Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в афинах

Представители и их идеи

Самые известные последователи Эпикура были в Древнем Риме. Среди них выделяются поэт Орасио, автор декларации «Carpe Diem» (Воспользуйтесь преимуществами дня), Вирджилио и Лукрецио. Историки описывают эпикурейство как типично средиземноморскую доктрину со светскими характеристиками и языческими точками.

Хотя в течение семи веков после смерти своего создателя школа мысли имела определенные трудности, средневековье означало конец ее влияния. Многие из его произведений были уничтожены, поскольку христианство резко отвергло его идеи. Христианское видение боли полностью противоречило эпикурейской философии.

Лишь некоторые последователи платонизма или аристотелизма включили некоторые свои идеи немного, но с небольшим успехом.

Диоген Эноанды

Так как очень немногие из работ Эпикура дошли до наших дней, работа некоторых из его последователей имеет фундаментальное значение для понимания его философии. Среди них был Диоген де Иноанда, греческий философ второго века, который распространял мысль об этом течении..

В рамках своей работы Диоген приказал записать некоторые из принципов Эпикура на большой стене рядом с главным рынком города Эноанда, который сегодня находится в Турции. Цель состояла в том, чтобы граждане помнили, что они не найдут счастья с помощью покупок или потребления.

Именно фрагменты, найденные в этой стене, разрушенные землетрясением, представляют собой один из основных источников историков об эпикурействе. В них фигурирует та часть его учения, которая была почти неизвестна специалистам, клинамен (отклонение).

К сожалению, только треть того, что было записано на стене, была восстановлена.

Зенон де Сидон

Зенон был философом, родившимся в первом веке до нашей эры. C. в Греции, вероятно, в городе Сидон (сегодня в Ливане). Он был современником Цицерона, который заявил в своей книге «О природе богов», что Зенон презирал других философов, в том числе таких классиков, как Сократ..

Вслед за Эпикуром Зено подтвердил, что счастье заключается не только в том, чтобы наслаждаться настоящим, а тем более в том, что было. Для него надежда на непрерывность процветания и удовольствия была фундаментальной. Речь шла о том, чтобы не смотреть в будущее со страхом.

Орасио

Последователи Эпикура были не только среди философов. Были и другие интеллектуалы, которые обнародовали свои идеи в своих произведениях, такие как Квинто Орасио Флако, один из главных поэтов Древнего Рима..

Орасио, известный своими сатирическими стихами, несколько лет жил в Афинах, где изучал греческий язык и философию, особенно эпикурейство..

Его работа характеризуется размышлениями о желаемом. Помимо повторяющейся похвалы за уходящую в отставку жизнь, которую он назвал Беатус Илле, Орасио известен тем, что создал максиму, которая идеально сочетается с эпикурейством: carpe diem, что означает «захватить день».

Лукреций

Романо, как и Орасио, Лукрецио был философом и поэтом, жившим между 99 а. С и 55 а. C. Известен только один текст этого автора, который называется De rerum natura (О природе вещей). В этой работе защищает учение Эпикура, в дополнение к атомистической физике Демокрита.

Лукреций объяснил движение и группировки атомов, а также указал на смертность души. По замыслу экспертов, автор хотел освободить человека от страха перед богами и смерти. Эти страхи, для поэта, были основными причинами несчастья.

Атомистическая философия

Эпикур в своем учении о природе утверждал, что вселенная бесконечна и беспредельна, так же, говорил о существовании множества иных миров. Эпикурейцы переняли учение об атомах с философии Демокрита, дополнив его концепцией о свободном отклонении атомов. Не смотря на присущий этой школе статус материалистов, эпикурейцы верили в богов, которые обитают в пространстве между мирами — метакосмии.

Говоря об этической составляющей учения эпикурейцев, необходимо подчеркнуть следующий фактор: в философии Эпикура существовал некий идеал мудреца, достигшего высшего блага, то есть, состояния невозмутимости и безмятежности, которое эпикурейцы называли «атараксия». Можно заметить, что этот идеал данного состояния как две капли воды схож с этикой буддистов, только имеет некоторые незначительные расхождения в методике достижения данного состояния. Учитывая то, что буддизм возник в VI веке до нашей эры, вполне логично полагать, что эта концепция могла быть перенята у буддистов, либо самими буддистами у эпикурейцев.

Смерть представлялась эпикурейцам, как распад на атомы. Эпикур так же учил полагаться в своих действиях и брать за побуждающие к чему бы то ни было факторы свои желания. То есть делать свои естественные желания основой обыденной жизни.

В рамках обыденной жизни эпикуреизм воспринимается как гедонизм, а цель жизни эпикурейца — получение чувственных удовольствий и наслаждений. Еще при своей жизни Эпикур застал начало вульгаризации своего учения. Многие философы, (даже Л.А. Сенека) в разные времена пытались заступиться за этику эллинистической философии эпикуреизма, но в общественном сознании прочно укрепился образ эпикуреизма, как культуры наслаждений.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Это интересно: 889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре

Шаги к счастливой жизни

Эпикурейцы стремились к счастливой жизни, без страдания. Их цель – получать удовольствие, но довольствоваться малым, не превращаясь в потребителя.

Фото автора Michelle Leman: Pexels

Они выделяли важные аспекты, при которых возможно достичь счастья:

  • Наслаждение жизнью. Жизнь – высшее удовольствие, пока человек живëт, он может пользоваться всеми благами и быть счастливым. При этом смерть – не является чем-то пугающим. Ведь в жизни, в этом моменте, смерти нет. Смерть за гранью жизни, а значит, не должна никого тревожить.
  • Отсутствие страхов и тревог. Наслаждаться каждым моментом, жить душой – вот счастье. Не тревожиться по мелочам, не испытывать страх, страдания.  Проживать каждый день, быть благодарным за это.
  • Иметь чистые мысли. Не думать о плохом, не желать другим зла, не завидовать. Верить в лучшее и мыслить позитивно.
  • Следить за словами, которые произносишь. Не допускать нецензурных слов, ругани, негативно окрашенных слов. Выражаться ясно и четко. Быть вежливым, излучать добро.
  • Поступать по совести. То есть, не совершать необдуманных, злых поступков.  Делать добро и благо другим, не подставлять, не унижать других. Не совершать действий, которые могут навредить другим.

Эпикуреизм: основные идеи

Учение Эпикура

Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхищают важнейшие научные теории нашего времени. Учения Эпикура и его эгалитарные взгляды сделали его видной фигурой Осевого времени, длившегося с 800 по 200 г.г. до н.э. Именно Эпикур, своей теорией «взаимной пользы», закладывает основы древнегреческой концепции этики как таковой. Учения его берут истоки из различных теорий древнегреческих мыслителей, однако в большей мере пересекаются с принципами учений Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур является атомистом и твёрдо верит в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве. Согласно его учению, всё, происходящее в мире, случается благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют под собой ни закономерностей, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда двигаются по прямой, но часто самопроизвольно отклоняются от собственной траектории. Это утверждение служило веским доказательством существования свободы воли. Эпикур первым поборол страх перед богами и нарушил существовавшие традиции поклонения им. К тому же, он активно принимал участие в религиозной жизни общества.

Согласно учениям Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге, задавая образец счастливой жизни. Он отрицал общепринятое утверждение, что Бог карает злых и вознаграждает добрых. Напротив, по убеждению Эпикура, Богу вовсе нет дела до человеческих существ. Философ провозглашает, что всё хорошее, что происходит с людьми, берёт своё начало из удовольствия либо боли. Всё, что причиняет боль – плохо, равно как и всё, что приносит удовольствие – хорошо. Его учение также гласит, что есть случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, впоследствии приводит к блаженству. Его призывы всеми силами искать блаженства многими были поняты превратно, однако истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и кары небесной. Из этого Эпикур выводит, что, не чувствуя боли, человек больше не нуждается в удовольствии, а потому достигает наивысшего душевного спокойствия. Он настоятельно предостерегает от излишеств, поскольку они неизменно ведут к боли. Закон этот применим ко всему, и к любви в том числе. Самым верным путём к счастью Эпикур называет дружбу. Он также опровергает страх перед смертью, утверждая, что «смерть для нас – ничто». Философ развивает эту мысль, добавляя, что всякое чувство, сознание и ощущение со смертью исчезает, после чего не остаётся ни боли, ни удовольствий.

Презентация на тему: » Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.» — Транскрипт:

1

Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий

2

Биография Эпикур ( гг. до н. э.) – древнегреческий философ — материалист. Основатель эпикуреизма в Афинах (« Сад Эпикура »)

3

Биография Эпикур родился в 341 г. до н. э. на острове Самос. Его отец Неокл был школьным учителем. Эпикур начал изучать философию с 14 лет По одной из версий это случилось после того, как в его руки попали сочинения Демокрита.

4

Основание школы В 311 г. до н. э. он переехал на остров Лесбос, и там основал свою первую философскую школу. Еще через 5 лет Эпикур переехал в Афины. Для размещения школы Эпикур купил сад, поэтому за последователями его учения закрепилось название « философы Сада »

5

Наследие Эпикура За свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений. Ни одно из них не дошло до нас полностью, сохранились только отрывки и пересказы его взглядов другими авторами.

6

Философские учения Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части : каноника ( теория познания ), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

7

Этика Этика Эпикура основывается на положении, что « наслаждение есть начало и конец блаженной жизни ». Он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни в достижении удовольствий.

8

Удовольствие Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания.

9

Удовольствие Подчёркивая чувственную природу наслаждения, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства.

10

Удовольствие Все удовольствия Эпикур разделил на : Естественные и необходимые Естественные, но не необходимые Неестественные и не необходимые

11

Счастье Эпикур считал, счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой. Эпикур утверждал, что счастье целиком находится во власти человека.

12

Каноника Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность. По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения.

13

Физика ( натурфилософия ) Физика призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти.

14

Учение о человеке и о природе Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям. Человек есть результат биологической эволюции. Судьба человека зависит от него самого, а не от богов. Душа человека умирает вместе с телом. Умение хорошо жить и хорошо умереть это одна и та же наука.

15

Эпикурейская школа Эпикурейская школа существовала более восьми столетий и была главным центром античного материализма и атеизма.

16

Источники информации :

Эпикуреец – потребитель

В современном мире, кажется, что каждый второй из нас живëт согласно правилам эпикурейцев. То есть потребляет и наслаждается жизнью. На самом деле истинный посыл был не такой. Эпикуреизм ставит перед собой цель избежать страдания и боли, а не безгранично потреблять одни лишь блага.

Многие современники сейчас называют Эпикура развратником. На самом же деле Эпикур был скромным, учтивым. Для жизни ему хватало воды и хлеба, остальное он считал роскошью, довольствоваться малым, жил по потребностям.

Дружба

Эпикурейцы ценили дружбу, они принимали других людей. Ведь любые трудности легче преодолевать в компании надежных друзей, с их поддержкой. Эпикуреизм говорит о том, что нужно жить в социуме, быть с ним единым целым. Ведь это неотъемлемая часть нашей жизни.

Отношение к другим людям не должно нести в себе негативного посыла

Важно быть добрым и внимательным к другим, относится к ним, как к близким людям

Увлечения

Эпикурейцы видели наслаждение там, где нет принуждения. Учения и знания, если не приносили человеку радость и удовольствие, не являлись важным.  Жизнь нужно жить, наслаждаться моментом, чувствовать, а не постигать еë суть. Эпикуреизм предлагает жить здесь и сейчас, в процессе. Часто именно за это общество упрекало эпикурейцев в безграмотности, необразованности.

Отрицание Богов

Эпикур говорил, что всë на земле состоит из атомов. Даже Боги. Вселенная не появились ниоткуда, она всегда была, никакого божественного создания еë или людей не может быть. Душа так же состояла из атомов и без тела не существовала. Вместе с телом погибала душа. А это значило, что никакой загробной жизни нет.


Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Эпикурейцы не верили в влияния Бога или каких-то иных высших сил. Их цель – быть свободными. Человек сам распоряжается своей судьбой. На всë что он делает, есть только его собственная воля. Быть свободным и независимым, принадлежать только себе – вот главные аспекты.

Эпикур доносил своим ученикам, что в свободном человеке нет страха перед Богом, как и перед смертью. Боги и сами наслаждаются своим существованием, они не вмешиваются в жизни других, а значит не стоит их опасаться.

Именно из-за этого Эпикура называли атеистом и запрещали его работы к публикации, хотя существование самого Бога он не отрицал.

Счастье

Счастливая жизнь, по мнению Эпикура, это разумная жизнь, где нет ненависти, негатива и зла. Добродетель – проводник к счастью, именно он помогает человеку достичь наслаждения. Там где нет ненависти – нет тревог и страхов, а значит, нет места беспокойству.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Учения Эпикура сравнивают с психиатрией, ведь он тоже говорил об “излечения души” от боли и страдания. А это значит, что все негативные эмоции – это всего лишь наши реакции на какие-то события, и эти реакции можно контролировать. А значит лечить и избавляться от них.

Для того, чтобы быть счастливым, нужно минимизировать общения с неприятными людьми, а также уйти от негативных повторяющихся событий.

LiveInternetLiveInternet

Эпикур – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н. э. — в Афинах.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.Здесь собраны самые яркие его цитаты.

Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Бог желает предотвратить зло, но не может? Значит, он не всесилен. Может, но не желает? Значит, он жесток. Может и желает? Тогда откуда возникает зло? Не может и не желает? Тогда за что называть его Богом?
Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет

Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.
Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Редко судьба препятствует мудрому.
Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных не удовольствий.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным.
Величайший плод справедливости — безмятежность.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

О богах

Согласно Эпикуру, бог (греч. θεός) является существом (греч. ζῷον) бессмертным и блаженным

Как пишет Марианна Шахнович, парадоксальность наследия Эпикура заключается в том, что «он, признанный как безбожник, не только утверждал существование богов, но и отвёл учению о богах (теологии) важное место в своей философской системе».

Эпикур отрицал провиденциализм. Он заявлял, что в том виде, в котором боги существуют, им нет дела до людей, они не имеют представления о нашем существовании, и следовательно, они не будут наказывать нас ни в этой, ни в какой-нибудь любой другой жизни.

Основные положения учения Эпикура о богах таковы:

боги существуют;
истинное знание о богах образуется за счёт предвосхищения (пролепсиса);
обывательское представление о богах ложно;
боги бессмертны и блаженны и пребывают в междумириях (интермундиях).

Шахнович пишет о «знаменитом заключении Эпикура», известном в изложении Лактанция (De ira dei 13, 19), о несовместимости представления о промысле всеблагого бога с наличием зла в мире, в связи с чем утверждает, что Эпикур отвергал теодицею.

Физика Эпикура

Согласно данным выше пояснениям, этика Эпикура требует для себя опоры в материалистической, независимой от религии и мистики, физике. Такой физикой оказался для него атомистический материализм Демокрита, который он принимает с некоторыми важными изменениями. В письме к Геродоту Эпикур принимает как исходные два недоступных чувствам физических положения:

  • 1) «Ничто не происходит из несуществующего: если бы это было так, то все происходило бы из всего, нисколько не нуждаясь в семенах. И наоборот, если бы исчезающее погибало, переходя в несуществующее, то все вещи были бы уже погибшими, так как не было бы того, во что они разрешались бы»;
  • 2) «Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение.»

Эти предпосылки принимались уже в древние времена элеатами (Парменидом, Зеноном и Мелиссом), а также теми, кто хотел, исходя из учения элеатов о вечном и неизменном бытии, объяснить многообразие и движение в мире: Эмпедоклом, Анаксагором и атомистическими материалистами.

Чтобы объяснить движение, Левкипп и Демокрит приняли, наряду с телесным бытием, небытие, или пустоту. Учение это принял также и Эпикур: он также утверждает, что вселенная состоит из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удостоверяется ощущениями, существование пустоты — тем, что без пустоты невозможным было бы движение, так как предметам некуда было бы двигаться. » Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются…».

Тела имеют постоянные (форма, величина, вес) и преходящие свойства.

Так же следует Демокриту Эпикур и в учении, что тела представляют или соединения тел, или то, из чего образуются их соединения. «В числе тел одни суть соединения, а другие — то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений… Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями)…» Соединения образуются из весьма малых неделимых, «неразрезаемых» плотных тел, которые различаются не только, как у Демокрита, по форме и по величине, но также и по весу. Различия между атомами по весу — важная отличительная черта атомистической физики Эпикура и предвосхищение характеристики их в новейшем атомистическом материализме.

Утверждая неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит, отрицал бесконечную делимость тел. Именно допущение такой делимости было основой для доводов, выдвинутых учеником Парменида, элеатом Зеноном, против существования множества, против делимости сущего и против движения. Одновременно Эпикур допускает минимальные, или наименьшие, части атомов и тем самым отличает физическую неделимость атома от математической неделимости его.

Биография из Википедии

Эпику́р
(греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»).

От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара.

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур, сын Неокла и Херестраты, вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323-321 годах до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 года до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 году до н. э.

Труды

Сохранившееся творчество Эпикура, хотя число его работ доходит почти до трехсот, сводится к трем важным письмам к друзьям, к восьмидесяти афоризмам, называемым «Главные мысли», и к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его работ.

Отношения Эпикура и древних авторов

Эпикур полемизировал с Платоном. По мнению Ф. Солмсена, свою философскую систему Эпикур создавал как противостоящую академической.

Некоторые древние авторы упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе. Сам же Эпикур, по некоторым свидетельствам, отзывался о названных и других философах довольно пренебрежительно, а то и презрительно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: