Попытка комнаты» и другие.
Появляются произведения, затрагивающие тему античности:
- «Тезей»;
- «Федра».
В 1928 году издаётся последний сборник стихов, созданный в эмиграции под названием «После России. 1922–1925».
Наряду с поэтическими произведениями выходит и проза:
- «Дом у Старого Пимена»;
- «Сказка матери»;
- «Кирилловна» и другие.
Занимается Цветаева и эссеистикой. Её авторству принадлежат такие статьи, как:
- «Поэт о критике»;
- «Мой Пушкин»;
- «Искусство при свете совести»;
- «Эпос и лирика современной России».
И поэзия, и проза Цветаевой характеризуются такими чертами, как:
- Намеренное нарушение гармонии;
- Преувеличенная эмоциональность;
- Метафоричность и т. д.
Последние годы жизни и трагическая смерть
В 1930-х годах семья возвращается в СССР. Муж и дочь поэтессы попадают под каток репрессий. Ариадна попадает в лагерь, потом в ссылку, Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году. Марина Ивановна оказывается в сложном финансовом положении, работая на низкооплачиваемой должности переводчицы. С началом Великой Отечественной войны она оказывается в эвакуации в Елабуге, сложные жизненные обстоятельства и размолвка в отношениях с сыном привели женщину к суициду.
Цитаты Марины Цветаевой
-
О любви
Когда любовь умирает — воскресить её невозможно. Остаётся пустота, скука и равнодушие. Убить любовь нельзя — она умирает сама, оставляя голое пепелище и страшную невыразимую обиду, обиду на того, кто эту любовь в нас — вызвал, но сохранить — не дал, не смог.
-
О жизни
Когда я пытаюсь жить, я чувствую себя бедной маленькой швейкой, которая никогда не может сделать красивую вещь, которая только и делает, что портит и ранит себя, и которая, отбросив всё: ножницы, материю, нитки, – принимается петь. У окна, за которым бесконечно идёт дождь.
-
О Родине
Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть её — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, — тот потеряет её вместе с жизнью. Моя родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под этим окном.
Личная жизнь
Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.
Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой | Музей М. Цветаевой
Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.
Ариадна Эфрон с матерью, 1916 год | Музей М. Цветаевой
Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
Портрет Софии Парнок | Википедия
После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.
Георгий Эфрон с матерью | Музей М. Цветаевой
Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.
Лебединый стан или лебединый стон?
1917 год стал для нее новым потрясением. Родилась дочка Ирина, а Цветаева очень хотела мальчика. Видимо, эта нелюбовь сказалась на судьбе малышки. Шла Гражданская война, был настоящий голод. Марина решила, что в приюте ребенку будет лучше, во всяком случае, там хоть покормят. Но в возрасте трех лет Ириша умерла от истощения…
Сергей Эфрон служил в армии «белых», Марина оставалась в Москве. Пыталась писать, этим отчасти отвлекалась от происходящего, а с другой стороны, пыталась анализировать. Еще в мае 1917-го она написала два четверостишия, которые можно смело отнести к пророческим.
***
Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей… — Свобода! — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей. Свершается страшная спевка, — Обедня еще впереди! — Свобода! — Гулящая девка На шалой солдатской груди!
В эти годы она создает ряд пьес, выпускает цикл «Лебединый стан», эти стихи Цветаевой о родине пронизаны тоской о былом, тревогой о будущем, там немало строк, где белое движение описывается с симпатией. Это уже откровения конца октября того же бурного, буйного 17-го года.
***
Плохо сильным и богатым, Тяжко барскому плечу. А вот я перед солдатом Светлых глаз не опущу. Город буйствует и стонет, В винном облаке — луна. А меня никто не тронет: Я надменна и бедна.
Личная жизнь
Марина была очень влюбчивой женщиной, в её жизни было немало бурных романов, но настоящая любовь только одна.
В 1911 году Цветаева гостила в Коктебеле у Максимилиана Волошина, где произошло её знакомство с литератором и публицистом Сергеем Эфроном. Это был замечательный, жизнерадостный и весёлый человек, в любой компании он становился, как говорится, её душой. Но в этот год он приехал в Крым, чтобы поправить здоровье после перенесённой чахотки, а также оправиться от потрясения, вызванного самоубийством матери. В самом начале 1912 года Марина стала его женой, а ровно через девять месяцев, в сентябре, родила дочь Ариадну.
Первые годы супружества были счастливыми. Сергей подарил Цветаевой ощущение земных человеческих радостей, ведь до знакомства с ним она постоянно пребывала в каком-то своём мирке, полном иллюзий и собственных фантазий.
В 1914 году брак оказался на грани распада, а поводом тому стало знакомство Цветаевой с переводчицей и поэтессой Софией Парнок. В течение двух лет между ними были романтические отношения, которые позже Марина назвала «первой катастрофой в её жизни». В 1916 году она вернулась к супругу, а Софии посвятила цикл стихотворений «Подруга». Сергей переживал такую измену жены очень болезненно, но нашёл в себе силы её простить.
В 1917 году у супругов родилась вторая дочь Ирина. Но это был далеко не самый гладкий период их совместной жизни. Прошла революция, Сергей стал её противником и примкнул к белому движению. Марина осталась одна с двумя маленькими дочками и с домашним хозяйством. К этому она оказалась практически не готова. Она вынуждена была продавать вещи, голод вынудил её отдать девочек в подмосковный приют в Кунцево. Младшая умерла там в возрасте трёх лет, старшую Алю Цветаева забрала.
Весной 1922 года Марина с дочкой уехала за границу. Некоторое время они жили в Берлине, потом переехали в Прагу, где на тот момент проживал её супруг Сергей, офицер Белой гвардии, переживший разгром Деникина. Он учился в Пражском университете. Однако вскоре семья перебралась в глухую деревушку, где жизнь была немного дешевле, ведь им еле-еле удавалось сводить концы с концами. Стирка, уборка, поиск дешёвых продуктов – Марина охарактеризовала этот период своей жизни «между колыбелью и гробом».
Здесь же произошёл её очередной бурный роман с Константином Родзевичем. Супруг обо всём догадался по поведению Марины, она стала раздражительной, могла срываться на него либо по несколько дней замыкаться в себе и не разговаривать. Но когда настало время выбора, Цветаева снова осталась с мужем.
В 1925 году у них родился сын Георгий, она долго и очень сильно хотела родить именно мальчика, поэтому появление на свет малыша сделало Марину несказанно счастливой. Хотя длилась эта эйфория недолго. Семья переехала в Париж, где ещё в большей степени Цветаева ощущала нищету. Знакомые отмечали, что в этот период она как-то резко и сильно состарилась, совершенно перестала за собой следить. Доход от её писательской деятельности был мизерным, мало зарабатывала и взрослая дочь Ариадна, вышивавшая шляпки, муж был болен и не работал. Семье иногда помогали финансами друзья.