Блез паскаль: жизнь и смерть гения

Содержание

  • Слайд 1

    Фестиваль «Содружество Муз»Авторы-составители: Селезнев Андрей,Градюк Наталья 9-а классРуководитель: учитель литературы Селезнева О.И.

  • Слайд 2

    Блез Паскаль (19 июня 1623 Клермон-Ферран— 19 августа 1662 Париж, Франция) — французский математик, физик, литератор и философ.Классик французской литературы,один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

  • Слайд 3

    Наиболее известные литературные труды Паскаля – «Письма к провинциалу» и «Мысли»

  • Слайд 4

    Блез Паскаль был сторонником янсенизма –религиозного учения и религиозного движения западноевропейской церкви 17-18 веков.Янсенисты подчёркивали испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, верили в предопределение, то есть в то, что все события жизни человека изначально заданы божьей волей.Янсенисты противостояли иезуитам, вели с ними ожесточённую полемику.

  • Слайд 5

    В полемику с иезуитами включается и Паскаль. Он создаёт «Письма к провинциалу» — блестящий образец французской литературы, содержащий яростную критику ордена и пропаганду моральных ценностей, излагаемых в духе рационализма. «Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали» — призывает Паскаль.«Письма» были опубликованы в 1656—1657 годах под псевдонимом и вызвали немалый скандал. Паскаль рисковал попасть в Бастилию, ему пришлось некоторое время скрываться, он часто менял места своего пребывания и жил под чужим именем. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».

  • Слайд 6

    Ещё около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд — «Апологию христианской религии». Одной из главных целей «Апологии…» должна была стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. На создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. Позднее он не смог даже диктовать и прекратил работу. После смерти Блеза друзья-янсенисты нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечёвкой.

  • Слайд 7

    Сохранилось около тысячи отрывков, различных по жанру, объёму и степени завершённости. Они были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли о религии и других предметах», затем книга называлась просто «Мысли» . В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. «Мысли» вошли в классику французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно.Паскаль писал в своей последней книге:«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    Случайные открытия делают только подготовленные умы.Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочетСовесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.Справедливость без силы — одна немощь, сила без справедливости — тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.

  • Слайд 10

Посмотреть все слайды

Афористическая литература как жанр. Ее признаки

Блез Паскаль (1623 — 1622 г. г.) — выдающийся математик, физик, философ и автор «Мыслей». Сборник «Мысли» (1776 г.) — это главный философский труд Паскаля, здесь собраны фрагменты размышлений автора, в них нет остроты, присущей Ларошфуко, автор наблюдает за человеком, он размышляет: «Хороший острослов — дурной человек» (фрагмент 46). Паскаль широко использует приемы научного письма: строгую аргументацию, ясную и четкую терминологию, убедительность выводов. Его афористический стиль стал школой для его известных современников, в первую очередь, для Ларошфуко и Лабрюйлера.Как философ Паскаль интересовался религиозно — этическими проблемами. Двойственность природы человека — такого основное положение размышлений Паскаля. По мнению автора, человек в онтологическом плане — это соединение двух различных субстанций — души и тела. В моральном — соединение доброго и злого. Только христианская религия по его мнению дает удовлетворительное объяснение двойственности человека. Второе основное положение Паскаля состоит в утверждении испорченности, ограниченности и ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется в большей мере в его неспособности понять мир. «Человек ничтожен, и как моральное существо он исполнен»… гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и несправедливости…» (фрагмент «Мысли»). Наконец, страдания и неизбежность смерти — величайшие проявления ничтожности человека.Паскаль высказывал крайне пессимистический взгляд на жизнь, которую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут другие узники, ожидающих часа своей погибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христианкой вере, чтобы воссоединиться с богом и избавиться от отчаяния. Чувство любви к другим людям, по мнению Паскаля, — это грех, так как любви достоин лишь бог. «Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом» (фрагмент «Мысли»).Таким образом, Блез Паскаль сотворил знаменитые афористические выражения о философии человека, его выражения стали крылатыми, наиболее известное из них — «Мыслящий тростник»: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек всё же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, и он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает»…Франсуа Ларошфуко (1613 — 1680) — французский писатель, признанный автор многих афоризмов. Результат его обширного жизненного опыта — «Максимы». «Максимы» — сборник афоризмов, составляющий цельный кодекс житейской философии. Неизменный успех «Максим» объясняется афористической точностью автора. В этом произведении афоризмы представлены простыми утверждениями, также встречаются и более сложные обороты: исправление всеобщего заблуждения, нереальное предположение, парадокс и т.п., что способствовало поиску ритма и особого звучания. Не следует забывать также о сочетании красочных образов с юмором. «Максимы» — это произведение нового типа, которое положило начало новому жанру, где каждый фрагмент может читаться как отдельно взятый, но объяснен ближайшим или отдаленным контекстом, предоставляя возможность читателю воспринимать книгу как единое произведение.

Слайды и текст этой презентации

создатель первых образцов счётной техники, автор  основного закона гидростатики.

19 июня 1623 года:
в этот день родился

Слайд 2Паскаль, Блез Мысли: Пер.с фр ./ Б.Паскаль. — М.: Пор-Рояль, 1994.

— 528с.

В книге впервые на русском языке представлено практически полное собрание «Мыслей» выдающегося французского мыслителя и писателя Блеза Паскаля.
В век нигилизма духовный опыт Паскаля может быть особенно значим. Поразительная честность мысли, стремление к максимальной ясности в исследовании трагического удела человека и в то же время бесконечная вера в его высшее предназначение — отличительная черта незаконченной работы мыслителя, вошедшей в сокровищницу не только французской, но и мировой культуры. Глубина мысли в соединении с лаконичностью и изысканностью стиля делают «Мысли» не только полезным, но и увлекательным чтением.
Настоящее издание знакомит читателя с различными традициями переводов Паскаля, начиная с конца прошлого века и заканчивая концом нынешнего, что дает возможность наиболее объективного его прочтения.

Слайд 3Стрельцова, Галина Яковлевна Паскаль и европейская культура / Г. Я.Стрельцова. —

М.: Республика, 1994. — 495с.

Книга профессора Московского университета, доктора философских наук Г. Я. Стрельцовой посвящена Блезу Паскалю, выдающемуся мыслителю-гуманисту XVII века. Его гений проявился во многих областях — математике, физике, философии, морали, литературе. Автор просто и увлекательно знакомит читателя с полной загадок жизнью и творчеством Паскаля в контексте европейской культуры. В отдельной главе исследуется влияние Паскаля на русскую культуру. Три сочинения Паскаля, переведенные на русский язык автором этой книги, публикуются в качестве приложения. 
Адресована всем интересующимся философией, историей науки и культуры.

Слайд 4Кашлявик, Кира Юрьевна 4 Поэтика Блеза Паскаля / К. Ю. Кашлявик.

— М.: Изд-во К31 ИП «Т. А. Алексеева», 2014. — 336 с.

Книга представляет собой попытку проследить становление поэтики французского мыслителя Блеза Паскаля (1623–1662). Творчество Паскаля рассмотрено как «единый текст» — личные письма, стихи, «Письма к провинциалу», «Мысли», из которого рождается авторский голос писателя

Особое внимание уделено текстологической традиции, архитектонике и композиции «Мыслей», в частности, анализу центрального фрагмента «О трех порядках», задающего основные тематические оппозиции произведения. Для филологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся французской культурой и литературой XVII века

Слайд 5Паскаль, Блез П19 Письма к провинциалу: Пер.с фр / Б.Паскаль. —

Киев: Port-Royal, 1997. — 592с.

Шедевр сатирической и полемической прозы, глубочайшее исследование по нравственной философии и богословию. Это апология янсенизма начата Паскалем в преддверии разбирательства в Сорбонне, учиненном иезуитами — главными оппонентами янсенистами и дописана после осуждения янсенизма. Начатая как ироничные заметки, паскалева апология через жесткую критику возвышается до почти пророческого негодования. Если совсем огрубить суть конфликта можно представить так: янсенисты, поклонник Августина, защитники христианской морали против, что называется, «иезуитской морали». Сейчас спустя 300 лет этот спор представляет собой скорее исторический интерес, но про «Письма провинциала» так сказать никак нельзя — это, безусловно, классика литературы и мысли.

Слайд 6

Более подробно познакомиться с представленными изданиями Вы можете в отделе обслуживания

Знакомство с религиозным миром

В 1646 году с отцом Блэза случился серьезный несчастный случай, в результате чего ему пришлось некоторое время поправляться. В то время вся семья подошла к религии через учение епископа Корнелио Янсенио, реформатора голландского происхождения.

Несмотря на то, что до тех пор семья Паскаля не характеризовалась как верующая природа, слова этого епископа оказали влияние на всех членов семьи.

Влияние достигло такой степени, что его сестра Жаклин стала монахиней, а Паскаль приписал ряд недугов, которые постоянно мучили ее ноги, божественному наказанию. Следуя этой концепции, Паскаль решил, что будет вести строгую жизнь.

Паскаль можно было считать несколько крайним в своем религиозном рвении, поскольку он даже однажды оказал давление на архиепископа Руана, чтобы он упрекнул семинариста, который отстаивал более рационалистическую позицию в отношении религии.

Несмотря на это, Паскаль всегда считал, что на его научные наклонности и его тягу к знаниям в этой области не оказала негативного влияния религия, которую он исповедовал и на которой он жил.

↑ Научная деятельность

Когда Блезу исполнилось 16 лет, он стал полноправным и деятельным членом этого кружка.
Обширные знания, помноженные на врожденные способности, позволили молодому человеку вскоре занять лидирующее положение среди взрослых членов. И даже написать в столь юном возрасте свою первую научную работу о том, какие фигуры образует при пересечении с плоскостью усеченный конус.

В 18 лет он придумывает и собирает арифметическую машину названную «паскалина”, тем самым приносит себе известность не только во Франции, но и за ее пределами. Прообраз современного калькулятора привел в восторг ученых-современников Паскаля.

Люди же счетных профессий отнеслись к этому изобретению довольно враждебно, посчитав арифметическую машину конкуренткой для себя. Да и для практического использования она была несколько громоздкой. Однако, гения Блеза Паскаля как ученого это ничуть не умаляет.

Не смотря на то, что с 18 лет его стали мучить постоянные головные боли, это не отвратило молодого человека от научных изысканий.
Его очень заинтересовало открытие молодым ученым из Италии Торричелли атмосферного давления. Пытливый ум Паскаля предположил, что сила атмосферного давления зависит от высоты нахождения измеряющего прибора – чем выше прибор, тем ниже давление, и, наоборот.

 

арифметическая машина Паскаля фото

Теоретических предположений Паскалю оказалось мало и он принял участие в практических испытаниях. Несколько подъемов в 1647 году на гору Пюи-де-Дом вместе с трубкой Торричелли и барометром, подтвердили практически гипотезу Паскаля о том, что вес воздуха влияет на атмосферное давление. Он справедливо предположил, что эту гипотезу можно отнести к жидким и газообразным веществам.

Паскаль не смог закончить эту работу и вывести окончательную формулу для своего открытия. Это было сделано позднее другими учеными, но сама единица измерения механического напряжения носит имя Паскаля.
Зарождении тории вроятности
К сожалению, в 27 лет не слишком крепкое здоровье Паскаля серьезно пошатнулось – он был частично парализован.

Занятия наукой пришлось сократить до минимума.
Но его не просто деятельный и энергичный, но кипучий ум невозможно было ограничить. Начав вести рассеянную, светскую жизнь он стал посещать, в том числе и игорные дома и совершил открытие, что можно математически рассчитать вероятность выигрыша с поразительно высокой в процентном отношении величиной.

Свое открытие он сформулировал как теорию принятия решений.
Возможность рассчитывать ее математически с использованием статистических данных позволяет успешно применять открытие 17 века в экономике, современном маркетинге, игре на бирже и так далее.

Своеобразной шуткой гения можно считать изобретение рулетки, которое пришло к Паскалю, когда он мучился от зубной боли.
Желая отвлечься, он начал просчитывать вероятность выигрыша в лото с 36 картами. Итогом стала одна из самых азартных мировых игр.
Но это же открытие о вероятности высчитать разные исходы событий, кардинально поменяло и жизнь самого Паскаля.

Светская жизнь. «Математика случая»

Привычная жизнь Паскаля закончилась. Ухудшается и состояние его здоровья: врачи предписывают уменьшить умственную нагрузку. Паскаль чаще бывает в обществе, завязывает светские отношения. Весной 1652 года в Малом Люксембургском дворце, у герцогини д’Эгийон демонстрировал свою арифметическую машину и ставил физические опыты, заслужив всеобщее восхищение. Машина Паскаля вызвала интерес у шведской королевы Кристины — по просьбе аббата Бурдело учёный преподнёс ей один экземпляр своего изобретения. В этот период Паскаль пережил возрождение интереса к исследованиям, стремления к славе, которые он подавлял в себе под влиянием учения янсенистов.

Самым близким из друзей-аристократов для учёного стал герцог де Роанне, увлекавшийся математикой. В доме герцога, где Паскаль подолгу жил, ему была отведена особая комната. Через Роанне Паскаль познакомился с богачом и страстным игроком Дамье Миттоном, эрудитом кавалером де Мере. Размышления, основанные на наблюдениях, сделанных Паскалем в светском обществе, позднее вошли в его «Мысли».

Кавалер де Мере, большой поклонник азартных игр, предложил Паскалю в 1654 году решить некоторые задачи, возникающие при определённых игровых условиях. Первая задача де Мере — о количестве бросков двух игральных костей, после которого вероятность выигрыша превышает вероятность проигрыша, — была решена им самим, Паскалем, Ферма и Робервалем. В ходе решения второй, гораздо более сложной задачи, в переписке Паскаля с Ферма, закладываются основы теории вероятностей. Учёные, решая задачу о распределении ставок между игроками при прерванной серии партий (ею занимался итальянский математик XV века Лука Пачоли), использовали каждый свой аналитический метод подсчёта вероятностей и пришли к одинаковому результату. Информация об изысканиях Паскаля и Ферма подтолкнула Гюйгенса к занятию проблемами вероятности, сформулировавшего в своём сочинении «О расчётах в азартных играх» (1657) определение математического ожидания. Паскаль создаёт «Трактат об арифметическом треугольнике» (издан в 1665 году), где исследует свойства «треугольника Паскаля» и его применение к подсчёту числа сочетаний, не прибегая к алгебраическим формулам. Одним из приложений к трактату была работа «О суммировании числовых степеней», где Паскаль предлагает метод подсчёта степеней чисел натурального ряда.

У Паскаля множество планов на будущее. В письме Парижской академии (1654) он сообщил, что готовит фундаментальный труд под названием «Математика случая».

Изобретения и открытия

В 1642 году Блейз Паскаль, вдохновленный идеей облегчить расчет налогов у своего отца, начал работу над калькулятором, получившим название Паскалин. (Немецкий эрудит Уильям Шикард разработал и изготовил более раннюю версию калькулятора в 1623 году.) Паскалин был цифровым колесным калькулятором с подвижными циферблатами, каждый из которых представлял собой цифровую цифру. Изобретение, однако,не обошлось без его глюков: в то время существовало несоответствие между дизайном калькулятора и структурой французской валюты. Паскаль продолжал работать над улучшением устройства, выпустив 50 прототипов к 1652 году, но Паскалин никогда не был крупным продавцом.

В 1648 году Паскаль начал писать больше своих теорем в «Поколении конических сечений», но он отодвинул работу в сторону до следующего десятилетия.

В конце 1640-х годов Паскаль временно сосредоточил свои эксперименты на физических науках. Следуя по стопам Евангелисты Торричелли, Паскаль экспериментировал с тем, как можно оценить атмосферное давление с точки зрения веса. В 1648 годузаставив своего зятя снять показания барометрического давления на различных высотах в горе (Паскаль был слишком слаб, чтобы сам совершить поход), он подтвердил теорию Торричелли относительно причины барометрических изменений.

В 1650-х годах Паскаль начал пытаться создать вечный двигатель, целью которого было производить больше энергии, чем он использовал. При этом он наткнулся на случайное изобретение, и в 1655 году появился автомат для игры в рулетку Паскаля. Удачно он получил свое название от французского слова «маленькое колесо».

Его работа над автоматом для рулетки была перепиской Паскаля с математическим теоретиком Пьером де Ферма, которая началась в 1654 году. Через их письма обсуждение азартных игр и собственных экспериментов Паскаля,он обнаружил, что существует определенная вероятность конкретного результата, когда дело доходит до броска костей. Это открытие послужило основой математической теории вероятности, когда работы Паскаля по этому вопросу были опубликованы посмертно.

Хотя конкретные даты неясны, Паскаль также по сообщениям изобрел примитивную форму наручных часов. По меньшей мере, это было неформальное изобретение: математик, как известно, привязывал свои карманные часы к своему запястью куском струны, предположительно, для удобства, работая с другими изобретениями.

Слайд 2Паскаль, Блез Мысли: Пер.с фр ./ Б.Паскаль. — М.: Пор-Рояль, 1994.

— 528с.

В книге впервые на русском языке представлено практически полное собрание «Мыслей» выдающегося французского мыслителя и писателя Блеза Паскаля.
В век нигилизма духовный опыт Паскаля может быть особенно значим. Поразительная честность мысли, стремление к максимальной ясности в исследовании трагического удела человека и в то же время бесконечная вера в его высшее предназначение — отличительная черта незаконченной работы мыслителя, вошедшей в сокровищницу не только французской, но и мировой культуры. Глубина мысли в соединении с лаконичностью и изысканностью стиля делают «Мысли» не только полезным, но и увлекательным чтением.
Настоящее издание знакомит читателя с различными традициями переводов Паскаля, начиная с конца прошлого века и заканчивая концом нынешнего, что дает возможность наиболее объективного его прочтения.

Основные вклады

Теорема Паскаля

Теорема Паскаля была опубликована в 1639 году вТест Коникса». Его теорема, известная как мистический шестиугольник Паскаля, объясняет, что «если шестиугольник вписан в коническое сечение, то точки пересечения пар противоположных сторон коллинеарны».

То есть, если мы продолжим линии шестиугольника, вписанного в коническое сечение, то пары сторон на его пересечении создадут прямую линию.

Существование пустоты

Паскаль в 1647 году впервые продемонстрировал существование пустоты. Вопреки мысли Аристотеля и Декарта, Паскаль провел серию экспериментов с барометром и ртутью, демонстрируя тем самым то, что теоретизировал Торричелли..

Таким образом, ему удалось доказать то, что многие считали невозможным: пространство, существующее поверх жидкости внутри барометра, является пустотой. Этот эксперимент заложил основу для его следующего исследования атмосферного давления.

Атмосферное давление

Хотя это был ранее обсуждавшийся вопрос, Паскаль провел решающий эксперимент по атмосферному давлению..

Он заполнил два барометра ртутью (B1 и B2). B1 был взят на вершину горы, а B2 был оставлен в начале этого.

Уровень ртути был постоянным в B2, но с ростом B1 уровень ртути упал. Таким образом, доказано, что на большей высоте меньше атмосферного давления.

Этот эксперимент является основой исследований в области гидростатики и гидродинамики..

Принцип Паскаля

Сформулированный в 1648 году, этот принцип гласит, что когда давление оказывается в некоторой точке ограниченной жидкости, это давление будет оказываться во всех точках этой жидкости.

Например, если мы сделаем три перфорации на надувном матрасе, воздух будет выходить с одинаковым давлением для каждого из них..

Этот принцип произвел революцию в мире гидравлики, которая является основой для всех видов механики, от воздухоплавания до жидкостей..

Чтобы проверить теорию, Паскаль провел эксперимент и создал шприц, чтобы продемонстрировать давление. Этот шприц был бы предшественником шприца, используемого в современной медицине. И из этого принципа вытекает изобретение гидравлического пресса.

Треугольник Паскаля

Он был сформулирован в 1653 году, в его Traité du triangle arithmétique (Договор арифметического треугольника) и заложил основы для развития теории вероятностей, которая увидела свет через год.

Хотя этот тип числовой модели изучался тысячи лет назад, именно Паскаль дал ей правильную интерпретацию.

Треугольник начинается сверху с единицы, и обе его стороны равны единице, сумма старших чисел приводит к меньшим числам и, таким образом, формируется структура треугольника..

Поскольку числа бесконечны, треугольник также бесконечен. Он широко используется в алгебре, вероятностях, комбинаториях, фракталах и в других различных областях математики..

Теория вероятностей

Возникает в 1654 году по формулировке Паскаля и Пьера де Ферма..

Паскаль использовал свой треугольник, чтобы иметь возможность придать форму этой теории, потому что вероятности могут иметь определенную форму, если принять во внимание то, что происходило до них.. Он был применен на следующем примере: азартная игра прерывается до того, как она может быть завершена, прибыль должна быть распределена

Он был применен на следующем примере: азартная игра прерывается до того, как она может быть завершена, прибыль должна быть распределена.

Используя треугольник, Паскаль и де Ферма установили числовые вероятности с математической точностью, что могло быть результатом возможности продолжить игру, чтобы справедливо распределить прибыль..

Эта теория до сих пор используется в математике, криптологии и даже в повседневной жизни.

«Светский период» в биографии Паскаля

В 1651 году умирает отец Паскаля, а младшая сестра, Жаклин, уходит в монастырь Пор-Рояль. Блез, ранее поддерживавший сестру в её стремлении к монашеской жизни, боясь теперь потерять единственного друга и помощника, просил Жаклин не оставлять его. Однако она осталась непреклонна.

Привычная жизнь Паскаля закончилась, а в его биографии произошли серьезные изменения. Более того, ко всем бедам добавилось то, что состояние его здоровья существенно ухудшилось.

Именно тогда врачи предписывают ученому уменьшить умственную нагрузку и больше времени проводить в светском обществе.

Весной 1652 года в Малом Люксембургском дворце, у герцогини д’Эгийон Паскаль демонстрировал свою арифметическую машину и ставил физические опыты, заслужив всеобщее восхищение. В этот период биографии Блез завязывает светские отношения с выдающимися представителями французского общества. Все хотят быть поближе к гениальному ученому, слава которого разрослась уже далеко за пределы Франции.

Именно тогда Паскаль пережил возрождение интереса к исследованиям и стремление к славе, которые он подавлял в себе под влиянием учения янсенистов.

Самым близким из друзей-аристократов для учёного стал герцог де Роанне, увлекавшийся математикой. В доме герцога, где Паскаль подолгу жил, ему была отведена особая комната. Размышления, основанные на наблюдениях, сделанных Паскалем в светском обществе, позднее вошли в его уникальное философское произведение «Мысли».

Интересен факт, что популярные на то время азapтные игры приводят к тому, что в переписке Паскаля с Ферма, закладываются основы теории вероятностей. Учёные, решая задачу о распределении ставок между игроками при прерванной серии партий, использовали каждый свой собственный аналитический метод подсчёта вероятностей, и пришли к одинаковому результату.

Именно тогда Паскаль создаёт «Тpaктат об арифметическом треугольнике», а в письме Парижской академии сообщает, что готовит фундаментальный труд под названием «Математика случая».

Последние годы

С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. Согласно современным данным, в течение всей жизни Паскаль страдал от комплекса заболеваний: рака головного мозга, кишечного туберкулёза и ревматизма. Его одолевает физическая слабость, появляются ужасные головные боли. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, нашёл его глубоким стариком, несмотря на то, что в тот момент Паскалю было всего 37 лет. Паскаль понимает, что скоро умрёт, но не испытывает страха перед смертью, говоря сестре Жильберте, что смерть отнимает у человека «несчастную способность грешить». Не имея возможности ни читать, ни писать, ни размышлять, он занимается благотворительностью и изредка посещает старых друзей.

Осенью 1661 года Паскаль поделился с герцогом де Роанне идеей создания дешёвого и доступного всем способа передвижения в многоместных каретах. Герцог создал акционерное общество для реализации этого проекта и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного транспорта, названного впоследствии омнибусом.

В октябре 1661 года, в разгар нового витка преследования янсенистов, умирает сестра Жаклин. Это был тяжёлый удар для Паскаля.

В то же время власти потребовали от пор-рояльской общины безоговорочного подписания формуляра, осуждавшего пять положений учения Янсения. Среди янсенистов не было полного согласия. Группа, возглавляемая Арно и Николем, считала, что следует выработать оговорки к формуляру, удовлетворяющие все стороны, и подписать его. Паскаль примыкал к тем, кто предлагал более жёсткий вариант разъяснения к формуляру, указывающий на ошибочность решения папы. Долгие споры было решено прекратить общим голосованием, состоявшемся на квартире Паскаля. Большинство согласилось с мнением Арно. Потрясённый Паскаль отказывается от борьбы и практически прекращает общение с отшельниками Пор-Рояля.

19 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался. Похоронен в приходской церкви Парижа Сен-Этьен-дю-Мон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: