Дидро, дени

Дени дидро биография краткое содержание. Дидро Дени: биография, философия

Дидро Дени

(1713—1784) — великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии». За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям. Дидро признаёт объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро,— абстракция, его нет в природе.

Пространство а время рассматриваются им как объективные формы бытия материи. Материя состоит из молекул. Каждой молекуле свойствен внутренний источник движения — «интимная сила», внешним выражением которой является механическое перемещение в пространстве. Все изменения в природе подчинены закону причинности. Явления природы находятся jt _. неразрывной связи между собой, в единстве. Нет непроходимой грани между живой и неживой» материей, они могут взаимно превращаться друг в друга.

У Дидро имеется ряд элементов диалектического понимания мира, в частности по вопросу об эволюции живых существ, о связи между изменением видов и условиями их существования (хотя в целом его материализм, как и материализм всех французских философов XVIII в., является механистическим и метафизическим). Отдельные формы живых существ, согласно Дидро, находятся в процессе постоянного изменения. По учению Дидро, в развитии природы существует естественная преемственность, включающая и человека; в соответствии с ней и должна быть построена классификация существ. «Надо начать,— писал он,— с классификации существ, от инертной молекулы — если такая есть — до живой молекулы, микроскопического животного, животно растения, животного, человека». Ощущение — свойство материи. С точки зрения Дидро, вся материя обладает чувствительностью.

Годы нищеты

Дени ушёл из богатого дома, и в своей голодной и холодной мансарде вновь был счастлив. Он опять занялся частными уроками, писал в журналы случайные статьи и делал переводы, сочинял проповеди для епископов. Иногда Дидро испытывал такой голод, что шёл на обман. Так было с одним монахом, который давал деньги тем, кто поступит в монастырь босоногих кармелитов. Дени несколько раз уверял его, что хочет монашествовать, и получал за это деньги. Вскоре монах понял, в чём дело, и будущему философу снова пришлось голодать.

Бывало, что у Дидро не находилось ни одного су и ни крошки хлеба, тогда он отправлялся гулять, чтобы подавить ощущение голода и поразмышлять о превратностях своей судьбы. Потом возвращался домой, чтобы забыться сном. Но однажды он не дошёл до дома и упал без сознания. Посторонние люди поняли, что случилось, привели его в чувство и накормили. В тот вечер Дени поклялся, что, если у него будут средства, он никогда не откажет нищему.

Так он прожил до самой женитьбы. Небрежно одевался, ходил в одном и том же наряде каждый день: в плюшевом сюртуке с разорванными рукавами и чёрных шерстяных чулках, штопанных белыми нитками. Жил, где попало, частенько ночевал у своих друзей, которые по большому счёту были такими же нищими, как и он сам. Бывало, что попадал в дурные компании, но благодаря его независимому характеру и уму они не оказали на него пагубного влияния.

Личная жизнь

В 1743 году Дидро снимал комнату у вдовы обанкротившегося ремесленника госпожи Шампьон. У неё была молоденькая дочь Анна, недавно вышедшая из монастырской школы. Дени придумывал разные ухищрения, чтобы добиться свиданий с девушкой, так как за ней зорко следила мать. Но влюблённые всё-таки поженились, совершив в полночь тайный обряд венчания.

Однако брак не был счастливым, хоть в нём и родилась любимая дочь Дидро. В скором времени он стал изменять супруге, а потом полюбил женщину, которая стала мечтой всей его жизни. Он встретил одинокую Софи Волан в 1757 году, когда им обоим было уже за сорок. Мудрая Софи, так и не познавшая радость семейного счастья и материнства, ничего не требовала от любимого, только его письма, полные откровений и чувств. Их роман длился около тридцати лет, за это время было написано более пятисот писем. Софи Волан умерла на пять месяцев раньше, чем её возлюбленный.

События

23.01.2023 17:38

* * *

Открылась вакансия

Модератор
Jaaj.Club

— оплата сдельная;
— свободный график;
— бесплатное обучение.

Обязанности

— оформление статей и произведений согласно стилистике сайта;
— при необходимости подборка и загрузка картинок.

Требования

— базовые знания HTML (основные теги — p, div, blockquote)
— чувство стиля Jaaj.Club

Писать пользователю Jaaj.Club

или на емейл [email protected]

* * *

09.01.2023 10:57

* * *

Опубликована церемония награждения
Международная клубная премия «Золотая Пчёлка» 2022

* * *

06.01.2023 11:51

* * *

Обновление
Писательских Гильдий

Стало возможным выставить основную Писательскую Гильдию. Опция доступна на странице редактирования профиля.

Менять основную Писательскую Гильдию можно раз в месяц.

Также все Гильдии, в которые входит пользователь, отражаются на странице просмотра пользователя.

Вступление в Гильдию стало возможным при достижении 10 уровня.

Перевод монет внутри Гильдии комиссией не облагается.

При создании новой гильдии предметы уничтожаются. Ранее их можно было снова купить в магазине.

* * *

Творчество в биографии Дени Дидро

В 1743 году Дени Дидро вступил в брак, женившись на Антуанетти Шампьон, которая  жила в большой бедности. За какое-то время до свадьбы Дидро поехал в Лангр, чтобы потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния. Но поездка закончилась неудачно. Отцу удалось посадить его в тюрьму. Дидро бежал из тюрьмы и вернулся в Париж, после чего обвенчался со своей возлюбленной. В то же время надо отметить, что биографию Дени Дидро не красит тот факт, что он был неверным мужем и часто увлекался другими женщинами.

После свадьбы Дидро зарабатывал на жизнь переводами. Он перевел с английского языка «Историю Греции», «Опыт о достоинстве и добродетели», «Медицинский словарь». В то время он написал свои первые работы, которые ясно говорили о смелости начинающего автора. Некоторые из них: «Философские мысли» (1746 год), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747 год) и другие. Этими работами Дидро заявил о себе, как об атеисте, материалисте и детермисте. Его труд «Философские мысли» был напечатан без имени автора и имел очень большой успех. Выразилось это также в том, что труд был публично сожжен.

Говоря о творческой биографии Дени Дидро, необходимо отдельно отметить, что вместе с другом Даламбером он получил приглашение стать в начале огромного нового труда, названного, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Изначально планировалось просто перевести с английского энциклопедию Э. Чемберса. Но благодаря больших усилиям Дидро и его друга, труд превратился в огромное обозрение современного состояния знаний во Франции.

В течение 25 лет Дидро оставался во главе выросший до 28 томов «Энциклопедии». В этот период он столкнулся со множеством трудностей, и тюремное заключение, и приостановка публикаций, и кризис, который привел к уходу Даламбера. В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Помимо Дидро и Даламбера, в ее создании участвовали такие гении, как Руссо, Вольтер, Монтескье. Одним из основных поставщиков статей был Гольбах. Его дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера.

Через какое-то время после завершения первого издания «Энциклопедии» Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых. Оно было продолжением более раннего Письма о слепых. Оба Письма исходили из теории Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали абсолютной истиной. Смысл теории, что не существует ‘врожденных идей’, все знание приобретается из опыта.

Мировоззрение Дени Дидро

Дидро полностью отрицал дуализм – учение о двойственности материального и духовного начал, признавая при этом только существование материи, обладающей чувствительностью, а сложные и разнообразные явления – это результат движения частиц внутри материи. Человек является только тем, что из него формирует общий строй воспитания и смена фактов. Каждое человеческое действие – акт, необходимый для сцепления актов, и каждый из них неизбежен так же, как восход солнца из-за горизонта. Также Дидро был сторонником деизма.

По политическим взглядам Дидро может быть отнесен к сторонникам теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он не мог доверять народным массам, он считал, что народ неспособен высказывать здравые суждения относительно нравственных и политических вопросов, считал идеальным государственным строем монархию, где во главе государства находится государь, имеющий ряд научных и философских знаний. Дидро верил в благотворность и потому необходимость союза монархов с философами, и подобно тому, как его материалистическое учение было направлено против духовенства, с единственной целью – передать всю власть над умами философам, так же его теория просвещенного абсолютизма стремилась передать тем же философам государственную власть.

Однако в действительности монархи часто благоволили философам, которые не оказывали никакого реального воздействия на практическую политику просвещенных деспотов. В 1773 году Дидро переехал в Санкт-Петербург по личному приглашению Екатерины II, она беседовала с ним часами, исполняла любое желание просветителя, но крайне скептически отнеслась к его проектам, затрагивающим уничтожение при дворе всякой роскоши и обращение освободившихся средств на народные нужды и всеобщее бесплатное обучение. Дени Дидро получил крупную сумму денег из рук Екатерины за свою библиотеку, которая, как и обещалось, осталась в его распоряжении. Дидро получал жалование за заведование этой библиотекой в размере 1000 ливров в год.

Дидро является идеологом буржуазии. В его литературных сочинениях им был во Франции проложен путь для буржуазно-сентиментальной драмы, ранее зародившейся в Англии и связанной с именами Мур, Камберленда, Лилло и пр.

Детство и юность

Дени Дидро родился в 1713 году. Он появился на свет в небольшом французском городке Лангре. Его мать была дочерью кожевника, а отец изготавливал ножи.

Родители решили, что Дени Дидро станет священником. Для этого они отдали его в иезуитский коллеж, который он окончил в 1728 году. Двумя годами ранее мальчик официально стал аббатом. Биографы отмечают, что в этот период герой нашей статьи был крайне религиозным человеком, постоянно соблюдал пост и даже носил власяницу.

Прибыв в Париж для завершения своего образования, он поступил в иезуитский коллеж Людовика Великого, чуть позже, по всей вероятности, в янсенитское учебное заведение — д’Аркур. Здесь он получил профессию адвоката, поскольку отец побуждал его к юридической карьере. Предположительно, как раз возникшие конфликты между янсенитами и иезуитами и отвратили его от выбранной дороги.

В 1732 году Дени Дидро получает степень магистра на факультете искусств Парижского университета. Вместо карьеры священника, он всерьез подумывает о том, чтобы стать адвокатом, но в результате предпочитает образ жизни свободного художника.

https://youtube.com/watch?v=TfYp-C4b3VQ

Учение Дидро

По мнению Дидро, трогательное и возвышенное чувство можно отыскать и у бедняка. И также через данную призму, забавное и смешное не является чуждым элементом у придворной аристократии. В период, когда буржуазия разрушала сословные перегородки между собственными привилегиями и привилегированным дворянством, то Дени Дидро разрушает сословные перегородки в жанрах литературного направления. С этих пор трагедия становится, когда она несёт в себе человеческие чувства, то есть более очеловеченной. В таких произведениях все сословия могут быть представлены драматично. Формируется аспект следующего построения, когда рационалистические характеры уступают место реальному изображению живого человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Дени Дидро и его философия 460 руб.
  • Реферат Дени Дидро и его философия 270 руб.
  • Контрольная работа Дени Дидро и его философия 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Нравоучение и чувствительность являются основными чертами нового жанра, когда рассматриваются вопросы семьи и морали, и данные темы выступают в роли главных. В произведениях данной тематики главными героями являются добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне, которые также и преобладающие герои. Данный новый жанр соответствует задачам Просветительного века.

Замечание 1

Театр становится основным проводником освободительной идеи, ритмы жизни и литературы возвращаются к человеческой природе, отменяются все условности, этикет, торжественные стихи и высокие стили классического направления. Также данные вкусы вполне отвечают вкусам буржуазии, которая не имеет героических предков и воспоминаний, любит семейный очаг и живёт в атмосфере своих будничных забот.

Примечания

  1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 390.
  2. Curran, Andrew. Diderot and the Art of Thinking Freely (неопр.). — Other Press, 2019. — С. 319. — ISBN 978-159051-670-6.
  3. ↑ Arthur Wilson, Diderot (New York: Oxford, 1972).
  4. Королев С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2016. — 223 с. — ISBN 978-5-8192-0516-7.
  5. Кучеренко Г. Дидро и Д. А. Голицын // Французский ежегодник 1984. — М.: Наука, 1986. — С. 203—218.
  6. Альбина Л. Л. . maxbooks.ru. Дата обращения: 30 мая 2019.
  7. Мезин С. А. Дидро и цивилизация России / Отв. ред. М. Лавринович. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-4448-0937-2.
  8. Соколов М. В. Дени Дидро как художник — идеи проекты и произведения // Иностранные мастера в Академии художеств. Выпуск второй. Сборник статей. — М., 2011. — С. 8—28. — 320 с.
  9. Will Durant. The Story of Civilization Volume 9: The Age of Voltaire (англ.). — Simon&Schuster, 1965. — P. 675—676.
  10. Will Durant. The Story of Civilization Volume 9:The Age of Voltaire (англ.). — Simon&Schuster, 1965. — P. 675.
  11. . www.nndb.com. Дата обращения: 20 апреля 2018.
  12. Verzaal, Elly  (нид.) (недоступная ссылка). National Library of the Netherlands (25 октября 2013).
  13. Norman Hampson. The Enlightenment. 1968. Harmondsworth: Penguin, 1982. p. 128
  14. Will Durant. The Story of Civilization Volume 9:The Age of Voltaire (англ.). — Simon&Schuster, 1965. — P. 678—679.
  15. Gopnik, Adam . The New Yorker. Дата обращения: 27 февраля 2019.
  16. Paradoxe sur le comédien, 1773, remanié en 1778; Diderot II, Classiques Larousse 1934, p. 56
  17. Œuvres de Diderot, publiées sur les manuscrits de l’auteur par Jacques André Naigeon. Paris, 1789.
  18. Œuvres complètes de Diderot. Paris. A Belin, 1818.
  19. Œuvres de Denis Diderot. Paris. Chez J. L. J. Briére, 1821—1823.
  20. Œuvres complètes de Diderot. Paris, 1875—1877.
  21. В. Н. Кузнецов. Примечания // Дени Дидро. Сочинения в 2 томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1986. — С. 534—535.

Преподавательская деятельность

В 1732 году Дени окончил учёбу, и пришло время подумать о дальнейшей работе. Отец настаивал на юридической карьере и помог сыну устроиться в канцелярию к одному парижскому адвокату. Но молодой Дидро вместо того, чтобы вести дела своего начальника, занимался языками (итальянским, греческим, английским, латинским) и математикой, которую он обожал. Его патрон неоднократно писал жалобные письма старшему Дидро, вместе они пытались наставить легкомысленного Дени на путь истинный, доказывая ему, насколько необходимо в жизни иметь хорошую профессию. На что молодой человек им отвечал: «А зачем мне профессия? Я люблю науку. Мне и так хорошо, я всем доволен».

Работы молодой Дидро лишился, к тому же его поведение сильно разозлило отца, он не понимал, как может жить человек, не принося обществу никакой пользы. Отец отказал Дени во всяческой помощи и денежных средствах, таким образом, двадцатилетний Дидро оказался на улице без единой копейки. Настолько сильна была его страсть к наукам, что он не побоялся разорвать отношения с семьёй и остаться нищим.

Дени стал давать частные уроки, но доход от них получался крайне скудным. У него была довольно странная манера заниматься с учениками. Если он видел в подростке дар к наукам, то даже если тот был беден и не мог заплатить, мог просиживать с ним с утра до поздней ночи. Бездаря, хоть и богатого, обучать не желал. С таким отношением к частным урокам Дидро порою голодал.

В какой-то момент он решил отойти от своих принципов и устроился домашним учителем к одному богатому человеку заниматься с его детьми. Условия были великолепные: полагалась отдельная комната, питание и годовая зарплата в 1500 франков. Но спустя три месяца Дидро попросил увольнения. Его работодатель не хотел отпускать талантливого преподавателя, предлагал повысить жалование в два раза. Но учитель ответил: «Всё вы делаете для меня хорошо: и комната прекрасная, и питание, и денег платите больше, чем мне нужно. Но я учу ваших детей, а сам становлюсь ребёнком, опускаюсь в умственном плане. Порой мне кажется, что умираю, а этого я не хочу. Мне надо заниматься наукой и развиваться. Мне нужна свобода».

Философские взгляды

Основные идеи Дени Дидро в области философии были им сформулированы еще в 1751 году в трактате «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит». В нем он рассматривает проблему познания в контексте символики слов и жестов.

В 1753 году он публикует «Мысли об объяснении природы», которые создает по образу и подобию произведений Бэкона, полемизируя с рационалистической философией Лейбница и Декарта. К примеру, он опровергал теорию врожденных идей.

Когда сформировалась философия Дени Дидро, он категорически отрицал дуалистическое учение, посвященное раздвоению духовного и материального начала. Он утверждал, что в мире существует только материя, которая может обладать чувствительностью, а все разнообразные и сложные явления, которые происходят в реале, — результат движения ее частиц. Подтверждение этому можно найти и в цитатах Дени Дидро:

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.

Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками, и очень мало — своими детьми.

В его философских взглядах прослеживались также мысли о влиянии на индивидуума различных внешних факторов. Среди идей Дени Дидро можно встретить утверждение о том, что человек представляет собой исключительно то, что из него способно сделать его окружение и воспитание. При этом каждое действие, которое он совершает, — необходимый акт в общем мировоззрении.

Личная жизнь

В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.

Портрет Дени Дидро

Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.

Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:

Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.

Манифест эпохи Просвещения

Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах «Энциклопедии» господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.

При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.

В «Энциклопедии» откровенной критике подвергался образ жизни вельмож. При этом авторы статей отмечали, что признают и поддерживают необходимость существования в обществе социальной иерархии. Представителей буржуа они нещадно критиковали за тягу к должностям и карьерному росту, а также жадность, финансистов признавали паразитической частью на теле третьего сословия.

Авторы «Энциклопедии» выступали за облегчение участи простого народа

Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой)

Биография

Родился в Лангре (Шампань) в семье ножовщика и метрдотеля Дидье Дидро (1685—1759) и Анжелики Виньерон (1677—1748). Трое из пяти его братьев и сестёр дожили до зрелого возраста: Дениз Дидро (1715—1797), младший брат Пьер-Дидье Дидро (1722—1787), сестра Анжелика Дидро (1720—1749). По словам Артура Маккэндлеса Уилсона, Дидро очень восхищался своей двоюродной сестрой Дениз, иногда называя её «Сократом женского пола».

Начал формальное образование в иезуитском колледже в Лангре, получив степень магистра гуманитарных наук в области философии в 1732 году. Затем он поступил в колледж д’Аркур (Le collège d’Harcourt) в Парижском университете. Отказался от карьеры в духовенстве в 1735 году и вместо этого решил учиться на Парижском юридическом факультете. Однако его изучение права было недолгим, и в начале 1740-х годов решил стать писателем и переводчиком. Из-за его отказа заняться одной из учёных профессий отец отрёкся от него, и следующие десять лет он вёл богемную жизнь.

В 1742 году подружился с Жан-Жаком Руссо, с которым познакомился, наблюдая за играми в шахматы и попивая кофе в Café de la Régence. В 1743 году он ещё больше оттолкнул своего отца, женившись на набожной католичке Антуанетте Шампьон (Anne-Antoinette Champion; 1710—1796). Брак был признан нежелательным из-за низкого социального положения Шампьон, плохого образования, отсутствия отца и отсутствия приданого. Она была примерно на три года старше Дидро. В браке в октябре 1753 года родилась девочка, которую назвали Мари-Анжеликой (ум. 1824, в браке — Каруайон), в честь умершей матери и сестры Дидро. Смерть его сестры-монахини в монастыре, возможно, повлияла на мнение Дидро о религии. Предполагается, что она послужила вдохновением для его романа о монашке Ла Религиозе, в котором он изображает женщину, которая вынуждена уйти в монастырь, где другие монахини причиняют ей страдания.

В 1765 году с целью улучшить материальное положение и накопления средств на приданое дочери выразил желание продать свою знаменитую библиотеку. Его друг, русский посол в Париже с 1762 года, князь Голицын посоветовал Екатерине II купить это собрание. Российская императрица приобрела библиотеку писателя за очень значительные деньги (15 тыс. ливров), с сохранением за Дидро права на пожизненное пользование книгами и сделав его её библиотекарем. Книги перевезли в арендованный дом в Париже с правом писателя пользоваться ими. Эта история получила значительный резонанс, который Екатерина Великая удачно использовала в свою пользу. В октябре 1785 года, уже после смерти Дидро, его библиотека была привезена в Санкт-Петербург и выставлена в одном из залов Эрмитажа. Однако как целостное собрание эта библиотека до нас не дошла: её намеренно рассредоточили по многочисленным книжным учреждениям России.

В благодарность за великодушный жест императрицы Дидро выполнял многочисленные её распоряжения. В литературе неоднократно отмечались заслуги Дидро перед русской культурой и искусством, а его авторитет в своё время был в России очень велик. Просветитель переписывался с императрицей, помогал советами и консультациями в области художественного образования и практики России, выполнял различные поручения императорского двора по приобретению произведений искусства: «Фактически именно Дидро заложил основу западноевропейской коллекции Эрмитажа, выступая как поверенный в делах князя Голицына и в этой функции сыграв решающую роль в приобретении для России ряда выдающихся по своему значению частных собраний, в том числе замечательного барона Кроза». Переговоры о покупке коллекции Кроза длились полтора года, и сделка закончилась продажей всего этого собрания за 460 тыс. ливров. Дидро и позже занимался приобретением художественных шедевров в пользу России. Кроме того скульптор Этьен Фальконе был приглашён в Россию для возведения памятника Петру I по рекомендации Дидро и при участии Голицына; по слухам именно французскому просветителю принадлежала общая идея этого памятника.

В разные годы поддерживал близкие отношения с мадмуазель Бабути (Mlle. Babuti), Мадлен де Пуазьё (Madeleine de Puisieux), Софи Воллан (Sophie Volland) и мадам де Мод (Mme de Maux). Его письма Софи Волланд известны своей откровенностью и считаются «среди литературных сокровищ восемнадцатого века».

Умер от эмфиземы в Париже 31 июля 1784 года.

Краткая биография

  1. В 1732 г. молодой человек получил степень магистра на факультете искусств Сорбоннского университета.
  2. Отец предложил сыну попробовать свои силы на юридическом поприще и устроил его помощником к своему знакомому метру Клеману де Ри. Однако Дени не желал осваивать профессию юриста и продолжал самостоятельно изучать языки, литературу, философию и математику. Несмотря на уговоры родителей Дени не хотел выбирать себе никакую профессию, что привело к серьёзной ссоре с отцом. Дидро фактически остался на улице без средств к существованию и вёл богемный образ жизни, давая иногда частные уроки и занимаясь переводами.
  3. В начале 40-х гг. Дидро познакомился и подружился с Жаном Жаком Руссо, Вольтером, Мармонтелем и другими философами и писателями. Вместе они обсуждали волнующие вопросы.
  4. В 1743 г. Дени перевёл с английского на французский «Историю Греции» Тэмпла Станьяна.
  5. В 1745 г. вышел выполненный Дидро перевод книги Энтони Шефтсбери «Опыт и достоинство добродетели», дополненный собственными размышлениями переводчика.
  6. В 1746 г. Дидро опубликовал свой первый авторский труд «Философские мысли», который был крайне враждебно принят критиками и запрещён.
  7. В 1746-1748 гг. философ работал над переводом «Медицинского словаря» Роберта Джеймса.
  8. В 1747 г. было написано новое сочинение мыслителя – «Прогулка скептика, или Аллеи». Но опубликовано оно было только в 1830 г.
  9. В 1749 г. за атеистическое произведение «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» Дидро арестовали и заключили в одиночную камеру в тюрьму Венсен. Там он провёл около 5 месяцев.
  10. В 1750 г. философу предложили стать главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», ставшего крупнейшим французским справочником XVIII века. Над ним, помимо Дидро, работали философы Руссо, Жокур, Вольтер, Монтескьë, скульптор Фальконе, архитектор Блондель, математики д’Аламбер, Боссю, учëные Добантон, Бюффон и другие видные деятели того времени.
  11. В 1751 г. вышел первый том «Энциклопедии». Всего с 1751 по 1780 гг. было опубликовано 35 томов, 28 из которых – под редакцией Дидро. Для «Энциклопедии» он написал около 6 тысяч статей об экономике, философии, точных науках, механике, политике и религии.
  12. В 1754 г. вышло сочинение «Мысли об истолковании природы», в котором философ развивает идеи атеистического материализма.
  13. В 1757 г. Дидро написал и опубликовал пьесу «Побочный сын, или Испытания добродетели».
  14. Год спустя вышла новая пьеса драматурга «Отец семейства». В обоих произведениях Дидро показывал семейные конфликты между простыми людьми. Этот новый театральный жанр автор определил как «серьёзный» (до этого существовали только трагедия и комедия), впоследствии он стал называться «драмой».
  15. С 1759 по 1781 гг. Дидро занимался написанием ежегодных критических обзоров о художественных выставках («Салоны»).
  16. В 1760 г. была написана повесть «Монахиня». Опубликована она была только в 1796 г. из-за сильной антиклирикальной тематики.
  17. В 60-е гг. писатель создал одно из лучших своих художественных произведений – философский диалог «Племянник Рамо». Книга увидела свет только после смерти автора.
  18. Как известно, у философа была великолепная библиотека, которую он решил продать в 1765 г. с целью улучшения своего материального положения и сбора денег на обучение и приданое для дочери. Библиотеку приобрела российская императрица Екатерина II, которая покровительствовала французским просветителям и состояла со многими из них в переписке. Из уважения к мыслителю, всё собрание было оставлено в Париже, Дидро был назначен библиотекарем с ежегодным жалованием (причём деньги были выплачены ему за 50 лет вперёд) и мог пользоваться книгами в любое время. Уже после его смерти, в 1785 г., библиотека была перевезена в Петербург. Однако в целом виде собрание не сохранилось.
  19. С 1765 по 1780 гг. писатель работал над романом «Жак-фаталист и его хозяин», который также был опубликован посмертно.
  20. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Петербург и пробыл там около полугода. Петербургской академией наук ему было присвоено звание иностранного почётного члена.
  21. Последние годы философ чувствовал утомление от интенсивного интеллектуального труда, но продолжал заниматься литературными проектами. Одним из последних его сочинений стало «Эссе о Сенеке».
  22. 31 июля 1784 г. в возрасте 70 лет Дени Дидро скончался. У него была эмфизема лёгких.

Писатель Дени Дидро

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: