Самые яркие моменты биографии и личной жизни фаины раневской

Театр

Расположением Павлы Вульф Фаина очень дорожила, мудрая актриса давала начинающей советы, делилась опытом.

Благодаря Павле Леонтьевне Раневская стала уже не участницей массовок, а театральной актрисой. Правда, театров ей по-прежнему приходилось менять много:

  • с 1918 по 1924 годы она работала в Первом советском передвижном театре;
  • с 1925 по 1931 годы Раневская была актрисой рабочего театра в Баку, драматических театров в Сталинграде, Архангельске, Смоленске.

В 1924 году ей довелось немного поработать в столичном Театре Московского отдела народного образования. А уже с 1931 года Фаина Раневская стала востребованной московской театральной актрисой, больше столица её никуда не отпускала.

До Великой Отечественной войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В военные годы с семьёй Павлы Вульф Раневская была эвакуирована в Ташкент. Там она особенно сблизилась с поэтессой Анной Ахматовой. Когда Аню привезли больную из Ленинграда, Фаина практически выходила её. Их дружба продлилась потом до конца жизни. Приезжая в Москву, Ахматова часто останавливалась у Раневской. Либо они встречались в гостиничном номере, как писала Фаина: «В маленьком номере, за столиком, покрытом потёртой бархатной скатертью, за двумя стаканами с бледным и давно остывшим чаем – две великие старухи нашего века».

Вернувшись из эвакуации, Раневская работала в Московском театре драмы (сейчас это Театр имени Маяковского), в Театре имени А. С. Пушкина и в Театре имени Моссовета, в последнем она выходила на сцену до самой смерти.

У неё было мало главных ролей, в большей степени она играла второстепенных персонажей, но играла так, что зрители шли на спектакль только из-за Раневской.

Она сыграла почти во всех пьесах любимого маминого писателя А. П. Чехова.

Название постановки

Роль Фаины Раневской

«Вишнёвый сад»

гувернантка Шарлотта Ивановна

«Чайка»

Маша

«Иванов»

Зюзюшка

«Три сестры»

Наташа, Ольга

«Дядя Ваня»

Войницкая

«Волки и овцы»

Анфиса Тихоновна

«Гроза»

сумасшедшая барыня

«Ревизор»

вдова унтер-офицера

«На дне»

Настя

«Женитьба»

сваха

«Бесприданница»

тётка Карандышева

«Любовь Яровая»

Дунька

«Молодая Гвардия»

бабушка Олега Кошевого

«Странная миссис Сэвидж»

миссис Этель Сэвидж

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!

Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были о.

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»! Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях. Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».

Фаина Раневская в роли Антониды Васильевны в «Игроке»

Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.

Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж (постановка «Странная миссис Сэвидж»)

Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»). Фаина Раневская — «Великая и Ужасная» (Документальный фильм) Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха. Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской естественно существуют в частичном объеме, поскольку женщина скончалась в 1984 году, когда социальных сетей еще не было и в помине. Дело в том, что женщина с ее нестандартным чувством юмора и едкими афоризмами легко могла бы стать звездой интернета. Однако в Инстаграм реально найти группы, посвященные творчеству и личной жизни, Фаины Григорьевны, но за материалы, размещенные в них, никто ответственности не понесет.

В статье, посвященной Раневской (Фельдман) можно отыскать интересные факты о ее детстве, родителях, образовании. Довольно мало сведений о ее личной жизни, но есть информация о фильмографии, работах в театре и иных сферах деятельности. Статья найдена на alabanza.ru

Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской

Фаина Раневская прожила долгую и плодотворную жизнь, до последнего дня выглядела великолепно, не уставала острить и быть на высоте, показывая более молодому поколению, насколько важно верить в себя, идти до конца, а, главное улыбаться не только друзьям, но и врагам. Рост, вес, возраст

Сколько лет Фаине Раневской можно ответить следующим образом: умерла Фаина в 87 лет, вот только данных о росте и весе не сохранилось, может потому, что женщина уже отошла в мир иной. Разве что можно сказать, что выглядела она превосходно как для своего возраста, так и вообще. Прожила она долгую жизнь, которая была наполнена самыми разными событиями.

Образ Фаины Раневской навсегда вошел в историю, как нечто ироничное, всегда попадающее в цель. Будучи уже в возрасте, запомнилась как слегка насмешливая бабушка, держащая в руке папироску. Но мало кто знает, что на самом деле происходило в душе этой великой женщины. Может, на самом деле, в душе ей было не так положительно, как она пыталась показать? Это мы и рассмотрим в данной статье, расскажем о некоторых важных моментах в жизни Раневской, ярких романах, словом, обо всем, что играет огромную роль на протяжении всей жизни. Она была в некотором роде, специфическим человеком, но интересным, необычайно ярким.

Начало пути и актерский псевдоним

Мама незаметно сунула дочери сверток с деньгами, ведь отец не дал Фаине не гроша. В Москве она сняла маленькую комнатку и поняла, что впереди свобода, которой ей так не хватало дома.

Девушка сумела преодолеть робость и завести множество интересных знакомств с поэтами и актерами (Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Василий Качалов — вот те немногие знаменитости, с которыми подружилась Фанни).

А вот убедить приемные комиссии театральных училищ в своем таланте девушка не смогла. Тогда ей помогла одна из новых знакомых, актриса Екатерина Гельцер. Она пристроила Фаину в маленький подмосковный театр. Здесь Фанни прослужила один сезон. А дальше начались ее скитания по городам и провинциальным театрам.

Когда юная актриса гастролировала с очередной труппой в Керчи, она получила в банке денежный перевод от матери (та, втайне от отца, продолжала материально поддерживать дочь).

Сильный порыв ветра вырвал на улице пачку денег из рук девушки. «Жаль, конечно, но как красиво летят» — пробормотала Фанни. «Сказала как Раневская!» — воскликнул коллега, шедший рядом. Так неожиданно появился актерский псевдоним Фанни Фельдман.

Память

  • В Москве на доме, где в 1973—1984 годах жила актриса (Большой Палашёвский пер., д. 3), в 1987 году установлена мемориальная доска.
  • В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием актрисы.
  • В репертуаре новосибирской культовой рок-группы «Коридор» есть песня «Как она играла», посвящённая актрисе.
  • 27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня её рождения поисковик Google обнародовал логотип с изображением актрисы.
  • Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году она включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
  • В Симферополе в августе 2016 года мемориальную доску в честь актрисы установили на доме № 17 по улице Самокиша.
  • В репертуаре Л. Милявской есть песня «Раневская», посвященная актрисе.
  • В честь актрисы назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 29 сентября 1986 года.
  • В 2019 году в Приморском районе Петербурга, в одном из скверов по проспекту Сизова, установлена скульптурная композиция, изображающая Ф. Раневскую в образе незабываемой Ляли из кинокомедии «Подкидыш», живописно отдыхающую на скамейке, на гранитном постаменте высечена одна из её крылатых фраз: «Все сбудется, стоит только расхотеть…».
  • У поэта и музыканта Марка Мермана есть песня «Старые фильмы», в начале которой автор напоминает о знаменитой фразе, произнесённой Фаиной Раневской в фильме «Подкидыш»: «Лента стертая давнего дня / Затрещит, былым осеня. / В шляпе белой актриса твердила в картине: / «Муля, не нервируй меня»…» Затем дважды даётся отсылка к этому крылатому выражению, а в конце звучат слова: «Жизнь, — как фильм, — до кадра, до дня, / Век последний пятак разменял. / Так актриса и не сказала на идиш: / «Время, не нервируй меня… / Время, я твой подкидыш…»
  • Решением Симферопольского городского совета от 18.12.2020 г. № 264 именем Фаины Раневской названа одна из улиц района Петровские высоты Симферополя.

В Таганроге

  • 1986, 29 августа — установлена мемориальная доска на доме, где родилась актриса (ул. Фрунзе, 10).
  • 2008, май — Первый международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция».
  • 2008, 16 мая — рядом с домом, в котором родилась актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор — Д. Бегалов).
  • 2009 — Неподалёку от дома отца актрисы открылась кофейня «Фрёкен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством её фотографий.
  • В доме, в котором родилась актриса, городские власти ещё с советских времён планируют открыть музей Фаины Раневской.

Документалистика

  • 1990 — Документальный двухсерийный фильм киностудии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович)
  • 2004 — Фаина Раневская. Документальная программа В. Вульфа из цикла «Мой серебряный шар» Режиссёр С. Кокотунова. ООО «Меридиан холдинг» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал Россия». 2004. Россия-Культура. 03.08.2019. 44 минуты.
  • 2005 — Документальная программа «Легенды мирового кино. Фаина Раневская» (реж. А. Истратов), телеканал «Культура»
  • 2006 — Документальный фильм «Как уходили кумиры. Фаина Раневская» (реж. Д. Кужаров), телеканал «ДТВ»
  • 2009 — Документальная программа «Великая и ужасная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», телеканал «100ТВ» (Санкт-Петербург)
  • 2011 – Документальный фильм из цикла «Поэзия судьбы»( автор и ведущий Евгений Понасенков) на телеканале «Комсомольская правда»
  • 2011 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Острова» (реж. О. Ларина), телеканал «Культура»
  • 2015 — Документальный фильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Д. Горин), телеканал «ТВ Центр»
  • 2015 — Документальный фильм «Частная история: Фаина Раневская», телеканал «Москва Доверие»
  • 2017 — Документальная программа «Последний день. Фаина Раневская», телеканал «Звезда»
  • 2019 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Королевство маловато!» (реж. Т. Бацков), телеканал «ТВ Центр»
  • 2020 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Прощание», телеканал «ТВ Центр»
  • 2020 — Документальная программа «Фаина Раневская» из цикла «Раскрывая тайны звёзд», телеканал «Культура»

Киновоплощения

  • 2003 — «Благословите женщину» (реж. С. Говорухин ). В роли актрисы Маргариты Михайловны Куниной (прототипом образа которой является Фаина Раневская) — И. Чурикова.
  • 2005 — «Звезда эпохи» (реж. Ю. Кара). В роли Раневской — Т. Васильева.
  • 2012 — «Анна Герман. Тайна белого ангела» (реж. В. Кшистек, А. Тименко). В роли Раневской — Е. Бондарева-Репина.
  • 2015 — «Орлова и Александров» (реж. В. Москаленко). В роли Раневской — Ю. Рутберг.

Роли в театре

«Летний театр», Малаховка

1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка И. Певцова — роль без слов

«1-й Советский театр» в Крыму (1918—1924)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «Живой труп» Л. Толстого — Маша
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931)

  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
  • «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
  • «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
  • «Гамлет» У. Шекспира — Королева
  • «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
  • «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
  • «Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
  • «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
  • «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина

Камерный театр Таирова

  • 1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка А. Таирова — Зинка, проститутка
  • «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока— Аврора

Центральный театр Красной Армии (1935—1939)

  • 1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина

Московский театр драмы (1943—1949)

  • 1943 — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  • 1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  • 1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  • 1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

  • 1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  • 1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  • 1953 — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
  • 1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
  • 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  • 1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
  • 1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
  • 1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка С. Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  • 1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  • 1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
  • 1960 — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектакля «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Голодающий Крым

Раздираемая на части страна стонала от Гражданской войны. Раневская и Вульф перебираются в Феодосию, которая уже совсем не похожа на курорт: в старинной Кафе царят хаос, тиф и лютый голод. Девушки берутся за любую работу, чтобы выжить.

Именно в те времена состоялось знакомство Фаины с Волошиным, который подкармливал их коктебельской рыбкой, чтобы актрисы не протянули ноги от голода.

Максимилиан Волошин

Раневская на всю жизнь запомнила ужас тех лет, царивший на российском полуострове. Но она не оставляла свою месту и верила, что однажды еще сыграет свою главную роль.

Воля к жизни, чувство юмора, адекватная оценка реальности и упорство помогали Раневской на протяжении всей ее жизни.

Фильмография актрисы

Фильмы с актрисой многочисленны, известны многим. Впервые в кино она исполнила роль в картине «Пышка», вышедшей в прокат в 1934-м. Тремя годами позднее зрители посмотрели ленту «Дума про казака Голоту», для работы над которой тоже пригласили Фаю. В 39-м её фильмография пополнилась проектом «Ошибка инженера Кочина». В том же году она снялась в картинах «Подкидыш», «Человек в футляре». 40-й год в истории кино отмечен актёрской работой Фанни в ленте «Любимая девушка». В следующем году она появилась в «Миргороде».

Киноведы, рассказывая, в каких фильмах снималась Фанни, обязательно упоминают:

  • «Солдатскую сказку»;
  • «Родные берега»;
  • «Свадьбу».

Вспоминая фильмы, в главной роли в которых играла Фаина, стоит упомянуть:

  • «Девушку с гитарой» в 58-м;
  • «Лёгкую жизнь» в 64-м.

Актриса работала над картинами:

«Мечта»;
«Весна;
«Золушка»;
«Осторожно, бабушка!».

Яркая, запоминающаяся на всех своих фото Фаина в 45-м снималась в «Небесном тихоходе», через два года сыграла в «Слоне и верёвочке», «Рядовом Александре Матросове». Двумя годами позднее её пригласили поработать над картиной «Встреча на Эльбе». В 49-м публика увидела фильм с её участием «У них есть Родина». В 1966-м презентовали картину «Сегодня – новый аттракцион».

Помимо актёрской деятельности в киноиндустрии Фая работала в озвучивании мультфильмов. Её голос звучит в мультипликационной работе 69-го «Карлсон вернулся».

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Разрыв с близкими и успех

В 1915 году Федьдманы уехали из страны, они звали с собой и Фаину, но в то время ее приняли в Театр актера в Москве и она отказалась, что привело к окончательному разрыву с родными.

Первым спектаклем стал «Роман», далее любимый «Вишневый сад». В начале 30-х годов стала работать в камерном театре. Получив немало опыта на сцене, оказавшись в театре им. Моссовета, Раневская решила, что теперь имеет право поучать режиссеров и навязывать им свое видение спектаклей.

Художественный руководитель Юрий Завадский терпеть не мог Фаину Георгиевну. Она давала ему неприятные прозвища, могла открыто нахамить, высмеять. Однако, Завадский не мог выгнать актрису, ведь публика ее боготворила.

Даже самой маленькой ролью Фаина Георгиевна могла затмить своих коллег, она любила импровизировать и переписывать образ под себя.

На сцену театра им. Моссовета Раневская выходила около 25 лет. Наиболее успешными спектаклями с ее участием были «Таинственная миссии Сэвидж» и «Дальше тишина».

Остаток жизни звезда посвятила театру им. Пушкина, бывшему Камерному, с которого она и начинала свою карьеру в столице.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской на свет никогда не рождались, поэтому свою фамилию и талант передать женщине было некому. Самое интересное, что своим ребенком она считала любимую дворняжку по кличке Мальчик. Собаку знаменитая актриса подобрала на улице, только ей она доверяла все тайны и считала самым дорогим существом.

При этом Раневская иногда признавалась, что все отдала бы за рождение малыша, поэтому страстно любила чужих детишек, считая их своими внуками. Одним из них был внук актрисы и близкой подруги Фаины Павлы Вульф, который часто дает интервью о своей бабушке.

Маленького Лешу актриса сама принесла из роддома, поскольку его мама Ирина была слаба после родов, а настоящая бабушка ухаживала за ней. При этом она боялась уронить новорожденного и, когда несла его домой, то почти не дышала.

С легкой руки мальчика Раневскую дали прозвище Фуфа, которое он повторял, когда увидел, что комната загорелась от непотушенной сигареты. Только Фаина могла понимать детский лепет Леши, она читала ему стихи и переодевалась в страшного мужика, чтобы мальчик не капризничал.

Парень вырос и стал работать в Афганистане по контракту, а его «бабушка» постоянно присылала ему полные тоски письма и открытки, которые подписывала просто «твоя Фуфа».

Еще одним «сыном» актрисы стал молодой журналист Глеб Скороходов, который фактически предал ее, поскольку записал все, что Раневская не лестно всегда говорила о коллегах, и решил написать книгу. При этом рукопись попала к Фаине, и она отказалась ее возвращать, вызвав милицию.

Детство

Фаина Георгиевна появилась на свет в семье зажиточного фабриканта. Ее настоящая фамилия – Фельдман. Раневская – псевдоним, который она взяла, уже будучи профессиональной актрисой. Это одна из чеховских героинь, с которой актриса ощущала духовное родство. А со знакомства с Чеховым началась ее бесконечная любовь к театру.

В детстве

Как было принято в богатых семьях, мать ее не работала. Дохода отца от фабрики красок, нескольких домов и речного пароходика вполне хватало на обеспеченную безбедную жизнь. Детей, как водилось на Руси, была много. Младший брат умер еще в младенчестве, но у Фаины осталось еще двое братьев и старшая сестра.

С детьми она не ладила. Во-первых, девочка всегда была более развитой, чем ее сверстники, и намного рассудительнее. Во-вторых, у нее был скверный по мнению всей семьи характер, так как она имела свое собственное мнение и не боялась его высказывать. Но больше всего ее травмировали насмешки ровесников и братьев по поводу ее заикания, которым она страдала с ранних лет.

Девочки из богатых семей обычно воспитывались в закрытых пансионах. В такое заведение отдали и Фаину, когда той пришла пора идти в школу. О тех годах она вспоминает с содроганием. Не обладая усидчивостью и большими способностями к учению, а главное, не желая зубрить уроки, Фаина при каждом визите родителей горько плакала, умоляя забрать ее домой из Мариинки. И те, в конце-концов поддались на уговоры.

Дома девочка ожила. Ей наняли частных педагогов и предупредили, что если она не будет стараться, то снова окажется в пансионе. С математикой она так и осталась не в ладах. Но вот пению, танцам и музыке училась с удовольствием. Позднее увлеклась чтением, и ей начали легко даваться иностранные языки.

Но главной страстью девочки стало кино. Оно казалось Фаине совершенно другим волшебным миром, в который так хотелось попасть хоть ненадолго. Но переломный момент в ее сознании произошел, когда она впервые попала в театр.

В 1913 вся семья отправилась в Москву, и там на сцене МХАТа давали «Вишневый сад», который Фаина смотрела просто как завороженная. В этот день она твердо решила стать актрисой.

Понимая, что для этого надо иметь хотя бы базовое образование, Фаина начала учиться более старательно и уговорила родителей записать ее в театральную студию. К увлечению родня отнеслась снисходительно, будучи уверенными в том, что она рано выйдет замуж, и эта блажь пройдет.

Но когда 17-летняя дочь заявила отцу, что собирается сделать театр своей профессией, он пригрозил ей выгнать ее из дома, если она не передумает.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

ЩЕДРАЯ ДУША

В своем последнем интервью Фаина Раневская говорила, что больше всего в людях ценит талант и доброту, причем второе качество гораздо сильнее. Она называла себя «бытовой дурой» и была наивной, доверчивой, готовой отдать последнее. Однажды в Ленинграде, во время очередных съемок Раневскую навестила какая-то старушка, которая представилась якобы ее одноклассницей по таганрогской гимназии. Самозванка пожаловалась на свою бедность, на что Фаина Георгиевна вынесла свою шубу и подарила ей. Она получала в театре самую высокую зарплату — 350 рублей в месяц, и как вспоминал Евгений Стеблов, половину раздавала знакомым и малознакомым нуждающимся.


Раневская в картине «Легкая жизнь»

Фото: kino-teatr.ru

Биография Фаины Раневской

Фаину считают исторической личностью. Она внесла большой вклад в умы своих соотечественников. Высказывания этой женщины до сих пор используются как афоризмы, их постоянно изучают, пересказывают и пытаются найти еще более глубокий смысл. Немудрено, что личностью Раневской интересовались не только по части ее мыслей, но и в плане биографии.

Годы жизни Фаины Раневской

Раневская прожила долгую насыщенную жизнь. Женщина появилась на свет 27 августа под знаком Зодиака Дева. Актрисе на своем веку удалось увидеть множество изменений в стране.

Фаина появилась на свет в богатой семье евреев и никогда не жаловалась на свое материальное положение

Она пришла в этот мир в 1896 году, когда Россия еще носила статус Российской империи, а ушла из жизни в 1984 году, когда на ее Родине еще царил порядок Советского Союза.

Где родилась Фаина Раневская

Свою малую родину Фаина никогда не скрывала. Знаменитость появилась на свет в Таганроге, городе, расположенном на берегу Азовского моря в Ростовской области. Многие его современные жители гордятся тем, что появились на свет в месте рождения великой женщины.

Национальность Фаины Раневской

Национальность Фаины вызывала массу споров, особенно во времена предвзятого отношения к людям по факту происхождения. Несмотря на мнение общественности, женщина не старалась скрывать данные о своей родословной. По национальности Раневская – еврейка, о чем говорит не только внешность, но и имя женщины.

У Раневской были три брата и сестра Изабелла Фельдман, которая ушла из жизни еще до смерти великой актрисы

Настоящая фамилия Фаины Раневской

Фаина Раневская – лишь псевдоним творческой женщины. Свое настоящее имя она предпочитала не называть и приставлялась по всем известному прозвищу. При рождении Раневскую назвали Фанни. Ее полное имя звучало как Фанни Гиршевна Фельдман.

Рост и вес Фаины Раневской

Фаина имела довольно крупное телосложение для актрис того времени, однако могла похвастаться стройной фигурой с привлекательными формами. Артиста нередко была объектом внимания мужчин, однако практически не отвечала на комплименты в свой адрес, поддерживая образ независимой женщины. Вес Раневской достоверно неизвестен, а ее рост составлял 180 см.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: