История
Мистический понедельник опыт23 ноября 1654 г., который происходит «примерно с половины одиннадцатого вечера до примерно половины двенадцатого», знаменует решающий поворотный момент в жизни и творчестве Паскаля. Это «ослепительное переживание, которое осталось в головах людей, как огненная ночь Паскаля», было записано в то время. Текст настолько важен для Паскаля, что он копирует его на пергамент и вшивает две копии в подкладку своего дублета.
После этого он передавал их каждый раз, когда переодевался. Слуга обнаружил после своей смерти в подкладке своего последнего пальто «небольшой пергамент, сложенный и написанный рукой М. Паскаля, и на этом пергаменте бумагу, написанную той же рукой: одна была точной копией. Другие «. Затем родственники Паскаля говорят о «мемориале»: свидетель сообщает, что они видят в этом документе «своего рода мемориал, который он очень тщательно хранил, чтобы сохранить память о том, что он хотел всегда иметь в своем доме. Его глаза и его разум. ». Если пергамент сейчас исчез, подлинность оригинала бумаги, находящегося в Национальной библиотеке Франции, была подтверждена аббатом Перье, племянником Паскаля.
На протяжении всей своей жизни Паскаль соблюдал абсолютную тишину над двойной рукописью, как и в Ночь Огня: все не знали о ее существовании, включая его сестру Жаклин, монахиню в Порт-Ройял-де-Шамп, о чьем беспокойстве Лоран Тируэн вспоминает перед зданием. изменение, которое произошло вскоре после этого в этом «столь счастливом кающемся».
Мысли
Однако неизвестно, смог ли сам Шикард построить свой арифмометр. В его переписке с астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630) есть свидетельства того, что незаконченная модель погибла во время пожара в его мастерской. Кроме того, автор, вскоре умерший от холеры, не успел ввести информацию о своем изобретении в научное сообщество, и оно стало известно только в середине ХХ века.
Поэтому Блез Паскаль (1623-1662), который первым не только разработал, но и построил работоспособный арифмометр, начал, как говорится, с нуля. Гениальный французский ученый, один из создателей теории вероятности, автор нескольких важных математических теорем, естествоиспытатель, открывший атмосферное давление и определивший массу земной атмосферы, выдающийся мыслитель, в повседневной жизни был любящим сыном председателя королевской палаты пошлин. Девятнадцатилетним юношей в 1642 году, желая помочь отцу, который тратил много времени и сил на составление финансовых отчетов, он сконструировал машину, которая могла складывать и вычитать числа. Первая модель постоянно ломалась, и через два года Паскаль сделал более совершенную модель. Это была чисто финансовая машина: она имела шесть десятичных знаков и два дополнительных: один делился на 20 частей, а другой — на 12, что соответствовало пропорциям денежных единиц того времени (1 су = 1/20 ливра, 1 денье = 1/12 су). Каждому делению соответствовало колесо с определенным количеством зубцов.
За свою короткую жизнь Блез Паскаль, проживший всего 39 лет, успел изготовить около пятидесяти счетных машин из самых разных материалов: меди, различных пород дерева и слоновой кости. Одну из них ученый подарил канцлеру Сегье (Pier Seguier, 1588-1672), некоторые модели распродал, другие демонстрировал на лекциях о последних достижениях математики. До наших дней сохранилось восемь экземпляров. «Мысли Паскаля» в русском издании 1892 года состоят из 23 статей. Первые 6 посвящены человеку, его величию и слабости: «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние». Человек также определяется как «мыслящий тростник». Начиная со статьи 7, Паскаль начинает критиковать атеистов (фр. des Athées). В статье 8 излагается знаменитое «пари» Паскаля. «Давайте взвесим выигрыш и проигрыш, заключив пари на то, что Бог есть». В статье 9 (в издании 1670 года это вторая статья) он размышляет о религии, противопоставляя язычество и христианство. В отличие от первого, второе имеет не только внешнюю (церемониальную), но и внутреннюю (моральную) сторону. В статье 10 он размышляет о первородном грехе (le péché originel), который устанавливает двойственность человека (невинность и испорченность). В статьях 11-12 Паскаль говорит о том, что разум (la raison) не следует ни возвеличивать, ни принижать. Статьи 13-14, 19 посвящены евреям и Ветхому Завету («имя евреев будет оставлено для проклятия», — пишет Паскаль). Статьи 15-17, 20, 23 посвящены Иисусу Христу. В статье 22 Паскаль отмечает, что Бог открывается не уму, а любви («Бог осязаем для сердца, а не для ума»).
Цитаты
- «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни»
- «Во мне, а не в писаниях Монтеня, содержится то, что я в них вычитываю»
- «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности»
- «Доводить до суеверия благочестие – это подрывать его»
- «Может ли быть что-нибудь нелепее факта, что такой-то человек имеет право убить меня, потому что он живёт по ту сторону реки или моря, и потому что его правительство в ссоре с моим, хотя я никакой не имею с ним ссоры»
История создания и значение
В пору своего знакомства (называемое биографами «первым обращением») с идеями янсенизма (1646) Паскаль внимательно изучал и долго размышлял над трактатом Янсения «О преобразовании внутреннего человека» (Discours de la réformation de l’homme intérieur). В нём исследовались три губительные для человека страсти: libido sentiendi (похоть чувства), libido sciendi (похоть знания), libido dominandi (похоть власти), — именно в них Янсений видел корень зла. И если «похоть чувства» никогда не имела значения в жизни Паскаля, то страсть к познанию, исследованию преследовала его всегда. Паскаль задавался вопросом, не мешают ли его научные занятия и стремление доказать своё первенство в открытиях препятствием в том, чтобы стать истинным христианином.
Потрясения, пережитые Паскалем в начале 1650-х гг. в связи со смертью отца и уходом любимой младшей сестры в монастырь, немного охладили его религиозный пыл и заставили искать утешения в светской жизни. Приблизительно в конце 1653 года он начинает испытывать сожаления, что не последовал призыву Янсения, не победил в себе страсть к познанию и любовь к славе. Его старшая сестра, Жильберта, замечает, что Паскаль испытывает неприязнь к свету и опасается, что его вспыльчивый нрав может привести к конфликтам. Паскаль делится своими душевными переживаниями с сестрой Жаклин, монахиней Пор-Рояля, которая отмечает в нём «…смирение и покорность… Ясно видно, что в нём уже действует не его природный дух…». Он оставляет занятия наукой, постоянно читает Евангелие, но его тоска и неуверенность не утихают. Кульминация наступает в конце ноября 1654 года. В ночь с 23 на 24 ноября он, по различным объяснениям исследователей, переживает потрясение, галлюцинацию, экстаз, обретает пророчество свыше. «Мемориал» раскрывает противоречия, во власти которых находился Паскаль — учёный и христианин. По оценке многих биографов, этот документ является «программой пяти-шести последних лет» учёного и объясняет всю последующую жизнь Паскаля.
Текст, отличающийся и в плане содержания, и в плане стиля от всех сочинений Паскаля, был сначала записан на бумаге, а через несколько часов переписан набело на пергаменте. Паскаль дополнил его цитатами из Священного Писания и заключительными строками о покорности Христу и духовнику.
«Мемориал» был обнаружен случайно уже после смерти Паскаля: слуга, приводивший в порядок его одежду, обнаружил документ зашитым в полу камзола вместе с черновиком.
Случившееся Паскаль скрыл от всех, даже от Жаклин, с которой был духовно близок.
С конца 1654 года Паскаль, ещё недавно в «Послании Парижской академии» объявлявший о предстоящей публикации новых математических сочинений, отстранился от научного творчества и порвал со светской жизнью, которую вёл несколько последних лет. В это время он наконец определяется с выбором духовника (им стал Антуан Сенглен) и покидает Париж, уединяясь в загородном Пор-Рояле.
Некоторые исследователи считают, что написанию «Мемориала» предшествовал так называемый «случай на мосту в Нёйи». Будто бы во время одной из поездок карета, в которой находился Паскаль с друзьями, только чудом удержалась на мосту у деревни Нёйи, когда передние лошади упали в реку. А многие добавляют, что во время этого происшествия Паскаль потерял сознание, а после страдал бессонницей и боязнью упасть в пропасть. Запись об этом происшествии в окрестностях Парижа была сделана анонимом много лет спустя после смерти Паскаля, а сам рассказ якобы восходил к сестре учёного, Жильберте Перье. Однако Жильберта в биографии брата совсем не упоминает «случай на мосту в Нёйи», нет свидетельств и других современников Паскаля. Возможно, что этот эпизод не «вполне достоверный факт биографии Паскаля».
Детство
Паскаль родился в городе Клермон-Ферран (французская провинция Овернь) в семье председателя налогового управления Этьена Паскаля и Антуанетты Бегон, дочери сенешаля Оверни. У Паскалей было трое детей — Блез и две его сестры: младшая — Жаклин и старшая — Жильберта. Мать умерла, когда Блезу было 3 года. В 1631 году семья переехала в Париж.
Блез рос одарённым ребёнком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика; Этьен и сам неплохо разбирался в математике — дружил с Мерсенном и Дезаргом, открыл и исследовал неизвестную ранее алгебраическую кривую, с тех пор получившую название «улитка Паскаля», входил в комиссию по определению долготы, созданную Ришельё.
Паскаль-отец придерживался принципа соответствия сложности предмета умственным способностям ребёнка. По его плану древние языки Блез должен был изучать с 12 лет, а математику с 15-16-летнего возраста. Метод обучения состоял в объяснении общих понятий и правил и последующем переходе к изучению отдельных вопросов. Так, знакомя восьмилетнего мальчика с законами грамматики, общими для всех языков, отец преследовал цель научить его мыслить рационально. В доме постоянно велись беседы по вопросам математики и Блез просил познакомить его с этим предметом. Отец, опасавшийся, что математика помешает сыну изучать латинский и греческий языки, обещал в будущем познакомить его с этим предметом. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, однако запретил ему всякие исследования в этой области. Однако Блез, оставаясь один, принялся углём чертить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию «палочкой», а окружность «колечком». Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. По совету своего друга Ле Пайера Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана обучения и разрешил читать сыну математические книги. В часы отдыха Блез изучал Евклидову геометрию, позднее, с помощью отца, перешёл к работам Архимеда, Аполлония и Паппа, потом — Дезарга.
В 1634 году (Блезу было 11 лет), кто-то за обеденным столом зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало
Мальчик обратил внимание, что стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль провёл серию опытов, результаты которых позднее изложил в «Трактате о звуках».
С 14 лет Паскаль участвовал в еженедельных семинарах Мерсенна, проводимых по четвергам. Здесь он познакомился с Дезаргом. Юный Паскаль был одним из немногих, кто изучал его труды, написанные сложным языком и насыщенные новоизобретёнными терминами. Он совершенствовал идеи, высказанные Дезаргом, обобщая и упрощая обоснования. В 1640 году выходит первое печатное произведение Паскаля — «Опыт о конических сечениях», результат исследования работ Дезарга. В это сочинение автор включил теоремы (доказательства не приводятся), три определения, три леммы и указал главы планируемого труда, посвящённого коническим сечениям. Третья лемма из «Опыта…» является теоремой Паскаля: если вершины шестиугольника лежат на некотором коническом сечении, то три точки пересечения прямых, содержащих противоположные стороны, лежат на одной прямой. Этот результат и 400 следствий из него Паскаль изложил в «Полном труде о конических сечениях», о завершении которого Паскаль сообщил пятнадцать лет спустя и который сейчас отнесли бы к проективной геометрии. «Полный труд…» так и не был опубликован: в 1675 году его прочёл в рукописи Лейбниц, рекомендовавший племяннику Паскаля Этьену Перье срочно напечатать его. Однако Перье не прислушался к мнению Лейбница, впоследствии рукопись была утеряна.
Философия
Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, но мало кто знает, что Паскаль отошел от научной деятельности, отдав предпочтение философии.
Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, планировавший написать трактат под названием «Математика случайностей», решил уйти от светской жизни из-за озарения, случившегося в половине двенадцатого ночи. После бессознательного потока мыслей пришедший в себя Блез начал записывать свои идеи на первом попавшемся куске пергамента, зашивая черновик в подкладку своей одежды. Эта запись, получившая название «Мемориал» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.
Блез решил покинуть столицу Франции и стать священнослужителем в монастыре Порт-Руаяль, приравняв к греху все светские связи, которые раньше давали ему надежду на счастливую жизнь. Паскаль был принят в монастырь и стал придерживаться аскетичного образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый чувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.Среди прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые наметили продвижение моральных ценностей в духе рационализма, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в обществе, поэтому ученый, рискуя попасть в тюрьму, был вынужден некоторое время скрываться и жить под вымышленным именем. Стоит отметить, что Вольтер, противник претенциозной религиозности, высоко оценил рукопись Паскаля, отметив, что в его работе иезуиты выглядят не только отвратительно, но и смешно. Паскаль, который отказывался от новых изобретений, продолжал обсуждать математику со своими приятелями, но в то время он начал изучать циклоиду, чтобы отвлечься от больного зуба.
Паскаль, рассматривавший задачу Мерсенна, пришел к правильному решению за одну ночь, нехотя сделав новое открытие. Ученый не хотел представлять свои результаты публике, но его друг, герцог де Роанн, устроил конкурс среди гениев Европы, которые в ходе соревнования должны были определить центр тяжести и площадь тела вращения циклоиды. Несмотря на усилия многих умов, решение Паскаля было признано жюри лучшим, а его рукопись повлияла на дифференциальное и интегральное исчисление.
Несмотря на свой научный триумф, Паскаль продолжал заниматься особым способом познания мира и начал аргументировать «Apologia Christiana», где критиковал приверженцев атеизма. Но с созданием «Апологии» у Паскаля возникли трудности, различные жизненные ситуации стали камнем преткновения в написании этого философского труда. Да и его религиозные намерения со временем менялись, поэтому фрагментарные записи ученого, проповедующего христианскую апологетику, отличались как по жанру, так и по содержанию. Позже эти рукописи стали частью сборника идей под названием «Мысли о религии и других предметах», в котором писатель размышлял о первородном грехе и размышлял о личности Иисуса Христа.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Индивид, индивидуальность, личность
- Пространство и время в философии
- Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии
- Анаксимандр, древнегреческий философ
- Формационная парадигма общественного развития как разновидность стадиального подхода к анализу истории
- Корни философской культуры древней руси
- Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
- Априорное и апостериорное
Изобретения и открытия
Во время семинаров Паскаль познакомился с геометром Дезаргом и начал изучать его труды. Рукописи Дезарга были написаны сложным языком, поэтому Блез, черпая идеи и вдохновение из его научных трудов, придавал математическим формулам упрощенный вид.
Далее у 17-летнего молодого человека состоялся дебют в печати: в 1640 году свет увидел «Опыт теории конических сечений», ставший основополагающим трактатом для дальнейших трудов в области геометрии. Третья лемма из этого труда является теоремой Паскаля, которая помогает строить каноническое сечение по пяти точкам.
Молодой Блез Паскаль в обществе Марена Мерсенна
Зимой того же года Блез Паскаль переехал в столицу Нормандии – Руан. В этом городе Паскаль-старший трудился по специальности, делая утомительные и монотонные расчеты в столбик. Блез стремился упростить работу отца, вследствие чего у него возникла идея о создании суммирующей машины.
Уже в 1642 году Блез занимался разработкой чудо-аппарата. Его арифмометр, сделанный по принципу античного таксометра, выглядел как ящик с многочисленными шестеренками и позволял производить расчеты с шестизначными числами, а подсчет производился в полуавтоматическом режиме.
Арифмометр Блеза Паскаля
Однако изобретение Паскаля не принесло лавров почета его создателю. В те времена во Франции налоговые подсчеты велись в ливрах, су и денье, поэтому использование машины с десятичной системой исчисления только усложняло этот процесс, хотя Паскаль в течение десяти лет пытался усовершенствовать свое творение.
Зато открытие Паскаля стало ключевым для дальнейших научных трудов: в конце XVI века страна Сезанна и пармезана наконец-таки перешла на метрическую систему, а в 1820 году был запатентован первый механический калькулятор, который принес богатство своему создателю – Шарлю Ксавье Тома де Кольмару.
Арифмометр Шарля Ксавье Тома де Кольмара
В конце 1646 года Блез Паскаль, узнав о трубке, изобретенной Торричелли, стал увлекаться физикой. Ученый начал ставить эксперименты, доказывая, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы. Итальянский гений Торричелли проводил опыт с трубкой, наполненной ртутью, чтобы доказать существование атмосферного давления, и пришел к выводу, что в опущенной в ртуть трубке образуется пустота.
Блез видоизменил этот эксперимент и сделал заключение, что верхняя часть трубки не наполнена парами химического вещества, тонкой материей или иной субстанцией. Результаты своей работы Паскаль опубликовал в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты», а далее стремился прийти к выводу, что столбик с ядовитым металлом удерживается давлением воздуха.
Блез Паскаль ставит опыт с давлением воздуха
Кроме того, Блез Паскаль выпустил в свет рукопись «Трактат о равновесии жидкостей» (1653), сформировал идею гидравлического пресса и установил основной закон гидростатики, опровергнув учение древнегреческого философа.
В 1651 году у Паскаля умер отец, а его сестра Жаклин, в которой он находил друга, простилась с мирской жизнью и ушла в монастырь. Чтобы отвлечься от трудностей бытия, Блез стал чаще появляться в обществе, а в 1652 году удостоился признания и славы, презентовав свою суммирующую машинку шведской королеве Кристине.
Треугольник Блеза Паскаля
Успех вызвал у Паскаля интерес к дальнейшей научной деятельности, славе и светской жизни. Ученый часто пребывал в компании своих друзей и играл в азартные игры. Наблюдая за игрой в кости, Паскаль и Ферма заложили основы теории вероятности, в результате чего заинтересовавшийся в этих подсчетах Гюйгенс написал сочинение «О расчетах в азартных играх» (1657).
Юный нерд[править]
Этьен Паскаль застукивает Блеза за дрочкой математикой
Блез Паскаль уже с пелёнок был не таким как все, поражая всех своими умственными способностями, и это при том, что он никогда не посещал школу. Его воспитанием занимался отец Этьен, математик, открывший и исследовавший улитку Паскаля. Он решил не ебать сынуле мозги до поры до времени, для чего фундаментально огораживал его от всего, связанного с математикой. Несмотря на это, мелкий засранец как-то спросил его, что это за НЁХ такая, геометрия? Батя ответил, что это наука, связанная с черчением фигур и нахождением отношений между ними.
Пацан задумался и, выкроив свободную минутку, решил порисовать угольком. Он чертил геометрические фигуры, затем искал пропорции между ними и их частями, составляя свои теоремы и аксиомы. Во время этих увлекательных занятий в комнату ВНЕЗАПНО вошёл ничего не подозревавший papа́. Сынишка же так увлёкся, что даже ухом не повёл. Papа́ фалломорфировал, когда юный нерд привёл доказательства, объяснил все открытые им свойства «палок и колец», а также свои определения и аксиомы. Подобрав отвисшую челюсть, батя дал вундеркинду евклидовы «Начала». Блез прочёл всё самостоятельно, и мало того, что ни разу не попросил объяснения, так ещё дополнял и сочинял, фактически вторично изобретя геометрию. Ему было всего лишь двенадцать лет.