Орвилл райт, биография, личная жизнь

Достижения братьев Райт

Одним из главных достижений братьев Райт считается рекордная величина продолжительности полета, составившая 12 секунд. В экспериментальном запуске машине удалось преодолеть дистанцию более, чем в 3 десятка метров. Уилбур и Орвилл Райт (Wright) с третьей попытки успешно запустили самолет, дальность полета которого составила 278 метров на высоте более 13 метров. Биплан был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем и рассчитан на одного члена экипажа в лице пилота.

Братья подписали контракт с американским Министерством обороны и рядом частных французских компаний. В 1909 году они официально зарегистрировали собственный авиастроительный завод, занимавшийся выполнением заказов для военных структур и инвесторов, вкладывавших средства в развитие гражданской и коммерческой авиации. В октябре того же года Уилбур совершил получасовой облета Статуи Свободы и центральной части Нью-Йорка.

Краткая биография

Биография Орвилла и Уилбура Райта начиналась в семье епископа, воспитывавшего семь детей. Отец мальчиков много времени проводил в поездках, и однажды привез им необычный подарок в виде игрушки-вертолета. Игрушечный летательный аппарат был выполнен из пробки, бамбука и бумаги, поэтому довольно быстро вышел из строя. Недолго думая, братья сделали похожее устройство, которое положило начало их гениальному тандему. Братьям не суждено было получить аттестаты о завершении средней школы, и некоторое время Уилбур и Орвилл предпринимали попытки наладить собственный бизнес, связанный с издательским делом.

Позднее, на волне велосипедного бума, они решили открыть магазин с мастерской по ремонту двухколесного транспорта. Когда дела пошли в гору, братья наладили производство качественных велосипедов, пользовавшихся высоким спросом. Это детище братьев Райт в дальнейшем обеспечило их средствами для проведения первых опытов в деле самолетостроения. Весной 1986 года был совершен дебютный запуск летательного аппарата, функционирующего на паровом двигателе. Летом того же года известным авиатором Октавом Шанютом были проведены испытания планеров разных типов, часть из которых закончилась трагически. Цепочка событий впечатлила братьев, твердо решивших связать свою дальнейшую жизнь с самолетами.

Изобретение

История изобретения первого самолета началась с детального изучения братьями планера-биплана, созданного по проекту Херринга-Шанюта, удачно прошедшего испытания в 1896 году. Братьями Райт были внесены следующие изменения в конструкцию планера: руль высоты стал расположен спереди, а не сзади крыльев, что увеличило безопасность летательного аппарата. На испытаниях в 1990 году роль пилота выполнял груз из мешка, набитого песком. Планером управляли братья с поверхности земли. В следующем году они усовершенствовали существующий прототип, обладавший слабой подъемной силой.

Двигатель на первом самолете братьев Райт работал на четырех цилиндрах. Биплан развивал скорость до 47 км/час благодаря крутящему моменту, толкающие винты которого вращались в разных направлениях. Детище братьев Райт под названием «Flyer» сумело подняться в воздух на тягах собственного силового агрегата, выполненного на 80% из высококачественного алюминия. Мотор самолета представляет собой примитивный вариант современного инжекторного двигателя.

“Flyer” братьев Райт

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Первый реактивный самолет

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Биография братьев Райт

Будущие изобретатели росли и воспитывались в семье епископа евангелической церкви Милтона Райта и его жены Сьюзен Кэтрин Коернер. У своих родителей Уилбер и Орвилл были двумя из 7 детей.

Уилбер Райт появился на свет 16 апреля 1867 года в американском штате Индиана; Орвилл Райт – 19 августа 1871 года в штате Огайо.

Детство и юность

Когда братья Райт были еще детьми, отец подарил им игрушечный вертолет. Стоит заметить, что игрушка была сконструирована по модели Альфонса Пено – пионера авиации.

Мальчики с большим удовольствием играли с вертолетом, пока он не сломался. Это привело к тому, что братья решили самостоятельно изготовить подобную игрушку. В поздние годы биографии Уилбер и Орвилл заявляли, что именно игрушечный вертолет пробудил в них интерес к полетам.

В результате, братья всю свою жизнь посвятили авиации. Они были настолько увлечены воздухоплаванием, что их личная жизнь отошло на второй план. Вследствие этого, никто из них так и не был женат.

Братья Райт так и получили школьных аттестатов, что было связано с переездами семьи и другими причинами. В юности Уилбер серьезно травмировался во время игры в хоккей, потеряв передние зубы. После этого случая он замкнулся в себе, хотя до этого отличался оптимизмом и общительностью.

История разработки

Для своего первого самолёта братья Райт изготовили деревянные пропеллеры, бензиновый двигатель (совместно с Чарли Тэйлором) и каркас из ели. Стоимость постройки «Флайера-1» составила менее тысячи долларов, это значительно меньше, чем 50 000 долларов, полученных Самуэлем Лэнгли на строительство его Аэродрома. «Флайер-1» имел размах крыла 12 м, весил 283 кг, и был оснащён двигателем мощностью 9 кВт и весом 77 кг.

Пропеллеры

Братья Райт полагали, что модель пропеллера будет простым вопросом и планировали использовать расчёты для корабельных винтов. Однако их библиотечные исследования не привели к нахождению каких-либо базовых формул для морских или воздушных винтов, и они оказались без отправной точки в этом вопросе. Они обсуждали и долго спорили по этому поводу, пока не пришли к выводу, что пропеллер — по сути то же крыло, только вращающееся в вертикальной плоскости. На этом основании они для проектирования пропеллеров воспользовались данными большего количества испытаний в аэродинамической трубе. В окончательном варианте диаметр пропеллера составил 2,6 м, лопасти были сделаны из трёх склеенных кусков ели. Братья Райт выбрали двойной «толкающий» пропеллер (противовращающийся, чтобы гасить вращающий момент), который должен действовать на больший объём воздуха, чем одинарный относительно медленный пропеллер, и не будет влиять на поток воздуха по передней кромке крыльев.

Уилбер сделал в марте 1903 запись в своей записной книжке о том, что пропеллер опытного образца имел КПД 66 %. Современные испытания в аэродинамической трубе пропеллеров образца 1903 года показали, что они имели КПД более 75 % в условиях первых полётов, а фактически имели максимальный КПД 82 %. Это очень большое достижение, учитывая, что современные деревянные пропеллеры имеют максимальный КПД 85 %.

Ранние двигатели, использованные братьями Райт, как считается, до наших дней не сохранились, более поздний экземпляр, серийный номер 17 1910 года, находится в экспозиции Музее авиации Новой Англии в Международном аэропорту Брэдли в Виндзор-Локс в Коннектикуте.

Двигатель

Братьям Райт для своего самолёта также требовался двигатель. Они написали нескольким изготовителям двигателей, но ни один из них не смог удовлетворить их требования к весу авиационного двигателя. Они обратились к механику их магазина, Чарли Тэйлору, который построил двигатель через шесть недель при постоянных консультациях с братьями. Чтобы вес двигателя был достаточно низким, его основные части были сделаны из алюминия, что было редкостью в то время. Двигатель Райт-Тэйлора был примитивным вариантом современных инжекторных систем, он не имел ни карбюратора, ни топливного насоса. Бензин стекал под своим весом в картер через резиновую трубку из топливного бака, установленного на распорке крыла.

Цепь цепной передачи напоминала аналогичную велосипедную, однако она была произведена предприятием, производящим сверхпрочные цепи для автомобильных двигателей.

Интерес к полетам

Интерес к полетам появился у братьев в 1890 году, когда они прочитали в газетах о полетах немецкого инженера Отто Лилиенталя, который разработал, построил и сам испытал 11 летательных аппаратов. Лилиенталь изучал строение крыльев птиц, их полет, его планеры летали как птицы.

Аппарат с мотором

А если к планеру приделать мотор? Тогда можно совершать большие перелеты. Эта идея так увлекла братьев Райт, что они стали собирать все публикации, связанные с воздухоплаванием.

В августе 1896 года Лилиенталь погиб во время своего полета в Берлине. Эта весть произвела на братьев угнетающее впечатление. Они все больше склонялись к мысли, что летательному аппарату нужен двигатель, при помощи которого человек мог бы им управлять.

Первые эксперименты

Свои эксперименты братья начали в 1899 году. Первыми в небо они запускали воздушные змеи. Наблюдая за их полетом, они поняли: чтобы сделать поворот, змей должен совершить крен точно так, как это делают птицы.

Значит, неподвижное крыло должно иметь свои рули — элероны. Они снова испытывали воздушные змеи и тросами с земли поворачивали эти рули. Змеи их слушались.

Деформация крыла

Уилбур и Орвилл Райт изучали замыслы и достижения других экспериментаторов, но вскоре поняли что никто еще не нашел способ управлять самолетом в воздухе. Внимательно наблюдая за птицами в полете, братья Райт придумали концепцию деформации крыла.

Деформация крыла позволила пилоту контролировать крен самолета. (перемещение по горизонтали) за счет подъема или опускания закрылков, расположенных вдоль законцовок крыла самолета. Например, подняв один закрылок и опустив другой, самолет затем начал бы крен (разворот).

Братья Райт проверяли свои идеи с помощью воздушных змеев. а затем, в 1900 году, построили свой первый планер.

Самолет Можайского

В 1876 г. Александр Федорович приехал в Петербург, где представил свой проект летательного аппарата в Военном министерстве. Его наработки заинтересовали членов комиссии, вследствие чего ему было выделено 3000 рублей для продолжения проведения опытов.

Спустя пару лет Можайский пришел к выводу, что для получения достоверных данных и решения ряда вопросов, требуется изготовить более крупный аппарат – натурный самолет, которым мог бы управлять человек. По его подсчетам, для строительства такой машины требовалось примерно 19 000 рублей.


Картина лётчика Взлёт самолёта Можайского

Комиссия решительно отказалась финансировать данный проект. Однако Александр Можайский не опустил рук, начав постройку натурного самолета за свои сбережения. При этом, некоторые состоятельные лица оказывали ему материальную поддержку.

К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких документов относительно испытаний самолета Можайского. Во многих статьях, напечатанных уже после смерти адмирала, говорилось, что летательный аппарат потерпел аварию еще на взлете.

При этом, в некоторых источниках сообщалось, что самолет Можайского на короткое время смог отделиться от земли. После проведенных испытаний конструктор занялся ремонтом и усовершенствованием своей машины, за счет повышения мощности силовой установки.

Однако, по причине острой нехватки денег Александр Можайский не успел сделать этого до своей смерти в 1890 г. После его кончины, сыновья адмирала предлагали российским властям купить самолет отца, но те отказались. Дальнейшая судьба данной машины точно не известна.

Первые шаги в авиации: а если к планеру приделать крылья?

С самого 1890 года Райт зачарованно следили за судьбой немецкого испытателя Отто Лилиенталя. Как говорили газеты, инженер самолично сконструировал, собрал и испытал целых 11 планеров — сообщалось, что смельчак сделал более 2000 экспериментальных полетов!

Тогда-то братьев осенила мысль: а если приделать к планеру двигатель? Тогда его будет проще и быстрее поднять в небо, а сама машина станет способной совершать длительные перелеты. Был и еще момент: при наличии двигателя человек сможет управлять аппаратом, а не надеяться лишь на капризный ветер.

Первые собственные испытания начали в 1899: запускали воздушных змеев и наблюдали за их полетом. Это дало представление, каким должен быть крен при повороте, как сконструировать крыло и сделать рули. В конце концов, изобретатели смастерили аэродинамическую трубу для определения подъемных сил и принялись собирать собственные экспериментальные планеры.

Поздняя слава

Во Франции Уилбер нашел гораздо более восприимчивую аудиторию. Там он совершал много публичных полетов и катался на чиновниках, журналистах и ​​государственных деятелях. В 1909 году Орвилл присоединился к своему брату в Европе, как и их младшая сестра Кэтрин. Райтс стали там огромными знаменитостями, принимаемыми королевскими особами и главами государств и постоянно появляющимися в прессе. Райтс начал продавать свои самолеты в Европе, а затем вернулся в Соединенные Штаты в 1909 году.

Братья стали богатыми бизнесменами, заключая контракты на самолеты как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Сегодня братья Райт считаются «отцами современной авиации».

Уилбур и Орвилл всегда брали на себя ответственность за свои инновации и поддерживали тесные отношения на протяжении всей своей жизни. Однако за кулисами произошло разделение труда. С его острыми инстинктами Уилбур был деловым человеком и руководителем операции, служа президентом компании Райт.

Награды и достижения

Уилбур и Орвил были награждены «Медалью почёта» в 1909 году, после того как они вернулись из успешной показательной поездки по Европе. Они были также награждены почётными золотыми медалями штата Огайо и города Дэйтона.

Уилбур, Орвил и их сестра Кэтрин в 1909 году были награждены орденами «Почётного легиона» за их успешные авиационные выступления в 1908 и 1909 годах.

Когда мечта приобретает осязаемые формы

Братьев мысль о создании воздушного средства впервые посетила за четыре года до вступления человечества в двадцатый век – век грандиозных открытий. Толчком послужило трагическое событие. Из средств массовой информации стало известно о гибели немца Отто Лилиенталя во время испытательного полета, когда внезапный порыв ветра развернул и опрокинул планер. Братья Райт в своей округе слыли настоящими кудесниками по части воздушных змеев. Но до этого они никогда не задумывались об идее полета человека на подобном, но более габаритном средстве. Братья всерьез взялись за теоретическую сторону вопроса, понимая, что без основ воздухоплавания велика вероятность очередной трагедии. Скрупулезный и вдумчивый анализ всех предыдущих разработок специалистов Старого и Нового света позволил им сформулировать первоочередные задачи. Необходимо было проработать кардинально другую систему управления, попутно решая задачи по устойчивому сохранению равновесия.

Роберт Оппенгеймер: атомная бомба

Этого американского физика называют «отцом атомной бомбы». До того как возглавить Манхэттенский проект, завершившийся бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки, он изучал цепные реакции быстрых нейтронов в Беркли. На предложение заняться разработкой ядерного оружия Роберт Оппенгеймер откликнулся с радостью. Он был уверен, что оно никогда не будет применено против людей, и соображения у него были всё те же, уже хорошо нам знакомые: создание сверхмощной бомбы станет сдерживающим фактором и положит конец военному противостоянию ведущих держав.

Роберт Оппенгеймер. Фото: Commons.wikimedia.org

16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико, на полигоне Аламогордо, был произведён первый в истории ядерный взрыв. Спустя годы Роберт Оппенгеймер расскажет, что, наблюдая за ним, он вспомнил фразу из Бхагавадгиты, священной индуистской книги: «Я — Смерть, великий разрушитель миров».

Статья по теме

Проект «Манхэттен». Как человечество породило атомную бомбу

После атомной бомбардировки японских городов, убедившись в том, какой страшной силой обладает ядерное оружие, и осознав, что его идеалистические представления расходятся с интересами военных, учёный стал всё чаще стал выступать за международный контроль над вооружениями и атомной энергией. Работая в Комиссии по атомной энергии США, он всё время пытался увести политический курс Белого дома в сторону от гонки вооружений. Оппенгеймер советовал американским властям воздержаться от разработки водородной бомбы, хотя, участвуя в Манхэттенском проекте, он поддерживал её создание.

Испытание термоядерной бомбы. Фото: Commons.wikimedia.org

Угроза глобальной ядерной войны страшила физика до конца его дней. В последние годы жизни он уже не скрывал своего мнения, что создание атомной бомбы было величайшей ошибкой в истории.

Предшественники Райтов

Истинным пионером полетов на аппаратах тяжелее воздуха был сэр Джордж Кейли (1773 — 1857), который, по словам Орвила Райта, «знал о принципах аэронавтики больше, чем кто-либо из его предшественников, и столько же, сколько любой из его последователей».

В те времена существовало четыре главные школы идей о создании аппаратов тяжелее воздуха: орнитологическая подражала движению крыльев птицы при полете; вторая школа брала за основу воздушный змей, отличающийся устойчивостью; третья группа изучала парящий полет чаек и ястребов; четвертая группа занималась геликоптерами.

Рис. 61. Планер Райтов, повторенный в 1902 году, был важным этапом в эволюции летательных машин. Только разработав вопросы конструкции, аэродинамики и управления планером, Райты могли приступить к полетам на машинах с двигателем

В 90-х годах прошлого столетия сэр Хирам Максим1 и Сэмюэл Ленгли построили летательные аппараты, которые представляли собой не что иное, как огромные воздушные змеи с моторами, но этим машинам не хватало той самой устойчивости, на которую рассчитывали изобретатели. Ленгли, директору Смитсонианского института, выдающемуся ученому, удалось создать небольшие машины, которые летали по воздуху2.

1 ()

2 ()

Альфред Нобель: динамит

Однажды шведский химик и изобретатель узнал, что газетчики за глаза называют его «торговцем смертью». Как так? Ведь он поборник мира на Земле! Альфред Нобель был пацифистом, жертвовал деньги на проведение разных антивоенных конгрессов и сам частенько принимал в них участие.

Альфред Нобель. Фото: Commons.wikimedia.org

Разрабатывая и патентуя в 1867 году динамит, он надеялся, что это положит конец войнам. Учёный размышлял так: если люди будут создавать всё более мощные и смертоносные виды вооружений, они в конце концов ужаснутся их возможностям и совсем откажутся от них. «Возможно, мои заводы остановят войны раньше, чем это сделают политики, — говорил Нобель. — Мне бы хотелось изобрести вещество или машину, обладающие такой разрушительной мощностью, чтобы всякая война вообще стала невозможной. Когда два армейских корпуса смогут уничтожить друг друга в одно мгновение, все развитые страны похолодеют от ужаса и расформируют свои армии».

Статья по теме

Чем известен Альфред Нобель, кроме премии и динамита?

К сожалению, вышло ровно наоборот: динамит оказался самым ужасным оружием XIX века. Поначалу он действительно применялся в мирных целях: в горнодобывающей отрасли, при прокладке туннелей, дорог и каналов. Но вскоре военные оценили его боевые возможности и с радостью взяли на вооружение. Когда французская газета по ошибке опубликовала некролог Альфреду Нобелю, в нём, помимо того самого прозвища Торговец смертью, упоминалось, что он придумал способ убивать людей максимально быстро.

Динамит. Фото: Commons.wikimedia.org

Учёный был шокирован. Ему не хотелось остаться в памяти человечества с таким «ярлыком». И, конечно, он переживал из-за того, что главное изобретение его жизни стало причиной гибели огромного количества людей. Вот почему он внёс в список учреждённых им ежегодных наград Премию мира. Согласно завещанию Нобеля её вручают «тому, кто внёс наиболее весомый вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и развитие мирных инициатив».

Так знаменитый инженер и изобретатель хотел искупить свою вину перед человечеством.

Первый патент на самолет и паровая модель

Первым человеком, который догадался оснастить планер мотором и получить, таким образом, полноценный самолет, стал другой британец — Уильям Хенсон (1812−1888). Хенсон был известным инженером и изобретателем, и сделал деньги на механизации изготовления бритвенных лезвий. А в апреле 1841 года со своим другом и коллегой Джоном Стрингфеллоу (1799−1883) он впервые в истории запатентовал самолет. Его Aerial Steam Carriage (Ariel) представлял собой деревянный моноплан с парусиновым крылом площадью 420 м? и размахом 46 м и закрытым фюзеляжем обтекаемой формы. В движение он приводился двумя толкающими пропеллерами, вращающимися от одного 50-сильного парового двигателя. Хенсон и Стрингфеллоу зарегистрировали первую в истории авиакомпанию The Aerial Transit Company, которая предлагала в ближайшем будущем скоростные туры… в Египет. Предполагалось, что самолет будет перевозить 10−12 пассажиров на расстояние до 1500 км.

  • История

    Пластиковая бутылка: главное изобретение 1960-х

  • История

Ariel Уильяма Хенсона.

Газетная гравюра с изображением парового аэроплана системы Уильяма Хенсона.

В 1848 году Джон Стрингфеллоу совершил первый в истории моторизированный полет — естественно, беспилотный. Его модель Ariel с 3-метровым размахом крыла, приводимая в движение компактным паровым двигателем, совершила несколько успешных полетов, впоследствии повторенных на Всемирной выставке 1868 года, где изобретатель получил за свою работу золотую медаль. Модель и по сей день хранится в Лондонском музее науки и техники.

Модель парового самолета Джона Стрингфеллоу (1848) — первый поднявшийся в воздух беспилотный самолет.

Моноплан Стрингфеллоу, одна из редких фотографий.

Реплика моноплана Стрингфеллоу хранится в Лондонском техническом музее.

Интересные факты о братьях Райт

В заключение представим занимательную информацию о братьях, создавших первый самолет:

  1. Первые деньги Райт заработали, продавая в школе собранных собственноручно воздушных змеев.
  2. Отец не разрешал братьям летать вместе — не смел даже допустить мысли, что они оба разобьются.
  3. Но именно папа и был «виноват» в том, что пристрастил сыновей к авиации — в детстве он подарил им игрушку-вертолет. 
  4. Для того, чтобы разработать правильные крылья самолета, изобретателям не один час приходилось наблюдать за полетом птиц.
  5. Первым изобретением талантливых братьев оказался не самолет, а печатный пресс.
  6. Впервые мысль о создании самолета заняла Орвилла и Уилбера в 1896, когда они узнали о трагической гибели Отто Лилиенталя — немецкого инженера, испытывающего собственные планеры.
  7. Во время одного из испытаний Уилбер до того отчаялся, что воскликнул: «Человечество не сможет летать еще тысячу лет!»
  8. Авиастроение было для Райт хобби. У них был довольно успешный магазин велосипедов и ремонтная мастерская при нем.
  9. Братья не спорили между собой, кто из них будет первым пилотом — они просто подкинули монетку.
  10. Оба брата были холостяками. Про это Уилбер однажды пошутил: «Невозможно найти время и на жену, и на самолет».
  11. В честь Уилбера и Орвилла назвали гору Райт на далеком Плутоне.
  12. Брюс Дикинсон посвятил конструкторам песню Kill Devil Hill (2005). 
  13. Интересно, что в кино роли братьев Райт исполняли братья-актеры: в комедии «Вокруг света» за 80 дней» (2004) это Люк и Оуэн Уилсоны, а в исторической ленте Wilbur and Orville: The First to Fly (1973) — Джеймс и Стейси Кич.
  14. Национальным днем авиации в США считается 19 августа — день рождения Орвилла Райта. 
  15. На тот самый «Флайер-1» вы можете посмотреть в Смитсоновском музее авиации и космонавтики.

Как и многое на свете, первый управляемый самолет в мире начался с детской мечты. Когда-то папа подарил своим сыновьям Орвиллу и Уилберу игрушечный вертолетик — простую игрушку, сделанную из бамбука, бумаги и резинки, вращающей маленький моторчик. Нехитрая конструкция спустя десятилетия навеяла на создание первого в истории летательного аппарата с двигателем внутреннего сгорания. И сейчас международный бизнес-журнал https://lindeal.com рассказывает о двух неутомимых мечтателях и смелых испытателях Райт, которые стали первыми изобретателями и пилотами настоящего самолета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: